В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет.
Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода.
Тренингграмотности
Традиционныеметодики
Развивающие методики
Запоминание созданного другими.
Ученики запоминают, как надо писать, всеми возможными способами, которые предлагает преподаватель. Предполагается, что моторные навыки должны формироваться с опорой на правильные образцы письма. Осмыслению правил также уделяется много внимания, но выбор буквы ученик осуществляет после того, как проработал образцы без пропусков.
Осмысление созданного другими.
Ученик должен понять правило и научиться обосновывать выбор буквы или знака, пользуясь этим правилом. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. Предполагается, что выбор по аналогии лучше «бездумного зазубривания» и поможет детям качественнее освоить правила.
Создание теоретического материала и собственных текстов. Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке. Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится. Ученики получают много творческих заданий. Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи. ;
Основные упражнения
Зрительные диктанты
Списывание текстов без пропусков букв
Запонимание таблиц с опорными сигналами
Постоянные маленькие диктанты
Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением)
Частые контрольные диктанты
Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания
Списывание слов по столбикам
Медленное самостоятельное выполнение тестов
Редкие контрольные диктанты
Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах
Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного)
Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания
Редкие контрольные диктанты
Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятся
Готовые правила в компактном изложении
Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания
Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта.
Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила.
Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила.
Задания на создание собственного текста.
Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками.
Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения.
Цель, которая будет достигнута в первую очередь
Повышение грамотности
Знание правил
Развитие мышления Раскрытие творческого потенциала
Для каких детей лучше подходит
Для правополушарных
Для левополушарных
Для левополушарных и правополушарных
Мотивация
Внутренняя
Вы видите, что я работаю с крайностями. Конечно, в чистом виде таких методик не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить эти три подхода. На мой взгляд, лучше всего это удалось авторам комплекта учебников программы «Школа 2100» Бунеевым. Я вывожу чистые типы методик для того, чтобы, опираясь на эту таблицу, преподаватели могли разобраться, что и зачем они делают в каждый момент на уроке, не упускают ли какой-то важной части.
Вы спросите, какой подход ближе лично мне. Смотрите на цели. На мой взгляд, русский язык надо изучать для того, чтобы ученик, в первую очередь, начал грамотно писать. А для достижения этой цели тренинговые методики работают эффективнее. Однако нельзя забывать и о развитии мышления и вообще о подаче материала левополушарным детям.
В любом случае выходит, что традиционные методики проигрывают по многим параметрам и развивающему обучению, и тренингу. Это не компромисс между крайностями. Традиционная программа не совмещает разные подходы, а уходит и от того, и от другого. Выпускники школ, которые учатся по обычным программам, на выходе не могут похвастаться ни грамотным письмом, ни развитой речью, ни гибким мышлением. А если и могут похвастаться, значит, преподаватель в значительной степени всё же использовал элементы развивающего обучения или тренинговые упражнения. Или то и другое в каком-то соотношении.
Надеюсь, мой материал кому-нибудь поможет в методологической работе над выработкой единой методики, совмещающей противоположные по принципам подходы. Если это, конечно, вообще возможно.
Важно понимать, что в таблице описаны только методы освоения орфографии и пунктуации. Сейчас я не веду речи о развитии лингвокреативности и подготовке к сочинению.
Чему нужно учить на уроках русского языка в школе? (Школьные сочинения)
Знания о родном языке необходимы для каждого его носителя. Язык помогает людям познавать мир, получать любую информацию, а также он учит выражать свои мысли.
Школа является главным местом, где каждый человек получает достоверные знания о своём языке. Преподаватели русского языка обучают учеников правилам, которые, так или иначе, влияют на построение грамотной речи. Во многом только от самого обучающегося зависит то, какие из знаний, полученных в школе, он будет применять на практике.
Как и любая другая наука, русский язык подвергается изменениям. На сегодняшний день большинство носителей русского языка используют в своей речи упрощённые формы слов, а также смешивают его с диалектом представителей англоязычных стран.
Такая форма общения наиболее удобна для современной молодёжи. Однако подобное отношение к родному языку приводит к его деградации. Некоторые школьники и их родители не видят смысл в познании языковых норм и в изучении грамоты. Они заявляют о том, что все эти правила только затрудняют процесс обучения, из-за чего школьники вынуждены тратить своё время на то, что им никогда не пригодится в жизни.
Если следовать современной тенденции общения и неполноценно использовать нормы русского языка в речи, то в скором времени он утратит свою самобытность. Поэтому я считаю, что школы не должны кардинально менять программу обучения. Ученикам важно знать историю своего родного языка, вот почему все орфоэпические, орфографические, пунктуационные и иные нормы должны быть изучены школьниками. Единственное, что важно добавить в школьную программу — обучение учеников применению всех языковых норм на практике, в особенности во время диалога с другими людьми. Когда мы не практикуем живое общение на иностранном языке, то все его теоретические аспекты забываются. Также происходит и с родным языком. Конечно, очень сложно привить себе навыки грамотного общения, так как мы живём среди большого количества людей, которые не задумываются о важности сохранения родного языка, а также не понимают необходимости в усовершенствовании своей речи.
В некотором роде можно согласиться с теми, кто считает, что значительная часть знаний, полученных на уроках русского языка в школе, зачастую не применяется учениками в жизни. Мы действительно не используем в своей речи устаревшие слова, которые непосредственно являются частью школьной программы. Слова высокого значения, также упоминаемые на уроках русского языка, нами практически никогда не используются в обыденной речи. Но как бы бесполезно не звучали данные правила в представлениях большинства русскоязычного населения, знать их необходимо хотя бы для того, чтобы отдавать дань прошлому и понимать, что из себя представлял наш язык раньше.
Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть, что современная система обучения школьников русскому языку является гарантом создания грамотного поколения, её упрощение приведёт только к потере уникальности родного языка.
Как повысить интерес учащихся к изучению русского языка
«Корень учения горек»,- говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.
Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Почему дети так безграмотны?
Заучивание слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становиться для учащихся ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил.
Большую роль в решении этой задачи могут сыграть разнообразные формы уроков, призванные учить живому языку.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Всегда можно найти что-то увлекательное в жизни (оно окружает нас). Надо только найти это и подать детям, побуждая их к подобным находкам и открытиям.
Почему бы не включить в школьный курс сочинения на грамматические темы? Кроме совершенствования письменной речи, логического построения текста, увеличения словарного запаса, эти темы способны напрямую развивать орфографическую зоркость, помогая практическому усвоению теории грамматических правил.
Порой этимологическая справка становиться незаменимым средством предупреждения орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами. Она очень важна как вспомогательный материал при словообразовательном анализе.
Учащихся с первых уроков надо вводить в удивительный мир слов, давать толкование фраз, использовать на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запоминается.
Большое внимание надо уделять развитию связной речи. Этому могут способствовать и загадки, которые активизируют мышление, дают большие возможности для наблюдений за окружающим миром, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Создавая свои учебники для детей, К.Ушинский и Л.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки.
Урок в пятом классе по теме: «Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова» можно начать с загадок, чтобы заинтересовать детей, настроить их на работу.
«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз).
Учащиеся называют отгадки, объясняют орфограммы и сразу же сами объявляют тему урока и его задачи.
Игра «Не подведи свой ряд» дает представление о том, как дети усвоили эту тему.
Учащиеся первого ряда называют слова со звонкой или глухой согласной, учащиеся второго ряда называют эту орфограмму. А дети третьего ряда объясняют, почему нужна именно эта согласная, а не другая, и подбирают проверочное слово.
В конце урока можно предложить интересное задание: составить сказку о медведе. В тексте должны быть слова со звонкими и глухими согласными. И дети стараются, пишут. Зачитывается несколько сказок. Получилось хорошо. Урок прошел интересно.
У учителя для проведения игр на уроках много материала (картины, таблицы, рисунки, интерактивная доска).
Очень важны шарады, ребусы, кроссворды. Этот занимательный материал поможет детям в усвоении орфографии.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе «игровых ситуаций». В практике используются игры с познавательным содержанием, игры-путешествия, игры-викторины и т. д.
Обращение к системе различных приемов облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Всякое запоминание легко и привлекательно, если опирается на интересные, занимательные формы обучения.
Кроме образовательных, уроки русского языка позволяют также решать ряд общепедагогических задач: нравственное воспитание учащихся, развитие их мышления, формирование умения самостоятельно мыслить и совершенствовать культуру речи.
Как обучать русскому языку? Как усилить практическую направленность обучения? Особое место в работе занимают также и такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.
Среди этих форм выделяются такие, как лекции, семинары, практикумы, консультации, зачеты, конференции, исследования.
При переходе к изучению той или иной темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для этого термины «интригующее начало урока», «эмоциональная завязка урока» и т. п. Сейчас учитель также не упускает возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого можно использовать анализ отрывков из художественной литературы, дополнительный материал, посвященный жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. А также создание ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике и достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.
С этой целью подбираются специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод создания познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме.
Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос «А кто думает иначе?». А если такой пример вызовет спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения педагога.
Учителя, наверное, не раз наблюдали, как меняется активность учеников в споре, как они перестают отвлекаться посторонними делами, как загораются у них глаза. Спор вызывает прилив новых сил и желаний.
Дискуссия на уроках организуется и путем обсуждения мнений учеников о том, как наилучшим образом построить ответы на тот или иной вопрос, какой избрать план изложения вопроса. И это тоже вызывает интерес к изучаемому предмету.
Все эти методы позволят учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.
Круглый стол «Чем нужно заниматься на уроках русского языка?»
Л.А. ГОНЧАР,главный редактор газеты «Русский язык».
Наша газета не раз уже писала о летних и зимних лингвистических школах, о Ломоносовском турнире, о 1-й Международной олимпиаде по лингвистике – обо всех тех научных мероприятиях, которые растят будущих лингвистов, создают социокультурную среду для одаренных детей в области гуманитарных наук. «Русский язык» – газета, конечно же, для учителей. Но, поскольку в нашем круглом столе принимают участие и школьники, скажу, что многие номера могут оказаться интересными и для них. Мы печатаем школьные рефераты, курсовые работы и проекты, посвященные языковым проблемам. У нас существует рубрика «Язык в задачах», которую ведет Елена Владимировна Муравенко – наш постоянный автор и главный организатор олимпиад по лингвистике. А теперь о самом круглом столе. Думаю, что его тема заинтересует и учителей, и старшеклассников, и ученых. «Чем нужно заниматься на уроках русского языка?» – вопрос для школы не случайный, хотя и таит в себе определенную полемичность. С одной стороны, все знают, чем мы занимаемся на уроках русского языка, а с другой стороны – если посмотреть на школьные уроки языка отстраненным взглядом, многое увидится по-другому. Учителя обычно жалуются, что в программе мало часов на русский язык, особенно в старших классах. Хочу обратиться к детям. Хватает ли вам тех часов, которые выделяются на русский язык? Сколько уроков русского у вас в неделю? Перед нами сидят победители олимпиад, участники факультативов и кружков, которые, как правило, учатся не в обычных классах и школах. Тем интереснее задать им этот вопрос.
ЖЕНЯ ЗОТИНА,11-й класс, школа № 147.
Я учусь в обычной московской школе. У нас русский язык бывает один раз в неделю. Но мы там толком ничем не занимаемся, потому что наша учительница считает, что мы уже все прошли и больше с нами заниматься нечем.
А у нас все по-другому. На уроках мы разбираем тексты. При этом никакими учебниками мы не пользуемся. Часты споры, дискуссии, нормой является диалог. Я бы сказала, что уроки русского языка – это такие «разгрузочные» уроки среди других, скучных уроков, на которых все обычно спят.
ВАЛЯ ЕФАНОВА, 11-й класс, школа № 1060.
Мы повторяем правила, которые нам уже известны. Это скучно. Если же мы хотим узнать что-то интересное, то идем в кружок или на факультатив. Почему в кружке интереснее? Там мы занимаемся тем, чем хотим, там ничто не связывает учителя. Я имею в виду программу. На факультативе примерно то же, что и здесь, в Школе (Школой и взрослые, и дети сокращенно называют ЗЛШ. – Ред.). Только в Школе намного лучше. Здесь мы слушаем лекции известных лингвистов страны, участвуем в семинарах. Здесь говорят о живом языке.
ОЛЯ ОЛОХТОНОВА, 11-й класс, школа № 1508.
А то, что мы проходим в школе, к нам, ученикам, имеет самое отдаленное отношение. Мы учим правила, занимаемся орфографической тренировкой. Но если спросить человека, окончившего школу, что он помнит из школьной программы, то окажется, что он почти ничего не знает, он – полный невежда в лингвистике.
Е.С. АБЕЛЮК, заслуженный учитель РФ, Научно-исследовательский институт развития образования, зав. лабораторией словесности.
Мы услышали точку зрения старшеклассников. По их мнению, то, чем они занимаются на уроках, к ним самим не имеет отношения. Они хотят заниматься живым языком, а мы им предлагаем некий суррогат, ненужные, формальные знания о языке, без которых вроде бы вполне можно обойтись. Вопрос к детям: неужели школьная программа абсолютно исключает занятия живым языком?
ЖЕНЯ ЗОТИНА. Да, исключает. Уроки русского в школе – это чаще всего рутина. Мне лично гораздо интереснее заниматься математикой. Хорошо, что на нашей Зимней школе не противопоставляют язык и математику. Вот почему мне здесь интересно.
УЧИТЕЛЯ (общее мнение). То, что говорят дети, ни для кого не секрет. Мы задавлены учебными программами, контролем. На лингвистику времени не остается, на живой язык – сразу вспоминается название замечательной книжки Корнея Чуковского «Живой как жизнь» – времени нет.
Татьяна Урядникова, гимназия № 1522, г. Москва
И.И. МИШКЕТКУЛЬ, Ногинская гимназия, учитель.
Проблема на самом деле не в программах и учебниках, а в нас, учителях. Все программы в общем-то одинаковые. Во всех учебниках говорится об одном и том же: о падежах, склонениях, частях речи… Другое дело – как об этом говорить. А вот это уже задача учителя. Расскажу о своем опыте. В 5-м классе я начинаю со слова. Лексику я ставлю на первое место. Значение слова, происхождение, употребление – все это безумно интересует детей. Пишем мы очень мало, больше говорим. Через два месяца я говорю детям: «А теперь посмотрим на слово с другой точки зрения – фонетической. Будем исследовать, как слово звучит, из каких звуков оно состоит». Транскрипцию мои ребята любят больше всего на свете. Их хлебом не корми – дай разобрать слово. Затем мы начинаем изучать словообразование, чуть позже – грамматику. И так до 11-го класса. А в одиннадцатом мы занимаемся анализом текста, редактированием. В общем, движемся все выше и выше. Дети с удовольствием идут на уроки. Думаю, что все зависит от учителя, от его умения интерпретировать программу. Нет плохих учеников, любого ребенка можно вовлечь в интересную работу. Это мое кредо.
Т.В. ЗОТИНА, учитель школы № 396, Москва.
Позволю себе одну реплику, касающуюся выступления Ирины Ивановны. У каждого из нас свои предпочтения, свои любимые разделы и темы. Мне кажется, что заниматься анализом текста и редактированием в 11-м классе уже поздно. Эту работу нужно начинать гораздо раньше. Если не научить детей с пятого класса работать над ошибками, в том числе речевыми, то к 11-му классу они не смогут редактировать свои сочинения.
М.А. ПИНСКАЯ, учитель школы № 1060 – Московской вальдорфской школы.
Мы много говорили о программах. На самом деле программа ничего не запрещает. В 6-м классе изучается раздел «Лексика» и, в частности, тема «Заимствованные и устаревшие слова». Эта тема естественным образом связана с вопросами происхождения языков, классификацией индоевропейских языков. Именно в шестом классе я рассказываю о близких и дальних родственниках русского языка, ввожу понятие языкового древа. Почему в шестом? Да потому, что в этом возрасте дети еще не утратили интерес к языку, они открыты любому новому знанию. Я предлагаю новое не как жесткую схему, а как некий образ, тайну, «образное переживание» непростой языковой проблемы. Кроме того, эти сведения ложатся на определенный культурный пласт, который дети осваивают начиная с 3-его класса. В начальной школе наши ученики узнают об Адаме, раздающем имена, о Вавилонской башне. У них формируется свое понимание языка, понимание через вживание в язык, переживание его, его истории и современного состояния. Есть некая закономерность во всем том, что мы делаем на уроках, знания нужно выстраивать в систему. А программа? Программа не запрещает нам заниматься тем, чем мы считаем нужным.
И.Б. ИТКИН, кандидат филологических наук, Институт востоковедения РАН, научный сотрудник.
Лингвистикой нужно начинать заниматься как можно раньше. В науке о языке существуют так называемые общие места, которые стали общими лет так шестьдесят назад. Возьмем, например, учение о предложении. Наука давно ушла вперед, а в школе преподается синтаксис «времен Очакова и покоренья Крыма». Но ни эти «общие места», ни сама лингвистика, к большому сожалению, не доходят до школы.
Л.А. ГОНЧАР. А нужно ли все общие, как выразился Илья, места лингвистики вводить в программу?
Е.С. АБЕЛЮК. Очевидно, не все научные открытия нужно нести детям. Но Илья прав, разрыв между академической и школьной лингвистикой сейчас, пожалуй, слишком велик. Давайте повернем разговор в несколько иную плоскость. Хочу предложить такой вопрос для обсуждения. Может быть, все беды в том, что задача формирования грамотности – а это, безусловно, задача важная – затмевает другие? Все-таки нельзя сводить изучение языка в школе только к формированию грамотности.
И.И. МИШКЕТКУЛЬ. А без этого нельзя. Мы обязаны научить детей грамотно писать.
Светлана Абрамова, лицей № 1511 при МИФИ
В.М. АЛПАТОВ, доктор филологических наук, Институт востоковедения РАН, зам. директора.
Позвольте мне вступить в разговор, так сказать, с позиций постороннего. Я никогда не преподавал в школе. И тем не менее меня, как и каждого человека, волнуют вопросы обучения языку. Зачем вообще нужен русский язык в школе? Правильно сказали, что если нет связи с жизнью, то ничего достичь нельзя. Приведу два примера. Японцев однажды спросили, зачем им нужен английский язык. 80 процентов ответили, что английский язык не пригодился им ни разу в жизни, а 20 – что пригодился один раз, когда они сдавали экзамены в вуз. Другой пример. Во времена моей бабушки-казачки в станице обсуждали вопрос о том, нужно ли девочек посылать в школу, нужно ли обучать их грамоте. После долгих споров решили, что посылать все-таки стоит, хотя бы для того, чтобы они могли при случае прочитать письмо от мужа с фронта и написать на него ответ. Вот вам связь с жизнью, вот вам мотивация. И раньше, и сейчас главной остается задача обучения орфографии. Все в общем-то сводилось и сводится к этому. Но ведь орфография – наука догматическая. Освоение русской орфографии может хорошо идти у человека с одним складом ума и плохо – у человека с другим складом ума. Мне представляется, что учитель, который любит излагать орфографические правила, обычно плохо, догматически преподает литературу. И с этим надо считаться, это вытекает из самой природы орфографии. Итак, первая задача обучения в школе – это обучение орфографии и пунктуации. Вторая задача – научить правильно и красиво говорить по-русски. Это задача обучения риторике в широком смысле этого слова. Не построение речи вообще (чему учили старые риторики), а обучение конкретным вещам – правилам построения деловых текстов, умению общаться публично, вести диалог. Третья задача – задача обучения лингвистике. Человек должен выходить из школы с каким-то минимумом знаний о науке, которую он изучал в школе. Ведь выходит же выпускник с каким-то багажом знаний по истории, химии, биологии… Почему же он не имеет никакого представления об индоевропейских языках, о родстве славянских языков, о самых разных живых и мертвых языках? Итак, перед нами вырисовываются три задачи: обучение грамотному письму, обучение хорошей устной речи и освоение лингвистического минимума.
Е.С. АБЕЛЮК. Думаю, что о целях языкового образования можно говорить еще очень долго, а сами эти цели расширить. К примеру, работая с текстом, изучая законы его построения, мы, в конечном счете, учим учеников думать. Эта задача – обучение культуре логического мышления – не менее важна для школы, чем обучение просто грамотности.
В.М. АЛПАТОВ. Думать мы учим на всех уроках. Надо только различать два вида «думания»: «думание вообще» – это как раз то, чем занимаются все предметники без исключения, и обучение формальным приемам мышления – это прерогатива уроков математики и уроков русского языка. Именно здесь мы находим точки соприкосновения предметов, обычно противопоставленных в сознании школьников.
И.А. ШАРОНОВ, кандидат филологических наук, Институт лингвистики РГГУ, декан факультета теоретической и прикладной лингвистики.
Вопрос о том, чем нужно заниматься на уроках русского языка в школе, закономерно привел нас к обсуждению целей и задач обучения языку. Цели эти обозначены в программе. Здесь много говорилось о том, что программы и стандарт сковывают работу учителя, загоняют ее в прокрустово ложе. Два слова в защиту программы. Программы ничего не уничтожают и не запрещают. И если мы уберем программы вообще, то ничего хорошего не получим. Владимир Михайлович Алпатов рассказал нам о мотивации столетней давности: почему посылали в школу девочек-казачек. У современных выпускников и их родителей мотивация другая, но тоже сугубо прагматическая: все мы хотим, чтобы наши дети поступили в вузы, продолжили обучение. А для этого они должны иметь некий стартовый уровень по русскому языку, который и обеспечит им поступление.
Е.В. МУРАВЕНКО, кандидат филологических наук, Институт лингвистики РГГУ, доцент.
Я работаю со студентами, а не со школьниками, и хорошо вижу, чему школа не научила, какие свои задачи она не выполнила. Первокурсники не умеют грамотно писать, не умеют связно говорить, не умеют доказывать свою точку зрения… – можно еще долго продолжать, чего они не умеют и не знают. Задаю конкретный вопрос на семинаре, а в ответ слышу все что угодно, но только не ответ на сам этот вопрос. То же самое на олимпиадах. Дается задание: «Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха». В половине работ школьники пишут фонетический разбор всех слов без исключения, хотя никто этого от них не требовал. Нужно учить детей точно и доказательно отвечать на поставленный вопрос, учить культуре мышления.
Н.Г. БРАГИНА, кандидат филологических наук, Институт русского языка им. А.С.Пушкина, старший научный сотрудник.
Это касается не только школьников и студентов. Мышление наших молодых ученых грешит тем же недостатком. Многие работы российских физиков не публикуют за границей только потому, что половина из них начинается с цитат, имеющих к содержанию самих статей косвенное отношение. Западный стиль написания научных работ иной. Там требуют, чтобы все сильные позиции были заявлены в первом абзаце. Разве не этому мы должны учить и детей?
М.А. ПИНСКАЯ. Уже говорилось о том, что задачи обучения мышлению и речи – это задачи не только уроков русского языка. Да, конечно, мы учим ребят логично, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, учим аргументировать свою позицию. Все это очень важные коммуникативные умения. Но в чем тогда особенность именно наших уроков, разумеется, в тесной связи с уроками литературы? Работая в собственно языковом пространстве, мы должны все делать для того, чтобы дети испытывали чувство радости и наслаждения от языка, от занятий языком. Разумеется, живым языком.
Л.А. ГОНЧАР. Думаю, что с Мариной Александровной Пинской согласятся не только все участники нашего круглого стола, но и все те, кому небезразлична судьба предмета «Русский язык» в школе. И, если каждый из нас будет стремиться к выполнению тех задач, о которых мы говорили, в конечном счете, выиграют все: и дети, и учителя, и лингвисты.