Чему учит девушка и месяц
Дело было в давние времена. Чукотская девушка пасла оленей, заприметил ее красоту Месяц с неба, и хотел утащить к себе. Один олень, оказался волшебным, он предостерег свою хозяйку и спрятал ее от Светила в снежный сугроб.
Месяц спустился, а девушки нет. Он поискал, поискал, да обратно возвратился. Тем временем, девушка, вместе со своим стадом пришла домой. В чуме, олень опять превратил хозяйку, правда, на этот раз в светильник.
Месяц снова спустился, поиски опять оказались безуспешными. Яркий свет от нынешнего обличья девушки, не давал ему заприметить красавицу. Только он собрался на небо, девушка выглянула, и начала его дразнить. Месяц долго гонялся за ней, а она тем временем превращалась взад-вперед, то в светильник, то принимала обычный облик.
Светило совсем ослаб, тогда храбрая чукотская девушка его связала. Месяц понял свою ошибку, он был не прав, в том, что хотел забрать земную жительницу на небо, по своей прихоти. Месяц извинился, и попросил отпустить его, вместо этого пообещал помогать людям, делить день и ночь.
С тех пор и повелось, времена меняются, днем – Солнце, а ночью – Месяц.
Сказка учит не зацикливаться на своих желаниях, нужно думать, а вдруг, другому человеку не по душе ваши прихоти.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чукотская народная сказка Девушка и Месяц. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Город Гаммельн довольно приятный город, который имеет давнюю историю. Жители города ведут тихую и размеренную жизнь, проживание, пошив одежды недорогой. В городе нет ни одного музыкального инструмента
Привёз учитель девочке Тане смешную собачку. Мордочка больно необычная у неё. На глазах пятнышки, как будто заплатки. Прозвали собачку Латка.
Василий Аксенов пользуясь своей автобиографией, уделил большую часть внимания о жизни советских авторов в шестидесятые года двадцатого века. Все герои произведения «Таинственная страсть» имеют псевдонимы
ахар Беркут это историческая повесть Ивана Франко. Действие происходит на землях древней карпатской общины в 1241 году. Там, в живописной долине, защищённой со всех сторон горами, находится село Тухля.
Стиль написания стихотворений Маршаком чем-то напоминают небольшие репортажи с мест событий. Все эти стихотворения посвящены неизвестным героям того времени. Но в случае «Ледяного острова»
Проект по бурятской сказке «Девушка и Месяц»
Татьяна Алфёрова
Проект по бурятской сказке «Девушка и Месяц»
Проект
По бурятской сказке
«Девушка и Месяц».
Аннотация проекта.
В дошкольном возрасте, ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный период развития. Заложенные в это время нравственные, духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей жизни.
Побуждать интерес детей к культуре бурятского народа,через фольклорные произведения: сказки.
I. Тип проекта кратковременный, недельный.
По содержанию: познавательный
По характеру контактов: в рамках группы
По числу участников:
— дети второй младшей группы;
Дети не знают бурятских сказок.
Интерес к культуре этнических соседей бурят возрастает, желание знать какие сказки существуют у бурятского народа, что отражается в них, что воспитывается средствами фольклора.
Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент,ведь они:
— развивают слух и произношение;
— формируют понятие «добро и зло»;
— прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;
— способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
Цель проекта:
Приобщение детей к культуре и обычаям бурятского народа, через использование сказки, для развития познавательных навыков, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей, через бурятский фольклор.
1. Познакомить детей со сказкой
2. Вызвать эмоциональный отклик
3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность
5. Учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельно.
6. Средстами сказки знакомить детей с этнографией бурят, особенностями их жилища бытовой жизни, особенностями национального бурятского костюма.
7. Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через развитие толерантности, изучение этнических особенностей соседей. 8.Формировать национальное самосознание в сравнении произведений фольклора двух культур: (Русской и бурятской).
Дети познакомились со сказкой, в которой добро побеждает зло. В группе имеется наглядный материал по бурятской культуре: чум, бурятские куклы, иллюстрации, дидактические игры, идёт подборка детской бурятской литературы.
— Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач проекта.
1. Наработать и систематизировать материал, доступный для детей данного дошкольного возраста по воспитанию положительных моральных норм по отношению к культуре, быту, обычаям бурятского народа.
2. Донести до участников проекта важность данной проблемы
Привлечь родителей организацией конкурса: «Бурятская кукла и жилище».
4. Подбор детской бурятской литературы с помощью родителей.
5. Изготовление бурятских кукол.
6. Изготовление юрты.
7. Подборка иллюстративного материала.
8. Включение тем, связанных с бурятской культурой в Нод.
Совместная деятельность взрослых и детей.
Чтение художественной литературы: знакомство с бурятским народным фольклором.
Рассмартивание бурятской куклы.
Игра дидактическая «Одень куклу Туяну».
Рассказ воспитателя о чуме.
Беседы с детьми: «Знакомство с национальным жильем бурят»,
Художественное творчество (рисование):
«Бурятская юрта», «Национальный костюм».
Тестопластика «Бурятская народная игрушка».
Прослушивание национальных песен: «Ехор»— бурятская национальная песня.
Национальные бурятские игры «Рукавичка», «Ястреб и утки» Заключительный этап
Обобщение результатов работы:
«Драматизация сказки с участием детей старших групп»
Оформление окна «Девушка Осень» Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.
Декоративное оформление окна «Девушка-осень» для детей группы раннего возраста Александрова Марина Юрьевна Декоративное оформление окна «Девушка-осень» для детей группы раннего возраста Авторская работа воспитателя.
Конспект НОД по художественному творчеству «Девушка Весна» Конспект НОД по художественному творчеству «Девушка Весна». Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми. Направление:.
Мини-проект «Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Яблоко» Мини-проект Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Яблоко» Составила Кириллова А. О., воспитатель ГБДОУ №98 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
План-проект образовательной деятельности в подготовительной группе. Месяц ноябрь План –проект образовательной деятельности в подготовительной группе. Месяц: ноябрь Группа: подготовительная Ф. И. О. педагога ответственного.
Проект по сказке Пушкина «Золотая рыбка» в детском саду Проект по сказке Пушкина в детском саду «Золотая рыбка» Место проведения проекта: МБДОУ детский сад No1 «Колокольчик» Вид проекта: Творческо.
Проект по сказке «Теремок» во второй младшей группе Вид проекта: краткосрочный для детей 2 младшей группы. Продолжительность проекта: 1 месяц. Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители,.
Чукотская народная сказка «Девушка и месяц», краткое содержание для читательского дневника, главная мысль, герои сказки.
Краткое содержание чукотской сказки «Девушка и месяц» для читательского дневника в 5-6 предложений можно написать так:
Главная мысль этой народной сказки мне видится в том, невозможно найти что-то светлое, яркое, среди столь же яркого света. Что легко найти только то, что бросается в глаза.
Хотя и мысль о том, что находчивость города берет тоже кажется мне верной.
Отзыв к этой сказке и план пересказа можно посмотреть здесь.
Краткое содержание чукотской сказки «Девушка и месяц» для читательского дневника.
Чукотская девушка пасла оленей, ее увидел Месяц и захотел украсть ее к себе на небо.
Но ему это не удается, потому что один из оленей оказался волшебным. Он спрятал девушку от Месяца в снежный сугроб.
Затем олень превращает девушку в светильник и Месяц опять не может украсть ее.
Девушка дразнит Месяца, то появляется в окне, то снова прячется. Только Месяц ее увидел, вбегает в дом, а там только светильник горит.
Месяц набегался, устал, похудел и девушка его поймала.
Месяц просит отпустить его и обещает измерять год, восходить каждую ночь и светить всем людям, а девушку больше не трогать. Теперь так всегда: Солнце заходит, Месяц всходит.
Главные герои чукотской народной сказки «Девушка и Месяц»:
Главная мысль чукотской народной сказки «Девушка и Месяц»: не надо ничего бояться, а с помощью смекалки можно найти выход из любой ситуации, чтобы помочь и себе и окружающим тебя людям. В этой сказке объясняется откуда пошла смена суток и как складывается год.
«Девушка и месяц»- сказка народов России. Главными персонажами являются- ночное светило, девушка и северное животное.
В ночное поднебесье месяц собирается украсть красивую помощницу чукчи, но верный олень постоянно её выручает. В поле он прячет её в сугробах, а дома превращает в ночник. В этом образе и с ярким освещением она напоминает луну в полнолуние, поэтому месяцу не получается найти девочку. Она ухитряется его дразнить. Понимает, что силы его обессилены. Превращается в свой прежний облик и крепко связывает его.
Он просит пощады. Обещает не трогать её и освещать землю в ночные часы.
Главная мысль сказочной истории учит человека в трудных ситуациях догадаться в сообразительности и найти выход из положения.
В чукотской сказке «Девушка и месяц» всего три главных героя.
Конечно, главным героем сказки является девушка, которую месяц хотел забрать к себе на небо.
Другим главным героем сказки является месяц желающий забрать девушку.
Третьим героем сказки является олень, спасший девушку.
Однажды месяцу приглянулпсь прекрасная девушка и решил он её забрать к себе на небо. Олень понял желание месяца и помог спрятаться девушке. Для этого он вырыл яму, посадил в неё девушку и припорошил её сверху снегом.
Не нашел месяц девушки и ушёл ни с чем.
Пришла девушка в дом, а месяц за ней, стала играть девушка с ним. Обернется светильником и не видит её месяц. Умаяла она месяц, похудел он, а девушка поймала его, связав.
Выпросил месяц свободу взамен он оставил её в покое и стал чередовать день с ночью.
Главной мыслью сказки является то, то прежде всего всегда нужно руководствоваться смекалкой, проявлять сообразительность и ум, ни когда не сдаваться.
Отзыв в дневник читателя по чукотской сказке о «Девушке и Месяце»
В этой чукотской народной сказке главными героями выступают: сама девушка, которая пасла оленей, упряжной олень, который помогал ей от Месяца спрятаться, и Месяц, который с неба спускался, чтобы девушку похитить и на небо утащить.
В этой сказке показаны находчивость, смышленость и народная смекалка, которые помогают человеку справиться даже с природными катаклизмами и катастрофами. Девочка хоть и маленькая, да удаленькая оказалась, раз сумела месяц усмирить.
У каждого народа свои сказки, вот и чукотская сказка «Девушка и месяц» рассказывает нам необычную историю из жизни своего народа.
Главными героями сказки стали девушка, которая пасла оленей, упряжной олень и месяц. Месяц захотел утащить девушку с собой, однако упряжной олень оказался волшебником потому что он сначала спрятал девушку в сугроб, а затем смог превратить ее в светильник. Благодаря помощи упряжного оленя Месяц не смог утащить девушку с собой. Месяц от поисков очень устал, похудел да так, что девушка смогла его связать. Тогда Месяц попросил девушку освободить его и пообещал, что станет превращать ночь в день, измерять год для ее народа. Девушка отпустила Месяц и он и сейчас превращает для нас ночь в день, измеряет год.
Главную мысль в этой сказки я вижу в словах месяца, когда он сказал, что девушка оказалась очень уж смышленая, поэтому он не смог ее поймать. Поэтому, когда наступают трудности в жизни нужно стараться использовать смекалку и тогда найдется выход из непростых ситуаций.
Герои сказки «Девушка и Месяц»:
Однажды чукотская девушка пасла оленей, ее увидел Месяц, и спустился с неба, так как захотел девушку украсть к себе на небо.
Но украсть Месяцу ее не удалось, потому что один из оленей оказывается волшебным, и спрятал от Месяца девушку в снежный сугроб.
Потом Олень превратил свою хозяйку и в светильник, когда та была дома, и Месяц опять не смог утащить девушку.
Девушка дразнила Месяц, у окошка принимая прежний облик, а когда Месяц ее видел, и вбегал в дом, то опять никакой девушки, только светильник горит.
И так Месяц набегался, что похудел, устал, потерял силы, что чукотская девушка его поймала.
В обмен на свободу Месяц пообещал быть мерилом года, восходить каждую ночь, сменяя день, и теперь так и происходит, Солнце заходит, Месяц всходит.
И как тебе могут помочь в трудную минуту те, от кого и не ждешь помощи, ведь девушка не ожидала, что обычный олень вдруг окажется волшебным и будет помогать. Поэтому будь добр со всеми своими друзьями и с теми, кто с тобой рядом. даже с животными.
А еще, что при помощи хитрости и ума можно и себя спасти, и сделать большое дело, ведь девушка могла просто спрятаться от Месяца, а она нет, решила помочь своему народу! И это замечательно, такими и нужно быть, не только о себе думать.
Главные герои сказки «Девушка и Месяц»:
1) Девушка, которая работала и помогала отцу;
3) Олень, который спрятал девушку от Месяца.
Краткое содержание сказки «Девушка и Месяц для читательского дневника:
Девушка помогала своему отцу и посла оленей. Однажды олень увидел, что Месяц спустился с неба и предупредил девушку, что хочет забрать ее к себе. Олень роет ямку в которую спряталась девушка, а он засыпал ее снегом. Месяц не смог найти девушку и отправился на небо. Девушка отправляется домой, но отца нет дома. Она решила превратится в светильник, что ее не увидел месяц, он такой же яркий. Тут месяц выходит из чума, а девушка его дразнит. Тут он заходит назад и не может ее найти. Тогда она ловит Месяц, а тот просит ее отпустить. С тех пор Месяц больше не спускается на землю.
Главная мысль сказки «Девушка и Месяц»:
Эта сказка учит быть смелым и находчивым, с хитростью выходить из беды.
Одна девушка пасла оленей и приглянулась Месяцу, вот и захотел он ее выкрасть к себе.
Но у девушки был волшебный олень, который помог спрятаться девушке в сугроб.
Месяц снова захотел выкрасть девушку, когда она была в доме, но девушка превратилась в светильник.
Так долго не мог ее поймать месяц, что весь исхудал, насколько ослаб, что девушка поймала его. Взмолился Месяц, чтобы его отпустила красавица и пообещал что станет измерять день и ночь.
Когда месяц спустился на землю, чтобы украсть прекрасную девушку, один из оленей встал на ее защиту, спрятал красавицу в яме со снегом и не позволил сделать это. Месяц так измучился от поисков девушки, что связать его смышленой девушке было нетрудно. Взмолился Месяц, попросив отпустить его. Когда он пообещал, что будут чередоваться день и ночь, девушка отпустила его. Так смекалка помогла девушке сохранить свою свободу и сделать доброе дело для своего народа.
Рассказ Михаила Пришвина о поведении животных при наводнении. Звери ищут любой предмет, на котором можно удержаться, трудно приходится и сухопутным и плавающим. Автор описывает столкновение водяной крысы и вороны, ворона видела ослабевшую крысу и хотела ее утащить, но крыса проявила смекалку и спаслась. Инстинкт выживания помог крысе добраться до берега.
Пришвин называет животных ласково, люди в рассказе «Остров спасения» сострадают бедным животным, не пользуются их бедой, как голодная ворона, а делают все, чтобы животные спаслись.
Рассказ учит помогать зверькам, попавшим в беду.
План для пересказа «Остров спасение» Пришвин
2 Островки для спасения
6 Как изменились утки
7 Удивительное открытие.
Костя, напротив, рассудительный и очень вежливый со взрослыми. Он умеет настоять на своем мирным путем, а потому ему часто удается сводить на «нет» конфликтные ситуации.
Ребята решили, что нужно получить разрешение на каток у Дмитрия Савельевича, управдома. Мальчикам это удалось, поскольку план действий излагал Костя. Они собрали друзей и приступили к расчистке территории, но забор садика пришлось немного сдвинуть.
Дальше мы знакомимся с мамой Лельки, которая была против того, чтобы ребята уничтожали клумбы. Но вдруг слово взял Мишка и нагрубил женщине. С помощью управдома её удалось обезвредить, но тут перенести забор обратно потребовал Григорий Кузьмич. Снова выступил Миша и все испортил резкими словами, но Дмитрий Савельевич и на этот раз ребятам помог. Однако из-за несдержанности Мишки мальчики все-таки перессорились со всеми соседями.
Мальчики старательно трудились и вскоре площадка была закончена, а сделать освещение помог дядя Сережа. Подошла дворник тетя Даша и пыталась отобрать столб, но Мишка ей нагрубил и она нажаловалась управдому. Но столб ребятам удалось отвоевать.
Когда начались морозные деньки, мальчики начали заливать каток, причем сначала приходилось таскать воду в ведрах. Но дядя Андрей разрешил им пользоваться своим шлангом, и дело пошло быстрее. Наконец-то каток был залит и Миша объявил его открытым. Все сбежались кататься, даже те ребята, которые не принимали участие в строительстве площадки.
Поскольку желающих покататься было больше, чем места на катке, Мишка придумал ограничение. Теперь ребята, имеющие двойки на каток не допускались, а чтобы пройти на лед нужно было предъявить дневник.
В конце повествования мальчик утверждает, что самый первый каток в сезоне был открыт именно у них во дворе.
Главная мысль рассказа Носова заключается в том, что если чего-то очень хочешь, то можно этого добиться. Просто нужно приложить труд и старание, и тогда мечта превратится в реальность.
Кроме того, рассказ учит нас вести себя вежливо и даже в конфликтных ситуациях сохранять спокойствие. Тогда у вас будут хорошие отношения со взрослыми и множество верных друзей.
Девушка и месяц — краткое содержание чукотской народной сказки
Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Девушка и Месяц»
План пересказа сказки «Девушка и Месяц»
Кратчайшее содержание сказки «Девушка и Месяц» для читательского дневника в 5 предложений
Эта чукотская сказка мне очень понравилась прежде всего тем, что Девушка смогла обмануть Месяц и заставила его светить всем людям.Это интересная история в которой большую роль сыграл олень.
Волшебные существа — Месяц.
Пословицы к сказке «Девушка и Месяц»
Что просто, то и хитро.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Где силой не взять, смекалка поможет
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Девушка и Месяц»
Жила одна очень работящая девушка. Она все время пасла оленей, помогала отцу.
Однажды увидел олень как Месяц спускается с неба на нартах и предупредил девушку, что тот хочет украсть ее на небо. Вырыл олень ямку, спряталась в нее девушка, а олень ее снегом засыпал.
Не нашел Месяц девушку, удивился, опять на небо поднялся.
Девушка домой поспешила. Но отца дома не было и стала он прятаться.Решила она в светильник превратится. Тут и Месяц спустился, ищет девушку — найти не может, ведь светильник столь же яркий, как сам Месяц.
Вышел Месяц из чума, а девушка его дразнит — вот я.
Обратно зашел Месяц, а найти девушку не может. Так искал ее пока совсем не похудел.
Тут девушка повязала Месяц, поймала. Взмолился Месяц: «Отпусти меня. Буду для всего народа светить, ночь в день превращать».
Отпустила девушка Месяц, с тех пор он на небе и сверкает, а на землю не спускается — девушки боится, смышленая она очень.
Иллюстрации и рисунки к сказке «Девушка и Месяц»
Девушка и месяц. Чукотские сказки!! — Самоглядное Зеркало. Энциклопедия русской сказки
Девушка и месяц. Чукотские сказки!!
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница
отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще
дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в
стойбище за едой.
— Куда он? Зачем? — спрашивает девушка.
— Тебя утащить хочет! — говорит олень.
— Что делать? Унесет меня к себе!
Упряжной олень копытом снег разбросал — ямка получилась. Говорит он:
— Садись скорее сюда!
Девушка села. Олень снегом ее забросал. Нету девушки — одна снеговая
кочка!
— Что за диво? — говорит Месяц. — Куда девушка девалась? Не найти мне ее!
Уеду теперь, а потом опять спущусь. Тогда уж непременно найду ее и к себе
утащу!
— Поедем скорее в стойбище! А то Месяц усмотрит — опять спустится. Тогда
уж не спрятаться мне!
Села она на нарты. Понесся ее упряжной олень во весь опор. Примчались в
стойбище. Вбежала девушка в чум. Отца в чуме нет. Кто поможет.
— Я тебя превращу во что-нибудь! Может быть, в каменную плаху!
— Что же делать? Превращу тебя в светильник.
Села девушка. Олень копытом стукнул — превратилась она в светильник.
Горит светильник ярко, весь чум освещает.
Только стала девушка светильником, а Месяц опять обыскал все ее стадо и
примчался в стойбище.
Оленей своих привязал, вошел в чум. Стал искать. Ищет, ищет — найти не
может. Смотрит и между жердями, рассматривает всю утварь, каждый волосок на
шкурах, каждый сучок под постелями, каждую частичку земли в шатре — нигде
девушки нет!
А светильника не замечает, потому что светильник яркий и Месяц такой же
яркий.
— Диво! — говорит Месяц. — Где же она? Видно, вернуться мне надо.
Вышел из чума, стал развязывать оленей. Развязал, уселся на нарты.
Только собрался уезжать, а девушка выбежала, высунулась по пояс, засмеялась,
крикнула Месяцу:
Бросил Месяц оленей — опять в чум. А девушка опять превратилась в
светильник.
Принялся Месяц искать. Ищет между сучками и между листьями, между
шерстинками и между частицами земли — нигде девушки нет!
— О, что за диво! Где же она? Куда пропала? Видно, ни с чем придется
вернуться!
Только вышел из чума, стал развязывать оленей, а девушка высунулась по
пояс из полога, смеется, кричит:
Кинулся Месяц в чум, снова принялся искать.
Долго искал, все перерыл, а найти не может…
От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле-еле ногами переступает,
еле-еле руки поднимает.
Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик,
выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.
— Ого! — говорит Месяц. — Убьешь ты меня! Ну что ж, убивай, потому что я
сам виноват — с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в
полог, дай погреться, потому что озяб я…
— Как это озяб? Ты вечно на воле живешь, чума у тебя нет, бездомный ты,
оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!
Стал Месяц упрашивать девушку:
— Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему
народу.
Отпусти меня — я буду заметой твоему народу! Отпусти меня — я буду
превращать день в ночь! Отпусти меня — я твоему народу измерю год! Сперва я
буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод,
потто Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом
Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем
укорачивающихся дней…
— А когда выпущу, когда сильным станешь, когда окрепнут у тебя руки и
ноги, — не будешь за мной приезжать?
— О, не стану! Забуду! Куда — очень уж ты смышленая! Никогда больше не
сойду с верхового пути! Отпусти — засвечу!
80mishanya08 21 нояб. 2015 г., 1:09:24 (2 года назад) Рейтинг + 0 — Хороший вопрос 0 Жалоба Ответить + 0 — SerZZik 21 нояб. 2015 г., 2:34:50 (2 года назад) каждое из чисел 35 21 и 14 должно делится на число выражающее массу угла которую перевозит машина за рейс и покожити как делать
Жил среди чукчей человек, и была у него одна дочь. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.
1 Читательский дневник ученицы 2 «А» класса Курнявко Татьяны 3
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка – лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.
Однажды ночью её упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит: – Смотри, смотри! Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях. – Куда он? Зачем? – спрашивает девушка. – Тебя утащить хочет! – говорит олень.
Жила одна девушка-сирота. Злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота: Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет — сделает она шаг, опустит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла.
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в стойбище за едой.
Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит: — Смотри, смотри! Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях. — Куда он? Зачем? — спрашивает девушка. — Тебя утащить хочет! — говорит олень.
Дело было в давние времена. Чукотская девушка пасла оленей, заприметил ее красоту Месяц с неба, и хотел утащить к себе.
Один олень, оказался волшебным, он предостерег свою хозяйку и спрятал ее от Светила в снежный сугроб. Месяц спустился, а девушки нет. Он поискал, поискал, да обратно возвратился.
Тем временем, девушка, вместе со своим стадом пришла домой. В чуме, олень опять превратил хозяйку, правда, на этот раз в светильник.
Девушка и месяц — Сказки и стихи для детей
Худ. И. КузнецовБыл среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.
— Куда он? Зачем? — спрашивает девушка.
— Тебя утащить хочет! — говорит олень.
— Что делать? Унесёт меня к себе!
Упряжной олень копытом снег разбросал — ямка получилась. Говорит он:
— Садись скорее сюда!
Девушка села. Олень снегом её забросал. Нету девушки — одна снеговая кочка!
Спустился Месяц с неба, остановил своих оленей, слез с нарт. Ходит, осматривает всё кругом — девушку ищет. Не может найти! К кочке подошёл, макушку увидел — догадаться не мог, что это такое.
— Что за диво? — говорит Месяц — Куда девушка девалась? Не найти мне её! Уеду теперь, а потом опять спущусь. Тогда уж непременно найду её и к себе утащу!
— Поедем скорее в стойбище! А то Месяц усмотрит — опять спустится. Тогда уж не спрятаться мне!
Села она на нарты. Понёсся её упряжной олень во весь опор. Примчались в стойбище. Вбежала девушка в чум. Отца в чуме нет. Кто поможет.
— Я тебя превращу во что-нибудь! Может быть, в каменную плаху!
— Что же делать? Превращу тебя в светильник!
Села девушка. Олень копытом стукнул — превратилась она в светильник. Горит светильник ярко, весь чум освещает.
Только стала девушка светильником, а Месяц опять обыскал всё её стадо и примчался в стойбище.
Оленей своих привязал, вошёл в чум. Стал искать. Ищет, ищет — найти не может. Смотрит и между жердями, рассматривает всю утварь, каждый волосок на шкурах, каждый сучок под постелями, каждую частичку земли в шатре — нигде девушки нет!
А светильника не замечает, потому что светильник яркий и Месяц такой же яркий.
— Диво! — говорит Месяц.— Где же она? Видно, вернуться мне надо.
Вышел из чума, стал развязывать оленей. Развязал, уселся на нарты. Только собрался уезжать, а девушка выбежала, высунулась по пояс из полога, засмеялась, крикнула Месяцу:
Бросил Месяц оленей — опять в чум. А девушка опять превратилась в светильник.
Принялся Месяц искать. Ищет между сучками и между листьями, между шерстинками и между частицами земли — нигде девушки нет!
— О, что за диво! Где же она? Куда пропала? Видно, ни с чем придётся вернуться!
Только вышел из чума, стал развязывать оленей, а девушка высунулась по пояс из полога, смеётся, кричит:
Кинулся Месяц в чум, снова принялся искать.
Долго искал, всё перерыл, а найти не может…
От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле-еле ногами переступает, еле-еле руки поднимает.
Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик, выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.
— Ого! — говорит Месяц.— Убьёшь ты меня! Ну что ж, убивай, потому что я сам виноват — с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в полог, дай погреться, потому что озяб я…
— Как это ты озяб? Ты вечно на воле живёшь, чума у тебя нет, бездомный ты, оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!
Стал Месяц упрашивать девушку:
— Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему народу.
Отпусти меня — я буду заметой твоему народу! Отпусти меня — я буду превращать ночь в день! Отпусти меня — я твоему народу измерю год! Сперва я буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод, потом Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем укорачивающихся дней…
— А когда выпущу, когда сильным станешь, когда окрепнут у тебя руки и ноги,— не будешь за мной приезжать?
— О, не стану! Забуду! Куда — очень уж ты смышлёная! Никогда больше не сойду с верхового пути! Отпусти — засвечу!
Конспект по лит.чтению на тему «Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России…» (3 класс)
Тема: «Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», Чукотская сказка «Девочка и Месяц».
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.Урок слушания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).
ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать положительную мотивацию к учению; формировать способность к эмпатии.
Средства обучения: мультимедиа проектор, интерактивная доска, Хрестоматия для детей, рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова и др. 3 кл.Ч.1 УМК «Начальная школа XXI века».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
— Добрый день, ребята!
-Прочитайте высказывание римского философа, поэта Сенеки: «Живи для учения, учись для жизни». Подумайте и скажите, как вы его понимаете. (Нужно жить и постоянно учиться, саморазвиваться, а учиться нужно, чтобы знать, как жить, т.е. как поступать в тех или иных ситуациях, знать окружающую нас действительность…)
— Я тоже так считаю. Вот и сегодня мы будем учиться и узнаем новое для себя, что обязательно понадобится нам в будущем.
2. Актуализация знаний.
(На экране скороговорка). Слайд 2.
-Ребята, чьи иллюстрации вам понравились больше всего? Почему?
-Присказка- это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
-Я сейчас буду читать вам эту сказку, а вы внимательно слушайте и следите по тексту. Потом я буду задавать вопросы.
-Почему сказка названа «Елена Премудрая»? (Она является главным героем.)
—Откройте свои рабочие тетради на 21-й странице. Найдите и прочитайте задание №1 вслух.
Подчеркните слова, которые указывают, когда и где случились события, описанные в сказке «Елена премудрая».
В стародавние времена в некоем царстве, не в нашем государстве случилось одному солдату у каменной башни стоять на часах; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью.
-Выполните самостоятельно. Проверяем. Маша, что ты подчеркнула? У кого по-другому?
-Прочитайте задание № 2:
Кто помогал солдату перехитрить Елену Премудрую? Запишите.
-Запишите. Что вы записали? Верно.
-Какой был дворец? трон? ковёр? луг? змеи?
-Откройте хрестоматию на 53 странице. Сейчас мы будем читать чукотскую сказку «Девица и Месяц».
— В процессе чтения вам будут встречаться незнакомые слова. Давайте уточним их лексическое значение.
-Прочитайте начало и конец сказки. Сравните с зачинами и концовками русских народных сказок.
-Понравилась она вам? Почему?
-Откройте тетради на 22-й странице. Вместе выполняем задание №1:
Был среди____________ человек с одной дочерью. Девушка – лучшая_____________отцу. Каждое лето __________ она стадо далеко от своего _____, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём _________________________ в стойбище за едой.
-Куда он? Зачем? – спрашивает девушка.
-Тебя _________________хочет! – говорит олень.
— О каком народе говорится в сказке?
-Выполните самостоятельно задание №3:
Прочитайте монолог Месяца. Какие обещания он дал девушке? Подчеркните и объясните.
Стал Месяц упрашивать девушку:
– Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему народу.
Отпусти меня – я буду заметой твоему народу! Отпусти меня – я буду превращать день в ночь! Отпусти меня – я твоему народу измерю год! Сперва я буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод, потто Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем укорачивающихся дней…
— Проверяем. Какие слова вы подчеркнули?
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка – лучшая помощница отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в стойбище за едой.
– Куда он? Зачем? – спрашивает девушка.
– Тебя утащить хочет! – говорит олень.
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Итак, ребята, подведём итог. С какими произведениями мы сегодня познакомились?
-Какую из сказок вы расскажите родным, друзьям?
-Чем она вам понравилась?
-Были трудности при выполнении заданий? Какие?
-Записываем домашнее задание: подобрать 3 скороговорки и 1 потешку и выучить их.
-Спасибо вам, ребята, я убедилась, что вы умеете не только говорить, но и слушать. А это непременно понадобится вам при общении с другими людьми. Урок окончен. До свидания!
Анализируют свою деятельность на уроке