Чему учит рассказ тихое утро

Анализ рассказа «Тихое утро» (Ю. П. Казаков)

Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

История создания

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

Жанр, направление

Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

Смысл названия

Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

Суть: о чем рассказ?

Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека.

Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

Чему учит?

В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

Художественные особенности

Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Казаков Ю. «Тихое утро» Читательский дневник, краткое содержание

Казаков Ю. «Тихое утро» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Казаков Юрий Павлович

Название: «Тихое утро»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: героизм и взаимопомощь в трудную минуту.

Число страниц: 16

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Рассказ о том, как два мальчика, деревенский Яшка и москвич Володя, отправились рано утром на рыбалку. Ничто не предвещало беды, было тихое солнечное утро, но во время ловли Володю утянуло в воду, Яшка сначала испугался, но потом бросился его спасать.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего запомнился эпизод, когда Яшка после спасения Володи заревел. Как же он держался всё это время, как он боролся, пытаясь помочь, а уже потом всё осознал. Плакал он от всего одновременно, и от радости, и от пережитого страха, и от того, что всё так хорошо закончилось.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

В самой тяжёлой ситуации проявляется настоящий герой, Человек с большой буквы, тот, кто сможет помочь другу в беде, несмотря на собственные страхи.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас не бросать друг друга в беде, преодолевать свои собственные страхи, быть сильными и мужественными. А ещё учит нас не оценивать людей только по первому впечатлению, ведь оно может быть ошибочным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравился этот рассказ. Хотя мне до самого конца было страшно, что Яшка не сможет спасти Володю, ведь столько историй, когда тонущий утягивает за собой того, кто пытается помочь. Очень радостно, что всё закончилось хорошо, что Яшка бросился помочь, хотя сам очень боялся.

Новые слова и выражения:

Амбар – деревянная постройка для хранения зерна, муки и других продуктов питания.

Бочаг – омут, яма на дне реки, озера, болота.

Бурун – волна с пенистым гребнем над подводными камнями.

Пословицы к произведению:

Друг познаётся в беде.

Глаза страшатся, а руки делают.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Источник

Чему учит рассказ Казакова «тихое утро»?

Чему учит рассказ тихое утро. answer avatar. Чему учит рассказ тихое утро фото. Чему учит рассказ тихое утро-answer avatar. картинка Чему учит рассказ тихое утро. картинка answer avatar.

В этом рассказе автор нам поведал историю дружбы двух ребят Володи и Яши, которые вместе проводили время в деревне. Володя был городским жителем и оказавшись в деревне, ему многое было неведомо и Яша стал своего городского друга обучать всем сельским «премудростям».

Отправившись на рыбалку, Володя чуть не утонул и только смелость Яши, его решительность, помогли избежать трагедии.

Этот рассказ нас учит в необходимости преодоления человеческих страхов и только победа над этой слабостью может спасти человека. Не нужно чтобы инстинкт самосохранения преобладал над нашей волей и совестью. Нужно использовать все свои знания, чтобы спасти другую жизнь.

Чему учит рассказ тихое утро. JDVBMs88DetMRfYCtFAQEGzh9F0gCgt6. Чему учит рассказ тихое утро фото. Чему учит рассказ тихое утро-JDVBMs88DetMRfYCtFAQEGzh9F0gCgt6. картинка Чему учит рассказ тихое утро. картинка JDVBMs88DetMRfYCtFAQEGzh9F0gCgt6.

Чему учит рассказ тихое утро. answer avatar. Чему учит рассказ тихое утро фото. Чему учит рассказ тихое утро-answer avatar. картинка Чему учит рассказ тихое утро. картинка answer avatar.

Чему учит рассказ тихое утро. answer avatar. Чему учит рассказ тихое утро фото. Чему учит рассказ тихое утро-answer avatar. картинка Чему учит рассказ тихое утро. картинка answer avatar.

Давайте правильно просклоняем слово ЖИЗНЬ:

именительный п.: жизнь,

родительный п.: жизни,

винительный п.: жизнь,

творительный п.: жизнью,

предложный: (о, в) жизни.

