Чему учат учителя журдена почему эти уроки вызывают смех

Конспект урока «»Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»»

Разделы: Литература

“…Как гений он знает всё…Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”

К.С. Станиславский о Мольере.

Ход урока

I. Организационный момент:

Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.

II. Проверка домашнего задания.

1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:

– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?

– С какими общественными явлениями он связан?

– Что вы знаете о правиле трёх единств?

2. Словарная работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия, мещанин, дворянин).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля – “солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.

Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.

В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.

Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.

Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.

Мольер чутким взором художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.

Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя. Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6 /.

2. Беседа по комедии с инсценированием отдельных сцен.

– Действительно ли у Журдена есть желание познавать науки?

– Чему учат его учителя и почему эти уроки вызывают смех?

Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти все науки и выучиться всем манерам. Но невежество сочетается у Журдена с другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос смотрим действие 3,явл. 2/

– А как вы думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?

– Какие черты характера вы можете отметить в этом персонаже?

Обратите внимание на удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.

А теперь перелистываем дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое поколение.

/Действие 3, явление 12 /

– Какие черты характера свойственны Клеонту?

– Какие черты характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?

Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими предстают они перед нами./ Действие 3, явление 18 /

– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и маркиза Доримена?

Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: «Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая».

Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и доверчивый человек, который стал жертвой собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу «дворянин» помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта./Действие 4, явление 5/

– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?

– Какие черты характера присущи Николь и Ковьелю?

IV. Итоги урока. Выводы.

Именно эти черты характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль. Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился гений Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.

При всём при этом Мольер не отошёл в своём произведении и от правил классицизма.

– Какие черты классицизма нашли отражение в этой комедии?

– А не являются ли сюжетные линии Доримена – Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не нарушают ли они единства действия?

/ Роль единства действия выполняет единство » игры «. В этой комедии мы видим постоянную игру персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель – посланца сына турецкого султана и т.д. Постепенно все включаются в эту игру, даже госпожа Журден. Вот эта игра, переодевание и исполняют роль единства действия. /

А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера » Мещанин во дворянстве «? Посмотрите на составленную нами таблицу.

– Является ли Журден только отрицательным персонажем?

– Только ли людям ХVII века были присущи подобные черты характера?

Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том, что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300 прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не утратили своей актуальности и для людей последующих веков.

V. Домашнее задание:

Сочинение – рассуждение “Журден, я тебя узнал!”

Ответить на вопрос:

– Какие пороки людей XXI века я увидел в образах комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.

Источник

Сюжетная линия “Господин Журден и его учителя”

Чаще за все во время изучения комедии на эту сюжетную линию не обращают соответствующего внимания. Тем не менее, как оказывается, именно она становится очень важной для создания всесторонней характеристики главного героя, а также для характеристики времени действия комедии, для осмысления эстетичной своеобразности классицизма и т. п.. Не следует также забывать, что – в композиционном плане. Поэтому именно их характеристика “хозяина жизни” подготавливает восприятие этого персонажа читателями и зрителями.

Мольер дает нам блестящий

Господин Журден начинает чрезвычайно бушующее “обучение”. Учителя музыки, танцев, фехтование, философии – вот которые специалисты имеют “учить” его. На первый взгляд, может даже сложиться впечатление, что такой “универсальный”

В начале комедии мы узнаем что самые учителя хорошо сознают на самом деле они не смогут научить господину Журдена ничему. И не поэтому не смогут, что они есть профессионально несостоятельными, не потому, что они являются сознательными шарлатанами. Наоборот, каждый из них по-своему – кто больше, кто меньше – в восторге от своей деятельности. Каждый с учителей по-своему заботится о результатах обучения, честно стремится научить чему-то господина Журдена, вместе с тем хорошо понимая, что этот “ученый” некогда не будет учить.

Этого не произойдет некогда. Поэтому самому Журдену нужно не знание, не красивые манеры поведения, не умение элегантно двигаться (танцы и фехтование), не возможность правильно высказывать свои мысли (философия). Зажиточному ученику нужно совсем другое: он старается, чтобы то, что именно он провозглашает красивым, умным, благородным, было признано учителями как такое, что есть красивым, умным, благородным!

Когда господин Журден говорит учителю философии, которая “никакая мораль меня не сдержит”, речь идет не о какой-либо частном случае, а об отношении этого богатея к жизни вообще. Господин Журден давно привык к тому, что большие деньги разрешают ему не обращать внимание на желание других людей, которые не имеют ни денег, ни благородного происхождения, поэтому во время “обучение” он ведет себя не как ученик, а как такой себе “покупатель”, что имеет возможность приобрести все, поэтому и капризничает.

Вместе с тем мужчина хорошо признает собственную необразованность, так как целиком откровенно жалуется учителю философии: “Такая злость меня берет, вспомню, что отец с матерью не учили меня разных наук из детства”. Позднее он также довольно откровенно скажет жене: “Я б с радостью разрешил отхлестать себя тут при всех хотя и сейчас, лишь бы только знать все то, чего учат в школе!” Но воспринимает он эту необразованность в первую очередь как такой недостаток, который мешает ему свободно чувствовать в мире шляхтичей, достичь желательного. Поэтому он отвечает жене: “Я хочу ума набраться, чтобы не пасть задних в приличном обществе”.

Итак, господин Журден не ценит сами знания, культуру, он лишь старается без толку скопировать внешние вещи, которые, по его мнению, может помочь ему превратиться на настоящего шляхтича.

Вместе с тем, несмотря на будто бы признание важности образования, его отношение к знаниям очень, так сказать, практическое. Он искренне испытывает удивление обычным для каждого просвещенного человека вещам, одновременно здравый смысл помогает Журдену избегнуть в отношениях с учителями окончательного преобразования на “ходячую забавность”.

Кое-кто с учителей высказывает ему лесть, которая лишала его здравого смысла, предопределяют выполнять требования, которые превращают его в посмешище. Но в то самое время самые учителя должны отказаться от красивого вкуса, от профессионального выполнения своих обязанностей, когда господин Журден настаивает на том, чтобы всегда и все было лишь так, как он того хочет. Аргумент, которым его будто бы можно убедить сделать всегда простой, учителю нужно лишь дать положительный ответ на его вопрос: “А у вельможных господ такие штуки бывают?” Тогда господин Журден соглашается выполнять, но всегда настаивает на том, чтобы именно его точка зрения, его взгляд были “эстетично правильными”!

Когда один из учителей говорит: “Мы здесь для того, чтобы выполнять все ваши желания”, он не только дает возможность господину Журдену издеваться над искусством, а и сам отказывается от звания художника. Он предает свое назначение, так как настоящее искусство некогда не приделывается к вкусам “публики”, оно, наоборот, формирует эти вкусы, повышает культурный уровень общества. В сущности говоря, это самые художники своим безоговорочным поведением делают так, чтобы зажиточные невежды становились законодателями мод в мире искусства, когда вместо творцов становятся своеобразными прислужницами этих “хозяев жизни”.

Этот момент можно считать автобиографическим, ведь сам драматург хорошо знал, что такое с помощью искусства “обслуживать” интересы тех, кто, как говорят, “заказывает музыку”. Вот две – противоположные – точки зрения на искусство и художника, с которыми мы встречаемся в комедии: “…похвала опытных людей – высочайшее наслаждение”; “Понимание искусства у него (господина Журдена) в кошельке, а похвала его – червонцы”. “Художник и власть” (в том числе власть денег!) – вот какую проблему поднимает Мольер в изучаемой комедии, разные аспекты взаимоотношений художника и власти рассматриваются в процессе осмысления отношения господина Журдена к учителям и учителям к господину Журдена. Треба признать, что эта проблема принадлежит к “вечным” проблемам искусства и художников, поэтому эта сюжетная линия дает возможность выяснить не только характер главного героя, ее обработка выводит школьников на общечеловеческие ценности и проблемы.

Подытоживая рассмотрение этой сюжетной линии, укажем, что раскрытие отношения господина Журдена к учителям и учителям к “шляхтичу” должны происходить путем привлечения ключевых фрагментов текста комедии. В наиболее подготовленных классах целесообразно предложить ученику подготовить сообщение (исследовательский метод) из темы “Учителя и “хозяева” в комедии русского драматурга Дениса Фонвизина “Недоросль”.

Related posts:

Источник

Конспект урока 8 класс. Литература «Мещанин во Дворянстве».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока «»Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»»

Дать понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Показать общечеловеческое в комедии Мольера.

Поясные портреты персонажей.

На доске таблица, которую ученики должны заполнить по ходу урока, раскрывая характеры персонажей.

“… Как гений он знает всё…

Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”

К.С. Станиславский о Мольере.

I. Организационный момент:

Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.

II. Проверка домашнего задания.

1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:

– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?

– С какими общественными явлениями он связан?

– Что вы знаете о правиле трёх единств?

2. Словарная работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия, мещанин, дворянин).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля – “солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.

Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.

В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.

Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.

Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.

Мольер чутким взором художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.

Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя. Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6 /.

2. Беседа по комедии с инсценированием отдельных сцен.

– Действительно ли у Журдена есть желание познавать науки?

– Чему учат его учителя и почему эти уроки вызывают смех?

Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти все науки и выучиться всем манерам. Но невежество сочетается у Журдена с другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос смотрим действие 3,явл. 2/

– А как вы думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?

– Какие черты характера вы можете отметить в этом персонаже?

Обратите внимание на удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.

А теперь перелистываем дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое поколение.

/Действие 3, явление 12 /

– Какие черты характера свойственны Клеонту?

– Какие черты характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?

Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими предстают они перед нами./ Действие 3, явление 18 /

– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и маркиза Доримена?

Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: «Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая».

Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и доверчивый человек, который стал жертвой собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу «дворянин» помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта./Действие 4, явление 5/

– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?

– Какие черты характера присущи Николь и Ковьелю?

IV. Итоги урока. Выводы.

Именно эти черты характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль. Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился гений Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.

При всём при этом Мольер не отошёл в своём произведении и от правил классицизма.

– Какие черты классицизма нашли отражение в этой комедии?

– А не являются ли сюжетные линии Доримена – Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не нарушают ли они единства действия?

/ Роль единства действия выполняет единство » игры «. В этой комедии мы видим постоянную игру персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель – посланца сына турецкого султана и т.д. Постепенно все включаются в эту игру, даже госпожа Журден. Вот эта игра, переодевание и исполняют роль единства действия. /

А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера » Мещанин во дворянстве «? Посмотрите на составленную нами таблицу.

– Является ли Журден только отрицательным персонажем?

– Только ли людям ХVII века были присущи подобные черты характера?

Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том, что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300 прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не утратили своей актуальности и для людей последующих веков.

V. Домашнее задание:

Сочинение – рассуждение “Журден, я тебя узнал!”

Ответить на вопрос:

– Какие пороки людей XXI века я увидел в образах комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.

История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов/ под ред. З.И. Плавскина. – М., 1987.

Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М., 1992.

Муравьева Н.И., Тураев С.В. Западноевропейская литература. Пособие для средней школы.– М., 1956.

Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. Пособие для учителей. – М., 1976.

Источник

Конспект урока литературы в 8 классе на тему «Общечеловеческий смысл комедии Мольера»Мещанин во дворянстве»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»»

Дать понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Показать общечеловеческое в комедии Мольера.

“… Как гений он знает всё…Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”

К.С. Станиславский о Мольере.

I. Организационный момент.

Задание на знание содержания произведения. По иллюстрациям, приведенным на слайдах, узнать персонажа и записать его.

1 – господин Журден

1. Вступительное слово учителя:

Действие комедии происходит в Париже, в доме Журдена. Первое и значительная часть второго действия состоят из сцен «обучения» Журдена учителями музыки, танцев, фехтования и философии. В полных искристого остроумия диалогах вырисовываются характеры основных действующих лиц комедии, проясняется сама суть комического конфликта, даются блестящие зарисовки французской действительности и выявляются основные проблемы произведения. Как же создавалась эта комедия?

В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.

Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.

Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.

Дворянство (слайд 8,9) в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.

Наблюдая взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой власти, отрезвить их.

Главная сюжетная линия, на которой построена пьеса Мольера, отражает определенный исторический этап развития класса буржуазии во Франции. (Слайд 10).

Чувствуя себя равными дворянам по своим материальным возможностям, многие представители буржуазии стремились подражать дворянским манерам, внешнему стилю и образу их жизни. Однако в XVII в., во времена Мольера, наряду с преклонением перед «благородными», растет и самосознание французского буржуа, чувство классового достоинства, в силу которого люди мещанского звания сознательно не хотели ни уподобляться дворянам, ни вступать в родство с ними. Мольеровская комедия написана в поддержку таких людей и как осмеяние пренебрежения к своему происхождению, к традициям своего сословия; смысл комедии выражен в самом ее названии. К числу этих последних относится и главный герой «Мещанина во дворянстве » господин Журден. (Слайд 11).

Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя.

2. Беседа по комедии.

– Действительно ли у Журдена есть желание познавать науки?

– Чему учат его учителя и почему эти уроки вызывают смех?

Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти все науки и выучиться всем манерам. (Слайд 12). Но невежество сочетается у Журдена с другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос обратимся к действию 3, явл. 2. Стр. 259.

– А как вы думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?

– Какие черты характера вы можете отметить в этом персонаже?

Обратите внимание на удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.

А теперь перелистываем дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое поколение.

Действие 3, явление 12. Стр. 275.

– Какие черты характера свойственны Клеонту?

– Какие черты характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?

Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими предстают они перед нами.

Действие 3, явление 18,19.

Доримена. Не знаю, Дорант, по-моему, я все же поступила

опрометчиво, что позволила вам привезти меня в незнакомый дом.

Дорант. Где же, в таком случае, маркиза, моя любовь могла

бы вас приветствовать, коль скоро вы во избежание огласки не

желаете со мной встречаться ни у себя дома, ни у меня?

Доримена. Да, но вы не хотите сознаться, что я незаметно

для себя привыкаю к ежедневным и слишком сильным

доказательствам вашей любви ко мне. Сколько бы я ни

отказывалась, в конце концов я все же сдаюсь на ваши уговоры:

своею деликатною настойчивостью вы добиваетесь от меня того,

что я готова исполнить любое ваше желание. Началось с частых

посещений, за ними последовали признания, признания повлекли за

собой серенады и представления, а там уж пошли подарки. Я всему

этому противилась, но вы неисправимы, и всякий раз вам удается

сломить мое упорство. Теперь я уже ни за что не отвечаю: боюсь,

что вы все же склоните меня на брак, хотя я всячески этого

Дорант. Давно пора, маркиза, уверяю вас. Вы вдова, вы ни

от кого не зависите. Я тоже сам себе господин и люблю вас

больше жизни. Отчего бы вам сегодня же не составить мое

Доримена. Ах, боже мой, Дорант, для того чтобы совместная

жизнь была счастливой, от обеих сторон требуется слишком много!

Как часто благоразумнейшим супругам не удается создать союз,

который бы их удовлетворял!

Дорант. Помилуйте, маркиза, вы явно преувеличиваете

трудности, а ваш собственный опыт еще ничего не доказывает.

Доримена. Как бы там ни было, я возвращаюсь к тому же. Я

ввожу вас в расходы, и это меня беспокоит: во-первых, они

обязывают меня больше, чем я бы хотела, а во-вторых, простите

за откровенность, я уверена, что они не могут вас не

обременять, а мне это неприятно.

Дорант. Ах, маркиза, это сущие пустяки, и вас это не

Доримена. Я знаю, что говорю. Между прочим, брильянт,

который вы заставили меня принять,— такая дорогая вещь.

Дорант. Маркиза, умоляю, не переоценивайте вещицы, которую

моя любовь считает недостойною вас, и позвольте. Но вот и

Действие 3, явление 18.

Г-н Журден, Доримена, Дорант.

Г-н Журден (сделав два поклона, оказывается на слишком

Г-н Журден. Если можно, на один шаг.

Доримена. Что такое?

Г-н Журде н. Отступите немного, а то я не могу сделать

Дорант. Господин Журден любит изысканное обхождение.

Г-н Журден. Сударыня, это величайшая для меня радость, что

я оказался таким баловнем судьбы и таким, можно сказать,

счастливцем, что имею такое счастье и вы были так добры, что

сделали мне милость и пожелали почтить меня почетом

благосклонного своего присутствия, и если б только я был

достоин удостоиться таких достоинств, каковы ваши. и небо.

завидующее моему блаженству. предоставило мне. преимущество

Дорант. Довольно, господин Журден! Маркиза не любит

длинных комплиментов. Она и так уже наслышана о необычайной

славного мещанина манеры довольно забавные.

Дорант. Позвольте вам представить, маркиза, лучшего моего

Г-н Журден. Это для меня слишком много чести.

Доримена. Я испытываю к нему глубокое уважение.

Г-н Журден. Я еще ничего не сделал, сударыня, чтобы

заслужить такую милость.

брильянте, который вы ей подарили.

было бы с вашей стороны неучтиво. Если желаете походит на

вполне светского человека, то, наоборот, сделайте вид, будто

это не вы ей подарили. (Громко Доримене.) Господин Журден

говорит, что он вам несказанно рад.

Доримена. Я очень тронута.

замолвили за меня словечко перед маркизой!

Дорант. Он говорит, маркиза, что вы первая в мире

Доримена. Мне это очень лестно.

Г-н Журден. Это мне, сударыня, лестно, что вы.

Дорант. А не пора ли обедать?

– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и маркиза Доримена?

Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: «Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая». (Слайд 13).

Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и доверчивый, щедрый человек, который стал жертвой собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу «дворянин» помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта.

Действие 4, явление 5. Стр. 279.

– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?

– Какие черты характера присущи Николь и Ковьелю?

IV. Итоги урока. Выводы.

Именно эти черты характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль. Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился гений Мольера. Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.

А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера » Мещанин во дворянстве «? Посмотрите на составленную нами таблицу.

– Является ли Журден только отрицательным персонажем?

– Только ли людям ХVII века были присущи подобные черты характера?

Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том, что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300 прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не утратили своей актуальности и для людей последующих веков.

V. Домашнее задание: доделать таблицу.

Журден – главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза Доримена – вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Молодая девушка, дочь господина и госпожи Журбен. Представляет собой новое поколение. Мюсиль хорошо воспитанная, умная и находчивая девушка. Решительная и искренняя. Мюсиль влюблена в Клеонта, и не представляет жизни без него. Решительно отказывается выходить замуж за другого, не догадываясь, что это переодетый Клеонт.

Молодой, благородный человек, влюблен в Мюсиль, но не имеет дворянского происхождения, и Журден против того, чтобы он стал его зятем. Слуга придумал переодеть его знатным турком, и так получить согласие Журдена. Журден собственноручно соединил руки влюбленных, и благословил.

Второстепенные персонажи

Жуликоватые учителя, прославляющие всяк свое искусство, основная же цель – выкачать из своего ученика побольше денег.

Николь

Служанка Журденов, насмешница и соратница госпожи Журден, активно помогает в перевоплощении Клеонта, влюблена в его слугу.

Ковьель

Служит у Клеонта. Чтобы его хозяин женился на Мюсиль, задумывает трюк с переодеванием, у него много друзей – актеров, и это не составляет ему труда. Задуманный розыгрыш прошел удачно, Журден самолично отдал свою дочь в жены Клеонту, поверив рассказу Ковьеля, что тот является турецким поданным, сыном султана.

Действие 3, явление 18.

Доримена. Не знаю, Дорант, по-моему, я все же поступила

опрометчиво, что позволила вам привезти меня в незнакомый дом.

Дорант. Где же, в таком случае, маркиза, моя любовь могла

бы вас приветствовать, коль скоро вы во избежание огласки не

желаете со мной встречаться ни у себя дома, ни у меня?

Доримена. Да, но вы не хотите сознаться, что я незаметно

для себя привыкаю к ежедневным и слишком сильным

доказательствам вашей любви ко мне. Сколько бы я ни

отказывалась, в конце концов я все же сдаюсь на ваши уговоры:

своею деликатною настойчивостью вы добиваетесь от меня того,

что я готова исполнить любое ваше желание. Началось с частых

посещений, за ними последовали признания, признания повлекли за

собой серенады и представления, а там уж пошли подарки. Я всему

этому противилась, но вы неисправимы, и всякий раз вам удается

сломить мое упорство. Теперь я уже ни за что не отвечаю: боюсь,

что вы все же склоните меня на брак, хотя я всячески этого

Дорант. Давно пора, маркиза, уверяю вас. Вы вдова, вы ни

от кого не зависите. Я тоже сам себе господин и люблю вас

больше жизни. Отчего бы вам сегодня же не составить мое

Доримена. Ах, боже мой, Дорант, для того чтобы совместная

жизнь была счастливой, от обеих сторон требуется слишком много!

Как часто благоразумнейшим супругам не удается создать союз,

который бы их удовлетворял!

Дорант. Помилуйте, маркиза, вы явно преувеличиваете

трудности, а ваш собственный опыт еще ничего не доказывает.

Доримена. Как бы там ни было, я возвращаюсь к тому же. Я

ввожу вас в расходы, и это меня беспокоит: во-первых, они

обязывают меня больше, чем я бы хотела, а во-вторых, простите

за откровенность, я уверена, что они не могут вас не

обременять, а мне это неприятно.

Дорант. Ах, маркиза, это сущие пустяки, и вас это не

Доримена. Я знаю, что говорю. Между прочим, брильянт,

который вы заставили меня принять,— такая дорогая вещь.

Дорант. Маркиза, умоляю, не переоценивайте вещицы, которую

моя любовь считает недостойною вас, и позвольте. Но вот и

Действие 3, явление 18.

Г-н Журден, Доримена, Дорант.

Г-н Журден (сделав два поклона, оказывается на слишком

Г-н Журден. Если можно, на один шаг.

Доримена. Что такое?

Г-н Журде н. Отступите немного, а то я не могу сделать

Дорант. Господин Журден любит изысканное обхождение.

Г-н Журден. Сударыня, это величайшая для меня радость, что

я оказался таким баловнем судьбы и таким, можно сказать,

счастливцем, что имею такое счастье и вы были так добры, что

сделали мне милость и пожелали почтить меня почетом

благосклонного своего присутствия, и если б только я был

достоин удостоиться таких достоинств, каковы ваши. и небо.

завидующее моему блаженству. предоставило мне. преимущество

Дорант. Довольно, господин Журден! Маркиза не любит

длинных комплиментов. Она и так уже наслышана о необычайной

славного мещанина манеры довольно забавные.

Дорант. Позвольте вам представить, маркиза, лучшего моего

Г-н Журден. Это для меня слишком много чести.

Доримена. Я испытываю к нему глубокое уважение.

Г-н Журден. Я еще ничего не сделал, сударыня, чтобы

заслужить такую милость.

брильянте, который вы ей подарили.

было бы с вашей стороны неучтиво. Если желаете походит на

вполне светского человека, то, наоборот, сделайте вид, будто

это не вы ей подарили. (Громко Доримене.) Господин Журден

говорит, что он вам несказанно рад.

Доримена. Я очень тронута.

замолвили за меня словечко перед маркизой!

Дорант. Он говорит, маркиза, что вы первая в мире

Доримена. Мне это очень лестно.

Г-н Журден. Это мне, сударыня, лестно, что вы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *