Чему учит божественная комедия

«Божественная комедия» Данте: через искупление к истине

О создании Божественной комедии известно немного. Данте Алигьери работал над поэмой последние 18 лет своей жизни, начав приблизительно в 1310-х гг. Божественная комедия, смысл которой раскрывается в процессе долгого путешествия героев по Аду, Чистилищу и Раю, является настоящей средневековой энциклопедией религиозно-нравственных знаний.

Краткое содержание Божественной комедии

Главные герои поэмы:

Интересно! Данте – не единственный реальный герой в Божественной комедии. В молодости автор был страстно влюблен в девушку по имени Беатриче, которая умерла будучи совсем юной. Несмотря на трагичность этой истории, поэт до последних дней пронес в себе эти чувства, трансформировавшиеся со временем из чувственной области в духовную.

Главному герою поэмы, в роли которого выступает сам автор Данте Алигьери, является тень мыслителя и поэта Виргилия. Он предлагает Данте провести его к его возлюбленной Беатриче, умершей 10 лет назад. Только на пути к Раю, где живет душа юной чистой девушки, ему придется пройти ад и чистилище. Данте, до сих пор скорбящий по ушедшей любви, соглашается. Он проходит вслед за своим проводником через врата Ада. Именно это путешествие, подойдя к завершению, раскроет философский, моральный, психологический смысл Божественной комедии Данте Алигьери.

На заметку! Жанр произведения, определяемый в самом названии, как комедия, не имеет отношения к действию, разыгрываемому на сцене. Смысл названия Божественной комедии в том, что в поэме, в отличие, например, от трагедии, предполагается обязательный хороший конец.

Круги Ада

Ад представляет собой гигантскую воронку, одним концом достающую до самого центра земли и состоящую из девяти кругов:

Чистилище

Пройдя все девять кругов Ада, Данте оказывается в Чистилище, где бесконечно счастлив вновь увидеть небеса и солнечный свет. Здесь нашли пристанище души грешников, которые успели раскаяться перед смертью, воинов, павших в бою и погибшие насильственной смертью. Перед входом ангел начертил у них на лбу по семь букв Р (Г-грех).

Чистилище также включало в себя несколько кругов:

К этому моменту буквы на лбах, символизирующие семь смертных грехов, стираются. Лишь стена огня отделяет их теперь от Рая.

В Земной части Рая, в кторой жили бы все люди, если бы Евой не был совершен первозданный грех, Данте встречает душу своей возлюбленной Беатриче,

Вместе с ней герой отправляется в Рай Небесный, который поделен на небеса:

Далее странники возносятся в высшую сферу Вселенной – Эмпирий. Простившись с душой возлюбленной, вернувшейся обратно в Земной Рай, Данте встречает своего нового проводника – старца Бернара. Здесь, в конце своего путешествия, герой поднял глаза и увидел ослепительное яркое сияние. В этот момент Данте обрел самую великую из всех истин – узрел Бога. Благодаря любви душа героя навсегда оборачивается к свету. В этом и заключается смысл Божественной комедии Данте.

Интересно! Последние главы поэмы долгое время не могли отыскать. Говорят, что их местонахождение приснилось сыну Данте, который нашел их именно там, куда указывал его сон.

Божественная комедия: смысл поэмы

В поэме Божественная комедия смысл имеют два образа: Данте и Беатриче. Герой выступает в роли созерцателя, бездейственно наблюдающего за происходящими событиями. Его эмойиональное состояние подвергнуто изменениям и переходам. В одни моменты от вспыльчивый, ослепленный гневом, в другие – жалостливый, иногда беспомощный. Этот прием используется автором для того, чтобы показать героя, как живого человека.

Беатриче же – символ мудрости, добра. Став проводником Данте, она всюду показывает ему любовь во всех ее проявлениях. Ее образ настолько убедителен, что Алигьери пленяется им и следует за ней, куда бы она не звала. И как результат – достигает высшей мудрости и познает небесную истину.

Основной смысл, вкладываемый Данте Алигьери в Божественную комедию – необходимость осознания человеком своей грешности и стремление к духовному восхождению, к нравственности, к Богу. По мнению автора, только осознав, приняв и раскаявшись в грехах, искупив их страданиями, можно обрести наконец душевный покой.

Изначально все люди грешны. Ведь из-за непослушания они были изгнаны из Эдема, называемого в Божественной комедии Земным Раем. Поэтому чтобы очиститься от скверны, нужно пройти все круги Ада, Чистилища, и достигнуть сначала Земного, а затем и Небесного Рая.

«Смотри и стремись к высшему» — в этих словах как раз и заключен смысл Божественной комедии. Автор желает указать людям путь к истине. Но при этом он сам далеко небезгрешен, потому что живой человек.

Нельзя не отметить, что Данте ни в коем случае не считал церковь посредником на пути человека к Богу. Это было очень смелое мнение для того времени. А его слова о том, что папам римским уготовано место в Аду показывают его отношение к церковникам в целом. В поэме Божественная комедия смысл заключается в том, что только сам человек может признать, раскаяться и искупить. И только такая цепочка действий приведет его к высшему духовному, к нравственному, к Богу.

Источник

Cмысл поэмы Данте «Божественная комедия»

Данте написал свою “Божественную комедию” в период с 1308 по 1321 год и показал в ней всю суть жизни после смерти человека. Произведение делится на три части с характерными названиями: “”Ад”, “Рай” и “Чистилище”. Герой в сопровождении Вергилия отправляется в потусторонний мир, чтобы посмотреть, что ожидает человека после того, как его земная жизнь подойдет к концу. Герою предстоит пройти все 9 кругов ада, ознакомившись с мучениями душ, которые жили в грехе: не смогли успокоить свое пристрастие к запрещенному, насиловали, убивали, лгали, воровали, занимались чревоугодием. Каждый из них испытывал сильные муки, которые не имели конца и продолжались целую вечность.

В “Чистилище”герой видит, как души очищаются от семи грехов, которые совершили при жизни и получают возможности оказаться в Раю. В Рай душа попадает только в том случае, если искренне раскаивается в содеянном и отказывается от мысли о том, чтобы грешить. Данте видит в Раю всех блаженных и борцов за веру, Иисуса и Деву Марию. Рай — это высшая степень блаженства, в которой могут находится только те, чья жизнь была без греха или кто раскаялся в содеянном и решил посвятить свою загробную жизнь служению высшим силам и борьбе за веру.

В чем смысл этого произведения? Это видение автора, его понимание загробной жизни — той, что ожидает каждого из нас после смерти. Чтобы попасть в Рай, человеку нужно признать все свои грехи и ошибки, которые он совершал в жизни, начать верить в Бога и служить только ему. В противном случае душа остается в Аду и бесконечно испытывает муки за содеянное при жизни.

Современные реалии жизни указывают на то, что вера и религия стремительно уходят на второй план. Все больше людей предпочитают опираться на науку и исследования, а не на рассказы из Библии. Для времен Средневековья “Божественная комедия” была нормативной книгой, но для современного мира это не более чем сказочная история, основанная на рассказах из Библии. На самом деле никто не знает, то нас ожидает после смерти, и верить тому, что все, кто жил не по заповедям, обязательно попадут в рай — нелогично.

Человек должен заботиться о жизни при жизни, как бы странно это не звучало. Жить нужно здесь и сейчас, потому что никто не знает, после биологической смерти попадет он в иное измерение или его душа переродится в нового человека и продолжит свое существование на этой земле. Нужно наполнять свое сознание, любить мир, искать в нем только хорошее и желать все для того, чтобы познать себя. Понимание того, кто ты есть и что тебе нужно в этот момент (мы не говорим сейчас о материальных вещах) дорогого стоит. Люди идут к самопознанию всю свою жизнь, иногда безуспешно пытаясь разобраться в себе и своем истинном предназначении в этой жизни. Важно быть мудрым, мужественным и справедливым, надеяться только на себя и отвечать за свои слова, мысли и поступки.

Каждый человек сам себе судья и сам за себя решает, как ему строить жизнь: во что верить, от чего отказаться и к чему прийти. Конечно, не стоит забывать о заповедях Бога: они несут моральные установки, который приняты в обществе. Нельзя воровать, убивать, лгать, сплетничать, нужно любить близких и родных, почитать родителей и стараться нести в этот мир только счастье и радость. Но далеко не все зависит от этих заповедей: не все люди придерживаются их, и очень часто с такими людьми нам приходится сталкиваться в реальной жизни. Поэтому важно строить свою жизнь, исходя из взаимоотношений с окружающими, помня о заповедях. Они напоминают о том, что ты человек и нужно вести себя так, как ты хочешь чтобы к тебе относились окружающие.

Источник

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

Автор: Guru · 29.11.2017

Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» — шедевр мировой литературы — продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

История создания

«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

Жанр и направление

«Комедия» — особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане — это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.

По направлению — это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII — XVII веков.

Композиция

Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.

Описание ада

«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

В шестом и седьмом за последствия зверства:

В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.

Описание чистилища

«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.

Описание рая

«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.

О чем?

Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

Образ Данте

Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

Проблематика

Смысл

«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

Особенности

«Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.

Источник

Анализ поэмы «Божественная комедия» (Данте Алигьери)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.03.2020 · Обновлено 18.03.2020

Средневековье является одним из самых больших периодов обозримой человеческой истории. Его влияние на общеевропейскую культуру, мировоззрение и философию трудно переоценить. Несмотря на то, что Средневековье принято называть не иначе, как «Тёмными веками», оно подарило мировой литературе множество уникальных произведений. Одним из самых известных и значимых литературный произведений периода Средневековья, ставших, по мнению многих, пиком всей средневековой культуры, считается творение итальянского писателя и мыслителя Данте Алигьери «Божественная комедия», ознаменовавшая собою конец Средних веков и начало эпохи Возрождения.

История создания

Большая часть жизни Алигьери была связана с его родным городом – Флоренцией, где он занимался научной, литературной и политической деятельностью. В то время в городе боролись две партии – Гибеллины, считавшие, что Флоренция должна присоединиться к Священной Римской Империи, и Гвельфы, выступавшие за ограничение власти императора и усиление власти Римского Папы. Алигьери был сторонником второй группировки, и за это, когда на очередном этапе политической борьбы Гибеллины стали брать верх, был изгнан из города.

Весь остаток своей жизни писатель провёл в постоянных переездах, так никогда и не вернувшись в родной город. В этот период он создал множество лирических произведений, в которых рассуждал о судьбе, людях и счастье. Он ощущает упадок сил и подводит итоги своей жизни. Именно в это время он и начал писать знаменитую «Божественную комедию», к работе над ней он приступил в 1306 году. Работа над произведением продолжалась вплоть до 1321 года. В том же году Данте Алигьери умер, заболев малярией.

История написания «Божественной комедии» немыслима без личной истории Данте. Будучи уже зрелым человеком, на склоне лет, он влюбляется в юную красавицу Беатриче. Она становится музой писателя. Но несчастная девушка не успела стать женой своего обожателя: она пала жертвой чумы. Данте был в отчаянии, потеряв ее, и больше никого не смог полюбить. Он, как и все верующие люди, ждал смерти, чтобы соединиться со своей избранницей на небесах. Поэтому образу Беатриче уделено свое место в поэме.

Жанр и направление

«Божественная комедия» представляет собой поэму – крупное произведение в стихотворной форме. Оно носит лиро-эпический характер, сочетая в себе, с одной стороны, цельный сюжет, масштабные и важные события, а с другой, внутренние переживания и рассуждения лирического героя об абстрактных вещах, аллегоричность и символичность. Указание «комедия» не отражает жанр произведения. Просто по существующим канонам Данте не мог назвать свой труд трагедией, так как писал его не на латинском языке.

Направление творчества Данте находится на стыке двух эпох: с одной стороны, перед нами типичная для Средневековья поэма, но с другой, уже угадываются черты культуры Возрождения. Наряду с христианской моралью (язычники в поэме отбывают наказание за свою веру) соседствуют многочисленные отсылки к древнегреческому искусству, гонимому в Средние века. Так, проводником Данте выступает древнеримский поэт Вергилий, а размер, в котором написан текст, является «фишкой» древнегреческого поэта Гомера. Так, «Божественная комедия» впитала в себя влияние двух эпох и мировоззрений.

Смысл названия

Особый интерес вызывает название этого произведения «Божественная комедия». Давая ему название, Алигьери опирался на литературные нормы своего времени. Тогда поэмы строго делились на трагедии, в которых затрагивались сложные философские вопросы, и комедии, в которых рассуждали о более приземлённых аспектах жизни. Казалось бы, такое серьёзное произведение должно было считаться трагедией, но по нормам средневековья трагедией могла считаться только поэма, написанная на латинском языке, а Данте писал на итальянском, который традиционно считался языком комедий. Повинуясь общепринятым нормам, Алигьери дал назвал свою поэму просто «Комедией».

В дальнейшем поэма Данте так и называлась. Лишь спустя два десятилетия после смерти поэта не менее талантливый итальянский писатель, стоявший у истоков Возрождения – Джованни Боккаччо, высоко оценивая вклад Данте Алигьери в итальянскую литературу, дал «Комедии» эпитет «Божественная», с которым она и вошла в историю.

Композиция

Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Сюжет представляет из себя путешествие по трём этим областям.

Суть: о чём поэма?

Повествование начинается с того, что герой Данте, достигнув тридцати пятилетия, теряется в тёмном лесу, где на него нападают три зверя: лев, волчица и пантера. От гибели героя спасает дух древнеримского поэта Вергилия.

Вергилий поясняет, что был он был послан усопшей возлюбленной главного героя – Беатриче, с заданием – провести героя в Рай через Ад и Чистилище.

Именно на самом дне Ада Вергилий открывает герою дверь, которая приводит их в Чистилище. Сначала герои сталкиваются с душами раскаявшихся в смертный час, а также королями и императорами, одержимыми мирскими делами. Перед подъёмом ангел наносит герою на лоб семь символов, соответствующих семи смертным грехам. После преодоления каждого круга ангелы стирают по одному символу.

Очистившись от земных грехов и попрощавшись в Вергилием, главный герой входит в Царство Божие, где встречает свою возлюбленную Беатриче. Минуя первое небо – обитель нарушивших обеты праведников, второе небо, где наслаждаются вечностью правители-реформаторы и невинно пострадавшие, третье небо, где пребывают истинно влюблённые, четвёртое небо – обиталище величайших учёных и мыслителей, пятое небо, где наши свой покой величайшие защитники веры, шестое небо – обитель справедливых правителей, седьмое небо – где обитают души великих теологов и богословов, восьмое небо, где герой встречает апостолов Христа, девятое небо, где обитают ангелы и святые, и, наконец, герой добирается до десятого неба, где на вершине блаженства, созерцая самое сердце мироздания, он приходит к выводу, что именно любовь является тем, что движет всю Вселенную.

Главные герои и их характеристика

Главные герои «Божественной комедии» покинули ад и рай, чтобы предстать перед Вами в таблице от Многомудрого Литрекона:

Лирический герой (Данте)мужчина тридцати пяти лет, на момент начала повествования пребывающий в растерянности и сомнениях. Чтит Бога и искусства, к павшим грешникам же, как правило, не проявляет ни малейшего сочувствия. После погружения в пучину отчаяния во время путешествия по Аду проходит путь духовного перерождения, становясь мудрее и праведнее. Достигнув просветления и узрев высшее проявление божественного, приходит к выводу, что в основе всего сущего лежит любовь.
Вергилийдревнеримский поэт, заточённый в первом круге Ада. Несмотря на своё языческое вероисповедание, становится исполнителем божественной воли, проводником и учителем для Данте. Во время путешествия проявляет твёрдую натуру, не боится никаких трудностей, даже чудовищ преисподней. Символизирует собой искусство.
Беатричеумершая возлюбленная героя, воплощает в себе недостижимый идеал писателя, ту самую любовь, которая придаёт всему бытию смысл.

Тематика поэмы «Божественная комедия» заинтересует каждого вдумчивого читателя, который тоже оказался в темном лесу своей жизни:

Проблемы

Проблематика поэмы «Божественная комедия» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если читатель напишет, чего недостает, в комментариях.

Основная идея

«Божественная комедия» скомпилировала в себе основы христианской мифологии и мировоззрения. С её помощью Данте Алигьери хотел рассказать об истинных и ложных ценностях, показать становление и возвышение человеческой души через любовь и красоту. Это и есть смысл поэмы «Божественная комедия».

Также эта поэма во многом является зарисовкой нравов и взглядов, царивших тогда в среде итальянских интеллектуалов. Распределяя реальных исторических деятелей в Рай или Ад, Алигьери во многом предвосхитил те взгляды на историю человечества, которые станут актуальными уже после его смерти. Но главная мысль поэмы «Божественная комедия» состоит в том, что человек должен постоянно тянуться к свету и совершенствовать свою душу, иначе он погубит ее для вечной жизни.

Чему учит?

Эта поэма учит нас тому, что, как бы ни была тяжела жизнь, человек не должен сдаваться и отчаиваться. По мнению писателя, в трудной ситуации люди должны опираться на искусство, красоту и любовь. Таковы нравственные уроки книги.

«Божественная комедия» осуждает обжорство, прелюбодеяние, уныние, гнев, ложь, лицемерие, предательство и даже посредственность. Автор заставляет задуматься о том, что верить на словах недостаточно. Нужно делать добро и проявлять себя в мире людей, чтобы открыть райские врат.

Критика

«Божественная комедия» оказала огромное влияние на современников Данте, во многом сформировав представление массы христиан о загробной жизни, а также плеяду «семи смертных грехов», которые остаются актуальны для многих и по сей день.

Творение Алигьери нашло своё отражение и в русской литературе даже спустя много веков после смерти самого творца. «Божественной комедией» вдохновлялся Александр Пушкин, создавая свои мистические повести и рассказы. А Николая Гоголя это поэма вдохновила на создание «Мёртвых душ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *