Чему учит нас искусство
Чему учит искусство
Чему учит искусство
Сегодня у нас есть огромный выбор: какой из множества телевизионных каналов смотреть, в какие спортивные игры играть, какие песни слушать, какие мероприятия посещать, какими хобби увлекаться. Мир сегментирован, а искусство глобально. Даже если вы, как и большинство людей, не считаете себя человеком искусства, оно – искусство – часть нашего общего наследия, и все мы в той или иной степени соприкасаемся с той или иной его формой.
Некоторые люди считают, что искусство сложно, хотя оно таким не является. Мы не станем утомлять вас непонятными искусствоведческими терминами или разговорами о малоизвестных художниках. Сам же процесс творчества прост, и все мы можем к нему присоединиться и насладиться им. Ведь для него есть место во всем, чем вы занимаетесь. Творческий процесс – выражение того, как именно вы собираете информацию из окружающего мира и как принимаете решения.
Мы можем многому научиться, наблюдая за процессом творчества, так как его принципы применимы чуть ли не ко всему, что мы делаем. Даже если мы выполняем, казалось бы, вполне рутинную работу, постоянно возникают какие-нибудь новые проблемы, требующие решения, и новые ситуации, из которых приходится искать выход. К тому же процесс выполнения обязанностей всегда можно совершенствовать. И в отличие от других дисциплин, изучаемых в школе, искусство помогает нам увидеть, что у проблем может быть больше одного правильного решения, более того, порой любое решение – правильное. Искусство показывает нам, каким образом сложные идеи можно упростить и представить в ином свете, независимо от вашей сферы деятельности и профессии.
Один домоуправ сообщил нам, что любит рисовать комиксы с супергероями, так как искусство отвлекает его от повседневных забот по поддержке здания, и что иногда ответы на сложные рабочие вопросы приходят к нему как раз в те моменты, когда он берет в руки карандаш и начинает делать наброски для нового кадра. Искусство позволяет ему находить решения проблем, связанных с основной профессией.
Искусство лучше, чем что-либо еще, доказывает: существует множество способов решения той или иной задачи и множество способов проявления креативности. Уверенность в этом особенно полезна в бизнесе – малом и большом, а также в любом деле, связанном с реализацией стремления к успеху, каким бы он нам ни виделся. Спортивные аналогии – широко распространенный прием для объяснения бизнес-концепций и стратегий в командной работе. Возможно, вы не большой любитель футбола или бейсбола, но вы наверняка слышали выражение «ни на секунду не упускай мяч из виду» и знаете, что оно означает применительно к работе над каким-нибудь проектом. Метафоры из творческой сферы также применимы и полезны, когда речь заходит о процессе генерирования идей, выполнении планов, принятии на себя рисков и оказании помощи друг другу в работе. В наши дни быть креативным означает нечто большее, нежели просто рисовать красивые картинки. Сегодня креативность – базовая человеческая потребность. Удовлетворение этой потребности имеет решающее значение для нашего благоденствия в динамично меняющейся среде глобальной экономики, где конкуренция становится все жестче и жестче. Креативность ныне – залог выживания. Она ключ к управлению экономическим ростом.
К огромному сожалению, однако, очень немногие из нас используют свои творческие способности в полной мере. По данным Института Гэллапа, 71 процент из нас «не заинтересован» или «активно не заинтересован» в своей работе <3>, а это означает, что мы эмоционально никак не связаны со своим рабочим местом. Следовательно, трудно ожидать от нас стремления к повышению своей продуктивности и креативности. Получается замкнутый круг. Только один человек из четырех считает, что живет в соответствии со своим творческим потенциалом <4>. А ведь реализация заложенной в нас креативности способна в корне преобразить нашу жизнь и помочь преодолеть плачевное состояние дел. Действуя креативно, мы активно вовлекаемся в работу и вдохновенно трудимся, что ведет к более высокой степени профессионального удовлетворения и благополучия в целом. Если вы будете знать сильные и слабые стороны своего творческого «я» и научитесь их, соответственно, применять и преодолевать, вы сможете на деле реализовать собственный стиль креативности. И тогда работа станет для вас намного увлекательнее, в чем бы она ни состояла: в разработке группового проекта, в посещении занятий по рисунку с натуры или в участии в общественной жизни вашего района. Можно быть «активно незаинтересованным», а можно прожить жизнь креативно, с воображением, артистично и получить от нее удовольствие.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5. Чему учит кризис?
Чему нас учит простая зефирина
Чему нас учит простая зефирина В начале 1960-х годов психолог Уолтер Мишел провел гениальный эксперимент с детьми – со временем его назвали экспериментом с зефиром[50]. Ученый положил перед каждым ребенком по зефирине и сказал: «Это лакомство для тебя. Но если ты сможешь
Глава 8. Чему учит потеря материала
Глава 8. Чему учит потеря материала Ничего не теряется тогда, когда ничего не производится. Это как будто ясно. Но попробуем посмотреть на это под другим углом зрения. Если мы ничего не перерабатываем, то не обозначает ли это потери? Если принадлежащие обществу ресурсы
Жизнь учит нас не судить
Жизнь учит нас не судить Итак, если человек что-то идеализирует, то он попадает под процессы своего рода духовного «воспитания». Это «воспитание» срабатывает путем принудительного разрушения идеализируемой им земной ценности. Тем самым Жизнь как бы показывает ему:
Чему учиться?
Чему учиться? Если вы оказались на работе, которая вам не нравится, вы можете сконцентрироваться на обретении тех умений, той квалификации или тех связей, которые вам потом пригодятся на желаемой работе. Запишите, что вы сейчас можете взять от вашей работы.• Какие умения
Так к чему же я пришел?
Так к чему же я пришел? На основе всех своих исследований я вывел собственное определение удачи, которое помогло мне очень многого достичь: Степень удачливости определяется нашим восприятием окружающего мира и выбором, который мы делаем в отношении каждой из
Чему учит современное искусство?
Признайтесь, хотя бы раз при виде произведения современного искусства нас посещали мысли вроде «мой пятилетний ребенок нарисовал бы лучше» или «что хотел сказать художник, разбросав весь этот мусор?!».
Искусство действительно может обескураживать, удивлять, вызывать сомнения и создавать повод для бурного обсуждения. Но в мире искусства происходит постоянный поиск средств выражения, отличающихся от того, что уже было понято и принято. Переживая процесс постоянного обновления, современное искусство может нас кое-чему научить. Чему же?
Ценить не только красоту и оболочку
Главная цель искусства — не украшать, а подталкивать к постоянным размышлениям, к поиску ответов.
Помнить о переменах
Как и наука, искусство не стоит на одном месте, оно еще и усложняется. Чтобы понимать современное искусство, нужно разобраться в самой идее работы художника, а также знать другие его творения. И из этого вытекает следующая польза современного искусства.
Изучать историю искусства
Современное искусство не возникло из ниоткуда, оно стало итогом всего долгого пути от классицизма к реализму, импрессионизму и сюрреализму. Понимая историю искусства, людям могут принять и понять его современное воплощение.
Смотреть на мир под другим углом
Искусство — это способ восприятия мира в его многообразии и переменчивости. Нужно быть наблюдательным, уметь анализировать и мыслить достаточно широко, чтобы воспринимать работы современных художников.
Lil School
Lil School – это первая онлайн-платформа креативного мышления для детей.
Чему учит нас искусство
В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.
1. Действует на тело
Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору — часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.
2. Уменьшает стресс
Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.
3. Помогает понять реальность
Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам — художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам — мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.
4. Развивает эмпатию
Эмпатия — важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.
Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.
5. Учит видеть
Нужно признать — иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина — растревожить, музыка — опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.
6. Заставляет думать
Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства — интеллектуальный или декоративный — заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.
7. Пробуждает наслаждение
Многие шедевры потрясают. Выбивают из колеи. Расстраивают или даже злят. Но каждая из эмоций — будь то страх, отвращение или боль — не исключает наслаждения. Так мы устроены — потому и любим американские горки и страшные фильмы. Об этом знали греки, которые когда-то предложили идею катарсиса: иногда отрицательные эмоции пробуждают положительные ощущения.
Прикоснуться к искусству никогда не поздно. Понять, принять, увидеть и оценить. Купите билет в музей, откройте книгу, сходите в театр. Сделайте первый шаг, и искусство выпорхнет вам навстречу.
Моё открытие!
Я нашла замечательнейшую статью М. Цветаевой «Искусство при свете совести».
Часть первая.
УРОКИ ИСКУССТВА
Чему учит искусство? Добру? Нет. Уму-разуму? Нет. Оно даже себе самому научить не может, ибо оно — дано.
Нет вещи, которой бы оно не учило, как нет вещи, ей прямо обратной, которой бы оно не учило, как нет вещи, которой бы одной только и учило.
Все уроки, которые мы извлекаем из искусства, мы в него влагаем.
Ряд ответов, к которым нет вопросов.
Все искусство — одна данность ответа.
Так, в “Пире во время Чумы” оно ответило раньше, чем я спросила, закидало меня ответами.
Все наше искусство в том, чтобы суметь (поспеть) противупоставить каждому ответу, пока не испарился, свой вопрос. Это обскакиванье тебя ответами и есть вдохновенье. И как часто — пустой лист.
Художественное творчество в иных случаях некая атрофия совести, больше скажу: необходимая атрофия совести, тот нравственный изъян, без которого ему, искусству, не быть. Чтобы быть хорошим (не вводить в соблазн малых сих), искусству пришлось бы отказаться от доброй половины всего себя. Единственный способ искусству быть заведомо-хорошим — не быть. Оно кончится с жизнью планеты.
Когда я думаю о нравственной сущности этой человеческой особи: поэта, я всегда вспоминаю определение толстовского отца в “Детстве и Отрочестве”: — Он принадлежал к той опасной породе людей, которые один и тот же поступок могут рассказать как величайшую низость и как самую невинную шутку.
динственная цель произведения искусства во время его совершения — это завершение его, и даже не его в целом, а каждой отдельной частицы, каждой молекулы. Даже оно само, как целое, отступает перед осуществлением этой молекулы, вернее: каждая молекула является этим целым, цель его всюду на протяжении всего его — всеместно, всеприсутственно, и оно как целое — самоцель.
По свершении же может оказаться, что художник сделал больше, чем задумал (смог больше, чем думал!), иное, чем задумал. Или другие скажут, — как говорили Блоку. И Блок всегда изумлялся и всегда соглашался, со всеми, чуть ли не с первым встречным соглашался, до того все это (то есть наличность какой бы то ни было цели) было ему ново.
“Двенадцать” Блока возникли под чарой. Демон данного часа революции (он же блоковская “музыка Революции”) вселился в Блока и заставил его.
А наивная моралистка 3. Г. потом долго прикидывала, дать или нет Блоку руку, пока Блок терпеливо ждал.
Блок “Двенадцать” написал в одну ночь и встал в полном изнеможении, как человек, на котором катались.
Блок “Двенадцати” не знал, не читал с эстрады никогда. (“Я не знаю “Двенадцати”, я не помню “Двенадцати”. Действительно: не знал.)
И понятен его страх, когда он на Воздвиженке в 20 году, схватив за руку спутницу:
И только пять шагов спустя:
В средние (о, какие крайние!) века целые деревни, одержимые демоном, внезапно начинали говорить по-латыни.
ИСКУССТВО ПРИ СВЕТЕ СОВЕСТИ
Один проснулся. Востроносый, восковолицый человек, жегший в камине шереметевского дома рукопись. Вторую часть “Мертвых Душ”.
Не ввести в соблазн. Пуще чем средневековое — собственноручное предание творения огню. Тот само-суд, о котором говорю, что он — единственный суд.
(Позор и провал Инквизиции в том, что она сама жгла, а не доводила до сожжения — жгла рукопись, когда нужно было прожечь душу.)
— Но Гоголь тогда уже был сумасшедшим.
Сумасшедший — тот, кто сжигает храм (которого не строил), чтобы прославиться. Гоголь, сжигая дело своих рук, и свою славу жег.
И вспоминается мне слово одного сапожника (1920 г. Москва) — тот случай сапожника, когда он поистине выше художника.
Эти полчаса Гоголя у камина больше сделали для добра и против искусства, чем вся долголетняя проповедь Толстого.
Потому что здесь дело, наглядное дело рук, то движение руки, которого мы все жаждем и которого не перевесит ни одно “душевное движение”.
Может быть, мы бы второй частью “Мертвых Душ” и не соблазнились. Достоверно — им бы радовались. Но наша та бы радость им ничто перед нашей этой радостью Гоголю, который из любви к нашим живым душам свои Мертвые — сжег. На огне собственной совести.
Те были написаны чернилами.
ИСКУССТВО БЕЗ ИСКУСА
Но есть в самом лоне искусства и одновременно на высотах его вещи, о которых хочется сказать: “Это уже не искусство. Это больше, чем искусство”. Всякий такие знал.
Примета таких вещей — их действенность при недостаточности средств, недостаточности, которую мы бы ни за что в мире не променяли бы ни на какие достатки и избытки и о которой вспоминаем только, когда пытаемся установить: как это сделано? (Подход сам по себе несостоятельный, ибо в каждой рожденной вещи концы скрыты.)
Еще не искусство, но уже больше, чем искусство.
Такие вещи часто принадлежат перу женщин, детей, самоучек — малых мира сего. Такие вещи часто вообще никакому перу не принадлежат, ибо не записываются и сохраняются (пропадают) устно. Часто — единственные за жизнь. Часто — совсем первые. Часто — совсем последние.
Искусство без искуса.
Вот стихи четырехлетнего мальчика, долго не жившего.
Там птица белая живет,
Там ходит мальчик бледный.
Ведно! Ведно! Ведно!
Есть — там-от.
(Ведно — детское и народное ведомо, здесь звучащее и как верно и как заведомо, заведомо-верно, там-от — нянькино обозначение дали.)
Вот последняя строчечка стихов семилетней девочки, никогда не ходившей и молящейся о том, чтобы ей встать. Стихи слышала раз, двадцать лет назад, и донесла только последнюю строку:
— Чтоб стоя я могла молиться!
А вот стихи монашенки Ново-Девичьего монастыря, — было много, перед смертью все сожгла, осталось одно, ныне живущее, только в моей памяти. Сообщаю его, как доброе дело.
Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети,
И раскаянья жгучего мгла,
Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный нерадостный труд,
И расплата годами страданий
За десяток счастливых минут. —
Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора —
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
Где бы сердце вам жить ни велело,
В шумном свете иль сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой,
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой!
Возьмем рифмы — явно-обычные (тиши — души, дети — сети), явно-бедные (душою — одною). Возьмем размер, тоже ничем не настораживающий слуха. Какими средствами сделано это явно-большое дело?
— Никакими. Голой душою.
Этой безвестной монашенкой безвозвратного монастыря дано самое полное определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал на земле:
Где бы сердце вам жить не велело,
В шумном свете иль сельской тиши,
(Это монашенка говорит, заточенная!)
Расточайте без счета — и смело
Вы сокровища вашей души!
Сказать об этих строках “гениальные” было бы кощунством и судить их, как литературное произведение — просто малость — настолько это все за порогом этой великой (как земная любовь) малости искусства.
Привела, что припомнила. Убеждена, что есть еще. (Стихи своей, тогда шестилетней дочери, частью напечатанные в конце моей книги “Психея”, обхожу намеренно, думая когда-нибудь сказать о них отдельно.) Да если бы и не было! Вот уже на одной моей памяти три стихотворения, больше, чем стихи.
А может быть. только такие стихи и есть стихи?
Примета таких вещей — их неровность. Возьмем стихи монашки.
Что бы в жизни ни ждало вас, дети — В жизни много есть горя и зла — Есть соблазна коварные сети — И раскаянья жгучего мгла — (пока чту — общее место). Есть тоска невозможных желаний — Беспросветный нерадостный труд — (все то же). — И расплата годами страданий — За десяток счастливых минут (последнее почти романс!) — Все же вы не слабейте душою — Как придет испытаний пора —
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
И дальше уже по непрерывной линии восхождения, не снижая, одним великим и глубоким вздохом до самого конца.
Это, на первый взгляд (о котором уже сказано), обычное начало ей было нужно, как разбег, чтобы, наконец, до круговой поруки добра договориться. Неопытность непрофессионала. Настоящий бы поэт, какими кишат столицы, если бы, паче чаяния, до круговой поруки дописался (не дописался бы!), такого бы начала не оставил, попытался бы все пригнать под один общий уровень высоты.
А монашка несостоятельности начала и не заметила, ибо и круговой поруки не заметила, может быть смутно ей порадовалась, как чему-то очень похожему — но и только. Ибо моя монашка не поэт-профессионал, который душу черту продаст за удачный оборот (да только черт не берет, потому что ничего и нет) — а: — чистый сосуд Божий, то есть тот же четырехлетний с его “там-от” — и говорят они: и монашка, и безногая девочка, и мальчик, — все безымянные девочки, мальчики, монашки мира — одно, об одном, вернее одно через них говорит.
Эти стихи мои любимые из всех, которые когда-либо читала, когда-либо писала, мои любимые из всех на земле. Когда после них читаю (или пишу) свои, ничего не ощущаю, кроме стыда.
К таким стихам отнесу еще стихи “Мысль” (Ее побивали камнями во прах) безымянного автора, во всех сборниках, где перепечатывались, помеченные только буквою Д.
Так с буквой Д (добром с большой буквы) и пошли — дальше.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Чему учит Искусство
Чему учит Искусство
Вместо размышлений о роли Искусства в жизни человека «вообще» просто вспомните конкретные, лучше самые популярные – кассовые – фильмы, можно из сокровищницы мирового кинематографа. А теперь сформулируйте, какое нравственное, человеческое содержание они несут в вашу жизнь и душу.
Я могу предложить для разбора фильм «Унесенные ветром», на который ломились все мои знакомые и как-то вытащила меня жена. В моем понимании это безусловно красиво оформленное и очень длинное повествование о злой и плохо воспитанной героине, терпящей страдания и по своей дурости, и так и причиняющей страдания людям, которые имели слабость или несчастье к ней в недобрый час привязаться.
Если это Искусство, тогда объясните его ценность; если нет, почему тогда об этом все молчат, точнее – бегут смотреть этот «шедевр»?
Высокое Искусство – это Гипнотизер, который без устали внушает нам ценности, образ жизни, формирует привычки и учит жить. Но – какие ценности? Учит какому образу жизни?
Без перебоев идут на экране, поскольку занимательны и патриотичны, фильмы о войне, основным героем которых оказывается стрекот автоматных и пулеметных очередей. Их нравственно-педагогическим эффектом, как правило, оказывается разжигание ненависти («вскипание благородной ярости») и приучение к тому, что:
Вообще сцены разрушения – одни из самых кассовых. А вот созидание, кропотливое строительство – не идет пока…
– все наши противники не люди, а гады, а злоба наша всегда благородная;
Естественно, фильмы противоположной стороны убеждают, что гадами как раз были только мы.
– смерти Чужого (то есть родного не нам) надо радоваться, желая убийств массовых;
Особенный восторг детей вызывает картинка, где под огнем Нашего пулеметчика Враги падают рядами, как подкошенные колосья. Еще радостный ряд смерти, еще… Дети в восторге.
– о смерти Своего надо плакать, после чего сжать зубы и сурово мстить.
А Будда говорил: «Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожается она». Будда не прав? Наш кинематограф мудрее?
Если фильм не о войне, то, скорее всего, про любовь. Поглощая эти фильмы (а также романы, рассказы, пьесы, песни и стихи) в невероятном количестве, мы под их гипнозом с детства пропитываемся убеждениями, что:
– сумасшествие любви есть главное событие человеческой жизни, а любящий – это тот, кто делает ради тебя много глупостей;
– нормально страдать не тогда, когда я любимому мало даю, а когда от него мало получаю (с закономерным следствием «разлюбил я – нормально, разлюбили меня – ужасно»);
– без любимого нельзя не страдать (с вариантом «моему любимому должно быть без меня плохо»);
– если любимому хорошо, но не с тобой, то тебе плохо, а он – сволочь (с подразумеваемым «мой любимый – моя собственность» и «любовь и свобода – две вещи несовместные»).
Кто эти тезисы воспринимает как естественные и не видит их глупость и безнравственность, мои поздравления: вы достойный продукт «высокого искусства».
А куда вы денетесь, когда обрабатывали (уродовали?) вас не безрукие мальчики, а мастера своего дела. Вот, к примеру, читаю я один из рассказов Набокова и пытаюсь понять: ради чего, во имя чего он написан – написан, как и все у Набокова, великолепно? А представлена там просто мирно гниющая, то есть живущая, семья.
Запах гнили передан так тонко и художественно, что против такого гниения уже даже и не возражаешь.
Сюжет совершенно не оригинален: в эту семейную лужу вдруг, по касательной, врывается молодая внесемейная героиня, гниющая бурно. Похоже, что именно этим она задевает лысеющего героя и в качестве самки становится его любовницей.
Два тоскующих паразита начали пить кровь друг у друга. Но передано это так же вкусно, как процесс приготовления супа.
Когда же их незаконная связь раскрывается, жена героя душой погружается в страдания, руками немедля собирает вещи мужа, чтобы он убирался, а детям сообщает, что их папа – подлец. Все разошлись, и все благополучно несчастны.
Это написано с такой завораживающей естественностью, с такой гипнотизирующей неизбежностью детали – так, как это может только Набоков! – что в читательницу без иммунитета такой способ разрушения семьи и счастья просто впитывается под кожу. Воистину: чем писатель талантливее, тем он вреднее.
Впрочем, если я когда-нибудь соберусь учить доброму, я буду делать это только средствами Искусства. А чем же еще?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
К чему мы все идем?
К чему мы все идем? Несколько человек нашли в степи компас и принесли его Молле, чтобы он объяснил им, что это такое. Молла взял компас, громко рассмеялся, а потом заплакал. Когда его спросили о причине смеха и слез, Молла ответил: — Я смеялся тому, что столько людей не
Чему я научилась за май?
Чему я научилась за май? Поскольку май — мой любимый месяц в году, то учиться хоть чему-то, кроме как получая удовольствие от процесса, для меня в мае трудно. Я просто любуюсь всем, что творится вокруг, а творится там обычно сказка. Это и стало причиной того, что глава
Знает ли профессор то, чему учит?
Знает ли профессор то, чему учит? — Я по специальности радиофизик. Я стал заниматься физикой, потому что мне было интересно, что из чего состоит, почему те или иные явления происходят в природе. Почему я об этом говорю? Я столкнулся с тем, что вроде бы наука такая правильная,
Глава 5 Чему учиться, чему учить
Глава 5 Чему учиться, чему учить Супервизор как человек, обучающий психотерапии, должен иметь свое мнение по самым разным вопросам: кого учить, чему учить, как учить и как убедиться в том, что научил. Это серьезные и очень специфические вопросы, и каждый супервизор должен
К чему идем?
К чему идем? Религия и сегодня продолжает оставаться хранительницей вневременных ценностей, забвение или разрушение которых означало бы универсальную деградацию. Жизнестойкость религиозных верований связана с тем, что они развиваются и эволюционируют по своим
7. Детская гениальность: как природа учит созиданию
7. Детская гениальность: как природа учит созиданию Я играл в нашем дворе и говорил с забором, пел песни и мне подпевала каждая травинка… Вуди Гарфи[53] Искусствовед Бернард Беренсон[54] вслед за психологом Эриком Эриксоном[55], отцом теории возрастного развития личности,
К чему вы привыкли?
К чему вы привыкли? Раз в полгода вы выбираетесь в отпуск. И неожиданно понимаете: так (быстро, зло, спешно, агрессивно, торопливо, неосмысленно) жить нельзя. Лично мне сюжеты о постотпускном состоянии и выходе из него чем-то неуловимо напоминают истории о стокгольмском
Правило 36. Кто больше учит – больше и получит
Правило 36. Кто больше учит – больше и получит Уж если я что-то изучаю – так, значит, изучаю досконально. Джон Вуден, тренер по баскетболу в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, с которым команда 10 раз побеждала в чемпионате NCCА Те, кто владеет точной и подробной
Чему нас учили и чему учит нас жизнь
Чему нас учили и чему учит нас жизнь Большинство из нас даже не догадывается, откуда берется все то, что дает нам жизнь. У каждого из нас есть длинный список того, что мы хотели бы получить, но так и не получаем, и даже не надеемся на это.Список всего того, что мы
Жизнь учит нас не судить
Жизнь учит нас не судить Итак, если человек что-то идеализирует, то он попадает под процессы своего рода духовного «воспитания». Это «воспитание» срабатывает путем принудительного разрушения идеализируемой им земной ценности. Тем самым Жизнь как бы показывает ему:
Чему учит вас ребенок
Чему учит вас ребенок Если поведение ребенка вызывает ваши переживания, нужно постараться понять, какие ваши идеализации он разрушает. Сделать это непросто, но вполне возможно. Например, если ребенок тащит из дома деньги или вещи, то, скорее всего, у вас есть идеализация
4.5. К чему же стремиться
4.5. К чему же стремиться Какими же должны быть отношения между мужчиной и женщиной, как в делах, так и в сексе? Прежде всего, они должны любить друг друга. «Если хочешь полюбить женщину, нужно любить женщин», — говорил видный психотерапевт Лоуэн. Верно и обратное: чтобы
Глава 11 Ничто не учит так, как напасти
Глава 11 Ничто не учит так, как напасти В 1941 году, когда Британия переживала самые темные времена Второй мировой войны, Черчилль заявил молодому поколению, что «это великие дни – самые великие дни, которые только переживала наша страна». Но почему Черчилль утверждал, что