Чему учит картина стены дворов
Картина «Московский дворик»: простота и глубокий смысл 535 слов читать
Картина знаменитого русского художника Василия Паленова смогла повлиять не только на судьбу её творца, но и на развитие живописного искусства. Простой, на первый взгляд, сюжет полотна, имеет глубокий смысл и заставляет задуматься многих.
История написания картины
Впоследствии, художник заполнил картину живыми персонажами. Так, картина приобрела жизнь, заиграла настроением. Изначальный же вариант, Василий Паленов подарил писателю Тургеневу, будучи поклонником его литературных шедевров.
Описание сюжета картины
Картина «Московский дворик» очень проста, но она хорошо передает настроение старой Москвы, ее быта и повседневности.
Художник изобразил утренний двор, то, как постепенно просыпается местный народ, отправляясь по своим делам. День предвещает быть теплым, и на улице с самого утра бегают ребятишки. Купол старой церкви очень выгодно смотрится на фоне ярко-голубого неба. Облака отражаются на стенах церкви, а купола блестят на солнце.
Центр композиции занял старинный особняк. Его надворные постройки покосились от старости, крыша сарая прогнулась и обветшала, сквозь нее даже проросло дерево.
По двору заметно, что существует он уже много-много лет. Но, несмотря на свою старость, двор кипит жизнью с самого утра. Вдали можно увидеть женщину, идущую с полным ведром воды, запряженную лошадь, также погруженную в повседневные заботы.
Главные персонажи картины – маленькие дети, которые являются символом жизни и продолжения существования маленького дворика. Дети увлечены своими делами: кто-то играет сидя на траве. Девочка разглядывает сорванный цветок, не обращая внимания на свою маленькую сестренку.
Несмотря на покосившиеся дворовые постройки, нет ощущения того, что жизнь во дворе затухает. На самом деле, она только начинается. Самое главное, что люди довольны своей жизнью. Атмосфера картины полна любви и доброты.
Глядя на полотно, возникает ощущение чего-то своего, родного, трогательного и неповторимого. Художник любил людей и воспринимал их такими, какие они есть, с их простотой и недостатками, ища в каждом недостатке – достоинство.
Сочетание цветов и композиций
Несложно заметить, что художник постарался совместить два горизонта: земной и небесный. Вверху – яркое голубое небо, переливающиеся на солнце облака, которые меняют свои формы, то исчезают, то появляются. Внизу – сочная трава, на которой блестит утренняя роса. Чистота, безмятежность и спокойствие – все это находится под охраной церкви. Сам Бог хранит покой местных жителей.
На картине присутствуют практически все основные цвета, которыми изображается рельеф на географических картах. И это – также неслучайный выбор художника. Для жителей маленького дворика, их маленький мир является целой Вселенной, где они живут, работают, растят детей и радуются жизни.
На первый взгляд, может показаться, что картина вовсе не богата красками. Но, стоит присмотреться, и станет заметно, что даже одна трава имеет несколько, переходящих друг в друга, оттенков.
Большое внимание Паленов уделил мелким деталям, которые и являются полноценной картиной. Без какой-либо мелочи, изображенной на полотне, сюжет картины уже не будет полным.
Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра. Смысл такой живописи заключается в том, чтобы из простых, довольно обыденных вещей, сделать шедевр. Именно простота привлекает внимание данного произведения, его легкость и понятная всем естественная красота.
Картина «Московский дворик» Поленова: описание
Картина Поленова «Московский дворик», фото которой легко можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, по праву считается удивительным произведением. Это яркий пример того, как незначительное на первый взгляд полотно может не только серьезно повлиять на судьбу его творца, но и на долгое время определить направление развития целого жанра живописи.
Художник
Василий Дмитриевич Поленов – замечательный русский художник, был очень одаренным и разносторонне образованным человеком. Он получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и одновременно блистательно окончил Академию художеств. Молодой человек был очень музыкален, в студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.
В столичных художественных кругах Поленов считался признанным мастером исторической живописи. До того как была создана картина «Московский дворик», он писал полотна на библейские сюжеты и стал автором нескольких замечательных театральных декораций. В те годы никто не мог предположить, что потомки запомнят Поленова прежде всего как великолепного и очень тонкого пейзажиста.
История появления картины
В 1877 году Поленов возвратился из долгого путешествия по Европе, где в течение 6 лет знакомился с работами величайших итальянских и немецких живописцев. Летом того же года он переехал жить из Петербурга в Москву и поселился в небольшой квартире на углу Трубниковского и Малого Толстовского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках. Именно вид из окна этой квартиры и послужил темой для этюда, на основе которого впоследствии была создана картина «Московский дворик».
Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.
Сам Поленов никак не ожидал такого успеха. Сохранилось его письмо к Ивану Крамскому, где он называет свой шедевр «картинкой», предполагая, что вскоре сможет представить на суд своих коллег нечто более серьезное. Тем не менее полотно очень понравилось публике, и вскоре после закрытия выставки его приобрел для своей знаменитой галереи сам Павел Третьяков.
Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.
Описание картины
Описание картины «Московский дворик» не займет много времени. Полотно изображает обычный московский двор, уголок старой Москвы со своим патриархальным укладом и особенной атмосферой.
Лето. Цветут цветы. Раннее утро, обещающее жаркий солнечный день. Синее-синее небо с редкими облаками. На этом ярком голубом фоне прекрасно смотрится изящная церковь с пятью куполами. Ее центральный золотой купол величественно возвышается над своими более скромными собратьями, а рядом еще выше вздымается стройная колокольня. Солнце светит настолько ярко, что на стенах церкви заметны тени от пробегающих по небу облаков.
В центре двора расположился небольшой особняк. О том, что он достаточно стар, говорят все окружающие постройки. В центре композиции располагается старый сарай с провалившейся крышей. Здание настолько ветхое, что сквозь его крышу успело прорасти небольшое кудрявое деревце. Рядом стоит небольшой, покосившийся от времени колодец.
Но несмотря на ветхость строений, жизнь в этом дворике не замерла. Мы видим запряженную лошадь, деловито выискивают что-то в земле куры. Вдалеке идет женщина с ведром. По виду ведро полное. Это хорошая примета, значит, никакие напасти обитателям дворика не грозят.
Но самые главные персонажи картины – это, конечно же, дети. Симпатичные белоголовые ребятишки с удовольствием играют под теплым летним солнцем. Двое из них устроились прямо на траве. На переднем плане картины маленькая девочка в длинной юбке внимательно изучает сорванный цветок. Все трое увлечены своими делами и совсем забыли о своей маленькой сестренке, которая плачет, отчаянно пытаясь привлечь к себе внимание.
Это обычный московский дворик, где мирно и размеренно течет своя нехитрая жизнь. В картине нет никакого драматизма, даже вид покосившихся строений не вызывает мысли о запустении. К тому же большинство персонажей – дети, а значит, жизнь этого дворика будет продолжаться. Картина «Московский дворик» Поленова написана с такой любовью к людям, что спокойствие и умиротворение сквозят буквально в каждом миллиметре полотна.
Колористика и композиция
Эти миры на полотне удивительным образом соединены и создают общую чарующую картину умиротворения и тихой радости. Создается полное впечатление, что милость Божия хранит всех тех, кто находится под сенью великолепного неба. А церковь выступает как своеобразный страж этой идиллии.
По своему колориту картина «Московский дворик» может быть сравнима с географической картой. На ней присутствуют все цвета, которые можно найти в любом атласе, – белый, голубой, зеленый, коричневый. Возможно, такая палитра выбрана художником совсем не случайно, ведь московский дворик для его обитателей – это почти целый мир. Они редко покидают его.
Но даже при таком ограниченном выборе цветов трудно найти более богатое по колористике полотно, чем картина Поленова «Московский дворик». Фото, к сожалению, не способно передать всей игры красок. К примеру, зеленая трава, которая на первый взгляд кажется одного цвета, на самом деле таит в себе множество оттенков и тончайших цветовых переходов.
«Московский дворик» – это замечательный пример того, как пристальное внимание к деталям позволяет добиться идеальной гармонии целого.
Интимный пейзаж
Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра в русской живописи, получившего название интимный пейзаж. Природа в таких произведениях становится отражением глубоко личных, интимных переживаний и впечатлений автора, а человеческие фигуры не играют доминирующей роли, а лишь оттеняют общее настроение, добавляя необходимые акценты.
Впоследствии Поленов создаст еще несколько столь же пронзительных произведений. Его следующее полотно в жанре интимного пейзажа, «Бабушкин сад», представляет вниманию зрителей все тот же особняк, что и на картине «Московский дворик», вот только настроение совсем другое. Здесь уже нет радости жизни и веры в будущее, все подчинено лишь прошлому.
Значение картины
Картина «Московский дворик» Поленова была написана художником вскоре после его возвращения из долгой поездки по Европе, именно поэтому в ней звучит столь ностальгическая любовь к родному краю. Трогательную и наивную красоту простого русского пейзажа не смогли затмить великолепные виды Италии и Германии.
Заслугой и своеобразным новаторством Поленова, несомненно, стало то, что он сумел сделать одухотворенными самые обычные, прозаические вещи. Он вдохнул жизнь в полотно, написанное в рамках строгих канонов реалистической живописи, тем самым давая возможность другим художникам совершенствоваться в этом направлении.
Даже через полтора столетия картина «Московский дворик», фото и репродукции которой пользуются неизменной популярностью, не перестает восхищать ценителей живописи своей неповторимой атмосферой чистоты и радости жизни.
«Большая картина» Василия Поленова. Какую идею хотел выразить художник?
17 октября 2019 года в Новой Третьяковке открылась большая выставка Василия Поленова. «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад» — наверное, многие пойдут в музей ради этих или похожих пейзажей. На первый взгляд, они кажутся довольно понятными. Но это, само собой, иллюзия. Давайте разберемся, какую историю рассказывал художник Поленов и почему многие его произведения складываются в одну большую философскую картину.
Поленов В. Д. Заросший пруд. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
М. А. Поленова. Девушка с длинной косой. 1850-е
Ценитель «тихих московских местечек» Василий Поленов родился вовсе не в Москве, а в Петербурге. Он происходил из образованной дворянской семьи. Его отец сделал карьеру чиновника, но в душе был историком и оставил немало серьезных научных трудов. Мать, Мария Алексеевна, занималась искусством и литературой. Живописи она училась у одного из учеников Брюллова. Кстати, выставки Марии Поленовой проходят до сих пор. Например, до 12 января московский зритель может посмотреть на ее картины в Музее Тропинина.
А. А. Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837-1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Семья будущего художника была знакома с известнейшими живописцами того времени Карлом Брюлловым и Федором Бруни. Лично встретиться с Александром Ивановым Поленовы не успели. Автор «Явления Христа народу» умер вскоре после возвращения из Италии. Однако близким другом семьи был Федор Чижов, римский сосед Иванова, который часто захаживал в его мастерскую и наблюдал за созданием грандиозного полотна. В Петербурге Чижов вдохновенно рассказывал Поленовым и о произведении, и о его авторе. «Явление Мессии» ждали.
Отец художника позднее писал Чижову: «Маша с детьми часто ходит в Академию единственно для картины Иванова, и дети, то есть, старшие, замечают и судят очень порядочно. Понимают и восхищаются». Надо сказать, что со временем любовь Василия Дмитриевича к живописи мастера не стихла. Художник даже приобрел его работу — этюд Иоанна Евангелиста, а фотография «Явления Христа народу» висела у двери Поленовской мастерской.
Пруд в парке. Ольшанка. 1877
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поленов — пейзажист. Именно так представляет его современный зритель. Но сам живописец понимал свою миссию иначе. Всю жизнь он хотел создать большую историческую картину, посвященную Иисусу Христу. Почему? Ведь пейзажи выходили у него легко, органично. Казалось бы, сосредоточься на этом… Но образы Брюллова и в первую очередь Иванова, еще в детстве сформировавшие его представление о художнике, навсегда остались в сознании. Иванов посвятил своей «всеохватывающей» картине большую часть творческой жизни. Этого же хотел и Поленов.
Семья тоже ждала от него именно такой, «Ивановской» судьбы. «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину» — это из письма матери. Тяжелобольная сестра Поленова Вера перед смертью взяла с него обещание «серьезно работать». Это значило только одно — работать над «главным холстом».
Московский дворик. 1878
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1878 году Поленов посылает на выставку передвижников недавно законченный «Московский дворик». По этому случаю он пишет Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным…» Вероятно, под «порядочным» художник понимает именно масштабное, подобное «Явлению Мессии» полотно, а свои пейзажи считает чем-то второстепенным. Но давайте посмотрим под другим углом. Мог ли художник, все мысли которого уже много лет нацелены на «большую картину», написать никак не относящееся к ней произведение? В принципе, мог. Но вряд ли. Скорее всего связь между пейзажами и «главной картиной» есть. Что ж, начнем складывать пазл, и пойдем, конечно, от «Дворика».
Ранний снег. 1891
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Свой родной Петербург Поленов не любил — слишком суетный, слишком деловой. После заграничной командировки от Академии художеств и времени, проведенного в армии в роли фронтового художника, он перебирается в Москву. Живописец попал в умиротворенный город сонных усадеб. Это была «поленовская» атмосфера. И именно ее он старается передать в «Московском дворике».
В пейзажах Поленов вообще любит «тихие уголки». Масштабные панорамы появятся в его творчестве позже, но и в них будут возникать невзрачные рощицы, прудики или тропы. «Московский дворик» — как раз такой «уголок». Постройки на заднем плане не позволяют взгляду выйти за пределы двора. С помощью закрытого горизонта художник «сохраняет тишину», прячет органичную жизнь места от внешних вторжений. А светлое небо распространяет ее дальше, на город, как будто весь он состоит из «уголков». Поленов пишет не случайный вид из окна. Даже не образ Москвы. Скорее — идеал взаимоотношений человека и мира, почти природное, созерцательное существование, противопоставленное суетной жизни северной столицы.
Близкое ощущение возникает и при взгляде на «Бабушкин сад». Обветшалая усадьба и ее пожилая хозяйка вовсе не выглядят зыбкими образами исчезающей старины в духе Борисова-Мусатова. Наоборот, это мир чудом сохранившийся, скрытый от времени и вообще любого беспокойства густой растительностью сада. И кажется, он будет существовать неизменно в такой же тишине. У Поленова много похожих пейзажей. Может показаться, что их главный герой — «тихий уголок». Но скорее речь идет об определенном способе смотрения, о созерцающем взгляде. Поленов вглядывается и находит гармонию в привычных и «ничем не примечательных» видах. Понять, зачем ему это нужно, поможет «большая картина».
Бабушкин сад. 1878
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сюжет Поленов нашел давно — еще до заграничной поездки. Потом приостановил работу почти на десять лет, но всё это время обдумывал произведение. Сохранились слова художника о желании «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа». И здесь видно стремление «продолжить» Иванова. Ведь именно он написал образ приходящего к людям Христа.
В качестве темы Поленов выбрал евангельскую историю об Иисусе и грешнице, которую фарисеи хотели побить камнями за измену мужу. Это, кстати, был не самосуд религиозных фанатиков, а исполнение закона того времени. Собственно, на несогласии с законом они и планировали «подловить» Христа. В Евангелии Иисус избежал этой ловушки. Его ответ «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» — не только призыв к совести и проповедь всепрощения. По закону, приговор мог исполнить только тот, кто сам был неповинен в этом грехе, а такого среди фарисеев не оказалось.
Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница». 1888
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Почему же Поленов выбирает этот сюжет — не самый драматичный, без «чуда», изображая которое, художник мог бы создать яркое масштабное полотно? Ведь история про Христа и грешницу — просто короткий разговор, несколько фраз… Дело в том, что Поленов не считал Иисуса Божьим сыном. Его Христос — реальный исторический человек, который, однако, добился такого нравственного совершенства, что стал духовным идеалом и примером для других. А значит, каждый из нас может быть похожим на него и именно к этому должен стремиться. Поэтому «чудес» у Поленова быть не могло. А вместо драматического события он выбирает повседневное, какое, в принципе, может произойти с каждым.
Изображение исторического Христа требовало создания достоверной среды. Чтобы добиться этого, Поленов долго путешествовал по Египту, Сирии и Палестине, где написал множество портретных и пейзажных этюдов. Там он изучал местный быт, одежду и архитектуру. А облик разрушенного Иерусалимского храма пытался восстановить по книгам археологов.
Тема картины «Кто без греха?» (именно это авторское название цензура заменила на «Христа и грешницу») — противостояние мировоззрений. Фарисеи у Поленова — агрессивная хаотичная толпа, «как бы законно» глумящаяся над бледной, перепуганной девушкой и жаждущая расправы над ней. Если использовать военную терминологию, которая, кстати, фарисеям очень к лицу, их решительный отряд «врубается клином» в самую середину картины и оттесняет противников, учеников Христа с поля сражения. «Группировка» фарисеев динамична (помните, как Поленов относится к динамичному, суетному Петербургу?), а Иисус и его ученики, наоборот, внешне спокойны. Может показаться даже, что они заранее сдались.
Мечты. 1894
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Но сила Христа — в его взгляде, в умении смотреть на мир, осознавать происходящее и противиться злу внутренне, без ненависти. Ему хватает всего нескольких слов, чтобы поразить противников и заставить их отступить.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Достаточно и одного взгляда на согрешившую, чтобы увидеть ее раскаяние и отпустить грех. В пейзажах Поленова, в «Московском дворике», «Бабушкином саду» и многих других, мы видим этот же взгляд — спокойное и вдумчивое созерцание, понимающее скрытую гармонию мира. Кажется, художник верит, что оно порождает такую же гармонию в мыслях и поступках. В работах «Мечты» и «На Тивериадском (Генисаретском) озере» Поленов еще более явно выразил эту идею. Ее же можно найти и в некоторых произведениях серии «Из жизни Христа». Не до конца удовлетворенный «Христом и грешницей», художник впоследствии считал именно этот цикл своей главной работой.
Пошла в нагорную страну (цикл «Из жизни Христа). 1894
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
И всё же я думаю, что настоящая «большая картина» Поленова — это много картин, с разных сторон раскрывающих единый авторский смысл. Передвижники требовали от искусства гражданского служения и изменения общества. Василий Поленов тоже стремился к этому. Но вместо бичевания пороков учил останавливаться, всматриваться — и в каждом, даже самом незначительном кусочке пространства, видеть красоту и разумное устройство природы. Осталось только научиться жить так же гармонично, как она. Впрочем, сказать легко…
текст: С. Брут фото: Ю. Захарова, пресс-служба Государственной Третьяковской галереи
На холсте изображены дома и пространство перед ними, а вдали виднеются церковные купола. Работа восхищает продуманной композицией, колоритом и реалистичным изображением крестьянского быта.
Описание картины
Жизненный уклад в Москве в конце XIX в. можно назвать провинциальным. Среди построек преобладали купеческие особняки, скромные дома простых людей и белокаменные здания церквей с устремлёнными ввысь золотыми куполами. Художник восхищался этой простой красотой, поэтому запечатлел её на холсте.
Написанию картины предшествовала жизнь мастера за границей. Василий Дмитриевич побывал в Риме, Венеции и Париже. Там он находил вдохновение, необходимое для работы над историческими сюжетами. Поленов восхищался архитектурой Италии, а Париж его разочаровал.
Вернувшись на родину, художник по-новому взглянул на её скромную красоту. Москва восхитила его уютом, спокойствием и размеренным укладом.
Сюжет для картины, изображающей русскую жизнь, художник увидел случайно. Он искал квартиру, в которой можно было с комфортом писать. При осмотре понравившегося дома Василий Дмитриевич выглянул в окно. То, что открылось взору, легло в основу сюжета:
В то время, когда была написана картина, крепостного права уже не было, однако в сюжете есть оттенок драматизма. Людям по-прежнему было тяжело. Лошадь, вода в ведре, плачущий ребёнок — детали, создающие атмосферу грусти. На переднем плане изображён ребёнок, понуривший голову, а его лица не видно. Зритель может дорисовать черты в своём воображении, и они, скорее всего, будут отнюдь не радостными. Известно, что в 1902 г. художник написал этюд с таким же сюжетом.
Светлая одежда героев олицетворяет смирение и терпение. В христианстве белому цвету придаётся именно такое значение. Купола церкви подсказывают, что трактовать детали нужно с религиозной точки зрения. Полотно могло наводить уныние и выглядеть безрадостным, если бы не солнечный свет, заливающий поляну, стены домов и фигурки людей.
Василий Дмитриевич был православным и относился к религии с трепетом. Отец художника Дмитрий Поленов увлекался искусством, а мать брала уроки живописи у Карла Брюллова. Веру художник связывал с возможностью духовного возрождения. Он считал, что благодаря ей русский народ сумел развить в себе:
В конце XIX в. религия была высшей ценностью и для знати, и для простого народа, поэтому от живописного полотна, украшенного золотыми куполами, веет теплом. Оно светится не только внешне, но и внутренне.
Анализ произведения
Москва Василия Дмитриевича Поленова — не столица, а тихий провинциальный городок. Работа «Московский дворик» посвящена одному из переулков, расположенных неподалёку от Арбата. Полотно простое и реалистичное, поэтому оно так близко русской душе. По атмосфере произведение напоминает другую известную работу — «Грачи прилетели». Саврасов, как и Поленов, очень любил родные края, и это чувство видится в каждом мазке.
Во второй половине XIX в. Москва и была большой деревней, а со временем это выражение стало применяться в переносном смысле. Основную часть застройки составляли обычные деревянные дома. Рядом с каждым был уютный дворик, окружённый со всех сторон заборами и постройками.
Храм и колокольня, запечатлённые мастером, сохранились до наших дней. Точный адрес дворика стал известен благодаря письму, написанному Василием Дмитриевичем его дяде. На холсте представлен подробный и реалистичный вид из окна дома Баумгартен, расположенного в Дурновском переулке. Недалеко от этого места находится Спас на Песках. Важное место в описании картины «Московский дворик» занимает виднеющийся храм. Он задаёт положительный настрой и наполняет произведение праздничной атмосферой.
Исследователи творчества Поленова отмечают, что на самом деле купола из окна выглядели гораздо меньше. Художник намеренно составил композицию так, чтобы придать картине торжественности. Сочинение по картине «Московский дворик» Поленова учащиеся пишут в 5 классе. Главная задача — описать всё, что изображено, и передать свои ощущения от произведения.
Тему для сочинения по «Московскому дворику» можно выбрать из тех, что предложит учитель. В некоторых случаях ученикам предлагается придумать её самостоятельно.
Пример сочинения
Картина у Василия Дмитриевича Поленова получилась очень светлая, тёплая, наполненная умиротворением. На репродукции я вижу много пространства: дворик, поросший зеленью, кажется пустынным. Фигурки людей и лошади только усиливают впечатление. Сейчас дворики выглядят иначе. Пространство покрыто асфальтом и бетоном, а лошадей с телегами в городах не осталось.
Картина нравится мне тем, что она залита светом. Женщина одета в белое, на детях тоже светлая одежда. Только на девочке, которая поднесла палец к губам, тёмная юбка. Возможно, это платье или сарафан с синеватым подолом. Людей на полотне немного. Из дома вышла женщина с ведром. Она идёт, согнувшись от тяжести.
У тропинки играют дети. У них светлые головки, что придаёт сходство с ангелочками. С другой стороны от дорожки плачет малыш, но к нему никто не подходит: все заняты своими делами. Скорее всего, художник изобразил будний день, потому что в выходные на улицах было больше народа. Телега, стоящая у дома, наводит на мысль, что кто-то приехал в гости к хозяевам. Женщина несёт воду, ведь водопроводов в то время не было. Ребятишек отправили на улицу, чтобы не мешали взрослым.
С левой стороны виден забор, а за ним растут деревья. Возможно, там находится яблоневый сад. Из-за домов возвышается великолепная церковь с белыми стенами. Золотые купола на фоне ярко-голубого неба выглядят особенно привлекательно. Я думаю, что во время колокольного звона все жители окрестных домов прислушиваются и восхищаются мелодичными звуками.
Позади лошади с телегой виднеется верёвка, на которой развешано бельё. В траве растут яркие цветы, похожие на ромашки. По двору гуляют куры. Их фигурки отбрасывают чёткую тень. Можно сделать вывод, что денёк выдался погожий. От лошади с телегой тоже есть тень на траве, по её расположению несложно понять, что на холсте изображено утро, плавно переходящее в полдень.
На заднем плане есть деревянные постройки. Наверное, это сараи для кур и прочей живности. Сейчас такого в Москве уже не увидишь. По моему мнению, ценность картины в том, что благодаря ей мы можем увидеть, какими были московские дворы в конце позапрошлого века. Художественное произведение точно и подробно передаёт детали крестьянского быта.
Глядя на картину, я думаю, что люди в то время были спокойнее, добрее и милосерднее, чем сейчас.