Чему учит сказка падчерица 5 класс литература
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
пятница, 21 сентября 2018 г.
Башкирская сказка «Падчерица»
Башкирская народная сказка «Падчерица»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Падчерица» и их характеристика
Чему учит сказка «Падчерица»
Сказка учит не лениться, быть добрым и вежливым, помогать и заботиться о стариках. Учит не завидовать чужому счастью, а стараться добыть свое. Учит действовать по разумению, думать головой, прежде чем что-то сделать.
Отзыв на сказку «Падчерица»
Мне понравилась эта сказка, и конечно больше всего мне понравилась падчерица Гульбика. Гульбика была очень доброй, красивой и трудолюбивой. Она всем помогала, заботилась о стариках, ее все любили. Поэтому Гульбика и заслужила богатство и счастье. А вот зависть мачехи, и лень и глупость ее дочери были наказаны вполне справедливо.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Падчерица»
Давным-давно жила злая женщина, у которой была родная любимая дочь, и не любимая падчерица. Падчерицу звали Гульбика.
Мачеха заставляла Гульбику выполнять всю черную работу и девушка росла работящей и красивой.
И вот однажды не понравились мачехе нитки, которые сплела Гульбика, и она выкинула клубок. А Гульбика пошла искать клубок. В доме его не оказалось и Гульбика пошла по дороге. У всех встречных она спрашивала про клубок ниток и люди отвечали, что катился такой клубок.
И шла Гульбика по полям и лесам, оврагам и горам. И пришла в густой лес когда совсем стемнело. Видит Гульбика огонек горит. Пошла на огонек, нашла избушку.
В избушке старая женщина жила. Узнала она, как Гульбика у нее оказалась, и предложила у нее несколько дней пожить.
Гульбика и согласилась.
И вот просит старая женщина тесто замесить и блинов испечь, а Гульбика спрашивает, как это сделать. Старая женщина и говорит, что пусть блины подгорают и коробятся.
Но Гульбика все сделала качественно и блины получились на загляденье.
Потом старуха попросила баню истопить и Гульбика истопила как надо, дровами, и заслонку на трубе вовремя закрыла.
Потом старуха попросила гнать ее в шею до бани, но Гульбика бережно довела старуху. А старуха просит рукояткой от веника ее хлестать, но Гульбика парила старуху душистыми листьями веника.
И потом напоила старушку чаем. А старушка сказала ей подняться на чердак и взять зеленый сундук, но не открывать его, пока домой не вернется.
Взяла Гульбика зеленый сундук и радостная домой побежала.
А у ворот собачка ее встречает радостно, да тявкает, что сокровище девушка несет
Пришла Гульбика в дом, открыла сундук, а там серебро и золото.
Рассердилась мачеха, свою родную дочь к старухе посылает. Та пошла за клубочком и тоже в лес к старой женщине пришла.
Повторилось то же что с Гульбикой. Только родная дочь блины испекла подгорелыми, баню топила сеном, старуху в шею толкала, и ручкой веника парила. Она выполняла все просьбы старухи буквально и та отдала родной девушке желтый сундук.
Когда родная дочь к дому подходила,собачка протявкала, что она разбогатеть шла, а вернулась ни с чем.
И когда родная дочь открыла дома сундук, оказалось, что полон он змеями и лягушками. И стали змеи расползаться и жалить мачеху и ее дочь. А собачка защищала Гульбику и змей к ней не подпускала.
Так и умерли злая мачеха и ее дочь.
Чему учит сказка Падчерица 5 класс
Сказка «Падчерица» учит тому, что когда человек добрый, ему в жизни все удается. Доброму человеку все возвращается добром, а злому — злом.
Главная героиня сказки — падчерица по имени Гульбика была доброй и всем помогала. Ее воспитывала злая мачеха, у которой была родная дочь. Родная дочь была избалованная, ленивая и злая. Несмотря на тяжелую судьбу, Гульбика продолжала оставаться внимательной, отзывчивой и прилежной. Когда Гульбика из-за мачехи потеряла свой клубок ниток, ей пришлось отправиться на его поиски.
По дороге девочка увидела избушку, в которой жила бабушка. Когда старушка попросила Гульбику остаться и помочь ей, девочка не стала отказываться. Бабушка хотела проверить Гульбику и специально просила делать все дела кое-как. Но девочка все порученные ей дела выполняла старательно и с добротою. За то, что девочка относилась к бабушкиным просьбам внимательно, она была вознаграждена богатым подарком.
Когда злая мачеха увидела сундук, она позавидовала Гульбике и отправила в лес родную дочь. В отличие от Гульбики, родная дочь, оставшись у бабушки, выполняла все дела нехотя и без усердия. Она хотела лишь быстрее получить богатый подарок. В результате бабушка ее наградила, но не золотом, а сундуком с ядовитыми змеями, От укусов змей мачеха с дочерью погибли. Концовка сказки показывает, что когда человек злой и делает всем гадости, к нему в трудную минуту ник-то на помощь не придет.
Ответ на вопрос Чему учит сказка Падчерица для 5 класса
Чему учит сказка падчерица
Интересные ответы
Москва – столица Российской Федерации, крупнейший российский город, один из трех городов федерального значения в России.
Общеизвестно, что 8 мая, а Союзу – 9 мая 1945 года запомнилось окончанием Второй мировой и Великой Отечественной. Однако указ о прекращении военных действиях вышел только 1955 г. Только тогда прекратились полностью всякие противоречия и мелкие
28 ноября 1821 года под небольшим городком Немировым, родился Николай Некрасов. Молодые родители и не подозревали, что в их семье появился мальчик, которого ждёт огромное будущее
Великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин является автором не только романов, пьес и стихов, известных по всему миру, но и создателем семи прекрасных драматических произведений, занимающих особое место в его творчестве.
Африканский континент довольно большой, просторный. Здесь собрано наибольшее количество природных хранилищ, в которых до настоящего времени в первозданной красоте сохранилась фауна и флора.
Чему учит сказка «Падчерица»?
Какая мораль сказки «Падчерица»?
Сказка «Падчерица» на примере судеб двух девочек учит читателей понимать, насколько важно найти свое место в жизни. Старухиной дочке, которая привыкла с детства получать все самое лучшее, противопоставляется судьба Падчерицы, девочки отзывчивой и доброй. Привыкшая к тяжелому труду Гульбика (так звали главную героиню сказки), тем не менее, не ожесточилась. Она честно и самоотверженно выполняла любую работу и. была вознаграждена за это.
В народной башкирской сказке «Падчерица» рассказывается о злой мачехе, которая баловала свою родную дочь, и нагружала работой добрую падчерицу, которую звали Гульбика.
Это скорее бытовая сказка, чем волшебная, хотя конечно есть в ней и клубок, по следу которого Гульбика пошла в лес, есть странная лесная старушка, которая наградила трудолюбивую Гульбику и наказала ленивую родную дочь. Но особого волшебства в сказке нет и говорит она о самых простых и обычных вещах. О том, что труд следует вознаграждать, а лень и жадность наказывать.
Главный урок сказки «Падчерица» в том, что если человек честно выполняет свой долг, то он все равно будет вознагражден за честность и труд.
Эта сказка учит не лениться, работать, выполнять все на совесть, чтобы не было стыдно за свое дело. Учит сказка не лениться, не завидовать чужому счастью, быть добрыми и отзывчивыми.
В сказке «Падчерица» говорится, как Гульбика, оказавшись у старой женщины делала все хорошо, с душой и уважением к старушке. В итоге старушка наградила ее золотом и серебром. А вот дочь злой женщины наоборот сделала все неверно, она неуважительно относилась к старухе, за что и поплатилась.
Сказка «Падчерица» учит тому, что зло наказуемо. Еще сказка учит быть трудолюбивым и вежливым.
Особенно подчеркнуто то, что стоит уважать и заботиться о стариках, как не стоит поступать.
В сказке показано, что не стоит завидовать другим, следует самому завоевывать счастье, да и не дается оно просто так,, надо хорошо потрудиться, чтобы получить достойную награду.
Ну тут не сложно выявить главную мысль. Как и во многих других сказках, в сказке Падчерица житейский смысл, где каждому воздается по его заслугам.
Счастье получают обычно те, кто трудятся, идут к своей цели, ведут честный образ жизни и уважают других. Есть несколько похожих сказок, например: Морозко или Золушка. У всех этих сказок один общий счастливый конец для положительного героя. Что и хотят показать нам авторы. А конкретно пример, когда все против тебя, ты один, но ты трудолюбивый и сильный. Тогда в любом случае рано или поздно счастье придет. Главное не опускать руки и быть добрым ко всему живому.
Сказка «Падчерица» наглядным примером показывает, что каждый получает по своим заслугам. Для того, чтобы добиться и достичь чего-то хорошего нужно упорно трудиться, не опускать руки, иметь силу воли, быть целеустремленным. Кроме того, эта сказка учит тому, что нужно верить людям, быть открытыми, жизнерадостными и вежливыми, уважительно относится к другим, не таить обиду в душе, не казаться быть добрым и честным, а быть таким на самом деле. Тогда все к тебе потянутся, будут хорошие друзья и успех и счастье не заставит себя долго ждать. Лениться, быть озлобленным и жестоким, льстить кому-то ради выгоды нельзя категорически.
Сказки многих народов посвящены нелегкой жизни падчериц. Вот и эта башкирская сказка о доброй и трудолюбивой падчерице и невзлюбившей ее мачехе. Ожидаемо в сказке все заканчивается хорошо для трудолюбивой девушки, ведь она это заслужила. И наоборот, ленивая и завистливая родная мачехина дочь тоже получает по своим заслугам.
Сказка «Падчерица» учит быть добрыми, отзывчивыми, верить в лучшее, не бояться труда, хорошо относиться к людям. Нельзя лениться, таить злобу на людей, завидовать. Сказка подчеркивает важность добрых поступков и правильного поведения, потому что все в итоге получают по своим заслугам.
В сказке «Падчерица» идет речь о бедной девушке Гульбике, которую обижала мачеха. Несмотря на это, Гульбика была доброй и отзывчивой.
Сказка «Падчерица» нас учит тому, что зло рано или поздно будет наказано.
А если ты делаешь добрые поступки, то добро к тебе вернется. Если будешь совершать недобрые поступки, то и в будущем тебя не ожидает ничего хорошего.
Также сказка учит быть трудолюбивым и добрым человеком. Так главная героиня сказки Гульбика была трудолюбивой, доброй и старательной девушкой, в результате за свои добрые дела она получает полный сундучок золота и серебра.
Дочь мачехи была ленивой и неумелой, в результате ей достался сундучок с змеями и лягушками.
Сказка «Падчерица» учит читателя тому, что в итоге каждый получает то, что заслужил. Хороший человек, который старательно трудится, помогает другим, при этом несмотря на невзгоды добр и великодушен обязательно будет счастлив.
Кроме того, на примере сравнения судьбы главной героини и ее сводной сестры можно увидеть как важно не таить обиду на своих обидчиков, не копить в себе злость, не ждать от окружающих подлости. Падчерица несмотря ни на что верит в людей, сестра же никому не верит, не видит необходимости разговаривать с другими уважительно и почтительно (все равно никакой пользы от них не будет). В итоге каждая пожинает плоды своего поведения.
Сказка «Падчерица» как и все сказки содержит житейскую мудрость, что все добро, которое мы делаем и зло обязательно к нам возвращается.
В сказке есть мачеха, которая не любит падчерицу и есть родная дочка, которую она балует.
Падчерица с детства приучена к труду, ее сердце не очерствело в обстановке нелюбви, в которой она жила и судьба вознаградила ее за кроткий нрав и доброту.
В этом единственное сходство между героинями. Вокруг них нет людей, которые по-настоящему любили бы их. Падчерицу загружают бесконечной непосильной работой, а Королеве потакают в любых капризах, не давая того воспитания, в котором нуждается любой ребёнок. У обеих девочек нет нормального детства.
В остальном персонажи противоположны друг другу.
Сыну достались в наследство деньги отца, он этого не ценил и быстро промотал их.
Опять же, сундук-самолет он тоже не сам заработал, и хотя был рад познакомиться с невестой и даже стать ее женихом, много усилий он к этому не приложил, все как-то само собой вышло. Вот так же само и ушло.
ведь это у него неплохо получилось! Конец открытый, ибо неизвестно, что все-таки будет дальше с молодым человеком. Если б Андерсен написал продолжение, вполне возможно, что юноша нашел бы еще что-нибудь полезное и без затруднений получил бы удачу в руки. Такой уж он везунчик по жизни, видимо!
Совсем небольшая сказка, написанная Братьями Гримм, которая читается буквально за 5 минут. Поэтому свой отзыв в дневник читателя мы дома сделали, ограничившись написанием краткого содержания истории про ленивого Гейнца, с указанием главных персонажей. Получилось это так:
В сказке Братьев Гримм мы знакомимся в Гейнцем, который пасет козу на лугу, а чуть позже с Триной, у которой тоже в хозяйстве имеется коза.
Встреча юноши и девушки происходит потому, что лентяй Гейнц устал работать и решил жениться на Трине, чтобы она ухаживала за обеими козочками.
Вскоре Трине тоже надоедает заниматься этой работой, т.к. она, как и Гейнц, ужасно ленива. Но девушка идет дальше Гейнца в своей лени и предлагает обменять двух коз на один улей с пчелами, т.к. за насекомыми ухаживать не надо, они сами мед делают.
Обрадованный Гейнц соглашается с доводами умной Трины, и они получают улей. Однажды, Трина, размечтавшись о сытой и довольной жизни, описывает Гейнцу, как здорово будет, когда у них появится сын, который будет им помогать в хозяйстве. Гейнц ей возражает, говоря, что дети в современном мире непослушны. Раздосадованная Трина замахивается, и горшок с медом, который насобирали им пчелы, разбивается.
Гейнц утешается тем, что горшок не разбил ему голову и предлагает Трине полакомиться остатками меда из черепков.
Главной темой сказки стала лень, которая способная разрушить благосостояние человека. Так у Гейнца с Триной сначала было две козы, которые могли кормить их целый год, потом у них остался только улей, меда из которого могло хватить на несколько месяцев, а в итоге, не осталось ничего, кроме разбитых черепков. Вывод: лениться нельзя!
Сказка, надо сказать, довольно жесткая, без сантиментов). Как всегда, матушка умирает, дочку-сиротинушку оставляет со своим благословением, а папаша снова женится. Да не на простой женщине, а злобной и жестокой, а при ней еще и дочери точно такие же. И становится жизнь сиротки совсем тяжкой.
Вот такой сироткой в сказке была Василиса Прекрасная. А ее мачеха со своими двумя дочерьми издевались над нею, со свету сживали, посылая часто в лес, чтобы она там заблудилась и сгинула; работать заставляли по дому, а еще прясть, ткать и так далее. А еще мачеха всех Василисиных женихов отваживала, замуж ее не отпускала.
Но самый коварный план был у мачехи и ее дочерей такой: они специально загасили единственную свечку и отправили Василисушку прямо в избушку Бабы Яги за огнем. Они прекрасно понимали, что Баба Яга живой Василису не отпустит. Но девушка своей добротой, умом и с помощью куколки выбралась живой от Бабы Яги, да еще и череп с огнем принесла в дом мачехи. И вот что случилось дальше:
Прямо страшная расплата за жестокость, черствость, неблагодарность, коварство, зависть постигла мачеху и ее дочерей!
По сюжетам Пушкина снято огромное количество фильмов, мультфильмов, написано несколько опер, и сказку «О мертвой царевне» конечно не забыли в этом отношении.
Так в 1951 году вышел мультфильм с одноименным названием, который снял режиссер Иванов-Вано.
В 1978 году на экраны вышел фильм «Осенние колокола» по мотивам этой сказки режиссера Гориккера.
В 1990 году появилась опера В. Плешака с тем же названием, что и сказка Пушкина.
В 1982 году был выпущен и диафильм по этой сказке по иллюстрациям художника Мешкова.
Если бы мне пришлось поставить спектакль по сказке «О мертвой царевне», я бы в его основу положила эпизоды со встречей молодой царевны и семи богатырей и с отравленным яблоком, как ключевые в этой сказке. ну и конечно эпизод пробуждения царевны нельзя оставить без внимания.
Урок литературы в 5 классе «сказки народов России. Падчерица»
Дата: 30.09.2014 Урок № 12
УРОК литературы в 5Б классе.
ТЕМА: « Сказки народов России. «Падчерица» ».
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Форма урока: комбинированный.
Цель урока : развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий .
Предметные: читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Совершенствовать контекстное чтение. Характеризовать персонажей. Развивать творческое воображение. Классифицировать сказки. Характеризовать прочитанную сказку.
Формируемые УУД: – Приобщаться к народной культуре. (Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Действовать по инструкции. (Р.)
– Планировать свою деятельность. (Р.)
– Формировать способность к самооценке. (Р.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Анализировать содержание сказки с точки зрения ее привлекательности. (П-2.)
– Классифицировать литературные произведения. (П-2.)
– Подводить под понятие. (П-2.)
– Синтезировать прочитанное. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.)
– Аргументировать своё мнение. (К.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения проблемного обучения, ИКТ, групповые технологии, личностно-ориентированные технологии.
Исходя из цели и задач, создавать на уроке условия для формирования УУД:
Личностные – формировать познавательный интерес (мотивацию) к учению; формировать стремление к соблюдению морально-этнических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним, осознание ответственности за себя и свои действия.
Регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; способность действовать по плану и планировать свои действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные – читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать её, соотносить имеющимися знаниями, опытом.
Коммуникативные – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культура речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: урок-практикум.
Ой вы, добры молодцы и красны-девицы! Собралися мы на работу добрую да полезную. Хочу пожелать вам активнее в ней участвовать.
Чтобы были у нас мир и согласие.
Как вы думаете, какой жанр сегодня на уроке продолжим изучать? ( Да, о сказках, подсказка была в моем приветствии)
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать? Я желаю вам удачи на уроке.
— По какому плану нам следует организовать урок ? Слайд 2
( 1.Проверка Д/З 2. Новая тема 3. Закрепление 4Контроль знаний. 5. Вывод.6.Задание на дом )
— На каком этапе предлагаете поработать самостоятельно или в группах? Почему?
(Проверить свои силы)
Актуализация опорных знаний
1.Какое произведение можно назвать сказкой? ( Это литературное произведение, где рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном, где всегда добро побеждает зло.)Слайд 3
2.Нужны ли сказки в нашей жизни?( это средство общения между поколениями, в сказках осуществляется мечта, приобретается жизненный опыт)Слайд 4
3. Кто автор сказки «Падчерица?
4. Закончите мою фразу: сказки бываютнародныеи… литературные. Слайд 5
5. Чем они отличаются?
6. Назовите 3 вида сказок. (О животных, волшебные и бытовые) Слайд 6
8. Назовите отличительные особенности каждого вида сказок
(Волшебная – фантастические предметы, герои, события.
8. К какому виду сказок мы отнесём сказку «Падчерица»? Почему?
(Волшебная: фантастические предметы, события.)
Классифицируют народные сказки.
III .Сообщение темы урока
1. Так о какой сказке мы сегодня будем говорить на уроке?
3. Автор сказки «Падчерица» русский народ?
5. Какой народ является автором этой сказки?
Автором сказки «Падчерица» является башкирский народ. А значение имени главной героини:
Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа.
Назовите тему нашего урока
« Сказки народов России. «Падчерица » » Слайд 7
1.Запишите число, классная работа, тему урока
Постановка целей Слайд 8- 9
Какую цель вы для себя поставите, изучая башкирскую сказку «Падчерица»?
1.Учиться добру – брать пример с положительных героев, учиться правильно себя вести.
2.Развивать речь, учиться читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Характеризовать персонажей. Развивать творческое воображение. 3. Ориентироваться в литературных понятиях: виды сказок, композиционные части сказки.
Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способа действия
1. Какие чувства у вас возникли после знакомства со сказкой «Падчерица»? Объясните.
Двое учащихся: Миша и Кирилл выполняли дома индивидуальное задание. Какое и почему?
(Учащиеся отвечают у доски, дети записывают в тетрадь.)
3.В каких эпизодах сказки встречаются эти слова? Прочитайте выразительно эти эпизоды.
Учащиеся зачитывают поочерёдно эпизоды: стр.52 – Вика Уливанова ; стр.54,55 – Никита Анашкин
4. Ребята, проанализируйте ответ учащихся и оцените работу. Используйте папку-информатор. Если вам нужно.
5. Как называется та композиционная часть сказки, которую прочитала Вика? (Зачин)
6.Какие ещё композиционные части имеет сказка? (Концовка, кульминация)
7.Зачитайте концовку сказки «Падчерица» Как заканчивается сказка?
8.Такое завершение сказки: добро побеждает зло – особенность каждой сказки.
9. Что хотел сказать башкирский народ, сочиняя эту сказку ( Чтобы мы жили правильно)
Это и есть идея сказки «Падчерица»? Запишите в тетрадь идею сказки
Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими. Запишите в тетрадь это новое понятие. Как вы составите предложение? Слайд 10
11.Предлагаю сравнить эти сказки: «Морозко»и «Падчерица», чтобы понять идею сказок двух народов.
— Чтобы за короткий промежуток времени выполнить это задание, как следует организовать работу? Слайд 11-12
V .Закрепление материала
Сравнительная характеристика произведений. произведением
Работа в группах. Слайд 13
Сейчас вы будете работать в группах.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Как относится мачеха к падчерице?
Найдите на странице 52-53 глаголы, характеризующие её поведение.
Подберите эпитет к характеру Мачехи.
Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок.
Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
О чем нам говорит имя героини? Каков ее характер?
Как реагирует Падчерица на её задание? Почему?
Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе?
Как девочка исполняет пожелания старушки?
Прочитайте по ролям диалог старушки и Гульбики, старайтесь передать в речи характер героев.
За что и чем старушка наградила Гульбику?
Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок.
Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.
Портрет родной дочери мачехи
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Как исполняет она задания старушки?
За что и чем старушка её наградила?
Прочитайте по ролям диалог старушки и дочери, старайтесь передать в речи характер героев.
Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок.
Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.
Волшебный персонаж сказок
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?
Как и чем награждает волшебный персонаж героинь сказок?
Сравните и сделайте вывод об этих волшебных персонажах на основе двух сказок.
Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.
Прослушаем ответы одноклассников.
Оценим работу (Смотри папку- информатор)
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Используют контекстный способ чтения.
Составляют план сказки
VI .Подведение итого урока
В чём различие сказок «Падчерица» и «Морозко»?
В чём сходство сказок «Падчерица» и «Морозко»?
Сходство в идее: каждый народ учит младшее поколение нормам поведение.
На примере сказок показывает, как награждается добро и как наказывается зло.
Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?
Запишите понравившуюся. Объясните свой выбор. Слайд 14
Все любят добро, да не всяк любит оно. (рус. пословицы о добре и зле
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
Добро сотворить — себя увеселить
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Плох тот ветер, который не приносит добра.
VII .Контроль, самоконтроль
Продолжите предложения: Слайд 15
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
Что нам в этом помогло?
Графический диктант «Да – нет». Слайд 16
Вы ставите знак + если согласны с утверждением.
Сказка «Падчерица» литературная?
Сказка «Падчерица» учит добру?
Идея сказок «Падчерица» и «Морозко» разные?
Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими.
Поставьте себе оценку за графический диктант
Поставьте оценку в дневник
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
VIII . Задание на дом Слайд 17
1.Прочитать статьи учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», с. 59-60 и 61-62, часть 1; составить вопросы или тест по тексту статьи.
3.Выписать из текста географические названия и названия славянских племён.
4.Инд.задание: подготовить сообщение о крещении Руси и его значении.
5.Инд.задание: подготовить сообщение о письменности в дохристианский период.
— Вспомните цели, которые вы ставили перед уроком. Слайд
— Чему хотели научиться?
Научились? (снимаю магнитики)
— Вот пьедестал успеха. Чем выше ступенька, тем выше успех. Оцените свою работу и прикрепите кружок туда, где, по вашему мнению, вы находитесь по уровню полученных знаний на уроке.
I Вариант II Вариант
-Я рада была с вами сегодня пообщаться. Урок окончен. Всем спасибо.