чему учит рассказ экспонат номер васильев
«Экспонат номер» Васильев, главная мысль, чему учит рассказ «Экспонат №»?
Главная мысль рассказа Васильева «Экспонат номер» какая?
Чему учит рассказ «Экспонат номер» Бориса Васильева?
Рассказ можно даже считать небольшой повестью: он охватывает временной промежуток от начала войны до 80-х годов.
И все это время Анна Федотовна, главная героиня, живет воспоминаниями о погибшем в октябре 41-го сыне Игоре.
Он защищал Москву, и мать успела получить от него одно письмо, а еще одно от боевого друга, который сообщал ей о смерти Игоря. Мать перечитывала эти письма каждый день, они истрепались, и она убрала их в шкатулку. А сама читала уже копии.
И вот пионеры пришли и стали даже не просить, а требовать письма для школьного музея. Они искренне считали, что больше эти письма никому не нужны, ведь старушке осталось жить недолго. А они должны отчитаться, выполнить пионерское поручение.
Анна Федотовна ослепла со временем, и школьники после ее отказа отдать письма просто украли их из шкатулки.
Анна Федотовна умерла, потеряв последнюю память от сына. А письма в музее не выложили: экспонатов набралось слишком много, и их просто убрали в ящик.
Главная мысль рассказа заключается в том, что если хорошее дело превратить в обязанность «для галочки», никому от этого пользы не будет, а только вред. Автор хочет напомнить своим рассказом о человечности, умении понимать других людей, которое дано, к сожалению, не всем людям.
Хорошо, что Анна Федотовна жила хоть и без родных людей, но ее сосед по квартире, тоже воевавший и знавший Игоря, стал ей почти сыном, и его жена, дети и внучка тоже стали близкими, они относились к Анне Федотовне как к родной.
Разные люди есть в жизни, и душевные, и черствые. И совершая какие-то поступки, нужно всегда думать, проникнуты ли они добротой, душевностью, пониманием другого человека, чтобы ему было хорошо общаться с тобой.
«О чем заставил меня задуматься рассказ Б. Васильева “Экспонат № …”
В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №» фигурирует война, которая стала главной темой в творчестве писателя. Произведение несёт в себе глубокий смысл, я считаю, что его следует прочитать.
Ключевым моментом рассказа является его конец, он воспринимается тяжело и с огромной обидой за Анну Федотовну. Я до последнего момента надеялась, что дети всё-таки не решатся на подлость по отношению к несчастной старушке. Я думаю, что инициатором такого поступка (кража писем, которые Анна Федотовна получала от сына) была именно «большая девочка», которая позволяла себе разговаривать с Анной Федотовной в грубом тоне.
Мне кажется, что эта девочка слишком рано «повзрослела». Потому что ребёнок не может быть настолько циничным и посметь забрать у Анны Федотовны единственную память о сыне.
Я считаю, что письма, которые женщина бережно и трепетно хранила, просила свою внучку перечитывать ей только копии, были частью её души. Потому что они были памятью о её сыне, а для любой матери ребёнок и семья – это самое ценное в жизни. Очень тяжело было читать предложения №51-53, в которых описаны чувства Анны Федотовны. Ей казалось, что «ослепла и оглохла не только она сама, но и её душа».
Мне жаль её. И было жаль с самого начала рассказа. Она потеряла сына, потеряла зрение, потеряла письма, вместе с которыми потерялась и часть души женщины.
Я считаю, что дети поступили отвратительно. Никакой музей не стоит страданий женщины, а тем более матери, потерявшей своего ребёнка.
Урок-раздумье «Чужого горя не бывает» (по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №…»)
Разделы: Литература
УРОК – РАЗДУМЬЕ
«ЧУЖОГО ГОРЯ НЕ БЫВАЕТ «
( по рассказу Бориса Васильева » Экспонат №…»)
Оборудование урока: портрет писателя, выставка произведений;
высказывания А. Дементьева и К. Симонова, грампластинка “Алешенька” («Баллада о матери») (исполняет Л. Лещенко), аудиозапись “Память” (исполняет И.Тальков).
