Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»
Название: «У страха глаза велики»
Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.
Второстепенные герои: зайка.
Характеристика главных героев:
Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.
Испугались неизвестно чего.
Характеристика второстепенных героев:
Заяц — быстрый и ловкий.
Обрадовался, что успел убежать.
Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»
Герои ежедневно ходили по воду.
Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.
Все перепугались и быстро убежали.
Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.
Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.
План сказки:
Основная мысль произведения «У страха глаза велики»
Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.
Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.
Чему учит сказка
Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.
Учит не спешить с выводами.
Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.
В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.
Это интересная, смешная и поучительная история.
Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.
Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.
Но разгадка часто оказывается смешной.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Урок литературного чтения сказка «У страха глаза велики»,2 класс
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Автор: Заславская Татьяна Николаевна.
Формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок,
отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.
Планируемые результаты (формирование УУД):
Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.
-учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 2 кл. І ч»,
-карточки для определения жанра произведения,
-карточки с домашним заданием,
-карточки с названиями героев,
— заготовка для рефлексии,
Организационный момент. (1 мин)
Много полезного в каждой из строк,
Вы учите их, а они учат вас!
— Давайте улыбнёмся друг другу,
поделимся своим теплом, добротой, хорошим настроением.
Каждый урок – это урок новых открытий.
Готовы ли вы к трудностям, не боитесь их?
Подготовка к работе.
Настраиваются на работу.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение
2 этап. Актуализация опорных знаний
1.Прочитайте предложения (проектор)
Пуганая ворона и куста боится.
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трус собственной тени боится.
Кто дрожит, тот и бежит.
— Подумайте, что это за предложения? (пословицы)
— Что объединяет эти пословицы? (трусость)
Подберите к этому понятию другое близкое по значению слово. (страх, боязнь)
Трус – человек, легко поддающийся чувству страха. (проектор)
Трусость – поведение труса, боязливость.
Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.
Были ли у вас случаи, когда вы испытывали страх? (да, и рассказ детей)
Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака в темноте.
Темноты боится Петя.
Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Оказалось на рассвете –
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка.
В темноте увидел Петя
Оказалось на рассвете –
Это печка с кочергой.
Представляете, что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле)
Сегодня мы познакомимся с произведением, где герои тоже такого себе навыдумывали…
3 этап Целеполагание 5 мин
Угадайте о каком жанре мы сегодня с вами будем говорить?
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кроватки, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате бродят сказки….
Как вы уже догадались, мы начинаем большой раздел «Мир сказок»…
— Ребята, а много ли сказок не свете? (ответы детей).
— Правильно. Попробуйте сосчитать звёзды на небе, или капли в море, или деревья в лесах… Вот сколько сказок на свете!
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
А теперь давайте вспомним всё, что вы знаете о сказках.
(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил).
— Какие виды сказок вы знаете? (народные, литературные)
— Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? (узнать новый вид сказок)
Давайте вспомним план, по которому мы работаем, когда изучаем новое произведение.
1. О чём это произведение?
3.Какой это вид сказки?
Название нашей сказки рассыпалось на кусочки, соберите его. («У страха глаза велики»).
Как вы понимание словосочетания «глаза велики»? (Очень большие глаза.).
Что лежит в основе названия сказки (пословица)
Предположите, о чем будет сказка? (Высказывание детей).
Рассмотрите иллюстрацию к сказке, можем ли мы понять кто является героями?
— Давайте сейчас прочитаем сказку.
Постановка цели и задач урока
Составление плана урока
Читает учитель и хорошо читающие ученики.
Открытие «новых знаний»
Первичное восприятие сказки «У страха глаза велики».
— Понравилась ли вам сказка?
— Какие картинки вы представили перед собой, когда слушали сказку?
– было ли вам страшно?
— Что вас больше всего рассмешило в сказке?
2. Учащиеся читают самостоятельно сказку.
3. Словарная работа ( колода, напёрсток, схоронились, колодец)
Какие непонятные слова встретились в тексте?
Кто из вас знает значение слов «колода» и «колодец»? (на экране)
(Колода – короткое толстое бревно, в котором делается углубление для воды
Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли
Вторичное осмысление восприятия сказки. Работа в группах.
— А можно ли узнать по началу произведения, что перед нами сказка?
— Какими словами начинается сказка? (жили- были)
— Как еще может начинаться сказка? (в некотором царстве, давным-давно).
Есть ли автор у этой сказки? Какая это сказка? (народная)
— Кто главные герои сказки? (бабушка, внучка, курочка, мышка). Следующая работа у нас будет в группах. Мы с вами вместе составим вот такую таблицу. Каждая группа будет выполнять свое задание. Чем мы будем пользоваться при выполнении этого задания? (учебником). Время работы 2 минутки.
Составление таблицы «Характеристика героев сказки».
Проверка. Чем занимались наши герои? (носили воду)
Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).
Обратим внимание на размер вёдер у водоносов.
Какой размер ведер был у героев?
Найдите в тексте ответ на вопрос: откуда брали воду наши герои?
Кого испугались герои?
Оцените на листочках работу вашей группы. Садитесь на места.
Рассмотрите картинку на стр.27 и зачитайте отрывок, который относится к этой картинке.
В тексте есть ещё один герой – это заяц. Что привиделось зайке? Почему зайке привиделись именно охотники?
Прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.
(«у страха глаза велики: чего нет, и то видят»)
— Как вы понимаете эту пословицу? (от страха человек может представить даже то, что на самом деле нет
Работа с текстом в группах
Оценивание работы группы
Работа с иллюстрацией и текстом учебника
5 этап Физкультминутка 1 мин
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт.
— Ребята, изучая каждое произведение мы составляем к нему обложку.
Я предлагаю вам сделать обложку к нашей сказке.
Вспомните что мы определили для себя (узнать новый вид сказки)
Так вот сегодня, ребята, мы познакомились с новым видом сказок, который называется бытовые сказки.
-Прочитайте определение в учебнике «бытовая сказка» (стр81)
Кто чаще всего является героями бытовых сказок? (люди, дети)
— о чём это сказка? (о приключениях)
Каким цветом будем закрашивать кружок? (синим)
Работа по учебнику с понятием «бытовая сказка»
Обобщение и систематизация знаний (итог урока)
Ребята, как вы думаете решили ли мы нашу учебную задачу? Вспомните наш план урока.
О чём это произведение?
— Какова главная мысль этой сказки? (трусливый человек может увидеть то, чего на самом деле нет)
— В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»?
— Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).
— Подумайте, трусость – это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).
Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).
Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх).
Ребята, я прошу вас оценить свою работу на уроке.
У каждого из вас лежат круги красного, зелёного и жёлтого цвета.
Если урок вам понравился и у вас всё получилось, выберите красный круг,
А если урок вам не понравился, или у вас возникли трудности при работе на уроке- зелёный.
-Я предлагаю вам выбрать карточки с заданием:
1 карточка – выполнение заданий в рабочей тетрадке
2 карточка – выразительное чтение сказки;
3 карточка – сочинить свою бытовую сказку
Учащиеся выбирают карточки с домашним заданием по своему уровню.
Спасибо всем за работу, урок закончен.
Дифференцированное задание по выбору учащихся
3. Работа над выразительностью чтения
Давайте вместе поработаем над этим эпизодом сказки. Поучимся читать текст выразительно.
Найдите в тексте абзац, где наши водоносы идут с целыми вёдрами домой.
Перечитайте про себя текст. Мысленно представьте героев сказки с ведрами.
С какой интонацией мы прочитаем предложение «Назад идут»? ( Спокойно, интонация сообщения ).
— Какие звуки издавали вёдра?
— Зачем понадобилось рассказчику использовать такие не обычные слова: «трё-ё-х, плё-ё-х, трёх-трёх-трёх, плёх- плёх-плёх». ( показать как идут герои)
Давайте посмотрим, как звучат эти слова.
— Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)
Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).
Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).
Прочитайте предложение о внучке.
Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три)
Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).
Прочитайте предложение о курочке.
Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре)
Почему? (Шаги короче и чаще)
Прочитайте предложение о мышке.
Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)
Как будет читать это предложение? (быстро)
Как обозначаем паузы? (Ответы детей)
Обозначить паузы, подчеркнуть слова, которые будем выделять голосом.
Проверьте правильность выполнения задания, оцените на листочке свою работу. Сравнив свою карточку с карточкой на экране
Выразительное чтение учащихся. Оцените своих одноклассников, как они прочитали соблюдали ли паузы, выделяли ли голосом слова?
Абрасёвой Оксаны Анатольевны, учителя начальных классов НОШ-д/с №9
Класс: 2
Тема урока : _Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Тип урока и его структура : урок открытия новых знаний.
Данный урок изучается в классе по программе «Начальная школа XXI века» в разделе «Мир сказок». Всего на раздел выделяется 6 ч. Это первый урок.
Тип урока : открытие новых знаний
повторить виды сказок (литературные и народные: волшебные, о животных), познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка», особенностями бытовой сказки.
Актуализировать знания обучающихся о жанре сказки.
Создать проблемную ситуацию и способствовать её решению обучающимся.
Помочь обучающимся в установлении вывода при решении проблемы.
Научить распознавать бытовые сказки.
Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.
Проявление интереса к жанру сказки.
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.
Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения задания.
Оборудование к уроку : учебник «Литературное чтение» 2 класс (авт. Л.А.Ефросинина), печатная тетрадь.
Эта тема очень ярко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление основано на субъективном опыте учащихся
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.
На уроке литературного чтения (как и на всех уроках по программе «Начальная школа 21 век») присутствуют три вида учебного материала:
• текст для отработки навыка чтения и формирования различных читательских умений;
• произведения, развивающие воображение и мышление младших школьников, а также способствующие их нравственному воспитанию и формированию читательских умений;
• произведения и детские книги для самостоятельного чтения, позволяющие отрабатывать умение читать «про себя», развивать читательскую самостоятельность и накапливать читательский опыт.
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока
1 этап Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание. Чтение стихотворения учителем.
4 этап. Открытие «новых знаний». 1 подэтап – первичное восприятие текста. Выбор способа выявления первичного восприятия (фиксация первичных впечатлений) через подготовленные вопросы. С помощью презентации (наглядности) объясненила детям лексических значений слов, которые использовал автор в тексте.2 подэтап –вторичное восприятие текста. Групповая работа с текстом по характеристике героев. Использовалось выборочное чтение.
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений я использовала метод моделирования — введение системы «заместителя» (условных обозначений) жанра, темы, а также составление модели обложки.
5 этап. Физкультминутка. Речевая разминка . Включены здоровьесберегающие технологии, работа с речевым аппаратом
6 этап Обобщение и систематизация знаний (итог урока). Подведение итогов урока. Решили ли учащиеся учебную задачу, обращение к плану урока (Регулятивные (удержание цели и задач урока)
На уроке были использованы методы по виду источника информации :
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы, чему учит нас сказка.)
практические (работа с таблицей и учебником, по выделению)
С целью формирования интереса к учению использована познавательная игра, эмоциональное стимулирование (чтение стихотворения). Использовался метод контроля (при самопроверке) и самоконтроля.
Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивала технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Формы познавательной деятельности : групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, поэтому была создана компьютерная презентация. Использование на уроке компьютерной технологии дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для повышения мотивации учащихся. При составлении компьютерной презентации соблюдала требования к ее оформлению.
Были: физкультурные паузы, игровые моменты
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений, положительному отношению к людям и окружающему миру.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю, как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме
Краткое содержание у страха глаза велики русская народная сказка
В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.
Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.
А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»
А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»
Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»
Название: «У страха глаза велики»
Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.
Второстепенные герои: зайка.
Характеристика главных героев:
Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.
Испугались неизвестно чего.
Характеристика второстепенных героев:
Заяц — быстрый и ловкий.
Обрадовался, что успел убежать.
Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»
Герои ежедневно ходили по воду.
Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.
Все перепугались и быстро убежали.
Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.
Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.
План сказки:
Основная мысль произведения «У страха глаза велики»
Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.
Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.
Чему учит сказка
Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.
Учит не спешить с выводами.
Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.
В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.
Это интересная, смешная и поучительная история.
Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.
Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.
Но разгадка часто оказывается смешной.
Пословицы к произведению:
У страха глаза велики.
Не так страшен чёрт, как его малюют.
На всякую беду страха не напасёшься.
У страха глаза — что плошки, а не видят ни крошки.
Пуганная ворона и куста боится.
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?
Как заполнить дневник читателя?
Что написать в читательский дневник?
5-6 предложений: что писать?
В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:
Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.
Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.
Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:
Отзыв:
Популярные сегодня пересказы
Произведение авторства Монтеня состоит из трех частей. В первой части Монтень делает обращение к читателю и говорит ему о сущности личности и пишет конкретно о том, какую пользу он смог принести всему миру.
Как-то раз одна маленькая девочка пошла в лес и там заблудилась. Долго искала дорогу домой, но безуспешно. Бродила она, бродила между деревьев и набрела на домик, в котором обитали три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека
Сид вынужден отправиться в изгнанье, поскольку недруги оклеветали его перед королём. Он собирает родственников и вассалов, чтобы сообщить им, что должен покинуть пределы Кастилии не позже, чем через 9 дней
Ход занятия
— Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у сказки.
— Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были. В не-котором царстве, в некотором государстве. Однажды в лесу. Это случилось давно.)
— Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях людей и животных, о событиях загадочных и волшебных.)
— Как вы понимаете эту пословицу?
— В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.)
