Чему учит картина богатыри
Чему учит картина Васнецова «Три богатыря»?
Картина «Три богатыря» посвящена русским богатырям, которые являются олицетворением силы духа, стойкости и мужественности. Три богатыря стоят на защите рубежей русского государства, охраняют покой в русских землях. Картина учит любить Родину, защищать вой народ и быть единым целым. Три богатыря разного возраста знают, что им всегда на подмогу придет верный товарищ, который не предаст и поможет.
Я у многих спросила, как они воспринимают эту «картину». Вот ответы:
*Ночное небо над землёй.
*Вечер в Сочи на пляже.
*Мечты и реальность.
На самом деле не известно помогут ли тысячи таких как Гоголь, чтобы люди стали реально задумываться и что-то делать. Пока что в мире правят деньги и глупость.
а все ли картины должны нести смысл? мне кажется бывает, что смотришь на картину и не можешь отвести взгляд от нее, что называется притягательна, бывает просто создает хорошее настроение, а это возможно нелепое перевоплощение всем известной картины Девушка с жемчужной сережкой 1660-е, Маурицхейс, Гаага
Картина Богатыри В. М. Васнецова: описание и анализ
Жуковская Д.
Творческая история картины
Тема богатырской заставы как символа героического прошлого нашей страны, которая, как мы понимаем, является центральной в рассматриваемой картине, интересовала Васнецова практически с того самого момента, как он понял, что живопись – его призвание. Он обращался к этой проблеме много раз, изучал былинное прошлое России, черпал в нём вдохновение, искал истоки народного сознания.
Богатыри. Худ. В. М. Васнецова. 1898 г. Картина находится в Третьяковской галерее
Друзья художника говорили, что «Богатырей» он не пишет, с ними он отдыхает, восстанавливает силы, которые тратит на роспись по заказу. Картинные Илья Муромец с товарищами были для Васнецова словно целебный источник, наполняющийся из героических образов в музыке, которую так любил живописец. Он преклонялся перед творчеством Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.
«Богатыри» – программное произведение Васнецова и вершина его творчества. Они воплощают найденный им героический идеал, а он в свою очередь символизирует неиссякаемую любовь к Отчизне и утверждает силу духа русского народа.
Создание картины заняло у Васнецова 27 лет. В 1871 году был сделан первый карандашный набросок, а в 1898 году в правом нижнем углу автор поставил подпись, завершив таким образом свой великий труд. Процесс написания неоднократно прерывался, художник выполнял много подготовительной работы, о которой, к сожалению, сохранилось очень мало сведений.
В. М. Васнецов. Автопортрет. 1872 г.
В «Богатырях» Васнецов использовал тот же самый художественный метод, что и в картинах «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Алёнушка», а именно: в каждом конкретном персонаже воплотить обобщенный, типический образ русского народа. В случае с анализируемым произведением – образ богатыря-крестьянина, стоящего на страже Родины.
Размышляя над композицией и сюжетом картины, Васнецов обратился к литературным источникам. Он читал и анализировал все тексты, в которых так или иначе упоминаются богатыри: сказки, былины, жития святых. На основе этого, в дальнейшем он и отбирал материал для образов «своих» трёх исполинов.
Изучая древнерусскую литературу, Васнецов пришёл к выводу, что больше всех авторам дороже и любимей Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. В этих персонажах певцы и сказители запечатлели самые замечательные качества русского народа, его духовную красоту и физическую силу. Именно для того, чтобы подчеркнуть особый характер отношения к Илье, Добрыне и Алёше, художник облачил их в богатые доспехи, а на коней надел нарядную сбрую.
Сам Васнецов приводил следующую цитату из былины, как выражение композиции своих «Богатырей»:
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович
А и конь под Ильей словно лютой зверь,
А сам на коне, как ясен сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холмы перемахивать,
А и был там Алёша Попович млад,
Что из Красна города из Ростова.
А Алёшенька он наровчат был,
Он наровчат-то, да увертлив ведь,
А и в та-поры он догадлив был:
Свой тугой лук разрывчатый отстегивал
От правого, от стремячка булатного,
Накладывал то стрелочку калёную
А натягивал тетивочку шелковеньку.
Живописец подмечал всё: не только описания богатырей (как выглядят, что делают), но и идейную сущность, то есть то, для чего они сошлись вместе на богатырской заставе. В 1882 году в письме к своему другу, художнику П. П. Чистякову Васнецов объяснял замысел «Трёх богатырей» так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Последние слова в этой фразе – ключевые. Заступиться за слабого – вот самая главная нравственная идея, лежащая в основе картины.
Богатыри. Первый эскиз маслом. 1876 г.
Образы богатырей
Начать описание персонажей картины Васнецова стоит, конечно, с Ильи Муромца. Перед нами – вылепленная точной рукой художника фигура крестьянина-богатыря. Русский мужик, народный тип находит в центральном образе подлинное воплощение. Могучее тело написано плавными закругленными линиями. Илья – человек пожилой, он много пережил и много повидал. Исполинский конь под ним составляет с седоком одно целое: во всём чувствуется русская «силушка великая», выдержанность, благородство. Лицо у Муромца открытое и честное, в нём сквозит прямодушие и спокойствие, у воина всё под контролем.
Шлем или, по-другому шишак, Илья надвинул на лоб. Сведённые мохнатые брови делают взгляд серьёзным и сосредоточенным. Орлиным взором он пристально всматривается вдаль. Волевой рот плотно сжат. Строгое лицо обрамляют седые кудри. Сильной рукой в кожаной рукавице богатырь сжимает палицу булатную, ту самую, про которую в былине говориться: «Как махнет ею Илья прямо – проложит улицу, махнет ею налево – проложит переулочек». Васнецову, как нам кажется, удалось передать и огромный вес палицы, и силушку Ильи, способную удержать тяжёлую булаву.Илья Муромец. Деталь «Богатырей»
Добрыня Никитич не только выражает все те же качества, что и Илья – мужество, уверенную силу, мудрость, но и добавляет собственные. В нём, думается, воплотилось та самая черта, которая в народе называется «вежеством», т.е. образованностью, учёностью. Добрыня не только смел, но и проницателен, и сметлив. Муромец пока ещё только смотрит вдаль, а Никитич уже почти вытащил меч из ножен, заслонился щитом, а ноги просунул в стремена. Он совершенно готов к битве. Его породистый белый конь раздувает ноздри, пытаясь уловить чужой запах. Он уже учуял врага и тихим ржанием предупреждает об этом хозяина. На сбруе нашиты золотые полумесяцы. Скорее всего, боевого товарища витязь добыл в схватке со «злым татарином».
Для образа Добрыни Васнецов не пожалел ярких красок. Богатырь выписан оттенками красного, белого, сочного зелёного, золотистого – столь популярными у крестьян. Именно эти цвета характерны для русских народных изделий новгородской школы. На Добрыне – зелёные сафьяновые сапоги, червлёный щит, красная с золотом шлея на белоснежном коне. Контраст и суровость облику придают кольчуга стального цвета и такой же шлем.
Добрыня Никитич. Деталь «Богатырей»
Алёша Попович на картине – молодой удалец, сошедший прямиком со страниц былины. Всегда готов к приключениям и непрочь повеселиться. Он и воин, и певец, и гусляр. К седлу приторочены гусли, с которыми он не расстаётся даже в дозоре, хотя, казалось бы, зачем они ему здесь? У ростовского богатыря смуглое, обветренное лицо, живые глаза и мягкие черты. Если бы мы не знали названия картины, то можно было подумать, что перед нами самый настоящий Иван-царевич.
На Алёше не просто кольчуга, а полуброня, защищающая нижнюю часть тела. Видно, что он любит щегольнуть, на нём нарядный пояс и украшение на шее, пальцы усыпаны перстнями.
Алёша, как и Добрыня, готов ринуться в бой. В его облике отсутствует разве свойственная Никитичу настороженность. Он – сорви-голова и пострел, который везде поспел. Ему нужен только сигнал к атаке, ведь уже и «стрелочка калёная» наложена, и нагайка приготовлена, и ноги в стремена просунуты.
Алёша Попович. Деталь «Богатырей»
Пейзаж
Пейзаж в «Богатырях» несёт не меньшую смысловую нагрузку, чем персонажи. Васнецов тщательно разрабатывал мельчайшие детали ландшафта, поскольку окружающая богатырей природа призвана усилить идейно-тематическое единство картины.
Передний план – это луг и перелески. Последние представляют собой невысокие ели и сосенки, типичные для среднерусской возвышенности. Они лишний раз подчеркивают, что богатыри стоят на своей, родной земле и стерегут отеческие рубежи.
Деревца играют и на контрасте, подчеркивая несокрушимую мощь богатырей.
О широте русских просторов свидетельствуют клубящиеся позади воинов облака и невысокие холмы, простирающиеся за горизонт. Вдалеке видны курганы с камнями-стелами на них. На камнях сидят кречеты. Пейзаж лишний раз подчеркивает героическое звучание картины Васнецова.
Вывод: Рассматривая картину «Богатыри», приходим к выводу, что Васнецов с успехом справился с задачей, которую поставил себе сам. Он создал собирательный и харáктерный образ русских людей, простых мужиков, крестьян-воинов. Художник понимал важность и необходимость выражения национальной идеи в доступных для понимания образах. Для этой роли лучше всего подошли народные герои-богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Воспеть красоту русского народа – в этом видел Васнецов свою миссию. О ней он писал в 1898 г. в письме к критику В. В. Стасову: «Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека, – нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты. и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное непреходящее».
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение:
Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
В селе Лопьял Вятской губернии, у сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны, было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.
Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии.
С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т. д. Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Тем не менее, творчество В. М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С. И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве.В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова, галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д.
В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т. д.
Над картиной «Богатыри» В. М. Васнецов работал в течение двадцати с лишним лет, с карандашного наброска 1871 года до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. Первый маленький карандашный набросок «Богатырей» (размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной «Богатыри» считается 1881 год (Абрамцево, но все основные черты композиции уже были созданы ранее.
Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.
Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его «Богатыри«,поместил следующую цитату былинного текста:
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович.
Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции «Три богатыря» раскрыта была художником в письме к П. П. Чистякову в 1882 году, когда картинабыла начата на большом полотне в Абрамцеве: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».
«Не обижают ли кого» – вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. 23 апреля 1898 года в Москве картина была подписана и вскоре приобретена П. М. Третьяковым для галереи.
Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри«в старшей группе.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»
1. Формировать умения дошкольников составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине, использовать все компоненты устной речи. С помощью взрослого составить план рассказа и придерживаться его.
3. Воспитывать уважение и любовь к Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.
Оборудование: картина «Богатыри» В. М. Васнецова, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Беседы с детьми о том, что такое изобразительное искусство.
-Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем. (Россия – самая большая, огромная, красивая, богатая страна в мире.)
— Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой? (Нет, она была маленькой. Называлось она Русь. Хорошо жилось на Руси-матушке.
Послушайте поговорку «Славна богатырями земля русская«.
— Попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
-Сейчас поработаем голосом и скажем слово «богатырь» тихо, громко, медленно, быстро, гордо.
Смена деятельности (встают вокруг столов, рассматривая картинки с богатырями)
— Кто такие богатыри? (Воины, борцы, защитники, силачи)
— А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие, уверенные, бесстрашные, мужественные, решительные, героические, доблестные.
-А что они делали, чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов, защищали, охраняли Русь)
— А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, русских народных сказок, поэм.
Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “ Богатыри”.
Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.
— Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)
— Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.
Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?
-Что такое задний план картины?
-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)
— Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)
Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?
— Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)
Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.
— Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)
По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.
-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)
— Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)
— Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)
— Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)
А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.
— Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)
— У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)
— Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.
— Как вы считаете, богатыри готовы к бою?
-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)
— Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)
Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.
(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.
Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.
Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.
Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.
Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш занятие закончено, всем спасибо.
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри» Фотоотчёт праздника «Русские богатыри» В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме.
Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» Подготовила и провела воспитатель Киселева Евдокия Ивановна, г. Лиски Воронежская область. Цель. Развитие у детей связной речи. Задачи. Продолжать.
Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.
Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.
Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Творчество художника Юрия Васнецова» с презентацией В рамках проекта «Я, моя семья, мой город, моя страна» я познакомила воспитанников с творчеством некоторых известных писателей и художников,.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством художника-сказочника Виктора Васнецова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.
Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.
Занятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова Творческое наследие знаменитого русского, советского художника Ю. А. Васнецова велико и разнообразно. Но именно детская книга принесла.