Чему учит древнерусская литература 6 класс
Статья «древнерусская литература как инструмент духовно-нравственного воспитания»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Древнерусская литература как инструмент духовно-нравственного воспитания в школе
Александрова Татьяна Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Люльпанская средняя
Республики Марий Эл
Важнейшее в нашей отечественной словесности – её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности.
Современная литература сохранила самое ценное, что было в литературе Древней Руси: высокий уровень нравственного начала, интерес к мировоззренческим проблемам, богатство языка.
Древнерусская литература задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Признание совести мерилом всех жизненных ценностей идёт именно от традиций древнерусской литературы. Свое творчество писатели Древней Руси осознавали как служение пророческое. Именно поэтому произведения того времени – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает лучшие качества человека.
Древняя литература наделена высокими нравственными началами, она прославляет идеалы духовной красоты человека, идеалы подвижничества, богатырства и величия Русской земли. Это могучий источник нравственного воспитания, вселяющий чувство национальной гордости, веры в созидательные силы русского народа. Поэтому в школьном курсе литературы изучение произведений данного периода обязательно должно быть соотнесено с нравственными ценностями современности.
Проанализируем место древнерусской литературы в курсе изучения литературы по разным программам
1. Краткий анализ программы по литературе В.Я. Коровиной:
Изучаются «Повесть временных лет», к ней программа под редакцией В.Я.Коровиной обращается трижды:
6 класс – «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», знакомство с русскими летописями;
7 класс – «О пользе книг», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) и «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
8 класс – «Житие Александра Невского»;
9 класс – обзорная тема « Литература Древней Руси» и «Слово о полку Игореве».
2. Краткий анализ программы по литературе под ред. Г.И. Беленького
6 класс- « Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).
«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»).
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык).
«Повесть о Петре и Февронии».
3. Краткий анализ программы по литературе А.Г. Кутузова:
8 класс- «Повесть временных лет», «Откуда пошла Русская земля…», «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Письмо Амвросия Оптинского…»;
4. Краткий анализ программы по литературе Т.Ф. Курдюмовой:
8 класс – «Повесть временных лет», Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский»;
9 класс – «Слово о полку Игореве».
4. Краткий анализ программы по литературе В.Г. Маранцмана:
6 класс – Библейские сказания, Рассказ о походе Олега на Царьград;
7 класс – «Поучения Владимира Мономаха»;
Таким образом, мы видим, что объём произведений древнерусской литературы не очень велик, именно поэтому стоит обратить особое внимание на их изучение, а в частности, на моральные ценности, заложенные в литературных памятниках.
При изучении древнерусской литературы важно представить, каким был мир средневекового человека?
Человек в древнерусской литературе – творение Божие и раб Господень, вера и служба Богу не унижает, а возвышает человека, призывает его следовать по пути высоких моральных, общественных и патриотических идеалов. Осознание Руси как преемницы православной Византии заставляло русского человека защищать от врагов не просто родную землю, но и святыню христианской православной культуры.
В древнерусской культуре Слово воспринималось как сакральное явление. Новое время принесло с собой иное, светское отношение к Слову. Обращаясь к произведениям древнерусской литературы, необходимо помнить, что Слово человеческое освящалось Словом Божьим. Сама речь, как считали христиане, была дана человеку для общения с Богом, и грешно было осквернять Божий дар недостойной темой.
Древнерусская литература – это свет, озаряющий нашу духовную жизнь. Она не только неотъемлемая часть русской истории, но и вписана в контекст мировой художественной культуры. Учитель должен представлять себе богатство и красоту древнего Слова, многообразные связи каждого произведения с явлениями истории и культуры, должен вложить в сознание детей представление о глубинных корнях родной литературы, о великих истоках русской души.
Изучение литературного процесса – хронологическое: одновременно на занятии литература дополняется историческими ссылками данного периода. Такое спиралеобразное постижение материала обеспечивает системность обучения и его непрерывность: полученные на одной образовательной ступени знания оказываются востребованы на каждой из последующих и, благодаря возникновению всё новых смысловых ракурсов, непрерывно обогащаются и углубляются.
На уроках изучения текстов древнерусской литературы необходим анализ литературного текста (сюжет и композиция произведения, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также верное определение места произведения в историко-литературном и историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи, его влияние на последующую литературную традицию, лабораторную работу, работу над выразительным чтением, над датами. Но самое главное – формирование духовно-нравственных ценностей на примере древнерусских текстов, которые дают огромный материал для этого.
Большую роль играет чтение текстов древнерусской литературы. Детей необходимо учить вслушиваться в ритм и музыку слов, изучать построение фраз, зримо представлять изображаемые в произведении события. Древнерусские тексты воспитывают детей в духе высокой нравственности, любви к своей Родине.
Изучение древнерусской литературы происходит после изучения былин, поэтому для сопоставления можно предложить детям повести о Евпатии Коловрате и юноше-кожемяке с былинами и сказками. При характеристике персонажей акцентируем внимание на патриотизме, самопожертвовании ради спасения отчизны. Особого разговора заслуживает отрывок из Слова о погибели Русской земли, содержащий восхваление богатству и красоте родной земли. Предлагаю данный отрывок для заучивания наизусть. Список литературы. Возможно выполнение творческого задания: составить по образцу Славу родной Республике, селу. Следующий жанр, с которым происходит знакомство шестиклассников – поучение. Разбираем особенности жанра на примере Поучения Владимира Мономаха. Перед чтением необходимо рассказать о самом Владимире Мономахе, который был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным деятелем, человеком «большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и в потомстве». Необходимо поразмышлять вместе с учащимися, представить себе Владимира Мономаха, виднейшего государственного деятеля, по преданиям, человека глубокого ума, оставившего важные гуманные советы молодому поколению. Что же это за советы? Только ли в далеком прошлом они могли пригодиться? Попытаться прочитать неторопливо тексты в переводе и на церковно-славянском языке, комментируя все непонятные слова (словарная работа) и ответить на вопросы. В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Почему просит автор принять «грамотку» «в сердце свое»? Как вы понимаете эту просьбу? Какие же советы «благоверного князя» кажутся вам полезными? Как вы понимаете фразу: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»? Для чего автор обращается к Псалтири, его роль в достижении психологической выразительности описания сложных жизненных ситуаций в «Поучении». Пересказывая близко к тексту небольшое поучение, используя его лексику, учащиеся смогут и сами подготовить «поучения» младшим братьям на тему о том, как беречь книгу, как рационально проводить свое свободное время, как относиться к старшим и пр.
Следующее обращение к древнерусской литературе происходит в 8 классе, когда обучающиеся знакомятся с жанром жития. Агиография как особый жанр обладает рядом определённых признаков, поэтому сразу определяем, что это не биографическое произведение, а изображение идеального героя, святого, подвижника. Ярким образцом здесь выступает житие Сергия Радонежского, образ которого воплощает идеальные черты служения Богу, Руси, русскому народу. При комментированном чтении жития обращаем внимание на богоизбранность Сергия, его скромность, аскетизм и жертвенность. Анализируя другие произведения этого жанра, обращаем внимание на общие характерные черты и на отличия, связанные с трактовкой образа святого.
Главное в работе учителя — чтобы дети прочувствовали силу и красоту героев, прониклись к ним уважением и любовью, сочувствием и состраданием.
Какими чувствами пронизана вся повесть? Кто ее главные герои? Чем они отличаются от других действующих лиц повести? «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — одно из самых поэтических произведений древнерусской литературы о любви, преданности и самоотверженности.
Познакомившись с супружеской четой Петром и Февронией, жившими по традициям православной церкви, я перехожу к изучению «Домостроя». В начале занятия я выясняю, какие ассоциации вызывает у детей слово «домострой»? В ходе умозаключений мы приходим к конечному выводу, “домострой” — это правила жизни, которые выработаны народным опытом и сознанием. Далее я знакомлю учащихся с книгой “Домострой”, используя иллюстрации из книг обистории русского быта. Потом дети читают отрывки из «Домостроя», отмечая. Что подходит их жизни, а что нет. В конце занятия учащиеся рисуют словесный портрет русского человека эпохи средневековья, представленного на страницах “Домостроя”.
Завершаем разговор о древнерусской литературе изучение «Слова о полку Игореве» в 9 классе. Учащиеся уже знакомы с особенностями древнерусской литературы, системой жанров, могут рассуждать о нравственном потенциале этих произведений. Поэтому разговор о патриотическом пафосе «Слова…» не вызывает сомнений. Анализируем образ автора, ярко заявляющего свой взгляд на политическую ситуацию этого времени, порицающего самоуверенность князей, призывающего к объединению Русских земель. Не остается без внимания и образ Ярославны, верной жены, преданной соратницы Игоря.
Любовь к Родине, питавшая собой в Древней Руси и радость, и боль, защита добра и противодействие злу, стремление сохранить свои национальные традиции и жажда нового — все это, по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «было великой славой древней русской литературы, создавшей добрую почву для рассвета литературы новой. По существу, — писал Дмитрий Сергеевич, — все произведения древней русской литературы благодаря единству своей направленности и приверженности к исторической основе („историзму”) представляли собой в совокупности единое огромное произведение — о человечестве и о смысле его существования».
В заключение хочется ещё раз обратиться к вопросу; нужна ли древнерусская литература современному читателю? Может быть, не стоит тратить время на архаические тексты, не понятные слова и нравственные идеалы, не соответствующие современному миру? Есть высказывание, приписываемое и М. Ломоносову, и Платону ««Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы не будем знать своей истории, не будем сохранять то лучшее, что донесла до нас литература и история.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. – М., 1992 г. – Серия “Древнерусская литература в школе”.
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по древнерусской литературе:5-9 классы/О.А. Ерёмина.-М., 2004.
Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учеб. для филол. спец. Вузов/ В.В. Кусков.- 7-е изд.-М.: Высш. шк., 2003.
Литература древней Руси. / Автор-составитель И.В. Силантьев. – М.: Мнемозина, 1999.
Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе: 8-11 кл.: Пособие для учителя и уч-ся/ Под ред. Г.А.Обернихиной.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.
Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник /Под ред. В. В. Кускова.-М.,1994.
Лихачёв Д.С. Возникновение русской литературы. М., 1952.
Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.М., 1979.
Лихачев Д.С. Рассказы русских летописей XII— XIV вв.М.,1968.
Лихачев В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971.
Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1958.
Насонов А.Н. История русского летописания. М., 1969.
Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси: исследования и заметки. М., 1984.
Федотов Г., Святые Древней Руси, М, Святичь, 1998.
Литература, 6-й класс. Урок по теме «Древнерусская литература. Русская летопись». «Сказание о Кожемяке»
Разделы: Литература
Класс: 6
Тема урока: Древнерусская литература. Русская летопись. Повесть временных лет. «Сказание о Кожемяке».
Цель урока: знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусских летописей; раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы; осознание себя звеном в цепи поколений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
– Начинаем знакомство с новым разделом литературы «Древнерусская литература». Поговорим о древнерусском летописании «Повесть временных лет». Познакомимся с отрывком из «Повести» «Сказание о Кожемяке».
2 слайд
3 слайд
– Хочу обратиться к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – один из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины: его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
– Как вы понимаете слова Лихачёва, что древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших предшественников?
– Что такое гордость? Обратимся к толковому словарю.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
– Что значит – наполняет гордостью?
– Чему учит? Почему?
4 слайд
Проблема урока:
– Перед нами стоит проблема: как строили многие поколения здание русской культуры в течение урока, работая с произведениями, мы должны решить эту проблему.
5 слайд
– Но мы не можем продолжить работу, не познакомившись с основными литературными терминами, по теме урока. Откройте тетради, запишите тему урока, основные понятия.
6 слайд
– Поработаем и разберёмся с каждым термином. Кто такой летописец?
Летописец Пимен – это монах Чудова монастыря, живший во времена Бориса Годунова.
Имя в истории и литературе. Пимен Никитич Орлов (1812 – 1863) – живописец, сын крестьянина
Получив кое-какое знакомство с живописью у странствующего маляра, стал разъезжать по Малороссии и писать для помещиков образа и портреты, иногда красить крыши и полы; затем поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где главным наставником его был К.Брюллов. В 1841 г. поселился в Риме, где составил себе репутацию прекрасного портретиста. Ещё большую известность он приобрёл своими картинами на сюжеты из итальянского народного быта, каковы: «Осенний праздник» (в Румянцевском музее), «Девушка, возвращающаяся с жатвы» и др. В 1857 г. Орлов, оставшийся до конца жизни в Италии, был возведён в звание академика.
Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г.
Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.
– Давайте обратимся к эпиграфу «Исполнен долг, завещанный от Бога».
– Как вы думаете, о каком долге идёт речь?
Чтение учителем отрывка монолога учителем.
– В чём видит Пимен свой долг? (Ведение записей летописи, усердный труд, «праведных сказаний», которые донесут потомкам историю Родины, и есть долг, завещанный от Бога.)
Вывод: читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее.
7 слайд
– Что такое летописание? Летопись?
Древние книги изложили нам всемирную историю. В этой грандиозной всемирной истории надо было определить место русского народа, и тогда рождается жанр, которого не знала иная литература – летописание. Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печёрской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань.
В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.
8 слайд: Нестор
– В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. Она представляла собою своеобразную историческую энциклопедию.
Чтение учителем отрывка из летописи.
9 слайд: Сильвестр
– До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть» – плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатание в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным – книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.
Анализ по вопросам учителя.
– Почему так важно было для наших предков записать, что « в лето» такое-то происходили такие-то события? (Потому что жизнь представлялась единым потоком, приобретала общечеловеческое значение, каждый человек мог ощутить себя причастным миру, истории родной страны, всего человечества.)
– Какие черты автора летописи проявляются в таком отношении к истории? (Патриотизм и одновременно общечеловеческие идеалы, уважение к другим народам.)
10 слайд: «Сказание о Кожемяке»
– Русской литературе без малого 1000 лет. Самое значительное произведение древнерусской литературы – летописи.
Летописцы не только стояли в центре политической борьбы своего времени, но и были учёными –историками. Летописи написаны сжато, выразительно. Оживают под пером летописца события и люди далёких лет.
– Прочитаем и мы отрывок из «Повести временных лет» – «Сказание о Кожемяке».
Читает учитель. При чтении отмечаем непонятные слова.
– Когда произошли события сказания и кто тогда правил на Руси?
– Какие непонятные, незнакомые слова встретились?
11 слайд. Анализ
– Разберёмся в прочитанном. Анализ по вопросам слайда.
12 слайд. Составление плана
Работа с учебником.
– Давайте обратимся к статье в учебнике Д. С. Лихачёва о «Повести временных лет». Составим план по прочитанной статье. (Читает сильный ученик)
Сначала устно по вопросам учителя.
– Столица Древней Руси?
– При чьём правлении создавались первые летописи?
– О чём пишет первый летописец? Кого прославляет?
– Как выглядели первые книги, создавались?
– Кого осуждает?
Записать план в тетрадь со слайда.
13 слайд
– Как же строили многие поколения здание русской культуры? (Ответы учащихся)
14 слайд
– Вернёмся к проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Обратимся к словам Лихачёва.
– Каким трудом, борьбой, заботой?
Вывод: видя каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаём себя частью всемирной истории и культуры.
15 слайд. Домашнее задание
Список используемой литературы:
Урок литературы по теме «Древнерусская литература» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
1. Что такое летопись?
— Летопись – это погодовая запись исторических событий, производимая летописцем.
2. Что такое хронограф?
— Хронограф – это обширное сочинение по всемирной истории, которое заканчивалось обычно кратким изложением событий русской истории.
3. Какие жанры активно развиваются в древнерусской литературе (в дальнейшем – ДРЛ)?
— В древнерусской литературе активно развиваются такие жанры, как описание путешествий, переводная литература (исторические, богословские, природоведческие произведения).
4. Что характерно для произведений писателей ДРЛ?
— Древнерусские писатели стремились заинтересовать читателя; фабула их произведений проста, повествование ведется спокойно, неторопливо.
5. Что характерно для героев ДРЛ?
— Герои ДРЛ совершают великие военные или нравственные подвиги.
6. Приведите примеры поэтической образности из произведений ДРЛ.
— «Приеду весной» = «Приеду, как только на деревьях лист расцветет».
7. Чем объясняется поэтичность ДРЛ?
— Поэтичность ДРЛ объясняется ее близостью к фольклору.
8. Приведите примеры названий произведений ДРЛ.
— Стр. 18: «Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Повесть о князе Скопине-Шуйском», «Повесть о Горе-Злосчастии».
9. Как принятие христианства повлияло на развитие ДРЛ?
— С принятием христианства на Русь были привезены из Болгарии книги – в первую очередь, богослужебные.
10. Какие черты характерны для ДРЛ в целом?
— Стр. 19 : Для ДРЛ характерны следующие черты: высокая гражданственность, искренняя любовь к Родине, целомудренная чистота, нет описания жестокостей, призывает к возвышенному, жизнеутверждающему; писатели с глубоким уважением относились к другим народам.
11. Назовите имена представителей ДРЛ.
— Стр. 20: Представители ДРЛ: Иларион, Нестор, Кирилл Туровский и др.
12. В каком виде дошло до нас большинство произведений ДРЛ?
— Большинство произведений ДРЛ дошло до нас в измененном виде – в списках, то есть в новых редакциях.
13. Как понятие «вымысел» соотносится с ДРЛ?
— ДРЛ не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события.
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
Вопросы по статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
Почему древнерусскую литературу нужно учить в школе. Даже если кажется, что нет ничего зануднее
Кажется, ничего скучнее древнерусской литературы на уроках быть не может (даже «Обломов» и затяжная война в «Войне и мире» увлекательнее). Тяжело, непонятно и неясно — для чего. Учитель литературы Александр Закуренко объясняет, почему древнерусскую литературу нельзя вычёркивать из школьной программы. Но преподавать её надо по-другому.
«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом» — если воспользоваться этой пушкинской метафорой, то мы уже давно должны жить в постколумбовский период. И Древняя Русь через её архитектуру, литературу и культуру в целом должна процветать в сознании школьника, как нынешняя Америка.
Но на самом деле Колумб всё ещё плывет к неизвестным берегам и Америка за туманом, не открыта. Потому что древнерусская литература оказалась не по зубам школьной программе.
Дело в том, что простое механическое включение тех или иных текстов древнерусской литературы в школьную программу могут вызвать лишь скуку и непонимание, даже у старшеклассников.
Одна из основных проблем — незнание истории. Циклическое, а не линейное изучение литературы и истории. Школьник не представляет ни этапы развития текстов и стилей, ни того, как видел мир средневековый автор. Ему неизвестен язык, на котором писалась вся эта древнерусская литература, а навыка анализа слов по этимологии и морфемам у школьника нет. И приходится изучать древнерусскую литературу или в переводах, или в пересказах.
Но тем не менее, древнерусская литература нужна. По крайней мере, вот по каким причинам.
Сейчас модно говорить о национальном коде, культурном коде, скрепах и цивилизационных основах. Но без понимания, что лежит в фундаменте русской культуры, все эти разговоры — всего лишь идеологические пузыри, выдуваемые для развлечения младенцев.
Понимание своей культуры начинается с понимания того, откуда пошла русская культура. А русская культура начиналась как книжная, письменная. Кирилл и Мефодий не просто просвещали славян, они весь опыт сделали доступным для прочтения и фиксации.
Невозможно представить грека, не знающего греческие мифы и Гомера, или итальянца, забывшего о Данте. А представить русского, который кривится от одного упоминания древнерусской литературы, — легко.
Начальная школа — сказки и былины
По-хорошему, древнерусская литература должна начинаться в начальной школе — как игра. Загадки, пословицы — это ещё и задачи на развитие логики, языковой интуиции, сообразительности. Можно просто давать загадки и пословицы, а можно рассказывать о них на уроках чтения и объяснять, что так 1000 лет назад в Новгороде или Киеве, Суздале или Ростове пытались найти ответы наши далёкие предки.
В начальной школе можно изучать русские народные сказки. Есть интересный проект Александра Княжицкого — сравнительные сказки с комментариями. Берутся сказки, похожие по структуре и сюжету, скажем, русская и татарская, русская и малороссийская — и в их сравнении можно потихоньку вводить в проповский мир архетипического в сказке. Того, что узнаётся с любого возраста и в любой культуре. Так же можно работать и с былинами. Начинать с того, что интересно в младшей или средней школе — подвига, сражения, чуда, а потом вводить понятия психологического портрета, устойчивого словосочетания, эпитета.
Именно древнерусская литература может стать мостиком в предельно важную тему истории и мифа. Миф — оказывается, такая же реальность. И, скажем, миф «Игры престолов» или «Властелина колец» — это современное переосмысление той же средневековой и античной сказки, мифа, былины, героической эпической песни. Дракон и змей-горыныч — братья, а Зигфрид и Илья Муромец? А Арагорн и Владимир Креститель? А Василиса Прекрасная и Елена Прекрасная?
Средняя школа (5-6 класс) — летописи и жития
Со средней школы можно уже изучать летописи, жития. Задача именно в том, чтобы древнерусская литература была для школьников сочетанием традиции и новаторства. Скажем, «Слово о полку Игореве» неожиданно хорошо работает на уроках географии — когда из текста можно «выудить» названия рек, городов и построить свой топос Древней Руси.
В младшей и средней школе будет интересно рассказывать об обрядовых песнях через сезонные песни, семейные — и сами сезоны узнаваемы, и семейные проблемы ничуть не изменились с тех пор, разве что вместо лапты теперь смартфон и интернет. Тут же можно рассказать, как отмечали на Руси свадьбы, каким вообще был детский и взрослый досуг в деревне и городе.
Но опять же, такая фольклорная средневековая стихия будет понятна школьнику лишь через игру. Обязательно нужны практические задания — сочинения, отгадывания, исполнения, игры. Теоретическая часть здесь сама по себе — набор дат и имён, названий размеров и жанров — работать не будут.
8 класс — «Повесть временных лет»
В восьмом классе, когда нужно переходить к системному представлению о мире и об истории, нужно вновь вернуться к древнерусской литературе. Но уже на другом уровне — на понимании этапности движения времени и исторических периодов.
Любой курс русской литературы в 8 классе должен начинаться с «Повести временных лет». С изучения повести идёт изучение жанра летописи и умение различать историческую фактуру и мифологические, сказочные сюжеты. При этом важно понимать, что в средней школе теоретическое мышление не работает. Погружать в ситуацию нужно игрой, воображением и работой со словом. Просто пересказ текста или ответы на вопросы в конце главы в учебнике работать не будут — ученик забудет текст как только пройдёт тему. В идеале древнерусская литература с 8 класса должна идти отдельным блоком и длительное время, хотя бы полгода.
Нельзя понять русскую культуру, не зная древнерусскую
Самое страшное, что делают с древнерусской литературой — превращают её в скучный предмет. Потому что сами учителя часто её не понимают и не знают, как с ней работать.
Учитывая, что психология средневекового человека, его представления о мире серьёзно отличаются от современных, нужно древнерусскую литературу связывать с историей, историей культуры, музыкой, живописью, архитектурой. Нужно показывать разные примеры «языка» древнерусского писателя, художника, зодчего. То есть изучение древнерусской литературы должно быть комплексной задачей вообще изучения средневековой культуры.
Например, школьники читают в переложении Житие Сергия Радонежского, что неплохо, но сразу превращает литературу в морально-назидательную сказку (конечно, если ребёнок религиозен, ему проще — он верит в чудеса жития и в жизнь святого).
Для остальных житие — просто странная сказка. Скучный Гарри Потер. Вернее, устаревший
И тут необходимо изучение контекста — рассказ о христианстве на Руси, о роли принятия христианства, об идеале средневекового русского человека. О смысле чуда.
Конечно, если бы учителя могли опираться на работы Хомякова, братьев Киреевских, Проппа, академика Топорова, Шмелева, Гаспарова, академика Зализняка — то, помимо работы с сюжетом, школьники учились бы разным приёмам анализа и знакомились с разными культурными установками. Такая работа с древнерусскими текстами помогала бы лучше понять классические произведения русской литературы, увидеть и определить евангельские и исторические подтексты в стихах и прозе Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова. То есть изучение древнерусской литературы стало бы вполне современным по методам анализа и способам интерпретаций.
В противном случае можно говорить с полной уверенностью, что, скажем, роман «Мастер и Маргарита» или чтение Раскольниковым и Мармеладовой сцены о воскрешении Лазаря школьниками не будут опознаны и поняты — как тот самый культурный код нации.
Я бы каждый год часть времени в курсе чтения/литературы уделял определённой эпохе и внутри эпохи — знакомству с двумя-тремя жанрами. Важно не количество — а глубина чтения с комментариями. Поиск вместе с учителем слов, выдумывание по примеру игр, ритуалов, жанров. Выстроенная таким образом — от игры и головоломки до системного изучения, с комментариями, практикой и сравнением с другими дисциплинами и культурами — древнерусская литература органично вошла бы в общий курс литературы от курочки Рябы до Иосифа Бродского.