— А теперь сказку слушайте, да на ус мотайте.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы.
Одну я там переняла, да вам привезла.
— Это еще не сказка, а присказка. А сказка вся впереди. Воспитатель читает сказку.
У страха глаза велики (русская народная сказка)
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.
Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой.
Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой.
Так-то вот они и носили воду.
Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит.
А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
Зайка спросонья вскочил. Со страху ничего не видит, ничего не понимает.
— Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!
А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой.
Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги.
Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал. Да и был таков!
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страхуу нее в головушке помутило никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?
-Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась! Внучка у нее за спиной в голос плачет.
-Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест.
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсток. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил! — Внучка плачет: Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! — Курочка на печке кудахчет: Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! — А мышка из-под печки пищит: Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! — А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!» Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Значение и смысл пословицы «У страха глаза велики»
В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.
Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.
А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»
А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»
Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
– Вспомните, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Назовите известные вам русские народные сказки. Назовите свои любимые русские народные сказки. А в сказке, которую вы услышите сегодня, «живут-поживают «бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка и мышка-норушка». Запомнили героев сказки? Слушайте сказку внимательно да на ус мотайте:
– Понравилась ли вам сказка? Когда говорят «У страха глаза велики»? (В тех случаях, когда люди от страха видят то, чего нет.)
Кому же что померещилось? Скажите, сказка эта смешная или грустная? Как начинается сказка? Скажите, откуда брала воду бабушка?
(Из колодца.)
Откуда брала воду внучка?
(Из колоды.)
Слово «колода» ушло из современной речи.
Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду – в колоде воды меньше, чем в колодце. А почему курочка берет из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след? А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: «трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «трех! плёх!»? Покажите, как шли бабушка и внучка, курочка и мышка? Кто первый испугался? (Зайка.)
Как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему последняя фраза:
у страха глаза велики
– звучит насмешливо? Потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
Можете ли вспомнить такой же случай из жизни, когда оказалось, что «у страха глаза велики»? Перескажите сказку.
1–2 ребенка пересказывают сказку с помощью подсказок воспитателя и остальных детей.
Рисование домиков для сказочных героев.
– А теперь придумаем и нарисуем сказочные домики для наших героев. Все дома на нашей планете придумали архитекторы, а строители их построили. Давайте с вами посмотрим, какие дома строят люди.
Скажите, какие инструменты и материалы нужны архитектору, чтобы придумать сказочный дом? (Карандаши, бумага, ластик.)
Волшебница в своем письме упоминала о фигурах, которые она выслала, давайте рассмотрим эти фигуры и найдем их в постройках людей.
Из каких геометрических фигур состоят здания, построенные людьми? (Квадраты, прямоугольники, треугольник, круг.)
– Давайте пофантазируем над конструкцией и внешним видом дома. Рассмотрите дома, которые придумывают художники для сказочных жителей. Как украшены домики сказочных героев на иллюстрациях? Из каких фигур можно составить такие домики? Составьте из фигур домик, а затем нарисуйте его на листочке.
Итог занятия.
– Получились ли у вас дома, которые вы хотели бы построить сказочным жителям? Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Какую сказку мы сегодня читали и пересказывали?
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Х.-К. АНДЕРСЕНА «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Цели : дать понятие о металле как материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами металла; вызывать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда; помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой; упражнять в пересказе простых коротких произведений; развивать интонационную выразительность речи.
Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о работе конюха, ее особенностях и отличиях от других профессий; знает название прочитанной сказки и фамилию автора; пересказывает содержание сказки «Гадкий утенок», употребляя в речи сравнительные прилагательные и синонимы; анализирует поступки героев сказки с позиций общих нравственных категорий; сопереживает героям.
Материалы и оборудование : картинки с изображением разнообразных подков; иллюстрации к сказке «Гадкий утенок».
организованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя.
– Сегодня мы узнаем, кто такой конюх, как ухаживают за лошадью и прочитаем сказку Х.-К. Андерсена.
У страха глаза велики.
У страха глаза велики.
Почти каждый вечер я хожу к бабушке. Она живет одна и с нетерпением ждет моего прихода. Ее дом находится недалеко от нашего. Вот и сегодня: я сделал домашнее задание, помог папе напоить коров и поспешил к бабушке. Вечерело. Мороз. Снег поскрипывал под ногами. Небо темное, высокое, ярко горят звезды и как- то таинственно подмигивают.
Папа снял с меня пальто, валенки, потом внимательно посмотрел на них и спросил: «Не этот ли черт за тобой гнался?» Все устремили взгляд на валенки ( к ним был приклеен кусок скотча), потом посмотрели на меня и дружно рассмеялись. Оказывается, испорченные полоски скотча бабушка бросила к порогу, а этот «черт» приклеился к моим валенкам; шел и бежал вместе со мной до дома, вселяя ужас.
«У страха глаза велики», — сказала мама с улыбкой.
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
— Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?
Для пересказа можно вызвать шесть детей. Они сами распределяют роли. Воспитатель поясняет: «Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».
После пересказа воспитатель обращается к детям:
— Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)
— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)
— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
— Бабушка подумала, что за ней гонится медведице. Почему сказано не медведь,
— А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка, мишенька…)
Дело в очах широких?
Все наверняка попадали в ситуацию, когда воля полностью парализуется ужасом. Да и других в таком неприятном состоянии видели. Очи, как принято, в этот момент, помимо воли, широко распахиваются, грозя вылезти из орбит. А вы спрашиваете, почему говорят, что у страха глаза велики. Есть в этом выражении некий физиологический момент. Однако он второстепенен. Ведь глаза выпучивают люди и в других ситуациях. К примеру, в моменты удивления они буквально лезут на лоб. Это происходит даже с большей вероятностью, чем когда человек испытывает ужас. Значит, дело не совсем в физиологии с особенностями мимики. Да и классики литературы о том же пишут. Они утверждают, что выражение «у страха глаза велики» значение имеет более глубокое. Есть еще одно связанное с этим устойчивым выражением клише. Говорят, что страх глаза застит. Если словосочетания рассматривать вместе, то появится возможность дойти до глубины смысла, заложенного в них.
У страха глаза велики — смысл и значение пословицы
Аналоги этой русской народной пословицы звучат на многих языках мира. Страх — естественное чувство человека, которое издавна помогало выживать. Видел безоружный древний человек страшного зверя — пугался и убегал. Так страх спасал ему жизнь. Но бывает и чрезмерный, преувеличенный страх. Порой люди склонны бояться даже того, чего нет, видеть неприятности на пустом месте, переживать о мнимой опасности. В таких случаях и будет уместна пословица: «У страха глаза велики». То есть человек рисует в своем воображении большее, чем это есть на самом деле. Чаще всего такое поведение свойственно трусливым, боязливым людям.
Пословица основана и на реальных наблюдениях: у человека, испытывающего страх, глаза действительно становятся большими (расширяются зрачки, широко раскрываются веки).
Как понять пословицу, выражение » У страха глаза велики «
Заглянем во фразеологические, толковые словари — они помогают понять смысл того или иного выражения, дают объяснение в лаконичной форме: Так говорят в разговорной речи об испугавшемся человеке, который преувеличивает опасность. (Большой словарь русских поговорок). Трусу повсюду видится опасность. (Словарь синонимов) Кроме того, есть одноименный мультфильм и сказка под названием «У страха глаза велики». Герои сказки: бабушка, внучка, курочка и мышка. Пошли они все вместе за водой, яблоко в саду упало прямо зайке в лоб, он бросился всем под ноги. И каждому герою в нем почудился свой страх: бабушка увидела медведя, внучка — волка, курица — лису, мышка — кота, а зайка и вовсе подумал, что это 4 охотника на него накинулись. Завершается сказка пословицей: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Таким образом, сказка показывает нам пример ситуации, когда страх преувеличен. А как понимаете вы смысл пословицы «У страха глаза велики». Делитесь мнением в комментарии
Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?
Как заполнить дневник читателя?
Что написать в читательский дневник?
5-6 предложений: что писать?
Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.
Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.
Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:
Отзыв:
Сказка забавная и она мне понравилась, весело было читать о героях, которые не стали искать причину происшествия, а запаниковали. А паника и привела к тому, что они затряслись от страха и обратились в бегство.
Сказка учит нас сохранять хладнокровие в сложных ситуациях и не преувеличивать опасность. Нельзя сеять панику, нужно постараться взять себя в руки и найти корень проблемы.
Заполним читательский дневник:
В читательский дневник по этому произведению напишем следующее:
Главная мысль сказки выражается в пословице.
Теперь приступаем к основной части своего ответа, к заполнению читательского дневника.
Пример (образец) отзыва для ч/дневника
Заполняем читательский дневник по сказке «»У страха глаза велики»:
1) Автор: русская народная сказка.
3) Главные герои сказки: бабушка, внучка, заяц, курочка, мышка.
5) Отзыв: очень интересная сказка, показывает, что страх может нарисовать в воображении все, что угодно.
6) Чему учит: учит не бояться и разбираться в ситуации.
В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»: