Чему учил китайский мудрец конфуций конспект
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Урок 26. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
· Территория Древнего Китая
· Образ жизни древних китайцев
· Конфуций и его учение
· Письменность Древнего Китая
На уроке мы поговорим о далекой и загадочной стране – Китае. Именно здесь впервые в третьем тысячелетии до нашей эры был открыт чай. В Китае были изобретены бумага и подвесные мосты. Его жители пользовались календарем, а китайский язык – один из самых древних до сих пор использующихся языков.
Вам предстоит узнать о географическом положении Китая. Правилах поведения его жителей. Познакомиться с великим китайским мыслителем Конфуцием.
Территория Древнего Китая.
Китай находится в Восточной Азии. В далекие времена его жители расселились на территории Великой Китайской равнины, которая была полностью покрыта непроходимыми лесами. Здесь обитали слоны и носороги, росло много бамбука.
Китайцы селились возле двух главных рек – Хуанхэ́ (Желтая река) и Янцзы́ (Длинная река). В сезоны дождей, реки выходили из берегов и затапливали поселения. В Древнем Китае даже слово «несчастье» обозначалось иероглифом, который изображал наводнение.
В первом тысячелетии до нашей эры у китайцев появились железные орудия и они начали расчищать лес и строить поселения дальше от рек.
Образ жизни древних китайцев.
Китай был разделен на несколько царств, в каждом из которых был свой правитель. Они постоянно воевали между собой, пытаясь захватить большую территорию. Однако, несмотря на вражду, культура, традиции и мышление всех жителей Китая были схожи.
Основным элементом одежды китайцев была туника. У женщин она была длиннее, чем у мужчин. Бедные люди шили себе одежду из крапивы, в то время как богачи носили шелк.
Большинство китайцев носили длинные волосы, собирая их в пучок. Они верили, что волосы – это дар предков, поэтому редко их подстригали.
Недопустимым считалось снимать в помещении головной убор. Вообще, непристойным было оставить открытой какую-либо часть тела. Вы никогда не увидели бы жителя Древнего Китая, идущего по улице босиком. Снять обувь позволялось только дома. Ношение обуви и головного убора должно было отличать китайцев от варваров.
Очень внимательно китайцы относились к визитам гостей. Хозяин дома должен был ждать и встречать их на улице. Все места за столом были распределены заранее. Никто не мог нарушить этот порядок. Особым знаком гостеприимства было то, что хозяин сам раскладывал еду по тарелкам. Во время обеда обязательно было поддерживать беседу, китайцы уделяли этому особое внимание.
Конфуций и его учение.
Большое влияние на жизнь китайцев оказало учение древнего философа, которого звали Конфу́ций. Он стал создателем особого учения – конфуциа́нства, популярного в восточных странах.
Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства. Уважение к старшим стало основой мировоззрения китайцев. Не допускалось пренебрежение по отношению к ним.
«Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Это формула идеальных отношений, как в государстве, так и в семье.
Само учение основывалось на 5 принципах:
· любовь к людям, именно Конфуций придумал правило «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»;
Каждый житель Китая должен был им соответствовать.
Образованного и воспитанного мужчину из знатной семьи называли «благородным мужем». Он ни в коем случае не мог допустить небрежности в одежде или головном уборе, неправильной пищи или непочтительного общения с людьми.
Подумайте и обсудите следующие высказывания Конфуция.
«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь».
«Ничего плохого в том, что Вы ошиблись».
«Когда ты разгневан, думай о последствиях».
Письменность Древнего Китая.
Особый интерес вызывает китайская письменность. Она была изобретена за полторы тысячи лет до нашей эры и продолжает существовать до сих пор. Во многих древних государствах была иероглифическая письменность, но с исчезновением цивилизации, исчезала и она.
Существует легенда, что однажды один из правителей Китая прогуливался по берегу Хуанхэ. Вдруг он увидел Дракона, на спине которого были нарисованы знаки. Правитель их срисовал и обратил внимание, что знаки похожи на следы птичьих лап. Он понял, что все окружающее его едино и может обозначаться этими знаками. Так появились иероглифы.
Часто значение иероглифа складывается из двух слов. Так, например, «хорошо» состоит из слов «женщина» и «ребенок».
Некоторые иероглифы обозначают сразу два слова, например этот, – школа и семья.
А иероглиф «деньги» раньше имел значение «ракушка».
