Чему учит нас география

Зачем нужно изучать географию в школе?

Чему учит нас география. dfcafaa606f2b68c4c05086c572d8296. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-dfcafaa606f2b68c4c05086c572d8296. картинка Чему учит нас география. картинка dfcafaa606f2b68c4c05086c572d8296.

География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле с имеющейся природой, продуктами и даже возможностями лечения.

География в школе

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

Существуют следующие значения географии:

Почему нужно учить географию?

Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы, как живут различные насекомые, животные и птицы и многое другое.

К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.

Как это пригодится в жизни

Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.

Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.

Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.

Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.

Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.

Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.

Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.

Презентации по географии

Такие презентации способствуют осознанию и восприятию учениками постигаемых материалов, расширяют кругозор, прививают любовь в данной науке и родному краю. Скачать презентации по географии на этом сайте.

Данный материал является одним из важных и интересных этапов в закреплении изученного материала или в проверке домашнего задания после прохождения определенной темы. Благодаря презентациям ученики начинают развивать умения работать с всевозможными информационными географическими источниками, анализировать данные и аргументировать свое мнение. Скачать и пользоваться презентациями может любой. В них может быть анализ различных карт, составлены схемы, присутствовать слайды с текстовым сопровождением, музыкальные видео файлы. Все зависит от тематики.

Источник

Мир вокруг нас, или В чём важность географии

Урок 5. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе

Чему учит нас география. 20210413 vu tg sbscrb2. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-20210413 vu tg sbscrb2. картинка Чему учит нас география. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

Чему учит нас география. 5. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-5. картинка Чему учит нас география. картинка 5.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Чему учит нас география. 20210706 unblock slide1. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-20210706 unblock slide1. картинка Чему учит нас география. картинка 20210706 unblock slide1.

Чему учит нас география. 20210706 unblock slide2. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-20210706 unblock slide2. картинка Чему учит нас география. картинка 20210706 unblock slide2.

Чему учит нас география. 20210706 unblock slide3. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-20210706 unblock slide3. картинка Чему учит нас география. картинка 20210706 unblock slide3.

Конспект урока «Мир вокруг нас, или В чём важность географии»

С самого момента своего появления на планете человек вынужден был взаимодействовать с окружающей средой. И чтобы удовлетворить свои потребности, необходимо было её изучить. Познание мира начинается с пространства, в котором человек живёт и действует. Со стремления узнать себя и оценить свои способности.

Первоначально познания сводились к методу проб и ошибок. Затем в ходе наблюдений и сопоставления фактов человек начал описывать явления, анализировать закономерности их появления, изучать причины их возникновения. Так формировалась наука.

Но любая наука или область знаний приносит пользу не только обществу, государству или бизнесу, но и любому человеку.

Каждый из вас наверняка хоть раз задумывался: «Для чего мы вообще изучаем географию? Зачем нужна эта наука, такая далёкая от нас?»

Давайте в этом разбираться вместе. Для начала вспомним, что такое «география».

География – это наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. По-гречески «гео» означает «земля», «графо» – «пишу». Следовательно, слово «география» в переводе означает «описание земли».

Чему учит нас география. image001. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-image001. картинка Чему учит нас география. картинка image001.

География всегда играла одну из ведущих ролей в жизни человека. Это одна из древнейших наук, значение которой трудно переоценить. На разных этапах развития человеческого общества она помогала человеку решать самые насущные проблемы.

Развитие географии в значительной степени определялось потребностями человека, поэтому она всегда имела большое практическое значение.

Познание людьми окружающего мира в той или иной степени связано с путешествиями. На путь дальних странствий искателей новых земель толкали прежде всего практические потребности: освоение плодородных земель, развитие торговли с дальними странами, завоевательные походы.

Даже первобытные люди не оставались долго на одном месте. Исчерпав природные ресурсы, они снимались с насиженного места и отправлялись на поиски новых земель.

Такие постоянные передвижения с места на место положили начало географическим знаниям, представлениям о животных и растениях.

Изображения на камне, бивне мамонта или шкуре убитого животного были первыми географическими сведениями о Земле.

Когда появились первые цивилизации, возникла необходимость в установлении торговых связей. Купцы зачастую играли роль первооткрывателей. Они поставляли на родину не только редкие товары, но и ценные сведения об устройстве окружающего мира.

Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.

Чему учит нас география. image002. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-image002. картинка Чему учит нас география. картинка image002.

С появлением письменности возникли описания соседних территорий и стран. Моряки и охотники, купцы и воины, исследователи и путешественники первыми открывали тайны окружающего мира. Учёные обобщали полученные данные и записывали их.

Накопление человеком знаний о своём окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний.

Считается, что первым термин «география» употребил древнегреческий учёный Эратосфен, живший в третьем веке до нашей эры.

До ХХ века география была описательной наукой и давала ответы только на вопросы «что?», «где?», «когда?».

После того как исчезли белые пятна с земной карты, ведущей задачей географов стало познание законов, по которым существует природа, и современное общество людей. Даже сегодня в географии есть место поразительным открытиям.

Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты. Скважины, пробуренные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений.

Чему учит нас география. image003. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-image003. картинка Чему учит нас география. картинка image003.

Современная география даёт ответы на вопросы «как?» и «почему?». Её основная задача сегодня – не описание Земли, а изучение взаимосвязей между природой и человеком, его деятельностью в пределах планеты и на отдельных территориях.

География превратилась из науки, изучающей нашу планету, в систему наук. Основные из них – физическая география (наука о природе Земли), экономическая и социальная география (наука о расселении людей и их взаимодействии с природой).

Современная география ведёт изучения в области сельского хозяйства, международных отношений, решает глобальные проблемы и постигает влияние человека на окружающую его природу.

Чему учит нас география. image004. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-image004. картинка Чему учит нас география. картинка image004.

Ведь длительное время считалось, что природа не изменяется. Однако это ошибочное мнение. Разруша­ются старые горы и возникают новые, исчезают леса и озёра, появляются болота и пустыни. Там, где когда-то были огромные морские просторы, сейчас может быть суша, и наоборот.

В последнее время человек начал нарушать равновесие в природе, уничтожая животных и растения, изменяя рельеф Земли. Одна из главных задач современной географии – предвидеть последствия деятельности человека.

Чтобы пользоваться благами природы, надо знать законы, по которым она развивается, понимать процессы, происходящие на планете.

Как и любая наука, география имеет множество доказательств того, как природные ресурсы и явления используются человеком без вреда для окружающей среды.

Например, внедрение ветровых и гидроэлектростанций в Новой Зеландии, чтобы не использовать электростанции на угле.

Ещё одним интересным примером грамотного использования своего географического положения является Исландия. Здесь для отопления и обогрева домов используется энергия вулканов и гейзеров.

А Испания является одной из стран-лидеров по солнечной энергии. Эти государства показывают яркий пример, как можно использовать свои географические преимущества.

География – действительно удивительная наука, которая приносит пользу всему человечеству и развивает другие области. Но чем же география полезна обычным людям?

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом. И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте.

Моряки, пилоты и штурманы должны уметь пользоваться географическими приборами, работать со сложными картами, определять своё положение на местности.

Простой человек сегодня много передвигается и активно путешествует, поэтому ему нужны хотя бы начальные навыки работы с картами и элементарные знания названий стран и континентов.

Например, мечта посетить водопады Игуасу и Алтай – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Познания в географии дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.

Кроме того, на карте мира встречаются схожие названия: Швеция и Швейцария, Парагвай и Уругвай, Ирак и Иран.

Слишком часто туристы путают Австрию и Австралию. У австрийцев даже есть популярный девиз: «В Австрии кенгуру нет!». Уличные знаки, майки, сумки, кепки и значки с таким слоганом весьма популярны у них.

А в аэропорту австрийского города Зальцбурга установлено информационное табло для тех, кто перепутал Австрию с Австралией!

Человек постоянно сталкивается со стихийными явлениями – извержениями вулканов, землетрясениями, наводнениями. Именно география изучает их. Даже простой сбор статистики о землетрясениях позволяет определить, какие территории являются сейсмоактивными, а какие нет. Эти знания учитываются строителями при строительстве объектов.

Глубокие исследования природных явлений позволяют прогнозировать их заранее, что даёт возможность подготовиться к будущей катастрофе, например, вовремя эвакуировать население.

Неразрывно связана с географией и современная техника. Она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации.

Например, GPS-спутники пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Затем они расшифровываются и помогают ориентироваться в пространстве.

Сегодня мы живём в мире, где страны и народы переплетены друг с другом как никогда сильно. Люди путешествуют по всему миру, а многие крупнейшие компании являются транснациональными. В связи с этим важно знать культурные, языковые, религиозные, политические особенности тех или иных стран.

География помогает понять особенности взаимоотношений между странами – почему одни государства конфликтуют, а другие находятся в союзах. Не случайно многие специалисты по международным отношениям говорят, что «география определяет политику».

В изучении географии вам могут помочь разнообразные источники географических знаний.

И это не только учебники, карты и атласы. Это специальная географическая, научно-популярная и художественная литература; словари и справочники; туристические карты и буклеты; средства массовой информации, где часто публикуются сообщения о современных географических событиях и явлениях; Интернет; а также объекты природы, где проводят непосредственные наблюдения и исследования – степи, леса, горы, реки. Всё, что нас окружает, и есть источник географических знаний.

Чему учит нас география. image005. Чему учит нас география фото. Чему учит нас география-image005. картинка Чему учит нас география. картинка image005.

Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи современной географии – знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

Возможно, кто-то из вас захочет стать географом, чтобы приобщиться к разумному, рациональному использованию природных богатств, их охране и воспроизведению.

Источник

«Роль географии в будущей жизни обучающихся и ее место в современной школе».

«Роль географии в будущей жизни обучающихся и ее место в современной школе».

Каждый педагог, работающий в образовательном учреждении, отводит преподаваемому им предмету особое место в системе образования, подчёркивает особую значимость в жизни современного общества. И это правомерно. Все без исключения предметы имеют определённое значение в будущей жизни обучающихся. Изучая тот или иной предмет, школьник приобретает знания, умения, навыки, компетентность.

Каждый школьник — это отдельная, самостоятельная личность, которая формируется под воздействием многочисленных факторов. При этом особую роль играют школьные учебные предметы, содержание которых обладает большим воспитательным потенциалом, поэтому основная задача современного учителя «погрузить» ученика в учебную деятельность так, чтобы каждый учебный предмет изучался им как лично значимый.

Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит в формировании научной картины мира. Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационно-технических наук.

Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.

В соответствии с ФГОС, личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Источник

География

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны)

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония

Северное сияние, Финляндия

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса)

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества

Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.

Метеостанция Владивосток, Россия

Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.

Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.

Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.

Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.

Передача и обмен знаниями

Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.

Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!

Система географических наук (Источник)

Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.

С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.

Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.

Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.

Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:

В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.

Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:

Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:

Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.

Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени

Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.

В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.

Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:

Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта

Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:

Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:

Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.

Словарь

Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *