Чему учат ученики своих учителей
Учителя меняют мир
Настоящий учитель играет очень важную роль в жизни своих учеников: он задает вектор развития, вдохновляет учеников и прививает им такие ценности, как упорство, трудолюбие, уважение к себе и окружающим, решительность и ответственность. Общение с учителями начинается с раннего детства и не заканчивается, пожалуй, никогда, меняется лишь роль, которую учитель играет в жизни человека.
Детство: проводник
Каждому из нас в детстве требовался проводник, человек, который может провести нас по новым, неизведанным тропам. Тот человек, который идет рядом и охраняет от опасностей, но при этом позволяет исследовать окружающий мир и все происходящее в нем. Учитель в раннем детстве должен быть партнером в процессе познания, он должен мотивировать детей задавать вопросы и находить новые, прежде неизвестные, ответы на них.
Подростковый период: наставник
Если в детстве роль учителя сводится к тому, чтобы помочь ученикам обрести свой собственный голос, то на следующем этапе жизни учитель может помочь раскрыть таланты и потенциал, а это очень влияет на дальнейшее развитие человека. В этом нежном возрасте подростки смотрят на учителей и видят в них пример для подражания, поэтому крайне важно, какие личные качества учитель демонстрирует в присутствии своих учеников. Даже то, как учитель общается с другими людьми и выражает свои мысли, оказывает очень сильное влияние на поведение детей. Кроме того, в этот период учитель должен быть тверд и ясно очерчивать границы дозволенного. Именно в это время, в школе, с помощью учителя дети усваивают такие ценности, как пунктуальность, упорство, уважение к окружающим людям и другие.
Юность: друг
В основе эффективных взаимоотношений между учителем и учеником лежит доверие, умение мотивировать и указать нужное направление, и, конечно, взаимное уважение. По мере взросления ученика учитель становится, скорее, другом и собеседником. Если авторитет учителя силен, школьники идут к нему за советом и рекомендациями по поводу своего будущего. На учителях лежит ответственность по воспитанию будущих граждан, и они должны не только предоставить образование, но и дать ученикам шанс на светлое, полное удивительных событий, будущее, и воспитать в них именно те моральные качества, которые пригодятся им в жизни. Настоящий учитель – это человек, который является идеалом для своих учеников и тем самым помогает им становиться лучше каждый день.
Часто говорят, что образование – это фундамент, на котором строится прогресс страны. И очевидно, что учителя – это важнейшая часть образования. Сложно переоценить важность роли учителя в жизни детей. Как сказал американский историк Генри Адамс: «Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние».
Учителя меняют мир
У каждого человека есть такой учитель, о котором остались самые светлые воспоминания, учитель, который много лет назад разжег из искры внутри нас пламя, а может быть, даже изменил наш жизненный путь. Даже учителя, о которых не осталось воспоминаний, помогли нам стать теми, кто мы есть, и тем самым помогли изменить наш мир. Каким образом учителя каждый день помогают сделать мир лучше?
«Век живи – век учись или чему мы можем научиться у своих учеников»
«Учитель лишь до тех пор остается учителем,
пока сам учится. Как только он перестает
учиться, он перестает быть учителем»
Профессия педагога одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят от компетентности учителя, его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя…
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.
Наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешным и интересным для своих учеников. И тогда ученики начинают воспринимать такого учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Да и учителю самому нужно быть немножко ребенком, чтобы чувствовать., чем именно он может заинтересовать детей, что им близко и понятно.
Что значит для меня быть учителем? Не возможность учить чему-то детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, любить их. Да, для меня «учитель» не профессия, не работа. Быть учителем – это и значит жить.
Таким образом, я не работаю учителем, я живу им. Живу для детей. Моя цель – научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединенный с его добротой, есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.
Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. «Век живи, век учись» – это старая поговорка как никогда актуальна. Сегодня ее надо понимать в прямом смысле. И нам, педагогам, нужно учиться быть современными. Учителем быть прекрасно, почетно, но при условии, если педагог может создавать такую жизнь, в которой будет комфортно всем участникам учебного процесса.
Учитель- это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое.
Учитель не боится трудностей. Учить и учиться для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради… И это только малая доля того, что делает учитель. Но в этом весь смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей.
Наша профессия сродни актерскому мастерству, ведь актер каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так учитель каждый свой урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень не просто. Ты не только должен красиво и в полном объеме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребенок в твоем классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новое. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же, только учась.
Еще в первой половине XIX века К.Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет знаний. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. Такие учителя надолго остаются в памяти и в сердце учеников. И дети даже через много лет помнят своих учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, тепло и заботу, поддержку и вдохновение.
Мы учимся все отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужен своей стране, своей школе, своим любимым детям.
7 навыков, которым вы можете научиться у своих учеников
Может ли учитель научиться чему-то у школьников? Мы нашли сразу 7 навыков, которые вам стоит перенять у своих учеников. Будет здорово, если вы продолжите наш топ в комментариях.
«Век живи — век учись» — любят повторять педагоги. И сами активно воплощают эту цитату в жизнь. Посещают вебинары, принимают участие в международных учительских олимпиадах и викторинах ЦРТ «Мега-Талант», перенимают опыт маститых коллег.
А вот могут ли педагоги чему-то интересному и полезному поучиться у своих школьников? Да и еще раз да.
7 качеств, которые воспитывают в вас ваши ученики
1. Радоваться мелочам
Первый снег, новогодняя мишура, капель за окном, цветущая ветка сирени, хороший ответ у доски — все заставляет учеников расплываться в улыбках, испытывать настоящий восторг.
Именно такого восторга не хватает взрослым ежедневно. Если смотреть на мир под таким углом, то «лирические отступления» даже на уроке математики не кажутся пустой тратой времени, ведь вы посвятили их важному занятию — любованию первым снегом.
2. Быть добрым и чутким
Детское сердце особенно остро реагирует на несправедливость или горе. Первоклашки готовы скормить обеды всего класса бездомной собаке со щенятами. А пятиклассники просят учительницу биологии помочь птенцу, выпавшему из гнезда, научить выхаживать его.
Такие детали пускай и не вписываются в план занятий, но именно они помогают быть гуманнее и добрее. Поверьте, это работает эффективней разговоров об этике и морали.
3. Разбираться в современных тенденциях
Чем закончился последний реп-батл, кто исполнитель хита «Цвет настроения — синий», и какой новый фильм «Марвел» вышел в прокат. Зная это, вы лучше понимаете стиль жизни и интересы подрастающего поколения.
Да и ученикам интереснее будет вычислить на уроках силу удара Халка в схватке со злодеем, а не гипотетического и далекого молота о наковальню.
4. Выработать ангельское терпение
В 10 раз объяснить десятичные дроби или механизм превращения алканов в алкены — подобное приходилось делать любому педагогу.
Можно злиться, кричать, упрекать в нежелании понимать. Или смириться с тем, что иногда нужно что-то сделать 11 и более раз, чтобы получилось хорошо.
5. Мыслить креативно
Порой кажется, что поток творчества у учеников безграничный. Отвечать у доски, не читая параграфа? Легко. Придумать новый вид шпаргалки? Без проблем. Разрисовать отсканированный рисунок, выдав за свой шедевр? Запросто.
Конечно, такие хитрости и уловки стоит подмечать, исправлять. Но взрослым не стоит забывать, что кроме прямого пути есть десятки обходных.
6. Подружиться с техникой
Создать аккаунт на сайте, найти и скачать книгу, изменить размер шрифта на экране мобильного, установить антивирус — с этим легко справится любой школьник.
Если, вы не можете разобраться в возможностях нового смартфона или «заблудились» в интернете, обратитесь за советом к ученикам. Просить о такой помощи педагогу не зазорно. А ученик научится искусству терпения при обучении другого. Вот такая двойная польза.
7. Строить грандиозные планы
Купить мерседес, стать бизнесменом, работать в Кремниевой долине, придумать машину времени, стать известной певицей — дети не боятся мечтать.
А вот большинство взрослых утратили юношеский максимализм и веру в собственные силы. У них не работает жесткий принцип: я хочу, а значит — я смогу. А именно благодаря ему можно свернуть горы на своем пути.
Вам слово: Дорогие педагоги, а чему вы учитесь у своих учеников?
Учитель и ученик растут вместе.
Ключевые слова: эссе
Но что с учителем? Ведь ясно, что у него жизненный опыт, знания… Чему он может учиться у ученика в процессе совместного обучения и сотворчества?
А учится учитель многому. Во-первых, расширяет знания о самом ребенке: каждый ученик – это новый мир, непредсказуемый, со своими законами, неоткрытыми талантами. Учителю еще предстоит их найти, понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку его возможности. Вдохновить его, помочь поверить в себя, в свои силы.
Во-вторых, учитель тоже приобретает новые умения, И прежде всего, умение ладить с учениками, находить особый ключик к каждому. С каждым приходится говорить на том языке, который понятнее именно для данного ребенка. При этом нужно самому владеть различными приемами, чтобы построить свое объяснение и общение интересно и доступно. Постоянно нужно совершенствовать это мастерство, идти в ногу со временем, «расти» в соответствии с его требованиями.
В наш век информационных технологий, в динамично развивающемся мире меняются и требования к школьному образованию, и роль учителя. Если в ещё недавнем прошлом учитель был почти единственным основным источником информации, то с развитием информационного общества основным источником становится интернет. Какова же тогда роль учителя? Он становится не просто наставником, а проводником в информационном океане. Он помогает ребенку разобраться в правильности, ценности, найденных и используемых источников. Но прежде, конечно, он сам должен хорошо ориентироваться в безбрежном потоке информации, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. Бывает и так, что ученики учат учителя освоить какую-нибудь сложную программу: они уже лучше разобрались, сумели освоить. А учитель не всегда успевает идти «в ногу со временем», вот и приходится им временно поменяться ролями. И это просто замечательно! Это прекрасная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
Чему же учат меня мои ученики? В первую очередь сочувствовать и сопереживать. Иногда так трудно понять ребенка, особенно, когда его поведение не укладывается в общепринятые рамки. Но поговорив с ним или с его друзьями, одноклассниками, начинаешь понимать, что во многом он оказывается прав. На все можно посмотреть под другим углом зрения и сделать выводы. Нередко сталкиваешься с невероятными обстоятельствами, когда на долю некоторых учеников выпадает такая судьба, которую преодолеть трудно даже взрослому человеку. Это и сложное материальное положение семьи, и потеря близких, а отсюда – невероятно раннее взросление и самостоятельность: ни жалоб, ни озлобленности, ни упадка духа. Во всем упорство, стойкость, жизненная мудрость. Вот уж истинно – мужественность в полном смысле этого слова! Значит, действительно, и у учеников есть чему поучиться!
Загадок и тайн в этом мире открывается все больше, ведь недаром еще великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, что любой учитель, по-настоящему любящий свою профессию, думающий и анализирующий, не раз в своей жизни говорил себе то же самое. И в этом смысле он ничем не отличается от ученика. И в этом я вижу его собственный «ученический» путь, полный взлетов и падений, радости открытий и неудовлетворенности от полученных результатов, тревоги за судьбу любимых учеников и признательности им за годы совместного труда.
Вместе, проходя через тернии ученического труда, учитель и ученик взрослеют, духовно растут, приближаются к совершенству. Затем ученик уходит от учителя в жизнь, чтобы воплотить цель, которую он, возможно, поставил себе в этой жизни под влиянием наставника. А учитель, уже более зрелый профессионально, накопивший педагогический опыт, берет новых учеников, чтобы снова вместе пройти трудный, но такой важный путь к знаниям.
С мыслями великого Конфуция перекликаются и мысли великого римского философа Сенеки, который сказал: «Обучая других, мы учимся сами».
В этом и заключается суть того, что мы называем жизненным ростом.
«Я злилась. На себя и других педагогов»: чему ученик может научить учителя
Что кроется за плохим поведением подростка? Иногда это способ привлечь к себе внимание, иногда — избежать насмешек окружения. И важно, чтобы в этот момент рядом оказался взрослый, который сможет разобраться с причиной и помочь. Наш новый блогер Айнур Кадырова оказалась как раз таким взрослым.
Я работаю учителем биологии в центре социальных инклюзивных программ в городе Алматы с 2019 года. Написать этот текст мне предложил ребенок, который помог мне пересмотреть свои педагогические принципы и подходы. Он надеется, что эта история поможет кому-то еще преодолеть свои барьеры.
Зовут этого мальчика Виктор. Я учу его уже два года. Все это время он демонстративно прогуливал уроки, опаздывал и никогда не делал домашних заданий. Контрольные работы он списывал или вообще сдавал пустыми, срывал уроки и порой откровенно хамил.
Конечно, я понимала, что причина такого поведения — сиротское прошлое. Мальчик вырос в детском доме, в приемную семью он попал только в 15 лет. Почему-то я ощущала чувство вины и стыда за преподавателей, которые его учили раньше. Очень хотелось как-то искупить эту вину, хотя бы частично. Поэтому я не сдавалась и старалась изо всех сил: много читала, изучала обновленную программу, вспоминала подзабытое из науки. Мне хотелось помочь не только Вите, но и остальным приемным детям — отогреть, раскрыть перед ними горизонты будущего, внести сколько-нибудь значительный вклад в их судьбу.
Но несмотря на все мои усилия, успехи в учебе у Вити были незначительны
Это огорчало, раздражало, приводило в отчаяние. И все же, у нас сложились прекрасные отношения: мы разговаривали, обсуждали события в его жизни, Витя делился личными переживаниями. Я понимала, что ему просто надо было выговориться, поделиться эмоциями, и старалась все-таки поговорить и про учебу. В одну из таких бесед он бросил мне раздраженно: «Да я не понимаю, что там написано!»
Я вспомнила разговор с его приемной мамой. Она говорила, что Витя, когда пришел в семью, очень плохо читал. Я поняла, что у него трудности с восприятием текста, но масштаб проблемы не осознала. И только когда услышала, с каким трудом (по слогам, не замечая знаков препинания и не осознавая смысла) читает взрослый, совершенно здоровый 17-летний парень, до меня дошла вся чудовищность этой ситуации.
Он читал, а я сидела, обхватив голову руками, и такой злости давно не испытывала
Злости на себя — за то, что не догадалась раньше и упустила время, на всех тех педагогов детского дома и начальной школы, кто специально научил здорового 10-летнего ребенка притворяться на комиссии дурачком, чтобы его направили в коррекционный класс, где учились дети с ЗПР.
Он читал, а я думала про себя: «Как?! Как можно учиться, если не умеешь читать? Понимать смысл написанного? Как такое возможно?! Чего мы все хотели от него?» Пазл сложился. Стали ясны причины его агрессии, провокаций и прогулов. Конечно, он стеснялся признаться, что плохо читает, поэтому всячески избегал учебы. Боялся насмешек и унижений со стороны одноклассников.
23 фильма о первой любви, школе и жизни. Рекомендуют подростки
Я договорилась с учителем русского и литературы, что во время её уроков буду сама заниматься с Витей. Предложила ему на выбор несколько книг, он выбрал «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла. Я хотела, чтобы он не просто научился читать. Важно было, чтобы Витя научился представлять героев, использовать воображение, находить скрытые смыслы. Мы отдельно проговаривали, что готовые образы (фильмы, комиксы, картинки) — это чужие образы, а ему необходимо создать свои.
И вот мы читаем, рисуем в воображении портреты героев книги, всякий раз добавляя детали и штрихи, смеемся, оценивая по достоинству тонкий юмор автора. И самое неожиданное — изучаем биологию и географию, ведь книга полна описаний потрясающих пейзажей, животного и растительного мира греческого острова Корфу.
4 недели длится этот эксперимент. Интерес к чтению держится. Улучшилась скорость, дикция и интонирование. А еще отношения с одноклассниками теперь совсем другие. Витя сказал, что такие проблемы есть почти у всех приемных детей. И им тоже нужны такие уроки. Вызвался даже помогать им в этом.
Я очень надеюсь, что Витя сможет со временем преодолеть барьер и вовлечься в самостоятельное чтение. Сейчас он пробует писать небольшие тексты, пусть с ошибками, но свои собственные! Даже заговорил о своей книге. Это большое достижение для Вити, и я верю, что однажды мы прочтем его книгу.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / littlenySTOCK