Чему учили петра 1
Что проходили в русской школе времен Петра I
XVIII век не зря назван веком Просвещения: именно в этом столетии в Российском государстве начала формироваться система народного образования и появилась светская школа.
Активная политика Петра I, его живое участие во всех сферах жизни требовали подготовки квалифицированных и образованных специалистов. Конечно, школы были открыты преимущественно для юных дворян — главного, привилегированного российского сословия.
Какие же предметы составляли программу обучения различных учебных заведений и почему были выбраны именно они?
1 Математика
Царица наук была, пожалуй, основным предметом петровского времени. В «цифирных школах» изучали, конечно, не только простейшую арифметику, но и более серьезные геометрию и тригонометрию.
Император справедливо считал, что юношам (а допускались только они) математика поможет как в экономическом деле, так и на военном и научном поприще.
Да и человеку, который должен разбираться в строительстве или промышленности, без этой точной науки — никуда.
2 Грамота
Юноша, умеющий считать, но не умеющий читать и писать, просто не мог быть выпускником школы петровского времени! Грамота изучалась еще в подготовительных классах, чтобы ученик, уже освоивший ее, мог шагнуть на следующие ступени познания наук и премудростей.
В начале века был введен гражданский шрифт, более понятный и легкий в написании, что помогло быстрее и проще обучать будущих специалистов.
3 Навигация и морское дело
Каждый человек, более или менее знакомый с русской историей, знает, что Петр I уделял особое внимание развитию флота и сам досконально знал строение различных судов, разбирался в инженерском деле и навигации.
Неслучайно в первом году XVIII столетия в Москве открылась Школа математических и навигацких наук.
Ее учениками стали мальчики от 12 лет — конечно, по большей части дворянского происхождения. Были и разночинцы; крестьянским же детям путь к «храму знаний», увы, был заказан. Ученики не только корпели на лавках и скамьях: будущие навигаторы проходили практику на кораблях почти три четверти года — с февраля по октябрь.
4 Астрономия
Не любопытства ради в школьное образование была введена астрономия. Правда, и она имела морской уклон и сугубо практическую направленность.
Ученый Генри Фарварсон, призванный Петром в Россию из Абердинского университета, составил пособия по астрономии и карты звездного неба, которые призваны были помочь мореплавателям.
Именно Фарварсон был руководителем тех русских юношей, которые становились гардемаринами (гард-де-маринами).
5 География
Эта естественная наука также играла особую роль в русской школе XVIII века. Конечно, ее роль не сводилась к механическому заучиванию заморских стран и городов, рек и морей.
География, в ряду других, была поистине государственной наукой: Петру требовались подготовленные люди, которые открыли бы для империи новые земли.
Не зря и в первой трети XVIII столетия, и позже особое значение придавали экспедициям. Например, император стал инициатором Первой Камчатской экспедиции, которая не только должна была «закрасить белые пятна» на карте государства, но и найти северо-восточные пути в Китай и Индию. Также участники экспедиций искали — и успешно — полезные ископаемые: серебро, уголь, графит.
6 Геодезия
«Сестра» географии, геодезия тоже была почитаема императором. Были необходимы толковые юноши и мужчины, занимающиеся точными измерениями.
Кто, как не образованные геодезисты, мог ответить на вопрос Петра, сходится ли Азия с Америкой?
О многом скажут факты: именно в XVIII веке географическая карта сменила древнерусские чертежи. В 1713 году увидел свет первый русский атлас. Он был издан в Гражданской типографии, открывшейся незадолго до того, в 1705 году. Начало первых инструментальных съемок в России пришлось на 1715 год.
7 Фехтование
В программе нашлось место и спортивной дисциплине — фехтованию. Можно предположить, что император, ориентировавшийся на европейские веяния, не мог устоять перед развитием этого довольно опасного, но притягательного занятия.
Из потехи и придворной забавы фехтование превратилось в серьезный предмет.
Педагогами, как нетрудно догадаться, были иностранцы. За успехи в «рапирной науке» юношам добавляли жалование. В Школе математических и навигационных наук фехтованию был отведен целый отдельный зал.
Нельзя сказать, что петровские учебные заведения были похожи на нынешние школы. Ни о каком всеобщем образовании речи не шло: счастливцами, которым выпала честь грызть гранит науки, были немногие. Школа имела явную практическую профессиональную направленность, но образование не было закостенелым: Петр поощрял появление новых трактатов, учебников, пособий, которые еще эффективнее бы помогали будущим специалистам.
Как воспитать великого правителя: Петр I и два его наставника
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Россия конца XVII века и отношение к иноземцам
Если окунуться в атмосферу той поры, времени, когда правили потомки царя Алексея Михайловича, то становится более-менее ясной причина, по которой Петр позже будет ориентировать развитие России на запад. Во всяком случае, тогда нужна была определенность. С приходом к власти Романовых и в течение всего XVII века иностранцы оказывали довольно существенное влияние на русскую действительность. В Кремле же либо противились такому влиянию, либо поддерживали идею об обмене опытом и культурой с выходцами из Европы. Когда умер царь Федор Алексеевич, а на трон взошли его братья – Иоанн V и Петр I, при регентстве сестры Софьи, иноземцы были скорее на плохом счету.
Как обычно водится, чужаков винили во внутригосударственных проблемах, причем ксенофобия процветала на самом высоком уровне: яростным противником всего иностранного был патриарх Иоаким, который, помимо прочего, призывал уничтожить все не православные храмы в стране и всячески противился приближению кого-либо из европейцев ко двору и к наследникам престола, а потом царям.
Начиная с 1682 года, власть формально исходила от малолетнего Петра (в ту пору ему исполнилось десять) и его старшего брата, который отличался слабым здоровьем, фактически же правила Софья и ее окружение, в первую очередь фаворит царевны Василий Голицын, который, в отличие от патриарха, живо интересовался европейским опытом и европейской культурой.
Петр не участвовал в решении каких-либо государственных вопросов, зато культуру и быт выходцев из европейских стран он познавал с малых лет. Немецкая слобода, территория, выделенная для иностранцев, располагалась вблизи так знакомого Петру села Преображенского. Каждый раз, проезжая мимо, царь вглядывался в эту диковинную для него реальность: другие дома, люди, отличавшиеся и платьем, и манерами, и поведением, и чем-то еще неуловимым, но притягательным.
Понятно, что мальчику, которому были не особенно рады при дворе, приходилось выдумывать себе развлечения, и Петр по мере сил организовывал игры по возрасту – не без помощи жителей Немецкой слободы. «Потешные войска» стали прообразом российской гвардии, а юный царь показал себя не просто статистом за спиной у сильной правительницы, а человеком, который может достойно распоряжаться властью.
Тем временем к 1689 году конфликт между царем и регентшей накалился до предела и требовал решительных мер; в сентябре 1689 года Петр укрылся в Троице-Сергиевой Лавре и отправил в Немецкую слободу грамоту с требованием всем иноземным генералам и офицерам явиться в Лавру для защиты царской жизни и царской власти. В числе прочих приказу царя тогда подчинились Франц Лефорт и Патрик Гордон. С ними он вступил в Москву, и началось его единоличное правление.
Франц Лефорт и Патрик Гордон
К тому времени оба уже довольно продолжительное время состояли на службе Российскому государству. Франц Лефорт, Франц Яковлевич, как будут его называть в России, родился в 1655 году в Женеве – на тот момент она была вольным городом, не входившим еще в состав Швейцарии. Тем не менее Лефорта всю жизнь будут звать швейцарцем. Дело своего отца – торговлю – он продолжить не захотел и в возрасте девятнадцати лет отправился в Голландию, попробовал сделать военную карьеру при курляндском герцоге, а потом решил попытать счастья в России, привлеченный соблазнительными возможностями, которые она открывала предприимчивым иностранцам.
Лефорт поселился, разумеется, в Немецкой слободе, но, состоя в армии, участвовал в разных походах, в том числе и крымских. В России Лефорт чувствовал себя великолепно, правда, он везде мог устроиться с максимальным для себя комфортом. Умный и предприимчивый, а вместе с тем веселый и общительный, швейцарец быстро заводил друзей, и одним из них стал государь Петр I. В течение 1689 года и после отношения между царем и Лефортом становились все прочнее, швейцарец стал другом и советником молодого Петра, и дальнейшая жизнь правителя, а вместе с ней и российская политика, будут находиться под влиянием Лефорта.
Гордон участвовал во многих походах, проявил себя как талантливый и умный стратег и военачальник, дослужился до полного генерала. Петр заметил Гордона во время смотра, который устраивал Бутырскому полку в 1687 году. И когда от царя пришла грамота, что требовала определиться с тем, чью сторону отныне поддерживать – генерал Гордон подчинился именно приказу молодого Петра.
С той поры всеми военными занятиями царя начал руководить именно он.
Игра, разговоры, веселье, личный пример – главные составляющие воспитания великого царя
Было бы преувеличением считать, что своих советников царь Петр выбирал лишь исходя из их профессиональных способностей. Скорее он тянулся к людям увлекающимся, тем, кто горел своим делом, как Гордон, – либо просто был верен себе во всем, как Лефорт. И сам царь был таким, равнодушный к скучным государственным обязанностям, он горел тем, что занимало его мысли – потешными боями, строительством флота, новыми умениями, новыми знакомствами. Все это он находил в обществе главных своих наставников – Лефорта и Гордона. Первый, постоянный собутыльник Петра, научивший того пить не пьянея, весельчак, мастер устраивать банкеты и ужины, умеющий разговорить и свести гостей, при этом искренний и обаятельный. Вечера у Лефорта притягивали Петра как магнит: в России так веселиться не умели, не говоря уж о том, насколько более гладко и интересно складывалось общение с дамами – по контрасту с русскими барышнями, воспитанными в светлицах и совершенно не владеющими ни искусством легкой беседы, ни искусством флирта.
Именно в доме Лефорта Петр познакомился с Анной Монс, «кукуйской царицей», получившей такое прозвище по названию ручья, протекавшего через Немецкую слободу. И именно благодаря Лефорту царь научился устраивать его знаменитые кутежи, получившие название Всешутейший и Всепьянейший Собор, который включал до двухсот самых разных приближенных царя. Считается, что после этих многочасовых гулянок, порой, кстати, уносивших жизни членов Собора, Петр поднимался в кабинет и строил планы относительно государственного управления, чувствуя себя вполне отдохнувшим. Вместе с Лефортом были придуманы и строительство русского флота, и Великое Посольство, и Азовские походы, а стратегией и организацией кампаний занимались те, у кого это хорошо получалось, в том числе Патрик Гордон.
Он отличался большими познаниями в военном деле, накопил огромный практический опыт, при этом оставался скромным; был осторожен и предусмотрителен, много занимался самообразованием, изучал разные отрасли военной науки. Во время взятия Азова Гордон был назначен инженером-генералом и отвечал за осадные работы.
Гордона уважали – и он пользовался огромным уважением царя. Немалую роль в этой дружбе ученика и наставника сыграло и то, что генерал не преследовал корыстных целей – ему было интересно лишь дело, которым он занимается, да держава, которой он служит. То же, впрочем, можно сказать и о Лефорте – тот не умел копить и пускать в оборот деньги, зато отлично умел кутить и спускать заработанное на веселых пирушках.
Мало-помалу царь Петр, когда-то равнодушный к государственным делам, стал настоящим правителем, а спустя время и вовсе заслужил титул «Великий». Влияние двух его друзей-иностранцев не переоценить: они, желая того или нет, поддерживали увлечения царя и направляли их на масштабные и весомые свершения, напоминавшие мальчишеские игры, просто с большим размахом и куда более сложными правилами.
И Франц Лефорт, и Патрик Гордон умерли в 1699 году. Благодаря ходатайству Гордона в Москве был построен первый католический храм, а для Франца Лефорта на деньги из царской казны возвели дворец, получивший название Лефортовский, как и район столицы, в котором он расположен.
Об Анне Монс, возлюбленной Петра: здесь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Воспитание Петра первого
В истории России было много хороших правителей. Одни были отличными дипломатами, другие стратегами, а третьи незаменимыми полководцами. И только Петр I смог соединить в себе все эти качества.
Как же происходило воспитание Петра I.
1. Младенческие годы.
Отец Петра умер, когда ему было всего четыре года. После смерти царя резко изменилось положение его матери и родственников. Поскольку у царя Алексея были дети от двух браков, то началась борьба за трон между Милославскими и Нарышкиными. В ожесточенной борьбе победил клан Милославских. А некоторых родственников царицы Натальи отослали подальше от Москвы. Молодой вдове пришлось смириться с таким положением вещей.
2. Первый учитель Петра I.
Многие ученые считают, что воспитание Петра I отличалось воспитание его братьев. Однако современники будущего царя утверждают, что до одиннадцати лет Петр получал такое же образование, как братья. Некий Крекшин, будучи при Петре советником, почти тридцать с лишним лет подробно записывал все, что происходило с царем, бережно собирал и хранил всякие документы и предания. По его рассказам, согласно старому обычаю обучаться грамоте Петр начал с пятилетнего возраста.
Взошедший на престол Федор, был братом, а также крестным Петра, он часто говорил его матери о том, что надо начать обучать сына. В ответ Наталья просила найти хорошего учителя, чтобы он был глубоко верующим и смиренным. Так за помощью в поисках учителя обратились к боярину Ф. Соковнину. Он был старовером. Его две сестры в свое время были арестованы по приказу царя Алексея за приверженность старой вере. А его брат в будущем был казнен за участие в заговоре против императора.
Боярин Соковнин по просьбе царя нашел учителя кроткого и добродетельного. Им оказался Никита Зотов. Его привезли во дворец к царю Федору для знакомства. Во дворце Зотова встретил царский воспитатель и учитель, который оценил письмо и чтение молодого учителя. После этого молодого учителя отправили к Петру I. Зотов понравился Наталье и патриарху. Ему сразу заплатили, одарили богатыми одеждами, а царь произвел его в дворяне.
Многие историки винят Никиту Зотова в том, что он плохо воспитывал своего подопечного и не оказал на него должного влияния. Но Зотов не был воспитателем, он был учителем. И преподавал русскую грамоту не хуже других придворных — учителей того времени.
Для начала он стал обучать маленького Петра азбуке, псалтырю, также они изучали евангелие. Все это Петр усвоил на отлично и впоследствии мог читать и петь как дьячок. Современники Петра утверждали, что наизусть знал Евангелие.
Точно такое же воспитание получили в свое время отец Петра Алексей и его братья.
Во время своего отдыха Петр любил слушать рассказы своего учителя и рассматривать разные картинки в книжках. И Наталья распорядилась выдать исторические книги и рукописи с картинками из библиотеки дворца. Кроме этого царица приказала изготовить тетради, в которых различными красками были нарисованы города, сооружения, корабли и битвы. Все тетради были выполнены самыми лучшими мастерами.
Когда Петр уставал от обучения, Зотов давал ему эти тетради и рассказывал историю про каждую иллюстрацию. Он рассказывал об Иване Грозном, Дмитрии Донском, Александре Невском и более дальних временах, привив тем самым Петру любовь к истории.
В будущем у Петра было мало свободного времени, и он не мог изучать историю, но интерес к ней у царя остался на всю жизнь. Петр придавал истории огромное значение, внедрял ее в образование и способствовал созданию учебного пособия по этому предмету.
Образование при Петре 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:
Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.
Как представляется образование в петровскую эпоху
Проблемы образования при Петре 1
Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:
К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.
Создание академии наук
Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.
§ 98. Воспитание Петра Великого
§ 98. Воспитание Петра Великого
Так прошел 1682 год, полный тревог и смут. Он оказал сильное влияние на характер и жизнь маленького царя Петра Алексеевича. До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье, составляя предмет любви и нежных забот своих родителей. Ему было всего 3,5 года, когда умер его отец. Царь Федор был крестным отцом своего маленького брата и, как говорят, очень его любил. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его учении. Лет пяти Петра начали обучать грамоте. Царь Федор сам выбрал ему учителя (дьяка Никиту Зотова), и Петр с ним выучил азбуку и склады и прочел первый круг учебного чтения (Часослов, Псалтырь, Деяния и Евангелие). С ним же, вероятно, начал Петр и писать (но никогда не приобрел четкого почерка). Учился ли он у Зотова еще чему-нибудь, остается неизвестным; сохранилось лишь предание о том, что Зотов показывал царевичу много «потешных листов», то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы и продаваемых в торговых рядах, где их и покупали для царевича. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которою знакомились уже старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов (§ 89). Петру предстояло изучать грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого «грамматичного учения» умер царь Федор и произошла смута 1682 г. Благодаря ей Петр остался без образования. Между ним и его матерью, с одной стороны, и Софьей и Милославскими, с другой, произошел открытый разрыв. Бывшие в Москве киевские ученые все пользовались покровительством Софьи и казались ее приятелями и приверженцами. Поэтому царица Наталья не имела склонности допускать их к Петру и не учила его. А Софья, в свою очередь, не имела желания заботиться об образовании нелюбимого брата, и Петр оставался в известном смысле неучем.
Это было одним из последствий тяжелой смуты 1682 г. Были еще и другие. Во время стрелецкого мятежа Петр своими глазами видел гибель своих родных и близких, поневоле смотрел на их мучения и кровь, трепетал за свою мать и за себя. Целое лето жил он в страхе стрелецких насилий, целую осень со своими родными странствовал кругом Москвы и жил в стенах Троице-Сергиева монастыря, боясь, как и Софья, въехать в беспокойную Москву. Пережитые им ужасы он не мог забыть во всю свою жизнь и никогда не любил жить в московском дворце, залитом кровью его близких. Когда в конце 1682 г. Софья справилась со стрельцами и водворилась в Москве, для Петра и его матери страхи и опасности не прекратились. Хотя Петр и носил царский титул, однако он не царствовал на самом деле; мало того, он был опальным человеком, которому как бы не было места в Москве. Мать Петра была вынуждена жить с сыном в подмосковных селах (Преображенском, Коломенском), вдали от большого двора, в некотором пренебрежении и унижении от Софьи. Она постоянно опасалась московского правительства и ожидала от него зла себе и своему сыну. Немудрено, что и сам Петр боялся и не любил всего того, что окружало Софью и служило ей. Он стал чужд и враждебен той обычной дворцовой обстановке, в которой росли и жили его старшие братья и сестры; он не знал и не желал знать обычного «чина» («порядка») московской придворной жизни. И в этом смысле он также вышел неблаговоспитанным человеком, неучем.
Жизнь маленького царя Петра в подмосковных потешных селах сложилась очень своеобразно. Потешные дворцы бывали обыкновенно невелики; вместо большого придворного штата там была немногочисленная дворня; двор и сад царские граничили с крестьянским селом. Это были условия обычной боярской усадьбы, и Петр рос в потешных селах, как простой дворянин. В своих играх он собирал кругом себя не только детей бояр и дворян, но и дворовых и крестьянских ребятишек; из царских хором он легко выбегал на двор, на село и в окрестные поля и рощи. Московские царевичи вырастали обыкновенно в тепличных условиях кремлевских теремов; Петр рос на просторе подмосковной деревни. Поэтому-то детские забавы Петра приобрели свой особый характер. Он рано начал играть в войну не только в хоромах, но и на поле. На берегу Яузы (притока р. Москвы), у с. Преображенского, он построил себе «потешную» крепость (Пресбург) и около нее собрал целую дружину «потешных» воинов. Сначала это был простой сброд — «Преображенские конюхи», как выражалась Софья с ее близкими. Потом этой компании Петр придал форму двух солдатских полков (Преображенского — в с. Преображенском и Семеновского — в соседнем селе Семеновском), и понемногу из «потешных» полков образовались у Петра полки настоящие, положившие впоследствии начало нашей гвардии. Полевая забава Петра, именно потому, что она развилась на просторе полей, получила широкие размеры и серьезное значение. Петр понемногу уразумел серьезную сторону военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству. Разумеется, ему пришлось начать эту науку, так сказать, с азбуки и по доброй воле засесть за арифметику и геометрию. Как только маленький царь пожелал изучать военную технику, около него неизбежно, по общему московскому порядку, должны были появиться учители-«немцы» (то есть западноевропейцы), которые тогда были инструкторами и начальниками регулярных московских полков (§ 79).
Близость этих «немцев» к Петру не должна нам казаться удивительною и необычною. Московский двор в то время широко пользовался услугами западноевропейцев. Маленького Петра лечили доктора-немцы; в вычурных садах царя Алексея он видел немцев-садовников; всякие технические поделки во дворцах исполнялись мастерами-немцами. Мать Петра Великого, царица Наталья, выросла у своего воспитателя А.С.Матвеева в приязни к немцам; боясь близких к Софье ученых киевлян, она не страшилась немцев и допускала их к сыну. Наконец, Немецкая слобода, где жили немцы, была расположена очень близко от села Преображенского; было очень просто и легко послать туда за всяким делом и позвать оттуда сведущих и искусных немцев по первому же слову царя Петра. Таким образом, немцы из слободы помогали царю строить его крепость: голландец Тиммерман учил Петра арифметике, геометрии и фортификации; голландец же Брант обучал его плавать под парусами. Под влиянием своих забав и учителей-немцев Петр мало-помалу обращался в военного техника и любителя-моряка. Не было у него общепринятого тогда схоластического образования, а были какие-то особые, совсем не обычные познания, какие-то странные, совсем не царские вкусы. Молодой государь представлял собою необыкновенный для московского общества культурный тип.
Многое в характере и в жизни молодого царя Петра вызывало осуждение окружающих. Конечно, осуждали в нем его необразованность и невоспитанность, происшедшие оттого, что Петр, не по его вине, лишен был обычного дворцового воспитания. Осуждали его пристрастие к забавам: казалось, что, кроме своих игр, он ничего не желает знать. В особенности странною представлялась страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашел в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота») и научился плавать на нем, он весь ушел в это новое дело и начал строить себе суда на большом Переяславском озере. Конечно, это казалось многим пустою и странною забавой, не подходящею для подраставшего государя. Осуждали в Петре и его особую близость к немцам. Петр с течением времени стал часто бывать в Немецкой слободе. Там он свел близкое знакомство с некоторыми из обитателей слободы, сиживал у них в гостях, принимал участие в их увеселениях. Особенно сблизился он с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, ученым и серьезным человеком, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и веселым. Под влиянием Лефорта Петр, по мнению многих, отстал от русских обычаев и привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, состоявший при Петре «дядькою» (воспитателем) князь Борис Алексеевич Голицын и учитель Петра Никита Зотов в этом отношении сами не были безгрешны и не могли удержать молодого Петра от кутежей и шумных пирушек.
Итак, вследствие особых неблагоприятных условий своего детства, Петр остался без правильного образования и воспитания и вместо богословско-схоластических познаний приобрел военно-технические. Не было у него любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовались близкие сношения с «немцами». Московское правительство своей сестры Софьи он не любил; он боялся как Милославских, так и стрельцов, которых считал опорою и друзьями Софьи. Впрочем, до совершеннолетия у Петра не было никакого видимого интереса к делам государственным и придворным. Петр весь ушел в свои забавы, все свое время употреблял на «потехи Марсовы и Нептуновы». Его громадные умственные способности находили пока применение в тесном кругу полудетских затей и были заметны для немногих. Вообще же московские люди считали Петра несерьезным и пустым человеком, от которого нельзя было ждать проку. А между тем подходила пора его совершеннолетия, приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством. Чтобы отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным, царица Наталья задумала женить Петра и нашла ему невесту по своему вкусу — Евдокию Федоровну Лопухину. В начале 1689 г. Петр женился, но не изменил своих привычек: легко оставлял мать и жену и всего более интересовался постройкою судов в Переяславле и воинскими забавами. Так подошло его совершеннолетие (30 мая 1689 г.), когда его мать и родные заставили его начать борьбу с сестрою Софьею за власть.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.