Чему учат учителей математики
О профессии учителя математики. 5 советов начинающим специалистам
Математика – один из основных предметов школьной программы. Не случайно по количеству часов, которые выделяются для ее изучения, до 7 класса она уступает только русскому языку, а после выходит на уверенное первое место. Но полюбить математику детям куда сложнее, чем некоторые другие дисциплины. В ней нет эффектных опытов, как в химии, отсылок к эмоциям, как в литературе, места для увлекательных дискуссий, как в истории. Как же учителю, особенно начинающему, заинтересовать детей математикой? Поговорим об этом и дадим новичкам советы от опытных педагогов.
Что должен знать учитель математики для работы в системе школьного образования?
Как и все учителя-предметники, специалисту нужно знать психологию, педагогику, возрастную физиологию, анатомию и гигиену, методики воспитательной работы, способы обучения, нормативно-правовую базу по вопросам воспитания и обучения детей, требования пожарной безопасности и охраны труда, правила личной гигиены, правила оказания первой помощи. Важно разбираться в законах и других нормативно-правовых актах, которые регулируют образовательную деятельность в России, в том числе понимать требования ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Чтобы работать учителем математики, необходимо хорошо знать профильный предмет, основы информатики, черчения, решать математические задачи разной сложности. Следует освоить методику преподавания дисциплины в школе, изучить программу и учебники математики, алгебры, геометрии, ознакомиться с требованиями к оборудованию и оснащению кабинета математики. Современный учитель должен уметь применять в работе текстовые редакторы, презентации, электронные таблицы, интернет-ресурсы, пользоваться мультимедийным оборудованием.
Как стать учителем математики? Можно ли работать в школе без педагогического образования?
Согласно профстандарту, для работы учителем математики нужно иметь высшее или среднее профессиональное образование в области профильного предмета или педагогики и пройти профпереподготовку с присвоением нужной квалификации. Это можно сделать дистанционно* по программам АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» из этого раздела.
При выборе программы обучения отталкивайтесь от полученного ранее образования:
Квалификация: Учитель математики
Также можно пройти программы с присвоением сразу двух квалификаций (например, учителя математики и физики или математики и информатики), чтобы расширить карьерные перспективы. Это особенно актуально для малокомплектных школ, где не хватает преподавателей и сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.
Где работают и сколько получают учителя математики?
В основном учителя математики работают в государственных школах. Также они могут устроиться в частные образовательные учреждения, в центры дополнительного образования. Если пройти переподготовку по педагогике профессионального образования, можно вести математику в колледжах, техникумах, вузах.
В Москве средняя зарплата учителей математики составляет 70-110 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге они получают 40-70 тыс. рублей, в Казани и других городах-миллионниках – 35-40 тыс. рублей. В среднем по России специалисты могут рассчитывать на зарплату около 25-35 тыс. рублей в месяц. Стандартный оклад можно увеличить, если взять дополнительную нагрузку (классное руководство, кружки, методическую работу) или пройти переподготовку и вести несколько предметов. Уровень зарплаты учителя также зависит от его квалификационной категории, стажа, от условий в конкретной организации (в лицеях, гимназиях, частных школах обычно платят больше) и других факторов.
Учитель может работать или подрабатывать репетитором, в том числе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Час занятий стоит в среднем от 500 до 2000 рублей. Цена зависит от квалификации, стажа специалиста, наличия рекомендаций. При этом не обязательно ездить к ученикам домой или приглашать их к себе. Сегодня все больше репетиторов дают уроки посредством видеосвязи.
Как сделать уроки интересными? 5 советов начинающим учителям математики.
Математика – сложный, но полезный и интересный предмет. И задача учителя – заинтересовать им детей. А для этого нужно не просто самому знать и любить математику, но и постоянно развиваться как педагогу.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Заявка на обучение или
консультацию
Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.
Каким должен быть современный учитель математики
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»
УЧИТЕЛЬ – одна из самых ответственных и сложных, а сейчас еще и самых востребованных государством и обществом профессий. УЧИТЕЛЬ- очень важный человек в жизни каждого из нас. Он помогает сделать самые первые, самые трудные шаги по « лестнице знаний»
УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка- вот это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ. Должен быть сам примером для подражания. Постоянно самосовершенствоваться. Должен быть человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Должен быть активным пользователем ИКТ.
МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ. Учитель – друг, а не официальное лицо. Строгий, но справедливый. С чувством юмора. Острый ум+ профессионализм +общая эрудиция. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Обязательное изучение новейших систем и методик преподавания и их внедрение. Создание психологического портрета на каждого ученика- совместно с родителями
Настоящий учитель учит словом, и всем своим поведением. Богданов Сергей
Уильям Уорд: « Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ 21ВЕКА: Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности. Содействовать мотивации и результативности каждого ученика. Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенность» всех учащихся в образовательный процесс. Работать с родителями, семьей местным сообществом по воспитанию математической культуры.
Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-685767
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Учителя математики — это элитный спецназ»: зачем молодой физик-ядерщик пошёл работать в школу
Поступить в педагогический вуз, чтобы стать хорошим учителем. Работает ли эта формула сегодня? Вячеслав Костерин, физик-ядерщик по образованию, преподаёт математику в школе в Санкт-Петербурге. Он рассказал, с какими проблемами сталкивается человек без профильного образования и кто такой идеальный учитель.
Первые месяцы в школе — стрессовый период, но он мне безумно нравился
Полгода назад я окончил институт. Я инженер — физик-ядерщик. Окунувшись в эту среду в Гатчине, пока писал диплом, я понял, что сойду с ума со скуки, умру, уснув на рабочем столе. Поэтому по специальности я не проработал ни дня. Встал вопрос: что делать? Как строить жизнь дальше? И я решил, что свяжу её с преподаванием. На тот момент я уже больше двух лет занимался репетиторством, работал в образовательном центре. С апреля этого года я устроился в частную школу, получив должность учителя математики.
Школа для меня — новый уровень. Если в образовательном центре я получил колоссальный опыт работы с детьми, учился применять различные формы работы, методики, лабиринты, книжки, изучал поле действий, то в школе совершенно другой уровень ответственности, чёткая программа.
В школе ты не закрываешь дыры, а даёшь новые знания, говоришь о том, чего ученик до этого никогда не слышал
Первые месяцы в школе — стрессовый период, но он мне безумно нравился и нравится даже сейчас, когда идут методические работы. Стрессовый, потому что это частная школа, у неё своя специфика, немного другой контингент детей. Моей задачей было научиться работать с каждым из них и дать всему классу необходимый материал для дальнейшего продвижения по школьной лестнице.
Я прошёл суровую уральскую школу математики — даже в институте после этого было очень легко. Знаний по ней у меня в итоге было гораздо больше, чем по физике. В любом месте, где бы я ни был, кафедра математики — это всегда чётко построенное общество. Мне не страшно быть в него включённым, потому что, какую бы задачу ни поставил я или мои коллеги, они всегда будут чёткими и выполненными в срок.
Я буду знать, что могу положиться на того или иного преподавателя, потому что мы математики. Это такой «элитный спецназ».
Под хип-хоп у нас вдруг стали лучше решаться алгебраические дроби
Начав работать в школе, я столкнулся с тем, что мне не хватает педагогического образования. Но для этого есть наставники, коллеги, которые во всём помогают. Подсказывают, как выстроить учебный процесс, работать с тем или иным ребёнком, какими учебниками пользоваться, с чем вообще и как надо работать. Думаю, всему этому я буду учиться ещё не один год. Но я понимаю, что в школе происходят большие и качественные шаги в моей самообразовательной карьере.
Наличие педагогического образования, практики работы с детьми важно для каждого учителя. Но само по себе высшее образование, то, что я прошёл институт, школу выживания, помогает даже в преподавании не в моей области. Каждый человек может научиться всему, для этого не обязательна узкая специализация. Надо просто сразу же, как приходишь на новое место, быть открытым любому опыту, учиться, впитывать, как губка. Поэтому я думаю, что всё получится.
Ещё одна проблема — это мотивация детей. Дети приходят разные, поэтому она может быть нулевая.
Нужно каждый раз опускаться до уровня потребности ученика и пытаться привязать математику к нему
Способов мотивировать ребёнка в 9-м, 10-м, 11-м классе гораздо больше, чем в 7-м. Они взрослые, у них впереди экзамены. С 5–7-ми классами сложнее. Всё сводится к игровой форме, где я достигаю результата через лабиринты, к смене формы работы.
У меня часто бывают поражения со слабо мотивированными детьми, но бывают и победы: «Давай посоревнуемся, кто правильно сделает, кто быстрей сделает… Давай посидим и позанимаемся на улице, послушаем птичек, ты расскажешь, что уже знаешь». Важно делать маленькие шаги к большому успеху.
10 знаменитостей, которые, оказывается, были учителями
Я делаю шаг к завлечению ребёнка, прокачиваю себя, а он делает маленький шаг к математике — так мы обмениваемся. С одним из сложных учеников у нас появилась фишка: на индивидуальных занятиях слушаем его любимые хип-хоп-композиции. Так учебный процесс становится уютней, под качевую музыку у нас вдруг стали лучше решаться алгебраические дроби, мы стали активнее узнавать формулы сокращённого умножения. Я не знаю, насколько это правильно с точки зрения педагогики, но это немножко работает, и мне кажется, что это одна из моих маленьких побед на пути к успеху.
Учителя, которые не любят работать с детьми, — катастрофа для школы
Я подмечал иногда недостатки некоторых своих учителей, кого-то идеализировал, с кем-то вступал в конфликт. Мама, учитель начальных классов, говорила: «Ты учишься в школе и ещё не знаешь, как правильно. Есть учитель — слушай, а когда вырастешь, будешь делать выводы». Сейчас я понимаю, что учителю нереально сложно не косячить. Работать с детьми — это всегда учиться, находить что-то новое, развиваться.
Единственное, что я могу подметить, — учителя, которые не любят работать с детьми. Когда такие учителя приходят, это катастрофа для школы. Они приходят, потому что им некуда податься, нет другого выхода, а не потому что любят то, что делают.
Они отучились, поняли, что это не их, но было поздно. Я думаю, что это ошибка ещё из советского прошлого, когда люди шли в нелюбимые профессии. Отдавали на это жизнь, ненавидели работу, а в итоге приходили к тому, что быстро выгорали. Но с этим тоже надо смириться, всё пройдёт. Сейчас в школу приходят молодые педагоги. Они искренне хотят что-то изменить, тоже ошибаются, что-то делают неправильно, как и я, но это уже развитие.
Могу прийти через неделю и сказать: «Дети, я ошибся»
Да, бывает, что я ошибаюсь на своих занятиях. Я быстро переключаюсь с класса на класс, мы работаем в активном темпе, мозг взбудоражен, и даже если я совершаю ошибку, то исправляю и иду дальше, никто не замечает.
Я, конечно, всегда признаюсь детям. Могу прийти через неделю, через две недели, через месяц и сказать: «Дети, я ошибся, мы это пересмотрим, потому что было неправильно». Я не боюсь потерять авторитет, потому что всегда говорю: «Я преподаватель, несу ответственность за каждую свою ошибку. Я, конечно, буду ругать вас за ваши ошибки, а вы можете ругать меня за мои. Но я, как и вы, буду ошибаться, потому что я не боюсь это делать».
9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться
Бывало, что я не мог решить какие-то задачи, которые не продумал заранее. Я приходил домой и решал их до победного конца, потому что я говорю всегда ребятам, что мне можно задавать любые вопросы. Я могу ответить не сразу, но буду готов к следующему занятию.
В таких ситуациях нет ничего страшного: наоборот, я учу детей, что ошибки лучше признавать сейчас, признаваться перед всеми, чем потом делать такую же ошибку на экзамене или где-то ещё. Ошибки — это клёво, я люблю ошибаться и принимаю их.
Пока я себя считаю преподавателем. Звание учителя ещё надо заслужить
Идеальный учитель, по моему мнению, — тот человек, который работает с энтузиазмом и любовью. Неважно, выгорел он или нет, полгода или год прошёл с первого занятия: если его труд небесполезный, он доведёт дело до конца. Он расскажет про дискриминант даже в час ночи, если это необходимо.
Идеальный учитель — тот, который, если может что-то изменить, это сделает. Это тот человек, который всегда развивается, ставит перед собой постоянно новые задачи. То, что он остался в школе, означает, что он пойдёт дальше по школьной лестнице до конца. Пусть это будет 112-й класс, 112-я нерешённая задача, 112-я ошибка — неважно, он идёт вперед, делает клёвые вещи, меняет с каждым ребёнком свою и чужую жизнь.
В рамках спецпроекта «Карта учителей» мы будем ежемесячно публиковать монологи учителей из разных уголков России, следите за обновлениями. А пока можете подписаться на рассылку «Привет, учитель!», письма для которой пишут сами учителя.
О профессии преподавателя математики о качествах необходимых для работы учителем математики.
О профессии преподавателя математики
о качествах необходимых для работы учителем математики.
Основная работа преподавателя с учащимися проводится на уроке, состоит в передаче ему некоторой суммы знаний в соответствии с программой данного учебного предмета. Процесс образования и процесс воспитания неразрывны и составляют часть общего развития, и, таким образом, преподаватель формирует личность ученика как человека, как гражданина и патриота своей Родины. В связи с этим я и подчёркиваю, что основной чертой профессии преподавателя является любовь к детям, благожелательное к ним отношение.
Обогащение учащихся новыми знаниями осуществляется на уроке, и этот процесс передачи знаний теснейшим образом связан с воспитанием. Необходимо иметь ввиду, что обучение есть процесс двусторонний: преподаватель передаёт знания ученику, а ученик должен понять эти знания и воспринять, овладеть ими под руководством и при помощи преподавателя. Очевидно, что учащиеся должны иметь желание овладеть знаниями, приложить труд для их усвоения. Кто же должен предрасполагать учащихся к усвоению сообщаемой информации, вызывать интерес и стремление правильно и наиболее полно осознавать передаваемые преподавателем знания? Это расположение не возникает само по себе, оно должно быть активным, его должен вызывать преподаватель! Это возможно только при существовании контакта между преподавателем и учеником. Сама личность преподавателя должна привлекать к себе учащихся своей общей культурой, общечеловеческим обаянием, учащиеся должны чувствовать доверие к преподавателю, как к более знающему, более опытному руководителю, преподаватель должен пользоваться авторитетом учащихся. Всё это возможно по отношению к преподавателю в том случае, когда учащиеся чувствуют к себе со стороны преподавателя любовь и благожелательность, внимание и расположение, заботу и желание обеспечить успешность усвоения передаваемых знаний, когда между преподавателем и учеником имеет место
контакт и полное взаимопонимание.
Как завоевать преподавателю авторитет у учащихся? Одним из необходимых для этого условий является хорошее знание преподавателем математики, выходящее за рамки излагаемого ученикам материала. Наряду с этим требуется знание смежных с математикой учебных предметов: физики, химии, черчения, прикладных вопросов математики, в частности применения математики к решению задач прикладного характера.
ля преподавателя весьма важным является изучение и анализ различной методической литературы. Из научных статей преподаватель почерпнёт полезные рекомендации, познакомится с опытом работы учителя по методике изложения отдельных вопросов программы. Так же публикуются задачи для учащихся, обращая особое внимание на задачи прикладного характера; можно рекомендовать группировать их по темам программы и использовать для работы с учащимися по профессиям.
Полезным для преподавателя мы считаем рекомендации Д. Пойа:
1) интересоваться своим предметом;
2) знать свой предмет;
3) знать, каким путём можно изучить то, что необходимо; лучший способ – это открыть самому;
4) уметь читать по лицам учащихся, что они от вас ждут, понять их трудности; умейте ставить себя на их место;
5) не ограничивайтесь голой информацией; стремитесь развивать у учеников нужный склад ума и привычку к систематической работе;
6) старайтесь научить их догадываться;
7) старайтесь научить их доказывать;
8) выискивайте при решении вопроса или задачи то, что может пригодиться и в дальнейшем, т. е. за конкретной задачей вскрывайте общий метод;
9) не выдавайте своего секрета сразу; предоставьте ученикам самим найти как можно больше, пусть ученики догадаются сами открыть секрет решения задачи, прежде чем вы его раскроете;
10) пользуйтесь наводящими указаниями, но не навязывайте своего мнения насильно.
В целях повышения заинтересованности учащихся к изучению математики преподавателю следует знать основные этапы истории развития математики, с тем чтобы при изучении того или иного вопроса программы можно было сообщить учащимся некоторые необходимые сведения. Такие экскурсы в историю развития математики повышают общее развитие и культуру учащихс
Замечания о личной библиотеке учителя математики. В своей библиотеке преподавателю, разумеется, кроме учебников, необходимо иметь литературу:
1) по основным разделам математики (алгебра, анализ, геометрия, теория вероятностей, вычислительная математика, кибернетика и др.);
2) по физике и астрономии (в том числе и вузовские);
3) по истории математики;
4) по методике преподавания математики и отдельные работы по педагогике и психологии для классного руководителя;
5) научно – популярную литературу и различные сборники задач для внеклассной работы с учащимися.
Для отбора книг в свою библиотеку имейте ввиду следующие соображения: следует отбирать книги тех авторов, которые являются ведущими учеными – специалистами, внёсшими существенный вклад в соответствующий раздел математики, методики преподавания математики.
Такого рода литературу можно определить для себя, исходя из тематических планов; списки литературы публикуются также в методических журналах.
Задачи современного учителя математики
Задачи учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО, Концепции развития математического образования в РФ и профессионального стандарта педагога.
В «Концепции развития математического образования в РФ» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить её достоинства и преодолеть серьёзные недостатки.
В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, например:
— выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
— нарушена преемственность между уровнями образования;
— потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;
— фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях ГИА, ЕГЭ для разных групп учащихся.
Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.
Цель концепции развития математического образования: вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.
Задачи развития математического образования:
— модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);
— обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося (формирование установки «нет неспособных к математике детей»);
— обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
— повышение качества работы преподавателей математики;
— поддержка лидеров математического образования, выявление новых активных лидеров среди педагогов;
— обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
— популяризация математических знаний и математического образования.
На ступени основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:
— предоставить каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
— обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;
— обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
В основном общем и среднем образовании необходимо:
— предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;
-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);
— стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися;
— помнить, что достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.
Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться в первую очередь за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе лидерских практик математического образования, сформировавшихся в общеобразовательных организациях.
Таким образом, руководствуясь Концепциями математического образования и изучая содержание Профессиональных стандартов педагога, можно сформулировать для учителей математики области общие рекомендации по основным направлениям работы на 2014-2015 учебный год.
1. Продолжить изучать содержание программ и учебников, используемых для работы в 2014-2015 учебном году.
2. Продолжить разрабатывать рабочие программы по математике 5,6,7 классов на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать их выполнение.
Рекомендуется использовать материалы рабочих программ учителей математики МОУ Мариинская гимназия Хабибуллиной О.Л. (программы для тех, кто работает по учебникам Н.Я.Виленкина, Ю.Н.Макарычева); Захаровой С.В., Болдыревой Ф.Б, Горшковой Н.А. из МАОУ Многопрофильный лицей №20 (линия учебников И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович); Давыдовой Г.В., учителя математики Университетского лицея МБОУ г. Димитровграда (рабочая программа к учебнику «Математика», 5 класс, авт. Н.Я.Виленкин и др.) и на основании перечисленных образцов продолжить разрабатывать рабочие программы по математике 5, 6, 7 классов, учитывая особенности своего класса, своей школы. Рекомендуется ещё раз перечитать брошюру автора-составителя В.Н.Янушевского «Рабочая программа: структура и содержание. Методические рекомендации» 4
3. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой. Применять современные образовательные технологии, включая информационные, ЦОР.
Большую работу в данном направлении проводят учителя математики МБОУ СОШ №85 Лезина С.В., Соловова С.А., Шигаева Л.М., Исмаилова Л.В., Богданова Е.В., Татаринцева Э.Ю. В рамках темы «Разработка учебно-методического сопровождения образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы с применением ЭОК «Инфофонда» по математике» ими разработаны и апробированы материалы по курсам математика, алгебра, геометрия (5-7 классы). Данный коллектив проводит мастер-классы для учителей г. Ульяновска и области. Все разработанные материалы находятся на сайте школы.
4. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогики и психологии, современных информационных технологий и методик обучения; содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания; формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от абсолютного уровня этого достижения. Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах и т.д., предоставлять ученику подходящие занятия, вести кружки, факультативные и элективные курсы, внеурочную деятельность.
Определенных успехов в данном вопросе добиваются учителя математики МБОУ СОШ №76 Ланкова О.В., Киндеева Г.Ю. Наземнова Л.И., Чаштанова В.И., создавая проекты учебных занятий, учителя учитывают особенности обучаемых; продумывают: как будут стимулировать учебные мотивы, помогать ученикам осознавать свою учебную цель и проявлять желание достигать её, организовывать учебную деятельность и управлять ею, обеспечивать рефлексию учебной деятельности, организовывать контроль за ходом и результатами деятельности обучаемых. Учителя проводят мастер-классы с использованием современных информационных технологий.
5. Продолжить организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Учитель математики МБОУ гимназия №33 Есаулова И. В. делится своим опытом и рассказывает, что в гимназии научно-исследовательской деятельности уделяется особое внимание. Где в результате решения творческих и исследовательских задач, ученики приобретают навыки работы с информацией, осознают ценность умения организовывать, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, создавать собственный интеллектуальный продукт.
6. Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществляя связь предмета с практикой; распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой; реализовывать принципы метапредметности в обучении математике с учетом высокой подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
7. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность, используя современные способы оценивания в условиях введения ФГОС.
Рекомендуется воспользоваться опытом работы учителя МБОУ гимназия №33 Есауловой И. В.
Стратегия современного образования ставит перед каждым работником образования задачи значительной перестройки профессиональной деятельности, освоения новых психолого-педагогических компетенций. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда.
В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых стандартов выступает одним из гарантов реализации идей стандартов.
Под психологической готовностью ученые-психологи понимают устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости новых стандартов и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению. Готовность не основывается только на установке. Она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.
Психологи проводят различные анкетирования и тестирования среди педагогов, которые позволяют определить насколько у исследуемого контингента учителей сформированы психологическая, личностная готовность и компетентности, являющиеся основополагающими в работе педагога по формированию у учащихся необходимых УУД. Например, выявлены такие проблемы как неготовность к большим переменам в своей профессиональной деятельности; неспособность видеть многообразие учащихся с учетом в учебно-воспитательном процессе возрастных, индивидуальных и личностных особенностей различных контингентов детей, чтобы реагировать на их потребности; неуверенность в своих педагогических действиях и др.
Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.
Учитель обязан находиться в профессиональной – необязательно чисто учительской – среде и постоянно искать: новое содержание, новые методы и практики, новое знание об учащихся. Учитель должен не только учить – но и постоянно учиться, иметь в себе эту способность. Те, кто не учатся – не способны учить других.
Видимо, действительно настал тот момент, когда учитель должен остановиться и подумать: имеет ли он право работать «по старинке» или надо «начать новую жизнь», а может «все новое-это хорошо забытое старое». Как бы громко это ни звучало, но будущее страны в руках педагогов.
А чтобы не только рассуждать, но и действовать во благо детей, нужны умные советы, общение с коллегами, изучение новинок во всем, надо научиться самому учиться, надо принимать то новое, что диктует время, Надо найти в себе силы «разбирать себя по косточкам», чтобы увидеть, где сам силен, а где надо ещё научиться. Одним из помощников в данной ситуации должна стать рефлексия для учителей. Надо определить, где, когда, для чего её надо применять. Какими способами пользоваться, чтобы был эффект. И, самое главное, каждый учитель должен понимать: прежде чем начать экспериментировать на детях, надо потренироваться на себе. Поэтому на вопрос, нужна ли учителям рефлексия, ответ – да, да и ещё раз да. Надо проводить её и на курсах, и на районных методических объединениях, и в школьных педагогических коллективах.