чему учили при петре 1
Что проходили в русской школе времен Петра I
XVIII век не зря назван веком Просвещения: именно в этом столетии в Российском государстве начала формироваться система народного образования и появилась светская школа.
Активная политика Петра I, его живое участие во всех сферах жизни требовали подготовки квалифицированных и образованных специалистов. Конечно, школы были открыты преимущественно для юных дворян — главного, привилегированного российского сословия.
Какие же предметы составляли программу обучения различных учебных заведений и почему были выбраны именно они?
1 Математика
Царица наук была, пожалуй, основным предметом петровского времени. В «цифирных школах» изучали, конечно, не только простейшую арифметику, но и более серьезные геометрию и тригонометрию.
Император справедливо считал, что юношам (а допускались только они) математика поможет как в экономическом деле, так и на военном и научном поприще.
Да и человеку, который должен разбираться в строительстве или промышленности, без этой точной науки — никуда.
2 Грамота
Юноша, умеющий считать, но не умеющий читать и писать, просто не мог быть выпускником школы петровского времени! Грамота изучалась еще в подготовительных классах, чтобы ученик, уже освоивший ее, мог шагнуть на следующие ступени познания наук и премудростей.
В начале века был введен гражданский шрифт, более понятный и легкий в написании, что помогло быстрее и проще обучать будущих специалистов.
3 Навигация и морское дело
Каждый человек, более или менее знакомый с русской историей, знает, что Петр I уделял особое внимание развитию флота и сам досконально знал строение различных судов, разбирался в инженерском деле и навигации.
Неслучайно в первом году XVIII столетия в Москве открылась Школа математических и навигацких наук.
Ее учениками стали мальчики от 12 лет — конечно, по большей части дворянского происхождения. Были и разночинцы; крестьянским же детям путь к «храму знаний», увы, был заказан. Ученики не только корпели на лавках и скамьях: будущие навигаторы проходили практику на кораблях почти три четверти года — с февраля по октябрь.
4 Астрономия
Не любопытства ради в школьное образование была введена астрономия. Правда, и она имела морской уклон и сугубо практическую направленность.
Ученый Генри Фарварсон, призванный Петром в Россию из Абердинского университета, составил пособия по астрономии и карты звездного неба, которые призваны были помочь мореплавателям.
Именно Фарварсон был руководителем тех русских юношей, которые становились гардемаринами (гард-де-маринами).
5 География
Эта естественная наука также играла особую роль в русской школе XVIII века. Конечно, ее роль не сводилась к механическому заучиванию заморских стран и городов, рек и морей.
География, в ряду других, была поистине государственной наукой: Петру требовались подготовленные люди, которые открыли бы для империи новые земли.
Не зря и в первой трети XVIII столетия, и позже особое значение придавали экспедициям. Например, император стал инициатором Первой Камчатской экспедиции, которая не только должна была «закрасить белые пятна» на карте государства, но и найти северо-восточные пути в Китай и Индию. Также участники экспедиций искали — и успешно — полезные ископаемые: серебро, уголь, графит.
6 Геодезия
«Сестра» географии, геодезия тоже была почитаема императором. Были необходимы толковые юноши и мужчины, занимающиеся точными измерениями.
Кто, как не образованные геодезисты, мог ответить на вопрос Петра, сходится ли Азия с Америкой?
О многом скажут факты: именно в XVIII веке географическая карта сменила древнерусские чертежи. В 1713 году увидел свет первый русский атлас. Он был издан в Гражданской типографии, открывшейся незадолго до того, в 1705 году. Начало первых инструментальных съемок в России пришлось на 1715 год.
7 Фехтование
В программе нашлось место и спортивной дисциплине — фехтованию. Можно предположить, что император, ориентировавшийся на европейские веяния, не мог устоять перед развитием этого довольно опасного, но притягательного занятия.
Из потехи и придворной забавы фехтование превратилось в серьезный предмет.
Педагогами, как нетрудно догадаться, были иностранцы. За успехи в «рапирной науке» юношам добавляли жалование. В Школе математических и навигационных наук фехтованию был отведен целый отдельный зал.
Нельзя сказать, что петровские учебные заведения были похожи на нынешние школы. Ни о каком всеобщем образовании речи не шло: счастливцами, которым выпала честь грызть гранит науки, были немногие. Школа имела явную практическую профессиональную направленность, но образование не было закостенелым: Петр поощрял появление новых трактатов, учебников, пособий, которые еще эффективнее бы помогали будущим специалистам.
Вики-статья Чему и как учились при Петре I
Содержание
Автор статьи [ править ]
Михайлова Светлана Александровна
Цель работы [ править ]
Расширить знания об истории русского образования.
План работы [ править ]
Чему и как учились при Петре I [ править ]
Обучение дворян [ править ]
Петр I хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. Поэтому царь издал указ, по которому дворяне были обязаны учиться. Многих молодых людей посылал учиться за границу. Когда они возвращались, Петр I лично их экзаменовал. Дворяне, побывавшие за границей, перенимали некоторые европейские обычаи, моду. Царь их всячески поощрял. Дворянам предписывалось одеваться на европейский манер. Именно при Петре I на столах у богатых людей появился картофель, ранее неизвестный русским людям.
Открытие цифирных школ [ править ]
В первой четверти XVIII века создаётся государственная сеть образовательных и специальных училищ. Открылись так называемые цифирные школы, где давались элементарные знания грамоты и счёта. Конечно, возникало много трудностей: классы были переполнены, не хватало учебников и тетрадей, слишком мало грамотных учителей. Часто учителями становились бывшие солдаты, дьячки, а то и простые крестьяне, научившиеся читать. В гарнизонных школах обучали детей солдат. Свои училища имело морское ведомство.
Сеть образовательных и специальных училищ [ править ]
К 1701 году относится открытие в Москве школы математических и навигационных наук с более сложной программой, помимо математики, черчение, астрономию и другие предметы. Занятия продолжались весь день, дисциплина была жесткой. Выпускников школы нередко отправляли в качестве преподавателей в другие училища. Навигацкие школы открыли в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани. Возникают артиллерийские и инженерные школы. Горные училища появились на Урале.
В 1715 году часть классов перевели в Петербург, на их основе возникла Морская академия.
Выводы [ править ]
Россия при Петре I сделала большой шаг вперёд. Стало больше образованных людей. Возникли школы, училища, Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр. Во главе армии встали образованные генералы и офицеры.
Ресурсы [ править ]
Энциклопедия Н. И. Костомаров «Русская история», г. Москва, издательство ЭКСМО, 2009 г.
Образование при Петре 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:
Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.
Как представляется образование в петровскую эпоху
Проблемы образования при Петре 1
Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:
К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.
Создание академии наук
Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.
Статьи
Петровское образование для «недорослей». Никаких свадеб без дипломов
31 января 1714 года Пётр I издал указ об обучении наукам дворянских детей и запрещении «не постигшим основ знаний» жениться.
При Петре у дворян появилось два обязательных вида службы: военная и учебная. Тут даже трудно сказать, что они считали более обременительным.
Реформы в сфере образования Петру были просто необходимы. Новая страна, новая столица, новые условия жизни, усиление военной мощи требовали от государства специальных подготовленных кадров, которых в стране без развитой системы школ не было.
Указ от 20 (31) января гласил:
«Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Срок обучения был жёстко ограничен возрастом с 10 до 15 лет, так как с 15 лет дворянские дети были обязаны приступить к службе.
Таким образом, среднестатистический недоросль лишался возможности вступить в брак, если не получал необходимого образования. Ведь далеко не всем дворянам хотелось идти учиться, а этот указ практически их к этому вынуждал. Но это была мера необходимая, более того — обязательная и очень важная.
Как писал знаменитый отечественный историк Василий Ключевский:
«Пётр хотел сделать дворянство рассадником европейской военной и морской техники. Скоро оказалось, что технические науки плохо прививались к сословию, что русскому дворянину редко и с великим трудом удавалось стать инженером или капитаном корабля, да и приобретённые познания не всегда находили приложение дома: Меншиков в Саардаме вместе с Петром лазил по реям, учился делать мачты, а в отечестве был самым сухопутным генерал-губернатором. Но пребывание за границей не проходило бесследно: обязательное обучение не давало значительного запаса научных познаний, но всё-таки приучало дворянина к процессу выучки и возбуждало некоторый аппетит к знанию; дворянин всё же обучался чему-нибудь, хотя бы и не тому, за чем его посылали».
Пётр I всё своё правление боролся за то, чтобы приобщить дворян к образованию, светской европейской культуре: открыл школу математических и навигационных наук и многие другие учебные заведения, начал издавать первую печатную газету, способствовал издательству книг. Образование должно было стать массовым явлением. Для этих целей Пётр создал «цифирные школы». Предполагалось открыть по две такие в каждой губернии, обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей предусматривались гарнизонные школы, для подготовки священников — сеть духовных школ. В этом вопросе также был сделано важное преобразование: церковное образование отошло на второй план, а на первое место выступили светские науки.
Пётр создал первую библиотеку и первый музей, Академию наук, активно способствовал организации географических и геологических экспедиций. В общем, делал всё, чтобы превратить средневековую церковную систему образования и просвещения в светскую и доступную.
Конечно, реформы образования не стояли у Петра на первом месте в приоритетах: военная мощь государства для него была важнее. Поэтому изменения происходили не очень структурно, но сделано было немало. Произошёл серьёзный сдвиг в сторону обмирщения сознания людей (по крайней мере в высших дворянских эшелонах), а в дворянское сословие влились люди из низов — росла социальная мобильность по государственной службе.
Петру и России были нужные грамотные и образованные люди, которые были готовы трудиться на благо родины. Реформы образования позволили их получить.
Цифирная школа на Варварке. Как и что считали юные москвичи 300 лет назад
Появление светских начальных школ, инициированное Петром I, совершило переворот в российской системе образования. Особняком среди учебных заведений стояли цифирные (то есть арифметические) школы, где готовили будущую техническую интеллигенцию. Единственное сохранившееся до наших дней здание цифирной школы — белокаменные палаты XVI–XVII веков на Варварке, где при Иване Грозном находилась резиденция английской купеческой компании. Сейчас в нем работает музей «Старый Английский Двор», входящий в состав парка «Зарядье».
Долгое время упоминания историков о существовании здесь школы не имели прямого документального подтверждения. Однако в 2010 году сотрудники музея обнаружили в фондах Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга два документа, в которых было сказано, что одна из цифирных школ петровского времени с 1720 года находилась именно в этом здании. История школы — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Первые учителя и первые ученики
Столкнувшись с нехваткой грамотных специалистов для государственной и военной службы, Петр I провозгласил образование делом государственной важности. Его он поручил своему ближайшему сподвижнику Якову Брюсу, овеянному легендами обитателю Сухаревой башни, человеку науки и «колдуну». С родины Брюса, из Шотландии, был выписан профессор Абердинского университета Генри Фаркасон — на Руси его переименовали в Андрея Даниловича Фарварсона. Прибыв в 1698 году в Архангельск, в 1701-м он уже открыл в Москве Школу математических и навигацких наук, для которой была выделена Сухарева башня.
Ученики школы одними из первых на Руси познакомились с международным языком математики — арабскими цифрами, получив доступ к сокровищам мировой технической литературы. В те времена все еще пользовались архаичной и довольно неудобной системой буквенного счета, унаследованной от древних греков и римлян. Производить математические вычисления было крайне непросто — очень уж громоздкими получались вычисления, когда дело касалось больших чисел. Даже изучение иностранных языков не имело столь важных последствий для страны, как освоение арабских цифр.
В том же 1701-м в Москве была открыта Артиллерийская школа, чуть позже — Медицинское училище (1707) и Инженерная школа (1712). Работу этих профильных училищ значительно затрудняло отсутствие у учеников начальной подготовки. Петр I решил этот вопрос созданием четырех видов начальных школ: русских, цифирных, горнозаводских и гарнизонных. В цифирные школы принимали мальчиков из дворянских семей, детей чиновников — дьяков, подьячих, а также священнослужителей.
Жениться нельзя, учиться
Указ Петра I об открытии цифирных школ для обучения «малых ребяток из разных чинов» вышел в марте 1714 года. Согласно ему такие учебные заведения должны были открыться во всех губерниях и провинциях для обязательного обучения детей в возрасте от 10 до 15 лет. От учебы увильнуть было сложно: Петр I запрещал жениться юношам, которые бросали учебу. Таких молодых людей в XVIII веке называли хлестким словечком недоросль. Помните одноименную комедию Дениса Фонвизина и любимую фразу ее заглавного героя Митрофанушки? «Не хочу учиться — хочу жениться», — заявлял он.
«Послать во все губернии по несколько человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Из указа об открытии цифирных школ.
Школы предлагалось размещать в архиерейских домах (церковно-административных учреждениях) и монастырях, а содержать их за счет доходов губерний. Это вызывало недовольство со стороны духовенства и местных властей, которые часто вопреки воле государя отказывались предоставлять помещения и содержать учителей за свой счет.
Детей обучали воспитанники профессиональных учебных заведений. Ученикам давали уроки «цифирной мудрости», основ геометрии, а также преподавали письмо и чтение.
Цифирная школа на Варварке
Цифирная школа на Варварке начала работу в 1720 году. Для нее было отведено подворье Нижегородского митрополита, которое размещалось на бывшем Старом Английском дворе с 1676 года.
Из сохранившихся документов известно, что прибывшие в Москву учителя и собранная группа учеников долгое время ждали, когда им предоставят помещение: «по неминутной нужде вышеописанное Нижегородское подворье для оной науки и отведено». Сколько длилось это ожидание, неизвестно.
Одна из двух сохранившихся описей с описанием цифирной школы в палатах Старого Английского двора была составлена стряпчим Качаловым и понятыми в 1722 году:
«Строение на подворье каменное, небольшое, верхнее и нижнее, с небольшими погребами; в комнатах полы частию досчатые или бревенчатые, частию кирпичные или земляные; всю мебель составляет несколько столов еловых (один дубовый) и деревянные лавки; окна больше стеклянные, но одно слюдяное, а несколько сенных и чуланов вовсе пустыя, одно однакож с железною решеткою; образ один без оклада, крыши драничныя, а частию лубочныя, ветхия; остаток сада: 7 яблонь, 2 груши обломанные, 2 пня яблонных, 7 кустов смородинных; дворовой городьбы ничего нет…»
Второе краткое описание цифирной школы на Варварке сохранилось в «доношении Святейшего правительствующего синода от 23 мая того де 1722 года». В нем говорилось, что двум учителям по указанию Московской губернской канцелярии выделили в каменном здании две жилые палаты, которые использовались как помещения для занятий с детьми. О трех нижних палатах сообщалось, что в них живут «их учителевы жильцы», то есть учителя сдавали внаем часть помещений, чтобы пополнить собственный кошелек.
В наши дни помещения, где находилась цифирная школа, занимают основной этаж здания. В ходе реставрации 1968–1972 годов были обнаружены те самые жилые палаты, которые в более ранних документах упоминаются как «Казенная палата» и «Поварня». В трех нижних палатах, в которых жили люди, снимавшие у учителей жилье, сейчас размещаются экспозиция, музейный магазин и гардероб.
В документах есть сведения о количестве учащихся на тот период: «да при них школьников сто человек». Как долго обучалось такое большое количество учеников и скольким из них удалось окончить московскую цифирную школу на Варварке, исследователи пока не выяснили.
Челобитные от дворян и закрытие школы
Меры педагогического воспитания в арифметических школах были суровыми: за провинности полагались телесные наказания. Среди учеников наблюдались случаи побегов. С 1716 года государю начали поступать челобитные от представителей разных сословий с просьбами освободить их детей от обязательного обучения в цифирных школах. Царь пошел навстречу просьбам и первыми освободил дворянских детей, а с 1720 года — купеческих.
В большей степени на угасание первых арифметических школ повлиял Духовный регламент 1721 года, написанный сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Этот документ давал право духовенству открывать архиерейские школы для детей священнослужителей, которые на тот момент составляли половину всех учеников цифирных школ. В конце концов все сословия, кроме разночинцев, были освобождены от обязательного обучения, дети отправлялись в светские школы только по желанию родителей.
К концу правления и жизни Петра I практически в каждой российской губернии было две школы: светская и духовная. Как и многие другие начинания Петра I, система образования, построенная царем-реформатором, пришла в упадок вскоре после его смерти. Цифирные школы не нашли поддержки ни у дворянства, ни у духовенства: их представители стремились обособить своих детей от других сословий. Спасти цифирные школы пыталась Адмиралтейская коллегия путем объединения их с архиерейскими школами, но Святейший правительствующий синод выступил категорически против подобных инициатив. В 1744 году вышел указ Правительствующего сената о соединении оставшихся заведений с гарнизонными школами — низшими военно-учебными заведениями: «тем особливым Арифметическим школам не быть, а соединить оныя с гарнизонными школами, так как и в Москве учинено».
За короткий срок своего существования арифметические школы помогли осуществить одну из ключевых задач петровских реформ в области просвещения. Их выпускники оказались незаменимы на кораблях молодого русского флота и там, где государева служба требовала знаний и высокого профессионализма. А знаменитая «Арифметика» — учебная энциклопедия, составленная Леонтием Магницким по повелению Петра I, позднее попала в руки юного Михаила Ломоносова, бесповоротно изменив как его судьбу, так и судьбу России.