Чему учит лес и степь

«Лес и степь», анализ произведения Ивана Тургенева

В середине XIX века в журнале «Современник» были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла «Записки охотника». В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. Исключение составляет лишь произведение «Лес и степь». Критики, кстати, так и не смогли «договориться» о его литературной форме. Одни считают «Лес и степь» очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.

В произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника Петра Петровича Каратаева. Он – главный герой сборника, человек наблюдательный, с прогрессивными взглядами, горячо любящий родную природу. В значительной степени охотник высказывает мысли и чувства самого писателя.

«Лес и степь» является своеобразным эпилогом к «Запискам охотника», а также поэтическим гимном русской природе. Основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений Тургенева. Это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: «Он любит природу не как дилетант, а как артист». Сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны. «Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сырая земля упруга под ногами». В этом небольшом отрывке из произведения «Лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения (упругая земля). И перед читателем явственно возникает картина поздней осени.

Для изображения красоты средней полосы России Иван Сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов. К примеру, небо у Тургенева «бледно-голубое», «смутно-ясное», затем оно «бледнеет». Прилагательные выступают не только эпитетами, но и метафорами: «огнистое море заката», «свинцовая полоса на небосклоне», «золотые полосы».

Но мастерство Тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. Описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. Стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. Летом «весело пробираться по узкой дорожке», сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания. Показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.

Тургенев постоянно олицетворяет природу. Осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе. Мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. Мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания. После грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.

А как разнообразны и «вкусны» звуки! Здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. Фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.

Произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. Тургенев восторгается охотой во все времена года. Такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту русского пейзажа, композиционно завершить произведение «Лес и степь», а также весь сборник. Получился мощный и жизнеутверждающий аккорд охотничьего цикла. Коротко его можно выразить словами самого автора: «Свежо, весело, любо!»

Источник

Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь»

Разделы: Литература

Задачи урока:

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний (проверка дом. задания) (2 мин)

Эссе: Почему человек должен быть в гармонии с природой? К чему может привести нарушение связи человека с природой?

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
(Ф.И. Тютчев)

3. Постановка цели урока, выдвижение гипотезы. (3 мин)

— Прочитайте эпиграф к уроку. Слайд 1

Сколько ни пишите еще повестей и драм, вы не опередите вашей Илиады, ваших «Записок охотника»: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны, там лежат перлы вашей музы».

(Из письма И.А. Гончарова И.С. Тургеневу от 28 марта 1859 г.)

— О каком произведении будет идти речь на уроке? Слайд 2

— Как вы поняли высказывание Гончарова?

Слайд 3. Задача урока

— С какой точки зрения мы всегда анализируем литературное произведение? (понять основную мысль автора)

— С помощью каких средств, используемых автором читатель может понять основную мысль произведения?

Слайд 4. Гипотеза

— Сделайте предположение, т.е. сформулируйте гипотезу, какова основная мысль Тургенева в рассказе «Лес и степь»?

— С помощью каких средств писатель приводит читателя к этой мысли?

4. Словарная работа. (2 мин)

В рассказе есть упоминание слов, которые могут быть не понятны.

5. Анализ собранных материалов. Групповая работа. (14 мин)

— Как условно можно озаглавить части рассказа «Лес и степь»? Слайд 16

— В рассказе, на первый взгляд, нет сюжета. Он кажется чисто описательным. Но если проследить расположение частей, то какой вывод можно сделать?

(Сюжет рассказа строится на смене времён года. Это естественный ход жизни природы.)

Ученики дома отбирали и выписывали из рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь» слова и словосочетания по группам. Все ученики выписывали слова и выражения, обозначающие цвет. Затем ученики по группам составляли перечень слов, обозначающих звуки, осязательные ощущения, запахи и чувства человека, которые упоминаются в рассказе Тургенева «Лес и степь». Распечатки собранных материалов лежат на партах.

— Проанализируйте собранный материал. В чём особенность использования цвета у Тургенева в этом рассказе? (См. приложение 2)

— Чему писатель уделяет особое внимание? (небо, воздух)

— Приведите примеры выражений, подчёркивающих эффект блеска, сверкания?

— Какие основные цвета использует Тургенев? Слайд 17

(Тургенев использует основные цвета спектра)

— Какая часть речи используется чаще для обозначения цвета? (глагол)

— Значит, колорит передаётся в динамике.

— Когда цвета становятся ярче? (при восходе и закате солнца)

— Какой общий вывод можно сделать об использовании цвета в рассказе? Слайд 18

(Колорит разнообразный, для изображения цвета Тургенев часто использует глаголы, значит, цвета показаны в динамике)

— Какие языковые средства выразительности использует Тургенев при создании колорита?

6. Сопоставление картин И. Левитана (3 мин)

— Сопоставьте картины на одну тему одного художника – И.И.Левитана, которые хранятся в Государственном Русском музее.

Исаак Ильич Левитан. Долина реки. Осень. Слайд 19, 20

Поздняя осень. Слайд 21

Осенний пейзаж с церковью Слайд 22

— Какая картина кажется более жизнерадостной? Почему?

— С какой частью рассказа Тургенева соотносится каждая картина?

— С какой частью рассказа соотносится рисунок, выполненный Варварой Бочковой? Слайд 23, 24

Чему учит лес и степь. img1. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-img1. картинка Чему учит лес и степь. картинка img1.

7. Звуки, осязательные ощущения, запахи в рассказе «Лес и степь». (3 мин)

— Какие выводы можно сделать, анализируя выписанные слова? Слайд 25

(Звуки разнообразные, но при этом рассказчик наслаждается и тишиной. В одном предложении можно прочитать: «Всё проснулось, и всё молчит»)

8. Прослушивание пения (5 мин)

— Какие выводы можно сделать, анализируя выражения, определяющие запахи, осязательные ощущения в рассказе?

(Преобладают запах трав, сена, цветов. Человек чувствует прикосновение ветра, веток куста, мха, ржи, цветов, ощущение упругости земли, холода и жары)

— Почему Тургенев описывает не только цвета в пейзаже, но и звуки, осязательные ощущения?

(Это делает изображение объёмным)

9. Чувства человека (3 мин)

— Какое чувство преобладает? (радость)

— Какое синтаксическое средство использует Тургенев при описании чувств человека? (риторические вопросы и риторические восклицания)

— Какие предложения делают ближе рассказчика и читателя? (риторические вопросы)

— Какие ещё синтаксические и лексические средства выразительности использует Тургенев? (метафоры, олицетворения, сравнения, лексический повтор)

— Обратите внимание на развёрнутую метафору в части «Поздняя осень». (жизнь как свиток)

— Прочитайте её в контексте. Какое значение она приобретает?

10. Подведение итогов. (5 мин)

Какова тема урока? Слайд 29

— Какую задачу урока мы ставили? (понять основную мысль автора, а также с помощью каких средств он создаёт произведение и доносит свою мысль до читателя) Слайд 30

— Какова основная мысль рассказа Тургенева? (показать, что только наедине с природой человек может достигнуть внутренней гармонии, наедине с природой он может получить наслаждение для души и возможность поразмышлять о жизни)

— Какую гипотезу выдвигали? Слайд 31

— Сопоставьте свои размышления о природе, которые вы писали дома, с нашим выводом.

— Какие авторские приёмы помогли понять авторскую мысль?

— Какие языковые средства выразительности использует Тургенев? Слайд 32

— Как проявляется мастерство Тургенева-пейзажиста в рассказе «Лес и степь»?

— В чём особенность использования цвета в этом рассказе?

— Почему Тургенев не ограничивается только описание цвета? (объёмность изображения)

— Почему Тургенев расположил это произведение в цикле «Записки охотника» последним?

11. Рефлексия. Слайд 33 (3 мин)

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему вы удивились при анализе?

— Какое выражение Тургенева вам особенно запомнилось?

12. Домашнее задание. Слайд 34 (1 мин)

Источник

«Лес и степь» Тургенев, какая главная мысль, тема, идея, чему учит рассказ?

«Лес и степь» Тургенев, чему учит рассказ «Лес и степь» Тургенева?

«Лес и степь» Тургенев, о чем рассказ, главная мысль рассказа «Лес и степь» Тургенева какая?

«Лес и степь» Тургенев, тема, идея какие?

Чему учит лес и степь. answer avatar. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-answer avatar. картинка Чему учит лес и степь. картинка answer avatar.

Чему учит лес и степь. answer avatar. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-answer avatar. картинка Чему учит лес и степь. картинка answer avatar.

Насколько я знаю рассказ Тургенева «Бежин луг» был опубликован впервые в 1851 году в в те времена популярном журнале «Современник».

Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника».

Рассказ относится к литературному направлению в стиле реализм, но в нем также присутствуют и черты романтизма. Особенно впечатляют яркие описания природы, легенды и поверья.

Чему учит лес и степь. answer avatar. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-answer avatar. картинка Чему учит лес и степь. картинка answer avatar.

Чему учит лес и степь. answer avatar. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-answer avatar. картинка Чему учит лес и степь. картинка answer avatar.

Иван Тургенев собственно не скрывал, что эта повесть по сути является автобиографичной, где все действие произведения написаны на основе своих личных детских воспоминаний.

Тургенев, как и главный персонаж, был еще фактически ребенком, когда влюбился в молодую женщину, у которой был роман с его отцом-ловеласом и любителем женщин.

Конечно в повести все персонажи имеют другие имена, а в жизни, первой юношеской любовью Тургенева была оперная певица Полина Виардо, ради которой, писатель фактически оставил Россию и стал фактически стал членом семьи знаменитой певицы.

Эта повесть, основана на личных переживаниях писателя и поэтому не случайно он называл это произведение своим любимым.

Как в дальнейшем написал Иван Сергеевич:

Чему учит лес и степь. wuDS4PhRH8GyTSX9F5X90o8JiFtAr. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-wuDS4PhRH8GyTSX9F5X90o8JiFtAr. картинка Чему учит лес и степь. картинка wuDS4PhRH8GyTSX9F5X90o8JiFtAr.

Чему учит лес и степь. . Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-. картинка Чему учит лес и степь. картинка .

Чему учит лес и степь. answer avatar. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-answer avatar. картинка Чему учит лес и степь. картинка answer avatar.

Я бы взяла самый трагический отрывок из рассказа «Муму «, когда Герасим вынужден избавится от своего лучшего и преданного друга, но до этого, стоит рассказать о том, как эти двое были счастливы вместе.

Герасим выловил маленького щенка из воды. Крохотное, дрожащее, беззащитное и слабое существо, впервые за многие дни вызвало у него улыбку. Было радостно читать, как этот большой человек возится с собачкой и как потом, уже сама Муму относилась к своему хозяину. Такой добротой и искренностью автор передал тихое счастье и самого Герасима и его любимой Муму. Собачка была умной и ласковой со всеми, но была предана только хозяину. А ведь он никогда ласкового слова ей не сказал. Значит, она чувствовала его отношение к себе. Муму будила его по утрам, приводила лошадь, которая возила воду, охраняла инвентарь дворника и сторожила дом. А Герасиму только с Муму и было хорошо. Он понимал, что его любят.

Со слезами на глазах читала, как Герасим прощался со своим единственным другом. Лишь по воле вздорной барыни, гусыня такая вредная.Его горе, такое искреннее, по настоящему расстраивает. Могучий и сильный он плакал над Мумуней в трактире и потом ещё долго обнимал её в лодке, а она до самого конца верила ему. Как хотелось, чтобы автор придумал другой конец. Забрал бы Герасим Муму с собой в деревню и жили бы они там вместе!

Источник

Проблема в рассказе «Лес и степь» Тургенева (ЕГЭ по русскому)

В тексте И. С. Тургенева «Лес и степь» подробно описывается его родной край. Автора волнует проблема неумения человека замечать изменения окружающей природы от погодных условий, наслаждаться от уединения с ней. В тексте охотнику интересно наблюдать за красотами леса. Мне тоже кажется удивительным то, как может изменяться природа в течение дня.

В предложенном для анализа тексте демонстрируются моменты созерцания охотником утренней зари. Можно прийти к выводу, что нахождение наедине с природой даёт охотнику увидеть диковинные, никем нетронутые прелести весеннего утра. Автор обращает внимание на мельчайшие детали окружающей среды. Описание леса, которое даёт писатель, полно звуков, осязаний и внешних представлений. И это помогает мне, как читателю, полностью погрузиться в ту обстановку, прочувствовать момент, в который охотник бродит по лесу.

Тем самым автор учит нас не упускать такие мгновения, уметь ценить то, что нас окружает.

Также проблема раскрывается автором на примере того, как люди обычно не замечают, насколько изменчива погода. Возьму в пример приводимые автором описания неба за тот короткий промежуток времени, который наблюдал охотник. По началу небо было тёмное, серое, звёздное. Позже на заре оно начало алеть, рассвело. Когда солнце поднялось, небо потемнело по краям. Как говорится в тексте, это был зной перед грозой, ведь чуть позже стало совсем темно. Я считаю, что автор хотел этим сказать, что во все те моменты природа прекрасна и по-своему удивительна.

Я согласна с важностью проблемы, поднимаемой автором в этом тексте. По моему мнению, уметь видеть красоту в мелочах окружающего нас мира, а особенно в творениях природы — это особый талант чувствовать с ней связь, быть в моменте и наслаждаться им. Последнее время люди стали всё чаще забывать о всех прелестях естественного мира, не сделанного руками человека. И я думаю, что приведённый текст вдохновит любого читателя на то, чтобы научиться ценить мгновения, проведённые наедине с природой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Чему учит лес и степь. shkololo2. Чему учит лес и степь фото. Чему учит лес и степь-shkololo2. картинка Чему учит лес и степь. картинка shkololo2.

Краткое содержание Лес и степь, Тургенев

Работа Тургенева Лес и степь — это один из рассказов, что входит в Записки охотника. Когда знакомишься с рассказом Тургенева Лес и Степь, где автор в основном описывает красоту природы, понимаешь, что данная глава скорее всего небольшой очерк, который дает возможность читателям увидеть красоту природы в разное время года.

Тургенев Лес и степь

Рассказ Тургенева Лес и степь начинается тем, что автор говорит нам, насколько хорошо быть охотником, ведь они одни из тех, кто может увидеть природу со всех ее ракурсов.
Так выехав на охоту до зари весной, можно увидеть, как мигают все еще звезды в небе, можно даже услышать ночной шепот, ощутить ветерок. Все еще спят, а вы уже в телеге, где стоит самовар. Вы едете вдоль реки, по дороге и видите, как небо начинает светлеть, как все начинает просыпаться. Вот солнце встает, стадо идет, а посмотришь с горы и видишь красивейший вид. Как же вольно дышится в полную грудь.

А летний день июля, который также прекрасен. Как хорошо побродить ни свет ни заря по кустам. Столько вокруг благоуханья, ароматов. Слышна полынь и ее горечь, аромат гречихи, кашки. Кустарникам нет конца, а вдали стоит лес. Хоть у рано еще, но уже ощущается подступающая жара. Вот вы услышали, как подъезжает телега с мужиком, который приехал косить, а солнце то выше и выше. Становится жарко и хочется холодной воды. И тут приходит на помощь источник, который на дне оврага. попив воды, никуда не хочется уходить. Хочется быть в тени и дышать сыростью. Но вот неожиданно поднялся ветер и вы слышите раскаты грома. Охотиться еще можно, но туча разрастается и вот пошел дождь. Вы спрячетесь в сарае и будете наблюдать за ливнем, за молниями. Но, все прошло, и выйдя из сарая, невозможно налюбоваться окружающей действительностью. Все сверкает и блестит на солнце, а воздух какой он прекрасный после дождя.

Опустился вечер. И он тоже прекрасен. Интересно наблюдать, как опускаются тени, а когда садится солнце, зажигаются звезды, тени исчезают, воздух наливается мглою. Значит пора домой, где ждет ужин на столе и теплая кровать.

А можно отправиться в лес, где вы будете охотиться на рябчиков. Но при этом не забудьте рассмотреть красоту леса, его тишину и тени. Вот птицы запели, а там стоит дуб среди лип. Вы едите по тропинке, а вокруг вас мухи, мошки, где-то виднеется гриб, вы слышите ароматы ландышей.

А как же прекрасен лес осенью с его осенними запахами и красками.

Хороши и туманные дни, которые чаще всего бывают летом, правда, такие дни охотники не очень приветствуют, ведь охотиться не получится, но как все вокруг красиво, все завораживает.

А вот вы решили поехать в степь, через поля, от одной деревни к другой. Сороки летают, женщины идут в поля, а вокруг разворачиваются разнообразные картины природы.
Да и в зимний день прекрасно подышать морозным воздухом и поохотиться на зайцев. Снег слепит своим сверканьем и не можешь налюбоваться сводами неба.

А как прекрасны первые дни весны, когда еще лежит снег, но местами появляются проталины, начинают петь жаворонки.

Лес и степь Тургенев главные герои

Определиться в произведении Лес и степь Тургенева с главными героями тяжело, ведь их, по сути, здесь нет. Ну разве сам рассказчик, который делится своими эмоциями, своей любовью к природе, да и героями в рассказе являются непосредственно лес и степь, которые предстают перед нами в разные времена года, в разное время суток.

Лес и степь Тургенев основная мысль

Работа Тургенева состоит из описания полей, степи, леса, из описания различных пейзажей, которыми автор любуется, наверное это и является в рассказе Лес и степь Тургенева основной мыслью. Автор хочет показать нам природу, что окружает нас и хочет, дабы мы также научились видеть красоту русской природы и любили ее в разное время года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *