Чему нужно учить детей
Чему учить ребенка в первую очередь?
Лилия Герасимова
Чему учить ребенка в первую очередь?
Нужно научить детей соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенказаботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.
Также нужно научить их быть вежливыми. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и дoбpoжeлательнoe поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают неподдающиеся на первый взгляд двери.
Хорошо если ребенок научится извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с душиЖизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз,пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.
Надо обязательно научить слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию, и в работе (проходить собеседования, вести переговоры, и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.
Надо научить ребенка знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.
Конспект собрания «Чему мы научились за год» Цель: подведение итогов образовательной деятельности. Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной.
10 причин учить ребенка музыке 10 ПРИЧИН УЧИТЬ РЕБЕНКА МУЗЫКЕ Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино.
Чему может научить ребёнка театр? Театр способен научить ребёнка быть внимательным зрителем, значит, вырастить человека, способного выслушать и проникнуться проблемами других.
Чему следует научить ребенка к 6 годам. Карточки-памятки для родителей Чему следует научить ребенка к 6 годам Карточки- напоминалки для родителей: Мелкая моторика: • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть.
Как учить ребенка петь Как учить ребенка петь Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого: он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет.
Консультация для родителей «Как научить ребенка учить стихи» Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого.
Консультация для родителей в младшей группе «Учить ребенка говорить» Порой умственно психически нормальные дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много.
Нужно ли учить детей играть? В современном обществе игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду.
Рецензия на дидактическую игру «Что к чему» Рецензия на дидактическую игру «Что к чему» 1. Фамилия, имя, отчество автора: Сопельняк Ирина Антоновна 2. Должность : воспитатель 3. Название.
Экологический проект «Мусор Земле ни к чему» Экологический проект «Мусор Земле не к лицу». “Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наша Родина превратится в свалку!” Цель.
В будущее возьмут не всех: чему учить детей, чтобы они были успешны
Роботизация, искусственный интеллект, искусственные нейросети — это не выдумки фантастов, а реальность, в которой мы живём. Технологии развиваются быстро, изменяя нашу жизнь. Скоро искусственный интеллект вытеснит людей из многих сфер деятельности. Кем будут наши дети? Наш блогер, психолог Мария Курандина, рассказывает, какие навыки пригодятся детям в будущем.
В нулевые мои приятели поступали на экономический и юридический и будущее казалось безопасным и предсказуемым. Прошло всего пару десятилетий, и мы стали свидетелями изменений, предсказанных в фантастических романах: освоение космоса, роботы и нанотехнологии. Чем дальше, тем больше функций отвоёвывает искусственный интеллект.
Однажды моя клиентка и одновременно хорошая подруга Лена сказала: «Нашим родителям было проще: школа, универ, работа. Помог ребёнку пройти этот цикл — считай, что устроил его в жизни».
Задача образования сводилась в основном к запоминанию информации и решению задач при наличии известных вводных. С этими знаниями и навыками можно было успешно жить и работать многие годы, даже подниматься по карьерной лестнице. Наши родители подолгу работали на одном месте. Они привыкли к тому, что жизнь менялась медленно. Всё было понятно на годы вперед. Мы частично унаследовали потребность в предсказуемости и понятности, поэтому сейчас наши головы идут кругом от масштаба и скорости изменений. Ещё больше растерянности, если речь о будущем детей.
Профессии менялись всегда: на смену одним приходили другие. Сейчас перед нами качественно иной вызов постиндустриального общества, и очень скоро — искусственного интеллекта. Не хочу говорить об угрозах искусственного интеллекта, которых уже опасаются многие, остановлюсь на ближайшем будущем.
Возможности человеческого мозга огромны: миллионы нейронных связей, связь с интуицией и подсознанием. Это неизменно. Изменились условия и запросы времени. Сейчас время информации, скорости, искусственного интеллекта. Можно бесконечно спорить, плохо это или хорошо, но есть объективная реальность. Чем ближе мы к этой реальности, тем больше шансов к ней адаптироваться и не тратить силы на бессмысленную борьбу. Со множеством задач искусственный интеллект справляется лучше. Скоро он прочно войдёт в нашу жизнь, заменит собой не только рутинную работу, но и интеллектуальную и высокотехнологичную: от юристов до нейрохирургов, не говоря уже о рабочих профессиях.
Знания — это не навыки. Давайте учить детей тому, что им действительно пригодится
Искусственный интеллект может намного быстрее и эффективнее сканировать огромные объёмы информации, анализировать, находить оптимальное и точное решение. Это лучше, быстрее, здесь нет человеческого фактора, корпоративных проблем и трудовых споров, а скоро это будет и дешевле.
Прогнозы футурологов сбываются, в будущем мы увидим фантастические перемены. На первый взгляд неплохо, но что будет с людьми? Оставшись без работы, мы рискуем лишиться и заработка. Произойдёт расслоение населения на тех, кто нужен, и кто, увы, нет.
Наличие работы станет маркером реальной ценности для общества. Тех, кто не будет представлять ценности, ждёт суровая конкуренция за ресурсы
Будущее потребует совсем иных способностей и навыков. Чем мы можем помочь нашим детям? Какие профессии будут актуальны? В каком направлении смотреть? В мире, который меняется каждый день, невозможно предугадать конкретные факты. Как делать ставку на профессию, грозящую устареть уже к концу университета? Можно предполагать, что в сфере человеческого труда останутся творческие и креативные профессии. Они ещё не подвластны алгоритмам. В цене будут люди, способные на творческий поиск нестандартных решений, а также способные прогнозировать будущее и ставить задачи искусственному интеллекту.
Мы выходим за рамки конкретных профессий и описываем человеческие качества, которые никогда не отнимет никакой искусственный интеллект. Вопрос не в том, какими будут профессии будущего, а намного шире: какими навыками и качествами должен обладать человек будущего?
Не просто навыки, а метанавыки:
В мире, где каждый день тонны информации атакуют мозг, этого будет недостаточно. Будут меняться не только события, но и смыслы. Что вчера было плохо, сегодня — уже хорошо. Что вчера невозможно, сейчас реальность.
Психологи и психиатры считают, что для сохранения душевного равновесия необходимы опоры, чтобы что-то оставалось постоянным и неизменным, давало ощущение безопасности. Где взять опоры, если вокруг такая карусель? Нашим детям понадобятся не только навыки, но и качества человека будущего:
Последнее, пожалуй, лучшее, чему их можно научить.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
15 вещей, которым нужно научить ребёнка до школы
Родители переживают перед школой о том, как ребёнок читает, считает или пишет. Но есть ещё огромное количество вещей, которые лучше усвоить до первого класса. Наш блогер, коуч Светлана Рерих, поделилась своим списком из 15 необходимых навыков.
Кажется, что ребёнок ещё такой маленький, что времени ещё так много. А жизнь так — оп, и 1 сентября. Оказывается, что ребёнок и этого не умеет, и этого не знает, и так не может… Если бы мам пускали в школу на уроки, половина класса бы так за ручку и ходила лет до 13. Потом бы дети просто сбежали из школы или из дома.
Позволить ребёнку самому что-то делать — огромное мамино достижение! Ещё есть время научить ребёнка элементарным, но обязательным для самостоятельной личности вещам. Например:
1. Говорить полными фразами
— Меня зовут Светлана Витальевна Рерих. А тебя?
— Меня зовут Антон Денисович Иванов.
— Очень приятно! Мне нравится смотреть, как садится солнце. А что нравится тебе?
— Мне нравится собирать цветные камешки на пляже.
Добивайтесь полных ответов на вопросы. «Что ты ел у бабушки?» «У бабушки я ел сырники с клубничным вареньем». Научите ребёнка отвечать на вопросы, как его зовут, как зовут папу и маму, полный адрес проживания и ваш номер телефона. В пять лет это может запомнить любой ребёнок! Раз десять повторите по дороге в парк — запомнит.
Зачем?
2. Быть самостоятельным
Поставить чашку с горячим чаем на стол — рано, а вот убрать пустую в раковину да ещё и мамину отнести — уже можно. Положить одежду после прогулки в корзину с грязным бельём, собрать игрушки на прогулке, положить корм кошке. Сможет? Ещё как! Старательно. Со всей ответственностью. Дети любят выполнять «сложные» поручения, потому что только так они растут.
3. Управлять своим телом
Нет ничего более простого, чем научить ребёнка кататься на роликах и велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, наконец. Тело — это то, чем ребёнок может руководить. Помните, как в детском саду: руки на пояс, ногу на пяточку? Если он научится управлять своим телом, он научится управлять собой. Если он научится управлять велосипедом, он поймёт, как его тело может влиять на другие механизмы.
4. Понимать, что такое время
Мы, мамы и папы, хотим, чтобы ребёнок всё успевал. Вовремя начинал. Вовремя заканчивал. А что такое это «вовремя» вы когда планируете ему объяснять? Честно, у кого есть дома обычные часы со стрелками? По старому будильнику можно понять, увидеть, почти потрогать пять минут или час. К годам шести-семи любой ребёнок в состоянии научиться различать стрелочное время и заметить, что можно успеть сделать-посмотреть-нарисовать-придумать, пока большая стрелка не соединится с маленькой или с определённым числом. Как вас в детстве учили?
10 нелепых ситуаций, в которых наверняка окажется первоклассник
5. Договариваться
Разговаривать с людьми, обмениваться игрушками в песочнице, покупать мороженное, здороваться с билетёрами в кинотеатре и продавцами в дежурном магазине. Пяти-шестилетка в состоянии ответить на вопрос «как его стричь». Не отвечайте на вопросы, которые предназначаются не вам! Своими ответами за него вы только обесцениваете ребёнка и его мнение. Сейчас умение строить коммуникации и уверенность в себе часто значат больше, чем образование или уровень IQ.
6. Посетить все «музеи мира»
Особенно те, в которых можно трогать, делать что-то самим, с лабораториями и мастер-классами. Если есть дома телевизор (ради бога, только не в детской и не в фоновом режиме!), пусть идут только познавательные каналы. О путешествиях (настоящих, а не с блогерами), животных, на английском языке. Всё, что входит в уши и голову ребёнка, должно быть ценным!
7. Любить поэзию
Стихов много не бывает. Стихи учатся быстро и легко. Учите стихи по дороге в детский сад, с прогулки, повторяйте на ночь. Пишите стихи. Складывать рифмы — самое занимательное дело, на мой взгляд. И словарный запас всё больше, и определение звуков и слогов «на слух», и развитие творческого воображения.
8. Рисовать
Это продолжение предыдущего пункта про творчество. Не умеете сами рисовать — цените то, что рисует ребёнок. Восхищайтесь. Берегите каждый рисунок. Устраивайте выставки. Домашние, для своих, но выставки. Принимайте участие в конкурсах во дворе или интернете. Проведите аукцион рисунков, и вместе с ребёнком отдайте заработанные средства на благотворительность или положите в его копилку (вместе решите, на что копите). Важно научить ребёнка создавать что-то ценное для него и для мира, научить видеть ценное в своих возможностях и талантах.
9. Готовить печенье
Овсяное, например. Чем это хорошо? Вы научите ребёнка соблюдению алгоритма действий, пониманию важности пропорций, контроля за количеством, качеством и собственным участием. Вот и будильник опять пригодится! Тут уже нельзя отвлечься на мультик, игру. Если ещё добавить смысла этому процессу, печенье превратится в радость сестрёнки, подарок для папы, угощение для друзей. Эмоции не купите никакими подарками!
10. Развивать внимание и память
Кто сказал, что нужно ходить на развивашки (да простят меня детские центры)? Развивать внимание и память нужно постоянно, а не два раза в неделю по часу в компании таких же дошколят. Окружите ребёнка лабиринтами, картами мира, картинками на сравнение, словами и буквами, математическими примерами. Что на стенах вашей детской? Плакаты из мультиков? Телевизор? Развитие мыслительных процессов и эмоционального интеллекта происходит постоянно. Силами папы и мамы.
11. Уделять внимание ритуалам
Про важность ритуалов написано и сказано много. Ритуалы — это определенный порядок действий. Для ребёнка это предсказуемость будущего, стабильность, заземленность. После обеда — сон. Вечером — сбор игрушек, ванна, пижама и чтение сказки. Введите ритуалы. Утренний, вечерний, выходного дня. Я наблюдала случаи, когда дети переставали грызть ногти после создания и соблюдения элементарного режима дня.
12. Считать деньги
Уже пора. А когда ещё? Научились считать до десяти — введите карманные деньги. Просто так, не за «работу по дому» и ни в коем случае не за чтение книг. Определенную сумму в определенное время. Расскажите, как ребёнок может использовать деньги: копить на что-то желанное, тратить на прогулке, дарить. Это только его деньги, как их тратить решать только ему. Вы не контролируете это и не обсуждаете. Со временем он научится и тратить, и копить, а потом и зарабатывать.
7 детских вопросов про деньги и экономику, которые поставят в тупик даже взрослых
13. Читать как можно больше и чаще
Прочитали — обсудите. Спросите о главном герое. Как его зовут? Чем он занимается? О чём думает? Куда идёт? Простые вопросы об услышанном. Простые ответы. Сейчас научится слушать вас, а в школе услышит учителя.
14. Хвалить себя
В любом курсе личностного роста для взрослых есть задание «завести дневник успеха» и каждый день записывать туда всё, что получилось сегодня. Нас никто не учит с детства хвалить себя, видеть победы и собственное развитие! А надо! Нельзя перехвалить ребёнка. Осознанной любви много не бывает. Каждый день\неделю\месяц\год важно видеть свой рост, свои достижения во всех сферах. Что сегодня? Сам разобрал сумку после тренировки? Сам убрал чашку после обеда? Самостоятельно проснулся? Мы с детьми «выращиваем дерево успеха»: на ватмане к дереву приклеиваем ладошки-листочки, на каждом пальчике которых записаны сегодняшние победы и просто радости. Маша поделилась конфетой? Ездили с папой на каток? Позитивное мышление можно тренировать. Способы ограничены только вашей фантазией.
15. Быть добрым
Практически каждый родитель слово «добрый» называет одним из первых в списке хороших качеств ребёнка и тут же запинается в попытке перечисления тех самых добрых дел. Почему вы думаете, что он добрый? Что доброго делает ребёнок? Расскажите ему, что есть люди, которые без его помощи не справятся. Отведите в благотворительную организацию. Покажите на деле, как и чем он может быть полезным миру и другим. Покажите, что доброта — это всегда действие.
Большой список получился, но не страшный. Расскажите, что возьмёте в жизнь!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос
Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.
Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»
1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).
Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.
К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.
2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.
Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.
3. Быть самостоятельным
Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.
Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.
Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.
4. Нести ответственность за свои поступки
Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.
Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.
У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.
5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.
Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.
6. Уметь защищать себя
Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.
Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.
7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания
Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.
8. Уметь уважать себя и других
Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.
Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.
9. Говорить «нет»
Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.
Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.
10. Не бояться обращаться за помощью
И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.
Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.