Чему учили в средневековых школах 6 класс
§ 24. Образование и наука в средние века
§ 24. Образование и наука в средние века
Складывание централизованных государств в Европе потребовало бо?льшего количества образованных людей. Королям нужны были грамотные чиновники, опытные юристы. Церкви требовались знатоки христианского вероучения – богословы. Горожанам – купцам и ремесленникам, желавшим успешнее вести свои дела, хотелось обладать большими знаниями по математике, астрономии, медицине. Однако школы, существовавшие при церквях и монастырях, не могли подготовить таких людей.
Страница средневековой книги
Учёный-монах XII века писал: «Во времена незадолго до моего детства и в мои детские годы школьных учителей было так мало, что в маленьких городках было почти невозможно их встретить, да и в больших городах они были редкостью. А если и удавалось случайно найти учителя, его знания были столь скудны, что их нельзя сравнить даже с образованностью нынешних бродячих священников».
Вспомните, чему и как учили в церковных школах.
В XI–XII веках появились школы для всех желающих вне зависимости от их национальности и происхождения. Здесь преподавали «семь свободных искусств» и ещё какую-нибудь специальную дисциплину – медицину, богословие, право. Во главе школы стоял уважаемый человек, прославившийся своими знаниями и учительским мастерством. Такой, как, например, учёный и философ Пьер Абеляр (1079–1142). Когда он основал свою школу в окрестностях Парижа, к нему пришло больше учеников, чем было в какой-либо другой школе того времени. Однако Абеляр был вынужден покинуть своих воспитанников: церковь осудила некоторые взгляды учёного, и ему пришлось уйти в монастырь.
Учитель и ученики. Средневековый рельеф
В средневековой школе процветала система телесных наказаний. Считалось, что главным стимулом к учёбе является розга.
В некоторых городах средневековой Европы возникло сразу несколько школ. Сюда прибывали всё новые и новые ученики. Снующие повсюду толпы чужаков, подчас затевавших стычки и ссоры с местными жителями, вызывали возмущение горожан. Иногда они устраивали настоящие облавы на буйных школяров (студентов), нередко промышлявших воровством. Однако со временем горожане поняли, что существование школ, привлекавших людей из разных стран, им даже выгодно. Жители города могли заработать, сдавая учащимся жильё, продавая на рынках больше продуктов и товаров.
Появление средневековых университетов
В XII–XIII веках преподаватели и студенты городских школ стали получать от римского папы разрешение создавать особые объединения, называвшиеся университетами. Самые знаменитые из них возникли в Париже (Франция), Болонье (Италия), Оксфорде (Англия). К концу XV века в Европе было основано 86 университетов. Они не подчинялись местным властям и сеньорам: сами избирали своего главу – ректора, самостоятельно определяли состав преподавателей и могли судить своих членов. Некоторые университеты имели даже собственную тюрьму.
Университеты обычно состояли из четырёх факультетов. Низшим и самым многолюдным был факультет искусств, или артистический (от латинского слова «арт» – искусство). Здесь изучали «семь свободных искусств» – тривиум и квадривиум.
Вспомните, какие предметы входили в тривиум, а какие – в квадривиум.
Факультет искусств был только подготовительным. Проучившись пять – семь лет и окончив его, можно было поступить на старшие факультеты – богословский, юридический и медицинский. Их студентами становились, как правило, люди духовного звания. Учиться здесь приходилось дольше. На самом важном – богословском факультете обучение длилось 12–15 лет.
Лекция в университете. Средневековый рисунок
Важными этапами жизни любого студента было получение учёных степеней. Проучившись два-три года на факультете искусств и изучив тривиум, студент получал степень бакалавра (помощника преподавателя), а ещё через несколько лет, после постижения квадривиума, – магистра (преподавателя). Чтобы получить эти степени, нужно было выдержать экзамен. Будущий бакалавр должен был выступить перед экзаменаторами, в течение нескольких часов отстаивая свою точку зрения по определённой проблеме. При этом ему нужно было ответить на несколько вопросов с подвохом. Стать магистром было сложнее. На экзамене в присутствии ректора университета и местного епископа следовало продемонстрировать знакомство с трудами античных и христианских учёных. Выдержавший испытание проходил обряд посвящения и приносил присягу университету. После этого он становился полноправным магистром. Степень доктора была высшей. Её получали лишь немногие.
Предметы для письма
Степень, присуждённая в одном университете, признавалась и во всех других. Поэтому преподаватели могли свободно выбирать для себя университет. По своей организации университеты напоминали ремесленные цехи. Студенты были учениками, бакалавры – подмастерьями, а магистры семи искусств и доктора трёх наук – мастерами. Для оплаты труда преподавателей церковь выделяла часть своих доходов.
Вспомните, что такое цехи, какую роль они играли в средневековом городе.
Обучение в университете
Обучение проводилось на латыни. Этот язык был понятен учёным людям и духовенству во всей Западной Европе. Поэтому неважно было, кем по национальности был ученик или преподаватель – немцем, французом, итальянцем или англичанином.
Студенты университета должны были посещать занятия. Основными из них считались лекции, читавшиеся утром и вечером. Преподаватель, облачённый в чёрную мантию, находился на кафедре, а напротив него располагались студенты. Во время лекции магистр читал вслух какую-нибудь учёную книгу, не позволяя себе ни на букву отступить от текста. Прочитав отрывок из книги, преподаватель объяснял его суть. В подтверждение он приводил самые разные высказывания учёных мужей – Аристотеля, Гиппократа, Авиценны, Аверроэса. Студенты не должны были записывать лекции, а старались их запомнить. После окончания занятия ученики собирались все вместе, чтобы вспомнить и заучить содержание лекции.
Диспут в средневековом университете. Современный рисунок
Многие студенты жили в общежитиях – колледжах, которые содержал университет, церковь или богатые люди. Здесь же нередко проводились занятия. Тем школярам, которые не сумели устроиться в колледж, приходилось снимать жильё у жителей города. Большинство студентов происходили из горожан, крестьян и небогатых рыцарей, поэтому, чтобы оплатить обучение и жильё, им приходилось зарабатывать уроками или просить подаяние.
Школяр мог начать своё обучение в одном университете, а закончить его в другом городе или в другой стране. О таком странствующем студенте говорили, что он собирает знания по школам, как пчела свой мёд по цветам. Бродяг-студентов или людей, окончивших университет, но не нашедших себе денежного места, называли вагантами. Они перебирались с места на место, живя подаяниями аббатов, епископов и светских сеньоров. Ваганты были забияками, участвовали во всякого рода бесчинствах и кутежах. А так как большинство из них принадлежали к духовенству, то их поведение подрывало у народа уважение к духовному сану. Церковь осуждала вагантов, «поющих песни в застолье, которые ночью бродят по улицам с шумом, дудками, бубнами и плясками». Многие из вагантов были людьми талантливыми, сочинявшими озорные стихи на латыни.
Кого и чему обучали в школах
Как учились в эпоху Средневековья?
Бушманова Юлия Андреевна
ученица 6 «Г» класса
Фёдоров Михаил Андреевич
2. Как выглядели школы в Средневековье. 3 стр.
3. Кого и чему обучали в школах. 4-5 стр.
4. Какие были наказания. 6-7 стр.
5. Заключение. 8 стр.
6. Список литературы. 9 стр.
Цель:Изучить какие были виды школ и чему обучали в эпоху Средневековья.
Введение
Прежде чем переходить к обучению в средневековье, необходимо дать определение самому средневековью, определить его рамки.
Средние века или же средневековье – это период мировой истории, датируемый с конца V по начало XVII века. Особенностью этого периода мировой истории является становление, развитие и упадок феодализма.
Прогресс развития общества всегда был связан с познанием науки и получением образования. Толчок такому развитию дала эпоха средневековья. Именно тогда был сделан огромный вклад в развитие школ.
В педагогике средневековья присутствовал элемент авторитарности личности. Многие открыто показывали враждебность к воспитанию, в котором была греческая и римская литература. Считалось, что образцом воспитания является монашество, которое и стало распространяться в эпоху средневековья.
В этот период практически все грамотные люди принадлежали к духовенству. Их обучение проходило в школах: монастырских, соборных и приходских.
Приходские, монастырские и соборные школы посещали мальчики 7-15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, церковное пение.
Во внутренних школах образование было более широкое. Прежде всего, изучался латинский язык, сначала чтение, счет и церковное пение, затем грамматика.
Как выглядели школы в Средневековье.
Самыми первыми заведениями, где можно было учиться являлись монастырские школы. Несмотря на то, что церковь оставляла науки, которые ей были нужны, именно с них и началась культурная традиция, которая связывала разные эпохи. Средневековые монастырские школы подразделялись на внешние и внутренние. Они давали более глубокое образование. Плюсом было то, что в школе был доступ к библиотеке. Многие люди, которые имели образование, были монахами. Школы, которые принадлежали к внутреннему типу, предназначались только для монахов или тех, кто готовился поступить в монахи. Для этого нужно было получить специальное разрешение от аббата монастыря. Те школы, которые назывались внешними, принимали чужаков. Существовали также школы, которые подготавливали будущих священнослужителей. Уровень подготовки и образования таких школ был минимален.
Монастырские школы могли посещать только мальчики. Педагогики воспитания практически не было, вместо неё были мысли о религиозном воспитании, которые содержались в литературе.
Во внутренних школах образование было шире. Учителя требовали, чтобы ученики в виде приветствия читали латинскую прозу и стихи. Если было желание, некоторые могли брать индивидуальные занятия. Особое внимание уделялось сочинениям на латыни. Из греческого языка брали только азбуку и отдельные слова из литургии. С каждым уроком знания увеличивались. В монастыре имелись мастерские по переписке. Переписывались рукописи, которые были вывезены из Италии, а затем распространялись по всей Европе.
Аббаты занимались сбором книг для монастыря, призывали читать именно подлинные тексты. Вскоре монастырские школы начали расширяться на других науках, например музыке, медицине и математике.
И всё-таки самой главной заботой монастыря стало составление, а потом перепись текстов к Священному Писанию.
Кого и чему обучали в школах
Для низших слоёв населения были отдельные системы воспитания. Они изучали счета, риторику, чтение и письма. Для феодалов была принята система рыцарского воспитания, где обучали верховой езде, плаванию, умением фехтовать, владение копьём и игрой в шахматы. Основной книгой был Псалтырь. Античная и христианская традиция переплелись на практике и в обучении. Школы готовили почти одних священников. Если обучение было платным, то оно преподавалось только на латинском языке. Такое обучение предполагалось для зажиточных горожан. Учёба начиналась с изучения молитв, затем шло знакомство с алфавитом и чтение тех же молитв по книге. При чтении слова и выражения заучивались, в смысл никто не вникал. Именно поэтому, далеко не все, кто умел читать латинские тексты, могли понимать прочитанное. Выше всех предметов стояла грамматика. Для обучения письму требовалась около трёх лет. На специальной дощечке, которая была покрыта воском, ученики могли упражняться в написании, и только потом они брались за перо и могли писать на пергаменте. Числа изображали с помощью пальцев, учили таблицу умножения, учились петь и знакомились с вероучением. Многие ученики проявляли неохоту к зазубриванию и латыни, выходя из школы наполовину грамотными и умеющими немного читать тексты книг.
Некоторые крупные школы давали знания посерьезней, и назначались при епископских кафедрах. В них изучали грамоту, арифметические числа, риторические, диалектические и геометрические науки. Дополнительными предметами были музыка и астрономия.
Искусство включало в себя два уровня. Начальный уровень состоял из обучения грамоте, риторике и диалектике. А высший включал все остальные искусства. Самой трудной считалась грамматика. Её представляли как царицу с ножом для чистки ошибок в одной руке и с бичом в другой.
Также ученики тренировались в спряжении и склонении. В риторике учили правила синтаксиса, стилистики, составляли письма, грамоты и деловые бумаги.
Особой значимостью выделялась диалектика, она учила не только рассуждать и делать правильные выводы, но и находить противника учения церкви. Арифметика знакомила со сложением и вычитанием. Ученики
решали разные задачи, учились вычислять время религиозных праздников. Даже в цифрах они видели особый религиозный смысл. Следом за арифметикой была геометрия. Все задачи были общие, без доказательств. Особое внимание уделялось географическим сведениям в этой науке. В астрономии знакомились с созвездиями, движением планет, но объяснение было не точным. В монастырской школе была суровая атмосфера. Учителя не жалели учеников за ошибки, применялись телесные наказания, которые церковь одобряла. В этот период все люди, которые были грамотными, принадлежали к одному сословию и обучались в школах, которые создавались представителями этих сословий.
В школу дети начинали ходить с семилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, миндаля, которые давали с собой.
Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра, и заканчивались в пять вечера.
Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.
В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования.
Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту, они будут уметь читать и писать. Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую переписку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.
Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.
Женщинам разрешалось преподавать в школах, но только младшим детям или исключительно девочкам. Вход в университет или в латинскую школу был для девушек закрыт.
Какие были наказания
В Средневековье порка играла главную роль в воспитании. Причем учеников наказывали не, только за плохое поведение и невыученные уроки, но и, просто для профилактики, в соответствии с общим убеждением в том, что учеников нужно хлестать! Несмотря на усердие, способность ученика, который был любимцем своего учителя, его все равно подвергали телесным наказаниям. Учитель хотел видеть, как ученик отнесется к боли и перенесет избиения. Такое своеобразное воспитание было губительным для ученика: настроение падало, утрачивался интерес к знаниям, учиться было просто не под силу.
Не обходилось без розог и воспитания принцев крови. Только в этом случае секли не самих королевских персон, а мальчиков, приставленных к ним, так называемых «товарищей для наказаний». Бедолаги были вынуждены переносить тяжелые наказания из-за проступков их родовитых сверстников.
Хотя не всем принцам так везло. Георг III, например, приказал воспитателю своих сыновей: «Если они заслужат, прикажите выпороть их. Поступайте так, как вы привыкли делать в Вестминстере».
Порядки, царившие в Вестминстере, считались самыми суровыми среди учебных заведений Англии. В Вестминстерской школе использовали розги не из березовых прутьев, или, как часто их называли, «березовую кашу», а из четырех веток яблони, которые крепились к деревянной ручке. Из учеников выбирали двух и обязывали их своевременно поставлять в школу резки. Таких учеников называли «мастерами по делам розог».
Школы Шотландии не уступали английским в жестокости наказаний. Различались только «орудия труда» учителей: в Шотландии считали, что лучше сечь нерадивых учеников ремнем с жесткой кожи, разделенным в конце на тонкие полоски. В одной из высших школ Эдинбурга преподаватель Николь наказывал одновременно по шесть — семь человек. Он строил провинившихся учеников в шеренгу, и через посыльного приглашал своего коллегу: «Привет от мистера Николя, он приглашает вас прослушать его оркестр». Едва гость появлялся «в зрительном зале», начиналась быстрая и жестокая порка. Николь прохаживался мимо шеренги и утонченными ударами извлекал из своих жертв всевозможные звуки и стоны.
С совершенствованием педагогических методик изобретали и новые формы и орудий наказаний непослушных, ленивых учеников. В Кении и Китае предпочитали «учить уму» бамбуковым прутиком. В Великобритании кроме
порки нерадивых учащихся часто ставили голыми коленями на горох. В российских школах с удовольствием переняли это «изобретение», и школьники простаивали на рассыпанном горохе по четыре часа, а иногда и дольше.
В Бразилии раньше били детей, а сейчас наказанием является запрет на игру в футбол. Особенно изощренными в наказаниях были японские учителя: провинившегося школьника заставляли стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу. Учителя Намибии особой гуманностью тоже не отличались: распространенным наказанием было стоять неподвижно под осиным гнездом. Кстати, несмотря на запрет министра образования, этот метод все еще применяется в школах Намибии.
Телесные наказания практиковались в школах на протяжении многих веков. Как хорошо, что сейчас такие методы воспитания в наших школах не используются, а дисциплина и стремление к знаниям прививаются детям гуманными способами!
Заключение
Сейчас мало кто помнит, как в действительности выглядели средневековые школы, но примерно представить себе порядок обучения в них можно опираясь на исторические документы и хроники.
Прежде всего, в средние века школы чаще всего располагалась при монастырях, и учили там, в основном мальчиков, причем большой упор делался именно на изучение религии. Современные школы либо государственные, либо частные и упор в них на общие знания. Учатся вместе и мальчики и девочки, причем даже в одном классе.
Число предметов в средневековой школе был существенно меньше, чем в школе современной. Дети изучали кроме закона Божьего, математику, учились писать и читать. В средневековых школах, построенных по латинскому образцу дети постарше изучали также риторику, музыку, геометрию и астрономию и философию.
Обучение было обычно платным, поэтому получить даже самое начальное образование могли только дети зажиточных родителей.
В средневековых школах в ходу были телесные наказания, так что двоечникам наука вбивалась не только в голову.
Школы в Средневековье
В Средневековье детство заканчивалось уже в семь лет. В этом возрасте дети начинали принимать участие в ремесленном производстве и становились подмастерьями, работникам и служанками. Семилетние сироты должны были с этого возраста обеспечивать себя самостоятельно. Только девочки, если их родители были не слишком бедными, могли остаться дома и готовиться к роли будущей жены и хозяйки.
В деревнях школы были общественными, с элементарной учебной программой, в основе которой лежала Библия. В городах в 15 веке существовало три разновидности школ. Прежде всего, духовные школы при соборах и монастырях, где обучали будущее духовенство. Кроме того, в монастырских школах давали и светское образование. Основными предметами были грамматика, риторика, музыка, геометрия, арифметика, астрономия и религия.
Альтернативой этим школам были так называемые латинские школы, куда принимали только мальчиков. Здесь все предметы преподавали только на латыни. Даже личные беседы ученики, под угрозой штрафа, должны были вести только на латинском языке. Такие школы находились в ведомстве городского совета, который брал на себя заботы о школе и об учителях. Учителями были духовные лица или обычнык люди, чьи знания не проверяли.
Третьей опцией были письменные и счетные школы. В таких учреждениях учились обычно дети купцов, там также предполаглось трех- или четырехлетнее обучение для девочек.
«Чертов колодец» на церкви Св. Лаврентия, Нюрнберг. Черт уносит школьника, внизу изображены книга и таблица для письма.
В школу дети начинали ходить с шестилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, фиг, миндаля, которые давали с собой.
Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра и заканчивались в пять вечера.
Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.
Телесные наказания были частью обучения. Детей не только щедро секли розгами, но и заставляли часами стоять на коленях на горохе, у позорного столба, носить тяжелые бревна, пить грязную воду или есть из собачьей миски.
Мартин Лютер так вспоминает свои школьные годы:
Школьный управитель достает из ведра с водой розги, бьет и хлещет бедного шалопая по заду; тот орет так, что его слышно через три дома, пока не появляются волдыри и не течет кровь. Многие управители такие злобные дьяволы, что обвивают розги проволокой, переворачивают розгу и бьют толстым концом. Еще наматывают волосы вокруг трости, и так бьют и таскают детей, что даже камни молят о пощаде».
Speculum humane vite. Аугсбург, 1488
Иногда школьников даже калечили побоями. Но, как писал Абеляр в 12 веке: «Кто жалеет розог, ненавидит своего сына».
Розги следовало всегда держать на виду: обычно они висели на стене.
В этом возрасте дети склонны более ко злу, чем к добру, поэтому следует держать их в узде. Используй возможность наказывать маленьких детей, но не усердствуй слишком. Частые, но не сильные наказания полезны маленьким детям. Удваивай наказание, если они отрицают свою вину, оправдываются или избегают наказания. И так следует поступать не только до трех, четырех или пяти лет, но, если необходимо, до двадцати пяти»,
— писал монах Джованни Доминичи в 15 веке.
Впрочем, были и гуманисты. Другой итальянец, поэт 15 века Гуарино да Верона утверждал:
К сожалению, его слова до середины 20 века не имели успеха.
В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования. Купец Паоло да Чертальдо в 14 веке хорошо сформулировал мнение своих современников
Позаботься о том, чтобы мальчик в шесть или в семь лет научился читать. Если речь идет о девочке, отправь ее на кухню, а не усаживай за книги. Девочкам не нужно уметь читать, если ты не хочешь, чтобы она стала монахиней».
Мария Магдалина с книгой, 1435
Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту они будут уметь читать и писать. Знаменитый нюрнбергский юрист и дипломат Кристоф Шойрль взял на воспитание семилетнюю девочку Анну. Когда она к тринадцати годам все еще не умела «молиться, читать и ткать», Шойрль отдал ее в другую семью, потому что больше ничем не мог помочь ей.
Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую перепиcку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.
Владение арифметикой в 16 веке помогло Сабине Вельзерин при ее громком бракоразводном процессе с нюрнбергским купцом Линхардом Хирсфогелем: она самостоятельно вычислила и предоставила суду сумму, которую должен был выплатить ей бывший супруг.
Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.
Женщинам разрешалось преподавать в школах, но только младшим детям или исключительно девочкам. Вход в университет или в латинскую школу был для девушек закрыт.