Чему учили в царскосельском лицее
Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Поступление в Царскосельский лицей
Царскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.
В августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.
Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.
Как учились лицеисты
Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.
Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.
Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.
В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.
Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?
Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.
Это, возможно, стало одной из причин того, что опыт Лицея не прижился на общегосударственном уровне ни в прошлом, ни сейчас. Другим определяющим моментом стал обязательный отрыв учеников от семьи. В первый же месяц обучения было объявлено, что поездки домой не допускаются, и все шесть лет воспитанники проведут в стенах Лицея. По воспоминаниям его первых выпускников, после этих слов раздались рыдания. На каникулах, которые выпадали лишь на июль, домой не уезжали. Визиты родных допускались, но были довольно ограниченными. Изоляция от внешнего мира была несколько нарушена событиями 1812 года – когда лицеисты, мальчишки-подростки, с восторгом и благоговением общались с офицерами, приезжавшими в резиденцию императора перед тем как отправиться на войну.
Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.
19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.
Лицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как учили Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Корфа: методики обучения Царскосельского лицея
Недовольных российским образованием сейчас немало. Ничему не учат, лекции скучные, а после окончания выпускников не берут на работу, — стандартная ситуация, правда?
О том, каким должно быть образование, спорят много. Но в российской истории есть пример учебного заведения, после которого ученики действительно вышли готовыми к самостоятельной жизни, а их способности были раскрыты. Большинство выпускников заняли высокие гражданские и военные государственные посты, а некоторые вошли в историю.
Речь в статье пойдет о царскосельском лицее, друзья.
Царскосельский лицей — образовательное учреждение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина.
Заведение было основано по указу Александра I. Сначала предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но война 1812 изменила планы.
Тем не менее среди первых принятых в лицей учеников были:
Вступительные экзамены принимали влиятельные люди Российской империи: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.
Утро лицеистов начиналось в 6 утра, с молитвы. Зато просыпались они не в общей спальне, а в личной, хоть и небольшой, комнате. Обстановка довольно аскетичная: железная кровать, комод, конторка и столик для умывания. Смежные комнаты отделяли друг от друга небольшие перегородки, через которые мальчишки часто переговаривались. Пушкин, кстати, соседствовал с Иваном Пущиным.
Вот, кстати, его воспоминания:
Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
— От 7 до 9 часов — класс.
— В 9 — чай; прогулка — до 10.
— От 10 до 12 — класс.
— От 12 до часу — прогулка.
— В час — обед.
— От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье.
— От 3 до 5 — класс.
— В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
— По середам и субботам — танцеванье или фехтованье.
— Каждую субботу баня.
— В половине 9 часа — звонок к ужину.
— После ужина до 10 часов — рекреация.
— В 10 — вечерняя молитва, сон.
Если вам кажется, что сегодня у школьников мало каникул, то сейчас самое время порадоваться. Обучение в лицее длилось 11 месяцев, на каникулы отводился июль, но и в июле нельзя было съездить домой, —ученикам запрещалось покидать стены лицея. Причем первые лицеисты узнали об этом только после поступления во время торжественного обеда, тогда всеобщая радость сменилась слезами. Но полный отрыв от семьи во время обучения был тогда общепринятой нормой. В кадетских и пажеских корпусах условия были намного строже.
Занятия не всегда проходили в классах, в хорошую погоду ученики вместе с преподавателями ходили по аллеям Царского села, обсуждая, например, философию.
Лицей считался передовым учебным заведением Европы. Учебную программу составил ближайший сподвижник императора — Сперанский, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, а тех, кто способен изменить историю своей страны.
В обучении соблюдался принцип последовательности. Например, история связывалась с географией, особенно в начальном курсе.
Был и курс «наук нравственных». В него входили философские, юридические и политические науки и состоял он из 12 учебных предметов. Считалось, что эти знания необходимы для формирования мировоззрения учеников.
В лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». В общем, самостоятельность поощрялась. Преподавателям даже запрещалось просто диктовать материал, их задача состояла в том, чтобы развить умственные способности поступивших, научить их мыслить самостоятельно.
Еще в программе старались исключить возможность переутомления. Поэтому после часа занятий учеников ждал отдых в комнатах или на свежем воздухе.
С оценками в лицее тоже все было не так просто. Двоечники лицея — наши хорошисты, кол означало «отлично», три – «хорошо», а вот четыре — посредственно. Пятерок не было, а самой плохой оценкой считался ноль. Причем оценивались не только учеба, но и способности лицеистов.
За учениками круглосуточно велся надзор: во время обеда, на занятиях и даже ночью. Считалось, что это убережет их от порочных поступков.
Телесных наказаний, как во многих других школах, не было. Но за громкий смех или невнимательность можно было оказаться на позорной парте или выгнанным из класса. А еще провинившихся могли заставить вместо формы надеть свою старую одежду, которая, чаще всего, была уже мала. Совсем безудержных лишали привычной еды, заменив ее черным хлебом с водой.
Несмотря на это ученики в своих очерках делились, что обстановка в лицее была дружелюбная. Хотя в нашем веке такие меры наказания кажутся дикими и первобытными. Экологичностью тут и не пахнет.
Дисциплин было немало: русская словесность, иностранные языки, история, математика и даже военное дело. Но плюс был весомый: обучение в лицее считалось как высшее образование, поэтому спустя 6 лет учебы выпускники могли жить полностью самостоятельной жизнью.
Считается, что эффективностью обучения лицей обязан следующим факторам:
Первый директор лицея Малиновский говорил о том, что ученики должны видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики выезжали с семьей директора на прогулки, а зимой катались все вместе с горок и на коньках.
Удивительно, но как и в 2021 году, в стенах лицея ценили авторские программы. Так преподаватель и доктор философии и свободных искусств Николай Федорович Кошанский издал несколько учебников, перевел «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра и сочинения Корнелия Непота, по которым обучал учеников.
При этом учителей объединяло не только желание распознать и усилить природные наклонности воспитанников, но и даже воплотить в жизнь их мечтания. Например, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Поэтому факт, что выпускники сохранили дружеские отношения со своими наставниками, совсем не удивляет.
Если раньше образовательные учреждения могли равняться на Царскосельский лицей, то сейчас тоже есть достойный пример. Это школа №734 в Измайлово или, как ее называют, Школа самоопределения.
Основателю — Александру Наумовичу Тубельскому в своё время удалось взрастить в школе настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.
Поэтому школа стала местом, где ребенка признают личностью, где у него есть право на ошибку, где его мнение такое же важное, как и мнение остальных. Он не объект образования, а важный член общества, к которому всегда прислушиваются.
Атмосфера свободы в школе способствует формированию soft skills — умению представить себя, умению общаться, умению доказывать и аргументировать. А вот оценки до 4 класса полностью отменены.
Друзья, а вы как считаете, что самое важное в процессе образования: талантливые преподаватели, дисциплина или новые подходы к обучению в принципе?
Час свободного времени в сутки, но никаких наказаний. Как учили детей в Царскосельском лицее
Успех одного из первых самых известных образовательных заведений России можно оценивать по-разному. Можно считать, что все получилось, раз лицею мы обязаны Пушкиным. Или жалеть о том, что из выпускников лишь один стал выдающимся чиновником и эксперимент провалился. Но все-таки русской педагогике и культуре повезло, что лицей был — и можно отметить его 210-й день рождения.
Как и любой ставший знаменитым культурный институт, Царскосельский лицей оброс культурными мифами. Например, что лицеисты на досуге только и делали, что выпускали литературные альманахи (на самом деле у них не было свободной минуты, а альманахи были частью самостоятельных проектов, обязательных для учеников). Или «смуглый отрок бродил по аллеям» — а времени для одиноких прогулок тоже не было, гуляли под присмотром воспитателей. Все говорят, что у каждого лицеиста была собственная комната, вот это интернат, вот это Хогвартс, — а ведь никто из учеников за шесть лет учебы ни разу не смог съездить домой. Как же был на самом деле устроен легендарный Царскосельский лицей?
«Он взял Париж, он основал лицей»
Проект лицея — образовательного учреждения для совместного обучения детей высшей знати и императорской семьи — возник в начальный, либеральный период царствования Александра I, в 1811 году. Придумал лицей сам император, проект разрабатывали Фредерик Лагарп и Михаил Сперанский. На него возлагали множество надежд: воспитание нового поколения дворянства, образованного, ответственного, выросшего в идеалах гуманизма и приверженности высоким ценностям. Кстати, на гербе лицея, на дубовом и лавровом венках (символах силы и славы), с совой (мудростью) и аполлоновой лирой (творчеством) было написано: «Для общей пользы».
Разумеется, основатели хотели избежать опасностей воспитания гувернерами и заграничных ценностей. Именно поэтому решили, что лицей будет давать не только среднее, но и высшее образование, причем в нужном государстве ключе — патриотично и просвещенно.
Где разместить лицей, решили сразу. Раз планировалось, что его будут посещать дети и племянники императора, под лицей отвели один из флигелей Царскосельского дворца, резиденции императорской семьи. Позже, когда решили все же не объединять цесаревичей с отпрысками дворян, лицей из дворца переносить не стали: пусть будут под боком.
О проекте объявили за год — 10 августа 1810 года, анонсировав прием с 1811 года, и начали искать талантливых педагогов. Время учёбы делилось на два периода: трёхлетняя подготовка, за которой следовал основной курс, аналоги среднего и высшего образований (юридического и философского). Лицеисты считались выпускниками университета.
Когда наплыва Рюриковичей (высшей знати) в лицей не случилось, в кандидаты на зачисление стали принимать дворянских детей чуть менее родовитых, мальчиков 12–13 лет. Чтобы поступить в лицей, надо было выдержать вступительный экзамен и получить рекомендации от влиятельных лиц, а также пройти собеседование с министром просвещения Разумовским.
Обучение было бесплатным: так решили дать шанс талантливым подросткам из обедневших семей
Вступительный экзамен проверял знания по основным предметам. Александр Пушкин (которого отец сначала планировал отдать в обучение к иезуитам, но потом польстился на бесплатность лицея) получил высшую оценку по русскому, «хорошо» по французскому, а вот по истории и географии ему поставили всего лишь «имеет сведения».
Торжественное открытие произошло 19 октября 1811 года, в присутствии императора, императрицы и высших лиц государства. Этот день запомнился воспитанникам на всю жизнь и стал событием историческим. Куницын, преподаватель лицея из окружения Сперанского, выступил с речью, в которой ни разу не упомянул царя. Сам Михаил Сперанский говорил о том, что самым важным правом человека является свобода. 30 лицеистов первого набора прослушали речи, съели праздничный обед и разошлись по спальням — так будет выглядеть их жизнь в течение следующих шести лет.
Оценки за талант
Программу обучения в лицее разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся государственный деятель и автор реформ, почти сразу после создания лицея попавший в немилость. Лицей был скорее заведением гуманитарным для подготовки политической элиты высшего ранга.
Преподавали здесь Закон Божий, этику, логику, правоведение, глубоко изучали риторику и словесность — русскую, французскую, латинскую, немецкую. Из точных наук в программе были математика, физика и космография. Дополняли это гимнастика, чистописание, рисование, танцы, музыка, фехтование, верховая езда и плавание.
Когда объявили, что за шесть лет воспитанники ни разу не покинут лицей, многие из мальчиков плакали, но со временем привыкли
На каникулах, которые выпадали лишь на июль, домой не уезжали. Визиты родных допускали, но они были ограниченными. Но не надо думать, что ученики попали в интернат с жестоким обращением: в лицее были запрещены телесные наказания (сегодня нас это не удивляет, но для того времени это было прогрессивным новшеством). Учителя обращались к воспитанникам на «вы» и по фамилии, предваряя обращением «господин»: в этом были и уважение, и дистанция. Педагоги были молодые и творческие, многие из них сильно повлияли на своих учеников.
Вставали в шесть, отправлялись на утреннюю молитву, с 7 до 9 часов учились. После пили чай и гуляли
С 10 до 12 учились снова; далее следовал час прогулки, за ним обед. Рисовали до трех, потом до пяти делали уроки. Снова чай, прогулка до шести, после — уроки и библиотека. Ужинали в половине девятого, в десять, после вечерней молитвы, ложились спать. Кстати, стены спален не смыкались до конца и можно было переговариваться. Комнаты лицеистов были аскетичны: железная кровать, таз для умывания, зеркало, комод и конторка.
В лицее была отличная библиотека (это была пора, когда общественных библиотек вообще не было): 800 названий по философии, литературе, политической экономии, стихи. Выписывали все современные журналы. Неудивительно, что лицеисты занимались литературным творчеством: в конце первого года учебы в лицее уже выходили два журнала — Илличевского и Кюхельбекера. На второй год обучения журналов стало больше: «Неопытное перо» Пушкина, Дельвига и Корсакова и «Для удовольствия и пользы» Яковлева, Кюхельбекера и Вольховского. На третий год общими усилиями публиковался журнал «Юные пловцы», а последние три года — «Лицейский мудрец».
Самой высокой оценкой была единица, а нижайшей — четвёрка. Ноль ставили, если ученик не знал абсолютно ничего. Интересно, что по каждому предмету ставили три оценки. Две из них были за знания и прилежание, их можно было улучшить, а одна была неизменной — её ставили за талант.
Учеников ранжировали в зависимости от успеваемости. Так, по рейтингу рассаживали в учебных классах и столовой: лучшие воспитанники могли сидеть ближе к учителям. Есть две новости, хорошая — и еще лучше: Пушкин был 26-м в рейтинге, а будущий министр иностранных дел и канцлер Александр Горчаков — первым.
Профессора не только ставили воспитанникам оценки, но и писали отзывы — благодаря этому мы можем следить, как развивались характеры лицеистов.
«Чугунный» выпуск
Пушкин жил во время учёбы в комнате № 14, в письмах школьным товарищам иногда так и подписывался — «номер четырнадцатый». Общих, понятных только выпускникам, шуток и прозвищ, цитат и историй у них накопилось немало, и только номерами комнат они не ограничивались.
Комната Александра Пушкина в Царскосельском лицее
Wikimedia Commons / Архив РИА Новости / Рудольф Кучеров / CC BY-SA 3.0
Глядя на расписание дня лицеистов, видишь, что свободного времени им отводили ровно час: между ужином и сном
Идея лицеистского подхода была в том, чтобы человек все время был занят, развивался и совершенствовался и привычка к деятельности стала второй натурой. Каникул у воспитанников практически не было.
Издевательство над детьми и переход границ, сказали бы сегодня? Возможно, так, но из лицеистов вышел толк — и на лицей во всех русских педагогических экспериментах будут оглядываться столетиями.
Отечество нам Царское Село
Существует лицейское предание, что при Энгельгардте возле лицея был сооружен дерновый памятник (популярная фигура в садоводстве того времени). Это земляной куб, поросший травой, с белой мраморной доской с надписью Genio loci — «гению места, хранителю».
Современный вид Царскосельского лицея
Wikimedia Commons / Alex ‘Florstein’ Fedorov / CC BY-SA 4.0
Первым, пушкинским, выпуском лицейская жизнь только началась: Царскосельский лицей продолжал выпускать классы еще 30 лет, потом его назвали Александровским и перевели в Петербург. Лицеисты считали Пушкина гением места, и дерновый памятник был окружен благоговением — пока не исчез. И до сих пор многие экскурсанты приезжают в Царское Село только из-за лицея и связанного с ним пушкинского наследия.
Знаменитая пушкинская записка «О народном воспитании», поданная Николаю I после возвращения из ссылки, говорит, что нет хуже домашнего воспитания: дома дети видят унижение крепостных, и это их развращает, а идеальное же воспитание, по мнению Пушкина, — в закрытых воспитательных учреждениях (после эта мысль появится у Стругацких).
«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника».
Александр Пушкин, «О народном воспитании»
Когда «чугунный» выпуск покидал лицей, между ними было решено встречаться каждый год в день основания лицея. Так в нашей жизни появилось 19 октября — и множество посвященных этой дате стихов. Позже 19 октября стало днем не просто лицея, а вообще лицеев, гимназий — любых образовательных учреждений с собственным пониманием воспитания и особенной дружбой соучеников.
Царскосельский лицей за всё время существования выпустил 74 набора лицеистов и был закрыт только в 1917 году (его здание занял Пролетарский политехникум), но память о лицее живет, и многие школьные эксперименты в России затеваются с оглядкой на опыт и значение лицея для российской культуры.
На обложке: Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. Илья Репин, 1911 год