чему учит произведение у классной доски
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
31.07.2020
Кассиль Л. «У классной доски»
Читайте краткое содержание других рассказов Льва Кассиля:
«Отметки Риммы Лебедевой»
«Линия связи»
Главные герои рассказа «У классной доски» и их характеристика
Чему учит рассказ «У классной доски»
Рассказ учит мужеству, смелости, решительности. Учит не бояться врагов. Учит любить и уважать своих учителей. Учит патриотизму и любви к Родине.
Отзыв на рассказ «У классной доски»
Мне очень понравилось, как все в селе уважали свою учительницу. Она выучила всех и все ее любили. Даже суровый командир партизан был ее учеником, а потому скромно сел за свою старую парту. Мне также понравилась решительность мальчика Кости, который ради учительницы рискнул своей жизнью, и сумел привести помощь. А вот немцев мне не жаль, они заслужили свою участь.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «У классной доски»
Ксения Андреевна была из тех учителей, про которых говорили, что у них поют руки. Ее движения были плавными и мягкими, стоило учительнице поднять руки и класс замолкал.
Ксения Андреевна учительствовала 32 года. Ей отдавали честь милиционеры, у ней учился председатель колхоза.
Ксения Андреевна двигалась плавно, неспешно. Не стала спешить она и в этот раз, услышав шум моторов. Учительница велела ребятам идти к траншее во дворе школы, думая, что приближается налет. Но это были не самолеты.
Во двор школы забежали трое немцев и наставили на ребят автоматы. Это были разведчики мотоциклисты. Ксения Андреевна сказала, что она учительница и это ее ученики, а немцы торопливо затолкали всех в класс.
Главные немец пнул учительский стол и потребовал для себя стул. Ребята не шелохнулись. Но Ксения Андреевна спокойно попросила Сеню Пичугина принести стул из коридора. Тот принес обшитый клеенкой стул. Немец уселся.
Шура Капустина попросилась выйти из класса, но учительница сказала, что в коридоре все равно еще немец и не отпустила девочку.
Немец стал требовать, чтобы ребята показали на карте, где в лесу скрываются партизаны. Он угрожал ребятам, но те сидели молча. Немец попросил учительницу рассказать по-немецки о партизанах, но та сказала, что ничего не знает.
Немец ткнул пистолетом в подбородок Сене Пичугину и сказал, что если ребята будут молчать, он убьет учительницу. Шура стала рыдать, но Ксения Андреевна сказала ребятам успокоиться и стала с ними прощаться.
Тогда встал Костя Рожков и сказал, что знает, где прячутся партизаны. Он взял мел и подошел к доске. Немец наклонился ближе, а Костя вдруг с силой ударил доску и та перевернулась, стукнув немца по лицу. Костя прыгнул за доску, а немец стал палить в нее из пистолета.
Но за доской было окно и Костя успел выпрыгнуть и бросился в реку.
Немцы палили ему вслед, но Костя добрался до другого берега.
Немцы выскочили из школы и бросились к мотоциклам, но с другого берега раздалась пулеметная очередь.
Через пятнадцать минут пленных немцев снова ввели в класс. Командир готовился допрашивать немцев, когда в класс вошла Ксения Андреевна. Командир встал и сказал встать немцам, ведь когда учительница входит в класс, принято вставать. Учительница разрешила командиру Широкову продолжать допрос, но он попросил спрашивать немцев ее, а сам скромно сел на свое старое место за партой.
И Ксения Андреевна стала задавать немцам вопросы, а те, оробев, вытянулись перед учительницей.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «У классной доски»
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Кассиль Лев “У классной доски” Читательский дневник, краткое содержание
Кассиль Лев “У классной доски” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Кассиль Лев
Название: “У классной доски”
Жанр: рассказ
Тема произведения: героизм и мужество
Число страниц: 16
Главные герои и их характеристика:
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Немцы захватывают школу и требуют показать на карте место расположения партизанского отряда. Костя сбегает, приводит партизан и спасает учительницу и одноклассников.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с побегом мальчика. Никто из ребят не собирался показывать немцам место расположения партизан, а Костя сделал вид, что хочет это сделать. На самом деле, он искал возможность сбежать, и это ему удалось. А услышав стрельбу, пришли партизаны и всех спасли.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Каждый может стать героем, если у него храброе сердце и если он любит Родину.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить Родину, быть настоящим патриотом. Учит быть смелым и решительным, уметь принимать быстрые и верные решения. Учит не сдаваться и не отвечать на вопросы врагов.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и особенно действия мальчика Кости, который не испугался, а принял единственно верное решение. Кто-то должен был позвать на помощь, иначе дело могло кончиться плохо. И этим героем стал Костя.
Новые слова и выражения:
Натурально – действительно, в самом деле.
Траншея – окоп, яма в земле.
Подсеченный очередями – сбитый выстрелами, пулями.
Пословицы к произведению:
Сам погибай, а товарища выручай.
Герой за Родину горой.
На героя и слава бежит.
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Содержание рассказа «У классной доски» для читательского дневника
С кратким содержанием произведения Л. Кассиля «У классной доски» для читательского дневника будет полезно познакомиться учащимся начальных классов. Рассказ писателя включен в школьную программу, дети делают пересказ текста, дают характеристику центральным персонажам. Это история о подвиге простого мальчика, спасшем одноклассников и учительницу от немецких захватчиков.
Краткий пересказ
Действия разворачиваются в небольшом селе, где в местной школе работает учительницей Ксения Андреевна. Строгую, но справедливую и внимательную женщину знают и любят все местные жители. Почти все обучались грамоте именно под ее началом, а сейчас водили к ней уже своих собственных детей.
Во время войны рядом с поселением была расположена линия фронта. Мужское население самостоятельно организовало отряд и ушло воевать к партизанам, которые прятались в лесу. Все, кто остался в деревне, оказывали им посильную помощь:
Люди в селе уже давно не обращали внимания на перемещение войск, шум вражеской техники. Но однажды фашисты появились на главной улице: на мотоцикле сидело трое немцев. Они под дулом винтовок собрали детей в школе. Самый главный из них потребовал стул, но ни один из ребят не тронулся с места, чтобы выполнить приказ врага. Тогда Ксения Андреевна объяснила, что дети слушаются только ее указаний, по ее просьбе все-таки был принесен табурет.
Офицер предложил ученикам пройти экзамен: указать на карте, где скрываются партизаны, но вновь ни один не шелохнулся, и не раскрыл рта. Немцы разозлись, схватили педагога, подвели ее к доске и объявили, что расстреляют, если дети продолжат молчать. Они считали до трех. Ксения Андреевна тихо попросила подопечных не смотреть и ничего не говорить.
Вдруг из строя выбежал Костя Рожков, он подошел к доске, с силой ударил медной створкой врага. А затем бросился наутек через открытое окошко. Вслед ему раздался крик и выстрелы. Отважный подросток смог живым добраться до речки, переплыть ее и укрыться в лесу.
На звуки стрельбы пришли партизаны, они повязали немцев. Теперь учительница, как знаток немецкого языка, участвовала в допросе врага, и уже они дрожали в ожидании своей горькой участи.
Так выглядит краткое содержание «У классной доски». Лев Кассиль хотел показать читателям, что даже школьники могут стать настоящими героями.
Главные герои
В произведении несколько действующих лиц. Все они по-своему интересны и примечательны. Сельский педагог Ксения Андреевна работает в школе много лет, она выпустила в жизнь не одно поколение школьников. Женщину уважают и ученики, и их родители. Ей присущи такие черты характера:
Преподаватель до конца стоит горой за своих детей, она готова отдать свою жизнь взамен чужой. На фоне остальных детей выделяется Костя Рыжков — смелый и решительный подросток. Он единственный проявил отвагу, которая и помогала ему справиться с немецкими офицерами. Это был рискованный поступок, но благодаря ему остались живы и здоровы все школьники.
На страницах книги говорится о немецких офицерах, автор не дает им характеристики, не называет имен и званий. Их можно воспринимать просто как врагов русского народа.
Основная мысль
Свой знаменитый рассказ Лев Абрамович Кассиль написал в 1942 году. Автор хотел наглядно показать, каким благородством обладает простая русская женщина в лице сельской учительницы. Она под угрозой расстрела не выдает партизан, а ребята, беря пример с преподавательницы, также решают молчать.
Храбрость и решительность Кости помогает избежать трагического финала: он дезориентирует захватчиков, убегает и добирается до спасительного леса, а партизаны, слыша выстрелы, раздающиеся со стороны поселка, спешат на выручку местным жителям.
Главное, чему учит произведение — это смелость, отвага и решительность. Ни в коем случае нельзя опускать руки, какой бы тяжелой ни казалась ситуация.
Писатель также затрагивает на страницах книги тему любви к Родине и патриотизма в целом. Ребята осознавали, какая участь ждет впереди Ксению Андреевну, но все равно смогли сохранить тайну местонахождения партизан.
Лев Кассиль является автором многих повестей, сказок, рассказов, которые признаны классикой детской литературы. Его произведения всегда добрые, поучительные и касаются многих важных тем и проблем, которые актуальны и сегодня. Его книги по настоящий день издаются и пользуются популярностью среди российских читателей.
«У классной доски» — читательский дневник по рассказу Л. Кассиля
Рассказ «У классной доски» детский писатель Лев Кассиль написал в первые годы войны, впервые был опубликован в сборнике рассказов писателя «Друзья-товарищи» в 1942 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Кассиль Лев Абрамович
Название произведения: «У классной доски»
Жанр: рассказ
Год написания: 1942
Издательство: РОСМЭН
Год издания: 2021
Главные герои и их краткая характеристика
Ксения Андреевна – сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, которая пользовалась большим уважением в селе.
Костя Рожков – отважный, решительный школьник.
Шура Капустина — умеет перевязывать раны.
Сеня Пичугин — тихоня, выслеживал немецкие патрули.
Немецкие офицеры – фашистские захватчики, которые собирались расстрелять учительницу на глазах ее учеников.
Тема произведения
Морально-этическая, патриотическая, о поведении советских людей в тяжёлое время испытаний ВОв.
Краткое содержание и сюжет
В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Он была строгой, но очень справедливой, доброй, и спокойной. Почти все село у нее училось, и ее воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.
Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.
В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только ее, и попросила одного мальчика принести стул.
Немцы предложили ребятам пройти «экзамен» – показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели ее к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.
Немцы принялись считать до трех и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил ее створкой солдата, и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.
Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…
Очень краткое содержание для читательского дневника
План пересказа
Основная мысль
Даже в самой сложной ситуации нужно бороться до последнего и никогда не опускать руки.
Чему учит
Учит быть смелым, отважным, находчивым. Также учит любить свою родину, не бросать в беде дорогих сердцу людей.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравилось, как все в селе уважали свою учительницу. Она выучила всех и все ее любили. Даже суровый командир партизан был ее учеником, а потому скромно сел за свою старую парту. Мне также понравилась решительность мальчика Кости, который ради учительницы рискнул своей жизнью, и сумел привести помощь. А вот немцев мне не жаль, они заслужили свою участь.
Вывод и мое мнение
Костя, несмотря на свой юный возраст, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимой учительницы. Благодаря его отваге, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята были спасены, а немцы оказались в плену.
«У классной доски» — краткое содержание рассказа Л. Кассиля для читательского дневника
Тему Великой Отечественной войны затрагивают разные писатели. Не стал исключением Лев Абрамович Кассиль. Содержание «У классной доски» для читательского дневника позволяет лучше запомнить детали сюжета, узнать характеристику главных героев. Эта история посвящена подвигу обычного школьника. Благодаря его действиям спаслись другие дети и учительница.
Главные герои
В произведении Л. Кассиля «У классной доски» есть несколько центральных персонажей. Сельская учительница, Ксения Андреевна, успела выпустить не одно поколение школьников. Она пользовалась уважением и взрослых, и детей. Ее основные черты характера:
Ксения Андреевна до конца стояла горой за своих детей. В рассказе также есть один главный герой — Костя Рожков. Он единственный проявил решительность и отвагу, которые помогли ему справиться с немецкими офицерами. Мальчик сильно рисковал, но именно его поступок спас всем жизнь.
В рассказе присутствуют немецкие офицеры. Кассиль не останавливается детально на их описании, не дает им имена. Это нужно для того, чтобы не акцентировать на них внимание. Читать «У классной доски» рекомендуется в школьном возрасте.
Краткое содержание
Место действия — небольшое село, где работает учительницей Ксения Андреевна. Она была строгой, но справедливой, поэтому повзрослевшие ученики приводили к ней своих детей. Когда началась война, колхозники собрали отряд и ушли к партизанам в лес. Дети поддерживали ушедших, как могли, — приносили бинты, еду, информацию.
Оставшиеся в селе люди быстро привыкли к шуму вражеской техники. Неожиданно на главной улице появились немцы на мотоциклах. Их было всего трое, но это не помешало им под дулом винтовки загнать детей в школу.
В классе один немец потребовал себе стул, но никто из ребят не пошевелился. Учительница заметила, что дети слушают только ее, поэтому попросила одного мальчика принести стул. Затем немец стал требовать, чтобы ученики и учительница раскрыли, где скрываются партизаны.
Дети начали наперебой убеждать, что они не знают это место. Тогда фашист подвел Ксению Андреевну к доске и сказал, что на счет «три» ее расстреляют. Учительница не проявила волнения и только попросила учеников опустить глаза.
Когда немец начал считать, только Костя не выдержал. Он подошел к доске, ткнул наугад место и ударил створкой солдата, после чего выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось скрыться и переплыть реку. На эти звуки пришли партизаны, им удалось захватить немцев.
Допрашивать пленных позвали учительницу. Теперь им предстояло бояться. Они так робели перед педагогом, что были готовы рассказать все. Командир отряда тоже был бывшим учеником, поэтому он доверил допрос Ксении.
Смысл произведения
Краткое содержание «У классной доски» Кассиля позволяет детально изучить особенности сюжета. История наглядно показывает благородство простой учительницы, которая не выдавала партизан, дети, как и она, промолчали. Если бы не поступок Кости, то все закончилось бы трагично. Он смог дезориентировать фашистов, убежать и добраться до леса. На звуки выстрелов подошли партизаны и захватили фашистов в плен.
Главное, чему учит рассказ Кассиля, — всегда быть смелым, решительным и в тяжелой ситуации бороться до конца. В произведении также поднимается тема любви к Родине и важности поддержки товарищей.
Дети хорошо понимали, что ждет их и учительницу, но это не помешало им хранить в тайне информацию о партизанах.
Книги Льва Кассиля являются классикой детской литературы. В своем творчестве он поднимал немало важных тем. Его работы до сих пор активно издают.