Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой

Чему и как учит бабушка мальчика в рассказе «конь с розовой гривой»

Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. answer avatar. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой фото. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой-answer avatar. картинка Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. картинка answer avatar.

Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. answer avatar. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой фото. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой-answer avatar. картинка Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. картинка answer avatar.

Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. answer avatar. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой фото. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой-answer avatar. картинка Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. картинка answer avatar.

Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. answer avatar. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой фото. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой-answer avatar. картинка Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. картинка answer avatar.

На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.

В начале произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов, которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет “вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с окружающим миром, обрываются.

Композиция рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.

Автор предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу” кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек, среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира, воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками, выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае, как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.

Источник

Анализ рассказа «Конь с розовой гривой» (В.П. Астафьев)

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении.

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон».

Жанр и направление

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии.

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях.

Композиция

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука.

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность.

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты.

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили.

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек.

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно:

Проблемы

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

Основная идея

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир.

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Источник

В.П.Астафьев. Конь с розовой гривой. Бабушка и внук. Жизненные уроки героя

Конспект урока по рассказу Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема: « Бабушка и внук. Жизненные уроки героя».

Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа

выделить духовные и семейные ценности, которые делают человека богаче и щедрее

развивать творческие способности, воображение учащихся

развивать речевую культуру учащихся

1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).

2.Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.

3.Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, рисунки детей.

Методические приемы : рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа.

1.Вступительное слово учителя.

Эпиграф (на экране или доске):

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

дивного коня с розовой гривой.

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» — одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей. Он дал это название всему сборнику рассказов, вышедшему в 1972 г. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником-конем».

Работа с произведением.

Итак, ребята, как вы думаете, в чём же заключается цель и задачи нашего урока. (ответы детей)

Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

Беседа по вопросам (работа с текстом).

• Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

• Что это было за время? Как жилось людям?

• От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (от 1 лица)

• Что вы можете рассказать о герое рассказа?

• Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

• С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами ? (Работа с понятиями, на доске)

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

Для того, что проверить, как внимательно вы прочитали рассказ, предлагаю вам разгадать кроссворд.

3) Помещенье, где прятался герой?

4) Как соседи звали бабушку?

5) Каким бранным словом называла бабушка внука в гневе?

6) Мечта всех деревенских детей?

8) Главный заводила в селе?

9) Что украл герой для Саньки?

10) Пойманная ребятами рыба?

11) Любимое Санькино слово?

12) Название ватрушки?

13) Птица, которую подшибли ребята?

14) Как звали сестру Саньки?

15) Какую ягоду собирали ребятишки?

— Какое задание дала бабушка внуку и кокой подарок обещала привести с города? (Пойти за земляникой, тогда подарит пряник)

Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

— Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик после случившегося? Приведите примеры из текста.

Как отреагировала бабушка на поступок внука?Приведите примеры из текста.

Почему же бабушка все-таки купила внуку пряник конем?

в)Групповая работа по тексту.

— А сейчас поработаем со словами, объясним их значение и найдем примеры в тексте.

Искушение – как герой оказывается в зависимости от Саньки?

Преступление – почему герой решил обмануть бабушку?

Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!» Мальчик так и поступил. Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.

Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: «Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай». Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.

Наказание – как был наказан герой?

И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету. »

Прощение — получил ли в итоге мальчик то, о чём мечтал?

«Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

— Давайте поработаем с понятиями:

Как вы понимаете значение этих слов? Что они значат конкретно для вас?

-Чему хотела научить внука бабушка, её цель?

-Какие жизненные уроки извлек герой?

-Какие нравственные проблемы поднимает автор?

Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

-Ребята вам понравился этот рассказ? Чем?

— Чему учит рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»?

Источник

Сочинение-анализ «Конь с розовой гривой»

сочинение по литературе 6 класса

История создания

Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в первую часть автобиографического цикла В. Астафьева «Последний поклон» (1957-1967 гг.). В нем писатель изображает обычную жизнь своих односельчан в 30-е гг. XX века. Первоначально цикл назывался «Страницы детства».

Рассказ был впервые опубликован в 1963 г. В 1968 г. он был напечатан в составе книги «Последний поклон», а в 1970 г. появился сборник рассказов Астафьева под заглавием «Конь с розовой гривой».

Главная тема произведения — детство.

Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. %D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8C %D1%81 %D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой фото. Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8C %D1%81 %D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9. картинка Чему учит бабушка мальчика в рассказе конь с розовой гривой. картинка %D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8C %D1%81 %D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9.Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.

В самом начале рассказа появляется главный символ — конь с розовой гривой, «конь-огонь». Это простой пряник, но для ребенка из глухой сибирской деревни он является очень редким подарком, настоящей мечтой.

Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.

Очень близким для главного героя является большое «левонтьевское семейство». Дядя Левонтий каждый раз после получки устраивает «пир» и проматывает все деньги. Вскоре тетка Васеня вновь идет по соседям занимать в долг. Дети привыкли к такой полуголодной бестолковой жизни и особо не унывают.

Вместе с «левонтьевскими орлами» мальчик отправляется по землянику. За туесок ягод бабушка обещает ему купить заветного коня с розовой гривой. На увале дети успевают поссориться, подраться, помириться и съесть всю собранную землянику. Главный герой заражается их беззаботностью и тоже отдает все ягоды на съедение.

Игры с «левонтьевцами» продолжаются до самого вечера. Мальчик боится возвращаться домой без обещанной бабушке земляники. Он поступает по совету Саньки: набивает туесок травой, прикрывая ее сверху тонким слоем ягод.

Бабушка не догадывается об обмане. Мальчик вынужден увеличить список своих «преступлений». Он крадет несколько калачей из дома для Саньки, который грозится обо всем рассказать.

На следующий день главный герой вновь беспечно отправляется с «левонтьевцами» на рыбалку. Мальчик старается не думать о раскрытии обмана и неизбежном наказании. Его подбадривает Санька: «Ништяк!… Не ходи домой, и все!». Когда бабушка возвращается из города, он уходит к родственникам на другой конец села.

Вернуться домой все же приходится. К счастью, ночью приезжает дедушка — главный защитник внука. Утром мальчик покорно выслушивает ругань бабушки, ощущая огромный стыд. Мучаясь раскаянием, он поднимает голову и видит сказочную картину: «По скобленому кухонному столу… скакал конь с розовой гривой».

Проблематика

На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.

Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.

Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.

Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.

Чему учит автор

Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства. На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *