Чему учит красное вино победы
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Евгения Носова «Красное вино победы»
Главные герои рассказа Евгения Носова «Красное вино победы» — солдаты, которые после ранений попали на излечение в госпиталь, находящийся в городе Серпухове. В этот госпиталь они поступили зимой срок пятого года, когда бои шли уже на вражеской территории и все понимали, что скоро война закончится, и с нетерпением ждали, когда наступит этот великий день.
В палате, где лежал солдат, от лица которого ведется рассказ, было двенадцать коек, и все они были заняты ранеными. У молдаванина Михая были ампутированы обе руки. Другие пациенты были закованы в гипс – у кого рука, у кого нога, а один раненый, по фамилии Копешкин, был так загипсован, что даже не мог пошевелить ни руками, ни головой. Заживающие под гипсом раны чесались, и солдаты выдергивали из букетов, которые им приносили жители города, веточки, чтобы с их помощью облегчить свои страдания.
В марте двое тяжелораненых умерли, и их койки остались свободными. Это тоже было приметой близкого окончания войны. Хотя еще шли бои, и появлялись новые раненые, в этот госпиталь их не привозили. До войны в этом здании была школа, и осенью в нее должны были вернуться ученики.
Прошел март, за ним апрель. Наступил май. Победа была настолько близка, что радио в палатах не выключали даже ночью. Из палаты выписали еще троих человек, которых отправили домой, а не в батальон для выздоравливающих и это тоже было приметой скорой победы. Копешкину становилось все хуже, он уже не мог говорить в полный голос, а только шептал. Но товарищи по палате его подбадривали и говорили, что победа не за горами, он поправится и поедет домой.
В ночь на девятое мая обитатели палаты услышали, как в коридоре начальник госпиталя разговаривал с завхозом и просил того организовать праздничный обед и достать вина для пациентов. А вскоре после этого разговора за окном начали запускать ракеты, и была слышна стрельба. Лежавшие в палате солдаты поняли, что война закончилась, и принялись бурно ликовать. Медсестра их еле успокоила.
Утром все, кто мог ходить, ушли во двор, куда пришли горожане, которые хотели поздравить солдат с победой. Со двора доносился радостный гомон, к которому прислушивались те, кто не мог ходить. По палатам ходил старичок-фотограф, который делал раненым памятные фотографии.
В обед принесли наваристый бульон из поросенка, а завхоз внес в палату поднос, с семью стаканами, наполненными красным вином. Вино расставили по тумбочкам, и обитатели палаты выпили его за Победу. Все хотели, чтобы Копешкин тоже выпил вина, но медсестра, которая в этот момент кормила его с ложечки, не позволила этого сделать.
Рассказчик, который из-за ранения не мог пользоваться правой рукой, учился рисовать левой, и со слов Копешкина нарисовал его дом. Рисунок вручили Копешкину, и он весь вечер держал его в руках. А утром выяснилось, что Копешкин умер. Санитары унесли его тело, а нянечка заменила постель на кровати, которая теперь стояла пустой. Лишь на тумбочке у кровати остался стоять стакан с вином, и к нему был прислонен рисунок с домом Копешкина.
Солдат по фамилии Саенко, который был ранен в ногу, но уже почти выздоровел, дохромал до тумбочки и взял стакан с вином. Он высказал сожаление, что Копешкин так и не выпил перед смертью и предложил помянуть умершего. Каждый выпил по глотку, и теперь обитателям палаты красное вино казалось похожим на кровь. А за окном в это время взлетали в небо праздничные ракеты.
Таково краткое содержание рассказа.
Рассказ Евгения Носова «Красное вино победы» учит ценить мир и делать все для того, чтобы войн на Земле больше никогда не было.
Какие пословицы подходят к рассказу Евгения Носова «Красное вино победы»?
Война не лечит, а калечит.
Крепко верить — значит победить.
Хорошей войны не бывает.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Отзыв о рассказе Е. Носова»Красное вино победы»
Отзыв о рассказе Евгения Носова «Красное вино победы»
Читая рассказ, видим, что в нем война как таковая за кадром. Однако, весь смысл данного произведения, на наш взгляд, как раз в том, что её губительное дыхание пронизывает рассказ от начала и до конца.
Повествование в рассказе ведётся от первого лица, но время действия не совпадает с моментом начала рассказа. Перед читателями открываются воспоминания автора-повествователя и его героя. Между ними, возможно, целые годы. Память неизменно возвращает автора в прошлое.
В сюжете почти отсутствуют события в привычном смысле слова: в серпуховском госпитале весной 1945 года оказываются раненые бойцы, ждущие окончание войны. Характерная черта рассказа «Красное вино победы» заключается именно в том, что Е.Носов не описывает перипетии солдатской жизни, а изображает процесс ожидания. Внешние события уходят на второй план. Мысли героев полностью связаны с ожиданием победы, ее предчувствием. Напряжение, драматизм не уходят из произведения, несмотря на то, что читатель, как и бойцы, знает, что победа неизбежна. Для бойцов в рассказе Носова война уже закончилась, но их товарищи продолжают сражаться.
Автора в первую очередь интересует внутренний мир бойцов. Каким является человек, лишённый надежд на счастье, взглянувший смерти в лицо и чудом оставшийся в живых? Раненые бойцы, томясь в госпитале, страдая от неподвижности, от зудящих под гипсом ран, испытывают противоречивые чувства. С одной стороны, радость, потому что «дома наверняка будешь», с другой – «тоску и зависть», потому что «мат будут ставить» без них. Главное сожаление связано именно с тем, что не им выпало на долю брать Берлин, то есть поставить точку в войне.
В рассказе нет конфликта между героями. Ключевая схватка здесь, несомненно, между жизнью и смертью. Весна, которая заявляет о себе «зелёным дымком верхушек тополей» и их пряным, горьковатым ароматом, «цыганистыми трелями зяблика», расцветшей черёмухой – это символ новой жизни. Весна олицетворяет возрождение и надежду на счастье. Бойцы, нарушая правила госпиталя, всё время распахивают окна. Они хотят вдохнуть запах весны, запах жизни. Только о смерти забыть уже не получается. Она уже прикоснулась к человеческим телам «слепыми и равнодушными кусками металла», не хочет отступать, напоминает о себе «желтовато-зеленоватой жижей тлеющих ран», «сладковатым духом тления».
Слово «святой» в произведении упоминается лишь один раз. Но мотив святости, несомненно, проходит через всё произведение. Красным вином причащают в христианских храмах. Советских людей в войну причастили кровью. Словно крещённый «равнодушным металлом», поливший землю своей кровью, наш народ искупил грехи человечества, как когда-то искупил их Христос. Советский человек отстоял жизнь. Красное вино пьют солдаты в рассказе Носова, пьют за победу жизни над смертью. Белая госпитальная палата озаряется отблесками рубиновых стаканов, и люди чувствуют волнение, словно совершается таинство.
В финале Носов не отменяет двойственного чувства, которым пронизан весь рассказ. День Победы для нашего народа навсегда будет и днём поминовения. Красное вино, пролитое в рассказе на изголовье кровати умершего Копёшкина, напоминает солдатам кровь и кажется «тёмным и таинственным». Читатель присоединяется к чувствам героев рассказа.
Несомненно, данный рассказ поможет многим людям задуматься и осознать, что все мы в неоплатном долгу перед нашими ветеранами Великой Отечественной войны, поскольку они подарили нам возможность родиться.
Урок литературы по рассказу Е.И.Носова «Красное вино Победы»
Урок литературы в 8 классе по рассказу Е.И. Носова «Красное вино Победы».
-познакомить учащихся с автором, работающим над одной из важнейших тем литературы – темой памяти о Великой Отечественной войне;
-вызвать у учащихся глубоко личное восприятие произведения о войне, переживание прочитанного.
-запись песни «Священная война».
Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной русской литературе. Лев Толстой признавался, что каждый раз брал новую книгу с одной и той же думой об авторе: что он за человек и что нового о жизни может поведать? И мы зададим себе тот же вопрос, только перенесемся в век 20-й.
-Назовите крупнейшие события 20 века.
-О войне написано много. Вы дома прочитали рассказ Е.И. Носова «Красное вино Победы». Представим, что нам предстоит написать сценарий кинофильма о Великой Отечественной войне по мотивам этого произведения. Для этого нужно выбрать самые яркие сены для изображения крупным планом. Какие сцены выбрали бы вы? Что вас особенно поразило в произведении?
-Что вам известно о человеке, написавшем это пронзительное произведение?
Рассказ написан от 1 лица и во многом автобиографичен. Сам Е.И. Носов, воевавший тогда под Кёнигсбергом, в феврале 1945 ода был тяжело ранен и встретил День Победы на казенной койке в подмосковном городе Серпухове, где «дадут ранбольным по стакану вина в честь этого долгожданного праздника, и останется он незабываемым, этот праздник, и однажды друг мой расскажет о нем, и будут плакать люди, пережившие войну, читая этот рассказ». Так писал о нем В. Астафьев.
-Чем-то особенным должен отличаться взгляд писателя-фронтовика на события войны. Попытаемся увидеть своеобразие подхода писателя к военной теме, для чего прочитаем в лицах небольшую сцену «…Слева от меня лежал солдат Копёшкин. …А тут вот и получилось нескладно». В ходе чтения постарайтесь передать чувства, состояние, настроения героев.
Чтение эпизода учащимися.
-Иных больших романов о войне стоят эти копёшкинские «За 4-то года…Повида-а-ал…» Или его, умирающего уже, отрешенного, чисто крестьянское сожаление об убитых лошадях.
-К какому человеку привлекает наше внимание писатель? Простому, обычному, неприметному.
-А чего старается избегать в рассказе? Эффектного, броского.
У Е. Носова обостренное внимание к скромным, внешне неприметным труженикам войны, и на войне исполняющим свою извечную крестьянскую работу. «Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется – как у Копёшкина…и без медали с войны вернулся, и умирает»,- признавался автор. Есть в его книгах еще одна особенность: в них почти нет самой войны, подробных описаний фронтовой действительности. Дома, работая с текстом, вы должны были найти эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогут почти физически ощутить состояние человека, побывавшего в пекле войны.
Выступление учащегося : «Страшная мясорубка войны; конвейер к хирургическому столу; на войне как в шахматах, бац – и нету пешки; гипсовые вериги раненых; красная каша из мокрых бинтов и ваты и т.д.»
-Чьими глазами мы видим все это? Рассказчика, молодого человека и одновременно самого Носова, многое переосмыслившего уже после войны. Именно он с потрясением размышляет о смерти Копешкина.
Чтение отрывка «Я онемело смотрел на взбитую подушку…»
-Рассказчик видел много смертей. Но уход Копешкина – особый. Почему? В какой день умирает Копешкин? Случайно ли это?
-Как звали Копешкина? Иван – любимое имя на Руси.
Чтение отрывка «Сколько разных мест на земле…».
— Какая важная мысль заключена в этом отрывке?
-Какие географические названия встречаются в рассказе? О чем говорит этот факт? Что защищал каждый фронтовик? «Всякая пядь земли имела своего защитника».
-Каково лексическое значение слова «пядь»? В какой фразеологический оборот оно входит? Не уступить ни пяди.
-Как связать это слово с темой рассказа?
-Какое чувство испытывает рассказчик, ставший свидетелем смерти Копёшкина? Потрясение.
-Не случайны здесь будут строки из стихотворения Е. Евтушенко:
Уходят люди…Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
-В словах какого героя звучит та же боль? Няньки т. Зины в отрывке «Ох ты, грехи наши тяжкие…»
-Чувства, состояние героя можно изобразить с помощью красок. Наш иллюстратор попытался это сделать (на доске иллюстрации ученика). Второй ученик озвучивает изображенное, выбирая из текста соответствующие цитаты.
-Неужели ничего не осталось на земле от Копёшкина и сотен тысяч таких, как он?
Выступление учащегося, выполнявшего творческое задание: какими изобразительно-выразительными средствами изображены война и победа.
-А каким вино видится рассказчику в конце рассказа? Таинственно-темным, как кровь; темный цвет гасит жизнь. И горько, обидно автору, что и в этот светлый и святой день, и долгие годы после будут умирать фронтовики.
-Писатель не замыкает внимание читателей на событиях, происходящих в палате. Он выводит нас на улицы, полные людей.
-Как встречают они Победу?
-Что объединило всех?
Звучит песня «Священная война».
Учитель читает текст: «И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр». До слов: «Это была песня-гимн, песня-клятва».
Из воспоминаний Г.К. Жукова: «Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая, всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг: поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне».
-Показательное совпадение: Жуков считал «Священную войну» одной из самых своих любимых песен, в которой отразилась большая душа народа.
-О чем разговаривают раненые в этот день? О родных местах, о будущем.
-И тяжело раненный ездовой Копёшкин, для которого его далекая пензенская деревенька с загадочным названием Сухой Житень была «центром мироздания», тихо прошепчет в разгар спора: «Хорошо тоже…» А умирая, не выпустит из рук карандашный рисунок, сделанный наскоро соседом по палате.
Чтение отрывка «Я попытался представить себе родину Копёшкина». До слов: «Она теперь тоже знает о победе…»
— Какие очень важные слова произнес в этот день Бородухов?
-Какие свойства советского солдата подчеркивает этими словами автор?
-Все оставшиеся в живых в долгу перед Копёшкиным, перед миллионами таких, как он. Павшие взывают к рассказчику, к автору, к нам, просят помнить их. Вот почему писал свои рассказы о войне Е. И. Носов. И люди, читая их, плачут, ведь почти в каждой семье есть свои Копёшкины, не вернувшиеся с войны.
-У рассказа «Красное вино Победы» и у нашего урока нет эпиграфа. Перед вами ряд стихотворных строчек. Выберите один и объясните свой выбор.
1.Моя измученная память
Гудит во все колокола.
2.Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой…
Погибших и вернувшихся назад.
4.То, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Подошел к концу наш урок, но не закончен разговор о Великой Отечественной войне, потому что его вообще невозможно закончить. Мне хочется, чтобы вы продолжили знакомство с рассказами Е. И. Носова, среди которых «Усвятские шлемоносцы», «Шопен, соната №2», «Живое пламя». И пусть вас никогда не назовут Иванами, не помнящими родства, ведь именно память о прошлом помогает человеку жить, чувствовать себя людьми, с надеждой смотреть в будущее.
Сочинение-отзыв о рассказе «Красное вино Победы».
По желанию: выполнить иллюстрацию к рассказу.
«Красное вино Победы»: рассказ Евгения Носова
Перепечатка из книги: Крук Н.В., Котомцева И.В. Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 классы: В 2ч. Ч 2.5-9 кл./Н.В. Крук, И.В. Котомцева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 304 с.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Евгения Носова;
вызвать интерес к его произведениям;
обсудить рассказ «Красное вино победы».
Оборудование: книга, портрет писатели
«Наше поколение — наполовину вырубленная роща» С. Наровчатов
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника.
В 1943 году 17-летним юношей Носов ушел на фронт. Воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского солдатом-артиллеристом. Был ранен в последние дни войны на подступах к Кенигсбергу (с 1946 Калининград), что нашло отражение в рассказе Носова «Красное вино победы» (1962).
В сентябре 1945 года, после госпиталя, 20-летний фронтовик Евгений Носов вернулся в школу доучиваться.
Окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал и газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником). Начал печататься в 1947 году (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.).
В 1957-м опубликовал первый рассказ (для детей) «Радуга», а в 1958-м — первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В лучших рассказах и повестях писателя («Шумит луговая овсяница», 1965; «Объездчик», 1966; «За долами, за лесами», «Варька», «Домой, за матерью», 1967; «И уплывают пароходы, и остаются берега», 1970; «Шопен, соната номер два», 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу.
Грустная тональность произведений Носова конца 1980 — 1990-х годов (фантастический рассказ «Сон», рассказы «НЛО нашего детства», «Темная вода», «Карманный фонарик», «Костер на ветру», «Красное, желтое, зеленое. ») связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т. ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, pазочарования и эгоизма.
Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе («Жди назавтра ясного дня», 1992, посвящено Афанасию Фету).
Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).
История создания рассказа «Красное вино победы»
Рассказ впервые опубликован в журнале «Наш современник» (1969, № 11), отдельной книгой вышел в издательстве «Современник» в 1979 году.
Военная история молодого рассказчика в произведении повторяет факты из биографии самого писателя: после прорыва восточно-прусских укреплений, на подступах к Кенигсбергу, в феврале 1945 г. Е. Носов был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».
После ранения Евгений Носов попадает в госпиталь в подмосковный Серпухов, и через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».
В беседе с корреспондентом «Литературной России» писатель говорил, подчеркивая свою жизненную пристрастность к людям определенного душевного склада, наиболее интересным для него как художника: «Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется — как у Копешкина. и без медали с войны вернулся, и умирает. »
Вопросы для обсуждения
Где и когда происходят события, описанные в рассказе? Действие рассказа происходят весной 1945 г. в городе Серпухове, в военном госпитале.
Почему рассказчик называет эту весну самой томительной? Все понимали, что войне конец, и все — и врачи, и раненые — ждали счастливого дня.
Что мы узнаем о героях?
– Саша Селиванов – по прозвищу Самоходка с Волги – «смуглый с татарской раскосиной»;
– Бородухов – «заметно напирал на «о», отчего речь его звучала весомо и основательно. Был он из мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах, кряжист и матер телом. С начала войны это четвертое его ранение»;
– солдат Копешкин – родом из Пензенской области, семейный, он «числился в извозе, справляя и на войне свою нехитрую крестьянскую работу: запрягал, распрягал, кормил-поил обозных лошадей, если позволяли фронтовые условия — гонял их в ночное, чинил сбрую, возил за батальоном всякую солдатскую поклажу: мешки с сухарями, концентраты, каптерское имущество, патронные цинки»;
– сапер Михай из Молдавии – «молчаливо-медлительный увалень с широченной спиной и с детским выражением округлого лица, на котором примечательны были и удивительно ясные, какие-то по-утреннему свежие, чистые, ко всему доверчивые голубые глаза, и маленький нос пипочкой. К тому же Михай был золотисто-рыж, будто облитый медом. Этот большой тихий тридцатилетний ребенок вызывал у нас молчаливое сострадание. Он единственный в палате не носил гипсов: обе его руки были ампутированы выше локтей, и пустые рукава исподней рубахи ему подвязывали узлами»;
– Саенко и Бугаев – сибиряки – их считают «нетяжелыми» больными, так как они могут передвигаться самостоятельно;
– начальник госпиталя полковник Туранцев, «или Дед, как называли его за узкую ассирийскую лопаточку бороды. Туранцева все побаивались, но и уважали: он был строг и даже суров, но считался хорошим хирургом»;
– сестра Таня – «милая, терпеливая, измученная бессонницами сестренка! Тоненькая, чуть ли не дважды обернутая полами халата, перехваченная пояском», она была очень внимательна к бойцам и «почти все были тихо влюблены в нее»;
– няня Зина – ласковая с солдатами, все для нее сынки.
Почему персонажи повествования рассказывают о своей малой родине?
В рассказе Носова перед нами предстают солдаты разных национальностей, но всех их объединяет война. Автор проводит мысль о том, что у каждого из них есть своя малая родина, и ее приметы разные; автор видит одну из причин победы в этой страшной войне следующую: не только все города, большие и маленькие, но даже самые неказистые и, быть может, на карте не обозначенные деревеньки. — все имели своих защитников на фронте.
“Сколько разных мест на земле ”, – думал я, слушая разговоры.
Лежали раненые и в других палатах, и у них тоже были где-то свои единственные родные города и деревни. Были они и у тех, кто уже никогда не вернется домой. Каждый воевал, думая о своем обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника.
Потому и похоронные так широко разлетались, так густо усеяли русскую землю. »
Как люди приняли весть о победе?
Ни госпиталь, ни городские жители не спали. Люди пели песни, радовались, и стремились свою радость разделить со всеми. «Люди не могли наедине, в своих домах, переживать эту радость и потому, должно быть, устремились сюда, к госпиталю, к тем, кто имел отношение к войне и победе».
Зачем в рассказ введен образ фотографа?
В рассказе есть описание начальника госпиталя Туранцева. Подчеркивается, что он был не только хорошим хирургом, но и справедливым человеком. Докажите это.
Эпизод с кавалерийским старшиной: «Чтобы носить Золотую Звезду, – сказал он ему, – одной богатырской груди недостаточно. Надо лечиться от хамства, пока еще не поздно. Война скоро кончится, и вам придется жить среди людей. Попрошу запомнить это».
Как вы понимаете название рассказа?
Красный цвет символизирует знамя, с которым солдаты шли в бой, это цвет крови, которую бойцы проливали за свою Родину. Красное вино — в честь Победы и в память об ушедших, о тех, кто остался на полях сражений.
Война — величайшая трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Рассказ «Красное вино Победы» подобен притче, где каждый образ, каждый эпизод, чуть ли не каждое слово несёт на себе непомерный груз. Не понаслышке, а через собственную сердечную боль прошло для Евгения Носова все описанное.
Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы строками из стихотворения «Сороковые, роковые. » Давида Самойлова:
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Вечная память погибшим и тем, кто тихо уходит.
1. Гусева, В.П. Вино. Вина. Война: Читаем рассказ Евгения Носова «Красное вино Победы» // Библиотека в школе. — 2004. — № 7. — С. 22-25.
2. Ломунова, М. Во всем — большим и честным. В гостях у Евгения Носова // Лит. Россия. — 1976. — 2 января.
3. Носов, Е.й. Избранное: Рассказы.— М.: Дет. лит., 2004.
4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М., 2000.
5. Соснина, Н.А. «Красное вино Победы» //Литература в школе. — 2005. — № 5. — С. 40-41.
Тема: – великий писатель и художник. Обсуждение повести «Красное вино победы»
Тема: – великий писатель и художник. Обсуждение повести «Красное вино победы».
Цель: 1.познакомить учащихся с биографическими данными и творчеством писателя ; обсудить его повесть «Красное вино победы»; дать почувствовать цену Победы для всего нашего народа;
2. развивать связную речь учащихся; вызвать у учащихся читательский интерес;
3. воспитывать чувства патриотизма и гордости за свой народ.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, выставка книг.
Песнь моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с виду, но чист и высок её тон.
I Слово библиотекаря
Показ слайда с портретом писателя и эпиграфом к занятию.
Показ слайдов с этюдами Носова.
В альбоме собрано около 150 лучших живописных работ и фотографий.
Показ слайдов с фактами биографии писателя.
Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы – военная и деревенская. Писать начинает с 1947 года, но первая публикация в 1957 году. В курском альманахе публикуется рассказ «Радуга», а в 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». В 1961 году Носов возвращается в Курск и становится профессиональным писателем. В 1962 году поступает учиться на Высшие литературные курсы в Москве.
Показ слайда «Сочинения»
Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его повести и рассказы, занимая достойное место в русской литературе.
-На рыбачьей тропе (1958)
-Тридцать зёрен (1961)
-Где просыпается солнце? (1965)
-Шумит луговая овсяница (1977)
-Красное вино победы (1979)
-Усвятские шлемоносцы (1980)
-Избранные произведения (в двух томах) (1983)
-Травой не порастёт… Повесть, рассказы. (1985)
-В чистом поле (1990)
-Вечерние стога. Рассказы, повесть. (2000)
Показ слайда «Фильмы».
По повести «Усвятские шлемоносцы» снят кинофильм «Родник» (режиссёр А. Сиренко). По лирическим рассказам Носова в 1981 году снят фильм «Цыганское счастье» (режиссёр С. Никоненко).
Показ слайда «Звания и награды»
За книгу повестей и рассказов «Шумит луговая овсяница» писатель удостоен Государственной премии РСФСР им. Горького, за рассказы последних лет – международной премии М. Шолохова, премии «Москва-Пенне», «Умное сердце» (им. А. Платонова), премии «Отечество», премии А. Солженицына.
был Героем Социалистического Труда, Почётным гражданином г. Курска, действительным членом Академии Российской словесности; награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени.
— Вспомните, пожалуйста, какие произведения вы изучали на уроках литературы?
(Литература 7 класс «Кукла», «Живое пламя»)
— Вы заметили, что из того, что им написано, изучается только малая толика. Но всё равно он больше известен нам как прозаик, но не поэт. Сейчас мы услышим несколько его стихотворений, но прежде послушайте, как говорит Мастер о поэзии. «Хорошая поэзия мне всегда представлялась хорошо поджаренным ржаным сухарём. И пусть вас не пугает это сравнение. В отличие от сырой буханки хлеба из него выпарено всё лишнее, оставлено лишь сухое концентрированное вещество. Да, о сухарь иногда ломают зубы и дерут рот. Но какая же это поэзия, которую, как размазню, заглатывают не жуя?! Зато не забыть аромата, когда разжуёшь кусочек! И дымом, и домом, и полем, и Русью, и вольной волей повеет от каждой его крошки. И ты изумлён: из чего. Один из моих друзей заметил, что если бы всё небо было сплошь усыпано звёздами, то мы не увидели самих звёзд. Истинный талант редок и будет редкостью вовеки, и потому он имеет значимость всенародной ценности. Лес велик, а вот женьшеня может оказаться всего один корешок. Или вовсе не оказаться. Видимо, и здесь, в лесу, природа позаботилась о том, чтобы, чтобы избежать пресыщения, не дать каждому лопуху мнить себя корнем жизни».
Стихи из архивов Мастера
Эх, дайте мне поводья!
Грива – вьюга, снег из-под копыт:
Пронесусь я звёздным половодьем
По Руси, которая не спит.
Млеют огоньки среди сугробов,
Колокольный слышен благовест.
Месяц–ковш, налей вина на пробу,
Угости всех путников окрест.
Окропи коней моих на счастье,
Чтоб впотьмах не потеряли путь.
Эх, вы годы. Кони белой масти!
Унесите прочь куда-нибудь
Иль туда, где за чертой далёкой
В окно морозное дыша,
Свеча мерцает одиноко,
Как без причастия душа.
В ожидании праздника
Над оградой свесилась
Струи тонкой пряности
Будто где-то пряники
В. Корнеев «Не многим, знаю я, дано. »
Нас в напряжённой тишине слова, казалось, били током.
Вы говорили о войне – явленьи страшном и жестоком.
И он вставал так зримо – миг, миг жизни перед амбразурой.
И это были стопки книг, в упор расстрелянных цензурой.
Вы говорили о «вожде», о тех, кричавших: «Малой кровью»,
Вы говорили о нужде – крестьянской, многодетной, вдовьей,
Вы говорили обо всём, покой собравшихся нарушив,-
О том, что рухнул чернозём, что рушатся, крушатся души.
И откровения глоток тогда врывался в нас, тревожа,
И правды колкий холодок мурашками бежал по коже.
Не многим, знаю я, дано так говорить, так жить – всем сердцем!
И протрезвляет сладкопевцев «Победы красное вино».
Чтоб о России рассказать с любовью,
Её, родную, мало обожать.
А нужно жить её бездонной болью
И светлой её радостью дышать.
Печаль и гордость русского солдата,
И зоркий взгляд, и ум глубокий зрились
В алмазе первородного таланта
И в сердце, словно в фокусе, светились.
II Обсуждение повести «Красное вино победы».
Обратимся к повести «Красное вино Победы», подчеркивающей общий героизм всего народа, без которого невозможна была бы наша великая Победа.
Рассказ ведет автор-повествователь. Его друг, известный писатель Виктор Астафьев отмечает в предисловии к повести: «Мне понятны его осторожность, трепет и уважение к памяти погибших». Сам Носов — участник Великой Отечественной войны. «Будет госпиталь, и не один, будет много дней и ночей одинаковых, как комариная нудь, будут страдания, будет День Победы, который он встретит на казенной койке». Итак, не понаслышке, а через собственную сердечную боль прошло для Евгения Носова все описанное.
Обратимся к сюжету.
— Как попали раненые в госпиталь подмосковного Серпухова?
(Важно, чтобы были не просто перечислены события, предшествующие пребыванию в госпитале, а подробно освещены главные из них: в каких условиях проходила «обработка» раненых, что пришлось вынести им и спасающим их людям. Чрезвычайно значимы все подробности: палатка, в которой проходят операции и где слышны разрывы снарядов. Сдвинутые столы, на которых раненые лежат поперёк, чтобы уместилось больше людей. Действия хирурга, измученного, сутулого с жёлтым морщинистым лицом и красными от бессонницы глазами. Он не имеет права прервать работу ни на минуту, а сёстрами командует, как в бою. Врачу подносят и подносят раненых с общего стола. Лицо раненого закрывали сложенной в несколько раз марлей, на которую старшая медсестра чем-то брызгала. (Так осуществлялась анестезия.) После операции хирург моет руки, в это время медсестра готовит стол для следующего больного: ребром ладони очищает стол от крови и слизи, моет его и обливает кипятком. Если прооперированный очнулся, если нет тяжёлого шока, хирург приказывает: «Унесите!» Не забываем, что сложнейшие операции производились буквально рядом (в нескольких десятках метров) с боевыми действиями. Из этих картин героического труда врачей, медсестёр выделяем описание общей народной солидарности, без которой многие раненые не смогли бы выжить. Всем школьникам запомнилась картина передвижения раненых по железной дороге. В маленьком польском городе Млава раненых погрузили в товарный порожняк. Состав был срочно преобразован в санитарный поезд, вагоны между собой не сообщались, поезд тащился по временным одноколейным путям, уложенным вместо взорванных. Еду приносили на остановках. Больные, уже одетые в гипсовые вериги, оставались в вагонах на полном самообслуживании. Те, кто мог передвигаться, поочередно топили печь, поили лежащих, делили похлебку и кашу, помогали несчастным справлять нужду.
И вот измученные люди, многие без рук, без ног, почти все в гипсовых повязках, привезены в Россию, в госпиталь. Они оказались далеко от пекла войны, в тылу)
— Что интересует раненых больше всего, как они относятся к своему положению?
(Собственное здоровье у больных на втором плане, главное: «Где теперь наши?», «Что сообщают в сводках Информбюро?» «Мы жадно разглядывали газетные фотографии, на которых были отсняты бои на улицах фашистской столицы. »
Тяжёлые, очень тяжелые больные окружают автора-повествователя. И, читая его воспоминания, — очень немного о себе, а в основном о соседях по палате, понимаешь, что все воевавшие — герои; все заслуживают наше искреннее сочувствие и сопереживание.
— Расскажите о сопалатниках автора.
(Вот Саша Селиванов — волжанин. Все окружающие его больные, понимая, что они уже отвоевались, горюют молча. Один Саша «взрывается»: «Теперь мат будут ставить без нас. Шёл-шёл и никуда не дошёл. Охота посмотреть, как Берлин колошматить будут».
Рядом с автором лежит Копёшкин. У него перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, есть и другие увечья. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибинтовали к лубку, подведенному под затылок. Копёшкин лежал только навзничь, и обе руки его, согнутые в локтях навстречу друг другу, торчали над грудью, тоже загипсованные до самых пальцев. (Это сооружение на госпитальном языке называлось «самолетик».) Копёшкин на войне справлял нехитрую крестьянскую работу:запрягал, распрягал, кормил, поил обозных лошадей, возил за батальоном всякую солдатскую поклажу. Однажды он заблудился с обозом, а старшой неверно определил дорогу. Так осколки фашистской пули попали в Копёшкина. В палате он был самым тяжелым больным.
Сапер молдаванин Михай, медлительный увалень с доверчивыми голубыми глазами. Этот большой тихий тридцатилетний ребенок вызывал у всех молчаливое сострадание. У него были ампутированы обе руки выше локтей.
Справа от автора — Бородухов — мезенский мужик-лесовик в летах, кряжист, матёр телом. Минные осколки угодили ему в тазовую кость, но лежал он легко, не поморщился даже; с начала войны это его четвёртое ранение. Он отлеживал свой очередной лазарет с несуетной обстоятельностью.
Как видно, каждому больному есть о чём думать и что переживать.
— Но сосредоточено ли внимайте героев только на своей судьбе? Как они относятся друг к другу?
(Так, один ученик рассказывает, как преодолевает свое тяжелое горе сапер: «Михай часами лежал, уткнувшись в подушку, иногда беззвучно трясясь широкой спиной. А потом начал понемногу отходить, тихо напевая что-то на родном языке».
Копёшкин спросил у Михая, что тот видит за окном. Слабый голос Копёшкина «переводит» Михаю автор. Что же ответил Михай? В состоянии страшного горя и подавленности вполне можно было ожидать: «Ничего особенного не вижу» — или что-нибудь подобное. Но Михай ответил так, что становится чуть легче и Копёшкину, и ему самому:
-«Солнце вижу, поле вижу». Воля к жизни побеждает у обоих. Копёшкин шевелит Сухими губами: «Какое оно? Что посеяно?»
Михай отвечает: «Зеленое. Хлеб будет».
Раздаются в палате и легкомысленные вопросы: «Есть ли девчата на улице, красивы ли они?» Но на такие вопросы Михай не отвечает.
— Что же для них всего дороже?
(Солнце, хлеб на полях, хорошие люди, которые не оставят тебя в беде. Дружба, товарищество всё время на первом плане в повести автора. Это замечают ребята и в обрисовке «своих» героев
и всего «коллектива» больничной палаты.
Вот Саенко и Бугаёв, которые считаются нетяжёлыми больными. Они ходят не в исподнем, как остальные, а в халатах, в гипсе у них по одной ноге. Думы о товарищах не оставляют их. Уходя на прогулку, вернее, «упрыгивая», они заботливо открывают окно, чтобы все чувствовали дыхание весны, слышали пение зяблика, поселившегося у окна, на верхушке дерева.
Жизнь, пусть даже в искалеченном виде, пробивается всюду, и люди жадно тянутся к ней. И не только сами тянутся, но и очень стараются, чтобы все окружающие почувствовали хоть немного радости.
Копёшкин получил письмо из дома, и это счастье для всех. Они ведь знают, что у Копёшкина жена и трое детей, да и сам Копёшкин для всех как родной.
— Какие разговоры самые интересные и значительные для всех раненых?
(Безусловно, о своей малой родине. Ребята рассказывают о Саше Самоходке, как тоскует он о своей родине — это места около Волги, и лучше их, он уверен, на свете нет.
Дают всем ранбольным в честь Дня Победы по стакану вина, и Саша, чуть-чуть опьянев, приглашает медсестру Таню уехать с ним и стать его женой. «Деревня высоко-высоко! А внизу Волга. Всю видать на пятнадцать верст туда и сюда. Пароходы идут, гудки, бакены по вечерам. Михай, поехали. Где Волга не течет, там не жизнь!»
Не менее эмоционально о своей Молдавии рассказывает Михай. И даже умирающий Копешкин, который не в силах произнести ни слова, зашевелил пальцами. Все насторожились, повернулись к нему. Припрыгал Саенко:
«Ты чего, друг?» Сухими ломкими губами Копёшкин прошептал, что и у них жить хорошо. Больше ничего он сказать не мог, как ни старались разговорить его товарищи. Оказалось, что места, где жил Копёшкин (деревня под Пензой), не были знакомы больным, но всем хотелось порадовать Копёшкина. И вот автор левой рукой рисует избу Копёшкина, как она ему (автору) представляется. Копёшкин прошептал: «У меня домок тут. на дереве». Автор пририсовал скворечник. Картину поставил к рукам Копёшкина.
Копёшкин долго смотрел на нее.
Большие события, и радостные, и горестные, если они касаются всех, сплачивают людей. В День Победы к госпиталю тянулись толпы людей. Ведь здесь, в госпитале, почти все имели непосредственное отношение к войне и Победе. Люди не могли наедине, в своих домах переживать эту ошеломляющую радость и. устремлялись сюда.
На улице в вечернем небе вспыхивали праздничные ракеты. Какая-то девушка, заметив высунувшегося из больничного окна Михая, бросила ему букет цветов. Михай забыл про свои руки, поднял культи, и букет проскочил мимо. Увидев беспомощного Михая, навзрыд запричитала женщина. Женщину пытался остановить детский голосок и старческий мужской. )
— Можем мы предположить, чем вызваны её слезы?
(А Копёшкин так и умер с картинкой его предполагаемого дома, тихо, незаметно. Страшное горе обрушилось на его друзей. Радость Победы и горе новой потери. А праздник «со слезами на глазах» продолжался. Поминая погибшего, Саенко разнёс вино Копёшкина, и все выпили по глотку. «Ну, прости-прощай, брат Иван! Вечная тебе память, — сказал за всех своих товарищей Саенко. Теперь вино показалось таинственно-тёмным, как кровь».)
— Можно ли назвать работу тёти Зины и Тани очень ответственной и тяжёлой, а исполнение её сопряжённым с любовью к людям и самоотверженностью?
(Ответы единодушны: конечно, можно).
Вот няня Зина. Очевидно, что вся её жизнь здесь, в госпитале. Все раненые для неё сыночки, она так их и называет: «Кушайте, сыночки, кушайте, родненькие. а я пойду котлеток принесу». При вести о Победе у неё отнялись ноги. У старенькой няни слёзы очень близко, но она умеет, когда необходимо, взять себя в руки. Вспомним, как, узнав о смерти Копёшкина, неслышно вошла тётя Зина со строгим, отрешённым лицом (чего ей это стоило!), заново застелила койку Копёшкина и принялась кулаками взбивать подушку.
— О чём говорит нам, читателям, этот жест?
(Очевидно, эти механические движения помогали ей не зарыдать).
А сколько нежности, любви, уважения к людям и понимания их страданий в характере медсестры Тани! Вот она выговаривает, сдерживая улыбку, за трам-тарарам, который больные устроили в честь Дня Победы. Автор откровенно любуется ею: «Наша милая, терпеливая, измученная бессонницами сестрёнка! Тоненькая, чуть ли не дважды обёрнутая полами халата, перехваченная пояском. Мы привыкли к ней и чего уж темнить — почти все были тихо влюблены в неё. »
Как душевно она относится к раненым! Несмотря на нечеловеческую усталость, она не позволяет себе ни одного грубого слова, даже движения. Так, Михай не позволяет Тане закрыть окно (она считает, что больные могут простудиться), ведет её к окну, чтобы показать, какая красота на улице. При этом Михай культёй обнимал Таню за плечи. Таня молча слушала Михая и не снимала с плеча обрубленную Михаеву руку.
Таня переживает за всех. Входя в палату, прежде всего трогает остывающие пальцы Копёшкина, успокаивает его, что сейчас сделает укол и тогда ему будет лучше. В День Победы ему первому ставит на тумбочку подснежники.
Радость Победы и горечь потерь приводит автора к мысли о смысле жизни. Читаем вслух отрывки повести, содержащие очень важные для автора размышления о ценности человеческой жизни, о необходимости любви к человеку. Например, этот: «И это все? — спрашивал я себя, покрываясь холодной испариной. — Больше для него (Копёшкина) ничего не будет? Тогда зачем же он был? Для чего столь долго ждал своей очереди родиться на земле? Эта его возможность появления сберегалась тысячелетиями, предки пронесли ее через всю историю — от первобытных пещер до современных небоскребов. Пришло время, сошлись, совпали какие-то шифры таинства, и он наконец родился. Но его срезало осколками, и он снова исчез в небытие. »
Замечаем переклички сцен. Их связь помогают понять неразрывность, общность людей, у которых одна радость, одно горе. В День Победы умер Копёшкин, так любимый и так заботливо обихаживаемый друзьями. Страшная потеря и огромное счастье соединились для них воедино. Но такие же чувства переживают все вокруг.
— Как вы думаете, название повести Носов отнёс к одному Копёшкину? О чём оно нам говорит?
(«Красное вино Победы». Красное —напоминает о цвете знамени, с которым шли в бой, о цвете крови, пролитой за Родину. Красное вино — в честь Победы и в память о тех, кто до неё не дожил, но её приближал. Красное — символ жизни и возрождения.
Ни разу не сказано в повести о том, как дорог мир и как он необходим, как надо его беречь, но повесть в первую очередь об этом.
— Понравилось ли вам это произведение?
— Посоветовали бы вы прочитать её своим друзьям?
писал не повести и рассказы, он создавал поэмы, был современным Бояном, чья грустная, омытая слезами, но возвышающая песня была слышна во всех пределах, глее только обитала славянская душа, ибо всё написанное им было Сказанием о Земле Русской.
В день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с уходом своего особо доверенного выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не ушёл, он будет с нами, пока мы сами живы. И пусть навсегда останутся вещие творения Мастера.