Чему учили былины что прославляли воспитывали

помогите ответить на вопрос: чему учили былины? Что прославляли и воспитывали?

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:

1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
Былинные богатыри

Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.

«Старшие» богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.

Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.

Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.

Источник

Русские былины как средство приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.

В этой ситуации в работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Особая роль в познании культуры предков принадлежит былинам. Именно это национальное богатство является базой для изучения традиций своей Родины, своего края. Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, ее защищать, как готовить себя ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.

В программе «приобщения к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой собран богатейший фольклорный материал, предложен годовой план работы, освещены приемы и способы деятельности педагогов по приобщению детей к народной культуре. Нами была сделана попытка разработать это направление применительно к условиям своей группы, к своим детям, имеющим общее недоразвитие речи.

Цель работы – развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским былинам как источнику народной мудрости, формирование у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

Реализовать поставленную цель помогли задачи:

— формировать первоначальные представления об особенностях русской былины как о жанре русского фольклора;

— дать детям элементарные исторические сведения о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства;

— развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию былин, учить улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность русских былин;

— воспитывать в детях лучшие качества, присущие русскому народу: доброту, великодушие, справедливость, скромность, трудолюбие, патриотизм.

Учитывая возраст т возможности детей с общим недоразвитием речи, мы сами определили объем текста былины, который будем читать детям. На первоначальном этапе воспользовались лишь отрывками из каждого варианта былины.

Используем самые разнообразные методы и приемы, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к былинам: рассказ с использованием иллюстраций, вопросы к детям по содержанию произведений, элементы инсценировки, показ презентаций и видеофильмов, прослушивание аудиозаписи и т. д. Дети в нашей группе хорошо знают содержание былины, узнают на иллюстрациях былинных героев: «Алеше Попович и Татарин Змеевич»,»Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Ставр Годинович», «Вольга и Микула».

Одним из направлений нашей работы является изобразительная деятельность, где дети имеют возможность отразить свои впечатления о былинах, раскрыть собственные творческие замыслы в работах «Три богатыря», «Богатырская наша сила» (рисование, «Богатыри земли Русской» (лепка, «Украсим богатырскую рубаху узором вышивки» (аппликация).

Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям,желание подражать им в своих поступках помогают игры: «Собери богатыря в дорогу», «Путешествие по былинам», «русские богатыри», «Герои былин» и. т. д. Провели интерактивную игру, посвященную творчеству известного художника «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри». После изучения проводим развлечения ярмарки,конкурсы: «В народе говорят», «Былину читай, да на ус мотай» и др. Через подобные праздники ребенок «проживает» события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные в предварительной работе.

Подводя итоги,можно говорить об эффективности проведенной работы: у детей расширен запас знаний об особенностях русской былины, у них сформированы представления о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства, у детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. 6 Детство – Пресс. 2015.-304с.

3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М. : ЦГЛ, 2005.-128с.

4. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошколного возраста. –М. : Аркти, 2004.-72с.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. detsad 225793 1530904605. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-detsad 225793 1530904605. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка detsad 225793 1530904605.Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. detsad 660081 1516515797. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-detsad 660081 1516515797. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка detsad 660081 1516515797.Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению» Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению». В сегодняшнее время многие дети не воспринимают книгу, как источник знания. Как показывает практика,.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. detsad 666329 1471263541. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-detsad 666329 1471263541. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка detsad 666329 1471263541.Русские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. detsad 373867 1518941187. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-detsad 373867 1518941187. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка detsad 373867 1518941187.Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. detsad 281497 1462192972. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-detsad 281497 1462192972. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка detsad 281497 1462192972.План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Авторы: воспитатель по физической культуре Швецова.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. detsad 152857 1526903801. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-detsad 152857 1526903801. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка detsad 152857 1526903801.Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге «Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге». Элизабет.

Источник

Научно-исследовательская работа «О былинах и её героях»

Работа выполнена:
Учеником 2 класса
Бугаёвым Григорием Алексеевичем

Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Шелудкова Лариса Александровна

Введение

Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Почему моя тема актуальна? Богатыри, воспетые в былинах настоящие примеры силы, мужества патриотизма. Эта наша гордость и слава.

Исходя из этого мы поставили следующую цель:

Цель исследовательской работы: раскрыть особенности былинного эпоса как жанра, показать условия формирования данного жанра.

Объект исследования: былины и её герои.

Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.

Задачи:

Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати. Поиск информации в интернете.

Практическая значимость: материалы нашей работы могут бить использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства.

1. Сведения о былинах

Былины это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже своих границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. На севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины-слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. img1. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-img1. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка img1.

2. Былины их сочинители

Вот как о рождении былин рассказал русский писатель, поэт Алексей Константинович Толстой:

В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки закрыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордиться великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сравнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись долёка,
Была бы курганом твоим!» ….

Чему учили былины что прославляли воспитывали. img2. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-img2. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка img2.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. img3. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-img3. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка img3.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. img4. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-img4. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка img4.

Чему учили былины что прославляли воспитывали. img5. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-img5. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка img5.

3. Русский былинный эпос

В конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то что и расцвет эпоса, и само знание былинных сюжетов в народе были уже позади, и многое, слишком многое оказалось невозвратно забытым.

Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «Исландии русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможно.

В XVIII–XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых

Заключение

Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял и о чём рассказываю былины? Русский былинный эпос-что это?

Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых из начальных веков бытия наших далеких предков.

На уроках литературного чтения мы читали произведения из раздела « Сказочные богатыри». Где знакомились с былинным жанром, а за тем читали былины о русских богатырях, богатырские сказки. Мне захотелось узнать больше о русском былинном эпосе. О богатырях, которых воспевал наш народ. Ведь былины учат нас любить свою родину, уметь её защищать.

Список используемой литературы

2. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.

Источник

Былины: о героическом русском эпосе и детском чтении

Чему учили былины что прославляли воспитывали. 356534.p. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-356534.p. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка 356534.p. Художник: Владимир Перцов – А что вы сейчас с вашим мальчиком читаете? – спрашивают меня.

Мои знакомые – интеллигентные, думающие, внимательные родители. Спрашивают с неподдельным интересом, им важно. У них тоже пятилетний мальчик. Думают, что-то необычное, современное, остроумное я им сейчас порекомендую.

– Ну, мы про космос книгу читаем. И былины.

Несколько секунд недоумённого молчания.

– Ну… да. Сам просит. Третий раз уже читаем.

– Но там ведь ничего не понятно! И язык такой древний. Правда, слушает?

Чему учили былины что прославляли воспитывали. 356410.p. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-356410.p. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка 356410.p. Художник: Владимир Перцов Понимаю, что на этот раз мои рекомендации – мимо. Иду за сыном в садик не то чтобы расстроенная, но в странных чувствах. Может, и правда, что-то странное и сложное навязываю? Может, ему не это совсем надо?

По дороге домой сын щебечет не переставая. Даня принёс нового робота, а с Никитой они играли в машинки, а на прогулке его хвалили за поведение. Небольшая пауза, я быстро вклиниваюсь.

– Скажи, сынок, тебе нравятся былины?

Смотрит на меня недоумённо, дескать, что за странные вопросы.

– А что тебе там больше всего нравится?

Рассказывает долго, увлечённо. Про Илью Муромца и Соловья-разбойника, про Добрыню Никитича и змея, про Вольгу, про Микулу-Селяниновича. Про Святогора-богатыря – с особенной какой-то интонацией: осторожно, что ли.

Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные

И тут я вспоминаю себя в детстве. Я очень любила былины. Любила Киев с его золотыми маковками, и речку Смородину (такое название красивое, а от него жутью веет), и шатры белополотняные в чистом поле, и неспешный слог, и бесконечные повторения – из текста в текст. Особенно любила Василису Микуличну. А Святогор вызывал смешанные чувства – страха и восхищения. Осмыслить саму фразу о том, что «не носит его мать-сыра земля», было сложно, но и притягивала она чем-то.

Былины – особая штука. Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные. Об этом свидетельствует, прежде всего, неиссякающий детский интерес: и герои, и сюжеты – цельные, увлекательные. Главное, чтобы родителям хватило внутренней смелости и свободы открыть их для ребёнка. И для себя тоже.

Былинные герои – зачем и откуда?

Чему учили былины что прославляли воспитывали. 356408.p. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-356408.p. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка 356408.p. Конашков Федор Андреевич Если говорить о научной классификации, то былины относятся к героическому эпосу. И это важный момент: изначально у них была иная задача, чем, например, у сказок. Былины (или «старины», так говорили сказители) воспринимались как «дела давно минувших дней», но дела вполне реальные.

Моя книга былин, адаптированная для детей, создана выдающимся фольклористом Александром Нечаевым. Он был настоящим энтузиастом своего дела, много ездил по северным деревням, кропотливо собирал материал. В одной из таких экспедиций, в олонецкой деревне, он встретил сказителя Фёдора Конашкова. Слушая его исполнение, Нечаев отметил важную деталь: «Подлинное искусство не терпит фальши, лжи, а Фёдор Конашков убеждённо верил в то, о чём пел, и потому пение его так заразительно действовало на слушателей».

К сожалению, у нас нет возможности послушать старых сказителей, но и то, что осталось, – огромное богатство. Богатыри, словно бы вырастающие из страниц детской книги, – не просто сказочные герои. Каким бы ни был далёким от нас источник этих произведений – он лежит не в фантазии, а в реальности. То есть, конечно, чудеса, удивительные метаморфозы, происходящие с героями, злодеи, наделённые необыкновенными способностями, битвы, которые разворачиваются перед нами, – причудливый, веками наслаивавшийся вымысел. Но сами образы богатырей, рождённые в древности, в основе своей имеют образы реальных людей, искусных воинов, защитников родной земли.

Богатыри – не просто сказочные герои

И мой пятилетний сын это чувствует: не только восхищается силой Ильи Муромца, удалью Алёшки, возможностью Вольги превращаться в животных, птиц и рыб. Ему нравится сама идея богатырской заставы, его восхищает то, как вовремя появляются они на поле брани, вновь и вновь спасают стольный Киев-град от разорения.

Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный; героический; православный

А больше всего его поразило то, что Илья Муромец, оказывается, – святой. Он долго и внимательно соотносил иконописный образ и иллюстрацию в книге, расспрашивал, рассуждал и думал. Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный, литературно-художественный; былинный, героический; православный – тот, что он видит, чувствует и впитывает, приходя в храм, становясь на молитву дома.

И само слово «герой» вдруг вспыхивает новой гранью. И мы долго говорим о том, что настоящий герой – это не только тот, чья рука разит без промаха, но и тот, например, кто может забыть обиду на князя ради благополучия родной земли.

Былинный слог

Ритмическая организация у былин особая. Это тонический стих с особым соотношением ударений, что и придаёт напевность, плавность, неспешный ритм повествованию. Причём интересный момент: рифмы в былинах нет, но ритм занимает место ничуть не меньшее, чем в привычных нам силлабо-тонических стихотворениях. Проще говоря, сказители выстраивали информацию, подчиняя её ритму.

В детском пересказе былин, хотя он и прозаический, тонический ритм отчасти сохраняется. Это невероятно важно: не просто рассказать о богатырях, а почувствовать обволакивающее действие мелодии текста. Многих родителей пугает этот момент: вроде как, где мы с нашими гаджетами, мемами, мультсериалами, а где былины. Не стоит бояться: просто начните читать ребёнку вслух былинный текст. Главное – никуда не спешить, а он сам подхватит, как речной поток, понесёт дальше – в свою глубину.

Особенности структуры

Мне кажется, ребёнку полезно и важно видеть и пробовать новое. Былинный слог, да и само сюжетное строение, неторопливое повествование отличается от современных способов подачи информации. Хорошая книжка для нас – та, в которой нас лихо заносит на сюжетных поворотах, неожиданно переворачивает с ног на голову, не даёт замедлиться, задуматься – не дай Бог, заскучает читатель. Это не плохо и не хорошо – это данность.

А вот былины построены совсем не так. В них – обстоятельные зачины, подробное описание сборов богатыря, его доспеха, конской упряжи:

«И стал коня засёдлывать. Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское недержанное. Подтягивал двенадцать подпругов шелковых со шпенёчками булатными, с пряжками красна золота, не для красы, для угожества, ради крепости богатырской: шелковые подпруги тянутся, не рвутся, булат гнётся, не ломается, а пряжки красного золота не ржавеют».

Многие сюжетные ходы повторяются из текста в текст, вновь и вновь. В каждом или почти в каждом богатырь седлает коня и надевает доспех, крестится и кланяется на все стороны, заходя в горницу, в его речи постоянно встречаются одни и те же формулировки. Практически в каждой былине встречаются троекратные повторения действий. Но при этом абсолютно нет впечатления скуки, того, что «я это всё уже знаю». Вспоминая себя в детстве и глядя на своих детей, я с уверенностью могу сказать, что такое возвращение к известному, повторение доставляет удовольствие и не надоедает.

В чём же секрет? Мне кажется – в утверждении незыблемости, верности действий и поступков, самой жизни. Богатырь знает, как поступить и что сказать, да и весь былинный мир – яркий, красочный, опасный порой – живёт по своим незыблемым законам. Читатель – маленький или большой, неважно – быстро воспринимает и усваивает их и внутренне радуется узнаванию этих деталей в процессе чтения.

Иллюстрации

Чему учили былины что прославляли воспитывали. 356409.p. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-356409.p. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка 356409.p. Владимир Перцов Самые любимые – Владимира Перцова. В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь. Он прекрасный стилизатор, в его иллюстрациях есть и бытовые подробности, и динамика, движение – словно бы везде бушует порывистый ветер, развевающий одежды, гривы коней, волосы, выбивающиеся из-под шлемов.

Его чудесная находка – фронтисписы с полноразмерными образами персонажей, которые предваряют титул. Дети очень любят рассматривать богатырей – мельчайшие подробности: плетение кольчуг, мечи и кинжалы, щиты и колчаны, притороченные к сёдлам. Обсуждают, почему богатыри вооружены по-разному, чем сражаются.

В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь

Я читала отзывы об этих иллюстрациях, в которых есть опасения родителей: им кажется, что слишком уж грубые, условные это фигуры, не имеющие отношения к детству, жёсткие. Для меня в таких случаях всегда ценность иллюстрации определяет реакция маленьких читателей. Те, что создал Перцов, дети любят. Им вовсе не страшно. Их восхищают богатыри.

Архаизмы и что с ними делать

Главный страх для большинства современных родителей – это то, что чадо не поймёт. Кажется, что объяснять ему – скучно, долго и сложно. Кажется, что это должны делать учителя. Да и вообще, зачем нам все эти устаревшие слова, столетия назад вышедшие из употребления понятия? На собеседовании в престижную компанию их не спросят, денег от их знаний не прибавится.

Всё так, да не так. Во-первых, не так уж и сложно объяснить архаизм ребёнку: чаще всего это понятие как раз из практической сферы, и обозначает оно очень даже реальную вещь/явление. Во-вторых, учителя не должны. Ну, мы же не требуем от учителя физкультуры, чтобы он нам воспитал спортсмена-разрядника. Есть дела школьные, а есть домашнее чтение, и поясняться оно должно дома. Ну, а в-третьих – все историзмы и архаизмы, встречающиеся в пересказанных для детей былинах, можно растолковать, пользуясь словариком в конце книжки и Интернетом.

Знание природы человеческой, полученное на художественных примерах, останется неизменным

А зачем это нам? Что мы получим в итоге? А мы получим кругозор, опосредованное знание о мире, которое поможет и людей понимать, и события, их причины и следствия. Понимать поступки, их внутренние мотивы, эмоции, почву, откуда вырос, например, подвиг – или предательство. Это очень важное знание. Новым информационным технологиям, работе с соцсетями, маркетингу придётся учиться вновь и вновь, ведь они постоянно меняются. А знание природы человеческой, полученное на художественных примерах – живых, глубоких, мудрых, – останется неизменным.

А ещё, работая со словариком или отыскивая нужное понятие в сети, мы даём ребёнку невероятно важный навык – работы с информацией. Не просто захлопнуть книжку, увидев там «тавлеи», «булаву», «шалыгу» или «поляницу», а заинтересоваться, докопаться до сути, найти ответ, пример, применение. Любознательность тоже тренируется – как мышца. И, как натренированная мышца, оказывается полезной.

Былинные образы

Чему учили былины что прославляли воспитывали. 356411.p. Чему учили былины что прославляли воспитывали фото. Чему учили былины что прославляли воспитывали-356411.p. картинка Чему учили былины что прославляли воспитывали. картинка 356411.p. Художник: Владимир Перцов Меня всегда восхищало, что богатыри – очень разные. У каждого не только свой характер, но и особая цель, миссия, если можно так сказать. При всей подчинённости былинных образов канонам жанра, они словно бы ломают шаблон и предстают перед нами живыми, неидеальными, а от этого более близкими. Они не просто скачут на богатырских конях, рубят врагов и пируют в княжеской горнице – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят. Каждый – индивидуальность.

Илья Муромец – крестьянский сын. Его не очень-то жалуют в Киеве, в палатах княжеских. Илья неудобен, но без него не выдержать набегов Дикого Поля: сколько силы несметной он побивает, например, под Черниговом. Но главное – он стоит за правду. Ценность для Ильи – не золото и не почести (хотя, уважения он к себе требует). Богатырь не раз подчёркивает свою независимость от князя и бояр, но за землю Русскую стоит крепко: здесь для него всё определённо.

Они не просто рубят врагов – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят

Достоверно неизвестно, насколько совпадает былинный образ Ильи Муромца и его житие, но святость богатыря кажется логичным завершением его воинского пути.

Добрыня Никитич – совсем другой. Не такой сильный, но образованный, мудрый, дипломатичный – он не раз выручает князя, выполняя сложные поручения за пределами Киева. Добрыня мастер вести речи с ханом Бахтияром, играть в тавлеи золочёные. А цель всё та же, что и у Ильи, – мир на русской земле.

Алёша, поповский сын, опять ломает стереотипы. Дерзкий, смешливый, остроумный, весельчак и балагур, он воспитывается отцом-священником вовсе не в строгости. «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся», – говорит ростовский протопоп. А через несколько лет благословляет сына защищать родную землю: «На доброе дело прими наше благословение родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

А вот ещё один образ – Вольга Всеславьевич, богатырь с таинственной историей рождения, умеющий оборачиваться и туром, и орлом. Хитрость и мудрость помогают ему в борьбе с вражескими силами, но и мечом, и копьём умеет бить и разить и он, и его «дружинушка хоробрая».

А ещё есть путешественник Соловей Будимирович и великий певец Садко, каждый из них – со своими талантами. Есть Микула Селянинович – весёлый крестьянин, легко поднимающий суму перемётную, в которой вся тяга земная: это не под силу славным воинам. И, конечно, особенно выделяется Святогор-богатырь – фигура загадочная, один из самых архаичных образов. Как говорят исследователи, это персонаж пограничный между миром живых и миром мёртвых. Однако в переложениях для детей Александра Нечаева нет сложных и спорных моментов из оригинальных былин – а вот величие образа Святогора видно в полной мере.

Былины и девочки

Я всегда любила былины. С удовольствием читала их сама. Это были захватывающие истории – а хорошо закрученный динамичный сюжет одинаково интересен и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому, мне кажется, не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков».

Не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков»

А если вы всё же боитесь, что девочке всё это далеко и неинтересно, стоит начать с былины о Василисе Микуличне. Этот удивительный образ вообще заслуживает полнометражного фильма (есть советский мультфильм, очень хороший, снял его в 1975-м году режиссёр Роман Давыдов).

Василиса Микулична – верная жена СтавраГодиновича. Она ждёт его в тереме, но когда мужа постигает несчастье, делает всё возможное, да и невозможное тоже, чтобы выручить любимого из беды. Отрезает волосы, одевается в мужское платье, мчится в Киев, обманывает князя, состязается в скачках, игре в шахматы, стрельбе и борьбе, пирует, интригует – и вызволяет Ставра из темницы.

Эта былина всегда говорила мне о двух важных вещах. Первое – огромное уважение к женщине, восхищение её талантами, смелостью, предприимчивостью, мудростью – вовсе не только красотой. Вторая – женщина в русском эпосе (впрочем, не только в русском) – вовсе не безответное молчаливое создание. Это личность. И сказители бережно, как драгоценность, несут перед слушателями рассказ о ней, показывают, каким огнём могут вспыхивать её грани.

«Как и теперь, вспоминается мне восьмидесятилетний крепкий старик с седой бородой. В большой олонецкой избе вязал он рыболовную сеть. Проворно орудуя нехитрым приспособлением, он проворно метал ячеи и глуховатым голосом пел речитативом о прославленном богатыре Илье Муромце».

Так описывал свою встречу со сказителем Фёдором Конашковым Александр Нечаев. Ему удалась трудная, тонкая задача: пересказать это сокровище детям понятно и интересно, сохранив его суть, смысл, глубину и образность. А нам остаётся только усесться поудобнее с ребёнком и начать неторопливо:

«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове, у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Евфросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *