Чему учит басня три калача и одна баранка

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 17 августа 2018 г.

Толстой Л. «Три калача и одна баранка»

Лев Толстой, сказка «Три калача и одна баранка»

Жанр: литературная бытовая сказка

Главные герои сказки «Три калача и одна баранка» и их характеристика

Чему учит сказка «Три калача и одна баранка»
Сказка учит не жалеть о сделанном. Учит понимать причины и следствия. Учит покупать еды в меру. Учит думать головой.

Отзыв на сказку «Три калача и одна баранка»
Занимательная история про глупого мужика, который решил что маленькая баранка насытила его лучше, чем три огромных калача. Конечно же, основную роль сыграли калачи, а баранка просто довершила начатое.

Пословицы к сказке «Три калача и одна баранка»
С одной ягодки сыт не будешь.
Сыт, пока быка съел.
Последняя капля переполняет чащу.
Всему своя причина.
Без ветра дерево не шатается.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Три калача и одна баранка»
Ходил мужик по базару и сильно проголодался. Тогда купил он калач и съел его. Но голод не унимался. Купил мужик второй калач и тоже съел его. И все равно остался голодным.
Делать нечего, пришлось покупать третий калач. Но и после третьего калача мужик чувствовал муки голода.
Тогда мужик купил связку баранок и когда съел одну из них, сразу почувствовал, что насытился.
И ударил себя мужик по затылку со словами: «Зачем же я калачи покупал, когда надо было сразу одну баранку купить!»

Рисунки и иллюстрации к сказке «Три калача и одна баранка»

Источник

Л. Толстой Три калача и одна баранка.

Почему мужик глупый?

Это бытовая сказка или нет, почему?

Чему учит басня три калача и одна баранка. answer avatar. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-answer avatar. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка answer avatar.

Чему учит басня три калача и одна баранка. answer avatar. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-answer avatar. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка answer avatar.

Короткая история сказки такова: Мужик ходит по базару и проголодался, находит где продают калачи и купив три подряд не наедается, после этого покупает баранку, съев ее он понимает что сыт.

И приходит к мысли, что надо было сразу съесть баранку и не переводить деньги на три больших калача.

Глупость мужика выражается в непонимании того, то он насытился именно большими калачами, а баранка просто стала последней каплей и если бы мужик сначала съел баранку он бы точно не насытился.

И это точно бытовая сказка, так как она рассказывает о обычной жизни человека и ее сюжеты таковы, что могут произойти в любой момент с любым человеком.

Чему учит басня три калача и одна баранка. . Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка .

Чему учит басня три калача и одна баранка. answer avatar. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-answer avatar. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка answer avatar.

О чем сказка, краткое содержание:

Жили два брата, богатый и бедный. Бедный пришел под Новый год попросить у богатого мяса в долг, но тот кинул ему лишь коровью ногу и крикнул, чтобы тот проваливал хоть к самому Хийси (в карельской мифологии дух леса). Бедняк и пошел к Хийси, нашел к нему дорогу и поступил так, как ему дровосеки. Хийся в благодарность за коровью ногу отдал волшебный жернов, который мог намолоть что угодно. Бедный брат с помощью жернова накормил всю семью, а богатый узнал про жернов и попросил на время, тот и отдал, а обратно забрать не смог.

Богатый брат поехал ловить и солить рыбу, а жернову велел молоть соль. Насолив рыбы, рыбаки уснули, а жернов намолол соли столько, что лодка со всеми затонула. Так и мелет жернов соль, поэтому вода в море соленая.

Главная мысль, смысл сказки можно выразить в поговорке, или пословице: жадность до добра не доводит. Богатый поплатился жизнью, а бедный по своей простоте не смог удержать свой подарок при себе.

Чему учит басня три калача и одна баранка. answer avatar. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-answer avatar. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка answer avatar.

Чему учит басня три калача и одна баранка. answer avatar. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-answer avatar. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка answer avatar.

В рассказе Толстого «Акула» мы видим двух легкомысленных ребят, весело плескавшихся в открытом море. Они не заметили, что к ним быстро приближается акула, зато это заметили на корабле. Лодка с матросами была отправлена, но она не успевала спасти ребят, а акула уже была в двадцати шагах от купающихся.

Чему учит басня три калача и одна баранка. GXYJrNpC4fqHIgYCf7zL3qVKmnRyybR. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-GXYJrNpC4fqHIgYCf7zL3qVKmnRyybR. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка GXYJrNpC4fqHIgYCf7zL3qVKmnRyybR.

Чему учит басня три калача и одна баранка. answer avatar. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-answer avatar. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка answer avatar.

У меня здесь нет друзей. Я вообще думал, что друзья только в жизни реальной иметься должны. Как тут друзья приобретаются не могу понять пока. Читаю вопросы и ответы про путешествия и про отношения. Интересно. Плохо что голосовать нельзя уже. Тупо лимит какой то. Все мои друзья приходят в гости или я к ним, а здесь только вопросы и ответы. Еще пёс у меня тоже друг реальный. Остальное понарошку.

Чему учит басня три калача и одна баранка. answer avatar. Чему учит басня три калача и одна баранка фото. Чему учит басня три калача и одна баранка-answer avatar. картинка Чему учит басня три калача и одна баранка. картинка answer avatar.

В рассказе «Замазка» действуют двое озорных мальчишек, которых зовут Шура и Костя. Оба мальчика пытаются развлечься, для чего начинают лепить из оконной замазки различные фигурки. Далее они отправляются в кинотеатр, не забыв взять с собой замазку.

В кинотеатре ребята то и дело попадают в смешные ситуации, и все они связаны со злополучным кусочком замазки. Сначала на замазку усаживается человек, затем Костя чуть не съел замазку, приняв её на пряник. После этого до конца фильма мальчишки заняты тем, что ползают в поисках замазки, которая упала на пол.

Зря ребята в кино пошли, ведь они толком ничего не увидели. А все потому, что были невнимательны, поскольку за замазкой не следили. Главная мысль рассказа сводится к тому, что нужно стараться следить за своими вещами. А если уж оплошал, то нечего ругать в этом других людей. Нужно быть ответственным за свои действия и поступки.

Источник

Конспект урока по литературному чтению.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Литературное чтение 19.01


Тема : Лев Николаевич Толстой «Три калача и одна баранка ».

Цели: Выявить смысл сказки Л. Толстого «Три калача и одна баранка»; задуматься над вопросом, что же в сказке Л. Толстого главное, для чего он написан; поразмышлять над тем, кто главный герой рассказа ; обсудить вопрос о характере главного героя, обсудить роль персонажей в рассказе, смысл финала.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

— Для чего нужны книги? Какие книги вы знаете?

— Из каких еще источников мы узнаем полезную информацию? (Телевизор, радио, компьютер)

— А чему вы отдаете предпочтение?

— Что появилось раньше?

— Что удобнее взять с собой в дорогу или на необитаемый остров?

— Без книг не можем мы прожить. Давайте вспомним пословицу, которая подтверждает это. (Испокон века книга растит человека.)

Книжек умных, интересных,

В городах, станицах, селах …

Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Помогают книги стать.

III. Постановка цели урока.

— Открываем учебник на странице 78.

— С каким рассказом мы познакомимся?

— Кто автор этого произведения?

— Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете?

— А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…

IV. Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было еще двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. 82 года Л.Н.Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

V. Чтение сказки «Три калача и одна баранка» и работа над содержанием.

1). Первичное восприятие рассказа.

– А сейчас внимательно послушайте сказку и подумайте, сюжет этого рассказа выдуман писателем или нет?

(Дети слушают произведение в записи.)

– Как вы думаете, сюжет этой сказки выдуман писателем?

– Почему вы так думаете?

– Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле.

– Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?

– Кто является главным героем сазки?

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

2). Чтение сказки детьми по цепочке.

—Что хотелось мужику?

—Что сделал мужик, после того как съел баранку?

Источник

Технологическая карта урока в начальной школе «Русская народная сказка «Три калача и одна баранка»

Технологии:

технология развивающего обучения;

технология здоровьесбережения;

технология проектной деятельности

Цель: формирование читательских навыков, умения понимать содержание текста, анализировать его, строить высказывание на основе прочитанного художественного текста.

— уметь различать жанры устного народного творчества;

— характеризовать героев сказки;

— совершенствовать навык чтения;

— находить главную мысль в произведении;

— выразительно читать произведение;

— уметь передавать содержание произведения.

— воспринимать информацию, представленную в разных видах;

— сравнивать, анализировать, высказывать предложения, делать выводы;

— участвовать в коллективном обсуждении проблем;

— уметь слушать учителя, одноклассников;

— употреблять вежливые формы обращения;

— сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе;

— уметь с точностью выражать свои мысли, отвечать грамотно на поставленный вопрос.

— с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель, задачи, тему урока;

— самостоятельно организовывать своё рабочее место;

— осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— осуществлять самоконтроль и самооценку

— придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Формы организации взаимодействия: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная.

Основные понятия,термины: сказка, жанр, быт, мудрость, богатство, добро, калач, баранка, ярмарка.

Межпредметные связи: математика, русский язык, музыка, физическая культура.

Оборудование: экран, проектор, магнитная доска, ноутбук,

наглядные пособия (презентация, дидактический материал (карточки для работы, схемы для чтения, словари, аудиозапись, реквизит (калач, баранка, шляпы, декорация для инсценировки сказки)

Использование УЛО: ПРОкласс

Форма контроля: учитель – ученик, ученик – ученик;

Ход урока:

Настрой на урок

1. Учитель (в руках кукла) Ой, Петрушка! Куда это мы с тобой попали? Шли на ярмарку, а попали… школу, на урок). Надо поздороваться с ребятами и гостями.

2.Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, позвольте представиться. Романова А. В. проведу урок литературного чтения.

3.Учитель: Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Чудесных открытий желаю я вам.

4.Учитель: (обращается к кукле) На ярмарке ты бывал, а вот на уроке нет. Будешь тоже учеником.

5.Учитель: Прочитаем вместе.Эпиграф: «Вы талантливые дети!

Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь,

какие вы …. (умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно … (работать) над собой, ставить новые ….(цели) и стремиться к их достижению. (Ж. Ж. Руссо)

6.Учитель: Девизом нашего урока будут слова «Тот, кто хочет много знать – должен сам всё постигать!»

1. Работа над смыслом «Сказка мудростью богата»

Учитель: Ребята, чем занимаются на уроках литературного чтения? (ответы детей).

Учитель: Каждый урок литературного чтения – это новая встреча с героями, новыми писателями, новыми произведениями.

Учитель: Скажите, пожалуйста, над каким разделом вы работаете? («Сказка мудростью богата») – хоровое чтение

Учитель: Что такое сказка? (Сказка – это вид устного народного творчества, жанр фольклора, это вымышленная история со счастливым концом, где добро побеждает зло)

Учитель: кто сочиняет сказки? (Народ и автор)

Учитель: Назовите виды народных сказок по содержанию (волшебные, сказки о животных и бытовые)

Учитель: Что такое мудрость? (Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)

Учитель: Что такое богатство? (Богатство – это обилие материальных ценностей, денег, но важнее в жизни духовные ценности)

Вывод: Вот этими ценностями и богата сказка и этими богатствами она с нами делится.

Учитель: Я попрошу вас поработать в группе.

Учитель: На столе у вас лежат волшебные шляпы. В шляпе находится послание. Нужно прочитать послание и определить из какой сказки отрывок. (читают отрывок самостоятельно, потом один представитель из каждой группы)

— Какой народ сочинил данную сказку?

Учитель:Вывод: В России живут люди более 200 (духсот) национальностей. Живут дружно и стараются узнать о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга. Мудрость, честность, доброта, преданность, скромность всегда ценились разными народами.

Новая тема урока

1.Учитель: Познакомимся с произведением, название которого вы сможете определить, расшифровав запись

(3 калача и одна баранка)

(толковые словари положить на парту)

4.Учитель: говорит о разнообразии словарей

5.Учитель: предположите жанр произведения (сказка)

6.Учитель: предлагает составить план работы над сказкой (карточки на магнитной доске)

— познакомиться со сказкой

— определить вид сказки

— определить, чему учит сказка

7.Учитель: Давайте знакомиться со сказкой.

Глазки дружно закрывайте

Сказку в душу пропускайте

8. Чтение сказки (прослушивание аудиозаписи)

9.Учитель: О чём или о ком говорится в сказке? (ответы детей) (о быте, о жизни)

10.Учитель: ситуация, которая разыгралась здесь, происходила в реальной жизни. Слова жить и быть очень близки. Можно сказать, что сказка жизненная.

11.Учитель: Определите вид сказки по содержанию (бытовая)

1.Учитель: (обращает внимание на план)

— Познакомились со сказкой (да)

— Определили вид сказки (да)

2.Учитель: В сказках, героям приходится преодолевать препятствия, сталкиваться с трудностями. Петрушка приготовил для вас испытания и хочет проверить, как вы внимательно слушали сказку. Предлагает поработать (ПРОкласс)

1. Определи жанр прослушанного произведения

Б) Сказка

2. Определи вид сказки по содержанию

3. Сколько было калачей?

В) Не было калачей.

4. Как называется сказка?

А) Три калача и одна баранка

Б) Один калач и три баранки

В) Калач и баранка

Учитель: Испытания прошли, теперь поиграй Петрушка с ребятами.

Ча – ча – ча (3 хлопка)

Печка очень горяча (2 прыжка)

Чи – чи – чи (3 хлопка)

Печёт печка калачи (присели 2 раза)

Я калачика хочу (глажу животик)

Работа над текстом

1.Учитель: Понравилось ли вам чтение диктора? Почему? Что можно отнести к достоинству? (Очень важно читать чётко, красиво, так, чтобы тебя все понимали)

1. Речевая разминка (предлагает прочитать выражение) Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается

2. Самостоятельное чтение произведения

3. Работа над сказкой

— Кто герой сказки? Каким вы себе его представили? Понравился ли вам герой? Почему? (пункт плана)

— Почему же мужик огорчился, что сразу не сообразил и не съел одну баранку? (он был глупый и не понял, что он был сыт уже после съеденных калачей)

— Какой же мудростью богата эта сказка? (высмеивает глупость)

— Чему она учит? (не попадать в нелепые ситуации) (пункт плана)

5. Чтение сказки детьми

— Как вы думаете, кто сочинил эту сказку: молодой или старый человек? (пожилой, мудрый человек, который имеет опыт)

— Почему эта сказка дошла до наших дней? (они нас учат быть честными, порядочными, не завидовать, не попадать в смешные ситуации)

Учитель: Мы с вами работали над народной сказкой, но есть сказки, авторские. В этом году, 15 февраля, исполняется 85 лет со дня рождения нашего земляка, писателя Владимира Никифоровича Бондаренко. Библиотека, которая находится на улице Куйбышева, названа в честь него. Мне хотелось вам порекомендовать прочитать его сказки (рекомендации)(выставка книг)

Включение нового знания в систему знаний

1.Учитель: (предлагает отправиться на ярмарку). Что такое ярмарка?

Распределение ролей (мужик, продавцы, зазывала, покупатели)

(играет музыка «Ярмарка)

Глашатые: (говорит петрушка) Собирайся народ!

В гости ярмарка идёт!

Покупай калачи да бараночки.

Учитель: С ярмарки вернулись на урок.

1.Учитель: вернёмся к нашему разделу «Сказка мудростью богата». Какие качества воспитывает сказка?

Учитель: Я верю, что сказки заронили в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут прорастать и приносить хорошие плоды, напишем на зёрнышках (которые лежат у вас на столе) напишем одно доброе слово, соединим их в колосок. Мы этими зёрнышками засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.

(добро, мир, хлеб, спасибо, красота,) – подскажите друг другу

Итог урока

1.Учитель: Петрушка! А стихи про сказки бывают? (беру в руку Петрушку, расскажем стихотворение про сказку, а если ребята его знают, будут говорить вместе с нами

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Пусть добро навеки

Учитель: а ум торжествует над глупостью

2.Учитель:предлагает детям продолжить фразу: «Сегодня на уроке мы (читали, знакомились с новым произведением, сотрудничали, отвечали на вопросы, встретились с новым героем)

1.Учитель: В шляпах у вас лежат сказочные калачи и баранки. Возьмите калач те, у которого сегодня на уроке всё получилось, было легко, не было трудностей. Возьмите баранки те, у кого не всё получилось и возникали трудности. Соедините руки в группах и скажите друг другу спасибо.

2. Я тоже хочу продолжить «Сегодня на уроке я была довольна вашими ответами, гордилась вами, что вы большие молодцы, благодаря вам цель нашего урока была достигнута»

3. Спасибо за урок.

Технологическая карта урока по технологии «Блюда из яиц» для 5 класса Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс «Профессии» Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: «Стихотворение.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Источник

Педагогическая мастерская «Исследование литературного текста»

Начинаем работу педагогической мастерской учителей начальных классов. Вас интересуют подходы к исследованию литературного текста. У каждого из присутствующих есть размышления по поводу содержания данного вопроса, накоплен опыт и есть желание поделиться этим с коллегами. И, конечно, каждый из вас хочет открыть для себя новые приёмы работы с текстом, чтобы потом применять их в своей педагогической практике.

Эпиграфом нашей работы будут слова А.М. Леонтьева:

«Есть «только один путь: сохранить саму ситуацию общения с искусством, заставить человека снова и снова создавать, творить переживания, а не воспроизводить его по готовому эталону»

Уважаемые учителя! Разделите мысленно лист на две части. В левом верхнем углу нарисуйте солнышко, а в правом верхнем углу нарисуйте снежный холмик. Распределите понятия по столбикам. Если понятие близко вам, вы используете его в работе, запишите в левый столбик, если что-то вами еще не исследовано, то запишите в правый столбик: этап восприятия текста, комплексный анализ текста, модель современного урока, формирование нравственных понятий, типы, стили речи.

Работа в группах

Познакомьтесь с рассказом Л. Н. Толстого «Три калача и одна баранка»

Прошел этап восприятия (понимания) вами текста. Первые эмоции отразились на ваших лицах.

На первом этапе ваше внимание должно быть обращено на реакцию детей, выраженную, прежде всего, в вопросах о том, что же осталось непонятным, необычным, что удивило, вызвало определенные чувства. Начинается диалог между автором и читателем. Это этап самопознание ученика-читателя.

В начальной школе не все ученики способны сразу целостно осмыслить текст. Начинается диалог между учителем и учениками, то есть это второй этап. Он предполагает анализ текста, его интерпретацию (толкование).

Познакомьтесь с «Памяткой для анализа текста любого типа речи». Будем мы работать по группам.

Давайте дадим определение, что такое рассказ, басня.

в) Докажите, что вы прочитали текст.

Ответ: Перед нами текст. В нем говорится о случае, о событии, о действиях, которые шли друг за другом, развивались, а затем прекратились, потому что закончились.

г) Определите тип текста.

Ответ: перед нами повествовательный текст: в нем говорится о случае, о событии, о действиях, которые шли друг за другом, развивались, а затем прекратились, потому что закончились.

повествованиеописаниерассуждение
Как это случилось?Какой?Почему?

д) Представьте, что вам нужно пересказать этот текст не словами, а с помощью фотоснимков.

Сколько снимков у вас получится после прочтения рассказа Л.Н. Толстого?

повествованиеописаниерассуждение
Несколько снимковОдин снимок

е) Озаглавьте текст так, чтобы по заголовку можно определить тип текста.

Ответ: «Что случилось с мужиком», «Как мужик наелся»

Обратите внимание на таблицу: «Типы, стили, жанры речи». Допишите, там, где у вас написано слово повествование: можно сделать несколько фотографий, там, где описание, можно сделать одну фотографию, где рассуждение, нельзя сделать фотографию.

Анализ рассказа Л. Н. Толстого «Три калача и одна баранка»

У нас нет сомнений, что перед нами текст. Прежде всего, потому, что это законченное высказывание. В нем есть изложение события и конец. Все вместе это единое целое.

Высказывание отвечает и второму условию текста: все предложения в нем связаны и грамматически, и по смыслу.

Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, еще, уже и др. Есть они и в басне «Три калача и одна баранка».

Повествовательный текст отвечает на такие вопросы: кто? что? где? когда? как? Проверим, можно ли эти вопросы обратить к данному тексту.

Вывод мужика, однако, нелогичный, ошибочный, что понятно каждому читателю, поэтому приходится делать свой вывод, «поправлять» мужика. Так автор, как бы незаметно, заставляет нас размышлять над обыденной проблемой, самостоятельно доходить до идеи басни. А она не такая уж простая. Прежде всего, это мысль о малом добавлении, которое может завершить дело и которое нужно ценить. И тут же мысль как бы противоположная: не преувеличивайте того, что хорошо видимо и завершает дело, не забывайте и о заслугах предшественников. Очевидно, эта мысль и определила заглавие басни: Три калача и одна баранка. Наверное, желание выразить в заглавии идею текста и удержало автора от того заглавия, которое определялось типом речи: Как мужик наелся или что-нибудь к тому близкое.

Наконец, есть в этой басне и такая мысль, простой добрый совет: не торопитесь с выводом, хорошо подумайте, иначе можете ошибиться, попасть в смешное положение.

Вот так, от калачей и баранок, благодаря Л. Н. Толстому, мы поднялись до поучительных обобщений, до полезного практического совета.

Читая в 1 классе рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», мы говорим о долге перед родными и близкими, об ответственности за слабого.

Вы получили таблицу «Формирование нравственных понятий», которая поможет вам при изучении с детьми литературы.

Опираясь на труды современных психологов, можно сделать вывод, что изучение литературного текста происходит наиболее эффективно, когда по нему учитель задает «правильно организованные вопросы и когда сами дети задают по тексту вопросы, показывающие, что они понимают прочитанный материал. Для примера привожу задания, предлагаемые ученикам 4 класса после текста сказки П.П. Ершова «Конек- горбунок» в учебнике и в системе вопросов по программе «Чтение для развития критического мышления»

Вопросы и задания учебникаВопросы и задания
— Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках?

— Герои поступают так:

из желания достичь своей цели,

из стремления быть добрыми и честными?

— Как ты объяснишь поступки братьев?— Как вы оцениваете поступок:?

— Почему: поступил таким образом?

— Как вы считаете, что должен был сделать:?

— Что, на ваш взгляд, является причиной:?

— Придумайте конец истории.

— Придумайте новое заглавие.

— Выразите свое отношение к герою:

— Сопоставьте поступки героев.

Объясните мотивы поведения героев.

Сравните вопросы и задания.

— На что ориентированы вопросы и задания, предлагаемые в правом столбике?

Ответ: Вопросы правого столбика ориентированы на развитие логического мышления (доказать, аргументировать, построить логическое рассуждение, подобрать аргументы, сравнивать).

Большинство из вопросов носят проблемный и обучающийся характер.

Ответы на вопросы и выполнение заданий учащимися предполагают активность и развитие их познавательно-мыслительной деятельности.

А задания учебника ориентированы в основном на репродукцию содержания текста.

Вы получили таблицу с моделью современного урока, где говорится, какие методы можно использовать на уроках литературного чтения, какие формы организации учебной деятельности учащихся можно использовать в своей работе.

Уважаемые коллеги! Старайтесь заинтересовать учеников процессом исследования, таким образом, строя диалог, чтобы дети чувствовали значимость совершаемых ими открытий, чтобы они не переставали удивляться своим возможностям, понимать мысли и чувства авторов произведений.

Вернитесь к своему солнышку и снежному холмику. Светлее ли стало у вас на душе? Сделали ли вы для себя какие-то открытия?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *