Чему учит дочь любящая матушка бесприданница
Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы (по пьесе А. Островского « Бесприданница »)
В народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает», но, видно, на всякое правило бывает исключение. Таким исключением являются мать и дочь Огудаловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем ярче выступает перед читателем характер главной героини — Ларисы.
«Бойкая женщина»,— говорит о Харите Игнатьевне Кнуров, и ему вторит Вожеватов: «Уж очень проворна». Такая характеристика не случайна. С ловкостью Хариты Игнатьевны у Огудаловых «всегда полон дом холостых». Подыскивает заботливая мать для своей дочери подходящую пару, а заодно и средства к существованию добывает, ведь «средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает», Огудалова-старшая «любит. пожить весело». Ловко одурачивает Харита Игнатьевна многочисленных «женихов» Ларисы: «Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай». Недешево обходится посещение Огудаловых и самым именитым жителям Бряхимова. Впрочем, они не в обиде, ведь, как говорит Вожеватов, «за удовольствия платить надо, они даром не достаются. ».
Не впрок пошла ловкость Огудаловой старшим дочерям. Их она выдала замуж, только слаще жить им оттого не стало. Старшую увез кавказский князек, он же ее и зарезал от ревности. Младшая вышла за «иностранца», оказавшегося обыкновенным шулером. Драматично складывается и судьба Ларисы.
Лариса Дмитриевна — полная противоположность своей матери. «. Не в матушку,— замечает Вожеватов. — У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Лариса бесхитростна. Она не умеет и не старается скрывать свои чувства и намерения. Она открыта сердцем и простодушна. Если любит, то всем сердцем, если презирает, то говорит об этом напрямую. Лариса — человек с тонкой душевной организацией.
Харита Игнатьевна не вполне одобряет линию поведения дочери. «Без хитрости на свете не проживешь»,— наставляет она ее. А узнав, что дочь собирается отправиться с Карандышевым на жительство в Заболотье, иронично замечает: «Ты уж и шляпу соломенную с широкими полями заведи, вот и будешь пастушкой».
«Матушка, голубушка, солнышко мое, Пожалей, родимая, дитятко твое»,— напевает Лариса, уставшая от жизни по материным правилам.
Однако Харита Игнатьевна глуха к просьбам дочери. Она не хочет понять того унизительного положения, в котором находится Лариса, окруженная «блестящим обществом», ищущим в ее лице только развлечения и не способного увидеть в ней личность, человека. «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь»,— с легкостью заявляет Харита Игнатьевна и тут же добавляет: «Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Тяжело приходится Ларисе с матерью, не способной понять и пожалеть ее. «И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь»,— настоятельно учит Огудалова дочь. Разногласия с матерью еще больше усугубляют личную драму Ларисы. Героиня совершенно одинока. С ней рядом нет близкого человека, способного дать ей душевное тепло и покой.
Островский — мастер подбирать своим героям «говорящие» имена. Так, и в «Бесприданнице» имена и фамилии героев глубоко символичны. В фамилии, имени, отчестве Хариты Игнатьевны значимо все. Харита — в переводе с греческого означает «изящество, прелесть, красота». Кроме того, Харитами звали по традиции цыганок из хора, а Игнатами — почти каждого московского цыгана. В пьесе не раз о доме Огудаловых говорится как о цыганском таборе. Фамилия Огудалова происходит от слова «огудать», что значит «обмануть, обольстить, надуть, объегорить». Огудалой в народе называли шута, обманщика, мошенника.
Если говорить о Ларисе, то ее имя в переводе с греческого означает «чайка». Уже читая список действующих лиц, вдумчивый читатель заострит внимание на таком резком контрасте имен дочери и матери, а приступив к чтению пьесы, убедится в правильном выборе писателем имен для своих героинь.
как жилось Ларисе Огудаловой в доме родной матери из рассказа «бесприданница» или из фильма «Жестокий романс»
Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости
Хариты Игнатьевны, водит знакомство с сильными мира сего.
Мать Ларисы очень корыстолюбива.
Она торгует красотой и молодостью своих дочерей.
Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам
оборотистой родительницы, их жизнь складывается весьма
и весьма трагично.
Не впрок пошла ловкость Огудаловой старшим дочерям.
Их она выдала замуж, только слаще жить им оттого
не стало. Старшую увез кавказский князек, он же ее и
зарезал от ревности.
Младшая вышла за «иностранца», оказавшегося
обыкновенным шулером.
Драматично складывается и судьба Ларисы.
«Матушка, голубушка, солнышко мое,
Пожалей, родимая, дитятко твое»-напевает Лариса,
уставшая от жизни по материным правилам.
Однако Харита Игнатьевна глуха к просьбам дочери.
Она не хочет понять того унизительного положения,
в котором находится Лариса, окруженная
«блестящим обществом», ищущим в её лице только
развлечения и не способного увидеть в ней личность,
человека.
«Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь»,-
с легкостью заявляет Харита Игнатьевна и тут же
добавляет:» Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб
потом пожить по-человечески».
Тяжело приходится Ларисе с матерью, не способной
понять и пожалеть её.
И притворяйся, и лги!
Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь»,-
настоятельно учит Огудалова дочь.
Разногласия с матерью ещё больше усугубляют личную
драму Ларисы.
Героиня совершенно одинока.
С ней рядом нет близкого человека, способного дать
ей душевное тепло и покой.
Обстановку, сложившуюся в доме Огудаловых, называют,
цыганским табором, в котором Ларисе живется не легко,
так как она натура утонченная, лирическая,
чувствительная.
Мать заставляет ее улыбаться гостям, петь песни
и играть, любезничать с мужчинами.
Лариса в этом «таборе» чувствует себя чужой,
она хотела бы жить в более спокойной и домашней
атмосфере, но здесь за нее принимают решения,
распоряжаются ее судьбой, а мнение и чувства
Ларисы никого не интересуют.
Сочинение Харита Огудалова образ героини Бесприданницы Островского
В своей пьесе Островский затрагивает не только социальную тему, но и поднимает важные нравственные проблемы. В обществе, где всем правит капитал, не имеют значения ум, талант и чистая душа человека, если у него нет денег. Образ матери главной героини, бесприданницы Ларисы, помогает понять причины трагедии девушки и ответить на вопросы, поставленные автором.
Харита Игнатьевна Огудалова вдова средних лет, родом из обедневших дворян. Не привыкшая работать, она большая любительница «весело пожить». Чтобы привлечь к себе внимание, одевается броско «не по летам», любит подарки и хочет всем нравиться. Цель её жизни – выгодно выдать замуж младшую дочь и обеспечить себе безбедную старость. Средств у неё нет, но она «ловка», «проворна» и «одурачивает многочисленных женихов» Ларисы.
Хитрая и расчётливая, она учит Ларису: «Без хитрости на свете не прожить». Льстиво разговаривает с важными гостями, а с мелкими чинами речь её пренебрежительна и иронична. Харита Игнатьевна считает, что лгать, притворяться и унижаться ради выгоды – это не стыдно. Она заставляет дочь любезничать с богатыми женихами, даже если это «старик с подагрой» или «вечно пьяный» управляющий. «Маменька приказывает» Ларисе улыбаться, петь романсы и развлекать гостей, даже когда у неё на глазах слёзы. Девушка должна нравиться женихам и получать от них подарки. Как говорил друг детства Ларисы, что «бывать у них в доме – большое удовольствие», а «за удовольствие надо платить».
Харита Игнатьевна не глупая женщина и понимает, что, если нет у дочери приданого, то можно торговать её талантом, красотой и молодостью. Она не хочет, чтобы Лариса стала женой бедного клерка Карандышева и готова отдать дочь на содержание пожилому, хотя и женатому богачу Кнурову. Она выторговывает у богатого дельца триста рублей задатка на гардероб Ларисы.
Харита Огудалова, как и все персонажи драмы, наделены говорящими фамилиями. «Огудалами» народ называл мошенников, но она и сама является жертвой социальной системы, где царит культ денег. Раскрывая образ Хариты Игнатьевны, автор обличает безнравственность и порочность общества, где вместо любви и сочувствия властвуют расчёт и страсть к наживе.
Образ Хариты Огудаловой
Харита Игнатьевна является очень заботливой матушкой из пьесы Островского, которая дни и ночи думает о своих дочерях. Будучи ограниченной в средствах, она устраивает веселые пирушки, на которые заманивает перспективных холостяков. Таким немудреным способом Харита Огудалова выдает дочек замуж.
Две старшие уже пристроены, как выяснилось позже, неудачно. На одной из сестер женился кавказский князь, но по слухам зарезал ее из ревности. Вторая выходила замуж, вроде бы за иностранца, а оказалось, что стала женой обыкновенного жулика.
На попечении Хариты Игнатьевны осталась последняя дочь, Лариса, судьбу которой мать пытается устроить. Будучи женщиной умной, энергичной и ловкой, она знает, что в ее положении не прожить без хитрости. Она готова к унижению и притворству, без стеснения говоря об этом дочери. Чтобы обеспечить себе будущее счастье можно потерпеть и не придавать значения презрению остальных людей. Следуя материнской теории, Лариса должна увлечь любого выгодного жениха, даже пьяницу или немощного старца.
Но беда в том, что мать с дочерью абсолютно разные. Харита Огудалова одета с изяществом, но вызывающе смело, одежда же Ларисы – скромная. Мать радуется, принимая подношения богатых спонсоров, а дочери противно с этим мириться.
Искренняя и простодушная Лариса не склонна к подавлению чувств, свою любовь или ненависть она не скрывает, а рассказывает о них честно. Ей не понятно желание матушки так спешно отдать ее замуж. Дочь измучилась соблюдать правила, установленные матерью. Ей тесен родной дом, переполненный громоздкой обстановкой и дешевыми безделушками.
Островский не случайно присвоил героине такое звучащее имя. В прошлом харитами звали цыганок, а огудалами – мошенников. Потому и дом Хариты Огудаловой напоминает пестрый балаган для самой разношерстной публики. Не дом, а цыганский табор!
Харита Огудалова одержима желанием обеспечить своим дочерям безбедную жизнь. Она старается изо всех сил, но получается плохо. Прообразом Хариты явилась материнская любовь – слепая и бессмысленная, которая всегда желает своим детям самой лучшей участи. Даже невзирая на то, что детям и самим известно, какая участь для них лучшая.
Также читают:
Картинка к сочинению Харита Огудалова образ героини Бесприданницы
Популярные сегодня темы
Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.
Мечты зарождаются в нас с раннего детства и проносятся сквозь всю нашу жизнь. Некоторые из них осуществляются за считанные дни, и мы отчаянно ждем достижений других в течение вечности. Осуществление большинства происходит без участия людей
В наше время к величайшему сожалению пришло ГМО. Что собственно говоря мы представляем слыша данную аббревиатуру?
В те давние времена великодушие было самым главным поступком, этому подражали, про это пели песни, сочиняли стихи. И это было вполне допустимо. А в нашем современном обществе великодушие считается какой-то слабостью или дуростью.
Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица Островского сочинение
Харита Игнатьевна Огудалова, хотя и является второстепенным персонажем, очень яркая героиня пьесы «Бесприданница», написанной А. Н. Островским.
Харита Игнатьевна – вдова средних лет. Она происходит из порядочного, но очень бедного дворянского рода. А она любит «пожить весело», поэтому частенько устраивает у себя приемы, как говорится, живет не по средствам. Собирая у себя людей на приемах, в основном холостых мужчин, она пытается выдать замуж свою младшую дочь Ларису Дмитриевну Огудалову – главную героиню пьесы.
Кроме Ларисы, у Огудаловой есть две старших дочери, которых она уже выдала замуж, да обеих неудачно. Первую увез князь с Кавказа и ходят слухи, что он ее зарезал, приревновав. А вторая вышла замуж, как все считали, за жителя другой страны, который на поверку оказался обычным шулером.
Харита Игнатьевна очень умна, она очень бойкая, проворная и ловкая женщина. Она хитрая и считает, что без хитрости на свете не прожить. Она не боится унижаться, притворяться и врать если того требуют обстоятельства. Ради счастья в будущем, считает она, можно пройти через презрение со стороны других людей. Поэтому она заставляет Ларису стараться понравиться потенциальному жениху, даже если он пьяница или старик с подагрой.
Лариса и мать абсолютно непохожи друг на друга. Как выражается Вожеватов «не в матушку» дочь пошла. Харита Игнатьевна одевается изящно, но смело, не по возрасту, а Лариса – богато и со вкусом, но при этом скромно. Мать с радостью принимает подарки от богатых покровителей, а дочери это неприятно. Лариса простодушна и не умеет скрывать свои чувства, о своей любви и ненависти она говорит прямо и совсем не понимает стремления маменьки поскорее выдать ее замуж. Дочь очень устала жить по правилам, заведенным Харитой Игнатьевной. Ларисе тесно и душно в родном доме, среди громоздкой мебели, тяжелых гардин и дешевых безделушек.
Островский подобрал героине «говорящее» имя. Харитами раньше называли цыганок, а имя Игнат носил почти каждый московский цыган. Вот и в доме у Хариты Огудаловой частенько собиралась разношерстная публика, как в цыганском таборе. Огудалой в народе раньше называли мошенника.
Харита Игнатьевна находит для Ларисы жениха – мелкого чиновника Карандышева. У Карандышева напрочь отсутствует понятие чести и благородства и он, конечно же, совсем не любит Ларису. Огудалова надеется, что ее дочь сможет вырваться из жизни и окружения, где она сейчас живет и уедет с женихом за Волгу. Но все заканчивается трагично: новоиспеченный жених убивает Ларису.
Вариант 2
Мать главной героини пьесы Островского – не особо примечательный персонаж, но в ее лице выражаются многие типичные черты и поведение, свойственные средним слоям российского общества второй половины девятнадцатого века.
Харита Игнатьева Огудалова – вдова, небогатая дворянка средних лет. Как и многие представители ее сословия, которое в то время в большинстве своем беднеет, она непрактична. Свои небольшие средства Харита Игнатьевна тратит на потребление. Приемы и расходы, приличные дворянам поглощают все и на приданное денег нет.
Недостаток средств мать Ларисы пытается компенсировать с помощью своей ловкости и широкого круга общения. Принимая гостей, она пытается найти мужей своим дочерям.
Однако ее хлопоты нельзя назвать успешными. Одну свою дочь она выдала за кавказского князя, который потом ее зарезал из ревности. Другую сосватала за человека, выдававшего себя за иностранца, который оказался впоследствии отечественным карточным шулером. Судьба сестер Ларисы, не действующих в пьесе, показывает, что критерием выбора женихов было только их общественное положение и богатство.
Харита Игнатьевна, несмотря на стремление жить на широкую ногу, понимает шаткость своего положения и свою относительную бедность. Она готова унижаться, льстить и хитрить для достижения своих целей. Этим она отличается от Ларисы, у которой более прямой характер. Свою дочь она также заставляет действовать теми же методами, что, в конечном счете, приводит к трагической развязке. Лариса соглашается выйти замуж за не слишком симпатичного ей Карандышева (который убивает ее из ревности), чтобы покинуть дом своей матери и избавится от необходимости льстить и заигрывать с гостями.
Харита Игнатьевна ставит достижение благосостояния выше, чем личное счастье. Островский подчеркивает, что она неглупа и расчетлива, но круг ее интересов узок. Идол матери Ларисы – это деньги, точнее уровень жизни, который она считает достойным. Однако, в отличие от купцов, сделавших своей целью увеличение капитала, ее методы выглядят менее достойно. Харита Игнатьевна не создает ничего, не строит и не дает людям работу, она пытается заключить сделки, выдавая замуж дочерей.
Конечно, цель Огудаловой-старшей вполне приемлемы и не осуждаются обществом. В отличие от шулера, одного из своих зятьев, она не обманывает. Деятельность Хариты Игнатьевны схожа с работой не очень честного торговца в лавке – продать, используя лесть и угодливость. Люди же, даже самые близкие совершенно не важны. В ее лице Островский показывает мораль и идеологию возникающего нового мира.
Образ Хариты Огудаловой
Харита Игнатьевна является очень заботливой матушкой из пьесы Островского, которая дни и ночи думает о своих дочерях. Будучи ограниченной в средствах, она устраивает веселые пирушки, на которые заманивает перспективных холостяков. Таким немудреным способом Харита Огудалова выдает дочек замуж.
Две старшие уже пристроены, как выяснилось позже, неудачно. На одной из сестер женился кавказский князь, но по слухам зарезал ее из ревности. Вторая выходила замуж, вроде бы за иностранца, а оказалось, что стала женой обыкновенного жулика.
На попечении Хариты Игнатьевны осталась последняя дочь, Лариса, судьбу которой мать пытается устроить. Будучи женщиной умной, энергичной и ловкой, она знает, что в ее положении не прожить без хитрости. Она готова к унижению и притворству, без стеснения говоря об этом дочери. Чтобы обеспечить себе будущее счастье можно потерпеть и не придавать значения презрению остальных людей. Следуя материнской теории, Лариса должна увлечь любого выгодного жениха, даже пьяницу или немощного старца.
Но беда в том, что мать с дочерью абсолютно разные. Харита Огудалова одета с изяществом, но вызывающе смело, одежда же Ларисы – скромная. Мать радуется, принимая подношения богатых спонсоров, а дочери противно с этим мириться.
Искренняя и простодушная Лариса не склонна к подавлению чувств, свою любовь или ненависть она не скрывает, а рассказывает о них честно. Ей не понятно желание матушки так спешно отдать ее замуж. Дочь измучилась соблюдать правила, установленные матерью. Ей тесен родной дом, переполненный громоздкой обстановкой и дешевыми безделушками.
Островский не случайно присвоил героине такое звучащее имя. В прошлом харитами звали цыганок, а огудалами – мошенников. Потому и дом Хариты Огудаловой напоминает пестрый балаган для самой разношерстной публики. Не дом, а цыганский табор!
Харита Огудалова одержима желанием обеспечить своим дочерям безбедную жизнь. Она старается изо всех сил, но получается плохо. Прообразом Хариты явилась материнская любовь – слепая и бессмысленная, которая всегда желает своим детям самой лучшей участи. Даже невзирая на то, что детям и самим известно, какая участь для них лучшая.
Сочинение про Хариту Огудалову
В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.
Из произведения мы узнаём о главных персонажах сюжета. Ими являются Мать и дочь. Харита и Лариса Огудаловы. Благодаря красноречию, и сладким речам на различных вечерах Хариты Огудаловой, в её доме постоянно бывают гости и женихи для её дочери Ларисы.
Из всего вышеописанного мы можем проанализировать характер и образ Хариты и сделать вывод, что данная женщина, потерпев поражение в своей любовной борьбе, пыталась всеми силами устроить эту жизнь, которая не вышла у неё, своим дочерям. И абсолютно ослеплённая данным желанием она сделала им только хуже, после чего осталась совсем одна в этом мире, где её никто не поддержит, так как единственной её поддержкой были её дочери, которых, по своей глупости, она потеряла, и теперь, соответственно, осталась из-за этого одна.
Харита, несмотря на весь нехороший и отторгающий образ, который сложился в процессе повествования, на самом деле является весьма хорошим человеком, просто по своей неосведомлённости она потеряла всех своих родных, хотя желала им только всего самого лучшего, из-за чего пыталась поскорее выдать их замуж, дабы устроить им хорошую и безбедную жизнь. Через данный образ автор раскрывает нам проблему излишней материнской любви, которая преобладает в образе Хариты, и собственно, что и является самим прообразом Хариты. Она является олицетворением самой материнской любви, слепой и беспощадной, которая всегда будет желать для своих детей всего самого лучшего, даже если они лучше знают что именно для них лучше
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Тихон в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в пьесе Бедность не порок →
Мать и дочь в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
Происхождение и семья
Из пьесы читатель узнаёт, что семья Ларисы Дмитриевны Огудаловой порядочная, но довольно бедная. Возраст героини автор «Бесприданницы» определяет как «на выданье» (цитата). Оставшись без отца — Дмитрия Огудалова (Агудалова), девушка живёт вместе с матерью.
Две же старшие сестры Ларисы на момент происходящих событий успели выйти замуж, но их браки назвать счастливыми или удачными никак нельзя. Одна из них стала женой кавказского князя, но так и не доехала до нового дома — горец из ревности зарезал её в дороге. Вторая вышла замуж за иностранца, но семейного счастья также не обрела. Супруг оказался шулером.
Желая выдать младшую дочь замуж, мать главной героини Харита Игнатьевна устраивает в доме частые приёмы. На них девушка вынуждена развлекать гостей, среди которых присутствовали и потенциальные женихи, танцами, шутками и своими романсами. Но это не доставляет ей особой радости.
Ларису тяготит общество на подобных приёмах, так как людей здесь интересовали только её красота и развлечения, а не богатый внутренний мир. Она же мечтает о настоящей любви.
«Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница»»
История создания
Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.
Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.
Анализ героев пьесы «Бесприданница»
Рис. 1. Титульный лист одного из изданий драмы «Бесприданница» (1948) (
)
«Бесприданницу» Островский написал в 1878 году. 10 ноября она была поставлена в Москве, а через две недели, 22 ноября 1878 года, – в Александринском театре Санкт-Петербурга. В январском номере «Отечественных записок» появилась эта пьеса уже напечатанной. Это драма в четырех действиях, действия происходят в наше время. Место действия – город Бряхимов. Это такой же вымышленный, обобщенный город, как Калинов в «Грозе».
Рис. 2. Иллюстрация к драме «Гроза» (
)
Бряхимов также является местом действия в пьесах «Красавец мужчина» и «Таланты и поклонники», обе они написаны позже «Бесприданницы». Как и в «Грозе», декорации – это Приволжский бульвар, но пространство, в отличие от пьесы 1859 года, разделено на уровни, оно организовано вертикально. Кофейня и есть Волга. В спектакле театра-студии Петра Фоменко эти уровни подчеркнуты и часть действий происходит в подмостках на вершине лестницы. Любопытно посмотреть на имена персонажей. У Островского имена персонажей часто говорящие. Часто, но не всегда. Иногда Островский одинаково называет персонажей совершенно противоположных. В «Бесприданнице» фамилии действительно говорят. Вот, например, фамилия Кнуров. Кнур – это боров, кабан. Кнуров – это персонаж нового типа. Это хозяин жизни, богатый купец, но это не Дикой, не Большов, не Торцов. Здесь нет ни сапог, ни поддевки, ни картуза, ни бороды. У него из кармана торчит французская газета, которую он читает довольно много времени. А когда он на сцене – как будто заслоняется этой газетой от недостойных его собеседников. Следующий персонаж – Вожеватов. Само слово вожеватый означает обходительный, приветливый. Фигура достаточно нетрадиционная. Во-первых, молодой, об этом будет сказано с самого начала пьесы, а во-вторых, он с детских лет знаком с Ларисой и симпатизирует ей, хотя и не влюблен. В-третьих, он чувствует в себе еще азарт покупки, приобретения. Это другой тип купца, предпринимателя, «денежного мешка». В пьесе есть такой персонаж, как Паратов. Фамилия Паратов образована от прилагательного паратый, это охотничий термин. Слово паратый означает сильный, быстрый, хитрый. Действительно, Паратов – персонаж необычайно любопытный. Он всегда эффектен, вплоть до театральности, он способен выбить монету из рук Ларисы, он любит быструю езду, хотя если бы капитан парохода послушался его, то, возможно, котлы действительно разорвались бы. Важно, что он уже в первом разговоре с Вожеватовым говорит, что у него «… ничего нет заветного, найду выгоду, так все продам, что угодно…».
Это выражение задает тональность характера Паратова, который, очень эффектно обольстив Ларису, говорит ей, что у него обручальное кольцо, он помолвлен, он чувствует, что он свою свободу уже продал. Это персонаж очень важный.
Имя матери Ларисы – Харита. Оно по-цыгански означает прелестница. Цыганская тема в этой пьесе необычайно важна. Чрезвычайно многое в настроении этой пьесы рождается от цыганского хора, от цыганских песен, и не только цыганских. Здесь все время звучит музыка. Здесь и «Матушка-голубушка», и «Не искушай меня». Поет Лариса. Музыкальная составляющая пьес, а, соответственно, и спектакля, фильма, если говорить об экранизации Эльдаром Рязановым этой пьесы под названием «Жестокий романс», тоже чрезвычайно важна.
Имя Лариса означает приятная, сладкая. Имя персонажа здесь вступает в некий диалог с характером. Это не просто этикетка: если Лариса, то будет всегда приятная и сладкая. А она совсем не сладкая. Или Вожеватов должен быть всегда вежливым и обходительным, но вспомните его отношение с Робинзоном. Робинзон – это персонаж, который читателю Островского должен быть знаком. Это актер Счастливцев, который появляется в пьесе «Лес», написанной намного раньше, чем «Бесприданница».
Суть произведения
Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.
Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.
Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение
Ключевым персонажем произведения является Лариса Дмитриевна Огудалова, младшая дочь Хариты Игнатьевны.
Писатель представляет героиню в образе красивой, молодой, умной и порядочной девушки, не имеющей приданного, из-за отсутствия которого у нее не складывается личная жизнь.
Лариса характеризуется прекрасными человеческими качествами, отличаясь скромностью, честностью, открытостью, искренностью и добротой души. Девушка великолепно образована, начитана, музыкальна. Ее отличительной чертой является уникальная способность глубоко чувствовать и любить.
Лариса искренне верит в настоящую взаимную любовь и не понимает позицию матери о выгодном замужестве, однако в силу воспитания и привитого ей уважения к старшим не может ослушаться указаний Хариты Игнатьевны, вынужденная улыбаться и развлекать гостей, собранных в качестве потенциальных женихов.
В юности девушка влюбляется в красивого дельца Паратова, который бросив ее, уезжает из уездного города.
Маменька находит на роль жениха мелкого чиновника Карандышева, использующего Ларису в качестве предмета для удовлетворения собственных эгоистичных амбиций с целью укрепления своего положения в местном обществе богатых и расчетливых дельцов. Ради прекращения сплетен и слухов, Лариса Дмитриевна соглашается на брак с нелюбимым человеком.
Девушка осознает, что окружающие, в том числе друзья их семейства, воспринимают ее как забавную игрушку, пытаясь лишь тешить свое собственное самолюбие и тщеславие. Многие мужчины готовы использовать ее двусмысленное положение ради низменных удовольствий.
Переживая внутренние терзания, стыдясь высокомерия жалкого Карандышева, Лариса всей душой бросается к Паратову, появившемуся в городе, отдавая ему всю свою любовь, себя без остатка, веря в иллюзорный образ любимого человека.
Ожидая предложения от Паратова о вступлении в брак, Лариса оказывается жестоко предана возлюбленным, который объявляет ей о своем обручении с богатой женщиной, просто воспользовавшись нежными и истинными чувствами влюбленной девушки.
Понимая, что не сможет существовать в примитивном мире лживых и пошлых дельцов, Лариса ощущает жестокие душевные и сердечные переживания, в результате которых получает избавление от них в виде смертельного выстрела, сделанного в ее сердце Карандышевым.
Повествуя о судьбе Ларисы Дмитриевны, писатель раскрывает проблемы, связанные с существованием человеческих чувств и холодного расчета, влекущие за собой трагические последствия для чувственных и душевных людей, сталкивающихся с жестоким существованием в обществе унижений и бесчеловечности.
Главные герои
Судьба Ларисы Огудаловой
Характер героини пьесы, ее внешность раскрываются через цитаты, диалоги других персонажей, рассуждающих о бесприданнице. Лариса молода и красива, но живет с матерью бедно, поэтому не может надеяться на выгодное замужество. Год назад у девушки был роман с судовладельцем Сергеем Паратовым. Однако возлюбленному юной Огудаловой пришлось срочно покинуть город.
С этих пор мать красавицы, Харита Игнатьевна, держит дом открытым для женихов. Однако подходящей партии нет. Обеспеченные господа не хотят брать в жены бесприданницу, остальные претенденты далеко не завидны — в этом трагедия истории. Устав терпеть в доме вечера-смотрины, Лариса заявляет матери, что выйдет за первого, кто предложит руку и сердце.
A post shared by ПОРТРЕТ ПО ФОТО НА ЗАКАЗ (@yulishna_funart) on Nov 17, 2020 at 3:16pm PST
Юлий Капитоныч Карандышев
Им становится мелкий чиновник Юлий Капитоныч Карандышев. Лариса презирает жениха, но не может нарушить данное слово. Когда же идут приготовления к свадьбе, по городу проносится новость, что Сергей Паратов возвращается — на этот раз, чтобы продать любимый пароход «Ласточку».
Ларису одновременно тревожит и волнует новость о возвращении барина — ведь в сердце героини еще горит любовь к Сергею. В доме Огудаловых званый обед, на который приезжают местные купцы. Один из них, Мокий Парменыч Кнуров, давно имеет виды на юную красавицу, но может предложить девушке стать только содержанкой — ведь сам давно женат. Среди гостей появляется и Паратов, который, оставшись наедине с Ларисой, добивается признания в любви.
Девушка не знает, что барин уже помолвлен с богатой невестой, что, как только продаст пароход, сразу покинет город. Вечером того же дня Юлий Карандышев приглашает Паратова, Кнурова, друга детства Ларисы Василия Вожеватова к себе на ужин. Бедная обстановка, напряженная атмосфера, пьяный жених, потешающиеся над ним гости-купцы ранят Ларису в самое сердце.
A post shared by Тульский драмтеатр (@tulateatr) on Sep 8, 2019 at 1:02am PDT
Героиня готова покинуть мать и жениха — Огудалова в порыве страсти, бесконечной влюбленности в Паратова принимает предложение от судовладельца ехать с ним за Волгу. На следующее утро Кнуров и Вожеватов обсуждают судьбу Ларисы. Дельцы знают, что Сергей Сергеевич «миллионную невесту» на Ларису не променяет. Теперь юная Огудалова — легкая добыча, ведь поездка с Паратовым компрометирует героиню.
Купцы решают, что дальнейший путь Ларисы — путь содержанки. Каждый из персонажей желает взять красавицу в качестве спутницы на выставку в Париж, и чтобы узнать, кому улыбнется удача, бросают монету. Тем временем сбежавшая невеста открывает для себя горькую правду — Паратов обманул Ларису Огудалову, ее надежды, любовь, чистоту. Вскоре бесприданницу находит Карандышев. Чиновник рассказывает Ларисе о брошенной монете, говорит о том, что для богачей девушка — всего лишь вещь.
Основная тема
Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.
История персонажа
Лариса Огудалова — одна из самых драматических фигур русской классической литературы. Героиня пьесы Александра Островского «Бесприданница» поразила читателей глубиной души, чистотой сердечных порывов. Способная на настоящую, страстную, не знающую преград любовь, девушка сталкивается с жестокосердием мира. В этом мире царит единственная страсть — власть денег, здесь нет места для юной бесприданницы.
Проблематика
Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.
Композиция
Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.
Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.
В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.
Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн А.И. «Гранатовый браслет» — проблемы произведения
Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.
В чем смысл пьесы?
Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.
Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.
«Бесприданница» А. Н. Островский Кратко
«Бесприданница» — одно из самых значимых драматических произведений русской литературы второй половины XIX века. Показанная с театральной сцены пьеса вызвала бурю негодования в зрительском зале и отзывах критиков.
Заслуженного признания труд Александра Островского достиг лишь после смерти своего автора.
Довольно резкие оценки произведения театралов и читателей того времени объяснялись новаторскими приёмами его создателя, которые были не поняты и не приняты общественностью.
Краткий пересказ сюжета пьесы «Бесприданница»
Действие пьесы переносит читателя в XIX век в небольшой городок Бряхимов. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении бесприданницы.
Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин. Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае.
Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке.
Паратов зовёт Ларису на ночную прогулку по реке Волге. Девушка ждёт, что любимый сделает ей предложение, но вместо этого он признаётся, что обручён. Честь Ларисы потеряна, а сердце разбито.
Когда появляется Карандышев, она отказывает ему. В приступе ревности отвергнутый жених стреляет в девушку.
Действующие лица пьесы:
Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям
Действия пьесы «Бесприданница» относятся ко второй половине XIX века. События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке.
Действие I. Возле кофейни
Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни.
Действие II. Дом Огудаловых
Дворянин Паратов наносит визит Огудаловым, где его приглашает на обед Карандышев. Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы поглумиться над ним.
Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного.
Действие III. Обед в доме Карандышева
Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке.
Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями.
Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки.
Действие IV. Гибель Ларисы
Гуляющие возвращаются в город. Лариса ожидает предложения, но слышит признание Паратова в том, что он скоро женится на другой.
Тот самый случай, когда слово ранит страшней кинжала! Честь девушки потеряна, она в отчаянии. Когда появляется Карандышев, Лариса отказывает ему, говорит, что он ей неприятен. Ревнивец стреляет в свою бывшую невесту.
Герои пьесы «Бесприданница»:
Великий русский драматург Александр Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей.
Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажора Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева.
Краткая характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница»
Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна и ярлык бесприданницы для неё унизителен.
Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой.
Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.
Геоиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива.
Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытиём, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение.
Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету.
Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.
Краткая характеристика Карандышева в пьесе «Бесприданница»
Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выиграному у более удачливого соперника.
Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бесприданницу со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант».
Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.
Краткая характеристика и образ Паратова в пьесе «Бесприданница»
Сергей Сергеич — один из главных персонажей «Бесприданницы». Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего
он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной.
Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек.
Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.
Второстепенные персонажи пьесы «Бесприданница»:
Кратко об истории создания и особенностях композиционного построения пьесы Островского «Бесприданница»
В 70-х годах XIX века Островский служил на должности мирового судьи, по работе сталкивался с разными громкими процессами и неплохо ориентировался в криминальных сводках. Для любого писателя это кладезь идей.
Литераторы предполагают, что сюжет «Бесприданницы» автор почерпнул из реальной истории трагической смерти молодой женщины, которую погубил супруг. Начав писать пьесу в ноябре 1874 года, Островский затянул с её завершением аж на 4 года. Первым опубликовал произведение журнал «Отечественные записки».
Премьеры театральных постановок провалились и слава настигла «Бесприданницу» лишь после смерти её автора.
Композиция пьесы выстроена в строгом классическом стиле, который способствует постепенному нарастанию тревожности, накалу страстей. Всего один день её временной интервал. Завязка утро, развитие — день и кульминация вечером того же дня.
Интересно в пьесе использование системы образов. Персонажи «Бесприданницы» обладают «говорящими» именами:
В пьесе автор подчёркивает, что в мире, которым управляют богатства и жажда наживы, а на людей вешают «ярлыки», нет места истинной свободе и чувствам.
Пока человечество обожествляет финансы, каждый из людей: и богатый, и бедный, заложник социальных штампов.
Ведь не только бедная бесприданница не может выйти замуж за того, кого любит, но и богатые купцы не могут себе позволить жениться на женщине ради только одних чувств, если она принадлежит к «неподобающему» сословию.
Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.
Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.
Вставка «Пьеса «Лес»
Заглавие комедии «Лес» также многозначно, как и заглавие «Грозы».
Рис. 3. Титульный лист одного из изданий пьесы «Лес» (1950) (
)
С одной стороны, речь идет о продаже леса. Помещица Гурмыжская продает свой лес. Это отражение реального процесса, когда дворянские усадьбы приходят в упадок, имения продаются, мельчают и т. д. Бодаев, один из персонажей этой комедии, говорит: «Нужно любовнику ермолку с кисточкой – она лес продает, строевой, бережёный, первому плуту». Действительно, Восмибратов – первый плут. Но с другой стороны, лес – это и место действия. В лесу встречаются Петр и Аксюша, Счастливцев и Несчастливцев. Причем здесь снова пьеса становится в контекст творчества Островского: один из указателей ведет в усадьбу Гурмыжской Пеньки, а другой – в город Калинов (место действия «Грозы»). Неслучайно Карп говорит: «Живем здесь в лесу, молимся пенью, да и то с ленью». А потом Несчастливцев будет говорить Счастливцеву: «Как мы попали в этот лес?» Т. е. лес – это не только деревья, лес – это жизнь в усадьбе Гурмыжской, жизнь с чудовищными порядками.
Несчастливцев: И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец.
Так вырастает смысл заглавия и становится символическим.
Очень любопытны имена персонажей. Как всегда, у Островского они значимые. Например, Миланов. Миланов был в «Недоросле» Фонвизина. Миланов – это чувствительный негодяй.
Миланов: Когда были счастливы люди? Под кущами. Как жаль, что мы удалились от первобытной простоты, что наши отеческие отношения и отеческие меры в применении к нашим меньшим братьям прекратились! Строгость в обращении и любовь в душе – как это гармонически изящно!
Т. е. он тоскует о том, что после реформ нельзя пороть крестьян, нельзя безнаказанно ими распоряжаться, как вещами.
Миланов: Не от дам разорены имения, а от того, что свободы много.
Бодаев: Какой свободы? Где это?
В основе пьесы – традиционная ситуация: молодые люди, которые любят друг друга, на пути которых есть препятствие. В конце эти препятствия должны быть преодолены. Так происходит в классической пьесе. В произведении Островского появляются деньги, с помощью которых решается всё.
Буланов: За деньги-то люди черту душу закладывают.
Комедия злободневна. Здесь есть четкие привязки к современности, например земство (местное самоуправление), которое страшно не нравится Бодаеву. Нам становится понятным, как существует театр в театре. Это является самым главным в пьесе «Лес».
Вначале Аксюша спрашивает у Гурмыжской, зачем нужна эта комедия с её замужеством за Буланова. Гурмыжская, как циничное и лицемерное существо, говорит, что если понадобится, то она заставит её играть эту комедию. Здесь вообще каждый разыгрывает свою роль. Например, Гурмыжская. Первое амплуа – она благодетельница.
Гурмыжская: Играешь роль, да и заиграешься.
Сколько я перенесла неприятностей за эту глупую комедию с родственниками!
Разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным.
Сироту обидеть грешно. Ты не забывай Бога-то!
Второе амплуа – она возлюбленная старуха, которая выходит замуж за гимназиста Буланова.
У Буланова тоже несколько амплуа: он – простак, любовник и хозяин игры.
Счастливцев – комический персонаж. Это хорошо видно из разговоров с Несчастливцевым, который, играя роль благородного человека, становится таковым. Например, отдает последнюю тысячу Аксюше.
После упомянутой выше реплики о лесе есть продолжение:
Гурмыжская (пожимая плечами): Комедианты.
Несчастливцев: Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы.
Быт и нравы провинции
В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.
Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.
Автор: Мария Онилова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Цитаты
Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!
…со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.
Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите.
Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.