Чему учит басня стрекоза и муравей для читательского дневника
Стрекоза и Муравей читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
«Стрекоза и Муравей»- басня, написанная Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году. В Этом же году она была впервые опубликована (читайте по теме: Краткая биография Крылова: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои
Главная мысль
Главная мысль этого произведения заключается в том, что для легкой жизни зимой, необходимо потрудиться летом. Как говорится, делу время, а потехе-час. Муравью, который не покладая рук работал летом, не страшны холода, в отличии от Стрекозы, которая не делала ничего.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.
Чему учит
Басня учит трудолюбию. Мы узнаем, что иногда нужно чуть-чуть поработать и тогда будущее будет проще. Не нужно легкомысленно относиться к своему будущему.
Пословицы
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Готовь сани летом, а телегу – зимой
Пришла зима не отвертишься.
Отзыв
Мне очень понравилась басня И.А. Крылова, только вот стрекозу все равно немного жалко. В скором времени собираюсь прочесть еще несколько басней из его сборника, так как они все поучительные и интересные.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 1 класса, а тут для 2 класса и для 3 класса здесь, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.
Крылов Иван басня «Стрекоза и муравей»
Читательский дневник по басне «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова
Автор: Иван Андреевич Крылов
Название произведения: «Стрекоза и Муравей»
Главные герои: Стрекоза, Муравей.
Второстепенные герои отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Стрекоза — легкомысленная и ленивая.
Не думает о будущем.
Муравей — работящий и умный.
Трудолюбивый и справедливый.
Краткое содержание басни «Стрекоза и Муравей»
Стрекоза, кроме пения, ничем летом не занималась.
Наступила зима. Голодно и холодно стало легкомысленной кумушке.
Она приползла к Муравью с просьбой выручить.
Муравей, узнав, что кума летом лишь пела, посоветовал ей поплясать.
План басни:
Основная мысль и мораль басни «Стрекоза и муравей»
Главная мысль басни и мораль в том, что нужно всё делать вовремя и думать о будущем.
Основная идея басни в том, что рассчитывать каждый должен только на себя.
Чему учит басня
Басня учит вовремя думать о будущих трудностях, быть трудолюбивым и организованным.
Учит всего добиваться самому.
Краткий отзыв по басне «Стрекоза и Муравей» для читательского дневника:
Прочитав это произведение, я подумала, что каждый человек должен всегда надеяться на собственные силы.
Потому что помогут тебе друзья или нет — ещё вопрос.
Вот и Стрекоза легкомысленно провела время и осталась ни с чем.
Это интересная и поучительная история.
Автору удалось показать вред безделья и бесполезного времяпрепровождения.
С одной стороны, мне нравится трудолюбивый Муравей.
Но с другой стороны, жаль и Стрекозу.
Она была просто глупенькой, но не бросать же её погибать от голода из-за этого?
Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, что о своём будущем нужно начинать заботиться уж сейчас.
Чтобы не оказаться в положении Стрекозы потом.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?»
Ещё читательские дневники по басням Ивана Крылова:
Библиотека произведений автора пополняется.
«Стрекоза и муравей» читательский дневник
Всего получено оценок: 579.
Всего получено оценок: 579.
«Стрекоза и муравей» – басня, которая на примере легкомысленной Стрекозы и трудолюбивого Муравья учит отвечать за свои поступки и серьезнее относиться к жизни.
Краткое содержание «Стрекоза и муравей» для читательского дневника
Число страниц: 2. Крылов Иван Андреевич. «Басни Крылова». Издательство «Самовар». 2003 год
Жанр: Басня
Год написания: 1808 год
Главные герои
Стрекоза – ленивая, беззаботная, легкомысленная, весёлая попрыгунья, которая очень не любила трудиться.
Муравей – серьёзный, трудолюбивый, дальновидный, ответственный и непреклонный в своих решениях, отказал Стрекозе в помощи.
Сюжет
Весёлая и беззаботная Стрекоза замечательно провела лето: она радовалась тёплым денькам, резвилась по лугам, наслаждалась изобилием вкусной еды, словом, не знала ни забот, ни хлопот. Но не успела она оглянуться, как подошло к концу лето и ласковое прежде солнце перестало согревать землю своими лучиками. Пожелтели листья на деревьях, опустели поля, и теперь Стрекозе было трудно отыскать пропитание. Она с грустью вспоминала летние дни, когда под каждым листиком у неё был готов и стол, и дом.
Холодной зимой изменилось и поведение попрыгуньи Стрекозы: ведь когда голодно и холодно, уже не до веселья. В самых расстроенных чувствах поплелась она к Муравью с просьбой накормить и приютить её. Трудолюбивый Муравей поинтересовался у Стрекозы, чем же она занималась всё лето, что не обеспечила себя всем необходимым на зиму.
Стрекоза ответила, что летом ей было совсем не до таких глупостей, как работа: она всё время пела от души. Услышав это, Муравей отказал Стрекозе в помощи, посоветовав теперь как следует поплясать, чтобы согреться в зимнюю стужу.
План пересказа
Главная мысль
Лень и легкомыслие никогда не доведут до добра.
Чему учит
Басня учит быть трудолюбивым, благоразумным, ответственным за свои поступки. Также учит тому, что далеко не всегда можно получить помощь, и нужно быть готовым к любым поворотам судьбы.
Отзыв
Отдыхать и веселиться, безусловно, нравится всем. Вот только нужно задуматься над тем, что такое поведение может иметь серьёзные последствия. Так, Стрекоза всё лето беззаботно проводила время, в то время Муравей старательно собирал припасы и готовил тёплое жилище к приходу зимы. Неудивительно, что он отказал Стрекозе, которая так пренебрежительно относилась к труду.
Рисунок-иллюстрация к басне Стрекоза и Муравей.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что Муравей оказался таким предусмотрительным и трудолюбивым. Но хотелось бы, чтобы он помог Стрекозе. Даже такой безответственной лентяйке как Стрекоза можно было дать шанс исправиться.
Анализ басни «Стрекоза и муравей» для читательского дневника
В своей басне Стрекоза и муравей Крылов рассказывает о трудолюбии и потребности своевременно заботиться о собственном процветании. Главные герои выступают как бы антиподами: с одной стороны муравей как символ трудолюбия, а с другой стрекоза как символ праздности.
Стрекоза на протяжении всего лета не думает о собственном доме, запасании пищи и чем-то подобном. Стрекоза наслаждается и радуется, так как везде может отыскать пищу и повсюду тепло, поэтому дом не нужно утеплять. Когда наступает зима, стрекоза понимает собственную оплошность, но не может более ничего сделать и поэтому просит приюта у муравья.
Другой герой — муравей, он в свою очередь не тратит времени на пустые развлечения и работает на протяжении всего лета, хотя тепло и он может практически ничего не делать. Тем не менее, муравей укрепляет собственный дом, собирает пищу, чтобы зимой не испытывать нужды. Зима не приносит ему неудобств, но он довольно сурово относится к стрекозе и не дает приюта, оставляет, так сказать, на холоде.
Сюжет и мораль вполне простые и, казалось бы, из этого легко извлечь урок и понять схему для собственного использования. Конечно, мир не так прост как басни, но есть какие-то понятные механизмы, в том числе и основанные на трудолюбии. При этом, удивительным образом, люди, которые даже читали басню, зачастую совершают довольно простые ошибки.
Мне не особенно интересна экономика и политика страны, но недавно оказались доступными сведения о текущей ситуации. Как оказывается, наша страна во многом зависит от стоимости нефти, которая является одним из наиболее существенных ресурсов. Если стоимость нефти высокая, то делать практически ничего не требуется и даже есть возможность подготовиться к другим периодам.
Тем не менее, как оказывается, ранее в стране не особенно пользовались логикой муравья и более предпочитали поведение стрекозы. Поэтому сейчас, когда наступили трудные времена, мы тоже более похожи на стрекозу, которая просится ко всем муравьям приютиться. При этом, вероятнее всего, нам просто придется поплясать.
Такой простой пример также может часто наблюдаться и на примере школы. К примеру, далеко не все делают домашние задания последовательно, когда для этого имеется достаточно времени. Благодаря басни Крылова мы можем понять, как существенно обладать трудолюбием и своевременно выполнять различные дела.
Краткое содержание «Стрекоза и муравей» для читательского дневника
ФИО автора: Крылов Иван Андреевич
Название: Стрекоза и муравей
Число страниц: 2. Крылов Иван Андреевич. «Басни Крылова». Издательство «Самовар». 2003 год
Жанр: Басня
Год написания: 1808 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Описание сюжета и краткий анализ
Басня Ивана Андреевича Крылова опубликована в 1808 году. Однако не он создал сюжет, он сделал литературный перевод на русский язык басни «Цикада и муравей» французского поэта Жана де Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца Эзопа. Заменив главных героев, Крылов назвал свою басню «Стрекоза и муравей».
Краткое содержание произведения поможет детям, которые не очень хорошо воспринимают стихотворный стиль, понять смысл и мораль басни, так как свободный пересказ более удобен для чтения и восприятия повествования, особенно текст иллюстрируют рисунки.
Легкомысленная героиня басни Стрекоза пела и веселилась всё лето. В её планы не входило устройство собственного жилья на зиму. Она даже не задумывалась, где будет зимовать, и чем будет питаться, когда придут холода. Все её мысли были только о развлечениях.
Но когда наступила зима, Стрекоза поняла, что замёрзнет, если не найдёт себе пристанище, поэтому обратилась за помощью к Муравью. В отличие от летней плясуньи, этот герой басни тяжело трудился всё лето. Он строил себе жильё и запасал пропитание на зиму.
Когда Стрекоза попросилась к нему на постой, Муравей поинтересовался летними занятиями своей гостьи. Та, не задумываясь, ответила, что пела и веселилась целыми днями, поэтому у неё не было времени на подготовку к зиме. Тогда Муравей ответил, что если Стрекоза считает своё пение делом, то пусть теперь идёт и пляшет.
Если произвести краткий анализ «Стрекоза и муравей», для читательского дневника, то он будет выглядеть следующим образом:
Текст произведения не очень большой, поэтому удобен для чтения на уроках литературы. В начальной школе ученики уже могут разобраться с темой басни «Стрекоза и муравей», самостоятельно проанализировать её, понять суть и сделать выводы.
Сюжет
Весёлая и беззаботная Стрекоза замечательно провела лето: она радовалась тёплым денькам, резвилась по лугам, наслаждалась изобилием вкусной еды, словом, не знала ни забот, ни хлопот. Но не успела она оглянуться, как подошло к концу лето и ласковое прежде солнце перестало согревать землю своими лучиками. Пожелтели листья на деревьях, опустели поля, и теперь Стрекозе было трудно отыскать пропитание. Она с грустью вспоминала летние дни, когда под каждым листиком у неё был готов и стол, и дом.
Холодной зимой изменилось и поведение попрыгуньи Стрекозы: ведь когда голодно и холодно, уже не до веселья. В самых расстроенных чувствах поплелась она к Муравью с просьбой накормить и приютить её. Трудолюбивый Муравей поинтересовался у Стрекозы, чем же она занималась всё лето, что не обеспечила себя всем необходимым на зиму.
Стрекоза ответила, что летом ей было совсем не до таких глупостей, как работа: она всё время пела от души. Услышав это, Муравей отказал Стрекозе в помощи, посоветовав теперь как следует поплясать, чтобы согреться в зимнюю стужу.
Рассуждения по теме
В подтексте почти каждой строки автор описывает людские пороки. Главная мысль «Стрекозы и муравья» — дать чёткое понимание того, к чему может привести беспечность некоторых поступков. Это показано на примере главной героини. Она была недальновидна и не смогла просчитать последствия своих действий. В начале басни Стрекоза описывается как:
Однако к концу сказки героиня осознаёт всю тяжесть своего положения и просит помощи. Казалось бы, её можно пожалеть, если бы не один факт. Она так и не поняла своих ошибок. В разговоре с Муравьём Стрекоза честно признаётся, что была занята «важным», с её точки зрения, делом — весельем.
Если пофантазировать и предположить, что Муравей всё же пустил к себе героиню на зиму пожить, то Стрекоза так бы и не поняла своей ошибки. На следующее лето она также бы пела целыми днями, надеясь на чью-то помощь зимой.
Именно поэтому Муравей в этой истории считается положительным персонажем. Он отказал лесной певице в приюте и вроде бы продемонстрировал чёрствость и бездушие, однако сделал это на пользу самой героине, чтобы та поняла свою ошибку.
Тема басни — важность своевременно труда. Нельзя жить одним днём, надеясь на помощь других. Нужно самим понимать, что каждое действие несёт за собой последствие. Если веселиться целый день сегодня, то завтра можно остаться голодным.
Отзыв
Отдыхать и веселиться, безусловно, нравится всем. Вот только нужно задуматься над тем, что такое поведение может иметь серьёзные последствия. Так, Стрекоза всё лето беззаботно проводила время, в то время Муравей старательно собирал припасы и готовил тёплое жилище к приходу зимы. Неудивительно, что он отказал Стрекозе, которая так пренебрежительно относилась к труду.
Рисунок-иллюстрация к басне Стрекоза и Муравей.
Мораль басни
Любое нравоучительное произведение заканчивается тем, что автор подводит читателей к основной мысли. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.
Эта басня актуальна всегда, ведь она показывает нам, как кто-то пытается выжить за счет чужого труда, не делая для этого ничего. В реальной жизни всегда найдутся люди-«стрекозы» и люди-«муравьи». Одни хотят только развлекаться, а другие думают о будущем. Это и показывает нам басня Крылова «Стрекоза и муравей». Мораль басни: каждый пожинает свои плоды.
Мнение Петухова
Выше мы рассмотрели отзыв на крыловский шедевр одного из критиков – Тихомирова. Теперь обратимся к мнению Петухова. Он, в частности, отмечает двусмысленность и неопределенность морали произведения. Критик подчеркивает важность крыловского текста для педагогики. Басня – источник духовной пищи для молодого поколения и детей. На таких произведениях строится нравственная основа воспитания.
Петухов отмечает, что автор справедливо демонстрирует негативные последствия легкомыслия и ветрености. Эти качества красивы только на первый взгляд, что воплощается в образе крыловской героини. Она грациозна, невинна, элегантна. Но героиня совершенно не думает о завтрашнем дне. Муравей обладает, с одной стороны, положительными качествами. С другой же стороны, Петухов тоже заметил его самолюбие, ожесточенность, эгоизм, склонность к насмешкам над ближними.
Популярные сегодня темы
Острое произведение писателя на знакомую ему армейскую тематику не прошло незамеченным и вызвало реакцию современной ему критики.
Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.
Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание.
У Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение
Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны.
Мораль и выводы
Мораль этой басни очень проста — нужно уметь совмещать труд и отдых. Легкомысленная героиня этого не знала, за что и поплатилась собственной жизнью. Веселиться, конечно, необходимо, но только в меру. Бесконечная беспечность может привести к плачевным результатам.
На примере трудолюбивого Муравья автор подчёркивает такие качества:
Умный лесной труженик понимал, что если всё время тратить на веселье и отдых, то можно не успеть подготовиться к зиме. Его поступок по отношению к Стрекозе, только на первый взгляд выглядит жестоким. Но если принять во внимание, что та просто просилась пожить, не предлагая ничего взамен, то Муравья понять совсем несложно. Нахлебники никому не нужны, даже если они умеют хорошо петь и веселится.
Басня учит детей ответственности. Автор даёт понять читателям, что каждый поступок имеет значение. Если это доброе и нужное дело, то оно всегда обернётся пользой, а легкомысленность и безответственность никогда не приведут ни к чему хорошему.
Текст стихотворения
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей. До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. А, так ты… Я без души лето целое все пела. Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
История создания произведения
Крылов – известный на весь мир русский автор – прославился оригинальными переделками западных басен. Произведение под названием «Стрекоза и муравей» – одна из таких переделок. Автор позаимствовал сюжет в западной коллекции басен. Впрочем, от этого текст не лишился оригинальности.
Русский автор написал множество басен. Отличительная черта этого жанра заключается в том, что героями часто выступают животные. Анализируемое произведение – не исключение. Этот текст не теряет свою актуальность, поучительный характер и сегодня. Причем крыловские тексты интересны как для взрослой, так и для детской аудитории.
Писатель работал над басней в 1808 году. На самом деле, точное время создания этого шедевра неизвестно, однако 1808 год – наиболее вероятная дата. В этом же году состоялась и публикация произведения (часть вторая, тридцать четвертый номер «Драматического вестника»).
Крыловское творение относится к «переводам и подражаниям» писателя. Автор часто заимствовал сюжеты произведений у своего французского коллеги – Лафонтена. Впрочем, Лафонтен тоже далеко не всегда был оригинален. Источником вдохновения для француза служил античный автор Эзоп. Оригинальная французская басня называется «Кузнечик и Муравей» и датируется 1668-м годом.
Что делает басню оригинальной?
Заимствование сюжетов у западных авторов – древнегреческих (Эзоп), французских (Лафонтен) и т. д. – давняя крыловская традиция. Вопреки этой привычке русского автора, каждое произведение получалось очень колоритным. Крылов часто обращался к фольклору, народным традициям. Эта особенность обусловила живой характер басен.
Композиционные особенности текста
Структура крыловского произведения – две части. В первой части писатель помещает завязку истории. Автор обращается к ситуации, которая предшествует диалогу персонажей. Во второй части происходит непосредственное общение героев. Особенность текста – наличие такой формы изложения, как вопрос-ответ.
Художественная специфика произведения
Фольклорные корни
Русский баснописец – мастер, создавший понятные, доступные любой категории публики тексты. Язык крыловских произведений отличается народным характером. Автор использует много фольклорных выражений и образов:
Язык текста
Впрочем, это не умаляет «классичности» текста. В произведении присутствуют слова, словосочетания, фразы, которыми характеризуется литературный язык крыловской эпохи:
Крыловский шедевр содержит множество ярких эпитетов:
Эти обороты напоминают стиль русского фольклора, особенно сказок. Язык автора отличается сочностью и узнаваемостью. Кроме того, в произведении преобладают глаголы, однородные сказуемые. Автор постоянно подчёркивает действие:
Писатель пользуется таким приемом, чтобы выразить позицию Стрекозы, ожидающей, что все блага свалятся с неба. Значимость претензий героини постепенно возрастает. Еще одна особенность произведения – обилие фразеологизмов:
Приемы и тропы
Инверсия
Крыловские творения часто включают такой прием, как инверсия:
Во всех этих фразах наблюдается нарушение привычного порядка слов, что придает произведению поэтичности и мелодичности. Автор делает акцент на интонации.
Многосоюзия
Это еще один характерный для крыловского текста прием. Такие фразы, как «и стол, и дом» подчеркивают семантику слов. Автор использует такие средства, чтобы расставит в басне логические акценты.
Лексические особенности
Русский писатель – знаток в выборе лексических средств. В анализируемой басне, таким образом, присутствуют:
Сущность характера Стрекозы передается всего одним словом – но очень точным: «попрыгунья». Последствия ветреных поступков героини автор тоже искусно передает с помощью слова «ползет». Перифразы – способ, который характеризует личность Стрекозы, показывает недалекость, глупость, фамильярность героини.
Другой центральный персонаж текста – Муравей. Он, напротив, демонстрирует ироничность, мудрость, предусмотрительность, проницательность. В центре крыловского повествования стоит слово «петь». Это своеобразный лейтмотив басни. При внимательном чтении можно насчитать шесть примеров употребления этого слова. «Петь», пение – в переносном смысле значить «прожигание жизни», «бездельничанье».
Герои произведения
Автор выводит на сцену персонажей-антиподов. Муравей – трудолюбивый, ответственный, серьезный герой. Этот образ со временем приобрел нарицательный характер. Контраст, противопоставление помогает писателю подчеркнуть характерные черты действующих лиц. С другой стороны, Муравей проявляет цинизм, смеется, издевается над Стрекозой. Героиня же демонстрирует наивность, легкомысленность, веселье. Танец Стрекозы – это образ платы за потраченное впустую время.
Крыловские персонажи воплощают черты, которые характерны для русских людей. Автор обращается к типичным, народным, взглядам на семейную жизнь, завуалированно упоминает собственные патриархальные позиции. Писатель негативно относится к праздности, лени, к жизни одним днем, к тунеядству и попытке решить свои трудности руками других людей.
Образ Муравья
Муравей предстает маленьким, трудолюбивым, степенным насекомым. Стрекоза просит у героя помощи. Муравей раздражается, что героиня ничему не учится, не приобретает опыт, не раскаивается в своих ошибках. Герой также злится, что вынужден работать, а Стрекоза желает только отдыхать и веселиться. Образ трудолюбивого героя подчеркивает, что «попрыгуньи» неисправимы, ленивы, праздны, ветрены. Крылов занимает жесткую позицию. Автор считает, что «стрекозы» живут бессмысленной, зловредной для других людей жизнью. Муравей же наделяется умом, способностью предусматривать ситуацию и думать о последствиях своих действий.
Образ Стрекозы
Лето для «попрыгуньи» – прекрасная пора. Но лето заканчивается, приходит зима, а с ней – проблемы. Свои трудности героиня пытается решить за счет трудолюбивого и мудрого «кума». В роли кума выступает Муравей. В целом, Стрекоза воплощает легкомысленный образ жизни, тунеядство, желание получить блага легким путем. Героиня лишена совести. Автор – это чувствуется – выступает на стороне Муравья. Но персонажи крыловского произведения не святые: у каждого насекомого есть свои преимущества и недостатки.
Нравственные мотивы крыловского текста
Стрекоза ищет помощи у соседа. Последний выступает в роли мудреца, зрелой личности. Героиня, напротив, воплощает образ взрослого ребенка. Муравей учит – пусть и жестоко – соседку жизни. Он не поклонник пения. Герою нравятся занятия, которые приносят пользу. Пение, разумеется, тоже может приносит выгоду, обеспечивать человеку средства для выживания.
В основу басни «Квартет» положен оригинальный сюжет о зверях-музыкантах. Живущие в лесу Медведь, Осел, Козел и Мартышка решили организовать музыкальный квартет. Что из этого вышло, читатель может узнать, ознакомившись с описанием этого произведения
Образ Муравья отличается амбивалентностью. Насекомое можно обвинить в жестокости. Но ситуация способна предстать и в другом свете. Так, герой небогатый, работящий, привыкший жить по средствам и за собственный счет. Учитывая эти детали, бездушность, жесткость, бессердечие Муравья отходят на второй план. Учеба уму-разуму от героя – занятие не из приятных. Чтобы избавиться от холода, герой рекомендует соседке поплясать. Этот совет так и пышет сарказмом.
Стрекозу учит жизни не только Муравей, но сам цикл жизни. Мир устроен так, что теплое время – эпоха беззаботности и легкости – сменяется холодами. На смену легким дням приходят трудности. Это называется балансом, гармонией. С порядком жизни бесполезно спорить или бороться.
О морали крыловского шедевра
Ключ к смыслу любой басни называется моралью. В данном случае писатель хочет донести до читателя следующую поучительную мысль:
Автор оставляет важный урок для молодежи (это основная аудитория этого произведения). Молодые люди часто живут одним днем, чего делать нельзя. Писатель предостерегает юношей и девушек от ветрености и непредусмотрительности. В молодости человек хочет только радоваться жизни, не работать. Крылов осуждает беспечность. Но все время надеяться на трудолюбивых «кумовьев» нельзя. Этому и пытается научить автор этой басни.
Образ труда
Литературные критики в отзывах о крыловском произведении часто отмечают ключевой лейтмотив текста – образ труда. Автор при этом говорит о полезном труде. Польза – это благо для самого трудящегося человека, но также и для общества. Важность образа труда в крыловском произведении подчеркивается критиками Дорофеевым и Тихомировым.
Крылов – в каком-то смысле – выступает материалистом. Вероятно, в этом тексте звучит жизненный опыт баснописца. Удовлетворенность жизнью, радость от обеспеченности и достатка – ценности, осознание которых приходит к людям с возрастом.
Обратная сторона этих ценностей – опасность черствости и бессердечия. Тихомиров называет Муравья эгоистом, предостерегая не поступать так, как делает герой Крылова. Французский писатель и философ Гельвеций писал о «разумном эгоизме», но крыловский герой явно нарушает эти правила. Тихомиров призывает к состраданию, к уважению чужого горя и страдания. Не важно, какие причины мучений человека. Здесь критик занимает типичную христианскую позицию.