Писали в Древнем Китае на длинных планках, сделанных из дерева или бамбука. Между собой их скрепляли шнурками. Текст китайцы наносили столбиками сверху вниз. Делали это при помощи кисточки, которую обмакивали в тушь. Если что-то было написано неверно, то зачищали специальным ножом. А в начале нашей эры в Китае была изобретена бумага.
В Древнем Китае было четыре священных существа – дракон, тигр, феникс и черепаха.
Дракон считался повелителем воды. Китайцы верили, что он орошает поля крестьян и защищает их от разных бедствий. Изображение дракона можно было увидеть в Китае абсолютно везде – во дворцах, в храмах, на стенах домов.
Тигр был символом подземного мира и тьмы. Чтобы испугать противника изображение тигра рисовали на щитах воинов, которые надевали тигриные шкуры и рычали. Древние китайцы верили, что тигр отпугивает злых духов, поэтому его изображение вышивали на детской одежде.
Необычная и волшебная птица феникс была символом солнца и огня. Китайцы верили, что она дарит им тепло.
Черепаха в Древнем Китае была символом долголетия, выносливости и силы. Ее изображение украшало императорские дворцы.
Самым могущественным существом китайцы считали Небо. Оно олицетворяло высший разум, справедливость и добродетель. Древние китайцы считали, что Небо состоит из душ предков, которые помогают тем, кто на земле. Императора считали сыном Неба, его власть не подвергалась сомнению. А свою страну китайцы называли Поднебесной.
Итак, подведем итоги, что нового вы узнали в ходе урока.
· Древний Китай находился в Восточной Азии. Первые жители расселились на территории Великой Китайской равнины рядом с реками Хуанхэ и Янцзы.
· Территория Древнего Китая была разделена на несколько царств, но их жители имели общие традиции и культуру.
· Древним философом Конфуцием было создано учение, которое получило название конфуцианство.
· Китайская письменность была изобретена за полторы тысячи лет до нашей эры и продолжает существовать до сих пор.
· В Китае было четыре главных священных существа – дракон, тигр, феникс и черепаха.
· Верховным божеством было Небо. Именно поэтому Китай называли Поднебесной страной.
Конспект урока истории «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Чему учил китайский мудрец Конфуций
— деятельностная цель: развивать умения работать с картой, в парах;
— содержательная цель: знакомство с уникальной культурой Китая;
— воспитательная цель: толерантность и умение воспринимать традиции чужой культуры.
I этап. Организационный момент. Настроить на продуктивную работу. Загадка про улыбку.
Есть у радости подруга
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится!
Если ты ее подаришь,
То счастливей каплю станешь!
Игра «Ассоциации»: просмотреть презентацию о стране, о которой мы сегодня будем говорить и подобрать слова, ассоциирующиеся с музыкой и картинками. (удивительный, таинственный, чарующий,) Догадались ли вы, что это за страна? (Китай) По каким признакам вы догадались?
Ребята, о какой стране, не менее удивительной, мы говорили на предыдущих уроках?
Повторение – мать учения (вставить пропущенные слова)
1.В III веке до нашей эры индийские царства объединил под своей властью царь Ашока
2.Индия располагается в Южной Азии.
6. Каста – это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.
Принадлежность к касте передавалась по наследству.
7. Перечислите существовавшие в Индии касты:
8. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо
Одновременно: работа с лентой времени (1 человек):
Отметить на ленте времени:
Могли ли фараоны Хеопс и Тутмос знать друг друга?
Работа с картой – определить местоположение Индии, ее географические и климатические особенности
Работа по теме урока.
Китай – географическое положение.
Работа с картой, атласом
Рабочий лист. Задание – вставить пропущенные слова.
Китай располагается в_Восточной Азии. В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Китайской равнине между реками Хуанхе и Янцзы.
Китай еще называют Поднебесная. Почему? Найдите ответ на стр 107.
Большое влияние на культуру Китая оказал Конфуций – китайский мудрец.
Сообщение родителей и учащихся о Конфуции.
Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода.
Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.
«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».
В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».
Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».
Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа».
Как вы считаете, актуальны ли высказывания Конфуция в наши дни?
« Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам»
Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
(слишком много, сократить текст)
Правильное утверждение – хлопок
Геродот – древнегреческий историк (да) хлопок
Хаммурапи – вавилонский царь (да)
Амон-ра – бог тьмы в Египте (нет, бог Солнца)
Урок по истории 5 класс на тему «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел: Древняя Индия и Китай.
Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Тип урока: комбинированный
Цель урока : познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, так же взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы.
образовательные: обеспечение восприятия, понимания, усвоения учащимися знаний о природно-географических особенностей Китая, роли в истории Китая выдающейся личности Конфуция, о системе ценностей (учения) Конфуция.
воспитательные: выработка у учащихся морально – нравственных качеств, сформированных в учении Конфуция;
практические: выработка у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных основ личности). Показывать на исторической карте территорию расселение народа, границы государств, использовать исторический текст при ответе на вопросы, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.
Форма организации деятельности:
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания
3. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
4. Изучение новой темы:
письменность Древнего Китая
основы воспитания китайского общества
5. Подведение итогов
6.Объяснение домашнего задания
III Оборудование урока:
1). Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Гозер, И. С. Свеницкая;
«История Древнего мира», М. Просвещение, 2008 г.
2). Раздаточный материал.( карточка для актуализации знаний по прошедшему материалу)
3). Компьютерная презентация
4) исторические источники
Освоение программного материала по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций» учащимися класса.
Приобщение к достижениям древнекитайской цивилизации.
( до урока обучающиеся делятся на группы и расходятся по своим рабочим местам)
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Нас впереди открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!
2. Проверка домашней работы.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с древними государствами Древнего мира и впереди нас ждет встреча с еще одной древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним все, что мы узнали с вами об Индии. Для этого я раздам каждой группе карточки, прочитайте их внимательно и попытайтесь ответить на предложенные вопросы (выполнение задания 2 минуты).
1. Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
2. Сколько каст было в индийском обществе.
« …им запрещалось жить в деревне. Они питались отбросами, жили в жалких лачугах. Они выходили в деревню убирать мусор или сделать другую черную работу…» ………
5. Кто такие кшатрии? …….
Ключ для взаимопроверки: Гималаи, 4, неприкасаемые, нет, правители и воины.
Учитель. Молодцы. А теперь ребята у меня такой к вам вопрос: играли ли вы когда-нибудь в компьютерные игры? ( Дети отвечают). Замечательно. Сегодня я предлагаю вам провести наш урок в виде компьютерной игры. В основе каждой компьютерной игры лежит та или иная история. И в основу нашей игры мы с вами тоже положим историю одной удивительной страны.
Для того чтобы узнать, о какой стране идет речь, предлагаю вашему вниманию видеоролик.
Учитель. Итак, вы просмотрели ролик. Как вы думаете, о какой стране мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Китай).
Учитель : Ребята, я предлагаю вам задуматься над вопросом: «Почему же все-таки Китай считают уникальной страной?» Для ответа на этот вопрос предлагаю вам сделать следующее задание: перед каждым из вас лежит информация, состоящая из различных фактов о Китае. Ваша задача будет внимательно прочитать и выписать те факты, которые по вашему мнению, могут доказывать уникальность Китая. На работу вам 3 мин.
1. Китай является самой густонаселенной страной в мире. По статистике каждый пятый человек в мире – китаец. Здесь проживает 1 миллиард 350 миллионов человек. Это практически в 4 раза больше, чем жителей в Соединенных Штатах Америки.
2. Китайцы являются первооткрывателями печати, компаса, пороха и бумаги.
3. Примерно 35 % территории страны занимают горы, пустыни, равнины около 19%, высокогорные плоскогорья занимают 27%, низкие равнины составляют 13% и горно-холмистая местность – 8 % от общей площади.
4. Китай граничит с такими государствами как Россия и Монголия на севере, на юге – это Мьянма, Вьетнам, Индия , Непал, Бутан и Лаос, на западе – Афганистан, Пакистан и Таджикистан.
1. Главной достопримечательностью Китая является Великая Китайская стена . Длина конструкции достигает 8851,8 км и проходит она через весь северный Китай.
2. Самым важным праздников в Китае является Китайский Новый Год, или как он еще называется, Лунный Новый Год. В этот день считается, что каждый человек становится на год старше, тем самым Новый год в Китае это и День рождения у всех его жителей.
3. В сравнении с Европейскими странами в Китае траурный цвет белый, а не черный.
4. Китай часто называют «Цветочным царством», т.к. именно там было выведено множество сортов цветов и фруктов, которые сейчас выращивают во всем мире.
5. Самым популярным хобби у жителей Китая является сбор марок.
Учитель. Итак, я вижу, что закончили. Сейчас я предлагаю вам провести одну из сингапурских структур, которая называется « ТАЙМД ПЭА ШЭА ». Вы поделитесь своим мнение со своим соседом по парте, и он взамен поделиться своим мнение. У каждого из вас будет по полминуты.
Учитель: Завершаем наше упражнение. Я надеюсь, теперь для каждого из вас Китай стал уникальным по-своему. А теперь ребята, как и в каждой игре, мы с вами должны определить нашего главного героя. В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание одну из них. Он является одним из великих мудрецов древности, был своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Сейчас ребят внимательно посмотрите на экран. Здесь приведены, различны факты из жизни нашего главного героя, а вы попробуете угадать, о ком идет речь.
К итайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге «Лунь-
юй» («Беседы и суждения»).
О н принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия
которого восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до
Н а протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято
Ф актически его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему
продолжают следовать в его отечестве.
У становлено, что он начал свою деятельность учителя на двадцать втором
Ц енностным ориентиром Учитель считал жизнь человека, при условии, что
жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости,
чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и
соблюдения обрядов и церемоний.
И стину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи
совершенного человека, или благородного мужа, который своим
поведением поддерживает порядок и равновесие в мире.
И зучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее – таким было главное
Учитель: вот мы познакомились с фактами из жизни нашего героя. Теперь давайте же постараемся определить, как же его звали?
(Дети отвечают: Конфуций)
Учитель: верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. Как вы думаете, почему его называли Учителем?
(Дети высказывают предположения.)
Да, вы правы. И сегодня нам с вами тоже посчастливится обрести частицу его мудрости. Теперь, когда мы с вами определили историю нашей игры, выбрали главного героя, который будет нас сопровождать и помогать в постижении мудрости, давайте теперь с вами назовем нашу игру. Итак, какое название вы можете предложить?
(Дети дают примерную тему урока)
Замечательные предложения. Название нашей игры будет: «Чему учил китайский мудрец Конфуции». Запишем число и тему урока в тетрадь.
Учитель: Как и в любой игре, в нашей игре тоже будут уровни для прохождения. Сегодня нам предстоит пройти 5 уровней. Давайте посмотрим на карту прохождения
Г План прохождения игры:
письменность Древнего Китая
основы воспитания китайского общества
закрепление знаний (финал)
Внимание, загрузка прошла и мы в игре!
II. Изложение нового материала.
Итак, мы начинаем нашу игру. Но для того, чтобы встретиться с нашим главным героем, нам необходимо определить, где он проживает. Для этого мы с вами перенесемся в прошлое и найдем местоположение Древнего Китая, где проживал Конфуций.
1.Изучение нового материала:
Учитель: (слайд 6) И вот перед нами первый уровень. Нам необходимо определить – где же жил Конфуций? Для определения какого-нибудь адреса мы с вами ищем его в справочнике. А для определения «адреса» Древнего Китая предлагаю воспользоваться картой. Карта находится в учебнике на стр.106. Сейчас вы самостоятельно определите «адрес» Древнего Китая, при помощи карты и ответите письменно на вопросы.
Где находится Китай? (В Восточной Азии).
Какие крупные реки протекают на территории Китая? (Янцзы и Хуанхэ)
На какой равнине селились китайцы? (Великая Китайская Равнина).
Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами).
Учитель: Действительно, вот мы с вами и определили, где располагалась территория Древнего Китая.
Итог. Мы определил «адрес» Древнего Китая. Выяснили, что Китай находится в Восточной Азии, на его территории протекают две большие реки- Янцзы и Хуанхэ. Рельеф в Китае различен: здесь есть горы и пустыни, степи и тропические леса. Я думаю, мы выполнили все условия первого уровня и переходим ко второму!
Учитель: Давайте вспомним о труде историков и сделаем физзарядку.
Знают взрослые и дети,
Знает каждый на планете.
Нас, историков, все знают.
Труд наш очень уважают.
Ищем тайны до заката –
Учитель: Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Ребята, давайте заглянем в одно из государств и поближе познакомимся с его жителями. Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей?
(Дети отвечают: земледелие, ремёсла, торговля)
Учитель: верно, ребята. А еще огромное внимание китайцы уделяли образованию. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания. Одним из таких философов был Конфуций. О его учении один известный немецкий поэт Фридрих Шиллер сложил замечательное стихотворение:
Трёхмерно пространство, в котором живём.
Без устали всё изменяется в нём.
Всё в новые дали стремится ДЛИНА,
Льёт вширь бесконечно себя ШИРИНА,
Уходит в глубины без дна ГЛУБИНА.
Пример их обязан тобой повториться:
Без устали должен вперёд ты стремиться.
Стоять на своём, будь всё время готов,
А хочешь узреть окончанье трудов –
Тогда должен вширь развернуться суметь,
На мир под различным углом посмотреть,
Безмерных глубин в погруженье достичь –
Тогда только суть ты сумеешь постичь.
Лишь настойчивость ведёт к цели.
Лишь содержание ведёт к пониманию,
На дне которого живёт истина!
Учитель: Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения?
(Дети высказывают предположения.)
Учитель: Молодцы. В основе своего учения Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.
Учитель: Теперь я предлагаю вам сделать небольшое упражнение.
Задание. Помогать старшим, заботиться о младших, обманывать, выполнять обещания, поддерживать в трудную минуту, взять тебе не принадлежащее, говорить дурное за спиной, поступать по совести.
Итог: спасибо, ребята. Присаживайтесь. Итак, теперь мы с вами познакомились с нашим главным героем Конфуцием и определили основную суть его учения. Ребята, давайте вспомним, на какие два типа делил людей Конфуций?
(Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)
Верно. А какими качествами должен обладать «благородный муж»?
(Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим)
Верно. Итак, думаю, мы с честью выполнили задания второго уровня и переходим на третий!
Учитель: И третий уровень нас встречает следующим вопросом: ребята, какие предметы нам помогают в усваивании новых знаний? Посмотрите на ваши парты.
(Дети отвечают: тетради, ручки, книги).
Учитель: верно. Вот и наш с вами главный герой- Конфуций, передавал знания своим ученикам при помощи книг. Но книги эти были очень необычными и сильно отличаются, например, от наших книг.
Итак, ребята сейчас вы самостоятельно прочитаете пункт 3 на стр. 107 и выпишите, при помощи каких книг Конфуций передавал свои знания.
Учитель: ну что ж, я думаю вы завершили задание. Итак, на каких же книгах писали в Древнем Китае?
(Дети отвечают: сделанных из бамбука)
Как же происходил сам процесс создания книги?
Учитель: молодцы, ребята. Действительно, вот так выглядела книга Древнего Китая. А теперь давайте с вами вспомним о самой письменности. Чем писали в Древнем Китае? Сколько было иероглифов?
(Дети отвечают: иероглифами, больше тысячи.)
Учитель: я думаю, вы завершили работу, и теперь мы можем услышать, как бы к вам обращались в Китае.
(Дети зачитывают свои имена).
Итог: Вот ребята мы с вами и узнали, какую важную роль играли книги в жизни китайского общества и в учении Конфуция. Из чего же делали книги?
(Дети отвечают: из бамбука).
Верно. Думаю, самое время переходить на 4 уровень!
Учтивый китаец перед входом в дом всегда снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам считалось неприличным.
Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Приглашенный к столу гость обязан попробовать все блюда, которые подаются к обеду. Иначе его манеры могут посчитать грубыми.
Сейчас я вам предлагаю разыграть сценку о манерах поведения китайцев. Пожалуйста, выйдите три человека к доске.
Гость. – Есть кто дома? Проходил мимо, решил зайти. (проходит в дом без приглашения и не снимает обувь)
Хозяин.- Здравствуйте. Семья вся дома. Проходите, присаживайтесь к столу. Скоро будем подавать обед.
Гость. – Нет, я буду лишь чай. А то недавно итак сильно отравился.
Хозяин.- Моя жена прекрасно готовит. Но лишь для тех, кто уважает ее старания. А вам с вашими манерами, есть страх всю жизнь только пить чай.
Учитель: спасибо, ребята присаживайтесь. Итак, ребята, как вы думаете, какие правила нарушитель гость?
(Дети отвечают: не поздоровался, прошел в обуви, грубил и т.д.)
Итог: Так образом, мы с вами выяснили, каким должен быть воспитанный китаец, как он должен вести себя в обществе.
IV. Закрепление. Ну что же мы прошли 4 уровень и наша игра подходит к концу, мы вышли с вами на заключительный пятый уровень и здесь мне нужна будет ваша помощь. Тут мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, правда, некоторые слова написаны неразборчивым подчерком. Помогите мне восстановить это письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию (выполнение задания 2 мин.)
1.Китай расположен в Восточной …………..
2. На территории Китая протекает две реки: …… и……..
3. Учителем Жизни в Китае называли……….
4. Книги в Древнем Китае делали из ствола………..
5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества называли……
6. Сколько было необходимо, для того чтобы выучить все китайские иероглифы.
Ключ: Азия, Хуанхэ и Янцзы, Конфуций, бамбук, благородный муж, 20.
Подведение итогов урока.
Ребята, а вы, помните, что в самом начале урока мы говорили с вами об уникальности Китая? Давайте вспомним, почему же его считают уникальным?