Слово жизнь относится к существительным третьего склонения (женский род). И, как мы можем видеть, ни в одном из падежей не имеет окончания Е.

Поэтому единственно правильный вариант будет: в жизни (это форма предложного падежа единственного числа). Еще окончание И в формах родительного и дательного падежей.

Давайте приведем примеры.

В жизни этого человека было очень мало радостных минут, поэтому он мало улыбался.

Без воздуха нет жизни.

К тяжелой жизни поэта прибавилась еще и немилость царя.

Чему учит рассказ тихое утро. answer avatar. Чему учит рассказ тихое утро фото. Чему учит рассказ тихое утро-answer avatar. картинка Чему учит рассказ тихое утро. картинка answer avatar.

Не проверить, конечно, – правило применить. Согласно какому орфографическому правилу в середине существительного ПАЛЬЦЫ после буквочки Л пишется Ь (мягкий знак) – ведь не всегда он пишется после согласных мягких в середине слов, есть же буквосочетания ЧН (ночной), ЧК (бочка), НЧ (нянчить), НЩ (бакенщик), ЩН (помощник), РЩ (фонарщик), СТ (гости), НТ (кантик), ЗД (гвоздики), где буква Ь отсутствует, причём не только после Ч, Щ, обозначающих звуки мягкие, не имеющие парных твёрдых, но и после Н, Р, С, Т, обозначающих звуки мягкие, но имеющие парные твёрдые?

А правило, которое я имею в виду, связано с наличием (написанием) и отсутствием Ь как средства обозначения мягкости предыдущего согласного, в нём несколько пунктов.

В соответствии с пунктом первым мы буквочку Ь пишем после мягких согласных (кроме шипящих) на конце слов: ангажировать, морковь, заумь, впрямь, двигатель.

Пункт второй знакомит нас с написанием Ь для смягчения в середине словарных единиц. Его следует писать после согласных мягких, стоящих перед твёрдыми: письмо (после [с’] перед [м]), возьмут (после [з’] перед [м]), нянька (после [н’] перед [к]). Далее указывается, что при наличии подобных слов с Ь в родственных им лексемах (словах), а также словоформах данных лексем, в коих звук мягкий располагается в середине перед другим мягким, буквочку Ь сохраняем:

Третий пункт касается мягкого звука [л’] в середине слов. После него Ь пишется всегда:

Вот этот третий пункт правила мы и применяем при написании словоформ пальцы, пальцев, пальцами и пр., а также однокоренных лексем пальчик, распальцовка: буквочка Ь после буквы Л пишется обязательно.

В последнем пункте данного правила перечисляются буквосочетания, пишущиеся без Ь независимо от того, перед каким звуком – твёрдым или мягким – располагается мягкий звук, который на письме хочется обозначить мягким знаком, но нельзя этого делать: будет нарушено правило орфографии (я эти буквосочетания назвала в начале ответа).

Для наглядности я составила табличку, подытоживающую сказанное.

Чему учит рассказ тихое утро. . Чему учит рассказ тихое утро фото. Чему учит рассказ тихое утро-. картинка Чему учит рассказ тихое утро. картинка .

Хочу обратить внимание учеников на то, что часть данного правила (о некоторых буквосочетаниях и о Ь на конце и в середине некоторых словарных единиц) изучается в начальных классах, а потом полное правило изучается в разделе (довольно объёмном в школьном курсе) «Фонетика» в классах 5 и 6 в теме «Обозначение мягкости согласных на письме), повторяется и обобщается в старших классах, но, к сожалению, это одно из тех правил, которые в меньшей степени усваиваются в школе.

В академическом Справочнике по орфографии и пунктуации это правило изложено ЗДЕСЬ. В справочнике немного шире изложен материал, много примеров и приводятся немногочисленные исключения и указываются вариативные написания некоторых слов.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.06.2019

Казаков Ю. «Тихое утро»

Главные герои рассказа «Тихое утро» и их характеристика

Кратчайшее содержание рассказа «Тихое утро» для читательского дневника в 6 предложений

Чему учит рассказ «Тихое утро»
Рассказ учит любить природу, учит любоваться красотой раннего утра. Учит не верить слухам. Учит помогать друг другу, не бросать товарища в трудной ситуации. Учит действовать по обстоятельствам. Учит мужеству и бесстрашию.

Отзыв на рассказ «Тихое утро»
Мне понравился этот рассказ о таких непохожих друг на друга мальчиках. Больше мне понравился Яшка, который был ближе к природе. Когда случилась беда, Яшка сумел преодолеть собственный страх, не бросил Володю, и тем самым спас другу жизнь. Яшка проявил настоящий героизм, ведь ему пришлось бороться не только со стихией, но и с собственными страхами.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Тихое утро»
С первыми петухами проснулся Яшка, оделся, перекусил и вышел на крыльцо. Деревня была скрыта туманом, но где-то уже стучал кузнец. Яшка быстро накопал червей у риги и побежал к сеновалу, где спал его друг Володя.
Володя еще спал и его неосторожное замечание про рань рассердило Яшку. Мальчик посмеялся над ботинками товарища и пожалел, что взял его на рыбалку.
Яшка повел Володю к реке, но остановился у колодца, напился холодной воды, и заставил выпить Володю. Потом он рассказал про огромного сома, которого видел завклубом и предложил как-нибудь сходить на бочаг, нужная снасть у Яшки имелась.
Вокруг было полно звуков, которые городской Володя не узнавал, и Яшка снисходительно пояснял ему: то трактор затарахтел в поле, то утки свистят, а то звенят дрозды.
Мальчики перевалили бугор, прошли полем и вышли к реке. Вскоре Яшка стал спускаться к заветному омуту. Яшка тихо пояснил Володе, что омут бездонный, что вода в нем как лед, а на дне сидят осьминоги.
Мальчики расположились на берегу и закинули удочки. Первая поклевка не удалась, рыба сорвалась. Но вторая была удачней и Яшка с немалым трудом выкинул на берег здорового леща.
Володя увидел, что его удочку кто-то потащил и успел схватить удилище, но ком земли под ногами мальчика поехал, и он упал в воду.
Яшка было рассердился, но увидев, что Володя барахтается в трех метрах от берега, похолодел от ужаса. Он бросился карабкаться вверх по берегу, решив, что Володю утягивают осьминоги.
Выбравшись наверх, Яшка было рванул к деревне, но тут же остановился и вернулся к краю обрыва. Володя еще виднелся на поверхности, но позвать на помощь Яшка не успевал. Он сбросил штаны и бегом бросился в воду.
Подплыв к Володе, Яшка ухватил того за рубаху, а Володя стал наваливаться на Яшку, бестолково мыча. Яшка понял, что сейчас они утонут вместе и ударил Володю. Вырвавшись, Яшка подплыл к берегу и обернулся. Володи не было видно.
Яшка нырнул и вскоре увидел Володю, который казалось застрял в водорослях. Он схватил мальчика и всплыл на поверхность.
Вытащив Володю на берег, Яшка стал давить ему на живот, трясти и разводить руки в стороны. Наконец изо рта Володи хлынула вода и он закашлялся.
Яшка вдруг заревел, от радости и от пережитого страха, оттого, что в бочаге не оказалось осьминогов. Володя недоуменно посмотрел на приятеля, но вспомнил, как тонул, и тоже зарыдал.

Источник

Рассказ «Тихое утро» для читательского дневника

Произведение Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» написано в 1954 году. Жанр — рассказ. Автор раскрыл темы дружбы, взаимопомощи, подвига и добра. Это увлекательное и поучительное повествование о друзьях, переживших сложную ситуацию. Краткое содержание «Тихого утра» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.

Анализ произведения

Автор рассказал историю двух друзей, которые столкнулись с неприятностями во время рыбалки. Действие происходит в ХХ веке в одной из русских деревушек.

Краткое содержание

Яшка — деревенский мальчишка. Он проснулся очень рано, чтобы подготовиться к предстоящему дню. Юноша позавтракал и начал собираться на рыбалку. Мальчик приготовил удочки и червей и отправился на встречу к приятелю. На улице стоял туман, ничего не было видно. Его это не напугало, так как он хорошо знал дорогу. Мальчик пришел на сеновал, где ночевал Володя. Этот парень приехал в деревню на каникулы из Москвы.

Яшка свистнул своему приятелю, но тот не отозвался. Только после настойчивого крика его удалось разбудить. Володя вышел помятый и заспанный. Такой вид разозлил Яшку, ведь он подготовился к рыбалке, в отличие от своего друга. Мальчишки направились к реке. По пути Яша рассказывал «городскому жителю» про звуки, которые они слышали: шум трактора, звон дроздов, свист уток. Володя чувствовал себя беспомощным и даже завидовал другу.

По дороге им встретился старый колодец. Ребята решили попить из него. После они подошли к загадочному омуту, где Яша объяснил приятелю, что это место считается жутким и имеет дурную славу, которая ходит среди местного населения. По поверью считается, что омут настолько глубок, что вода в нем ледяная, а на дне живет огромный осьминог. По этой причине в этом месте никто никогда не купался. Володя испугался, но не подал вида. От этой истории ему стало жутко.

Ребята уселись на берегу, закинули удочки. Володя долго возился со своей удочкой, что раздражало его приятеля. Только Яшка еще сильнее разозлился, когда у него с крючка сорвалась добыча, но чуть позже ему повезло, он поймал крупную рыбину. В этот же момент начало клевать у Володи. Он на радостях бросился к удочке и упал в воду.

Яшка увидел, что друг попал в беду. Он решил, что товарища на дно затягивает осьминог. Парень собрался бежать за помощью в деревню, но сообразил, что, скорее всего, за это время его друг утонет.

Яша набрался смелости, прыгнул в воду и подплыл к своему приятелю. Володя со страху так сильно вцепился в него, что ребята чуть не утонули вместе.

Яше удалось отбиться от товарища, подплыть к берегу. Посмотрев назад, мальчик обнаружил, что Володи нет. Он снова бросился в омут и вытащил тело приятеля. Тот был без чувств. Яшка давил на живот, разводил его руки в стороны.

Володя долго не приходил в себя, только булькал, но вскоре очнулся. Это потрясение сильно повлияло на мальчишек, и они расплакались.

Действующие лица и основная мысль

В произведении представлены основные и второстепенные персонажи, дана их характеристика. К главным героям относят следующих действующих лиц:

Автор показал небольшую часть деревенской жизни мальчишек. Он описал природный мир, важные вещи в жизни. Человек с малых лет должен брать на себя ответственность за свои поступки, делать правильный выбор. Мальчик не сбежал, не испугался, а спас человека. Также писатель показал, как Яшка злился на своего товарища, но в сложной ситуации он готов был на все, лишь бы друг остался жив. Преодолеть страх очень сложно, но это нужно сделать. Несмотря на боязнь осьминога, Яша спас человека, совершив тем самым подвиг.

Название рассказа и описание окружающего мира контрастируют с событиями произведения. Это отражает ценность человеческой жизни, природы. Мораль рассказа такова, что настоящим героем является тот, кто смог победить свой собственный страх.

Отзывы о книге

Совсем недавно делал записи по этой книге в читательский дневник. Нам задавали написать краткое содержание «Тихого утра» (Казаков). Сначала я читал в сокращении, а потом полностью. Если кратко, то в рассказе говорится про двух мальчиков, которые пошли на рыбалку. Яша и Володя были родом из разных мест. Один из города, а другой из сельской местности. Яшка спас Володю из омута, поборов свой страх. Рекомендую к прочтению.

Произведение мне понравилось. Интересный сюжет, есть чему поучиться. Недавно задавали написать сочинение на тему подвига. Я описывал историю мальчика Яши, который спас друга, несмотря на сильный страх. Не каждый ребенок сможет совершить такое, а главный герой смог и не испугался. Советую прочитать.

В школе нам задавали прочитать этот рассказ. Я не успела полностью прочесть, поэтому осилила произведение только в кратком пересказе. «Тихое утро» — интересная и поучительная история про совершенно двух разных мальчишек. Меня так заинтересовал сюжет, что после я прочла книгу полностью. А потом случайно наткнулась на короткий фильм по этому произведению. Очень интересно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *