Чему учит басня осел и соловей
Анализ басни «Осел и соловей»
Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.
Краткое содержание
Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.
Мораль
Анализ басни
История создания
В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?». Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.
Иллюстрация художника М. Гужавина
Смысл названия
Основная тема
Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.
Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.
Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.
Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.
Проблематика
В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.
В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.
Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.
Чему учит автор
Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.
Крылов Иван басня «Осел и Соловей»
Читательский дневник по басне «Осел и Соловей» Ивана Крылова
Название произведения: «Осел и Соловей».
Жанр произведения: басня.
Главные герои: Осел, Соловей.
Характеристика главных героев:
Осел — рассудительный, но глупый.
Посчитал, что Соловей не умеет петь.
Соловей — звонкая птица.
Поет так, что сердце замирает.
Краткое содержание басни «Осел и Соловей» для читательского дневника
Осел предложил как-то Соловью спеть для него.
Он слышал, что все хвалят пение птицы и хотел сам убедиться, так ли хорошо он поет.
Соловей завёл свою песню так, что аж другие птицы и животные замолчали: все только и слушали прекрасное щебетание птицы.
Когда Соловей закончил, Осел принялся его оценивать.
Он сказал, что Соловей поет хорошо, но не так хорошо, как местный Петух и предложил Соловью поучиться от него.
Соловей даже слушать не стал такую оценку своего таланта и улетел далеко за поля.
План басни:
Главная мысль произведения «Осел и Соловей»
Мораль басни заложена в последней строчке: «Избави бог и нас от этаких судей».
Основная идея басни состоит в том, что не стоит судить то, в чем ты вообще не разбираешься, а уж тем более не стоит принимать во внимание такие оценки и слушать их.
Чему учит басня «Осел и Соловей»
Басня учит нас тому, что не стоит считать себя судьей, если совершенно не разбираешься в деле.
Сначала нужно научиться понимать искусство, а уже потом оценивать других.
Басня учит нас верить в свой талант и не поддаваться сомнительным мнениям.
Краткий отзыв о басне «Осел и Соловей» для читательского дневника
Басня «Осел и Соловей» интересное и поучительное произведение.
Осел, который ничего не смыслит в музыке, решил оценить талант Соловья.
Но в конце Осел сказал, что птица поет неплохо и ему есть чего поучиться у петуха.
Осел посчитал, что Петух поет лучше, чем Соловей.
Так и в жизни бывает: нас оценивают и судят те, кто ничего не понимает в том или ином деле.
Этой басней Иван Крылов показывает нам что не могут люди судить других, не понимая ничего в том, в чем другие хорошо разбираются.
Я думаю, что из этой басни можно сделать вывод, что не стоит обращать внимание на таких критиков, ведь они судят не объективно.
Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге.
Пословицы к басне:
Неизвестные слова и их значение:
Отрывок из басни, поразивший меня больше всего:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом.
Еще читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
Библиотека читательских дневников автора пополняется
Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова, анализ, суть, смысл
«Осел и соловей». Рисунок М. М. Гужавина |
Басня «Осел и Соловей» Крылова была написана до 28 февраля 1811 г. и в том же году впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» (кн. I).
В этой статье представлена мораль басни «Осел и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения.
Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Осел и Соловей» заключается в том, что невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают; самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало интересно.
В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, ограниченность, высокомерие, раздутое самомнение, самоуверенность.
«Осел и Соловей». Иллюстрация И. А. Иванова |
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последней строке:
«В обществе встречаются различные пороки и недостатки. Писатели очень часто в своих произведениях указывают на эти недостатки и смеются над ними. В данном рассказе писатель выставляет нам также людские недостатки: часто встречаются люди, которые самоуверенно, с видом знатока судят о делах и предметах, не имя о них ни малейшего понятия; таких-то людей Крылов и желал изобразить.» (А. С. Павлов, «Русская хрестоматия с выводами по теории словесности, разборами и задачами. «, Москва, изд-ль Н. В. Любенков, 1880 г.)
«Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к «жемчужным зернам» истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)
«. Невежество само по себе еще не так смешно, когда оно бывает скромно и когда невежда не старается выказать себя, берясь за дело, которое не по его разуму. За то заслуживает невежда жестокой насмешки, когда он, не понимая дела, берется о нем рассуждать и вкривь и вкось, толкуя при этом такой вздор, что уши вянут и высказывая тем свое полнейшее невежество. Такие наглядные примеры приведены в баснях «Осел и Соловей» и «Петух и Жемчужное Зерно».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
«Нам неоднократно случалось слышать от разных лиц, в том числе и от В. Т. Плаксина, имевшего возможность узнать истину из ближайших источников, конечно устных, следующий рассказ о происшествии, подавшем повод к сочинению этой басни. — Какой-то вельможа. просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Ла Фонтена.
Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», скромно отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Возвратись домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей».» (В. Ф. Кеневич, Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)
Такова мораль басни «Осел и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Краткое содержание
Анализ стихотворения «Осел и соловей» следует начинать с обрисовки сюжетной канвы, описания событий, о которых говорит баснописец. Основные события выглядят следующим образом:
Так выглядит краткое содержание небольшого, но очень емкого и образного текста. Главных героев два.
Они вынесены в название, именно на их противостоянии и строится басня. Сюжет линейный, что в целом характерно для басенного творчества.
Основной конфликт
Анализ басни «Осел и Соловей» в 6 классе следует начать с определения темы и основной мысли. Автор описывает встречу двух персонажей, за образами животных угадываются человеческие типажи. Соловей — это творческая личность, наделенная талантом, умением радовать публику, дарить ей эстетическое наслаждение.
Осел — невежественный и неблагодарный критик, неспособный к восприятию прекрасного. Своими грубыми комментариями и сравнением с бездарным, но громкоголосым Петухом он наносит музыканту оскорбление, больно ранит его.
Такими были многие современники Крылова. Неспособные понять художественное произведение, они начинают ругать его создателя, поучать. От подобных критиков стоит держаться подальше, их оценка — субъективная и несправедливая попытка подчеркнуть собственную значимость. Соловей — это образ не только музыканта, но любого деятеля искусства, деяния которого не были по достоинству оценены современниками.
Смысл текста в том, что даже самое выдающееся произведение неизбежно будет осуждаться только из-за того, что публика в силу своей ограниченности и узколобости не сможет по достоинству оценить его и понять.
При написании сочинения по тексту важно указать, что люди, подобные басенному Ослу, встречаются и в наше время.
Авторский замысел и уроки
Делать басни «Осел и Соловей» анализ необходимо с учетом того, какие уроки дает Крылов своим читателям. Основная мысль произведения в том, что невежество порой настолько уверенно в себе, что, не понимая прекрасного, критикует его. Об объективности речи не идет.
Осел — воплощение скудоумия и ограниченности. Он смешон своей грубостью и глупостью, искусство для него — пустой звук, он и ему подобные способны оценить исключительно предметы материального мира. Такая примитивная позиция высмеивается Крыловым. Рассматривая, чему учит басня «Осел и Соловей», нужно выделить следующие пункты:
Такой является основная характеристика авторских идей, которые мастерски излагает Крылов в своем небольшом по размеру произведении.
Баснописец высмеивает невежество и глупость, делится с читателем размышлениями о том, что его герой Осел является средоточием порока не потому, что глуп, а потому, что своими словами оскорбляет талантливого Соловья.
Автобиографичность текста
То, что описанная тематика важна для писателя, доказывает тот факт, что сказка-басня была написана им сразу после произошедшего в жизни реального события. Оно настолько впечатлило Крылова, что он за один вечер излил на бумаге свою обиду в лучшей форме, на которую был способен, — в стихотворном произведении.
На светском приеме Крылов, который был знаменит прежде всего как переводчик произведений Лафонтена, прочитал вслух несколько своих текстов. Он сделал это мастерски, публика пришла в восторг. Однако один из присутствующих не сдержался и позволил себе критику Крылова, сравнив его с еще одним баснописцем тех лет, Дмитриевым, популярным, но не столь талантливым. Автора настолько задела эта критика, что, вернувшись домой, он написал текст, полный ярости и желчи. В этом и заключается описание автобиографической первоосновы произведения.
Басня написана Крыловым на тему, которая волновала ему. Суть произведения и его совет талантливым людям — не стоит обращать внимания на критику бездарностей. Крылов сам столкнулся с этой проблемой и прекрасно понимал, каково негативное влияние критики от неучей. Они лишают одаренных мастеров веры в себя, приводят к тому, что выдающиеся произведения искусства начинают оцениваться не с позиции художественных достоинств, а с точки зрения понятности и доступности.
Вот как можно изложить кратко анализ произведения, его главную мысль, мораль, особенности выражения и передачи образной системы.
Осел и соловей читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Басня «Осел и соловей» написана в 1811 году великим русским поэтом и публицистом Иваном Андреевичем Крыловым. Автором создано более двухсот поучительных литературных произведений, которые до сих пор вызывают эмоциональный отклик и у детей, и у взрослых (читайте по теме: Краткая биография Крылова: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
1) Осел повстречал Соловья и попросил его спеть, ведь все кругом только и твердили о невероятном певческом таланте этой птички.
2) Соловей согласился продемонстрировать музыкальное умение и защебетал так, как никто не умеет.
3) Чудесной трели Соловья внимали поля и леса, звери и птицы, даже пастух замер и слушал, изредка улыбаясь пастушке.
4) Когда Соловей завершил свой концерт, Осел молча пялился в землю.
5) Мастерство Соловья не вызвало восторга у Осла, более того, он посоветовал бедной птичке послушать пение петуха и поучиться у него певчему искусству.
6) Раздосадованный Соловей вспорхнул и улетел.
Главные герои
В произведении Крылова два главных персонажа, которые олицетворяют людей, их недостатки и достоинства:
1) Осел – необразованный, грубый, невоспитанный. Готов раздавать советы направо и налево, даже если в чем-то совершенно не разбирается.
2) Соловей – талантливый, мастер своего дела, любить петь, скромный.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.
Главная мысль
Нельзя судить о том, в чем ничего не понимаешь. Прежде чем давать совет, стоит хорошенько подумать.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.
Чему учит
Произведение учит нас уважать других людей, их талант и упорный труд. Не искать изъяна в других, а прежде всего смотреть на самих себя. Критиковать окружающих проще, нежели хвалить. Любая критика должна быть правдивой и вежливой.
Пословицы
1) Лучше умный упрек, чем глупая похвала.
2) Не меряй всех на свой аршин.
3) Не в свои сани не садись.
Отзыв
«Осел и соловей», как и прочие басни Ивана Крылова, до сих пор актуальна. В простой форме и с юмором автор затрагивает серьезные жизненные темы. Некоторые люди лезут в чужую жизнь, когда их не просят. А в творческой среде очень много критиков, которые не разбираются в искусстве, но при этом способны обидеть творца и умалить его заслуги.