Чему учит гражданская война
Уроки Гражданской войны (Школьные сочинения)
Гражданская война — величайшая трагедия в истории нашей страны, которая вспыхнула в 1918 году на территории нашей страны и длилась по 1922 год. Данное время было крайне тяжелым для России. Этот период принёс государству значительные негативные изменения во всех сферах общественной жизни. Для России Гражданская война имела ужасные последствия. Каждое событие такого рода даёт определенный опыт как и современникам того времени, так и нашему поколению. Гражданская война имела крайне тяжелый характер, её участники, совершив множество ошибок, показали неправильное поведение своим потомкам и косвенно дали им наставления.
Какие же были уроки Гражданской войны?
Гражданская война — война против большевиков и их противников. Их была прямая и неоспоримая, никто не мог отстаивать свои интересы перед ними.
Существовала диктатура одной партии. Не смотря на возникновение противников политики большевиков,которых стало большинство, они продолжили проводить свои начальные реформы и преобразования. Незаконный захват власти насторожил жителей страны и многие стали думать о революции. В то же время партия не собиралась отклонять в сторону свои идеи и решила идти напролом.
Тем самым они показали, что власть, которая не может совершить глубокие преобразования в пользу народа, а не собственных интересов, не сможет быть уважаема жителями и обязательно приведёт к проблемам, диктатура одной партии должна быть исключена. В данном случае разразилась неизбежная война. Такая власть должна была быть заменена на другую партию с другими представителями. Этот урок люди вспоминают и по сей день.
На протяжении всего периода Гражданской войны погибло свыше 10 миллионов человек. Эта война хотела найти и показать людям истину, но получилось, что она угробила и чуть ли не сломала собственную страну, создала огромный социальный конфликт в России. В итоге страна оказалась в тяжёлом состоянии из-за конфликта народа и государства. Например, большинство офицеров и полководцев выступали за позиции «белых», а со смертью каждого мы стремительно теряли часть военной мощи нашей страны.
Также многие великие умы России эмигрировали в другие страны из-за «стараний» своих соотечественников, ведь зарубежом они видели большие возможности для развития. Многие в целом не разбирались в политической обстановке страны, но пошли на войну против своих. Люди сами спровоцировали одну из масштабных трагедий нашей земли в XX веке, тем самым делая своё будущее заточенным под восстановление государства. По окончанию войны и спустя около 8 лет после неё эти конфликты в стране и в семьях постепенно налаживались. Люди, осознавшие потерю близких, позднее поняли о ужасном содеянном поступке — убийстве родных людей из-за разных взглядов на устройство государства. И этот пример дал урок так и людям того времени, так и нам, что в обществе нельзя нормально существовать без решения социальных конфликтов с помощью компромиссов, ведь только благодаря их распространению начнут решаться определенный вид споров, которые могут привести не только к проблемам между несколькими людьми, но и к расколу между всей страной.
Эти события показали, что вся мощь армии, стабильность крестьянского хозяйства и в целом состояние жителей любого государства напрямую зависело от стабильности экономике в стране, что не учли зачинщики войны, тем самым Россия покрылась нищетой, а участники войны преподали урок в будущее.
Каждая война приносит странам участницам множество бед, особенно если она имеет гражданский характер. Многие проблемы в политической и экономической сфере могли решиться мирным путём, а не вооруженным. Эта война повлекла за собой миллионы жертв, которые могли и не быть. В современном и цивилизованном мире такое недопустимо. Эта война дала нам важный урок. Конфликты — это всегда плохо, а особенно если он влечёт за собой использование физической силы. Но военный способ его решения ведёт за собой огромные невозвратимые последствия. Люди приняли это как за урок и стараются не доводить споры до граней.
Итак, в Гражданской войне было совершено множество ошибок во всех сферах жизни, на которых нужно и стоит учиться нам и нашим потомкам.
Мини сочинение по истории «Трагедия гражданской войны» 1918-1919гг. В России учат нас.
Эссе «Смутное время. Трагедия гражданской войны: мой взгляд»
Изучая историю своей Родины, я обратил особое внимание на период гражданской войны в нашей стране: 1918-1922 годы. В то время одни жители нашей страны боролись за перемены, а другие не хотели этих перемен. И те и другие готовы были на убийство, а если нужно — и жизнь отдать за то, что считали правильным. Множество партий рвалось к власти.
А с другой стороны, Россия заплатила колоссальную цену за перемены в стране. И эта цена кажется несоразмерной. Скольких людей убили! А сколько умерли в это время от голода и истощения, от эпидемий тифа и холеры. Несколько лет в стране царил хаос.
Когда я задумываюсь о гражданской войне, то всегда вспоминаю рассказ «Красная корона» Михаила Булгакова. Это произведение пробирает до жути, до холодной дрожи. Два брата обожают друг друга. Но они бьются за разные стороны и гибнут: одного убивают, а второй сходит с ума. К гибели одного брата косвенно прикладывает усилия другой.
Трагедия гражданской войны, на мой взгляд — это братоубийство. Уничтожение своих ближних, своих земляков «за идею», «за батьку», «за царя». Это настоящий кошмар, который ничем не оправдать.
А еще одна трагедия «смутного времени» состоит в развале страны. После гражданской войны экономика России лежала в руинах, в государстве не было порядка. Многие зажиточные люди уехали из страны, вывезли с собой ценности, перевели деньги за границу. Но это меня даже не так печалит, как так называемая «утечка мозгов».
Многие талантливые, образованные люди: ученые, врачи, инженеры покинули во время гражданской войны Россию. Потом они изобретали, трудились, творили на благо другого государства. Например, Франции и США. Иногда я смотрю в Интернете старые голливудские фильмы. В титрах есть много фамилий разных технических работников, художников, явно происходящих из России. Они были первопроходцами, создавали Голливуд, которым сейчас так гордятся американцы, а мы их потеряли.
Я считаю, что гражданская война, братоубийство, пусть даже во имя хорошей идеи — это самое плохое, что может вообще произойти со страной.
Гражданская война в России: уроки выученные и невыученные
Прежде всего необходимо признать, что к более-менее объективному и взвешенному осмыслению событий и людей того крайне неоднозначного периода мы стали приближаться буквально в самое последнее время. Так уж сложилось, что очень долгое время трактовались они предельно однобоко и тенденциозно. Во времена Советского Союза по понятным причинам героями и «правой стороной» Гражданской считались исключительно представители лагеря красных. Их оппоненты выставлялись воплощением зла и всевозможных пороков. Иногда в преувеличенно демонизированном виде, порой – в откровенно карикатурном. Что поделать, историю всегда пишут победители…
Позднее, после 1991 года, отчетливый «перекос» вполне закономерно пошел в противоположную сторону. В рванувшей по пути «декоммунизации» стране уже «комиссары в пыльных шлемах» начали выставляться чуть ли не исчадиями ада, а представители белого движения изображаться исключительно благородными и возвышенными радетелями России и мучениками за нее. К счастью, сейчас верх начало брать желание наиболее думающей части наших соотечественников познать и постичь великую смуту ХХ века во всем ее многообразии и сложности. Хотя на некоторых форумах в Рунете нет-нет да и натыкаешься на сшибки «белых» с «красными», где комментаторы явно не прочь перейти от слов к рубке шашками и стрельбе из наганов…
Вот в этом, пожалуй, и заключается первый и один из главнейших уроков: в таком запутанном вопросе, как вооруженный конфликт людей одной крови, одной веры, одной земли никогда нельзя «мазать» ту или другую сторону (в нашей Гражданской их, кстати, было вовсе не две, а намного больше) какой-либо одной краской, предавая огульно анафеме одних и чуть ли не обожествляя других. В том-то и заключалась главная трагедия русской братоубийственной брани, что в ней сошлись люди, абсолютное большинство которых истово и искренне желали высшего блага своей земле и своему народу. Вот только видели они это самое благо совершенно по-разному. И были готовы ради своих убеждений не только умирать, но и, увы, убивать.
Еще один важнейший урок, который, хочется верить, усвоен накрепко: любая гражданская война выгодна прежде всего внешним врагам государства, коих Россия имела во множестве сто лет назад. Сегодня, впрочем, их количество ничуть не уменьшилось. От русской смуты в начале ХХ века однозначно выиграли прежде всего британцы с американцами и их тогдашние союзники. И дело тут не только в полках интервентов, топтавших тогда нашу землю, а в крушении великой империи, возрождать которую пришлось в крови и муках. Вот об этом мы должны помнить всегда: устраивая «разборки» в собственном доме, мы поджигаем его на радость тем, кто спал и видел, чтоб наша Родина оказалось в огне, да никак не мог устроить это собственными силами. Расплатой за войну гражданскую всегда и неизбежно служит геополитическое поражение той страны, которая ее допустила в собственных пределах.
Именно этот урок и следует наконец усвоить всем тем, кто сегодня нет-нет, да и пытается звать Россию к революции и, по сути дела, гражданскому конфликту как средству решения тех или иных проблем. Россия пережила множество бедствий, веками валившихся на ее могучие плечи, и способна выстоять в годину самых тяжких испытаний. Однако смута, раскол, братоубийство не должны повториться на нашей земле никогда.
Гражданская война — величайшая трагедия в истории России ХХ века
Тип урока: урок анализа и синтеза.
Форма урока: практическое занятие.
Технологии: педагогическая мастерская.
Предварительная работа:
Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.
1. Индуктор. Для того, чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.
2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.
3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.
4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.
6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:
1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;
1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;
1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;
октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.
Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.
7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5).
8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков
9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).
10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.
11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7).
12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?
Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Образ жизни и нравы разных групп населения
Рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.
Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.
Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.
Середняки: “крепкие” крестьяне – владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило, не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.
Кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.
Батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при “прожиточном минимуме” 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Анализ террористических действий в Гражданской войне.
Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N…(Южного фронта) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, т.к. трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны”.
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:
В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:
Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного, отвергли традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они убивают, они пытают. Значит белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные совсем иные…Грабёж у них – несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишён чести.
Белые имеют бога в сердце.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми… Разве это люди? Это почти святые…
“Почти что святые” и начали это белое дело…Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.
В одной хате за руки подвесили “комиссара”…Под ним разложили костёр и медленно жарили…человека, а кругом пьяная банда “монархистов” выла “боже, царя храни”.
Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:
Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: “Красный террор”.
“Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора”.
Эссе на тему: «Моё отношение к гражданской войне»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Эссе на тему: «Моё отношение к гражданской войне».
Гражданская война- одна из величайших народных трагедий, которая выпала на долю Российского государства. В ней нет и не может быть победителей и побеждённых. И не случайно её называют братоубийственной. Нам, потомкам, никогда не понять и не постичь, как стоявшие по разные стороны баррикад отцы и сыновья, братья, щедро и долго проливали кровь друг друга, как русские стреляли в русских. А ведь каждая из сторон сражалась за свою Россию, за её завтрашний день, который она видела и понимала по-своему.
Попробуем рассмотреть, каковы были причины столь ожесточённой борьбы и во имя каких целей проливалась кровь.
Наверное, я соглашусь со мнением многих историков, которые среди причин войны на первое место выделяют насильственный захват политической власти большевиками и изменение формы собственности. Большевики отказываются от принципов парламентаризма, разгоняют Учредительное собрание, что явилось крахом демократической альтернативой развития страны. Аграрная политика большевиков весной-летом 1918 года, которая фактически отменила Декрет о земле, заставила значительную часть населения усомниться в политике, которую проводили большевики. Кроме того, Брестский мир, заключённый советским правительством, в широких кругах российской интеллигенции был расценен как унизительный и грабительский для государства.
Итак, Гражданская война в России развязана. Как же ведёт себя в этой крайне тяжёлой обстановке советское руководство?
Огромным плюсом в положительном исходе событий было и то, что на должность председателя Реввоенсовета был назначен Л.Д. Троцкий. Это был очень энергичный, решительный, жёсткий человек, который смог остановить волну партизанщины и анархии.
Следует отметить и то, что при формировании Красной армии привлекались старые офицерские кадры, бывшие офицеры царской армии, опытные боевые командиры.
В стране был провозглашён военный режим. Совет обороны, который возглавил В.И. Ленин, занимался важнейшими проблемами обеспечения обороноспособности Республики. Большевикам удалось мобилизовать все хозяйственные ресурсы.
Наверное, говоря о причинах победы большевиков, следует отметить и широкую поддержку советской власти среди рабочих и крестьян, и высокие организаторские способности коммунистических лидеров, позволившие сплотить общество, а так же пропаганду социальных и национально-освободительных целей войны.
Если говорить о причинах поражения Белого движения, то в первую очередь, на мой взгляд, следует отметить его разрозненность и наличие внутренних противоречий, что привело к невозможности выработки целостной программы. Возможно, белым целесообразнее было бы собрать главные силы в одном регионе, сделав его альтернативным центром, но они считали необходимым овладеть Москвой и Петроградом, а для этого требовалась значительная армия.
Гражданская война длилась 2 года. Кровопролитные бои, голод и болезни подкосили Россию. Советская страна лежала в развалинах. Экономика была в упадке. Те, кто не смог смириться с новым режимом, навсегда покинули свою Родину. На внешнеполитической арене Россия также ослабила свои позиции.
Но Советская республика смогла сохранить себя как единое государство и стала ядром для последующего объединения народов бывшей империи.