Чему учит басня лисица и виноград эзопа
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Эзоп Басня «Лисица и виноград» Читательский дневник, краткое содержание
Эзоп Басня «Лисица и виноград» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Эзоп
Название: «Лисица и виноград»
Жанр: Басня
Тема произведения: путь к успеху.
Число страниц: 1
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Басня о том, как однажды Лисица пыталась достать виноград, но не смогла. Тогда она решила, что проблема не в ней, а виноград этот невкусный и неспелый.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Эта басня Эзопа очень краткая, поэтому сложно выделать какой-то определённый эпизод, мне понравилось всё произведение в целом.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Иногда в своих неудачах люди склонны винить всех вокруг, но не себя.
Чему учит эта книга:
Басня учит нас тому, что на пути к успеху могут быть сложные препятствия, но не стоит винить в этом окружающих. Важно уметь взглянуть объективно на свои силы и способности.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
После прочтения басни Эзопа сразу запоминаются, потому что они краткие и содержательные. Мне нравится, что эта басня про Лисицу состоит всего из одного предложения, но заставляет задуматься о многом, помогает взглянуть на себя и оценить своё поведение.
Новые слова и выражения:
Прочь – в сторону, в значении отойти подальше от какого-то места.
Пословицы к произведению:
Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Какие труды, такие плоды.
Лисица и виноград читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Автором басни «Лисица и виноград» принято считать знаменитого древнегреческого поэта Эзопа. В 1808 году Иван Андреевич Крылов опубликовал русскоязычный литературный пересказ произведения (читайте по теме: Краткая биография Крылова: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
1) Проголодавшаяся Лиса пробралась в чужой сад, где увидала аппетитные гроздья винограда.
2) У кумушки аж глаза загорелись, таким спелым и манящим казался ей виноград.
3) Слишком высоко располагалось заветное лакомство, но Лиса все равно намеревалась его заполучить.
4) Целый час она пыталась добыть сочную гроздь винограда, но ничего не выходило.
5) Тогда разочарованная Лиса бросила бессмысленное занятие.
6) По ее мнению, красивые ягодки все равно были зелеными и неспелыми.
Главные герои
1) В басне Крылова только один главный персонаж – это Лисица, которая винит обстоятельства, вместо того, чтобы проявить больше усердия. Хитрая, ленивая, любит слукавить.
2) Виноград является неодушевленным предметом, символизирующим недостигнутую цель.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.
Главная мысль
Мораль басни Ивана Андреевича Крылова заключается в том, что неразумно обвинять жизненные препятствия или других людей, чтобы хоть как-то оправдать собственные неудачи. Чтобы достичь желаемого результата, нужно проявить терпение и трудиться не покладая рук.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.
Чему учит
Короткий остроумный рассказ учит читателей усердию, ответственности, трудолюбию и упорству. В любой ситуации следует полагаться только на себя. А в случае провала глупо искать виноватых. Любой результат – это всегда следствие приложенных человеком усилий. Хитрость же едва ли приведет к чему-то достойному.
Пословицы
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2) Глаз видит, да зуб неймет.
3) Близок лоток, да зубок короток.
Отзыв
Буквально несколькими строками Иван Андреевич Крылов сумел обличить лень, фальшь, отсутствие моральных принципов. Автор повествует о реальной жизни и тех людях, которые привыкли себя жалеть и взваливать всю ответственность за происходящие события на плечи окружающих. «Лисица и виноград» – очень честная басня, призывающая каждого человека к самосовершенствованию.
История создания
Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.
Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:
Информация об авторах и развитие жанра
Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.
Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.
Крылов стал заниматься развитием традиций позже, но при этом не менее успешно. Чуть более чем за 30 лет он создал около 200 басен.
Художественные характеристики
«Лисица и виноград» И. А. Крылова наравне с другими его баснями заслуживает особого восхищения. Анализ его рукописей показал, что автор интуитивно выбирал удачные истории, глубоко обдумывал их, а потом ещё и неоднократно редактировал.
В итоге его произведения получались краткими, ёмкими, наполненными сатирой и остротами, быстро превратившимися в пословицы. В итоге сила выражения и красота формы рассказа становились совершенными.
Пересказ содержания
Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.
Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.
Общее | Различное |
Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена) | Объём |
Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститься | Одни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической |
Наличие морали, нравственного вывода | Крылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик |
Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людей | В басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя |
Известную басню Крылова дети могли читать в книге с рисунками и иллюстрациями или слушать в самом раннем возрасте. Мораль, которую передал автор, несложно понять самому или попросить разъяснений у родителей.
Мораль басни
Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.
Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.
Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.
Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми.
Таким образом, причина была не только в обстоятельствах, но и в поведении само́й девушки, которое она и не подумала изменить.
А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.
Сравнение с другими сюжетами
Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:
Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.
Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.
Прозаическая форма басни Эзопа «Лисица и виноград». Эзоп, Фрейд, Крылов
История создания
Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.
Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:
Что такое «эзопов язык»?
Древний грек настолько запомнился всему человечеству, что живет в его коллективной памяти до сих пор. И полную ответственность за это несет не столько форма басни Эзопа «Лисица и виноград», сколько ее содержание. Хотя, наверное, и форма, и содержание сочинения в равной степени должны разделить лавры за бессмертную славу баснописца.
Однако поговорим о специфике «эзопового языка». В обычном смысле это устойчивое выражение означает иносказание. Однако не каждая такая формулировка может считаться достойной имени античного баснописца. Ценится только та, которая может блеснуть громадным смысловым содержанием на малом размере печатного или устного сообщения.
Информация об авторах и развитие жанра
Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.
Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.
Крылов стал заниматься развитием традиций позже, но при этом не менее успешно. Чуть более чем за 30 лет он создал около 200 басен.
Сравнение с другими сюжетами
Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:
Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.
Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.
Пересказ содержания
Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.
Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.
Общее | Различное |
Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена) | Объём |
Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститься | Одни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической |
Наличие морали, нравственного вывода | Крылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик |
Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людей | В басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя |
Известную басню Крылова дети могли читать в книге с рисунками и иллюстрациями или слушать в самом раннем возрасте. Мораль, которую передал автор, несложно понять самому или попросить разъяснений у родителей.
Сравнение с другими сюжетами
Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:
Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.
Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.
Мораль басни
Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.
Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.
Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.
Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми.
Таким образом, причина была не только в обстоятельствах, но и в поведении само́й девушки, которое она и не подумала изменить.
А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.
Древнегреческий поэт сочинял басни в прозе. Не является исключением и то произведение, которое рассматривается в настоящей статье. Форма басни Эзопа «Лисица и виноград» прозаическая.
Напомним сюжет. Лиса проголодалась и неожиданно увидела спелую гроздь винограда, а когда не смогла ее ухватить, то сказала сама себе, что жалеть не о чем, ибо «виноград зелен» (И. А. Крылов). Сама басня Эзопа занимает чуть больше места, чем наш пересказ, и написана она, конечно, более примечательным языком.
Каждая басня древнего грека содержит определенное очень точное наблюдение о людях и человеческой природе в целом, упакованное в емкую формулировку. Что хотел нам сказать Эзоп («Виноград и лисица»)? Мораль произведения такова: если люди не добиваются в жизни успеха в каком-то деле, то они грешат на обстоятельства, но оставляют без должного внимания свою персону.
Какова мораль в басне Эзопа «Лиса и Виноград»?
По Вашему какова мораль этой басни:
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.
В басне Эзопа «Лиса и Виноград», главная героиня слишком быстро принимает решение прекратить добиваться своей цели.
При чем делая это с таким видом как будто ей это совсем не интересно, либо та вещь которая ей была нужна оказалась совсем не того качества которое бы ей хотелось.
Лисица увидела отличную гроздь винограда, именно такую которую и хотела бы съесть, но оказалась она не доступна так как висит слишком высоко.
И вместо попытки хотя бы попытаться ее достать, лиса заявляет, что она ей не слишком и была нужна, она не годного качества и слишком зеленая.
Оправдания себе и принижение вещи которую не удалось получить.
Каждая басня написана с определённой моралью и басня Эзопа «Лиса и виноград» не исключение. С помощью басни автор высмеивает человеческие пороки.
Так и в данной басне лисица сопоставляется с такими людьми, которые увидев желаемую цель хотят без труда ее достать. Однако бывают такие цели, которые можно достичь только приложив не мало усилий.
Для более лучшего понимания приведу жизненный пример. Допустим увидела девушка красивую фигуру, загорелось ей стать такой же тонкой и звонкой, посидела недельку на диете, сходила пару раз в тренажёрный зал, а потом устала и решила что она и так красивая.
Так и лиса помучавшись, придумала вскоре отговорку, что виноград не спелый.
Мораль басни можно высказать известной пословицей: без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Ну тут суть скорее всего в том, что не стоит никогда отступать на полпути и отказываться от намеченной цели, если достичь желаемого результата порой невероятно сложно и требуются просто неимоверные усилия, чтобы этого добиться. Ведь всегда можно остановиться и отказаться от всего, но потом можно очень серьезно пожалеть, так как цель была близка, то есть совсем рядом и сделать нужно было лишь самое последнее усилие и всё что нужно оказалось бы у вас в руках. Ну и также можно ещё добавить, что такие люди, которые быстро сдаются и отказываются от своей цели нередко винят в этом обстоятельства или других людей, но никак не себя, ведь, по сути, виноваты только сами они, потому что не проявили упорство.
Читательский дневник по басне Ивана Крылова «Ворона и Лисица»
Автор: Иван Андреевич Крылов
Название произведения: «Ворона и Лисица»
Главные герои: Ворона, Лисица.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Лиса — хитрая и проворная.
Ворона — растяпа.
Доверчивая и невнимательная.
Краткое содержание басни «Ворона и Лисица»
Ворона раздобыла кусочек сыра и хотела им позавтракать.
Это заметила хитрая Лиса и начала уговаривать Ворону спеть.
Она говорила птице лестные слова. Уверяла, что у неё наверняка ангельский голосок.
Такие речи вскружили голову Вороне, и она каркнула во всё горло.
Сыр выпал, а с ним пропала и Лисица.
План произведения:
2. Лисица учуяла запах сыра.
3. Лестные речи Лисы.
Основная мысль басни «Ворона и Лисица»
Главная мысль басни в том, что нельзя позволять лести затуманивать разум.
Основная идея и мораль басни в том, что лестью можно добиться успеха там, где не помогает сила.
Чему учит произведение:
Басня учит всегда думать головой, а не ушами.
Учит не поддаваться речам льстецов.
Учит помнить о своей выгоде.
Краткий отзыв по басне «Ворона и Лисица» для читательского дневника:
Прочитав эту басню, я подумала, что люди часто верят тому, что кажется им приятным.
Они охотней доверяют тем, кто обманывает, чем кто говорит правду.
Ведь правда часто неприятна, а обман всегда красив.
Вот и героиня басни поверила словам лисы и потеряла свой завтрак.
Это очень интересная и поучительная басня.
Автору удалось показать, как легко вскружить голову льстивыми речами и ввести любого в заблуждение.
А потом воспользоваться этим в своих корыстных целях.
Мне понравилась хитрая лиса, которая знала чего хочет, и как этого добиться.
Она обманщица, но удачливая и умная.
А вот глупая птица не вызывает у меня никакого сочувствия.
Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, что в реальной жизни лучше оказаться лисой, чем вороной.
И о том, что нельзя верить словам, которые слишком хороши.
Это почти всегда обман.
Пословицы к произведению:
Не верь ушам — верь глазам.
Не поддавайся на пчёлкин медок: у неё жальце в запасе.
Падок соловей на таракана, человек — а льстивые слова.
Сперва проверь, а потом верь.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Словарь неизвестных слов:
Гнусна — отвратительная, некрасива.
Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
Библиотека читательских дневников автора пополняется.