Чему учит гамлет современного читателя
«Гамлет» — читательский дневник по пьесе У. Шекспира
Пьеса «Гамлет» Уильяма Шекспира была написана великим поэтом в 1600-1601 гг., а впервые была опубликована в 1603 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Шекспир Уильям
Название произведения: «Гамлет»
Жанр: пьеса, трагедия
Год написания: 1600–1601 гг.
Издательство: АСТ
Год издания: 2018
Главные герои и их краткая характеристика
Гамлет – принц датский, умный, образованный, энергичный, решительный справедливый молодой человек.
Клавдий – король Дании, дядя Гамлета, убивший его отца ради власти, подлый, коварный, беспринципный человек.
Горацио – лучший друг Гамлета, верный, надёжный товарищ.
Полоний – королевский советник, преданный слуга Клавдия, его правая рука.
Офелия – прекрасная девушка, в которую влюблён Гамлет, дочь Полония.
Лаэрт – сын Полония, зависимый от воли Клавдия, его верный слуга.
Гертруда – мать Гамлета и жена Клавдия, умная, но слабовольная женщина.
Время и место действия
Действие пьесы разворачивается в датском королевстве, в замке Эльсинор. Трагедия основана на легенде, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком (XII–XIII век).
Краткое содержание и сюжет
Чтобы не вызывать подозрений у коварного дяди, юноша притворяется умалишенным. Замок посещает труппа бродячих артистов. Принц просит их сыграть пьесу «Смерть Гонзаго», в котором сюжет в точности повторяет предательство Клавдия и вдовствующей королевы. Под конец представления Клавдий не выдерживает, и выдает себя. Он решает расквитаться с Гамлетом, и под благовидным предлогом отправляет его в Англию.
Перед отплытием юноша прощается с матерью. Их разговор подслушивает Полоний – верный слуга Клавдия. Гамлет замечает его и убивает. Убийство отца тяжело переживает Офелия, возлюбленная Гамлета. В итоге девушка сходит с ума. Клавдий настраивает против принца брата Офелии, Лаэрта. Он передает ему пропитанный ядом клинок, а сам готовит отравленный напиток для ненавистного племянника. Лаэрт вступает в схватку с Гамлетом, и оба юноши получают смертельные ранения. Собрав последние силы, принц пронзает шпагой Клавдия. Умирает и королева Гертруда, случайно выпив отправленный напиток. Датский престол занимает единственный законный наследник – принц Норвегии Фортинбрас.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Призрак убитого датского короля сообщает сыну о предательстве жены и родного брата. Пылая жаждой мести, юноша совершает правосудие, но сам при этом погибает.
Анализ пьесы Шекспира «Гамлет»
Автор: Guru · 14.02.2018
Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.
История создания
Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.
Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.
Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?
Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.
Жанр и направление
«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.
Драмы Шекспира традиционно относят к барочной культуре. Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.
Конфликт
Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.
Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.
Композиция
Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.
Действие можно разделить на пять частей:
Главные герои и их характеристика
Проблемы
Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.
Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.
Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?
Смысл
Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.
Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.
Критика
Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».
В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.
С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».
Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».
А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».
Анализ «Гамлет» Шекспир
Всего получено оценок: 966.
Всего получено оценок: 966.
«Гамлета» У. Шекспира давно разобрали на афоризмы. Благодаря напряжённому сюжету, острым политическим и любовным коллизиям трагедия остаётся популярной вот уже несколько столетий. Каждое поколение находит в ней проблемы, присущие его эпохе. Неизменно привлекает внимание и философская составляющая произведения – глубокие размышления о жизни и смерти. Она подталкивает каждого читателя к своим выводам. Изучение пьесы предусмотрено и школьной программой. Ученики знакомятся с «Гамлетом» в 8 классе. Разбор его не всегда даётся легко. Предлагаем облегчить работу, ознакомившись с анализом произведения.
Краткий анализ
Год написания – 1600–1601 гг.
История создания – Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые учёные предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.
Тема – Главная тема произведения – преступление ради власти. В её контексте развиваются темы измены и несчастной любви.
Композиция – Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определённые составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.
Жанр – Трагедия.
Направление – Реализм и романтизм.
История создания
Анализируемое произведение У. Шекспир создал в 1600–1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.
Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».
Анализ «Гамлета» следует начинать с характеристики основной проблемы.
Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне от перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершённое ради богатства и власти.
Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.
Как только появляется возможность, принц при помощи труппы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.
Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнаёт об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.
Наблюдая за событиями трагедии, нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.
Композиция
Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гамлета».
Жанр «Гамлета» – это трагедия, так как все события сконцентрированы вокруг проблем убийства, смерти и мести. Развязка произведения трагичная. Направление пьесы Шекспира «Гамлет» – имеет черты реализма и романтизма. Принадлежность трагедии какому-либо жанру – вопрос спорный.
Примечательно, что каждое поколение читателей находит в работе проблемы, которые касаются его эпохи. Кроме того, внимание в творении автора привлекает философская составляющая — размышления персонажей о жизни и смерти.
История написания
Изучая анализ пьесы, в первую очередь важно определить, в каком году она появилась. Шекспир создал «Гамлета» в 1600 году. Есть две версии истории написания произведения. Согласно первой, за основу сюжета была взята работа Томаса Кида. Последний сотворил «Испанскую трагедию». Однако этот шедевр не сохранился.
Большинство литературоведов сходятся во мнении, что сюжетная линия трагедии Шекспира построена на легенде о жизни короля Ютландии, которая была создана датским летописцем. Главный персонаж этой легенды — Амлет. Отца юноши лишил жизни родной брат, который завидовал его богатству. Совершив преступление, мужчина женился на супруге убиенного. Когда наследный принц узнал о причастности дяди к убийству отца, он решил отомстить ему.
Уильям Шекспир подробно воспроизвел эти события, уделив особое внимание психологии героев. Произведение сразу после создания было поставлено на подмостках театра «Глобус».
Особенности композиции и жанра
«Гамлет» по жанровой принадлежности относится к трагедии. Однако важно учитывать театральность работы. В понимании автора мир — сцена, а вся жизнь — театр. Такой у Шекспира был творческий взгляд и особое мироощущение на явления, которые окружают человека.
Традиционно драмы автора относят к культуре барокко. Последняя характеризуется мрачностью, смертью и пессимизмом. Такие черты прослеживаются в работах английского драматурга.
Композиционная структура представлена рассказом о жизни главного героя. Каждая отдельная часть произведения в полной мере раскрывает личность Гамлета, сопровождается изменениями в его поведении. Со временем события разворачиваются так, что читатель ощущает постоянное напряжение, причем оно не прекращается и после смерти персонажа. Логическая цепочка представлена следующим образом:
Краткое содержание
Действие произведения разворачивается во дворце датского короля. Принц датского королевства узнает о появлении в замке привидения его погибшего отца. Юноша решает вступить с призраком в диалог, из которого узнает, что в убийстве замешаны родной брат короля Клавдий и супруга Гертруда. Молодой человек обещает отомстить за это преступление.
Чтобы дядя не заподозрил его, Гамлет притворяется сумасшедшим. Вскоре во дворце появляется труппа бродячих актеров. Юноша просит их поставить пьесу, сюжет которой является точной копией предательства Клавдия. В конце представления король не выдерживает накала эмоций, чем выдает себя. Под благовидным предлогом он решает отправить племянника в Великобританию.
Король настраивает против Гамлета сына Полония — Лаэрта. Клавдий передает молодому человеку пропитанный ядом клинок, а сам тем временем готовит для племянника отравленный напиток.
Во время дуэли Лаэрт и Гамлет погибают. Собрав в кулак последние силы, принц убивает Клавдия. Затем в мир иной отправляется и королева Гертруда, которая случайно выпила ядовитое зелье.
Персонажи шекспировской пьесы борются с несправедливостью, у каждого из них своя правда. Главный герой смел и молод, им движет цель отомстить за гибель отца. Это притягательный и многогранный образ, который старается познать сущность человеческого бытия.
Главные персонажи
В пьесе «Гамлет» было несколько основных действующих лиц. Краткое описание каждого поможет читателям лучше узнать их:
Проблематика работы
Произведение Уильяма Шекспира насыщено различными проблемами. Автор рассматривает любовь и ненависть, предназначение человека в мире, смысл бытия, право на убийство, силу и слабость.
Один из основных аспектов — проблема выбора. С ней сталкивается главный персонаж. В душе Гамлета царит неуверенность, он долго думает и проводит анализ происходящего вокруг. Рядом с принцем нет никого, кто помог бы ему принять верное решение. Именно поэтому он опирается только на свой опыт и моральные установки.
Сознание Гамлета делится на две части. В одной живет философ, в другой — личность, которая осознала суть насквозь прогнившего мира.
Ключевой монолог принца («Быть или не быть») выражает всю боль и трагедию его души. Внутренняя борьба сильно изматывает молодого человека, наталкивая его на мысли о самоубийстве.
Тематика произведения
Мотивы любви и измены всегда были популярны в литературе. Уильям Шекспир мастерски видел колебания людей, умел ярко передать их словом.
Основная тематика «Гамлета» — преступление, которое совершено во имя власти и богатства.
Наблюдая за событиями произведения, несложно заметить, что в нем представлено два вида конфликта:
В пьесе автор раскрывает идею о том, что любая ложь со временем раскроется. Главная мысль: жизнь человека очень коротка, поэтому не нужно тратить время на интриги. Это и старается донести до читателей Шекспир.
ЧЕМ БЛИЗКОК ГАМЛЕТ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
В трагедии Шекспира “Гамлет” воспроизведенная жизнь эпохи Возрождения. Гамлет – человек в свое время, поэтому не всегда его понимает нынешний читатель. В то же время Гамлет вне времени, так как проблемы, которые он решает,- вечные, они волновали разных людей в разные времена.
Вероятно, от появления на этом миру первого человека возник вопрос о добре и зло. Между этими двумя понятиями идет вечная борьба. Человеку же выпало на судьбу выбирать между добром и злом. Кому-то удается уравновесить их, найти “золотую середину”, кто-то
Так и Гамлет, ведь и он говорил, что искоренить зло можно только взлом, и еще: “Чтобы быть добрым – должен быть злым”.
Гамлет проходит путь духовного самопознания, путь роста, внутреннего возмужания. Ему непросто покинуть мир розовых детских мечтаний, в плену которых он жил, и воспринять жизнь таким, которым оно есть на самом деле. У Гамлета была любящая семья, он получал в жизни все лучше всего. И вот наступает конец сказки.
Волшебный мир приятных мечтаний и сюрпризов кончился – перед Гамлетом
Как быть? Или принять мир таким, которым он есть, или стать на бой со взлом? Или жить по общим правилам и делать вид, который все обстоит благополучно, или назвать все своими именами?
Гамлет знает, как должны быть в идеале, он стремится идеала. В одном из монологов принц говорит, что человек – сокровище, “венец природы”. Кто же, как не человек, должен быть наиболее добродетельным, благородным? Гамлет с болью в души убеждается, что большинство людей – не такие уже и гуманные личности, поэтому в отчаянии выкрикивает: Разве же человек тот, кто пищу и сон Считает главным?
Лишь животные. На кладбище, когда Гамлет держит череп “бедного Йорика”, мы будто вместе с ним прозреваем: все мы тлении: кто был большим и кто был малым – все станем прахом: Большой Цезарь умер – и глина он. Дырки, возможно, затыкают им.
Эта проблемы снова же таки имеет два аспекта – оптимистичный и пессимистический. Гамлет в печале, поэтому во всем находит трагичность.
Я считаю, что кроме праха, человек оставляет по себе память, добрые дела, оставляет потомков, которые будут помнить о ней и, может, помянут, как говорил Т. Шевченко, “незлым тихим словом”. Не только же “замазкой для стен от холодов” остались Цезарь, Александр Македонский, Вильям Шекспир. Потомки уважают их дела, дорожат их именами.
Но слова Гамлета будто принуждают каждого задуматься, чем же останется он в памяти если не потомков, то хотя бы своих родных. Этот философский вопрос вечный и в тот же время близкое человеку, в которые времена она бы не жила. Гамлет становится свидетелем и участником человеческой трагедии: ему одному приоткрывается то, чего не замечают другие,- приходит в упадок мораль, разрушается понятие чести и обязанности, теряются идеалы добра и правды.
Как и ради чего жить человеку в этом мире?
Что благороднее? Повиноваться судьбе І боль от острых стрел ее терпеть. А или, столкнувшись в рюмке с морем бедствия, Положить край ему? “Быть или не быть” означает “Как жить?”. И этот вопрос принадлежит к разряду вечных.
И ответ на него ищет каждый для себя. Здесь не может быть готовых рецептов, указаний, справочников. Кому-то эти вопросы решить проще, кому-то сложнее, а кому-то они и в главу не приходят.
Эти вопросы близкие тем, кто умеет задумываться, кто старается не просто жить “день до вечера”…
На протяжении трагедии Гамлет будто возрастает, мужает, он познает мудрость жизни и ее непростые законы. Гамлет гибнет. Но он гибнет не через свою слабость или ошибки, а через свою интеллигентность, добропорядочность.
Стараясь вывести на чистую воду зло, гибнет сам и гибнут вокруг него люди. “Подгнило что-то в королевстве Датском”. Возможно, это средство вылечить его – уничтожить дотла. Но это навряд или возможно – власть изменилась, а народ и те, кто более близкие к власти, остались те самые.
В трагедии поражает то, что доходишь вывода: человек – подлое создание. Если такие люди, которые должными быть лучшими, не могут цивилизованно решить вопроса, то чего же ждать от необразованного простонародья? Так и хочется сказать словами современной рекламы: “Если власть не может помочь человеку…”.
Но я верю, что человек в самом деле “действием подобный ангелу”, и когда стараться делать только светлые дела, не допускать в сердце “черных пятен”, то можно достичь многое. Стать настоящим человеком: ЧЕЛОВЕКОМ! Я верю – значит так и будет!