Чему учит рассказ шолохова жеребенок
Анализ произведения Шолохова Жеребенок
Михаил Александрович Шолохов написал замечательный сборник «Донских рассказов», где одним из самых интересных и трагичных является повествование о жизни обычного жеребенка.
События в рассказе развиваются в период гражданской войны, которая велась на землях Придонья. Главный персонаж – это обычный военный по имени Трофим. Он был сторонником Красной Армии, а так же родившийся в ту пору безымянный и беспомощный жеребенок.
Все повествование складывается на противостоянии человеческой вражды, взаимоотношениях человека, вынужденного вести кровопролитную борьбу, природы и человеческой совести.
Так и осталось беззащитное животное в военном отряде жить, несмотря на все тяготы и лишения военных солдат. Но когда начинается бой, жеребенок начинает все время путаться под ногами. В один момент он отстает от своей матери, а та остановилась и не хочет бежать дальше, пока ее ребенок не догонит их. Трофим же схватил винтовку и выстрелил в жеребенка, но промахнулся. На самом деле он это сделал специально, так как прекрасно понимал, что маленькое животное ни в чем не виновато. Даже поздно вечером, после тяжелого боя, эскадронный признался Трофиму, что когда он глядит на маленького жеребенка, даже каменное сердце перестает быть твердым и становиться похожим на мочалку.
Следующим днем военный отряд вместе с Трофимом и маленьким жеребенком отправляется вплавь через реку Дон. Сначала жеребенок плыл рядом, но потом стал терять силы и отстал. Он начал кричать, как кричит маленький ребенок от слабости и беспомощности. Услышав его плачь, и зовущие стоны, Трофим не выдержал и поплыл ему на подмогу. Он помог жеребенку вернуться на берег. Это были последние минуты жизни человека. На берегу его встретила вражеская пуля. Он даже не успел откашляться, вернувшись со зверенышем на берег, получив точный выстрел в спину.
Смысл рассказа Шолохова заключается в том, что даже несмотря на все тяготы и лишения во время кровопролитной войны, человек не теряет присущие ему качества жалости и доброго отношения к животному. Маленькое существо, рожденное в тяжелый период убийств и постоянного напряжения, помогает человеку не потерять себя как личность, смягчая его сердце. Именно поэтому, пожертвовав своей жизнью, Трофим не смог оставить в беде жеребенка и потеряв свою, сохранил чужую жизнь.
Анализ 2
Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».
Сюжетная линия рассказа повествует о событиях, происходящих в период кровопролитной гражданской войны на территории Придонья.
Главными персонажами произведения представляются обыкновенный служивый по имени Трофим, воюющий на стороне Красной армии, и родившийся в условиях жесточайшей борьбы маленький безымянный жеребенок.
Повествование рассказа строится на контрастном приеме противопоставления, выраженном во взаимоотношениях человека, поставленного в трудные военные условия, окружающей природы и людской совести.
Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь. Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного.
Рассказ поднимает проблематику важных нравственных заповедей, которые исчезают в человеке, оказавшемся в условиях военных действий, калечащих людей и делающих из них черствых, бездушных, каменных, бесчувственных существ. При этом с появлением в их жизни крохотных, беззащитных животных, несмотря на жестокость и грубость внешних обстоятельств, в людях пробуждается надежда об обретении радости, счастья, спокойствия и мира, а душа их наполняется добром и любовью.
Несмотря на краткость повествовательного содержания рассказа, писатель мастерски описывает историю о сложных взаимоотношения человека и животного, ради которого Трофим совершает героический поступок ценой собственной жизни тем самым демонстрируя истинный человеческие качества в виде милосердия, сострадания, великодушия.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Жеребёнок
Популярные сегодня темы
Данная сказка давно уже вошла в анналы истории, как яркий представитель народного фольклора. Каждый человек найдет в сказке свой смысл, на то она и сказка
Сказка-быль Платонова повествует нам о неизвестном цветке, опороченным судьбой и кинутым в ужасающие условия жизни. Домом его был пустырь, состоящий из камней и сухой глины, где напрочь отсутствует вода и питание.
Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.
С картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь. В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом
Великая Отечественная война оставила для нас множество героев. Память о них должна жить в нашем обществе. Рассмотрим данное утверждение на примерах.
Анализ рассказа «Жеребёнок» (Шолохов М. А.)
Рассказ «Жеребёнок» из сборника Михаила Александровича Шолохова можно отнести к драме, ведь один из главных героев произведения трагически погибает. Это произведение из сборника «Донских рассказов» повествует читателям о жизни одного жеребёнка, который родился в разгар гражданской войны. Главными проблемами в данной работе Михаила Александровича являются «человек и война», «человек и совесть», «люди и братья их меньшие». Автор хочет показать, как военная обстановка делает людей злее, грубее и как появление новой жизни, в виде жеребёнка, смягчает их сердца.
В этом рассказе два главных героя: человек и животное, Трофим и безымянный жеребёнок. Трофим — коневод, участвует в военных действиях. Шолохов не даёт его портрета, но мы и без него понимаем, что этот человек обладает добрым сердцем и чистой душой. Описания детёныша в произведении так же нет, но мы можем увидеть условия, в которых он появился на свет: «вонючий град картечи», «знойная тишина», «плачущее кряхтенье раненного пулемётчика». Всё это подсказывает читателям о сложной судьбе героев произведения Михаила Александровича.
Мне понравился этот рассказ, так как в произведении небольшого объёма автор уместил очень интересную, наполненную событиями историю о сложной жизни и геройской смерти за жизнь товарища, путь даже животного, которого ты невзлюбил с первых минут рождения.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок» в работе с одаренными учащимися
Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок»
в работе с одаренными учащимися
учитель литературы МБОУ СОШ № 100
Преимущества использования концепции Центров развития одаренности для углубленного изучения произведений несомненны, например, рассказу М.А. Шолохова «Жеребенок» посвящается от 2 до 5 часов учебного времени, включающего просмотр короткометражного фильма режиссера В. Фетина «Жеребенок» (1959 г.), фрагментов фильма режиссера Е.Ланской «Рожденный свободным» (США, 2005г.), и анализ сильных позиций текста (название, начало, конец), выигрышных с точки зрения их взаимосвязи, оценки образов персонажей, динамики событий, системы деталей.
Противопоставление мира природы и мира человека и их взаимопроникновение, неразрывность в одном времени и пространстве, намеченное в первом абзаце рассказа, становится более контрастным и неразделимым одновременно в дальнейшем повествовании: «В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на шелковистом багрянце мака звенели пчелы. За станицей в лугу пулемет доканчивал ленту, и под его жизнерадостный строчащий стук, в промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами, рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки». Знойная тишина не абсолютна, она насыщенна не только обычными звуками мирной жизни, но и криками, стонами, ругательствами. Тем отчетливей, острее воспринимается тишина на фоне почти замолчавшего пулемета, детали мирной жизни переплетаются с реалиями военного существования. Торжественная окраска слов «высокого стиля»: «в последовавшей», «по причине», «под сенью», «знойная тишина», «шелковистый багрянец» подчеркивает одновременно и чудо рождения жеребенка, и трагичность его появления среди смерти и ужаса. И если не понятна, то вполне объяснима «горькая обида» Трофима: «Значит, ожеребилась? Нашла время, нечего сказать.»
Жеребенок не меняет людей, не делает их жалостливее или слабее, товарищи Трофима, красноармейцы, могут, когда надо, быть разумно жестокими: «В полдень переправа началась. «…» Левая пристяжная, не видавшая воды, испугалась, когда на средине Дона комяга круто повернула против течения…
Доминирующая художественная антитеза рассказа «человечность – бесчеловечность» (Трифон – эскадронный – офицер). Через эту призму можно проследить по тексту основной мотив рассказа, раскрывающийся в отношении героев к жеребенку, к тому, что жестокая логика войны требует его «сничтожить», а то человеческое, что еще хранят в душе люди, что «сердце из камня обращается в мочалку», не позволяет. От «рыжего чертенка» веет домашним, родным и дорогим, веет тем, что защищают и Трофим, и эскадронный, и другие бойцы отряда, и даже белый офицер. Через взаимоотношения персонажей, осложненные суровыми законами войны, передано идейно-нравственное содержание рассказа, «гуманизм непривычного масштаба».
Обсуждение с учащимися доминирующей художественной антитезы рассказа «человечность – бесчеловечность» отталкивается от осознания мысли о том, что шолоховский «свирепый реализм» (Э. Гринвуд) – не просто повествование о событиях, происходящих на Дону в определенный исторический момент, но и трагедия каждого человека, трагедия всего донского казачества, всего народа России, пережившего страшные годы братоубийственной гражданской войны. Это важно учитывать и педагогу при построении системы вопросов, ведущих учащихся от понимания содержания к пониманию нравственной проблематики рассказа. Вопросы, ориентированные на обсуждение композиции, сюжета и системы персонажей произведения, традиционны: Какие основные события рассказа можно выделить в рассказе? Какие из эпизодов можно назвать ключевыми? Какие особенности кульминационного момента вы можете отметить? Охарактеризуйте основных персонажей рассказа. Каковы их взаимоотношения? Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»? Почему эскадронный жалеет жеребенка? Что сближает героев рассказа? Каковы особенности создания их портретов? и др.
Вопросы, рассчитанные на понимание проблематики рассказа, связаны, в первую очередь, с анализом авторской позиции и нравственных проблем:
— Проанализируйте с точки зрения использованных языковых средств первый абзац рассказа. С какой целью автор их использует?
— Обратите внимание на авторские комментарии, сопутствующие описанию основных событий рассказа. Какова их роль?
— Какие чувства своих героев старается передать нам автор?
— Какие ключевые слова вы можете отметить в рассказе? Какова их роль?
— При помощи каких художественных приемов автор передает чувства Трофима по отношению к новорожденному жеребенку?
— Как соотносятся внутренние переживания персонажей с их внешними поступками?
— Какие художественные средства использует автор, чтобы передать внутренний мир своих героев?
— В какой исторический период происходят события, изображенные в рассказе?
— Какова главная мысль рассказа? При помощи каких художественных средств она раскрывается?
— Каков смысл названия рассказа?
— Какие художественные средства передают главную антитезу произведения человечность-бесчеловечность, мир-война, жизнь-смерть, созидание-разрушение?
— Какие вечные проблемы затрагивает произведение?
В основе рассказа почти языческая связь человека с землей и со всем живущим на земле. Вопреки жестокой логике войны появился на свет «жеребенок на тонких пушистых ножках», который своим домашним видом напоминает воюющим о мирном быте, о семье. Вопреки жестокой логике войны, на которой гибнут Трофим, «щербатый старовер», «в прах изрубленный москлявенький казачок», казаки и красноармейцы, жеребенок остается цел и невредим: «не стоптали поганца в атаке, промеж ног крутился…».
Хрупкость, незащищенность жеребенка, его радость миру и жизни подчеркнуты не только контрастными сценами военного быта, но и утонченными пейзажными зарисовками рассказа, расрывающими незащищенность, хрупкость всего мира: луг, на котором розовеет роса, «истоптанный сапогами, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки», «вода кучерявится завитушками», «зелёные гривастые волны с наскока подталкивают меловые глыбы». Пейзаж одухотворен, соотнесен с человеком, с течением жизни, то оттеняя несовершенство человеческой жизни, то гармонически сливаясь с душевным миром человека: «эскадрон похож был на ватагу диких гусей, рассыпанную выстрелами охотников»; «против старого монастыря Дон, притиснутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью…Если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и миролюбивей, и не начали оттуда обстрела предгорья, эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря». Рассказ пронизывает мысль о тяжелом, мучительно взаимосвязанном противоречии всепоглощающей силы жизни, гармонии естественного, природного и насильственном уничтожении жизни, дисгармонии, вносимой в природу человеческими поступками, о противоречии внутреннего стремления человека к жизни в гармонии с природой и силой жестоких обстоятельств окружающего мира.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. //Пособие для учителя.- СПб: Фирма «Глагол», 2000 г.
Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира М.А.Шолохова//Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. – № 2.
Палиевский П. Мировое значение М.Шолохова // Литература и теория. –
Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к
миропониманию. – М.: ИМЛИ РАН, 2005.
Творчество М.А. Шолохова в школьном изучении: кн. Для учителя/ Под ред. Ю.А. Дворяшина. Сургут, 2003 г.
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д, Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. – М., 2003.
Шолохов М.А. Собрание сочинений.- М., 1985-1986.
Краткий анализ расссказа Шолохова (жеребёнок и червоточина)
Этот рассказ показывает нам, что во время войны в людях все равно остается человечность, они умеют сострадать и быть милосердными, однако, несмотря на это каждый борется за свои идеалы и делает то, что считает правильным со своей стороны.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Появление жеребенка
Рассказ начинается с описания летнего дня. Вполне будничная картина с жужжащими у навозной кучи мухами, звенящими в палисаднике пчелами и кричащим петухом дополняется градом картечи от взрывов, раздающимися вдалеке пулеметными очередями и стоном лежащего в хате раненного. В таких условиях у рыжей кобылицы появился на свет жеребенок.
Первое чувство, которое он испытал, — ужас. И только после того, как мать облизала его, и он уткнулся в ее теплое вымя, пришло ощущение полноты жизни. Само его появление было как будто не к месту – к такой мысли подводит читателя Михаил Шолохов. Жеребенок ассоциируется с радостью и счастьем, а вокруг только кровь и страдания.
Михаил Шолохов, «Жеребенок»: краткое содержание рассказа
Судьба решена
Вскоре Трофим, словно оправдываясь, сбивчиво рассказывал командиру, как странно вела себя в последнее время его кобыла. Эскадронный был непреклонен: «Пристрелить». Так категорично, впрочем, как и полагалось на войне, принимается решение о судьбе только родившегося существа – отмечает Михаил Шолохов.
Жеребенок должен был дожить лишь до рассвета, поскольку рано утром Трофим направился к конюшне с винтовкой. По дороге он поздоровался с мирно сидящим на крыльце эскадронным – тот пытался сплести половник для вареников. На вопрос командира: «Идешь жеребенка ликвидировать?» ничего не ответил и, махнув рукой, пошел дальше.
Минута, две – но выстрела так и не последовало. Вскоре из-за угла конюшни появился Трофим. Он был смущен – пишет Шолохов. Жеребенок – краткое содержание последовавшего между эскадронным и Трофимом разговора сводилось к тому, что винтовка неисправна – остался жить. «Кончится война – на нем еще… пахать», — рассудил командир.
Публикации [ править | править код ]
Взглянешь на него – «сердце из камня превращается в мочалку»
Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка. В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула. «Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку – так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.
Краткое содержание состоявшейся в ту же ночь беседы между Трофимом и командиром помогают передать фразы эскадронного: «Жеребца… сничтожь. Гляну на него, и … рубить не могу… Вид у него домашний. а хвост, как у лисы… Замечательный. »
Персонажи [ править | править код ]
Переправа
А чуть позже, уже на левом берегу, произошла трагедия. Выбравшаяся из воды кобыла облизывала своего детеныша, а уставший Трофим поднялся на ноги и – успел сделать всего два шага. Он вдруг почувствовал горячий укол в грудь и упал неподалеку от спасенного им жеребенка. На противоположной же стороне офицер равнодушно отбросил еще дымившуюся гильзу.
Критика [ править | править код ]
Общечеловеческое значение произведения
Анализ рассказа Шолохова «Жеребенок» подводит к чрезвычайно важным выводам. Это произведение с теплым названием показывает, как в условиях войны человек забывает о важных нравственных заповедях. Его душа грубеет, а сердце становится каменным. И вдруг в такой момент появляется крохотное, беззащитное существо, которое пробуждает мысли о доме, о добре, о любви, о радости мирной, спокойной жизни. Так произошло и с Трофимом, и с эскадронным командиром, и с белогвардейским офицером, которые пусть недолго, но все же сопротивляются злу, с которым столкнулись на войне.
Вариант 2
Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» — одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы, которые стали доказательством жестокости войны и в отношении животных, и людей. Она не пощадила никого.
Каждый понимал, что животное отвлекает свою мать от приказов людей. Но даже война не смогла погубить в людях человеческие чувства. Трофим находит причины, чтобы не убивать животное из-за привязанности к нему, от того, что крик жеребенка напоминает «крик ребенка».
Во время переправы через реку тонущий жеребенок вновь отвлек внимание солдат. Но, несмотря на это, был в третий раз спасен Трофимом. Финал рассказа трагический – спаситель жеребенка застрелен врагом.
В рассказе автор безжалостно противопоставляет переживания, действия людей в военное время тем проявлениям человеческих желаний и чувств, которые они испытывают в период Гражданской войны. Бесценны переживания человека, связанные с жалостью и состраданием. Понимая создавшееся положение, Трофим старается любым способом сохранить жизнь жеребенку, однако война не щадит никого.
Основная мысль Шолохова заключается в том, что влиянию военных действий подвержены все. Но каждый вправе выбирать тот путь, который подсказывает ему совесть. Застрелив жеребенка сразу после его рождения, Трофим мог прекратить череду страданий, связанных с тем, что животное мешало в боях. Кроме того, он мог остаться в живых. Но сердце русского человека способно любить и сострадать так, что иногда приходится приносить в жертву и свою жизнь. Даже в тяжелых условиях человек может не терять своего истинного лица, достоинства, до конца защищая тех, кто слабее и беззащитен.
Помощником в отражении чувств происходящего в рассказе стала природа. Она будто вторила каждой мысли главного героя, его поступкам: «глухо гудела земля», «луг напоминал измятое горем лицо девушки». Подобное состояние испытывал и герой произведения.
Другие сочинения: ← Анализ произведения Они сражались за Родину↑ ШолоховАнализ произведения Батраки →
«Шибалково семя»
Здесь автор рассказывает о красноармейце Шибалке, у которого при себе остался годовалый ребёнок. С ним было связано много горестных ситуаций, и солдат решается отдать ребёнка в детский дом. Там он обращается к директору, а чтобы вызвать сочувствие у неё, рассказывает подробности своей печальной жизни.
Его отряд тогда занимался преследованием и уничтожением банд. Однажды произошло сразу несколько нетипичных событий:
Шибалок прикипел душой к спасённой женщине. Вскоре Дарья забеременела от него. Неожиданным и непредсказуемым оказалось то, что она была шпионом банды. Она рожает, и он собственными руками убивает возлюбленную, а младенца попросил оставить.
Полевая жизнь не подходит ребёнку, поэтому было принято решение — оставить маленькое создание в тихом месте, на время. Услышав такую историю, строгая руководительница детского дома без сомнений приняла мальчика.
Минька-«Нахалёнок»
Восьмилетний Минька встречает своего отца, бывшего пастуха, с фронта. Сначала он не совсем признаёт его, пугаясь нежностей большого усатого дядьки, но быстро оттаивает. После этого он всегда при отце, жадно слушает его рассказы обо всём на свете.
Соседские мальчишки к пареньку относились плохо. Они были из полных семей, поэтому дразнили Миньку, указывая на то, что мать его замужем никогда не была. Отца ему заменял дед, который любил внука, но никогда не давал спуска за шалости.
На одном из собраний отца выбирают председателем колхоза. Находится предостаточно людей, которым не нравится, что к управлению пришёл «красный». В селе появляется подотряд, требующий отдать излишки пшеницы. Мальчик помогает продкомиссару, показав, где у богатого попа находится тайник с зерном. После этого на него ополчается бо́льшая часть поселения.
Тем временем отец Миньки снова отправляется воевать с бандами. Постоянно слышатся выстрелы и даже кратко звучат залпы. Его убивают там, как и многих других защитников, что позволяет бандитам спокойно занять поселение. Дед сажает мальчика на коня, привязывает его к седлу верёвкой, а потом отправляет просить помощи у красногвардейцев. Хоть ребёнку очень страшно, и он ломает себе ногу, но исполняет важное поручение.
«Родинка» Николки
Николка Кошевой стал командиром конного эскадрона всего в 18 лет. На вид он был гораздо старше. Этому способствовали старческие морщины в уголках глаз и сутулая спина. Мать рано умерла, а отец пропал в огне войны. Осталась у него только отметина на ноге, такая же, как у его папы.
Хоть парень и был юн, но успел повидать много горя. Ему надоели жестокие сражения, а больше всего хотелось продолжить учёбу. Очередная стычка с бандой закончилась для него печально. Он был зарублен лихим казаком. Тот увидел хорошие сапоги на трупе Николки, спешился, чтобы их снять, но тут же узнал родинку.
Убийцей оказался отец. Казак был настолько удручён горем, что не смог найти себе места в жизни. Он закончил свою жизнь самоубийством.
«Обида» Степана
Хутор Дубровинский долго не мог дождаться дождя. Урожай хлеба безнадёжно пропал, и всё поселение стало переживать лютый голод. Хуже всего жилось Степану, у которого было 8 детей, оставшихся от сына, убитого на войне. Сам глава семейства был крепким мужичком, но уже немолодым.
Председатель хуторского совета рассказывает, что вскоре им выдадут семенную ссуду, поэтому нужно подготовить землю для будущего посева. Истощённый мужчина вспахивает свой участок, чуть ли не падая от усталости.
Оказалось, что всё это зря. Семян не выдают, а цена на хлеб вырастает до невероятных размеров. Люди обменивают на него самые ценные вещи, но всё равно голодают и постепенно вымирают.
Всё же ссуда приходит, и деревня отправляется на станцию, чтобы получить зерно. Глядя на то, как мешки наполняются пшеницей, Степан задыхался от радости. Когда он возвращался домой, то на него напали грабители, и он теряет всё полученное. Остаётся лишь смотреть на вспаханную землю, которую нечем засеять.
В степной покос от мужчины уходят быки. Он отправляется их искать, но обнаруживает лишь телегу, гружённую сеном. В извозчике он узнаёт одного из грабителей, а рядом с ним сидел маленький мальчик. Бандит умоляет помиловать, но в сердце Степана крепко поселилась червоточина обиды, и он пронзает человека вилами.