Чему природа учит человека 5 6 класс

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Чему природа учит человека» 5 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Внеурочной деятельности « Чему природа учит человека »

Настоящая программа курса внеурочной деятельности для 5 класса разработана в соответствии с

· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

· письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;

· Примерными рабочими программами по внеурочной деятельности. – М., Просвещение, 2020. (Примерная рабочая программа курса «Чему природа учит человека». Авторы-составители: Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И.)

· Положением о рабочей программе.

Цель программы – формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно-научных представлений.

Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программа отвечает принципам:

Не менее 50% содержания предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные экскурсии; учебные исследования; социологические опросы).

Ориентирована на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды. Направлена на выработку у учащихся системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в системе отношений «человек-природа»

как основы экологического образования и воспитания учащихся;

Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор по каждой теме и способствует осознанному восприятию учебных предметов естественно-научной направленности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные образовательные результаты

— ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, космическое предназначение человека;

— высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;

— способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

— активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды;

— существование всеобщих связей в природе;

— единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни;

— что природа – единая развивающаяся система;

— что солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;

— биогеохимические превращения в природе;

— что деятельность человека вопреки законам природы приводит к нарушениям её целостности;

— различные способы постижения человеком природы, сложность путей научного познания, логику научного познания, применение научных знаний в практической деятельности человека.

— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности;

— умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей);

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

— умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;

— умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку ивзаимооценку;осуществлятьпрезентацию

Содержание курса внеурочной деятельности «Чему природа учит человека»

Раздел 1 Понимаем природу

Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе. Становление научного естествознания. Роль естественно-научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.

Раздел 2 Сохраняем природу

Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории. Ответственность человека за прирученных животных. Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.

Раздел 3 Учимся у природы экономии энергии

Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл – зелёный пигмент растений. Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль зелёных растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.

Раздел 4 Учимся у природы безотходному производству

Природа – пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чём рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.

Раздел 5 Природа – это система

Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный подход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа – это единственная развивающаяся система. Человек – часть природы и подчиняется её законам.

Исследование расхода воды

Многообразие окраски листьев у комнатных растений

Приспособление комнатных растений к условиям пустыни

Изучаем хлорофилл в растении

Сравнение пёстролистных форм традесканции и хлорофитума, выросших в разных условиях освещённости

Использование энергии Солнца

Исследование содержимого мусорной корзины

О чём рассказывает упаковка товара

Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю

Аквариум как система

Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе

Социологический опрос по проблеме мусора

«Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем»

Источник

10 уроков мудрости от природы

Чему природа учит человека 5 6 класс. bb77d8500a33753a60b1c1dcf40e5a6d. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-bb77d8500a33753a60b1c1dcf40e5a6d. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка bb77d8500a33753a60b1c1dcf40e5a6d.

П чёлы не пускают в улей особь, которая пытается пронести забродивший нектар, содержащий алкоголь, а барана невозможно научить курить. Глядя на жизнь животных, порой понимаешь, что они иногда умнее людей. Так ли это на самом деле?

У человека в силу развития мозга и сознания есть выбор. Это право, дарованное нам свыше. Но это же и стало нашим проклятием. Имея свободу выбора, сегодня многие делают его не совсем правильно.

Жизнь животного обусловлена условными и безусловными рефлексами, об этом в своих трудах писал ещё академик Павлов. Существует мнение, что животные вовсе не умеют размышлять — они просто заучивают определённые модели поведения. К примеру, птицы запоминают, в каком месте добрые люди им повесили кормушку, и просто выполняют заученную модель поведения: летают в одно и то же место, особо не задумываясь над тем, кто и зачем там повесил еду.

Чему природа учит человека 5 6 класс. f55db594693d3da7c5354cdb3502fd3a. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-f55db594693d3da7c5354cdb3502fd3a. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка f55db594693d3da7c5354cdb3502fd3a.

Возможно, именно такой принцип работы мозга и нервной системы защищает животных от деструктивных моделей поведения. Впрочем, сбои в поведении случаются и среди животных, но это, скорее, какие-то исключительные случаи, а в целом саморазрушительные модели поведения просто не приживаются среди животных. Чего нельзя сказать о людях, для которых возможность выбора стала и благословением и бедой одновременно.

Попробуем рассмотреть десять самых ярких примеров живой природы, которым бы людям не мешало научиться:

Эти примеры разумного и возвышенного поведения порой вдохновляют на перемены в своей жизни. Попробуем понаблюдать за живой природой и попытаться усвоить её уроки.

Чему природа учит человека 5 6 класс. 1c460f1b7670b45737f7ae7168d733b2. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-1c460f1b7670b45737f7ae7168d733b2. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 1c460f1b7670b45737f7ae7168d733b2.

Бабочка

Бабочка всем своим жизненным циклом символизирует постоянное развитие. Наш мир устроен так, что существует только две тенденции: живое существо либо развивается, либо деградирует, третьего не дано. И бабочка — яркий пример постоянного развития. Подобно тому, как гусеница превращается в кокон, а затем в бабочку, человеку также предписано природой постоянно трансформироваться, чтобы сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра быть лучше, чем сегодня.

И пример бабочки — поистине вдохновляет. Вот ещё совсем недавно это хрупкое живое существо было гусеницей, а уже сегодня порхает между цветков, радуя глаз яркими красками. И такие чудесные метаморфозы доступны для каждого. Ведь то, что подходит для такого примитивного существа, как бабочка, определённо подходит и для человека.

Чему природа учит человека 5 6 класс. 994c275b9a4e8e9859dd299e36a0c89a. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-994c275b9a4e8e9859dd299e36a0c89a. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 994c275b9a4e8e9859dd299e36a0c89a.

Пчёлы и муравьи

О трудолюбии пчелы в народе поистине слагают легенды, а трудолюбивых людей нередко сравнивают с пчёлами. Пример муравья также вдохновляет: известно, что он может поднять груз, превышающий массу его собственного тела, и самое главное, почти всё время муравьи проводят в труде.

Улей и муравейник — это пример идеального общества. Удивительно, но эти примитивные формы жизни смогли создать то, что не получается у людей, — идеальное общество, где у каждого есть своя роль, своё предназначение и где у каждого в приоритете только одно занятие — служение общему благу и общим интересам.

В самом деле, пчёлы и муравьи — это настоящий пример истинного служения обществу, когда интересы большинства ставятся выше собственных. Можно ли себе представить пчелу, которая собирает нектар только для себя? Пчела не только собирает нектар для общих нужд, но в случае опасности, которая грозит улью, готова даже пожертвовать жизнью.

То же самое можно сказать про муравьёв: понаблюдайте как-нибудь за жизнью муравейника — сотни маленьких тружеников, не покладая лап, трудятся ради общего блага. И каждый выполняет свою функцию ровно настолько, насколько может, но при этом пользуется общими благами ровно столько, сколько ему нужно, не запасаясь впрок. Ни дать ни взять — муравейный коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Почему же для людей эта концепция остаётся утопией?

Чему природа учит человека 5 6 класс. 0640ed4c616c6e553ed60f93fcec0f77. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-0640ed4c616c6e553ed60f93fcec0f77. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 0640ed4c616c6e553ed60f93fcec0f77.

Существует популярное выражение «плыть против течения», чаще всего оно употребляется в контексте бессмысленного упрямства. И с этой точки зрения считается, что рыбы часто бывают глупы, не понимая, что надо плыть по течению. Однако мнение биологов тут существенно отличается: они утверждают, что рыба намеренно плывёт против течения, чтобы пропустить через свои жабры как можно больше воды и тем самым насытить их кислородом.

И проблема наша, у «разумных существ», именно в том, что мы часто плывём как раз таки по течению. Мы выбираем себе максимально комфортные условия, наотрез отказываясь покидать зону комфорта. Но проблема в том, что благоприятная среда не позволяет развиваться. Есть хороший пример того, как деградируют живые существа, помещённые в идеальные условия. Эксперимент «Вселенная-25» (https://www.oum.ru/literature/raznoe/vselennaya-25-myshinyy-ray/) показал, как грызуны, жизнь которых протекала в своего рода «мышином раю», просто начали в буквальном смысле слова сходить с ума, грызть друг друга, так что, в конце концов — все погибли. И это при обилии пищи, идеальной температуре, достатке жизненного пространства и прочих «плюшках».

Чему природа учит человека 5 6 класс. a8c5007ed62037a78ee90c7e757031a4. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-a8c5007ed62037a78ee90c7e757031a4. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка a8c5007ed62037a78ee90c7e757031a4.

Ящерица

Многие знают способность этого животного к регенерации. В момент опасности ящерица отбрасывает хвост, а затем отращивает его заново. Вроде бы общеизвестный факт, но почему-то он не заставляет многих задуматься вот о чём: согласно законам эволюции, все живые существа с более сложным строением включают в себя все те возможности, которыми обладают существа с более примитивным строением. Не всегда этот закон работает буквально, но общая тенденция именно такова. И с этой точки зрения человек способен развить идеальный нюх, как у собаки, скорость движения, как у гепарда, и способность к регенерации, как у ящерицы.

Проблема в том, что мы, что называется, «ушли от природы» — мы поселились в городах, окружили себя гаджетами и стали питаться вредной пищей. Нет, технологической прогресс — это, конечно, хорошо, но часто бывает так, что люди используют его во вред себе же. Но, если мы будем жить в гармонии с природой, мы сможем раскрыть в себе те функции, которые в зачаточном состоянии даны нам изначально.

Человеческий организм — идеальная система, которая способна к самовосстановлению. Один из примеров — зубы. По заверениям известного врача-натуропата Михаила Советова, у некоторых его пациентов, которым уже за 60 лет, начинают расти новые зубы. То есть в организме заложен механизм обновления зубов, но проблема в том, что люди, ведя самоубийственный образ жизни, попросту до этого возраста не доживают. То есть, подведя итог, можно сказать, что человеческий организм имеет все возможности к восстановлению, но тот образ жизни, который ведёт большинство людей, просто не позволяет ему эти процессы восстановления полноценно запустить. И чтобы быть здоровым, достаточно просто перестать себя убивать вредной едой, негативными мыслями и так далее.

Ещё один урок, который можно извлечь из данного поведения ящерицы — это способность правильно расставлять приоритеты. Как гласит русская поговорка: «Потерявши голову, по волосам не плачут». Именно поэтому наши предки вели более нравственную осознанную жизнь, потому что честь и совесть для них были важнее не только материальных благ, но даже важнее жизни.

Чему природа учит человека 5 6 класс. 799beff93361e729a2c34c7c78c85c01. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-799beff93361e729a2c34c7c78c85c01. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 799beff93361e729a2c34c7c78c85c01.

Никогда не унывать — вот какой урок преподаёт нам змея. Обратите внимание: само тело змеи как будто свидетельствует о том, что жизнь у неё, мягко говоря, непростая. Отсутствие рук и ног существенно затрудняет передвижение, охоту и вообще жизнедеятельность. Однако змея использует то, что у неё есть, — гибкое тело, в совершенстве владея которым, она, порой перемещается быстрее тех животных, у которых есть и руки, и ноги.

И как контрастно на этом фоне выглядят некоторые люди, которые могут огорчиться из-за какой-нибудь мелочи. Да что там, банальная простуда или головная боль полностью выбивает нас из колеи. Любой малейший дискомфорт в теле или психике рассматривается как трагедия и невозможность полноценной жизни. В такие моменты следует вспоминать про самоотверженность и железную волю змеи, которая, имея такое несовершенное тело, живёт полноценной жизнью.

Чему природа учит человека 5 6 класс. b8911ffb96065295849d147cf82ca790. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-b8911ffb96065295849d147cf82ca790. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка b8911ffb96065295849d147cf82ca790.

Маленькие хищники

Искусство ошибаться — вот чему нас учат эти животные. Казалось бы, что за нелепый оксюморон, как же можно искусно ошибаться, ведь ошибка в нашем сознании всегда связывается с чем-то негативным, чего надо избегать. Но именно путём ошибок накапливается опыт. Как гласит ещё одна хорошая поговорка: «Не так важно, сколько раз ты упал, важно, сколько раз ты после этого поднялся».

В нашем обществе принято избегать ошибок, а обучение — всегда проводить в комфортной обстановке. Мы «обкладываем ватой» своих детей, а затем удивляемся, почему они такие неприспособленные к жизни. И в этой ситуации гораздо разумнее было бы брать пример с хищников, которые воспитывают своих детей на практике и порой достаточно жёсткими методами. Путь к мастерству усеян ошибками подобно тому, как ясное ночное небо усеяно яркими звёздами.

Чему природа учит человека 5 6 класс. 890403b0eb3766ee19e24ef4769e35cf. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-890403b0eb3766ee19e24ef4769e35cf. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 890403b0eb3766ee19e24ef4769e35cf.

Дятел

Многим из нас следовало быть взять с дятла пример. Его целеустремлённость поистине поражает. Выбрав цель, он не отступает никогда и чётко бьёт в намеченное место, миллиметр за миллиметром приближаясь к червяку.

Но большинство людей очень быстро «загораются» какими-нибудь идеями, но также быстро и остывают. После двух-трёх усилий, которые не позволили обрести всё и сразу, человек меняет свою цель и так до бесконечности. С таким же успехом можно принять решение копать колодец, но бросать, прокопав полметра, и начинать заново в другом месте. Именно концентрация и фокусировка на нужной цели — это секрет успеха.

Чему природа учит человека 5 6 класс. 16893f4a8eac23916721c3f1bb5d6178. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-16893f4a8eac23916721c3f1bb5d6178. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 16893f4a8eac23916721c3f1bb5d6178.

Собака

«Собака — друг человека» — часто говорят в нашем обществе, а некоторые язвительно добавляют: «Вот именно, что собака — лучший друг, а не человек». Почему так происходит? Потому что собаки порой в нравственном отношении могут показать пример некоторым людям.

Воспринимая человека как своего хозяина, собака ничего не требует взамен. Искренняя преданность, любовь и дружба — всё это собака даёт человеку по умолчанию, независимо от того, насколько широкую миску еды перед ней поставили. Непривязанность к результатам действий — вот чему учат нас собаки. Будучи преданными и любящими по умолчанию, они не требуют ничего взамен и порой остаются верными своему хозяину, даже в случае если тот совершил предательство.

Чему природа учит человека 5 6 класс. 00192ddd623c5aa668681213c3d8d793. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-00192ddd623c5aa668681213c3d8d793. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 00192ddd623c5aa668681213c3d8d793.

Кошка

О терпении кошек можно слагать легенды. Часами это животное способно караулить мышиные норы, не зная слабости, сна и усталости. Но самое интересное, что спустя несколько часов такого ожидания, в нужный момент (именно момент, буквально — миг), кошка способна совершить судьбоносный прыжок — и вот уже несчастная мышка беспомощно болтается в зубах хищника.

Многие ли из нас способны так терпеливо ждать нужного момента, а самое главное, в нужное время совершить решительные действия? Порой зависание компьютера на пару минут уже выводит нас из себя и заставляет крушить всё вокруг, а что же говорить, когда приходится нужных обстоятельств для действия ждать месяцами, а то и годами. Есть очень хорошая восточная мудрость: «Если очень долго сидеть на берегу реки, то рано или поздно по ней проплывёт труп твоего врага». Тут речь не идёт о бездействии, речь о том, что терпение — это уже половина успеха. А второе условие для успеха — умение твёрдо и решительно действовать в нужный момент.

Чему природа учит человека 5 6 класс. 4257567bb74a2db07f73ea303e92f085. Чему природа учит человека 5 6 класс фото. Чему природа учит человека 5 6 класс-4257567bb74a2db07f73ea303e92f085. картинка Чему природа учит человека 5 6 класс. картинка 4257567bb74a2db07f73ea303e92f085.

Дерево

Как показывают наблюдения, чем сильнее у дерева развита крона, тем мощнее у него корневая система. То есть мощное дерево всегда имеет развитую корневую систему. Это позволяет питать крону нужными веществами и держаться в почве, не поддаваясь непогоде.

В нашем обществе то же самое: чем сильнее человек находится в резонансе со своим народом, его традициями, знает свою историю и так далее, тем труднее его сбить с толку различными «ветрами перемен». Речь не идёт о каких-то позитивных переменах, речь идёт о разного рода деструктивных моделях поведения, которые так легко навязать людям, которые предпочитают ни о чём не задумываться и жить одним днём. Человек же, который изучает опыт предков, использует его для своего блага и способен выстраивать причинно-следственные связи, вряд ли может поддаваться модным вредоносным веяниям.

Вот такие десять уроков преподаёт нам природа. В Священном Коране часто упоминается, что человеку следует наблюдать за природой — и замысел Бога откроется нам. Часто писания разных религий противоречат друг другу, поэтому говорить о наличии какой-либо абсолютной истины в той или иной книге абсурдно. И только через язык природы Бог непосредственно разговаривает с нами. Как было сказано в самом начале, животные лишены свободы выбора и действуют именно по той программе, которая заложена в них природой, а значит, их поведение максимально близко к истине, которую мы и можем понять, просто внимая откровениям природы.

Источник

Урок литературы в 5–6-х классах на тему «Человек и природа»

Разделы: Литература

Обществу нужны люди, обладающие такими личностными качествами, как активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества можно развить в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроках, поэтому в своей работе считаю важным системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию учащихся, организацию их сотрудничества в процессе обучения. В связи с этим я ставлю перед собой задачи:

Именно это стало основой при разработке урока по теме “Человек и природа”.

1. Обучающие: формирование у учащихся:

а) способности вычленять главное в том или ином вопросе;

б) умения пользоваться имеющимися знаниями.

2. Развивающие: привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы, дать возможность оценить свою деятельность во благо родины и природы.

Воспитывающие: воспитывать бережное, “человечное” отношение к окружающему миру.

Метод обучения – проблемный.

Тип урока – урок развития речи.

Оборудование на столах учащихся – “подборки” стихов

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения.

Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя…
Может, ими и манит
Человека земля?
Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калинкой,
Что сережкой трясет?
Или первой былинкой,
Пробивающей лед?
Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Первой звонкой капелью
И росой на листах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл.
Манят волею реки
И раздольем поля…
Не обманет вовеки
Человека земля!

Я не случайно начала урок именно со стихотворения. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали сами сформулировать тему нашего урока.

Да, мы все живем на Земле! И наш долг – быть заботливыми, рачительными хозяевами нашей прекрасной планеты. Человек и природа – тема древняя и всегда новая. Человек и природа – тема нашего сегодняшнего урока.

Мы будем говорить о природе вообще и о взаимоотношениях человека и природы в частности.

Оргмомент – дети записывают в тетради число, тему урока и эпиграф:

Прости, Земля, мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все!
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти…

Да, окружающий нас мир прекрасен. Не случайно к теме природы так часто обращаются писатели и поэты. Послушайте, какой увидел обыкновенную черемуху писатель Соколов-Микитов:

“На опушках лесов, по берегам рек и ручьев прежде всего распускается и цветет черемуха.

Это очень приятное, зеленое и веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться”.

Перед вами лежат конверты. Разложите на парте их содержимое. Посмотрите: произошло чудо – на улице почти зима, а у нас зацвели цветы. К тому же, эти цветы не простые. Переверните их и увидите, что каждое из них принесло с собой одно, а то и несколько стихотворений. Выберите одно из них и прочитайте его выразительно. Объясните свой выбор.

В каждом стихотворении мы видим удивительную красоту природы. А как авторы показывают эту красоту?

Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства?

Словарная работа: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Проанализируем несколько стихотворений (с записями в тетрадях) – Ф. Тютчев “Чародейкою Зимою…”

— Среди этих стихов есть одно – без названия и без указания автора. Прочитаем его. Определите, о каком цветке здесь идет речь. Как вы это узнали?

(Работа с иллюстрацией)

А теперь попробуйте сами сочинить небольшое стихотворение по данным рифмам – можно работать индивидуально и группами:

Природа не только дает нам возможность полюбоваться ее красотой, но и помогает набраться сил.

Кто это так заразительно смеется? Да это же гриб-боровик! (Показывает мягкую звуковую игрушку) Он пришел к нам неслучайно. Хочет предложить отдохнуть вместе с ним.

Физкультминутка

Итак, мы увидели, как прекрасна природа. Но всегда ли мы бережем эту красоту? Всегда ли платим добром за то добро и заботу, которые проявляет по отношению к нам планета Земля?

Об этом говорят и поэты.

Звучат стихи А. Викулова и Г. Горбовского.

Речушка вдоль околицы текла
Негромкая…
Но мы ее любили, дети…
Она ведь первая была для нас,
И значит лучшая на свете.
Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,
И слизь зеленая,
И хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились. (С. Викулов)

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию отчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…злодей, злодей! (Г. Горбовский)

Действительно, отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным: человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица земли растения, меньше становится животных и птиц. Пройдет какое-то время, и о том, что они были на нашей планете, мы узнаем только из…?

Знакомство с Красной Книгой растений и животных Республики Марий Эл

Ученик читает отрывок из стихотворения “Берегите Землю”:

Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите Землю, берегите!

Я хочу сказать, что мало просто делать добро, надо искать случая его сделать. Кто ищет этого случая, тот всегда найдет его.

Природа – наше богатство, и не случайно писатель М. Пришвин обратился к вам, детям, с такими словами: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – значит охранять Родину”. (Приложение – 4 – 1 слайд)

Звучит песня “Прости, Земля”

Как вы думаете, за что мы должны просить у земли прощение?

В песне еще говорится о том, что “Люди найдут пути спасти тебя, себя спасти”. Как вы думаете, какие это могут быть пути?

Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. А еще прошу оценить сегодняшний урок. У каждого из вас есть цветок и колючка. Если урок заставил вас о чем-то задуматься, по-другому посмотреть на свои взаимоотношения с природой, поднимите цветок. Если же вы остались равнодушны к тому, о чем шла сегодня речь, поднимите колючку.

Хочется верить, что мы – не последнее поколение, живущее на Земле. Мы должны сделать все для того, чтобы и наши потомки могли сказать:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *