Чему обучают в театральном училище
Путь к звездам — чему учат в театральной академии?
Преподаватель актёрского мастерства.
Актёр театра и кино, режиссёр. Преподавал в РГИСИ, работал в театре «Зазеркалье». Сейчас является актером БДТ и участвует в спектаклях Тани Вайнштейн «Точка и линия на плоскости», «Завтрак для чемпионов».
Принимал участие в спектакле П. Митряшиной с танцорами Bye-Bye Ballet, в уличных перформансах с театром OddDance (буто), перформансе модельера-художника Андрея Бартенева. Со студентами РГИСИ поставил спектакль «La Dance Impression», который попал в тройку лучших спектаклей на международном фестивале ClassFest2018.
Посещал мастер-классы физического театра DV8 (Англия), Кацуро Кана (танец буто Япония), А. Адасинского, О. Жуковского, А. Будановой (DEREVO), Ноа Зака (Га-Га Дэнс, Израиль).
— Мой мастер курса — Галина Андреевна Барышева, когда я у нее учился ей уже было 75. Это была очень суровая женщина, но я за многое ей благодарен: за ее строгость, регулярный старческий маразм. Но она привила мне уважение к профессии, трудолюбие, а мне кажется, что это основные качества в актерском деле. В институте студентам предстоитосвоить актерское мастерство, сценическое движение, речь, танец, акробатику, вокал и различные теоретические предметы: историю театра — русского и зарубежного, литературу и прочее. Начинается обычно все с каких-то простых упражнений на внимание, на концентрацию, на работу в группе, а потом постепенно усложняется. Но на самом деле больше навыков и опыта я стал получать уже непосредственно при работе в театре. Отчасти, это связано с тем, что я в институте учился очень молодым, когда еще дуршлаг вместо мозгов немножко. То, о чем мне говорили в институте, я стал осознавать непосредственно находясь на площадке, работая в театре, спустя какие-то годы. А какие-то вещи — когда уже сам начал преподавать и что-то объяснять студентам.
— Галина Андреевна у нас была помешана на том, чтобы все актеры умели играть на музыкальном инструменте: хотя бы на трещетке какой-то. На самом деле в этом была польза, потому что, когда ты играешь в музыкальном ансамбле без дирижера — это приучает тебя слушать и слышать. Музыка дело коллективное и вот тут учишься слушать партнера, вступать с ним вместе по кивку головы. И у нас почти все спектакли имели какую-то музыкальную направленность. Был спектакль «Алые Паруса», для которого мы сами писали всю музыку и стихи. Это, кстати, тогда была одна из самых кассовых постановок в Учебном Театре. И второй кассовый спектакль — «Дорога без конца». Такая классическая вещь — история России в песнях и романсах от конца XIX века до годов 60-ых и Элвиса Пресли. Потом был классический драматический спектакль «Без вины виноватые» Островского. В нем я репетировал роль, но меня с нее сняли за поведение.
Я был мальчиком достаточно бойким и регулярно попадал в какие-то приключения. Накосячил я таким образом: мы часто оставались на ночь в институте, что-то репетировать или просто веселиться. И наши окна выходили прямо на Моховую. Третий этаж. Поскольку мы делали «Алые Паруса» у нас в аудитории было много разных канатов, веревочных лестниц и так далее. И вот часа в два-три ночи, связав канатно-веревочные лестницы, мы спустили эту конструкцию с третьего этажа. Естественно, охрана с противоположной стороны все это увидела и выпроводила нас из института, на утро была докладная.
— Это, конечно, не единственный случай. Много всего было забавного. В институте есть еще такой конкурс — «Поющая маска», и я этот конкурс дважды выигрывал. И в первый раз мы с мальчиком сделали дуэт в номинации «Ансамбль малой формы», и наш номер взяли на «Кубок Гертруды» — кубок капустных номеров. Барышева, поскольку она не любит все эти театральные тусовки, сказала — ни в жизнь, чтобы мы туда не совались. Мы, естественно, сунулись. А у меня еще номер был такой — я с контрабасом, мальчик с гитаркой. Мы выступили. Естественно, ничего там не выиграли. Но на следующее утро, в новостях, показали кусочек именно нашего номера. И Галиночка Андреевна поперхнувшись, наверное, кофеем, утром устроила нам разнос. Ослушался мастера — наказание. Но абсолютно правильно, я считаю. Я никогда на нее за это не обижался. Ну, может, тогда и обижался, но сейчас никаких обид нет. Все правильно. Современным студентам, зачастую, не хватает дисциплины, но это я понял уже значительно позже после института, наверное, когда уже сам начал преподавать.
Топ театральных вузов и советы поступающим на актерское мастерство
Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Актер — это не просто профессия, это мечта, призвание, иногда это вся жизнь. Кто из девочек, смотря любимые фильмы, не мечтал стать актрисой? Ведь это так романтично: гастроли, съемки, репетиции. Самое сладкое — это слава и популярность: идти по улице, а тебя все узнают и просят автограф, чтобы видеть себя не только в зеркале, но и на большом экране. Но стать актером совсем непросто, для этого нужно обладать огромным талантом и пройти все испытания. Актер — это постоянная работа над собой, над своим голосом, над своим телом, а самое главное, над своей душой.
Топ лучших театральных вузов
Исторически сложилось, что актерскому мастерству едут учиться абитуриенты России в две столицы. Большинство современных актеров – выпускники театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Уже с апреля можно наблюдать большие очереди вокруг актерских школ, где толпятся девушки и юноши из разных городов нашей страны Они приехали, чтобы поступить в лучшие театральные институты России:
Для того чтобы овладеть профессией актера, необязательно ехать в столицу, где абитуриентов много, а места ограничены. В других городах России, таких как Ярославль, Смоленск, Уфа, Хабаровск тоже есть театральные вузы, куда намного проще попасть. Но как разобраться в качестве малого вуза? Разбираемся.
Как выбрать театральный вуз
Если вы с детства мечтали о славе и популярности, то стоит внимательно отнестись к выбору театрального вуза или института искусств. Следует выбирать по следующим критериям:
Какие артистические специальности есть
Артистические специальности не ограничиваются актерским мастерством. На самом деле, театральных профессий немало:
Специальность | Срок обучения | Профессия |
52.03.05 Театроведение | 4 года | Журналист, Продюсер, Арт-менеджер, Искусствовед, Театральный критик, Театровед |
52.05.01 Актерское искусство | 4 года | Актер музыкального театра, Артист драматического театра и кино, Артист эстрады, Радио- и Телеведущий, Хореограф |
55.05.04 Продюсерство | 5 лет | Игровой продюсер, ИТ-продюсер, Кинопродюсер, Линейный продюсер, Музыкальный продюсер, Режиссер, Телепродюсер |
52.05.03 Сценография | 5 лет | Гример, Декоратор, Дизайнер одежды, Искусствовед, Культуролог Специалист по театрально-декорационному искусству, Театровед, Художник по костюмам, Художник-постановщик |
52.03.06 Драматургия | 4 года | Драматург, Журналист, Кинодраматург, Литературный критик, Литературный редактор, Писатель, Продюсер, Радиоведущий, Сценарист, Телеведущий |
52.05.02 Режиссура театра | 5 лет | Актёр, Кинорежиссер, Музыкальный журналист, Музыкальный критик, Музыкальный редактор, Организатор массовых, мероприятий, Продюсер, Режиссер театра, Режиссер эстрады, Телережиссер |
55.05.01 Режиссура кино и телевидения | 5 лет | Арт-менеджер, Ведущий радио и телевидения, Кинокритик, Кинорежиссер, Продюсер, Режиссер анимации, Режиссер Интернет-программ, Режиссер мультимедиа-программ, Режиссер-постановщик, Сценарист, Телережиссер |
55.05.05 Киноведение | 5 лет | Искусствовед, Киновед, Кинодраматург, Кинокритик, Кинорежиссер, Литературовед, Редактор журналов, книг и передач о кино, Сценарист, Сценограф |
55.05.03 Кинооператорство | 5 лет | Видео оператор, Кинооператор, Монтажер, Оператор-постановщик, Режиссер монтажа, Телеоператор |
Звезда сериала «Интерны» Кристина Асмус – выпускница Щепкинского училища
Как поступать в театральный вуз
Для поступления в театральный институт мало получить высокий балл по ЕГЭ, необходимо подготовиться к ДВИ. Это творческое испытание, во время которого абитуриент должен продемонстрировать свои таланты. Бо́льшая часть успеха при поступлении зависит от этого этапа. Поразить жюри достаточно сложно. Недостаточно выучить стих наизусть.
Желательно начинать готовиться заранее, сразу как только приняли решение стать звездой. Запишитесь в театральный кружок или студию. Если вы хотите покорить эстраду, начните заниматься вокалом с преподавателем, учитесь танцевать. Все это вам пригодится для успешного прохождения этого этапа. Вид ДВИ зависит от факультета, на который вы хотите поступать.
В качестве творческого испытания могут быть:
Многие стараются произвести впечатление на комиссию и совершают следующие ошибки при поступлении в театральный институт:
Еще больше информации об ошибках при поступлении вы сможете узнать из этого видео:
Как увеличить свои шансы попасть в театральный вуз? Как мы уже говорили, начинайте готовиться заранее:
Мифы и реальность артистических профессий
Есть несколько фактов об артистических профессиях, которые могут показаться вымыслом.
̶ Драматический актер
̶ Актер музыкального театра
̶ Артист театра и кино
̶ Артист кукольного театра
Быть актером — это не выбор, это призвание, предназначение. Поступить в театральное непросто, еще сложнее закончить его с успехом. А уж стать известным актером и любимцем публики — это задача для самых целеустремленных. Постоянная работа над собой и развитие — вот основные ключи к успеху. И только вам решать, стоит ли оно того или нет.
«Поступить — не страшно. Страшно не уйти, если это не твое»
Наступает апрель, и длинная очередь из сходящих с ума от волнения абитуриентов выстраивается у дверей Высшего театрального училища им. Щепкина. С трудом пробираясь сквозь толпу, задумываюсь: насколько сократилось бы количество этих людей, если бы все осознанно подходили к решению «стать актером». Вот уже второй год я учусь в театральном и могу уверенно сказать: если бы мне при поступлении рассказали то, чем я хочу сейчас поделиться, — я бы развернулась и побежала подальше от этой профессии.
Что нужно, чтобы поступить
Каждый московский вуз, набирающий актерский факультет, требует примерно одного и того же:
— Чтение басни, стихотворения, прозы (желательно, по три на каждого).
— Песня, если умеешь петь. А если не умеешь — все равно песня. И танец по той же схеме.
— При дальнейшем прохождении — дополнительные задания из разряда «удиви меня», этюд на органическое молчание, задание по координации и ритмике, коллоквиум на общую эрудированность, речевые и пластические конкурсы.
Количество отборочных консультаций, туров и конкурсов может варьироваться, но это меняет лишь количество времени, проведенного в бесконечном ожидании своей очереди на прослушивание.
Самые распространенные ошибки поступающих
1. Приходить на прослушивания, ожидая, что все с раскрытыми ртами будут вам внимать
Нет, не надейтесь. В большинстве случаев на первых отборочных консультациях сидят педагоги курса, которые раз в четыре года проходят эту пытку в несколько тысяч человек. Всех надо послушать в течение двух-трех месяцев. Цифра примерная. Дело усложняет то, что ничего, кроме желания и записи, людям, мечтающим стать вторыми Смоктуновскими, не нужно. Эта бешеная практика позволяет приемной комиссии с одного взгляда определить, что представляет из себя абитуриент. Тогда они могут просто копаться в телефоне, когда ты выворачиваешь себя наизнанку, читая о судьбе Аксиньи из «Тихого Дона».
Но бывает и иначе. В случае с Константином Аркадиевичем Райкиным, например (до него еще, конечно, надо было дойти). Это один из немногих, кто слушает всех так, что даже те, кто не прошли, выходят довольными.
Когда мне посчастливилось через год самой сидеть на прослушках, уже на втором десятке я начала легко понимать: да или нет. Просто по уровню способностей (подробнее о них ниже). А дальнейший отбор происходит уже в зависимости от желаний педагогов, от дипломных спектаклей, которые они планируют ставить, и еще от моря субъективных причин. Поэтому, если ты способный, от тебя больше ничего не зависит. За дело берется Фортуна, и повлиять на это уже практически невозможно.
2. Я талантливый и способный. Главное, поверить — и я точно поступлю
Эта позиция возможна, но вы не представляете, как больно будет ломать эти иллюзии, когда с первого года поступить не выйдет. Поступают с третьего, четвертого и шестого раза. Поступают те, кто разбивают лоб и не боятся подняться и пойти заново.
Со мной на курсе учится девушка — поступала она четыре раза. Поговорив с ней, я проследила четкую эволюцию взглядов: «В первый год, когда начала проходить на конкурсы, набралась уверенности, появился восторг, а вместе с ним розовые очки. Они упали, когда поступить не удалось. На второй год шла серьезно, не радовалась таким мелочам, как проход на второй или третий тур, нацеленность была уже только на поступление. И по нарастающей — чем дальше, тем осознаннее».
Надо сразу быть к этому готовым. Одна абитуриентка этого года сказала мне, что больше всего боится не поступить, слететь везде, из-за этого сильно волнуется. Именно по этой причине чаще всего очень сильно страдает качество чтения на конкурсе — человек зажимается и не дает комиссии увидеть то, на что он способен. А «выглядывать» способность им не особенно интересно, больно уж большой конкурс.
3. Чем выше каблук и короче юбка, тем больше шансов поступить
Я видела этих «красавиц», которых третьего сентября в 8 утра в черной спортивной одежде на занятиях по мастерству актера не узнавали педагоги, которые сами их набрали. Поверьте, ничего хорошего в этом нет — будьте настоящими. Аккуратное платье или юбка с блузкой, средней высоты каблук, минимум украшений и естественный макияж не будут мешать вам (да и тем, кто вас слушает) сосредоточиться на главном. Не зря нам говорят: в конечном итоге актер на сцене все равно «голый». Только он и то, что он хочет донести до зрителя.
По этой же причине — совет другой категории абитуриентов. Тем, кому кажется, что он обязательно поступит, если будет находиться «в тусовке», общаться со всеми, с кем можно и нельзя, петь песни под гитару огромной компанией, шататься и показывать, как скучно в ожидании своего 139 номера на прочтение. Собирать все слухи насчет того, кто слушает, как слушает, как хотят услышать и что любят в каком вузе. Нет, так делать не надо. Это отвлекает вас и всех, кто вокруг вас. Поймите, эта информация лишняя и никакой пользы вам не принесет. Не распыляйтесь, не распространяйте свое внимание на это. Подумайте над материалом, почитайте, помедитируйте, разомнитесь, настройте себя на лучшее, зарядите себя положительной энергией, которую отдадите на прослушивании. Это очень сложно, волнение всеми силами не будет давать вам этого сделать, но надо справляться с собой. Но, в конце концов, это большая часть вашей будущей профессии.
Ожидания/реальность
(Со слов абитуриентов. Коротко)
Об актерском ремесле
Ожидания: «Я поступлю, мне дадут роль, я выучу слова, и режиссер будет собирать с нами отрывки, учить нас, и так три года, а на четвертый мы будем показывать дипломники».
Реальность: Первые два года тебе не дадут произнести со сцены ни единого слова. Первый семестр ты будешь играть торшеры, муравьедов, табуретки, зонтики, бобров, гусениц, цветочки, играть с воображаемыми предметами, со своим отражением в зеркале, а если очень повезет, то, возможно, даже сыграешь себя. Не расстраивайся, на втором курсе ты получишь первую роль и сразу поймешь, что… похоже сейчас еще слишком рано, может, еще тренингов?
Ожидания: «Будем заниматься актерским мастерством, ну и просто пары тоже будут. А еще танец и речь».
Реальность: Первый год уж точно — ты зайдешь в институт в 8 часов утра и выйдешь в 23.00, не считая ночных репетиций. Полдня ты будешь заниматься речью, танцем, общеобразовательными предметами (защищать доклады, отвечать на семинарах, сдавать рефераты), а вторую половину дня — около 6-8 часов будет длиться занятие по мастерству. Сюда не входит репетиционное время, поэтому все, что нужно подготовить самостоятельно, студент должен делать в «свободное» время. Когда и где? Никого не волнует.
Ожидания: «Об университетах все говорят, что тут за тебя никто ничего делать не будет, это не школа. Думаю, и тут так же».
Реальность: Все школьники в теории это понимают, а на практике приходят на первое занятие, садятся на стул и в их глазах читается — «учите меня становиться актером». И тогда в силу вступает самое главное, чему меня научили в театральном вузе: «научить нельзя, научиться — можно». Тут, если ты не несешь работу (заявки, предложения, отрывки, этюды и так далее), тебя, может быть, и не выгонят, ты сыграешь третий куст справа во втором акте, посидишь на свету, побрызгаешь водичку из-за кулис… но ведь когда ты поступал с таким трудом и усилиями — разве этого ты хотел?
Ожидания: «Если я буду работать и стараться, тогда я буду успешен, у меня будут роли. Надо просто доказывать, что ты лучший».
Реальность: «Справедливости в театре нет», — эту фразу на первом курсе нам повторяли чаще, чем любую другую. Даже чаще, чем вторую их любимую: «Кто пашет — тот и прав». Видимо, потому что они противоречат друг другу. Но справедливости ведь нет. Работать будут те, кто хочет работать. Выходить на сцену в показах, в зачетах, в экзаменах, в дипломниках и прочем — будут те, кого захочет худрук. Причиной этому может быть что угодно: личная симпатия, отсутствие работ (а показать студента надо), да и блат никто не отменял.
Ожидания: «Актерская среда — это высшее общество, я познакомлюсь с огромным количеством знаменитостей, а если буду успешен — сам достигну славы, почета, буду сниматься в кино…».
Реальность: Продолжение даже писать не буду, абитуриентка, отвечающая мне на вопрос, погрузилась в мечты, и достать ее было сложно. Все зависит от удачи, коммуникабельности и умении находить связи — возможно, вы и узнаете знаменитых людей. Но чем скорее это случится, тем скорее вы поймете, что это такие же люди, как и мы. И что актер — это просто профессия. Люди работают и зарабатывают деньги, приходят в театр, на съемочную площадку, работают многочасовые смены без перерывов в самых тяжелых условиях, а потом уходят домой. Отсутствие личной жизни, свободного времени и времени на себя — вот, что такое актер, когда он пытается подняться хоть на какой-то уровень и стать хоть немного успешным и востребованным.
Основные советы абитуриентам
На случай, если написанное выше вас не сильно испугало, и вы до сих пор читаете. Идите в эту профессию, если вы реально без этого жить не можете, а если можете — не идите. В эту профессию должны приходить психопаты. Если нет горящих глаз, все это пустая трата времени. Если ты хоть на секунду задумываешься о чем-то другом — это не твоя профессия. Поступить — не страшно. Страшно не уйти, если это не твое.
Как поступить в театральный вуз: что нужно для поступления на актера
Для поступления в большинство вузов России достаточно сдать ЕГЭ по определенным предметам и подать в приемную комиссию университета документы. С творческими профессиями дело обстоит иначе.
Мы расскажем, что нужно для поступления в театральный университет или техникум и стоит ли вообще туда идти. А еще советуем ознакомиться со списком лучших профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.
Ждем всех, кого интересуют темы поступления, учебы в вузе и трудоустройства в нашем телеграм-канале. С вас — подписка, с нас — крутые лайфхаки от опытных студентов.
Что нужно для поступления в театральный институт
Процедура поступления в театральный вуз отличается от поступления в инженерный или педагогический универ. Чтобы стать актером, нужно показать себя комиссии с лучшей стороны, а для этого недостаточно сертификатов ЕГЭ.
В комиссию, которая решает судьбу поступающих, входит мастер курса и несколько преподавателей. Они могут «забраковать» абитуриента на любом этапе поступления. Чтобы поступить на бюджет, будущий артист должен много знать и уметь.
Какие предметы нужны для поступления в театральный
При поступлении в театральный институт необходимо предоставить приемной комиссии только 2 сертификата ЕГЭ:
Вы приносите в приемную копии сертификатов, пишете заявление, потом начинается следующий этап.
Экзамены для поступления в театральный вуз
После подачи заявления абитуриенты приходят в определенные дни и читают комиссии программу. В нее входят:
Затем следуют еще 2 творческих испытания:
Тем, кому повезло прочитать программу, исполнить этюды и номера и при этом не разочаровать педагогов, предстоит пройти еще один этап отбора — коллоквиум. Это собеседование, на котором поступающего могут спросить о чем угодно: любимом блюде или отношении к смертной казни.
Есть учебные заведения, где на коллоквиумах задают вопросы, которые касаются только истории и теории театрального искусства. Однако в большинстве институтов это превращается в собеседование, цель которого — понять характер будущего артиста, увидеть, насколько он уверен в себе, способен не растеряться от неожиданного вопроса или замечания.
Что нужно, чтобы поступить в театральный
Кроме знания программы и ответов на коллоквиуме, мастер и преподаватели также учитывают:
Внешние данные — один из самых главных параметров. Абитуриенты рассказывают, что при поступлении в театральный преподаватели оценивали их параметры, одежду, прически и даже прикус. Так происходит потому, что каждый мастер ищет типажи, которые подходят его театру.
Что нужно, чтобы поступить в театральный институт? Желание и умение перевоплощаться
Как подготовиться к поступлению в театральный
Если вас не пугают экзамены для поступления в театральный и вы твердо решили связать свою жизнь с искусством, дадим несколько советов.
1. Выберите конкретного мастера или вуз, где хотите заниматься. Желательно при этом трезво оценить свои внешние данные и не пытаться штурмовать те институты, где ваш типаж не востребован.
2. Подбирайте произведения для программы, учитывая вашу внешность и внутренний мир. Педагогам нравится, когда абитуриент говорит о том, что волнует его самого, находит отклик в его душе.
При этом лучше не пытаться сразить всех оригинальностью и взять неизвестного автора. Обычно члены комиссии предпочитают классиков: Пушкина, Лермонтова, Цветаеву, Блока.
Постарайтесь выучить несколько произведений «про запас», если первоначальный вариант программы комиссии не понравится.
3. Запаситесь терпением: в большинстве театральных вузов очень высокий конкурс (до нескольких сот человек на место), а значит, на первых турах экзамена придется выстоять большую очередь. С каждым следующим туром будет оставаться все меньше абитуриентов.
4. Не нервничайте и не теряйтесь. Будьте готовы к любым поворотам. Преподаватели могут потребовать не просто прочитать программу, а, например, прокричать ее из окна.
5. Не расстраивайтесь, если не вышло поступить в театральный с первого раза. Вы можете попробовать силы в следующем году или выбрать другой вуз. Помните, что многие артисты попадали в вожделенный институт только с 5 попытки.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как поступить в театральный вуз на другие направления
Перечисленные этапы и советы касались тех, кто хочет поступить в театральный вуз на актера. Если вас привлекает профессия режиссера, готовьтесь к следующим испытаниям:
Хотите поступить на сценарный факультет? Предоставьте комиссии свои литературные работы с критическими рецензиями на них. Если они заинтересуют педагогов, вас пригласят на собеседование.
Как поступить в театральное училище
Если вы давно определились с будущей профессией и не хотите получать полное среднее образование, расскажем, что нужно для поступления в театральный колледж.
Программа экзаменов почти такая же, как и в театральном вузе, но желающих поступить после 9-го класса школы обычно меньше, чем после 11-го.
Стоит ли поступать в театральный вуз
Перед тем, как отправляться в приемную комиссию театрального института или колледжа, хорошо подумайте, точно ли вы готовы к сценической профессии. Работа актера — это не только слава, цветы и поклонники. Это огромный моральный и физический труд, тяжелые условия работы, раннее эмоциональное выгорание.
Поступать в театральный стоит тем, кто не представляет своей жизни без перевоплощений, кто любит взаимодействовать с публикой и кто готов примерить на себя любой образ. Именно таким людям будет интересно овладевать профессией артиста.
Кроме интересных предметов по специальности (пластика, сценическая речь, актерское мастерство), у студентов театральных вузов есть и дисциплины общего профиля: социология, экология, иностранный язык и пр. Если требуется помощь с любой учебной работой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты легко справятся с любым предметом.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.