Чему учит аниме евангелион
Мнение о… поговорим о Евангелионе
Хэй-хо, народ. Честно, не думал, что решусь на материал по Еве, учитывая, что я как бы не фанат, да и впервые познакомился с франшизой буквально зимой 2020-2021 года. Но так уж вышло, что после просмотра Rebuild of Evangelion 3.0 + 1.01 у меня появилось несколько мыслей, которые я бы хотел высказать. Считайте это своеобразным спинофом цикла статей «Мнение о…».
Заранее предупрежу — если вы не смотрели сериал, фильм к нему и Ребилды, то вам не стоит читать этот материал во избежание спойлеров и для понимания того, о чем идёт речь. Пояснять сюжетные моменты я буду по-минимуму (по крайней мере до четвёртого Ребилда, так как ради него всё это и затеяно).
КОРОТЕНЕЧКО О СЕРИАЛЕ Совсем коротенечко для непросветлённых. Евангелион — это культовая франшиза из середины 90-ых годов, созданная Хидэаки Анно в виде сериала Neon Genesis Evangelion. Поначалу оно создавалось как меха-аниме, которое в последствии стало популяризатором жанра, подаривший или продвинувший многие современные клише, однако чем дальше шла история, тем больше тем психологизма она продвигала. Весь сериал был пропитан дичайшим символизмом на религию, зачастую прямо ссылался на христианское представление мира. В течение всего сериала раскрываются жёсткие психологические проблемы основных персонажей, вероятно, отражая в том числе и состояние самого Анно, которого можно назвать в принципе человеком крайне подверженным депрессии, что сильно влияет на его творчество.
В самом конце это переросло в совсем уж дикий сюр, два финальных эпизода очень сильно отличались от остального сериала, и разобраться в них без полулитра было бы крайне сложно. В ходе этих эпизодов происходит деконструкция основных персонажей, а также случается посыл «Прими себя таким, какой ты есть». Это также стало следствием практически полного отсутствия бюджета к концу работы. В итоге на зрителя обрушивается шквал психологического ужаса и самокопаний, которые были в сериале и до этого, но они были вплетены в повествование.
Как итог, далеко не всем понравился такой финал сериала, и спустя некоторое время был создан «дополнительный» финал истории, который, по сути, вместе с теми двумя эпизодами составлял единое целое — End of Evangelion. Фильм закрывал собой сюжетную арку сериала с планом Комплементации Человечества. Те серии же по сути вписались почти в самый конец истории: Синдзи принимает себя, после чего переписывает мир так, что люди могут вновь появиться в нём, если того сами пожелают.
Для меня знакомство с Евангелионом было достаточно болезненным — это не та вещь, которую ты посмотришь и сходу поймёшь. Повествование Евангелиона завязано на том, что многие вещи не оговариваются вообще или обозначаются полунамёками. Это касается как природы самих Ев и Ангелов, так и планов SEELE и Икари Гендо. Причём чем ближе к последним эпизодам, тем всё становится сложнее и неочевиднее. Так, чтобы лучше понять, как вообще создаются Евангелионы, пришлось читать дополнительные материалы, написанные левыми людьми. Так же не до конца понятна разница между планами Гендо и SEELE, которые по сути идут к одному и тому же исходу — созданию божества и превращения человечества в коллективный разум=в LCL-жидкость. Только цель Гендо более личная — он желает вновь оказаться вместе с Юи, своей женой и матерью Синдзи.
Так же не совсем ясно, почему для достижения этих целей необходимо уничтожение всех Ангелов, да и не ясно, откуда они взялись и почему они имеют строгие номера и имена. Также таинственным персонажем является Каору. О его сущности так же имеются только полунамёки. Так, судя по всему, Каору является аватаром Адама, первого Ангела. Также EoE единственный раз за всё время говорит, что люди как вид являются ещё одним Ангелом, рождённым от Лилит.
Ещё одной не до конца понятной вещью является копьё Лонгиния, которое просто было, о котором просто знали, и которое просто было выброшено в космос в результате одного из боёв. Судя по всему, многие вещи во вселенной Евы раскрывались для персонажей посредством Свитков Мёртвого моря, которые, впрочем, были доступны лишь SEELE. В общем, всё очень сложно, но в целом более-менее разобраться можно.
*** И вот казалось бы, есть законченный сериал, куча недомолвок, символизма, психологизма и даже немного Роскомнадзора. Всё прекрасно, сериал популярен, о нём говорят и по нему производят мерч. Но тут заявляется, что готовится ремейк сериала в виде четырёх фильмов, которые должны были выходить с промежутком в 2-3 года. И поначалу так и вышло, но после второго Ребилда что-то пошло не так…
К слову о Каору, в Ребилдах он появляется в конце первого фильма, как бы намекая, что он знает Синдзи и «в этот раз сделает его счастливым». Это тут же начинает генерировать некоторые теории, особенно если начать сопоставлять миры NGE и Ребилдов. Что примечательно, Каору пробуждается на поверхности Луны, находясь в гробу. Потом он ещё пару раз засветится при конструировании его персонального Евангелиона SEELE и в итоге ворвётся в самом конце второго Ребилда.
Во время производства третьего Ребилда происходило что-то не совсем понятное. Вот вроде вышел трейлер фильма, люди в предвкушении, сам фильм в итоге вышел, правда, с небольшой задержкой и… Люди оказались в диком смятении. Как позже выяснилось, Анно в процессе производства третьего Ребилда снова столкнулся с депрессией, которая закончилась вообще лишь ближе к концу производственного цикла четвёртого фильма, который стал долгостроем и вместо изначально запланированного на 2014 год, он вышел лишь спустя 7 лет. Википедия вообще подсказывает, что депрессия случилась лишь после выхода фильма, но у меня есть сомнения на этот счёт.
ТЫ (НЕ) ПОЙМЁШЬ Если первые два Ребилда в целом оставили о себе хорошее впечатление, то третий у меня (да и как показывает интернет, далеко не только) вызвал целую кучу вопросов. Своё непонимание я так же обозначил в одном из постов в паблосе, спасибо людям, которые подкинули материалы для ознакомления.
В самом начале фильма по каким-то причинам Синдзи, находясь внутри Евы-01, дрейфует на околоземной орбите, и за ним отправились Аска в сопровождении Мари, которая дебютировала ещё во втором фильме, но не сыгравшей почти никакой роли, являясь скорее ходячим фансервисом.
(Хорни-девочку в очках не заказывали?)
В итоге, Синдзи оказывается на корабле новой организации под названием WILLE, которая стремится уничтожить NERV, цели которой раскрываются после второго Ребилда. В неё вошли Мисато-сан с Рицко-сан, которые раньше работали на конторку Гендо.
После пробуждения Синдзи, на него были устремлены презрительные взгляды. Никто ему ничего не объясняет. Потом ещё Аска добавляет, ударив что есть мочи по бронестеклу, за которым находилась камера Синдзи, в которую того поместили. Та была на него зла ещё сильнее, однако причины так же не раскрываются.
В итоге того изолировали, без всяких объяснений, при этом зная, насколько Синдзи эмоционально нестабилен. В итоге на корабль совершается атака, в ходе которой новая копия Рей должна была забрать Синдзи. Его пытаются отговорить, но, э-э, как внезапно, он отказывается и возвращается в NERV до востребования. Там же он встречается с Каору, с которым у того возникает эмоциональная связь.
Каору решает помочь Синдзи исправить то, что тот неосознанно сотворил с миром, сказав, что с помощью копий Лонгиния и Кассия можно восстановить мир.
В третьем акте становится ясно, что всё было спланировано Гендо, даже атака WILLE. Многоходовочки Гендо это вообще что-то. Что бы ни происходило по сюжету, всё идёт с точностью по его плану.
(Для пущего пафоса он ещё надевает какие-то VR-очки, lmao)
*** Как выше я уже отметил, после просмотра третьего Ребилда появилось уйма вопросов. Сюжет абсолютно не хочет ничего рассказывать о произошедшем во время таймскипа. Работники WILLE неоправданно ужасно относятся к Синдзи, хоть он и послужил спусковым крючком для Третьего удара. Парень даже спрашивать пытается, но абсолютно никто не хочет ему что-либо говорить на этот счёт. Так что итог закономерен — чем он будет оставаться в ненавидящем его обществе, уж лучше он пойдёт на знакомый голос Рей и полетит к бате.
Судя по словам очевидцев и первым кадрам третьего фильма, он должен был быть совершенно другим. Вероятно, имеющиеся события всё ещё имели место быть, однако, как мне кажется, о событиях во время таймскипа должны были рассказать намного больше. Как итог, интернет вновь начал пытаться сам восстановить историю, с сомнительным, впрочем, успехом.
Ещё примечателен редизайн некоторых персонажей. та же Аска стала куда более суровой, а также обзавелась повязкой на глаз. Мисато носит тонированные очки и фуражку, а волосы собраны в пучок. Рицко коротко стрижена.
В остальном же, пилоты Ев не претерпели биологических изменений, оставшись в телах 14-летних подростков. Этакое проклятье пилотов Ев, вероятно, особо этот вопрос не раскрывается.
(Кто бы мог подумать, что Аска станет Биг Боссом :^) )
*** Далее Хидэаки впадает в ещё большую депрессию, перестаёт появляться в офисе студии, участвует в других проектах и ничего не делает с четвёртым Ребилдом. Впрочем, судя по всему, не без помощи своей жены, во второй половине 10-ых он всё-таки справляется с психологическим недугом, приходит в себя, работает над новым фильмом о Годзилле и возвращается к работе над Ребилдом, извиняясь перед фанатами, которые так должно этого ждали.
ТРИЖДЫ ЗАКОНЧИТЬ (Мнение о четвёртом Ребилде в одной картинке)
Вот тут будет, пожалуй, интереснее всего, так что если вы не смотрели четвёртый Ребилд, то настоятельно рекомендую сделать это, прежде чем продолжить чтение.
Готовы? Ну тогда начали. На самом деле, фильм приятно удивляет. Первый акт посвящён передышке главной тройки пилотов в деревушке выживших после Третьего удара. Там обнаруживаются и школьные друзья Синдзи, и колония пингвинов навроде Пен-Пена, и особые устройства, которые не позволяют «покраснению» забрать эту небольшую территорию спокойной жизни. Тут фильм продолжает показывать Аску той ещё мразотой, а также намекает, что повязка на глазу у неё не просто так… Копия Рей потихоньку обретает саму себя, становится более человечной, в общем, частично повторяет путь Рей из первых двух фильмов, однако всё так же погибает, так как она не способна поддерживать свою структуру вдали от штаба NERV. А вот Синдзи… Сначала он изображает апатичного себя из сериала после убийства Каору, между делом пару раз проблёвывается при виде ошейника на шее Аски. На какое-то время он вообще подвергает себя самоизоляции, лишь бы никому не навредить, однако Рей, приходя к нему время от времени, пробуждает в нём желание к жизни. Внезапно Синдзи проходит путь 25-26 эпизодов сериала без комплементации человечества и принимает себя. Вау.
В итоге, немного поживя в деревушке, Аска и Синдзи возвращаются на Вундер, впрочем, Синдзи снова запирают в камере, но он как бы и не сопротивляется, и даже ведёт себя спокойно. Мисато и Рицко рассуждают на тему того, что первая оказалась слишком мягкой, что может привести к печальным последствиям. А, ещё тут выясняется, что у Мисато есть сын от Кадзи, который, к слову, живёт в той самой деревушке и не знает ничего о своих родителях.
Дальше случается долгий экшон, который, к слову, судя по ранним трейлерам последнего фильма, должен был выглядеть иначе и происходить над Токио-3, при этом Евы-02 и 08 должны были быть объединены в одну.
Именно во время попытки уничтожить модуль 13 выясняется истинная природа повязки на глазу Аски. Как оказалось, после заражения модуля 03 девятым Ангелом и победы над ним, тот затаился в глазу Аски. Для его сдерживания в глаз был встроен некий модуль, который закрывался той самой повязкой. Аска решается на активацию силы Ангела, чтобы пробиться сквозь АТ-поле модифицированной Евы-02, чтобы пронзить ядро 13-ой. Однако он очень невовремя пробуждается и в конечном счёте съедает контактную капсулу с Аской/Ангелом, что приводит к пробуждению Евы.
Мари мало что может сделать, так что из доступных пилотов остаётся только Синдзи. Перед тем, как того допустить до пилотирования модуля 01 и разобраться с Гендо лично (на что его подтолкнул ещё в деревне тот парень в очках), Мисато лично беседует с Гендо, который решил выйти поболтать и показать, что он теперь не человек, а Циклоп нечто большее.
В конце Синдзи в модуле 01 сражается с Гендо в модуле 13. Однако первый понимает, что грубой силой тут ничего не добиться и начинает болтовнистику, в ходе которой выясняется, что Икари Гендо-кун был когда-то замкнутым молодым парнишкой, которого не интересовали люди, он любил проводить время за книгами. Но потом в его жизни появилась Юи, а вот после её смерти стало совсем грустно, и он решил, что хочет вернуться к ней, решим пойти на свой план. В ходе разговора Гендо признаёт, что Синдзи повзрослел, поменялся и вообще стал молодцом. В то же время Мисато, используя корабль, создаёт силой своей решимости ещё одно копьё, с помощью которого Гендо с воссоединившейся Юи в виде Ев-01 и 13 уничтожают всех Евангелионов по желанию Синдзи.
А Синдзи-то оказался не так прост. Он понимает, что пора бы уже выйти из этого бесконечного цикла повторения истории, а в кадрах с Рей даже идёт прямой показ сериала. В ходе короткой встречи с той самой Рей из первых двух фильмов, они приходят к тому, что нужно избавить мир от Евангелиона (!) и сотворить Neon Genesis (. ).
Аска же сначала просыпается на пляже, похожем на тот, что был в EoE, но после исчезает, видимо, окончательно сгинув из этого бренного мира (с одобрения Каору, который вообще решил остаться вместе с Кадзи, видать, в местном аналоге загробного мира). Впрочем, написанная на вики по Еве статья говорит, что на деле Синдзи вернул её в мир людей. Кстати, ещё выясняется, что ОКАЗЫВАЕТСЯ местная Аска очень похожа на Рей — она искусственно была создана и выращена в ходе проекта «Сикинами», оставшись единственным выжившим ребёнком. У неё не было биологических родителей и всё такое.
(Держите повзрослевшую Аску. Синдзи тут ей говорит, что та ему нравилась, как и он ей до того самого. Опять мне Вики подсказала. А то я думал, чего это ей тут губы так прорисовали, и чего костюм такой изодранный, лол.)
А ещё самую малость проливают свет на личность Мари. Судя по всему, она некогда была одногруппницей Гендо и Юи. Остаётся вопрос, почему она столь юно выглядела и имела возможность пилотировать Еву, но оставим это на совести Анно.
Итак, Синдзи собирается переписать мир, создав Neon Genesis. Тут к нему прилетает Мари и забирает со знакомого пляжа. И в самом конце нам демонстрируют… Мир без Евангелионов. Синдзи отпускает их, и вместе с Мари они отправляются в новую реальную жизнь, наконец повзрослев. Тут возникает интересная параллель — Синдзи был дико подавленный, все дела, но в итоге благодаря окружению и отчасти Мари он находит в себе силы открыться реальному миру. И тут можно открыть для себя следующее.
Синдзи — это воплощение Анно, так сильно подверженного депрессии. В этой сцене Мари — его супруга, которая помогла тому из неё выбраться, и теперь вместе они шагают по жизни.
Впрочем, есть и другая интерпретация финала. Анно просто решил, что аска- и рейфаны должны лососнуть, поэтому Синдзи пошёл по жизни в конце с той, на кого вообще никто не рассчитывал. Чёртов тролль :^)
Ну и совсем уж жёсткая интерпретация финала такова: да повзрослейте вы уже, отпустите этот ваш Евангелион!
*** И на этом, пожалуй, всё. Прошу простить за столь сумбурный поток сознания, просто захотелось высказаться после просмотра. Вообще, я так скажу — Евангелион для меня так и остался непонятным и слишком закрученным произведением, которое я не смогу полюбить, однако это всё ещё опыт, и я смог прикоснуться к целому культурному пласту. Я не могу посчитать Евангелион шедевром, ни сериал, ни Ребилды, но в общем я не скажу, что зря потратил время. Ребилды стоит посмотреть как минимум из-за того, что они вышли дико красивыми и зрелищными. Пожалуй, это то, чего у них не отнять. А четвёртый Ребилд подарил мне отличную песню в плейлист
Засим, на сегодня всё. И помните, любите себя!
Полное объяснение сюжета Evangelion
Продолжаете, должно быть, праздновать юбилей аниме Neon Genesis Evangelion? И правильно делаете! «Евангелион» — это произведение, каких мало. Такие появляются даже реже, чем раз в поколение. Поэтому этот сериал заслужил того, чтобы празднества в его честь продолжались целую неделю. Однако, к сожалению, есть немало тех, кто либо намеренно пропустили сериал мимо себя, либо не оценили его по достоинству, потому что не поняли его.
Не будем утруждать вас философским анализом сюжета Evangelion — для этого есть «Дом игральных костей» и Wisecrack. Для многих сюжет «Евы» непонятен и без углубления в её многослойные отсылки на Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра, Зигмунда Фрейда и прочих классических философов. «Евангелион» мало что объясняет прямым текстом и многое говорит намёками и символами.
Поэтому если вы не поняли что-то в сюжете «Евангелиона» или боитесь браться за сериал, опасаясь чего-то не понять, то мы представляет вам полное сюжетное объяснение аниме Neon Genesis Evangelion. Разумеется, не без больших сюжетных спойлеров — а как вообще иначе можно?
В начале Бог сотворил небо и землю
В основе сюжета «Евангелиона» — сильно видоизменённая мифология из Ветхого Завета и иудейских апокрифов. В основном Neon Genesis Evangelion опирается на базовые понятия из христианства и каббалы, нередко сочетая их (Джованни Пико делла Мирандола, впрочем, такой синтез официально одобрил). В то же время местами авторы достаточно вольно обращаются с первоисточником — никто из них не был специалистом по христианской теологии или иудейскому мистицизму, так что удивляться здесь нечему. Но перейдём к сюжету.
Главную роль в повествовании «Евангелиона» играют Адам и Лилит — первые Ангелы и прародители жизни на Земле. Ангелами в «Евангелионе» называют монструозных гигантских существ, имеющих способность к проецированию АТ-поля. Каждый Ангел имеет уникальную форму: некоторые из них более человекоподобны (Адам, Лилит, Сакиил), другие подобны реальным животным (Самусиил — змея, Гагиил — рыба, Сандальфон — скат, Маториил — паук, Ариил — птица), некоторые бесформены (Бардиил и Игуил), а некоторые и вовсе выглядят как абстрактные геометрические фигуры (Рамиил и Лелиил). В дизайне некоторых ангелов используется множество человеческих глаз (Лилит, Маториил, Сахакиил) — прямая отсылка на описание ангелов в Книге пророка Иезекииля.
Тела Ангелов состоят из «твёрдого света», а некоторые из них и вовсе люминесцируют (Адам, Ариил, Алмисаил). Но при этом у них также есть кровь и некоторое подобие костей, иногда принимающее форму масок (у Лилит, Сакиила, Израфила или Зеруила). Но при всём этом физическая оболочка Ангелов не столь важна. Ангелы могут менять свою физическую форму произвольным образом благодаря мощным АТ-полям. Физические тела Ангелов отражают их психологическое состояние. Чем они абстрактнее, тем меньше разумы этих Ангелов имеют общего с человеческим.
«АТ-поле» означает «Поле абсолютного страха» (англ. Absolute Terror Field). Своим собственным АТ-полем обладают все существа во Вселенной — это некий метафизический барьер, отделяющий одни души от других. У людей и животных АТ-поле слабо и отвечает лишь за сохранение в целостности их физической формы — при разрушении АТ-поля человека его тело обращается обратно в первичный бульон, из которого происходит вся органическая жизнь на Земле. АТ-поля Ангелов намного сильнее и способны проецировать непробиваемый силовой барьер, который не пропускает никакой урон.
Как уже было сказано, первыми Ангелами являются Адам и Лилит. Адам существовал на Земле с момента возникновения планеты, тогда как Лилит прибыла туда заметно позже, в результате т.н. Первого Удара — столкновения Земли с гигантским планетоидом Чёрная Луна, являвшимся вместилищем Лилит. В результате этого столкновения, кстати, возникла Луна обычная.
Адам и Лилит в некотором роде конкурируют за среду обитания. Каждый из перворожденных Ангелов хочет заселить планету своими потомками, однако жить вместе потомки Адама и Лилит не могут. Первые Ангелы являются носителями друг разных Плодом Эдема: Плода Жизни и Плода Познания. Первый принадлежит Адаму — его потомки подобны ему самому и наделены бессмертием и мощными АТ-полями. Плод Познания же принадлежит Лилит — её потомки смертны, слабы, но также являются социальными существами, ориентированными на коммуникацию (тогда как Ангелы одиноки в своём бессмертии).
Несложно догадаться: потомки Адама — это и есть все остальные Ангелы, а потомки Лилит — это вся органическая жизнь на Земле и, в частности, человечество, называемое лилим. В иудейской мифологии Лилит была первой женой Адама, которая отказалась подчиняться мужу и была превращена Богом в ночную демоницу. От Адама или (по другой версии) Сатаны Лилит родила лилим — ужасных демонов, населяющих ад.
Так или иначе, но в конфликте между Лилит и Адамом за обладание планетой победила Лилит. Адам впал в спячку во льдах Антарктики на долгие миллионы лет, предварительно засеяв планету несколькими яйцами с зародышами будущим Ангелов. Лилит же породила жизнь на Земле, так как её кровь (LCL) стала первичным бульоном. Дав начало новой жизни, Лилит и сама в итоге впала в спячку на миллионы лет, а созданная ею жизнь эволюционировала, пока не дала начало человечеству.
Казалось бы, причём здесь масоны?
По прошествии миллионов лет эволюции возникло человечество. И не просто возникло, а преуспело в развитии. И даже слишком преуспело — развитой мозг и сознание познакомили людей с такими вещами, как экзистенциальный кризис, социальная тревожность, депрессия, одиночество и так далее. В результате люди начали искать избавление от страданий в самых разных вещах, а некоторые из них даже придумали для этого религию.
Важнейшую роль в сюжете NGE играет Seele — тайный религиозный орден, который ставит своей целью избавление всего человечества от страданий и восстановление божественной гармонии, предшествовавшей возникновению жизни. Долгое время планы Seele не сходили с мёртвой точки, но им удалось добиться небывалого политического влияния. После Второй мировой войны Seele учреждают ООН и с тех пор закулисно контролируют всю мировую политику — в лучших традициях иллюминатов и масонов.
В определённый момент Seele добывают Свитки Мёртвого моря — реальную, кстати говоря, археологическую раскопку из Израиля. В нашей скучной действительности Свитки Мёртвого моря (или Кумранские рукописи) — это свитки с текстами из Ветхого Завета, принадлежавшие некогда иудейской секте ессеев (кумранитов). В «Евангелионе» же Свитки Мёртвого моря также содержат информацию о том, откуда произошла жизнь на Земле и как можно откатить её обратно в состояние предвечного единства жизни и смерти.
Благодаря Свиткам Мёртвого моря, Seele находят во льдах Антарктики спящего Адама. Впрочем, не исключено (и даже более вероятно), что Свитки Мёртвого моря в NGE — это не аналог израильской находки. Мёртвым морем в NGE называют не только одноимённое озеро в Израиле (точнее, само озеро в аниме даже не упоминается), но и море из крови Адама, оставшееся на месте Антарктиды после Второго удара. Так что, вероятнее всего, и Свитки, и Адама Seele нашли на Южном полюсе, а не на родине Иисуса Христа.
С помощью Свитков Мёртвого моря Seele создают план по Комплементации Человечества — слиянии всех людей в единое богоподобное существо, что в теории должно избавить людской род от бессмысленных страданий, одиночества и прочих тягот жизни. Но для реализации своего плана Seele необходимо пробудить Адама и остальных Ангелов от многолетней спячки, а затем уничтожить их одного за другим.
На рубеже II и III тысячелетий от Рождества Христова Seele проводят «контактный эксперимент» — помещают в Адама человеческое ДНК. В результате на короткий срок Первый Ангел пробуждается, но его удаётся ввести в новую спячку с помощью Копья Лонгиния — найденного в Антарктике же особого артефакта, предназначенного для разрушения АТ-полей. Физическое тело Адама регрессирует до состояния эмбриона, тогда как душа Ангела оказывается помещена в тело человеческого клона. Так был рождён один из центральных персонажей сериала — Каору Нагиса.
Однако короткое пробуждение Адама не осталось без серьёзных последствий. Этот инцидент был прозван Вторым ударом, а его официальной причиной было объявлено столкновение с астероидом. В результате на месте Антарктиды появляется то самое Мёртвое море — море из крови убитого Ангела. Землю ожидают несколько лет катаклизмов и глобальное изменение климата. Примерно половина человечества погибает от последствий Второго удара. А мир после катастрофы окончательно оказывается в руках Seele.
Чтобы быть во всеоружии, когда проснуться Ангелы, люди создают Евангелионов. Технически они представляют собой генетических клонов Адама и Лилит, облачённых в механическую броню, придающую им вид человекоподобных роботов. Дизайн мех был навеян японскими демонами-людоедами они, что должно лишь подчёркивать их инфернальную роль в конфликте против Ангелов.
Но Евангелионы являются лишь бездушными оболочками — телами без душ. Чтобы мехи могли проецировать АТ-поля, им нужны души. Напрямую в сюжете раскрываются личности двух доноров душ для Евангелионов: Юй Икари и Кёко Цеппелин — матери главных героев Синдзи и Аски. Обе принимали участие в эксперименте по синхронизации человеческого сознания с сознанием Евы, после чего мехи поглотили их души.
Душа Юй была поглощена целиком с её телом — она фактически растворилась внутри ядра Евы. Кёко пережила свой эксперимент, но её сознание оказалось расщеплено. Та её часть, что содержала материнские чувства к дочери, оказалась заперта в мехе, тогда как физическое тело Кёко продолжило существовать, но уже в полубредовом состоянии.
Созданием Евангелионов занималась организация Gehirn, впоследствии переименованная в Nerv. Поиском же кандидатов для пилотирования мех занимался институт Marduk — подставная организация, за которой скрывается всё тот же Nerv. Коспирация такая нужна затем, чтобы скрыть тот факт, что никакого отбора пилотов не существует. Потенциальные пилоты Евангелионов — это одноклассники Синдзи, каждый из которых потерял мать. Так, аниме прозрачно намекает, что души матерей одноклассников Синдзи заперты внутри других Евангелионов.
Чтобы пилотировать Евангелиона, пилотам необходима синхронизация. Добиться её можно только поместив в меху ребёнка женщины, душа которой находится внутри Евангелиона. Крепкая эмоциональная связь женщины со своим ребёнком и создаёт синхронизацию пилота и его мехи. А она, в свою очередь, позволяет им проецировать АТ-поле и таким образом уничтожать Ангелов.
Моя команда по спасению моря: нытик, бревно и стерва
Центральное место в сюжете занимают три пилота: Синдзи Икари, Рей Аянами и Аска Лэнгли Сорью. Все трое — подростки с трудностями в завязывании эмоциональных связей и кризисами идентичности. Все трое — глубоко несчастны и травмированы. И все трое не видят в своей жизни никакого смысла, кроме пилотирования Евангелионов. Со временем к ним добавляются Тодзи Судзухара и Каору Нагиса, но они не столь долгое время носят на себе форму пилота.
Синдзи является сыном Гендо Икари — руководителя Nerv и доверенного лица Seele. Как и его сын, Гендо не умеет проявлять чувства по отношению к другим людям, из-за чего большую часть жизни он был одинок. Единственным человеком, который проявил к Гендо любовь и заботу была Юй — мать Синдзи. Предполагается, что Юй является дочерью одного из членов Seele и с организацией Гендо познакомился именно благодаря жене. Однако целью его отношений с Юй было вовсе не продвижение по карьерной лестнице. Хоть Гендо и привык использовать других в своих эгоистичных целях, Юй была единственным человеком, которого Гендо искренне любил, и чья потеря оставила на его душе глубокий след.
Гендо также любит и своего сына, но совершенно не умеет проявлять эту любовь. Поэтому он предпочитает дистанцироваться от него и проявлять себя в отношениях с ним холодно и отчуждённо. После смерти Юй Гендо бросает Синдзи, чем оставляет сына с психотравмой и острой боязнью быть брошенным. В итоге Синдзи был воспитан дядей и тётей и практически не виделся с отцом вплоть до старта событий NGE.
Вторым пилотом является Аска. Внешне она — полная противоположность Синдзи. Она активна, упряма и целеустремлёна. Но в действительности Аска также остро переживает потерю матери, хотя её история здесь даже несколько более драматична. Как было подмечено ранее, мать Аски не потеряла физическую форму после поглощения частицы её души Евой. Однако она помешалась и перестала признавать в Аске собственную дочь, что уже заметно ударило по психике маленькой девочки.
Кёко начинает заботиться о тряпичной кукле вместо Аски, а отец девочки начинает уделять ей всё меньше внимание и находит себе новую пассию. В конце концов, мать Аски совершает самоубийство, «убив» при этом и тряпичную куклу, которая символизировала для неё Аску. Маленькая девочка становится свидетельницей этого, что наносит ей столь же непоправимую психотравму, что и у Синдзи.
У Рей на их фоне нет столь же травмирующего прошлого. Отчасти потому, что у неё вообще нет прошлого. Рей — холодная пустышка, безэмоциональная кукла. Точнее, она только кажется такой на первый взгляд. У Рей есть чувства, но она совершенно не понимает, что ей с ними делать, так как эти чувства ей чужеродны. Рей — не человек, а Ангел в человеческом теле.
Как душа Адама была заключена Seele в теле Каору Нагисы, так и душа Лилит была заключена ими в теле Рей Аянами. Само же тело Аянами является генетической копией Юй Икари. Именно поэтому Гендо проявляет по отношению к Рей гораздо больше заботы, чем к собственному сыну, а самого Синдзи Рей непонятным образом привлекает. Да, в «Евангелионе» полно отсылок на фрейдизм и психоанализ, в том числе и на Эдипов комплекс.
Но в отличие от Каору, который сохраняет память о своём ангельском происхождении и истинной природе, Рей не помнит того, что является Ангелом. Поэтому для неё непонятны человеческие чувства, которые учит её испытывать Синдзи. И поэтому сам Синдзи в определённый момент становится для Рей центром её вселенной.
Каору вмешивается в сюжет в самый последний момент. Seele отправляют его в Nerv, чтобы перейти к запуску Комплементации Человечества. Не до конца понятно, должен ли сам Каору быть тем, кто запустит этот процесс, либо Seele планировали принести его в жертву как последнего живого (не считая Лилит) Ангела. Так или иначе, но Каору всё же успевает сделать нечто большее, чем просто раскрыть свою ангельскую сущность и умереть от рук Синдзи. Каору успевает подружиться с Синдзи.
Будучи Адамом, Каору является прародителем расы Ангелов. Люди — естественный враг его вида. Но в то же время его одолевает любопытство по отношению к потомкам Лилит. Непонятно, каким образом, но Каору выбирает Синдзи в качестве человека, через которого он пытается понять всю нашу расу. И он быстро проникается любовью к Синдзи, как до этого это сделала Рей.
Чем всё закончилось?
The End of Evangelion — самый малопонятный аспект аниме. Разбирать здесь следует каждую сцену и очень подробно. У нас нет на это времени, поэтому пробежимся по верхам.
К началу EoE Гендо разрывает связи с Seele, потому что вынашивает планы по собственной Комплементации Человечества. Не до конца понятно, чем сценарий Гендо отличается от Seele, но эти отличия достаточно существенны, чтобы привести к военному столкновению. Пытаясь помешать реализации сценария Гендо, Seele отправляют войска в штаб-квартиру Nerv и устраивают там кровавую баню.
Приоритетными целями уничтожения становятся пилоты Евангелионов: Рей, Аска и Синдзи. Аска находится в коматозном состоянии из-за потери синхронизации с Евой, а потому её прячут внутри самой мехи. Там Аска осознаёт, что всё это время её мать любила её по-настоящему и оберегала внутри Евангелиона. Синхронизация возвращается, а потому Аска использует своего робота, чтобы уничтожать японский ВМФ.
Крик ужаса Синдзи слышит Рей, которую в это же самое время Гендо пытается использовать, чтобы провести своей вариант Комплементации Человечества. Однако привязанность к Синдзи оказывается для Рей важнее, чем Гендо, а потому она бросает Икари-старшего и воссоединяется с изначальным телом Лилит, попутно поглотив эмбриона Адама. Слияние Адама и Лилит приводит к возникновению нового, поистине богоподобного существа — гигантской зефирной Рей Адама Кадмона (в самом аниме каббалистическое имя не используется).
В этот момент Синдзи окончательно поглощают его суицидальные наклонности, и он желает смерти всему живому на планете. Получившая силу Бога Рей слышит эту просьбу и послушно выполняет её. Она создаёт сверхмощное АТ-поле, которое нейтрализует АТ-поля всех людей. Люди теряют свою психическую и физическую целостность и превращаются в лужи LCL — крови Лилит и того самого первичного бульона, из которого возникла жизнь.
Души людей сливаются воедино внутри Лилит — происходит Комплементация Человечества. Не по сценарию Гендо и не по сценарию Seele, но по сценарию Синдзи. Разумы всех людей соединяются, что сопровождается массой психоделичных видений. Но самому Синдзи это слияние не приносит удовлетворения — он понимает, что хотел совершенно не этого. Синдзи осознаёт, как важны связи с другими людьми и что слияние с ними в единую сущность не заменит этих связей. Благодаря призраку своей матери, а также Адаму и Лилит (то есть Каору и Рей) Синдзи принимает судьбоносное решение: продолжать жить, даже если это будет причинять ему много боли.
Рей-Адам отменяет процесс Комплементации уже когда все люди потеряли свои физические оболочки, после чего тело самой Рей распадается на части. Синдзи удаётся материализоваться на берегу Мёртвого моря — океана из LCL, который образовался после растворения всех людей в первичный бульон. Рей объясняет Синдзи, что теперь каждый человек, если его воля-к-жизни будет достаточно сильна, может вернуть себе физическую форму в этом мире, но это может занять много времени.
Где-то за кадром проходит не меньше нескольких недель после того, как Синдзи вновь обрёл свою физическую форму. За это время он уже почти свыкся с мыслью, что остался последним человеком на Земле. Все, кого он знал, умерли, и никто не торопиться возвращать себе телесную оболочку. Синдзи оказывается обречён на одиночество в мёртвом мире на руинах цивилизации.
И в этот момент свою физическую форму себе возвращает Аска. Не веря собственным глазам, Синдзи начинает душить подругу, на что она отвечает нежным поглаживанием его лица. Синдзи плачет над Аской, она говорит ему: «Отвратительно», занавес. Синдзи и Аска остались новыми Адамом и Евой в мёртвом мире без людей. Вернёт ли кто-то ещё из людей своё тело, и будут ли это персонажи, уже знакомые зрителю — это всё каждый должен додумать самостоятельно.
Константин Морозов
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.