чему учит рассказ монах в новых штанах
В. П. Астафьев «Монах в новых штанах» (Читательский дневник)
1. Название «Монах в новых штанах»;
2. Жанр: рассказ, является главой повести «Последний поклон»;
4. Автор: Виктор Петрович Астафьев;
5. Год написания: 1966. Эпоха правления Л. И. Брежнева.
6. Эпоха, описываемая в рассказе — конец 20-х — начало 30-х годов. Время коллективизации, образования колхозов.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
7. Главные герои: Витя, мальчик лет 9-10, он же рассказчик, Санька — соседский мальчишка примерно одних лет в Витей, бабушка Катерина, дедушка Илья.
8. Краткое содержание:
События описываемого рассказа разворачиваются в сибирской деревне Овсянки в конце 20-х — начале 30-х годов.
Бабушка Катерина велела своему внуку Вите перебрать в сусеке картофель для продажи, пообещав ему за это сшить новые штаны. В ту пору любая обновка была радостью, поэтому Витя с нетерпением ждал обещанного вознаграждения.
Однако бабушка заболела и пошив штанов пришлось отложить. Но сразу после выздоровления Катерина Петровна принимается за изготовление штанов. Штаны получаются очень нарядные, и Витя несказанно рад обновке.
В новых штанах и сапогах он отправляется на заимку, где уже находятся дед Илья и соседский Санька.
На заимке Санька всячески подначивает Витю, уговаривает его перепрыгнуть через большую лужу, берет на «слабо». Витя не выдерживает, прыгает и падает в грязь. Его с трудом удается вытащить. Сапоги потеряны, штаны после стирки теряют свой лоск. Но хуже всего то, что после холодной грязи у мальчика обостряется хроническая болезнь и он не может ходить из-за боли в ногах.
Через несколько дней после начала болезни Санька выманивает Витю из дому, они носят на окраине села, любуются природой, и Витя понимает, что жизнь прекрасна, а испорченные штаны — мелочь.
К творчеству В. П. Астафьева у меня сложное отношение, так же как и к его политическим взглядам. Однако повесть «Последний поклон» искренне люблю за доброту и поэтичность изложения.
Сама повесть и рассказ «Монах в новых штанах» очень лиричны. Они не показывают жизнь в деревни в пасторальных тонах, однако здесь нет и излишней концентрации негативиных моментов. Так как повествование ведется от лица мальчика, а не взрослого мужчины, то и видение окружающего мира представлено сквозь призму мировоззрения деревенского ребенка, для которого бедность, тяжелый физический труд, недоедание — норма жизни. Кроме того, для ребенка этого возраста свойственна необыкновенная жизнерадостность. Вот эта жизнерадостность, легкое отношение к большинству невзгод, любовь к родным местам и близким людям подкупает читателя. Хочется перечитывать рассказ снова и снова, да и не только этот рассказ, но и всю повесть. Читая её, переживаешь вместе с главным героем его радости и горести и кажется сам побывал на берегах Енисея, где раскинулась деревня Овсянки.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id78262
«Монах в новых штанах» какая главная мысль рассказа, чему учит рассказ?
В рассказе нет ни капли морализаторства. Но все произведение проникнуто любовью и уважением к людям труда, в первую очередь к бабушке и дедушке. Астафьев показывает, как нелегко достается всё людям в селе. Поэтому ему стыдно за то свое легкомыслие, ненужную удаль, стремление показать храбрость, одним словом, за всё то, что в один миг свело на «нет» результат бабушкиных трудов.
Но рассказ не заканчивается на покаянной ноте. Нет, он воспевает детство как, пожалуй, один из самых жизнерадостных периодов в жизни человека.
В этом рассказе человек жесток по отношению к слону.
И в это время выскочил тигр. Он был очень большим и злым. Тигр хотел прыгнуть на спину слону сзади, но наступил на дрова, и они рассыпались. Это дало время слону развернуться к тигру, и при его новой попытке прыгнуть слон сумел хоботом перехватить его туловище и сильно сжать. А потом он швырнул тигра на землю и растоптал его ногами.
Потрясенному хозяину было очень стыдно, что он бил слона, который спас его. И он накормил его хлебом.
Главными героями рассказа Чарушина «Страшный рассказ» оказываются два мальчика, Шура и Петя. Мальчики еще маленькие и им непривычно и страшно оставаться дома одним, когда вокруг наступает ночь. Они ложатся в постель и подбадривают себя рассказами о том, что они не боятся ни людоедов, ни крокодилов, ни тигров.
И вдруг они слышат странный топот маленьких ног в комнате. Они сразу забывают про свою храбрость и даже не дышат под одеялом для прихода мамы и папы.
Когда зажигается свет, оказывается, что топал маленький безобидный ежик и мальчиком конечно стало смешно и немножко стыдно своих страхов.
Главная мысль этого рассказа в том, что непонятное пугает человека много сильнее, чем самое страшное, но понятное. Неизвестность хуже всего.
Рассказ учит быть смелым, решительным и не пугаться странных звуков в комнате, а постараться определить причину их возникновения.
В этом рассказе Георгия Скребицкого мы знакомимся с пятилетним мальчиком Юрой, который впервые узнает, что такое эхо.
Юра с матерью пошли за земляникой в лес и когда он увлекся игрой, то потерял из виду мать. Стал её кричать, но вместо этого слышал чей-то голос, повторявший его крики.
Мать мальчика не потерялась, она была недалеко за кустами и когда Юра ей рассказал, что слышит чей-то голос, мат стала ему объяснять, что это лесное эхо.
Юра сначала не поверил матери и решил, что этом является старичок, сидящий на мне, но им оказался дедушка Кузьма, которых пас скот.
Дедушка тогда и объяснил, что эти голоса – лесной голос, с которым можно разговаривать и его можно слушать, как ту мелодию, которую он играл на жалейке.
Этот рассказ о детском восприятии природы, доверчивости и желании все познать самому. Идея и главная мысль произведения в том, что взрослым нужно учиться правильно и доходчиво объяснять детям то, что им хочется знать, помня о их возрасте.
Примером такой морали стал гусь, которого автор признал умным за то, что он додумался размочить сухую корочку хлеба в луже, так как до этого она не была ему пригодна в пищу. Такое нестандартное для животного решение, возможно, спасло ему жизнь.
Георгий Алексеевич Скребицкий рассказ «Лесной голосок» посвятил кукушке. Мы часто встречаем в литературе осуждение кукушки за то, что она свои яйца подкладывает в чужие гнезда, не высиживает птенцов, а их высиживают и выкармливают совсем другие птицы. Недаром же люди про нее говорят:
Но в рассказе Скребицкого отношение к кукушке совсем другое. Здесь автора заинтересовал птичий голос, который он услышал в лесу. Но ему никак не удавалось увидеть эту певунью. Он думал, что она похожа на сову. И тогда он на время «превратился» в кукушку и сам начал куковать.
Услышав его голос, кукушка проявила любопытство и подлетела совсем близко. И автор сумел ее рассмотреть. Оказалось, что она совсем не похожа на сову, а похожа на небольшого ястреба:
Для автора это было большое личное открытие. И он пишет, что в лесу, в природе очень много тайн. Поэтому я думаю, что природу мы должны любить, беречь, тогда и тайны ее можно будет разгадывать. Это и хотел донести до нас писатель.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Астафьева «Монах в новых штанах»
Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Монах в новых штанах» — деревенский мальчик Витя, который жил у бабушки с дедушкой. Витя мечтал о том, чтобы у него были настоящие штаны с карманами. Бабушка пообещала внуку, что сошьет ему штаны, если Витя переберет в подвале картошку, отобрав самую крупную на продажу.
Целый день мальчик перебирал картошку, мечтая о новых штанах. Картошку успешно продали, и бабушка купила чудесную синюю ткань, которую положила в сундук. Теперь всякий раз, когда она открывала сундук, внук оказывался рядом и заворожено смотрел на ткань. Бабушка, понимая, чего хочет внук, ворчала на него и говорила, что обязательно сошьет штаны к первомайским праздникам, когда у Вити был день рождения.
Но к назначенной дате она не успела, потому что серьезно заболела. Витя много времени проводил у бабушкиной постели, даже и не вспоминая о штанах. Но бабушка, как только смогла вставать на ноги, сразу принялась за кройку и шитье. Витя постоянно был рядом, потому что бабушка часто делала ему примерку.
Наконец, ближе к лету, настало утро, когда Витя проснулся и увидел возле кровати новые штаны, белую рубашку и начищенные сапожки. Нарядив внука, она отправила его одного на заимку к деду, отнести узелок с гостинцами. Витя не сразу отправился к деду, сначала он прошелся по всей деревне, чтобы продемонстрировать свой красивый наряд. Все соседи восхищенно ахали и с восторгом отзывались о внешнем виде героя рассказа.
Устав от высказываемых ему комплиментов, Витя направился на заимку. Путь был неблизкий, около пяти верст. По пути мальчику встретилась большая лужа, и он хотел, как раньше, с шумом пробежаться по ней, но вовремя вспомнил о красивом наряде. Он снял сапоги, закатал новые штаны и потихоньку перебрался через лужу.
Но, как ни берёг герой рассказа свою одежду, сохранить ее в первозданном виде ему не удалось. Вите встретился ручей и мальчик, увлекшись, замочил штаны и начерпал сапожками воды. Пришлось их снимать и ждать когда солнце высушит обновки.
Наконец он добрался до заимки и сумел поразить деда своим нарядом. На заимке еще жил соседский парнишка по имени Санька. Он любил дразнить Витю и подшучивал над ним. И в этот раз, увидев Витины обновки, Санька сказала, что герой рассказа выглядит как монах в новых штанах. Позднее Витя пришел к выводу, что Санька это сказал от зависти.
После обеда дед велел Вите переодеться, чтобы не испачкать новую одежду, но внук пропустил его слова мимо ушей. И поступил он так совершенно напрасно, потому что вскоре Санька взял его на «слабо», быстро пробежав через глубокую яму, заполненную подсохшей грязью. Витя рванул следом за Санькой, но завяз в самой середине.
Поначалу Санька над ним смеялся, но потом он понял, что Витя сам не сможет выбраться из грязи, потому что яма была глубокой. Санька пытался вытащить Витю, но у него это не получилось. Грязь постепенно засасывала Витю, и ноги его онемели от глубинного холода.
На счастье мальчика к этому времени на заимку пришла его бабушка, которая вместе с дедом и вытащила его из грязевой ловушки. Штаны Вити были испачканы грязью, а сапоги так и остались в трясине.
Бабушка долго ругала Саньку, который несколько дней от нее скрывался. А Витю после сильного переохлаждения пришлось лечить травами и отогревать на печке. Наконец внук пошел на поправку, и бабушка вернулась в деревню, где у нее было полно дел.
А Витя, когда почувствовал себя здоровым, вместе с Санькой отправился на речку купать старого коня по кличке Ястреб. Теперь его новые штаны стали самыми обычными, и в них можно было делать, что угодно. Витя не расстраивался из-за потери сапог и порчи штанов. Купая коня, он любовался красотой летней природы и думал о том, что на штаны и сапоги он еще заработает в этой жизни.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Монах в новых штанах» заключается в том, что важно не вестись, не поддаваться на чужие уловки и провокации. Санька, который позавидовал Витиным обновкам, намеренно спровоцировал Витю на то, чтобы тот побежал через топкую грязь. Его замысел удался, и Витя завяз в этой грязи. Но все едва не закончилось бедой, потому что грязевая яма оказалась глубокой и очень холодной внутри. Только вмешательство бабушки и дедушки спасло Витю от гибели.
Рассказ Астафьева «Монах в новых штанах» учит слушаться старших и бережно относиться к своей жизни и ценным вещам. Дедушка попросил внука снять обновки, прежде чем отправляться играть, но Витя его не послушал и остался без обновок, которые так ценил. Важно просто научиться думать, причем в некоторых моментах мгновенно. И правильно оценивать ситуацию. В жизни нужно уметь распознавать зависть и ее последствия. Не принимать все за чистую монету.
В рассказе мне понравилась бабушка Вити, которая нашла в себе силы после тяжелой болезни сшить внуку первые в его жизни штаны с карманами.
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Монах в новых штанах»?
Обещанного три года ждут.
На вид простак, а в душе хитряк.
Хорошая одежда ума не прибавит.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева «Монах в новых штанах»
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева «Монах в новых штанах»
Тема урока: Урок дружбы, или Как изменились отношения Вити и Сашки.
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев — выдающийся советский и российский писатель. Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
На уроках литературы мы познакомились с его рассказом «Конь с розовой гривой» и убедились, что автор преподаёт нам урок мудрости и доброты через героев своего произведения. Сегодня мы работаем с рассказом «Монах в новых штанах»
— Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?
— Какова цель урока? (Проанализировать и понять поступки героев).
— Какое время изображено в рассказе?
— Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?
— Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”? (рассказ о дружбе)
— Как можно назвать тему урока?
Урок дружбы, или Как изменились отношения Вити и Сашки.
Эпиграф ом урока предлагаю взять слова полководца Александра Суворова: «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба».
Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.
1. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое?
(Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести “Последний поклон”, будем заполнять таблицу).
“ Конь с розовой гривой”
“ Монах в новых штанах”
Хронология иногда нарушается : автор пускается в воспоминания
Часто встречаются лирические отступления
Внутреннее состояние героя, муки совести
Угроза физическому существованию, опасность для жизни
б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.
в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:
— в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,
г) В каждом рассказе есть кульминация, но
д) А вот развязки в рассказах разные:
— в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,
— Изменились ли герои рассказа?
— Внешне они изменились или внутренне?
— он повзрослел за год, теперь ему 8 лет
— хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.
— Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).
— Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?
— Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах.
б) Бабушка Катерина Петровна:
— что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).
— Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).
— А из второго рассказа?
в) Санька Левонтьев:
— Изменился ли Санька?
(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).
— Каков теперь его характер?
(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)
— Какие примеры? (Прозвище. Как оно связано с названием книги?)
(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).
— Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок? (Да, и он даже стремится его исправить).
— Что ему помогает это понять?
— Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом.
-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?
— Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем?
— А Витя понял? Прочитаем эти строки.
— Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.
Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?
Вообще этот рассказ входит в цикл рассказов » Последний поклон». Этим циклом Виктор Петрович нам рассказывает о своем детстве, вспоминает своих, вырастивших его без матери с отцом, бабушку Екатерину Петровну и дедушку Илью Евграфовича, и этими рассказами выражает им безграничную благодарность и за новые штаны, и за коня с розовой гривой и за многое и многое другое.
написать письмо герою на тему : «Дружба приумножает радости и дробит печали».
Урок литературы по рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2) (5 класс)
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
— Как только бабка немного оправилась от болезни, она тут же принялась за пошив штанов: мерила нужную длину, чертила по материи мелом, прикидывала на внуке раскроенный кусок ткани. За шитье же принялась на следующий день и закончила работу только к вечеру, перед приходом стада.
№ 2. Как, судя по рассказам бабушки, в их семье появилась швейная машинка?
№ 3. Куда герой отправился в новых штанах? Опишите его внешний вид.
№ 4. Какова реакция сельских жителей на новый наряд рассказчика?
«Перво-наперво я завернул к соседям и поверг своим видом левонтьевское семейство в такое смятение, что в содомной избе вдруг наступила небывалая тишина, и он сделался, этот дом, сам на себя непохож. Тетка Васеня всплеснула руками, уронила клюку. Клюка эта попала по голове кому-то из малых. Он запел здоровым басом. Тетка Васеня подхватила пострадавшего на руки, затутышкала, а сама не сводила с меня глаз.
Танька рядом со мной оказалась, все ребята окружили меня, щупали материю, восхищались. Танька залезла в мой карман, обнаружила там чистый платок и сраженно притихла. Только глаза ее выражали все чувства, и по ним я мог угадать, какой я сейчас красивый, как она мною любуется и на какую недосягаемую высоту вознесся я.
Тетка Авдотья «…свернула на сторону, и я увидел ее изумление, увидел, как она развела руками, услышал слова, которые лучше всякой музыки.
— Тошно мне! Да это уж не Витька ли Катеринин?
Тетка Авдотья ударила себя по юбке, в три прыжка настигла меня, принялась ощупывать, оглаживать и говорить всякие хорошие слова. В домах распахивались окна, выглядывали бабы и старухи, все меня хвалили, все говорили про бабушку и про наших хвалебное, вот, мол, без матери парень растет, а водит его бабушка так, что дай Бог иным родителям водить своих детей, и чтоб бабушку я почитал, слушался и, коли вырасту, так не забывал бы ее добра.
Большое наше село, длинное. Утомился я, умаялся, пока прошел его из конца в конец и принял на себя всю дань восхищения мною и моим нарядом и еще тем, что один я, сам иду на заимку к деду. Весь уже в поту был я, когда вышел за околицу».
№ 5. Кто вместе с дедом Ильей жил на заимке? Почему?
— Вместе с дедом Ильей на заимке жил левонтьевский Санька: дед брал его уже два раза помогать пахать. «На лето левонтьевских ребят рассовывали по людям, и они там кормились, росли и работали. Дедушка уже по два лета брал с собою Саньку».
— Бабка удивлялась, как это дед с Санькой ужились и довольны друг другом.
№ 6. Опишите путь мальчика к заимке: что он делает, видит, чувствует?
— До дедовой заимки было 5 верст. По пути к ней рассказчик восхищается родной сибирской природой, вступает с ней в непосредственный контакт: пьет холодную енисейскую воду, увлекается метанием в реку камней, любуется лесом, цветами, слышит щебетание птиц. Он видит: «солнечно кругом, светло, и все в лесу занято своим делом». «И все же видел и слышал я будто заново, должно быть, оттого, что первый раз путешествовал один на заимку через горы и тайгу».
— Картины родной природы напоминают мальчику живописные полотна: так, раскинувшееся перед ним поле с растущими в разных местах деревьями и дорогой, уходящей вдаль, напомнило ему картину И. Шишкина «Рожь». «Поле, ровно уходящее к горизонту, а середь поля одинокие большие деревья. Прямо в поле, в хлеба, уныривает дорога, быстро иссякая в нем, а над дорогой летит себе, чиликает ласточка. ».
№ 7. Опишите заимку деда.
№ 8. Найдите портрет деда.
«Был он высок, не сутулился еще, и лицо мое доставало только до живота его, до рубахи, так пропитанной табаком, что дышать было трудно».
«И дед старенький, да лучше его нет на свете человека. Цена не по летам, а по делам. ».
№ 9. Кто назвал рассказчика монахом в новых штанах? Почему именно монахом?
№ 10. Расскажите о жизненных планах Саньки.
№ 11. Что случилось с новыми штанами рассказчика? По чьей вине это произошло?
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Монах в новых штанах» (блок № 2)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.