Чему учит рассказ сумасшедшая птица
Урок литературного чтения на родном языке «В. Бианки «Сумасшедшая птица».
Тема: Виталий Бианки « Сумасшедшая птица »
Цель: Знакомство со сказкой Виталия Бианки « Сумасшедшая птица »
— познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; закрепить знания об особенностях сказок;
— продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора; развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль; развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы); развитие интереса к чтению;
-воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.
1. Новые подходы в обучении и преподавании.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование ИКТ, в преподавании образования.
5. Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников.
6. Обучение одарённых и талантливых учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Артикуляционная гимнастика.
— Дыхательная гимнастика «Задуй свечу»чтение согласных (карточки)
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
Скороговорка: Водовоз вез воду из-под водопада
III. Сообщение темы урока. Знакомство с автором Виталием Валентиновичем Бианки.
Чтение стихотворения с доски (работа над выразительностью чтения)
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты
Животные окружали Бианки с детства. Ведь его отец был известным ученым-орнитологом (изучал птиц) и хранителем отдела птиц Зоологического музея.
Виталий с братьями часто бывали там. Настоящий музей был и в их квартире: у них жили 4 собаки, кошки, лиса; от пола до потолка стояли многочисленные клетки с птицами, в аквариуме жили рыбки, а в террариуме – черепахи, ящерицы и змеи.
— Виталий Валентинович Бианки много путешествовал. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.)
— Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. И сегодня мы прочитаем такую сказку.
— Определите тему урока
(Познакомиться с произведением В. Бианки « Сумасшедшая птица »)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Кто узнал птицу на картинке? Опишите её.
Верно, это оляпка, или водяной воробей. Сегодня мы с вами прочитаем сказку В. Бианки про эту чудесную птицу.
IV. Работа по теме урока.
«Чтение с пометами» Работа в группах.
— Что вы знаете о оляпке?
— Прочитайте информацию и подчеркните новое для себя.
(1 группа) Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.
«Вот сумасшедшая! — подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?»
(2 группа) Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.
(3 группа) Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.
А через полминуты она уже выскочила из другой проруби.
(4 группа) Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.
(5 группа) Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.
Не успел я опомниться, как сумасшедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.
— Что нового для себя узнали из текста?
3. Словарная работа. Работа в парах.
— С кем автор сравнивает птицу оляпку?
1.Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
2. Она гребла под водой крыльями, словно пловец руками.
3. Под водой она блестит, как серебряная рыбка
4.Знакомство с рассказом
Чтение рассказа «Сумашедшая птица» с остановками.
-Почему умерла ворона?
Видели ли вы замёрзших зимой птиц?
Какие чувства вызывает у вас эта часть рассказа?
Почему птичка нырнула в прорубь? (запись предположений на доске)
Почему отец смеётся над мальчиком?
4. Анализ произведения
— К какому виду рассказов отнесете этот рассказ? ( о животных)
— Какой вывод сделал мальчик из этой истории?
-Как человек должен относиться к природе?
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядела,
Да вдруг как полетела. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)
6. Составление взаимосвязи природы и человека.
— Что стало происходить в природе после февральских морозов?. Как стали вести себя птицы? Оляпка?
прыгает по льду и радуется
— Что стало происходить, когда затрещали морозы, ещё крепче февральских? Прочитайте, как поменялась ситуация?
-В эти дни моя оляпка уже не пела больше.
-Мне приходилось долго разыскивать её.
-Проруби замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воду за жуками.
-Оляпка нашла новую полынью около водопада.
— Какую связь мы можем проследить по этой схеме?
(Мы увидели, что в природе все явления и живые существа зависят друг от друга.)
7. Работа в парах. Синквейн «Оляпка»
3.Ныряет, плавает, не боится
4. Птичке не страшны ни когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.
— Я для себя сделал открытие:
1. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.