Чему учили в церковно приходской школе

1900. Программы церковно-приходских школ

Градо-Оренбургская Сергиевская, основанная в 1890 году в городе Илецкая, двухклассная четырёхгодичная регентская церковно-приходская школа, в которую епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней определил 13-летнего алтарника Василия Никитовича Максимова, фактически была школой приготовления псаломщиков. Псаломщик или по-народному «дьячок» — это церковное звание, высочайше утвержденное 16 февраля 1885 г. по определению Св. Синода всем состоящим при церквах причетникам, то есть церковнослужитель (алтарник, дьячок, пономарь, причетник, псалмопевец), который под наблюдением священника и по его распоряжению, исполняет клиросные чтения и пения, сопровождает священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и ведёт всё письмоводство по церкви и приходу.

Псаломщик ведёт метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и других сведений (Источники: П. Нечаев, «Практическое руководство для священнослужителей» (СПб., 1892); H. Суворов, «Курс церковного права» (т. II, Ярославль, 1890); Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907).

Соответственно в Градо-Оренбургской Сергиевской двухклассной четырёхгодичной регентской церковно-приходской школе учили не только базовым знаниям по утверждённой программе обучения, не только учили петь псалмы и читать молитвы, но требовательно и строго учили руководить пением, вести церковное делопроизводство, грамотно и красиво писать. Как же это происходило и как за 4 года из детей приготовляли настоящих церковнослужителей псаломщиков-регентов? (Далее изложение материалов Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Осипова Олега Викторовича «Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917 гг.) Специальность 07.00.02. – Отечественная история. Челябинский Государственный Университет. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.П. Абрамовский. Челябинск – 2002).

По определению Святейшего Синода от 2 июля 1886 года за № 1412 высочайшим указом были введены в действие «Программы учебных предметов для церковно-приходских школ», которые определяли объёмы, порядок и последовательность изучения предметов в одноклассных и двухклассных церковно-приходских школах России. Устанавливалось, что обучению в школах должно было предшествовать предварительное воспитание детей в семьях в духе православия и соблюдения христианских заповедей и обрядов. После домашнего наставления дети, начиная с семилетнего возраста, родителями направлялись в церковно-приходские школы. «Два года церковноприходской одноклассной школы – это для большей части детей время и начального, и вместе с тем, окончательного образования их. Из неё они прямо уже вступают в жизнь. Пройти двухклассную школу придется весьма немногим, но и она кратковременна по сравнению с другими подобными заведениями. Поэтому от руководителей школы требуется особенное внимание к детским душам, чтобы это поистине золотое время не прошло для детей бесплодно» (Правила)

По достижении 12-16 летнего возраста все дети должны были завершить курс обучения. Для тех, кто не усваивал курса обучения за 2-4 года, предусматривались дополнительные занятия по отдельным предметам, ежедневные уроки для взрослых, воскресные занятия. Само название церковно-приходских школ указывало на особое значение преподавания в них Закона Божия. Он составлял основной предмет обучения (7 уроков в неделю), другие предметы находились от него в тесной зависимости. Содержание Закона Божия для одноклассных школ: изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения, краткий Катехизис. Для двухклассных школ – дополнительно: начальные сведения из истории церкви и расширенный курс основных предметов одноклассной школы.

В первый год обучения изучали Священную историю Ветхого и Нового Завета, а так же основные молитвы; во второй – Катехизис, устройство храма и важнейшие действия богослужения. В третий год – новые статьи из Священной истории и начальные сведения из истории церкви. Четвертый – повторение Катехизиса и учения о богослужении в более подробном виде. Были указаны и методические рекомендации для преподавания Закона Божия: «Наставник должен заботиться о живости и впечатлительности рассказа, избегать сухого перечня лиц и событий. Весьма полезно зачитывать детям соответствующие места из священных книг, как можно ближе придерживаясь текста. Оживлению рассказа должны способствовать изображения, особенно в первое время учения. Использовать их следует с осторожностью: вбирать только те, которые соответствуют истине событий, без художественной фантазии; помнить, что священное изображение есть предмет не только созерцания, но и преклонения, остерегаться каких-либо поводов к оскорблению религиозного чувства».

Программа церковного пения предусматривала изучение и исполнение церковных напевов, изложенных в церковных книгах: обихода, октоиха, ирмологий, праздников (2 часовых урока в неделю и 4 получасовых, после окончания уроков). При этом подчеркивалось, что для изучения церковного пения особых способностей не требовалось. Необходимы были голос и слух, «только немота и глухота служат препятствием к пению. К церковному пению можно легко и скоро приспособить всякий голос и всякий слух». Более способные ученики должны были привлекаться к участию в клиросном пении. Обучение нотам следовало начинать тогда, когда дети усваивали алфавит русский и славянский, знакомились с письменными буквами.

Подготовительные занятия с учащимися состояли в обучении их правильному воспроизведению звука и отличии низших от высших звуков. Данный звук учитель должен был воспроизводить сам, а затем совместно с обучаемыми до тех пор, пока не получал удовлетворительного результата. Изучение мелодий производилось тем же способом. В двухклассных церковно-приходских школах в течение третьего и четвертого года обучения учащиеся должны были изучить более сложные произведения по церковному пению.

Церковно-славянская грамота составляла отдельный предмет изучения в школе (4 урока в неделю). Программа требовала начинать обучение в конце первой или в начале второй половины первого года обучения, после того, как дети знакомились с механизмом русского чтения. В первый год обучения дети должны были ознакомиться со строчными и подстрочными знаками и сокращениями слов, с названием букв по церковной азбуке. Обучение первого года завершалось чтением церковно-славянского букваря. Во второй год учащиеся должны были читать избранные места из Евангелия, затем Часослова и Псалтыри, с соблюдением ударений и знаков препинания. При чтении следовало обращать внимание на понимание простейших слов и выражений, но не требовалось полного понимания всего прочитанного. Понимание церковных текстов достигалось по мере изучения Закона Божия, к концу обучения в одноклассной церковно-приходской школе. В третий год – продолжение чтения Часослова, Псалтыри и Евангелия от Матфея. В четвертый год – чтение Евангелий от Марка, Луки и Иоанна, а так же чтение из учебного Октоиха воскресных служб. В двухклассных школах к чтению в церкви допускались все ученики третьего и четвертого годов обучения, а в одноклассных – в конце второго года, после тщательной подготовки непосредственно священником.

При преподавании русского языка в школах (7 уроков в неделю) необходимо было обращать особое внимание на изучение языка и не задаваться побочными целями. Конечные цели – разумное чтение, правильное написание и осмысленное выражение мыслей устно и письменно. Одноклассная церковно-приходская школа должна была сформировать у учащихся следующие умения: научить правильно, бегло и осмысленно читать, писать без грубых ошибок, передавать содержание прочитанного. В двухклассной церковно-приходской школе предусматривалось преподавание практической грамматики, этимологии и синтаксиса, причем вывод грамматического положения должен был делаться самими учениками из примеров, подобранных учителем. Каждое выведенное таким образом положение сопровождалось проверочным диктантом. Письменные упражнения в изложении мыслей предусматривали написание сочинений.

Чистописание было самостоятельным предметом для всех видов церковно-приходских школ и было рассчитано на весь курс обучения. В первый год обучения требовалось писать по прописям печатные и прописные буквы и цифры. Во второй год – письмо букв и цифр в разлинованной тетради, а затем письмо слов и коротких пословиц. В двухклассной школе – упражнения в скорописи, на нелинованных листах, изучение допустимых сокращений, различных шрифтов. В первый год – 3 урока в неделю, в последующие – 2 урока в неделю.

Программа обучению счислению (6 уроков арифметики в неделю) предусматривала изучение приемов устных и письменных вычислений, решение задач, непрерывный счет до ста (во второй год до миллиона), названия чисел и письменное их обозначение, устные и письменные упражнения в производстве четырех действий арифметики. Было предусмотрено ознакомление с таблицами сложения, вычитания, умножения и деления, объяснялись простейшие дроби. Надлежало ознакомить детей с русскими мерами длины, веса, времени, сыпучих и жидких тел, счет монет, сложение и вычитание на торговых счетах. Программа двухклассной школы (4 урока в неделю), помимо перечисленного, требовала научить детей решению задач с квадратными и кубическими мерами, нахождению части по данному целому и целого по одной его части, решение задач о времяисчислении.

Преподавание начальных сведений по русской истории было предусмотрено только в двухклассных церковно-приходских школах (2 урока в неделю в первом полугодии и 3 урока во втором), при этом давались сведения и по географии. Исторические сведения включали данные о русской истории от Рюрика до Александра II, в основном о правлении Великих князей и монархов. По географии необходимо было дать краткий обзор земного шара по глобусу и картам полушарий, основные части света, океаны, моря, реки, горные массивы. Более подробно – побережье Черного и Средиземного морей, границы России, Балтийское море, русские города. Сведения по географии должны были способствовать пониманию учащимися истории Отечества и церкви. К каждому разделу Программ давался перечень учебных пособий и методических рекомендаций.

Лучшим ученикам выдавались похвальные листы, «каковые присуждались учащимся благонравным по поведению и получившим в среднем выводе не менее 4,5 и не менее 4 (баллов – автор) по каждому предмету в отдельности, а по Закону Божию и церковно-славянскому чтению не менее 5, и представившим, кроме того, наилучшие работы по чистописанию и правописанию». При этом следует учитывать, что значение оценок по 5-бальной системе тогда несколько отличалось от ныне принятых: 5 – «отлично», 4 – «очень хорошо», 3 – «хорошо», 2 – «посредственно», 1 – «слабо». Ученик, получивший двойки по двум предметам или единицу по одному, не имел права на переход в следующий класс, но допускался к осенней переэкзаменовке. Ученики с оценками «5» и «4» причислялись к первому разряду, ко второму – с оценками «3» и имеющие средний балл не ниже 2,5. Чистописание оценивалось преимущественно по собственноручному заявлению учеников о допуске к экзаменам, а правописание – по диктанту (для диктанта выбирались коротенькие статьи, на 5-10 строчек, из книги по чтению). Лучшим ученикам предоставлялось право сдавать экзамен (в объеме программы для церковноприходских школ по Закону Божию, русскому языку, письму и арифметике) в уездных училищах министерства народного просвещения на получения льготы IV разряда (статьи 53 «Устава о воинской повинности» 1874 года, о сокращении срока службы на два года). К этому экзамену допускались только учащиеся, достигшие одиннадцатилетнего возраста и не старше призывного (20
лет). Ежегодно свидетельства с правом на льготу получали всего 5%-10% обучавшихся в школах.

Окончание учебного года и проведение экзаменов в церковно-приходских школах было значительным событием в жизни каждой епархии. В 1895 году по окончании учебного года в Оренбург, например, прибыл член-делопроизводитель училищного совета при Святейшем Синоде В.И. Шемякин для участия в выпускных экзаменах и проверки состояния дел в церковно-приходских школах. После посещения экзаменов и различных школ он остался «весьма доволен» состоянием дел. Учащиеся всех школ Оренбурга 18 мая были собраны на праздничное богослужение в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Церкви Казанской Божией Матери «при великом стечении народа», где все положенные чтения совершали сами ученики, они же пели в церковном хоре. Для совершения молебна, после литургии, в церковь прибыл преосвященный Макарий, епископ Оренбургский и Уральский. «Богослужение вышло торжественное и умильное, глубоко назидательное; оно навсегда запечатлится в сердцах учащихся»,- писал священник Н. Полетаев, председатель епархиального училищного совета. Такие праздники после окончания школ стали ежегодными.

Число уроков в двухклассных четырёхгодичных церковно-приходских школах по программам 1884-1902 годов:
– Закон Божий: 1-й год обучения – 7 уроков в неделю; 2-й год обучения – 7 уроков в неделю; 3-й год обучения – 6 уроков в неделю; 4-й год обучения – 6 уроков в неделю.
– Церковно-славянское пение-чтение: 1-й год обучения – 4 урока в неделю; 2-й год обучения – 4 урока в неделю; 3-й год обучения – 3 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Церковное пение: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Русский язык: 1-й год обучения – 7 уроков в неделю; 2-й год обучения – 7 уроков в неделю; 3-й год обучения – 6 уроков в неделю; 4-й год обучения – 6 уроков в неделю.
– Счисление (арифметика): 1-й год обучения – 4 уроков в неделю; 2-й год обучения – 4 уроков в неделю; 3-й год обучения – 4 уроков в неделю; 4-й год обучения – 4 уроков в неделю.
– Чистописание: 1-й год обучения – 3 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 2 урока в неделю.
– Русская история и краткая церковная история: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 2 урока в неделю.
– География, природоведение: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 3 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Черчение, рисование: 1-й год обучения – 0 уроков в неделю; 2-й год обучения – 0 уроков в неделю; 3-й год обучения – 1 урок в неделю; 4-й год обучения – 1 урок в неделю.

Из-за того, что в начале XX века (1903-1904) произошли изменения в потребностях обучения, курс церковно-приходских школ стал практически пятилетним, то есть прибавился объём предметов для пятого года обучения. В курс изучения двухклассной церковно-приходской школы были введены четыре новых предмета обучения: география, рисование, природоведение и черчение (рисование). Развитие системы церковно-приходских школ происходило одновременно с развитием регионов и страны в целом.

Занятия в церковно-приходских школах начинались в 8-9 часов утра. Продолжительность урока – 45 минут. Между уроками были перемены по 5-10 минут, последний урок мог быть перенесен на послеобеденное время. В первую половину первого года следовало уроки церковно-славянской грамоты заменять уроками церковного пения, а во втором полугодии церковное пение – на уроки чистописания. Непременным атрибутом школьного помещения был Святой Угол (4-5 икон и горящая лампадка). Все ученики обязаны были носить нательные кресты. Это были Программы общие для всех церковно-приходских школ, но каждая школа имела ещё свои отличия, исходя их специфики выпускаемых учеников, в частности Градо-Оренбургская Сергиевская двухклассная четырёхгодичная церковно-приходская школа была регентская. Что это значило?

На картинке: 1900. Обложка «Программы учебных предметов для церковно-приходских школ», введённые в действие высочайшим указом от 2 июля 1886 года за № 1412, которые определяли объёмы, порядок и последовательность изучения предметов в одноклассных и двухклассных церковно-приходских школах России.

Источник

Высокое призвание

26 июня 1884 г. вышел указ императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ.

Замечательной вехой в истории православной педагогики навсегда останутся «Правила о церковно-приходских школах», утвержденные императором Александром III 13/26 июня 1884 г. На докладе, приложенном к этим правилам, царь-миротворец своеручно начертал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».
Повсеместно в коренной России, не исключая и самых глухих сел, стали открываться церковно-приходские школы, где особенное попечение о прочном народном образовании возлагалось на духовенство. Всего 10 лет понадобилось, чтобы число таких школ возросло с 4 тысяч до 31 тысячи! Более миллиона сельских детей сели за парты.

В помощь преподавателям с 1887 до 1906 г. в Киеве выходил ежемесячный журнал «Церковно-приходская школа» (редактор П. Игнатович). Училищный совет при Святейшем Синоде издавал вплоть до самой революции журнал «Народное образование». Следует отметить и педагогический журнал «Божия нива», издававшийся епископом Вологодским Никоном.

Школьное дело расширялось и было подкреплено средствами из государственной казны. А до этого оно содержалось лишь на средства приходов, церковных братств и благотворителей. Училищный совет при Святейшем Синоде для церковно-приходских школ издавал необходимые учебники и пособия, следил за укреплением устоев обучения, опирающихся на православие и народность.

Девочки из семей духовного сословия получали образование в епархиальных училищах, рассчитанных на шестилетний курс обучения. Здесь воспитание целиком строилось в духе церковности, а общеобразовательные предметы преподавались с учетом жизненных нужд. Прививались также навыки к рукоделию – шитью и вышивке. Епархиальные училищные советы были созданы при архиереях, им подчинялось и училищное начальство.

Чему учили в церковно приходской школе. urok2. Чему учили в церковно приходской школе фото. Чему учили в церковно приходской школе-urok2. картинка Чему учили в церковно приходской школе. картинка urok2.

Урок в церковно-приходской школе при Троице-Сергиевой Лавре

Вдохновенным наставником и покровителем православных школ был Константин Петрович Победоносцев. В «Московском сборнике» (1896), касаясь народного просвещения, он настаивал на незыблемости духовных основ обучения: «По народному понятию, школа учит читать, писать и считать; но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей». Свои мысли о смысле православной педагогики К.П. Победоносцев высказал в самом начале царствования Николая II, и пришлись они в самую пору.

Основным документом, которым регулировалась система религиозного просвещения, как уже упоминалось, были «Правила о церковно-приходских школах» от 13/26 июня 1884 г. В этих правилах, в частности, говорилось, что церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы эти имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания.

Впоследствии к епархиальным архиереям стали поступать от уездных земских собраний предложения относительно передачи земских школ в духовное ведомство. Были и другие предложения: некоторые земства взяли инициативу материальной поддержки церковно-приходских школ. Эта инициатива была поддержана Синодом, правда, с оговоркой, что земские представители не будут вмешиваться в самый процесс обучения.

Чему учили в церковно приходской школе. uchashiesya. Чему учили в церковно приходской школе фото. Чему учили в церковно приходской школе-uchashiesya. картинка Чему учили в церковно приходской школе. картинка uchashiesya.

Учащиеся и преподаватели церковно-приходской школы

В церковно-приходских школах преподавали: Закон Божий, обучали молитвам, Священной истории, объясняли богослужение, краткий катехизис. Помимо Закона Божия ученики обучались церковному пению, чтению церковной и гражданской печати и письму, а также усваивали навыки арифметических действий. В школах двухклассных, рассчитанных на четыре года обучения, преподавали сверх того начальные сведения из истории Русской Православной Церкви и родного отечества.

Объем преподавания предметов установлен был особыми программами, утвержденными Святейшим Синодом. По мере надобности и наличию средств дозволялось при школах открывать особые ремесленные отделения и рукодельные классы.

В «Правилах» подчеркивалось, что приходские школы нераздельны с Церковью, они должны внушать детям любовь к богослужению, чтобы посещение храмов Божиих и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при богослужении, а способные – участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою.

Учительские должности в приходских школах занимали преимущественно лица, получившие образование в духовно-учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждался Епархиальный училищный совет.

Какие требования в старое время предъявлялись к педагогическому составу церковно-приходских школ?

Учитель или учительница должны были уметь читать внятно, правильно и раздельно, с точным произношением церковно-славянских букв и с соблюдением ударений и знаков препинания. Знакомство с славянскими числами также ставилось в обязанность. При чтении по-церковнославянски требовалось: по возможности давать точный перевод на русский язык текста Святого Евангелия, иметь знакомство с наиболее употребительными этимологическими и синтаксическими формами церковно-славянского языка. В помощь учителям была издана книга Н. Ильминского «Обучение церковно-славянскому чтению». Предъявлялись требования к учителю также и по таким предметам, как русский язык, чистописание, арифметика, история, география. По каждому из этих предметов рекомендовалось изучить то или иное руководство. Все они, естественно, оказывались весьма доступными. При испытаниях на звание учителя ему неопустительно надлежало знать не только краткие молитвенные воззвания, но и некоторые молитвы, утренние и вечерние, в количестве не менее 20-ти.

Чему учили в церковно приходской школе. urok. Чему учили в церковно приходской школе фото. Чему учили в церковно приходской школе-urok. картинка Чему учили в церковно приходской школе. картинка urok.

Урок в церковно-приходской школе

В первой половине 1886 г. Святейший Синод утвердил программу учебных предметов для церковно-приходских школ. В «Введении» к программе указывалось, что «школа при церкви представляет наилучшие способы для впечатления в сердце детей основных истин веры и благочестия, для привлечения их сердец к материнскому руководительству Церкви и для наклонения их воли в послушании ей». Далее заострялось внимание на определяющем значении наставления детей в семьях. «Искреннее благочестие отца и матери, – говорилось в этом документе, – благоговейно совершаемая ими молитва, их терпеливая покорность воле Божией в тяжких испытаниях жизни, любовь к труду, забота о младших – все это передается восприимчивому сердцу ребенка в доброй христианской семье, которой святой апостол Павел дает многознаменательное наименование: «домашняя церковь».

И это так, ведь школа принимает детей под свой кров в самое благоприятное время их духовного развития, когда, с одной стороны, сердце их сохраняет еще всю впечатлительность детского возраста, с другой – начинают в них пробуждаться умственные способности. В обращении наставников с детьми должен господствовать дух кротости. Надо учить детей не только грамоте, но и благонравию; и действуют на них не гневом и не жестокостью, а ласковостью и страхом, растворенным любовию; надо приспособляться в своих уроках к силам и понятиям каждого. Наставник приучает детей к порядку, точности, вежливости, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению.

Основным предметом в церковно-приходской школе по справедливости считался Закон Божий. Законом учителю вменялось в обязанность преподавать его, начиная с простых, понятных детям и высокопоучительных для них рассказов Ветхозаветной истории. С первых же уроков надо особенно позаботиться о научении детей молитве. Так что в первый год обучения в школе проходили Священную историю Ветхого и Нового Завета, с научением детей молитве, а во второй год преподавали краткий катехизис и учение о богослужении.

Программа церковно-славянской грамоты включала:
– В первый год – изучение церковно-славянской азбуки. При этом усваивались особенности церковно-славянской азбуки сравнительно с русским алфавитом. Чтение употребительных молитв велось по стенным таблицам. Обращалось внимание на практическое ознакомление с надстрочными знаками и титлами. Упражнение в чтении велось по азбуке.

– Во второй год обучения практиковалось чтение избранных мест из Евангелия по книге Н. Ильминского «Обучение церковно-славянской грамоте», а также велось чтение по Часослову и Псалтири. Проходили славянские числа. Завершался второй год практическим ознакомлением с церковным месяцесловом.

– В третий год обучения продолжали чтение Часослова и Псалтири, а также Евангелия от Матфея.

– На четвертый год практиковалось чтение остальных трех Евангелистов. Из служебного Октоиха по возможности усваивалась служба гласа предстоящего воскресного дня. Чтение и пение в церкви вели по богослужебным книгам.

Чему учили в церковно приходской школе. Aleksandr. Чему учили в церковно приходской школе фото. Чему учили в церковно приходской школе-Aleksandr. картинка Чему учили в церковно приходской школе. картинка Aleksandr.

Александр Николаевич Стрижев

Программа начальных сведений по русской истории включала начальные сведения, составляющие нераздельное целое со сведениями по истории Русской Церкви. Из общего хода истории России учащиеся должны были вынести твердое убеждение, что наша Родина всегда была сильна своею православною верою и единодержавною царскою властью, что когда оскудевала святая вера в народе или когда не было сильной единодержавной власти, русская земля подвергалась тяжким бедствиям и была близка к гибели и что, следовательно, только тот будет истинный сын России, кто свято соблюдает учение Святой Православной Церкви и верно служит своей Родине, олицетворенной в лице Государя, Помазанника Божия.

Высшее управление церковно-приходскими школами и школами грамоты принадлежало Святейшему Синоду. Заведование школами было возложено на училищный совет при Синоде. Местное заведование школами по епархиям закреплялось за епархиальным преосвященным, который управлял школами при посредстве епархиальных училищных советов и их уездных отделений.

Памяткой учителя тогда рекомендовалось обучать детей Закону Божиему понятно (но без доказательств от разума), наглядно (предметно), постепенно (начиная с более легкого, основные элементы предмета требовалось заучивать), «обучать надо без пропусков, согласно плану и утвержденному порядку, давать материал ученикам с расчетом на их собственные размышления, при этом учитывать степень развития учеников и их индивидуальные особенности».

Считалось, что ласковое обращение располагает детей к учению. Поощрялись любознательность и самостоятельность. Программу проходили не торопясь. Уроки Закона Божия следовало переживать и прочувствовать, преподавать «оживленно», причем рассказ законоучителя должен быть одухотворенным, увлекательным. Вопросы выбирали повторительные и наводящие, а ответы ценились самостоятельные, когда их излагали своими словами.

Уроки начинали молитвой, взоры учеников обращали на икону. Руки при этом складывали на парты.

Классная дисциплина на уроках Закона Божия поддерживалась уважением и любовью к законоучителю. Педагоги знали, что лучше предупредить непорядок, нежели исправлять его, и не наказывали учеников в раздражении.

При ответах ученики вставали на месте, желающие ответить поднимали руку, облокотясь на парту.

Письменные упражнения задавали со второго полугодия первого года обучения, памятуя, что списывание содействует правильному усвоению текстов. В конце второго года считалось уместным изложение рассказов из Священной истории.

Учебная и воспитательная сторона преподавания предмета ставили целью обогащать ум новыми познаниями и развивать нравственное поведение. Уроки Закона Божия преследовали воспитательные цели. Молитвы лучше заучивались детьми с помощью пения.

Программой начальной школы предполагалось дать сведения о Боге, об Ангелах, о святых, об иконах, о молитве, крестном знамении, поклонах, благословении, грехе, душе человеческой, совести, говении и исповеди, двунадесятых праздниках, достойной жизни.

Исключительно бурный рост числа церковно-приходских школ в России, который наблюдался с 1884 г. вплоть до революционного переворота, естественно, потребовал и значительного количества богословски образованных учителей. Практикой преподавания Закона Божия в первую очередь занимались приходские священники, выпускники семинарий, диаконы, но специальным определением Священного Синода от 12 января 1889 г. допускалось законоучительствовать и светским лицам. Конечно же, лица эти должны были быть православного исповедания, отмечены благонравием, обладать определенным кругом знаний в пределах положений программы. Прежде чем приступить к преподаванию Закона Божия, эти лица проходили испытания по духовному ведомству на звание учителя или учительницы.

Как же проходили такие испытания (экзамены)?

Принимались они педагогическим собранием Правлений духовных семинарий или духовных училищ – на звание учителя. На звание учительницы экзамены вменялось принимать Советам епархиальных женских училищ или Правлениям женских училищ духовного ведомства. В перечисленных заведениях назначалась особая экзаменационная комиссия, в которую входил также епархиальный или уездный наблюдатель церковных школ. К испытаниям допускались лица православного исповедания, мужчины не моложе 17 и женщины не моложе 16 лет. К своему прошению они прилагали: свидетельства о рождении и крещении, о бытии у исповеди и святого причастия. Те, кто окончил светское учебное заведение, предоставлял еще и соответствующий документ. Испытание должно было быть совершено не позже, как в шестинедельный срок до дня объявления просителя о допущении его к экзаменам. Протоколы испытаний представлялись на утверждение епархиальному архиерею. В протоколе указывались темы письменного и устных вопросов, поставленные перед испытуемым, а также содержание пробного урока, с его оценкой законоучителем.

Пробный урок проводился в образцовой школе при семинарии, женском духовном училище либо в обычной церковно-приходской школе. Экзамены подразделялись на полные и сокращенные. Полные назначались для лиц, на учившихся в средних духовных заведениях; сокращенные – для тех, кто имел свидетельство об окончании полного курса духовного училища.

После революции страна насильственно была отторгнута от живых корней. Особенно яростно казенный атеизм насаждался в начальных школах, задевая и дошкольное воспитание. Пытались прервать все связи людей с культурными традициями прошлого, ежели они имели хоть какое-то отношение к Православию. Делались попытки выковать «человека новой формации», изготовить эрзац-человека.

Но Божия Воля неподсудна. Снова потянулись русские люди к благодатным источникам научения, к спасительному учению Христа. Весьма памятны педагогические назидания святого праведного Иоанна Кронштадтского. Им, в частности, сказано: «Не количество, а прочность усвоенного важна. Преподавать надо только то, что может быть усвоено: переработано душой, умом и сердцем, а не памятью. Душа человека по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор».

Александр Стрижев
Из архива журнала «Покров» (публикуется с сокращениями)

Справка
Александр Николаевич Стрижев (род. 12 августа 1934 г.) – писатель, литературовед и историк русской культуры, библиограф. В 1958 г. окончил редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института, в 1965 г. – биологический факультет сельскохозяйственного института. Постоянный автор рубрики «Заметки фенолога» в различных московских изданиях. Александром Стрижевым написано более 20 книг о природе, а также очерки и книги, посвященные церковной истории, подвижникам веры, русским духовным писателям.
А.Н. Стрижев – член Союза писателей России (с 1994), Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Академии славянской культуры, действительный член Географического общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *