Чему учит казачья сказка танюша и мачеха

Презентация по родной (русской) литературе на тему «Донская сказка «Танюша и мачеха» (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. presentation bg. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-presentation bg. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Земля сильных, гордых и в то же время очень добрых, открытых людей.

Изучение казачьих традиций, литературных произведений помогает восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, раскрывает неповторимую красоту Донского края.

Донская казачья сказка «Танюша и мачеха»

Чем дальше в будущее входим, Тем больше старым дорожим… В. Шефнер

Словарная работа Корец Не убратая Гутарить Кочет Махор Монисто

Беседа по содержанию О чём донская казачья сказка «Танюша и мачеха»?

Какими пословицами можно передать идею (главную мысль) донской сказки «Танюша и мачеха»? Казак и в беде не плачет. Что посеешь, то и пожнёшь. Каждый казак государь в своём дворе. Смекалка –второе счастье. Гляди не на человека, а на его дела. Жадность – всякому горе начало.

К какому виду сказок относится донская казачья сказка «Танюша и мачеха?»

Главная героиня сказки

Мачеха и падчерица

Есть ли зачин и концовка у данной сказки?

Защита иллюстрации Что вы изобразили на рисунке? Почему данный эпизод (герой) нарисован?

Выразительное чтение эпизода «Танюша в ночном лесу» «Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…»

Какую русскую народную сказку напоминает нам казачья сказка «Танюшка и мачеха?»

«Морозко» Какую русскую народную сказку напоминает нам донская сказка « Танюшка и мачеха?»

Сходство и различие русской народной сказки «Морозко» и казачьей сказки «Танюша и мачеха» Сходство Зачин и концовка похожи («Жил старик со старухой», «А мачеха … ждет свою дочь») Использование цифры 3 Различие Предметы, образы, характерные для казаков (повозка, хата, приглашение венчаться и др.) Речь героев («гутарит», «слазь», др.)

Сказка – складка, а уму учит Сказки донских казаков высмеивают глупость и лень, жадность и трусость, лживость и несправедливость, а прославляют мужество и смелость, трудолюбие и честность, смекалку и ум.

В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание.

Рефлексия «Три М» назовите 3 момента, которые получились хорошо у вас в процессе урока, предложите 1 действие, которое улучшит вашу работу на следующем занятии.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. a loader. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-a loader. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка a loader.

Мы познакомимся со сказкой, записанной на Дону в наше время. Называется она «Танюша и мачеха».

Номер материала: ДБ-1172924

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. placeholder. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-placeholder. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка placeholder.

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по родной (русской) литературе на тему «Донская сказка «Танюша и мачеха» (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

5 класс. Родная (русская) литература.

Донская казачья сказка «Танюша и мачеха»

Цели: 1. Обучать выразительному чтению, пересказу текста; знать особенности донского фольклора, находить сходство и различие с фольклором русского народа. 2. Воспитывать у учеников художественную наблюдательность, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю. 3.Развивать творческое и репродуктивное воображение, стремление к общению с книгой.

Наглядность: рисунки уч-ся

Слайд 1. 1. Вступительное слово учителя: Се годня я приглашаю вас в небольшое путешествие в казачий мир. Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, ( Слайд 2 ) земля мужественных и в то же время очень добрых людей. Об обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из разных источников. ( Слайд 3 )

— Что это такое вы услышали? (сказка «Бочонок и бочка»)

Слайд 5. Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом и второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками. Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи, свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились, появились новые волшебные истории.

Знакомясь сегодня с казачьей сказкой «Танюша и мачеха», мы постараемся найти в ней сходство и различие со сказкой русского народа.

Дома вы уже прочитали донскую сказку, попрошу вас объяснить значение некоторых слов.

2. Словарная работа. Слайд 6.

Корец –ковш; не убратая – не одетая; гутарить – говорить; кочет – петух; махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в конец девичьей косы; монисто – женское украшение на шею.

3. Беседа по содержанию. Слайд 7.

1) О чём эта сказка? (скажите одним предложением)

2) Понравилась вам она? Чем?

Слайд 8. 3) Какими пословицами можно передать идею (главную мысль) донской сказки «Танюша и мачеха»? Прочитаем их:

Казак и в беде не плачет.

Что посеешь, то и пожнешь.

Каждый казак государь в своем дворе.

Смекалка – второе счастье.

Гляди не на человека, а на его дела.

Жадность – всякому горе начало.

4) Мы знаем разные виды сказок. Напомните мне их.

Слайд 9. 5) К какому виду сказок относится донская казачья сказка
«Танюша и мачеха?»
Докажите правильность своего ответа.

6 ) Кто же герои данной сказки? Назовите их.

7) Кому вы сочувствуете в произведении?

Слайд 10. 8) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней. Зачитайте отрывки из сказки.

Слайд 11. 9) Какую характеристику можете дать мачехе? Зачитайте текст.

Слайд 12. 10) Действительно ли это сказочная история? Есть ли зачин и концовка у данного текста?

4. Защита иллюстраций. Слайд 13.

— Какие иллюстрации вы нарисовали к прочитанной сказке? Послушаем некоторых ребят.

Что вы изобразили на рисунке?

Почему данный эпизод (герой) нарисован?

Учитель находит в работах сходство, разницу, обобщает данный вид работы.

5. Выразительное чтение в лицах.

— Обратимся к самой сказке. Прочитайте эпизод со слов «Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…» до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и пропал…».

Слайд 15. — Какую русскую народную сказку напоминает вам сказка «Танюшка и мачеха?» ( Слайд 16. «Морозко.»)

6. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки донского края.

— Найдите сходство в русской народной сказке и сказке донских казаков.

1)Имеют зачин и концовку. («Ж ил старик со старухой », «А мачеха … ждет свою дочь»)

2) Цифра «3» ( а) мачеха варит 3 яйца, б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями. в) 3 раза лает собачка).

— Определите различие в сказке Дона и русской народной сказке.

-В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.

Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков. ( повозка, хата, приглашение венчаться…)

— Как говорят герои, как одеваются? («гутарит», «слазь», «махор»…)

Много сказок живет на Дону. Их любят все: взрослые и дети. Этот жанр народного творчества навсегда вошёл в нашу жизнь. Казаки говорят: «Сказка – складка, а уму учит». Так чему нас учит сказка «Танюша и мачеха»?

Слайд 18. Сказки учат нас быть твердыми в горестях, призывают не мириться со злом. Вот почему они всегда будут любимы народом и им обеспечена долгая счастливая жизнь. Слайд 19. Сказки написаны сердцем, пропитаны любовью к родной земле. Надеюсь, и вас они не оставят равнодушными.

Слайд 21. Как напутствие, прозвучат слова К.Паустовского: «И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».

Источник

Конспект урока по литературе на тему: Устное народное творчество на Дону: «Сказка Танюша и мачеха»

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. ac6d1a96f36f25cd00d635dbd6b0cb302b. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-ac6d1a96f36f25cd00d635dbd6b0cb302b. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка ac6d1a96f36f25cd00d635dbd6b0cb302b.

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. svid pub. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-svid pub. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка svid pub.

Тема: Устное народное творчество на Дону: «Сказка Танюша и мачеха»

Цели: 1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа.

2. Воспитывать у учеников худож. наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть»и«слышать» красоту русского слова.

3. Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой.

Наглядность: рисунки уч-ся, иллюстрации из книг «Сказки, записанные на Дону». Т. И. Тумилевич.

1. Вступительное слово учителя:

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной

на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха».

Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом

и второй родиной многим бедным и обездоленным людям.

Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками.

Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было

русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи,

свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие

условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и

песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько

столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно

Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы

постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского

Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение

записанных на доске слов.

2. Словарная работа.

Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они

Не убратая – не одетая.

Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в

конец девичьей косы.

3. Чтение сказки учителем.

4. Беседа по содержанию:

1) О чём эта сказка?

2) Понравилась вам она? Чем?

3) Назовите героев сказки?

4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему?

5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней.

6) К какому виду сказок относится сказка « Танюша и мачеха?» Докажите

правильность своего ответа.

7) Есть ли зачин и концовка у прочитанной сказки?

5. Устное словесное рисование.

— Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке?

( это задание индивид., дать его подготовлен. уч-ся).

Рассмотреть иллюстрации к сказке, сравнить с рисунком уч-ся. Найти в

работах сходство, разницу.

Обобщить данный вид работы.

7. Выразительное чтение в лицах.

— Прочитайте эпизод со слов « Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…

до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и

Анализ выразительного чтения уч-ся.

Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и

8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки

— Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков.

1) Имеют зачин и концовку.

а) мачеха варит 3 яйца

б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями.

в) 3 раза лает собачка.

9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках (помощь уч-ся).

В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.

Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их

Как говорят герои, как одеваются, чем занимаются.

— Докажите это примерами из сказки.

11. Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку;

сочинить свою сказку и записать её (задание для всех);

порекомендовать сказки Дона для самостоятельного чтения.

Источник

Урок по литературе для 5 (6) класса

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока литературы в 5 классе

под открытым небом

Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. image001. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха фото. Чему учит казачья сказка танюша и мачеха-image001. картинка Чему учит казачья сказка танюша и мачеха. картинка image001.

Учитель русского языка и литературы Беляева Е.А.

Цель урока: воспитание у учащихся уважения к культуре своего народа; формирование у них аналитических навыков.

1. Учитель: Добрый день, ребята! Добрый день, гости званные и желанные! Я рада приветствовать вас в добром здравии да в веселье. У нас сегодня необычный урок. Мы его проводим не в классе, а в музее под открытым небом, потому что именно здесь есть те элементы казачьего быта, которые помогут нам представить себе картину жизни казаков на Дону в далекие времена.

Ребята, я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши любимые сказки.

— Вы уже знакомы с донскими сказками. Назовите сказки, которые вам запомнились.

— Кто из героев сказок, прочитанных вами, понравился и почему?

— Хорошо, на таких героев, действительно, хочется быть похожим. А скажите, со всех ли героев сказок, прочитанных вами, можно брать пример?

( Нет, баба Яга, была злая, хотела съесть Ванюшку. Злая мачеха в сказке «Танюшка и мачеха была жестокая, завистливая)

— Видите, ребята, есть и положительные, и отрицательные герои. На положительных хочется быть похожими, они побеждают зло с помощью добра, добиваются справедливости, а отрицательные нам не нравятся, они злые, коварные, хитрые. То есть

сказка учит мудрости, справедливости, доброте через любых персонажей.

— На прошлом урок мы с вами читали донскую бытовую сказку. Кто помнит, как она называется?

-Правильно, мы читали, слушали ее, познакомились с новыми казачьими словами, которые встретились в сказке. А сегодня на уроке мы наглядно увидим героев этой сказки, познакомимся с особенностями быта и речи казаков.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И бродить по свету

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться-

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем гостю: «Заходи»

— Сейчас вы увидите сказку «Казак и лиса».

2. Инсценировка сказки «Казак и лиса»

Сказка « Казак и Лиса».

Бежит по дороге лиса от кургана к кургану, из куста в кусточек. Хвост к земле, нюхает поживу. Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Увидела его лиса – шасть под кочку. Притаилась, а глаза во дворе. За плетнём куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают. Облизнулась лиса, язык за щеку и захромала. Подползла к казаку, запричитала:

— Бог помощь, добрый человек.

— Куда путь держишь? – спрашивает казак.

— Иду издалека, да со шляха сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, дай пройти напрямик к околице.

Поверил казак лисе, отворил ворота:

— Проходи, да поаккуратней, птицу не всполоши.

— До птицы ли мне? Еле ноги волоку.

— Ах ты, каналья, обманщица окаянная!

— Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка, забегу ещё – готовь курочку!

Крикнул казак – и собаку на неё:

— Я те вязы скручу! От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.

Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть–верть – не уйти, цепко

держит за кабаржину собака. Тут и сказке конец, а мне – бражки корец.

— Кто главное действующее лицо в сказке?

— Правильно, главным героем донской сказки всегда был казак. Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!» Казаки были вольными людьми. По мнению казака, главная ценность, которую он получал от Бога вместе с жизнью, была воля. Но воля не как свобода от законов, а как свобода выбора.

— Чем в сказке занимался казак?

Казак, прежде всего был воином. Еще мы узнали, что казаки занимались делами по дому, а что еще делали казаки, кроме того что занимались делами по дому?

Одним из древнейших занятий донских казаков было рыболовство. Лов рыбы на Дону особенно рыбных местах велся с соблюдением определенных правил, которые нельзя было нарушать. Ловить рыбу имел право каждый казак в пределах своего юрта.

— А еще чем занимались казаки?

Земледелием. Когда наступало время сенокоса, казаки со своими семьями выезжали в степь и по несколько недель не возвращались домой.

— Правильно, жизнь казаков проходила в постоянных трудах и заботах, особенно в летнее время.

Ребята, а каким представлен казак в этой сказке?

— Какие качества казака в этой сказке вы можете назвать?

— Скажите, только ли казак является героем сказки «Казак и лиса»?

( нет, еще героем сказки является лиса)

— Какая лиса в этой сказке?

— За что наказывает казак лису?

— Правильно ли сделал казак? Почему?

(правильно, плохо вела себя лиса, она обманула казака. За это и наказал казак лису)

— Правильно, несмотря на то, что казак доверчивый, он проявляет смекалку и сообразительность и наказывает лису за дерзость.

— Скажите, в казачьих народных сказках герои надеялись на чудо? А на что рассчитывали они?

(на свою смекалку, ловкость и удаль)

— Итак, какие наиболее характерные черты донского жителя отразились в этой сказке?

(сообразительность, умение действовать решительно в любой ситуации)

— Правильно, и неслучайно донская пословица гласит: «плох конь, коль не скачет; плох казак, коли плачет».

— А кто из вас скажет, чем отличается речь казака от современной речи?

(В казачьей речи много слов, которые не употребляются нами, например, вязы, пожива, тачает и др.)

— Правильно, такие слова, ребята, называются диалектными. Их употребляли наши предки, которые жили в то время, о котором говорится в сказке.

— Какие особенности быта отображены в этой сказке?

(он был около куреня)

-Что такое курень вы уже знаете. А опишите казачий двор. Что было во дворе, Назовите предметы казачьего быта.

-Правильно, в каждом дворе были амбар, где хранили зерно, сарай, в котором размещался сельскохозяйственный инвентарь, базы для скота. Колодцы. Казаки копали их сами. Воду доставали при помощи «журавля». Еще во дворе была летняя кухня или «печь-горнушка», на которой готовили еду.

— Обратите внимание, в нашем музее под открытым небом есть эти предметы казачьего быта.

Мы с вами сегодня работали со сказкой «Казак и лиса». А скажите, нужно ли вообще читать донские сказки?

(Я считаю, читать донские сказки нужно, потому что они нас учат доброте, сообразительности, отзывчивости)

(Я считаю, читать донские сказки нужно, потому что они связывают нас с тем временем и с теми людьми, благодаря которым и мы есть.)

Что ж, придется расходиться…,

Вам желаем новых встреч.

Всем, кто хочет поучиться по-казачьи держать речь!

Богатеют пусть станицы, золотеют пусть поля,

Казаками пусть гордится наша славная земля!

Пора и честь знать. Спасибо вам за доброту и ласку. За рассказы и за сказку…

До свидания, доброго вам здоровья!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Развитие личности учащихся при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–6-х классах

Разделы: Литература

Социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом самобытности нравственных начал, уважения к людям, способность к самосознанию и самосовершенствованию.

Особую роль в решении этой проблемы призвана сыграть русская литература, так как она является хранительницей нравственных, духовных, эстетических ценностей как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.

Региональный компонент по литературе государственного стандарта образования, как ничто иное, уже по определению содержит в себе исключительную возможность формировать личность на социокультурном материале, который и содержательного, и эмоционально наиболее близок обучающемуся.

Сквозной темой в программе по литературе 5-6 классов проходит раздел «Устное народное творчество». Он является самым благодатным для использования регионального компонента Дона. Знакомство с фольклором родного края дает учителю возможность показать познавательную ценность старинных казачьих сказок, легенд, пословиц и поговорок, учит обучающихся понимать мир сказок, видеть приметы времени, народного уклада жизни, национального характера, учит понимать и воссоздавать поэтику сказки.

Уроки литературы с использованием фольклора в 5 классе является первой ступенькой литературного образования.

Работа на этих уроках я построина на сопоставлении донских казачьих и народных сказок. Обучающимся было дано задание прочитать донскую волшебную сказку «Танюша и мачеха» и народную сказку «Василиса Прекрасная», помещенную в хрестоматии. Прочитав эти сказки, они должны были ответить на вопросы:

Виды деятельности учащихся на уроке:

Работая с текстами, анализируя их, обучающиеся приходят к выводу:

– Общее в донских и народных сказках – поэтические образы фольклора: добро, милосердие, благородство, национальная гордость, зло, порок.

– За несколько столетий, пока народные сказки ходили среди казаков, они заметно изменились.

Это видно в том, как сказочные герои говорят, и как они одеваются, и чем занимаются. В донской сказке больше простых, будничных житейских подробностей.

– Изменился сам сказочный герой. Героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, которому помогает не только волшебная сила, сколько собственная смекалка, ловкость, смелость, готовность помочь слабому.

Ребята делают вывод, что в любой жизненной ситуации человек должен рассчитывать на свои собственные силы.

Нравственный мир волшебной сказки – это прежде всего мир добра и доброты. На вопрос о том, в чем проявлялась доброта сказки, отвечают, что она защищает слабых и обиженных. При столкновении добра и зла добро не сразу побеждает, но зло обязательно наказывается.

Сказка незаметно, но постоянно учит. И на вопрос, чему учит, какие нравственные понятия вырабатывает, учащиеся отвечают, что учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам.

Сказки – неувядаемый жанр, они пришли в наш век из былых времен. На последующих уроках литературы Донского края учащиеся знакомятся с новыми сказками, с сказками русских писателей. Но первый урок этой темы начинаю с сопоставления волшебной казачьей сказки «Бисеринка» (в записи Т.И. Тумилевича) и литературной сказки А. Платонова «Волшебное кольцо». Это помогает обучающимся понять, как писатели, перерабатывая фольклорный материал, создают собственные произведения.

Виды деятельности учащихся на уроке:

1. Работа с текстом в группах.

2. Сравнительный анализ сказок по следующему плану:

– Полная лишений жизнь героя и его матери в начале сказки.

– Герой поочередно спасает собачонку, котика и змею.

– Мать возражает против змеи в доме, и герой выполняет её желание.

– Змея оказывается дочерью змеиного царя и помогает своему спасителю получить от отца волшебный предмет.

– Желание жениться на царской дочери и исполнение этого желания.

– Потеря волшебного предмета, жены и благосостояния.

– Восстановление справедливости с помощью раннее спасенных друзей, отказ от царевны и женитьба на простой девушке.

3. Создание речевой ситуации и ответ на вопросы:

– Каков жанр этих сказок?

– Можно ли пересказать обе сказки, руководствуясь предложенным планом? Почему?

– Назовите совпадающие структурные элементы этих сказок. Можно ли утверждать, что подобные структурные элементы присущи другим волшебным сказкам?

– Что добавил нового писатель в фольклорной основе своей сказки? Выиграла ли от этого сказка?

– Что вы можете сказать о характере, поступках и поведении главного героя этих сказок? Чему учат эти сказки?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят, что доброта, отзывчивость, справедливость – главные человеческие качества. Сказка учит быть готовыми прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается. Всегда помнить, что «чужого горя не бывает».

Работая с текстом сказок, анализируя их, обучающиеся учатся понимать содержание и главную мысль прочитанного, поступки и мотивы поведения героев, давать оценку прочитанному.

Такой подход при изучении двух сказок обеспечивает и системный эффект, позволяющий при экономии времени, а также сил обучающихся, добиваться высокого уровня усвоения ими как произведения базового, так и регионального компонента, активизировать работу интеллектуальных и творческих способностей, способствует развитию познавательной активности.

1 группа. Прочитать сказку «Глупец и жеребец».

2 группа ______,,_____ «Кот и лиса.

3 группа ______,,_____ «Казак и лиса».

4 группа ______,,_____ «Черная коровушка и Аннушка».

Подготовить ответы на вопросы:

На уроке используются такие виды деятельности учащихся:

Работая с текстами этих сказок, анализируя их, учащиеся не только познают наиболее характерные черты донских жителей, особенности природы, быта, речи казаков, но и учатся словесному оформлению своих высказываний, формируют такие качества речи, как логичность, точность, выразительность

Есть в донском фольклоре и топонимические сказки о реках, хуторах и станицах донского края. На одном из уроков, работая с донской казачьей сказкой «Шат и Дон», сравнивая её с вариантом сказки Л.Н. Толстого того же названия, обучающиеся узнают об истоках реки Дон, почему Дон Ивановичем зовут. Предлагаю им ответить на вопрос, а что они знают об истории происхождения названий хуторов и станиц донского края. Такой вопрос для учащихся 5-го класса сложный. Но они вспоминали, что слышали из рассказов родных, что читали в литературе.

В конце урока дается задание узнать историю названия хутора, станицы, реки родного края, где живут их родные, знакомые или друзья. Так уже в 5-ом классе начинает формироваться у обучающихся навыки поисковой и исследовательской работы. Это играет важную роль в развитии познавательного интереса, творческого подъема, способствует воспитанию чувства любви к своей «малой» родине.

М.А. Шолохов говорил: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами…» Богат пословицами и донской край. Они не знают границ, живут веками и были у казаков на все случаи жизни.

К уроку литературы «Малые формы донского фольклора» учащиеся должны были найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки. Цель этого урока заключалась в том, чтобы на примере собранных пословиц раскрыть смысл пословицы «На Дону пословица не от безделья молвится» и ответить на вопросы:

– Какие мысли и чувства выражают пословицы?

– Какие нравственные нормы заложены в них?

– Что нашло в них отражение?

В конце урока, обобщая ответы учащихся, делаем вывод, что в донских пословицах сжатость и мудрость и народной речи. В них история, нравы, обычаи донских казаков.

Они воспитывают любовь к Донскому краю, уважение к народным традициям.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из пословиц.

М.А. Рыбникова видела в фольклоре огромную пользу для воспитания, для развития личности обучающихся.

Он, действительно, представляет возможность проявить неограниченный полет фантазии учащихся 5-6 классов в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировках.

На уроках донского фольклора они не только читают и анализируют сказки. Предлагаются им также виды творческой деятельности, как сказывание сказок, продолжение сказок по заданной модели, нарисовать или подготовит костюмы сказочным героям, иллюстрирование сказок, пословиц, изготовление поделок к сюжету сказок. Каждый ученик находит в такой творческой работе для себя дело по душе.

Это развивает творческое воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность интеллектуальной деятельности обучающихся.

Все, что узнали, прочитали они, подготовили в ходе творческой деятельности использую на итоговом уроке по фольклорному творчеству Дона.

Урок проводится в форме игры.

Виды деятельности учащихся на этом уроке:

Так от урока к уроку, из класса в класс обучающиеся осваивают содержание литературы Дона и о Доне как особенной отечественной культуры, порожденной географическим положением, особенностями исторического развития, социокультурным своеобразием нашего края.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *