Чему учит произведение вишневый сад

О чем меня заставило задуматься это произведение?

Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель и драматург, подаривший нашей стране множество великолепных произведений. Знаменитая комедия «Вишневый сад» стала его последним творением. Она как бы завершает биографию этого великого писателя, его идейные и художественные поиски.

В пьесе «Вишневы сад» Чехов затрагивает проблему уходящей эпохи, смены старого устаревшего образа жизни новыми идеалами. Автор показывает нам, что дворянство уходит в прошлое и на его место уже готово вступить молодое поколение со своими идеями, своими нравственными ценностями.

Петр Сергеевич Трофимов, вечный студент, как его называют в пьесе, словно выражает мысли самого автора. Он прямо говорит, что дворянство уже не то и пора мыслить по-другому: «Громадное большинство интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому…, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое…, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Таким образом, комедия А.П. Чехова «Вишневый сад» заставила меня задуматься о будущем, об устройстве нашего общества и о собственном месте в жизни. Она привлекает своими простыми образами и учит вере в будущее, стремлению познавать что-то новое и ценить нравственные ценности.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад»

Автор: Guru · Опубликовано 12.02.2017 · Обновлено 08.10.2017

«Вишневый сад» — это социальная пьеса А.П. Чехова о гибели и вырождении российского дворянства. Написана она была Антоном Павловичем в последние годы жизни. Многие критики говорят, что именно эта драма выражает отношение писателя к прошлому, настоящему и будущему России.

История создания

Первоначально автор планировал создать беззаботную и смешную пьесу, где главной движущей силой действа станет продажа имения с молотка. В 1901 году в письме супруге он делится своими задумками. Ранее он уже поднимал подобную тему в драме «Безотцовщина», однако тот опыт признал неудачным. Чехов хотел экспериментировать, а не воскрешать сюжеты, погребенные в письменном столе. Процесс обнищания и вырождения дворян проходил перед его глазами, а он наблюдал, создавая и накапливая жизненный материал для создания художественной правды.

История создания «Вишневого сада» началась еще в Таганроге, когда отец писателя вынужден был продать родовое гнездо за долги. Видимо, Антон Павлович испытал нечто похожее на чувства Раневской, поэтому так тонко вник в переживания, казалось бы, выдуманных героев. Кроме того, Чехов лично был знаком с прототипом Гаева – А.С. Киселевым, который тоже пожертвовал усадьбой, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение. Его ситуация – одна из сотен. Вся харьковская губерния, где не раз бывал писатель, обмелела: дворянские гнезда исчезали. Вот такой масштабный и неоднозначный процесс привлек внимание драматурга: с одной стороны, крестьяне освободились и получили долгожданную свободу, с другой, благосостояния эта реформа никому не прибавила. Столь явный трагизм нельзя было игнорировать, легкой комедии, задуманной Чеховым, не получилось.

Смысл названия

Поскольку вишневый сад символизирует Россию, можно сделать вывод, что автор посвятил произведение вопросу об ее судьбе, как Гоголь написал «Мертвые души» ради вопроса «Куда летит птица-тройка?». По сути, речь идет не о продаже имения, а о том, что будет со страной? Не распродадут ли ее, не вырубят ли ради выгоды? Чехов, анализируя ситуацию, понимал, что вырождение дворянства, опорного сословия для монархии, сулит России смуту. Если эти люди, призванные своим происхождением быть стержнем государства, не могут нести ответственности за свои поступки, то страна пойдет ко дну. Такие мрачные мысли подстерегали автора на обратной стороне затронутой им темы. Оказалось, что его героям не до смеха, как и ему самому.

Символический смысл названия пьесы «Вишневый сад» в том, чтобы донести читателю идею произведения – поиски ответа на вопросы о судьбе России. Без этого знака мы бы воспринимали комедию, как драму семьи, драму из частной жизни или же притчу о проблеме отцов и детей. То есть, ошибочное, узкое толкование написанного не дало бы читателю и через сто лет понять главное: мы все в ответе за свой сад, независимо от поколения, убеждений и социального положения.

Почему Чехов назвал пьесу «Вишневый сад» комедией?

Многие исследователи действительно относят его к комедии, так как наряду с трагическими событиями (разрушение целого сословия) в пьесе постоянно происходят комические сцены. То есть, нельзя однозначно отнести ее к комедии, корректнее причислять «Вишневый сад» к трагифарсам или трагикомедиям, так как драматургию Чехова многие исследователи относят к новому явлению в театре 20 века – антидраме. Сам автор стоял у истоков этого направления, поэтому сам себя так не называл. Однако новаторство его работ говорило само за себя. Это сейчас писателя признали и ввели в школьную программу, а тогда многие его произведения остались непонятыми, так как выбивались из общей колеи.

Жанр «Вишневого сада» сложно определить, ведь сейчас, учитывая драматические революционные события, которых не застал Чехов, мы можем сказать, что эта пьеса – трагедия. В ней умирает целая эпоха, а надежды на возрождение настолько слабы и туманны, что даже улыбнуться в финале как-то не получается. Открытый финал, закрытый занавес, и только глухой стук по дереву раздается в мыслях. Таково впечатление от спектакля.

Основная идея

Идейно-тематический смысл пьесы «Вишневый сад» заключается в том, что Россия оказалась на распутье: она может выбрать дорогу в прошлое, настоящее и будущее. Чехов показывает ошибки и несостоятельность прошлого, пороки и хищную хватку настоящего, но на счастливое будущее он все же надеется, показывая возвышенных и в то же время самостоятельных представителей нового поколения. Прошлого, какое бы прекрасное оно ни было, не вернуть, настоящее слишком несовершенно и убого, чтобы его принять, поэтому надо вложить все силы в то, чтобы будущее оправдало светлые ожидания. Для этого все должны постараться именно сейчас, не откладывая.

Автор показывает, как важно действие, но не механическая погоня за наживой, а действие одухотворенное, осмысленное, нравственное. Именно о нем и говорит Петр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и в студенте мы видим пагубное наследие прошлых лет – много говорит, но мало сделал для своих 27 лет. И все-таки писатель надеется, что эту вековую дрему удастся преодолеть ясным и прохладным утром – завтрашним днем, куда придут образованные, но в то же время деятельные потомки Лопахиных и Раневских.

Тема произведения

Проблематика

Символика пьесы

Главный образом в пьесе Чехова является именно сад. Он не только символизирует усадебную жизнь, но и соединяет времена и эпохи. Образ Вишневого сада – это дворянская Россия, с помощью него Антон Павлович предсказал будущее перемены, которые ждали страну, хотя сам их увидеть уже не смог. Также он выражает авторское отношение к происходящему.

Эпизоды изображают обычные бытовые ситуации, «мелочи жизни», через которые мы и узнаем о главных событиях пьесы. У Чехова смешано трагическое и комическое, например, в третьем действие Трофимов философствует, а затем нелепо падает с лестницы. В этом можно усмотреть определенный символизм авторского отношения: он иронизирует над героями, ставит под сомнение правдивость их слов.

Так же символична система образов, значение которой описано в отдельном пункте.

Композиция

Первое действие — экспозиция. Все ждут приезда хозяйки имения Раневской из Парижа. В доме каждый думает и говорит о своем, не слушая других. Разобщенность, расположившаяся под кровлей, иллюстрирует разноголосую Россию, где живут такие не похожие друг на друга люди.

Завязка – входят Любовь Андреева с дочерью, постепенно все узнают, что им грозит разорение. Ни Гаев, ни Раневская (брат и сестра) не могут предотвратить его. Только Лопахин знает сносный план спасения: вырубить вишни и построить дачи, но гордые хозяева не соглашаются с ним.

Второе действие. Во время захода солнца в очередной раз обсуждается судьба сада. Раневская высокомерно отвергает помощь Лопахина и продолжает бездействовать в неге собственных воспоминаний. Гаев и купец постоянно ссорятся.

Третье действие (кульминация): пока старые владельцы сада устраивают бал, как ни в чем ни бывало, идут торги: имение приобретает бывший крепостной Лопахин.

Четвертое действие (развязка): Раневская возвращается в Париж проматывать остальные сбережения. После ее отъезда все расходятся кто куда. Только старый слуга Фирс остается в забитом доме.

Новаторство Чехова — драматурга

Остается добавить, что пьеса неспроста не поддается пониманию многих школьников. Многие исследователи относят ее к театру абсурда (что это?). Это весьма сложное и неоднозначное явление в модернистской литературе, споры о возникновении которого продолжаются до сих пор. Дело в том, что пьесы Чехова по ряду признаков можно причислить к театру абсурда. Реплики героев очень часто не имеют логической связи друг с другом. Они как будто обращены в никуда, как будто их произносит один человек и при этом разговаривает с собой. Разрушение диалога, несостоятельность коммуникации – это то, чем знаменита так называемая антидрама. Кроме того, отчуждение личности от мира, ее глобальное одиночество и жизнь, обращенная в прошлое, проблема счастья — все это черты экзистенциальной проблематики в произведении, которые опять же присущи театру абсурда. В этом и проявилось новаторство Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад», эти особенности и привлекают многих исследователей в его творчестве. Такое «провокативное» явление, непонятое и осужденное общественным мнением, тяжело воспринять в полной мере даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что полюбить театр абсурда удалось лишь немногим приобщенным к миру искусства.

Система образов

У Чехова нет говорящих фамилий, как у Островского, Фонвизина, Грибоедова, но есть внесценические герои (например, парижский любовник, ярославская тетушка), которые важны в пьесе, но Чехов не выводит их во «внешнее» действие. В этой драме нет разделения на плохих и хороших героев, зато есть многогранная система персонажей. Действующих лиц пьесы можно разделить:

Герои «Вишневого сада» все время прыгают от одной темы к другой. При видимой диалогичности они не слышат друг друга. В пьесе целых 34 паузы, которые образуется между многими «никому не нужными» высказываниями героев. Неоднократно повторяется фраза: «Ты все такая(-ой) же», которая дает понять, что герои не меняются, они стоят на месте.

Действие пьесы «Вишневый сад» начинается в мае, когда плоды вишневых деревьев начинают цвести, а заканчивается в октябре. Конфликт не имеет ярко выраженного характера. Все основные события, решающие будущее героев происходят за сценой (например, торги имения). То есть Чехов полностью отказывается от норм классицизма.

Источник

А чему учит людей произведение»Вишнёвый сад»?

Чехов много лет назад поднял проблемы, которые стоят перед нашим обществом сейчас. В первую очередь это — поиск житейского счастья и смысла жизни в новых общественных и экономических условиях.

Сейчас вся молодежь просто помешана на Западе. Поклоняется всему иностранному — от произведений искусства до ширпотреба. Разве это не роднит современную молодежь с чеховским персонажем Яшей, который молился на иностранный уклад жизни и слезно просил хозяйку забрать его с собой обратно за границу? Множество талантливых людей уезжают жить за границу, но многие мужественно берут на себя добровольную обязанность вытягивать нашу Родину из тяжелого положения. У Чехова такие люди, как Любовь Андреевна Раневская и Гаев, по сути, должны взять на себя этот благородный труд вытягивания “из трясины” своей малой родины, которой является вишневый сад. Но они ведут себя пассивно. Отклоняют весьма дельные предложения Лопахина. Разве не такое же отношение к родине мы видим сейчас, когда в России под офисы иностранным бизнесменам продаются строения и участки земли, имеющие для России культурное и историческое значение. Смысл жизни тех, кто пускает родину с молотка, конечно, заключается в стремлении к роскошной беззаботной жизни где-нибудь вдали от России.

В пьесе происходит все, как в нашем современном обществе. На смену раневским и гаевым приходят лопахины. Энергия лопахиных грозит уничтожением вишневых садов, то есть красоты нашей родины. И все совершается ради экономической выгоды.

Никто же не будет спорить, что для каждого в мире — свое счастье. Но в конечном счете идет борьба за счастливое будущее.

Источник

Чему учит произведение вишневый сад

Чему учит произведение вишневый сад. o chem menya zastavilo zadumatsya pesa p chexova vishnevyj sad. Чему учит произведение вишневый сад фото. Чему учит произведение вишневый сад-o chem menya zastavilo zadumatsya pesa p chexova vishnevyj sad. картинка Чему учит произведение вишневый сад. картинка o chem menya zastavilo zadumatsya pesa p chexova vishnevyj sad.

О чем меня заставило задуматься это произведение?

Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель и драматург, подаривший нашей стране множество великолепных произведений. Знаменитая комедия «Вишневый сад» стала его последним творением. Она как бы завершает биографию этого великого писателя, его идейные и художественные поиски.

В пьесе «Вишневы сад» Чехов затрагивает проблему уходящей эпохи, смены старого устаревшего образа жизни новыми идеалами. Автор показывает нам, что дворянство уходит в прошлое и на его место уже готово вступить молодое поколение со своими идеями, своими нравственными ценностями.

Петр Сергеевич Трофимов, вечный студент, как его называют в пьесе, словно выражает мысли самого автора. Он прямо говорит, что дворянство уже не то и пора мыслить по-другому: «Громадное большинство интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому…, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое…, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Такие представители дворянства, как Любовь Раневская и ее брат Гаев, действительно ничего не делают. Они попали в непростую жизненную ситуацию: увязли в долгах, из-за которых вот-вот придется продавать фамильное имение, вишневый сад. Да, Раневская не хочет этого, ведь сад напоминает ей о счастливом детстве, и она очень дорожит им. А Гаев, на первый взгляд, готов сделать все, чтобы торги не состоялись. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Таким образом, комедия А.П. Чехова «Вишневый сад» заставила меня задуматься о будущем, об устройстве нашего общества и о собственном месте в жизни. Она привлекает своими простыми образами и учит вере в будущее, стремлению познавать что-то новое и ценить нравственные ценности.

Источник

Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехов

Чему учит произведение вишневый сад. small item 896. Чему учит произведение вишневый сад фото. Чему учит произведение вишневый сад-small item 896. картинка Чему учит произведение вишневый сад. картинка small item 896.

«Вишневый сад» называют лебединой песней Антона Чехова. В этом произведении воплотились размышления автора о жизни, о людях, о судьбе России.

Год написания и публикации — В 1903 году автор написал пьесу. Он начал работать над ней еще в 1901 году, о чем сообщал в письме к своей жене. В 1904 году она была поставлена в столичном театре.
История создания — История, описанная в пьесе, носит, в некотором смысле, автобиографический характер. Семья Чехова была достаточно обеспеченной. У них был свой дом, а его отец имел собственную лавку, но у семьи появились долги, она обеднела. Были проданы и дом, и лавка. Чехов тяжело перенес это событие, которое частично отражено в пьесе.
Жанр — Чехов относился к пьесе, как к комедии. В нем не было сочувствия к своим персонажам. Он считал их беспомощными людьми, неспособными к глубокому чувствованию. Многие исследователи творчества Чехова, включая Станиславского, считают пьесу трагедией.
Направление — Реализм.
Основная идея — Чехов пишет об изменениях, происходящих в России. Крепостничество, со своим жестким распределением ролей, отменено. На смену старому миру приходит новый. Решительные люди, стремящиеся нажить капитал, приходят на смену аристократам, не знающим цену деньгам и не умеющим работать.
Тема — Размышления о судьбе России.
Проблема — Вырождение дворянства. Главенствующее положение в обществе занимают решительные, предприимчивые люди с деловой хваткой.
Выставлено на аукцион родовое имение дворян – подобная ситуация стала обыденностью для России начала 20 века. Помещики, сформировавшиеся при крепостничестве, становятся нежизнеспособными в новых условиях. На смену Раневской, Гаеву, Пищику, прозябающих в долгах, приходят люди типа Лопахина – умные, решительные, умеющие трудиться.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Жизнь дворянства после отмены крепостного права.

Проблема: Несостоятельность «дворянского гнезда», невозможность приспособиться к современным условиям. Появление людей-предпринимателей, соответствующих данной эпохи.

Лопахин – человек нового времени, жизнеспособный, соответствующий требованиям данного периода жизни. Ему не хватает образования, ощущение чувства прекрасного, но он сможет хорошо жить в новых условиях, умело решает вопросы. У Лопахина, потомка крепостных, было нелегкое детство, что наложило свой отпечаток. О том, как он мыслит и действует приятно читать.

2. Тема: Бытовая жизнь людей, их характеры.

Проблема: За обыденными разговорами и ситуациями показана внутренняя борьба персонажей, их мысли, чувства, мечты, отношение друг к другу.

Внешне жизнь главных героев выглядит обыденно и прозаично. Персонажи пьесы гуляют, танцуют, обедают, и как будто бы ничего особого не происходит, но по отдельным фразам, жестам, ситуациям можно угадать, что творится внутри каждого из них. К примеру, Лопатин, общаясь с Раневской, дает согласие объясниться с Варей. Девушка тут же входит, но прячет свое ликование за обыденными фразами. Она говорит, что ищет какие-то вещи. Лопатин тоже делает вид, что ничего не происходит, хотя минуту назад собирался сделать серьезный поступок – предложить руку и сердце. Они вместе лишь приходят к единому мнению, что все закончено в этом доме, подразумевая и конец их собственных отношений.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Чехов эмоционально, пафосно, с теплотой описывает купца Лопахина. И действительно, нужны новые доминирующие люди, приспособленные к существующей действительности.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

У каждого персонажа в пьесе свой образ и своя правда. Здесь нет ярко выраженных отрицательных и положительных героев, как и в жизни.

Основное противопоставление в пьесе – это контраст между образами дворян: Раневской, Гаева, Пищика и купца Лопатина. Пищик занимает промежуточное положение. Он, хоть и просит без конца деньги в долг, но умеет приспосабливаться. Помещик сдает землю в аренду, что частично помогает ему решить свой вопрос. Раневская и Гаев беспомощны, безынициативны, они, как страусы, прячут голову в песок, как малые дети уходят в мир фантазий. Я думаю, что каждому из этой системы образов недостает того, что имеет их противоположность. Дворянам не хватает предприимчивости, расчетливости, умения зарабатывать, поддерживать свое имущество. Все эти качества есть у Лопатина, но и ему не хватает образованности и умения чувствовать прекрасное, что присуще дворянам. Я считаю, что эти образы, в своем противостоянии, дополняют друг друга.

п.4. Литературные приёмы

События, описанные в пьесе, усилены символами, помогающими ощущать конкретные чувства по поводу прочитанного.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт между фантазией, мечтой и реальностью, внутренний конфликт дворян, неспособных к решительным действиям, не умеющих обеспечивать себя. Все, что они делают – это уходят от реальности в иллюзорный мир, но это дает лишь временное облегчение. В итоге человек оказывается не в состоянии решить свой вопрос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *