Чему учит дубровский кратко
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
15.09.2019
Пушкин А. «Дубровский»
Главные герои романа «Дубровский» и их характеристика
Чему учит роман «Дубровский»
Роман учит бороться с несправедливостью, защищать свою честь, не покоряться и не сдаваться. Учит верности и мужеству, решительности и благонравию, вере в бога. Учит держать свое слово.
Отзыв на роман «Дубровский»
Мне очень понравился этот роман, хотя заканчивается он не лучшим образом. Владимир пошел наперекор закону, он стал разбойником, чтобы отомстить за несправедливость. Но это в итоге стало причиной его личной трагедии, ведь его любимая вышла замуж за другого. А сам Дубровский был вынужден бежать из страны. Роман говорит нам, что нельзя добиться справедливости нечестным путем.
Пословицы к роману «Дубровский»
Человек сам кузнец своего счастья.
Суд крив, коли судья лжив.
Где честь, там и правда.
Делая зло, на добро не надейся.
Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ романа «Дубровский» по главам:
Вскоре Дубровского вызвали в суд, и для уверенного в своей правоте старика тяжелым ударом оказалось несправедливое решение суда, отдавшего Кистеневку Троекурову.
Прямо в зале суда сознание Дубровского помутилось, его увезли, а Троекуров оказался в растерянности, он не планировал ничего такого.
Старик Дубровский все больше слабел, и нянька послала письмо в Петербург, его сыну, Владимиру. Тот пришел в сильное волнение, испросил отпуск и отправился в Кистеневку.
На станции его встретил кучер Антон, который сказал, что никто из крестьян не хочет идти под Троекурова.
По дороге Дубровский увидел богатое село Покровское, а потом прибыл в свою бедную Кистеневку. Его встретил совсем слабый отец.
Мучимый сомнениями Троекуров решил съездить к Дубровскому и может быть помириться. Но старик, увидев своего врага, пришел в сильнейшее волнение и вдруг упал на пол.
Дубровский распорядился гнать прочь Троекурова и тот уехал в ярости.
Старик Дубровский умер.
На третий день старика похоронили, а Дубровский, вернувшись с кладбища, увидел толпу крестьян и приказных, Шабашкина и исправника. Крестьяне не хотели признавать Троекурова барином и называли своим барином Владимира Дубровского. Они чуть было не подняли бунт и испуганные приказные спрятались в сенях.
Дубровский остановил крестьян, сказав, что будет искать справедливости у государя, и крестьяне разошлись.
Испуганные приказные решили заночевать в имении, и Дубровский прошел в комнату отца.
Полночи Дубровский разбирал бумаги и читал письма, а потом, выйдя из комнаты, увидел кузнеца Архипа с топором. Он понял, что тот замыслил недоброе и решил поступить иначе.
Дубровский вывел из дома всех своих людей, и велел обложить имение сеном.
Потом он послал Архипа открыть дверь на улицу, чтобы приказные сумели убежать. Но Архип наоборот запер двери.
Дом подожгли и приказные, не сумев выбраться на улицу, сгорели. Кузнец Архип успел спасти кошку, которая сидела на крыше дома, и ушел.
Троекуров сам проводил следствие. Выяснилось, что Дубровский с няней и верными ему людьми исчез, приказные сгорели, а главное подозрение пало на Архипа.
Вскоре в округе появились разбойники, дерзко грабившие помещичьи усадьбы, и сжигавшие их. Все считали, что разбойниками командует Дубровский.
Но разбойники не трогали имение Троекурова Покровское, и все удивлялись этому обстоятельству.
На 1 октября в Покровское съехалось много гостей. Был среди них и Антон Пафнутьич Спицын, который опоздал. Спицын сказал, что у него сломалось колесо, а потом он поехал в объезд Кистеневки, так как боялся разбойников.
Троекуров посмеялся над Спицыным, и стал спрашивать исправника, когда тот поймает Дубровского. Потом Анна Савишна Глобова рассказала, как Дубровский был у нее. Ее приказчик, посланный на почту с большой суммой денег, вернулся ни с чем, и рассказал, что его ограбил Дубровский. Но вскоре к Глобовой заехал красавец-генерал, и услышав про ограбление удивился. Он велел позвать приказчика, а тот, увидев генерала, сразу признался в обмане.
Гости были в восторге, но Троекуров не поверил Глобовой, ведь Дубровскому на самом деле было 23 года. Он попросил приказчика прочитать приметы Дубровского. Приметы были самые общие и опознать по ним Дубровского было невозможно.
Потом Троекуров рассказал о подвиге Дефоржа, и гости с удивлением смотрели на молодого француза.
Настоящий Дефорж встретился с Дубровским на станции. Француз рассказал Дубровскому, что едет учителем к Троекурову и сильно боится барина, который, по слухам, одного из учителей засек до смерти.
Дубровский предложил французу десять тысяч за его бумаги, и за то, чтобы тот забыл об этой встрече. Пораженный француз согласился и быстро поехал обратно. А Дубровский поступил в дом Троекурова и быстро завоевал любовь и доверие окружающих.
Месяц прожил Дубровский у Троекурова, но узнав о крупной сумме денег у Спицына, не смог удержаться и завладел ею.
Утром потрясенный Спицын увидел за завтраком учителя, который был совершенно спокоен, и торопливо уехал из Покровского.
Прошло время. На следующее лето в Покровском появился князь Верейский, скучающий пятидесятилетний ловелас, который был поражен красотой Маши.
Он пригласил Троекурова и Машу в свое имение и там все понравилось как Маше, так и ее отцу.
Вскоре чья-то рука положила на окне Маши письмо, но ее тут же позвал отец. Троекуров объявил дочери о скорой свадьбе с Верейским. Маша остолбенела. Вернувшись к себе, Маша думала о монастыре и смерти, но вспомнила о письме. Она развернула записку, в которой ей назначал свидание Дубровский.
Маша и Дубровский снова встретились в беседке. Маша просила Дубровского не убивать Верейского, еще надеясь тронуть сердце отца мольбами. А уж если ее силой поведут к венцу, то Дубровский должен был забрать ее. Маша пообещала стать женой Дубровского.
Владимир надел девушке на палец кольцо, и сказал, что если понадобится его помощь, кольцо нужно положить в дупло дуба.
Маша со слезами умоляла отца не выдавать ее за Верейского, но Троекуров был непреклонен. Тогда Маша пообещала найти защитника и назвала имя Дубровского. Взбешенный Троекуров запер ее в комнате и Маша всю ночь просидела возле окна, не имея возможности передать кольцо.
Утром к Маше пришел ее брат, Саша. Он спросил, не может ли чем помочь ей. Маша попросила Сашу положить кольцо в дупло дуба. Мальчик пробрался к дубу и положил кольцо в дупло. Но только Саша хотел убежать, как увидел, что какой-то рыжий мальчишка сунул в дупло руку и вытащил кольцо. Он бросился в драку, но рыжий был сильнее и повалил Сашу.
Однако, слуги схватили мальчика и доставили обоих драчунов к Троекурову. Саше пришлось сказать про кольцо, а вот рыжий мальчик все отрицал, и сказал, что он дворовой господ Дубровских, и просто крал малину. Кольца при нем не было.
Троекуров вызвал исправника и тот сказал отпустить мальчика, чтобы проследить за ним.
Рыжего отпустили, тот отправился в Кистеневскую рощу и дважды пронзительно свистнул.
На следующий день Машу насильно отвезли в церковь и священник обвенчал ее с Верейским, не услышав от девушки слов согласия. Маша была убита горем.
На обратном пути, на карету молодых напали. Несколько человек окружили карету, дверь распахнулась и появился Дубровский. Князь выстрелил в Дубровского и ранил его в плечо. Дубровский приказал своим людям не трогать князя, и объявил Маше, что она свободна.
Но Маша сказала, что все кончено, что она жена князя Верйеского и теперь уже поздно.
Раненного и потрясенного Дубровского увели его люди.
Чему учит произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?
Повесть поэта и писателя александра Сергеевича Пушкина под названием «Дубровский» учит нас слушать свое сердце, быть верными и преданными. Находить выход из самых, на первый взгляд, безвыходных ситуаций. А также находчивости и отваги. Ведь главный герой шел наперекор всему и был верен себе и своим жизненным принципам.
Но вот незадача, Владимир оказывается влюблен в дочь Троекурова Машу. Это светлое чувство заставляет Дубровского отказаться от плана мести Троекурову, но для властей Владимир все равно остается преступником. Владимир теряет Машу, которая выходит замуж за другого, и вынужден бежать из страны.
Чему же учит нас повесть «Дубровский»?
Эта прекрасная повесть учит нас тому, что справедливости следует добиваться только законными способами, как бы не было это трудно и может быть безнадежно. Ведь попытавшись восстановить справедливость по своему усмотрению, человек невольно сам нарушает закон, становится преступником.
Так же повесть «Дубровский» учит нас тому, что иногда самые страшные беды и ссоры, начинаются с совершенно незначительного происшествия. Что гордыня является смертным грехом, который мешает людям лучше понимать друг друга.
Роман Пушкина Дубровский учит нас не ссориться по пустякам, иначе можно потерять близкого друга и стать с ним врагами, а возможно и всю жизнь сломать не только себе, но также своим детям и другим людям. Казалось бы незначительная ссора может в дальнейшем раскрутить собой череду событий, перекрывающих своей значимостью и негативом первый шаг.
Разбойником может стать человек, несправедливо обиженный кем то, разочаровавшийся в законном порядке и не нашедший защиты у правоохранителей.
В произведении «Дубровский» главный герой Владимир встречается в жизни с большой несправедливостью и тогда он решает мстить своему врагу. Но получается так, что Дубровский влюбляется в дочку заклятого врага. Это обстоятельство многое меняет, Владими решает отказаться от мести, но любимая выходит замуж за старика и Владимир вынужден бежать.
Произведение учит, что добиваться справедливости нужно законным путем, а иначе сам станешь на преступный путь и все тебя будут считать преступником.
Вспомним содержание повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».
Но месть, тем не менее проблем не решает и ни к чему хорошему не приводит.
В данном произведении рассматривается тема мести и прощения. Перед нами очень поучительный сюжет произведения. Учит нас прощению, нельзя держать в себе зло. а уж тем более мстить. От злости у вас чернеет душа. Нужно перестать видеть во всём плохое, отбросить всякие ссоры все сторону. Нужно обязательно решать вопросы законным путём, а ни в коем случае не поддаваться плохим эмоциям, которые в вас породила злость. Самоуправство и самосуд ни в коем случае нельзя применять. Если нет возможности простить человека, так как ваша честь под вопросом, и нужно решить какие-то проблемы или неприятности, и вы хотите всё расставить на свои места, то обязательно нужно руководствоваться законными методами. Незначительная ссора перерастает в более крупную из-за плохих качеств в человеке по отношению к другому.
Повесть Пушкина «Дубровский» учит читателя тому, что иногда нужно думать о своих поступках, не стоит быть вспыльчивым и надо уметь принимать замечания в свой адрес. Не стоит ссориться, особенно с близкими людьми и друзьями, ведь иногда эта ссора может привести к печальному итогу.
Еще автор обращает внимание на то, что стоит защищать свою честь, но делает это стоит в рамках закона. Надо при любых ситуациях сохранять собственное достоинство, но оставаться при этом человеком.
Такое произведение, как «Дубровский» написанное Пушкиным учит нас на примере главного героя Владимира Дубровского уметь здраво оценивать ситуацию, понимать, что месть это чёрное, плохое чувство, которое в ответ способно принести лишь беды. Справедливость должна восстаржествовать, но по закону, иначе мы сами можем превратиться в таких же злодеев.
Нужно уметь прощать мелочи и иногда, если этого требует жизнь, то уступать.
Насколько мне известно, все существующие повести Александра Пушкина являются достаточно поучительными, и повесть «Дубровский» тоже находится в их числе. В частности, повесть «Дубровский» учит читателей тому, что нельзя гордиться, ссориться по пустякам, а также мстить и заниматься самосудом, если есть возможность обойтись законными способами решения своих проблем.
Произведение Пушкина «Дубровский» учит нас настоящему благородству, которое выше собственной корысти и умению прощать не поддаваясь желанию отомстить. Оно учит нас любить справедливость, но при этом придерживаться закона, ведь беззаконие разрушает как судьбу человека, так и его личность и приводит к трагической гибели самую желанную и сокровенную мечту.
Став разбойником Владимир Дубровский упускает свое счастье и становится беглецом, имеющим проблемы с законом. Его собственная судьба и судьба его любимой девушки навеки разрушены безрассудным желанием мщения.
А. С. Пушкин «Дубровский»: анализ произведения
История создания
Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.
По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.
Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.
Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский».
Смысл названия достаточно прост – так звали главного героя романа.
Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.
Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.
Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.
Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.
Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.
Композиция
Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.
Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.
Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.
Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.
В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.
Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.
Главные герои
Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.
Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.
Владимир Дубровский. Его судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кирилловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.
Семнадцатилетняя Маша – дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кирилловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кирилловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.
При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто множество остро социальных тем своего времени.
Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» – реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.
Главная мысль
Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.
Чему учит?
Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.
Вывод автора прост и логичен: нужно научиться понимать и уважать нужды друг друга, жить по-христиански, а не только соблюдать внешние обряды.