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Звучит песня «Память».
За все несправедливости чужие
Несу вину сквозь память и года.
За то, что на одной планете живы
Любовь и боль,
Надежда и беда.
Один из ответов на волнующий нас вопрос: достойны ли мы памяти павших? постараемся найти у Бориса Васильева, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное ученицей.
4. Итак, ребята, давайте обратимся к произведению.
Чтение эпизода «Письмо от сына» (читает ученик с.457).
— Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.458).
— Что помогло Анне Федотовне и ее соседям по коммунальной квартире выстоять, выжить в годы войны?
Сначала она беззаветно с утра до вечера отдавала себя не женской профессии сцепщика вагонов и, получая положенный на рабочую карточку паек, подкармливала им вечно голодных соседских детей.
За долгие годы после войны Анна Федотовна так и продолжала жить работой и заботой о чужих людях. Она принимала окружающую ее жизнь очень близко, потому что эта такая непонятная с виду, а, по сути, такая обыкновенная жизнь представлялась ей теперь вроде большой коммунальной квартиры. Где все рядом, где все свои, где горюют общим горем и радуются общим радостям, где едят общую картошку после общих трудов.
Были у нее в этой трудной жизни и минуты для себя. Каждый вечер, затаившись в своей комнате, перечитывала единственное письмо от Игоря, полученное с фронта, да еще горькую весточку о гибели сына.
— Зачем Анна Федотовна каждый вечер перечитывала единственное письмо погибшего сына?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.459).
Стихотворение Андрея Дементьева «Письма…» созвучно рассказу Б. Васильева “Экспонат №…”.
— Какая общая мысль объединяет эти произведения?
Читает ученица.
Парни там –
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В 20 лет они спасли Россию!
Ну а что свершили мы с тобой?
— Чтение эпизода «Мать узнала сына…» (читает ученик с.464)
Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери” перекликается с материнскими чувствами Анны Федотовны, когда она случайно увидела своего сына в кадре документального фильма.
(Прослушивание грамзаписи «Алешенька» в исполнении Л. Лещенко.)
УЧИТЕЛЬ:
И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма. И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга.
— Пересказ эпизода (с. 465)
УЧИТЕЛЬ:
Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
— Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?
Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых”.
Чтение эпизода «Воспоминание «(с. 469-470).
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Детская жестокость«.
УЧИТЕЛЬ:
Старательные пионеры украли ее реликвии.
Сердце Анны Федотовны столкнулось с неосознанной жестокостью детей.
— Кто они, эти, не ведающие, что творят, дети?
— Что имела в виду девочка, спросив Анну Федотовну: «Вы ведь очень, очень старенькая, правда ведь?
Прав, А. Дементьев, написавший эти строки:
Когда душа твоя
устанет быть душой,
Став безразличной к горести чужой,
То это означает,
что ты умер.
Хотя ты будешь думать,
что живешь.
ВЫВОД: Мы должны учиться с малых лет умению сострадать, потому что человек, неспособный к этому чувству, страшный человек. Согласны ли вы со мной?
— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Выразительное чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 477).
— Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478)
То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».
ВТОРИЧНЫЙ — 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.
2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.
— А может, место писем и должно быть в музее?
— Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
— Как бы вы поступили на месте этих ребят?
— Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
— Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?
ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.
УЧИТЕЛЬ: Жизнь предлагает добро и зло вместе, и от каждого человека, от его совести, сострадания, доброты, деятельности зависит, что победит в ней.
— Я вижу, чувствую, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …» не оставил вас равнодушными.
— Как вы думаете, ребята, как должны мы относиться к окружающим нас людям, чтобы не причинить им зла, боли, страдания?
— В чем, на ваш взгляд, должна проявляться память о Великой Отечественной войне?
5. Итог урока.
Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении:
«О чем заставил меня задуматься рассказ Б.Васильева “Экспонат № …”;
» Спешу поделиться только что прочитанным «;
» Страшно ли быть » беспамятным «?