чему не учили детей в церковных школах
Стоит ли отдавать детей именно в православную школу?
Ответы пастырей
Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?
Очень важна симфония семьи и школы
Православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий
Священник Лев Аршакян, преподаватель Нового Завета в Троицкой православной школе (Новая Москва) и духовник общества слепоглухих «Эльвира»:
– Я считаю, что православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий. Если есть возможность, чтобы дети ходили в православную школу, надо к этому стремиться. Понятно, что не нужно идеализировать православные школы и думать, что там все прямо такое розовое и пушистое. Там могут быть те же страсти, те же грехи, те же проблемы, но там есть и священники, которые толкуют Евангелие, есть молитвы. В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы.
К выбору школы надо подходить с рассуждением
– Давайте вместе порассуждаем. Чего хотят добиться православные родители, как и любые другие любящие своих детей родители, отдавая своего ребенка в ту или иную школу? Они, скорее всего, во-первых, заботятся о том, чтобы эта школа была с достаточным уровнем квалификации учителей. То есть чтобы там профессиональными педагогами детям давалось хорошее качественное образование. Во-вторых, чтобы в школе была нормальная атмосфера в общении между детьми. Чтобы дети не ругались матерными словами и не увлекались повально рэперами, которых, к сожалению, слушают миллионы наших соотечественников, чтобы во дворе не находили шприцы и т.д. И, в-третьих, наши православные родители хотят, чтобы в школе была мировоззренческая вероучительная установка в преподавании и общении, которая соответствовала бы их взглядам и которая помогла бы их детям вырасти православными христианами. Если удается найти школу, в которой эти три фактора действительно присутствуют – высокий профессионализм педагогов, добрая атмосфера общения между детьми и адекватное, корректное и деликатное преподавание вероучительных дисциплин и всего того, что связано с нашей верой, – то в такую школу надо отдавать своего ребенка, даже не задумываясь.
Соприкосновение с обычной жизнью поможет ребенку осознавать свою веру как ценность
Но вся проблема в том, что найти такую школу очень непросто. В одной – не очень высокое качество преподавания. В другой, при декларируемых принципах отбора детей из православных семей, высокая цена за обучение и сложности экономической ситуации приведут к тому, что в школу будут брать детей большей частью не из православных, а просто из обеспеченных семей. А, скажем, в третьей школе вероучительные дисциплины могут даваться слишком формально и чрезмерно строго, без должного такта, отбивая тем самым у учеников желание искренне и всерьез заинтересоваться Православием.
Поэтому в целом мне кажется, что выбор родителями здесь должен осуществляться индивидуально. С одной стороны, очень хорошо, если удастся найти школьный оазис благочестия, в котором будут даваться хорошие знания. С другой стороны, очень важно не перекормить детей, не сделать так, чтобы вера и жизнь Церкви из того, к чему стремится душа и в чем хочется укорениться, станет тем, чего так много вокруг, от чего захочется бежать в светскую жизнь.
Могу поделиться и нашим личным опытом. Мы своих детей не отдавали в православные школы. Думаю, что то, что дается в семье, и то, что можно вынести из участия в церковной жизни и занятий в воскресной школе, – этого вполне достаточно. А соприкосновение с обычной жизнью, в том числе с обычной школьной жизнью, только поможет ребенку с довольно юного возраста осознавать свою веру как ценность, которую нужно уметь защищать и за которую нужно уметь держаться. Могу сказать, что мы об этом выборе не пожалели.
Православие должно быть и дома, и в школе
– Вспомним древнюю мудрость: душа ребенка как чистое полотно для живописи – что художник изобразит на ней, доброе или злое, то и останется. Отдавая ребенка в школу, мы отдаем его в руки художников, которые что-то изобразят на его душе. И не только у педагогов учатся дети в школе, но еще и друг у друга: перенимают привычки, вкусы, манеры поведения. Поэтому решающим является не только учитель, но и одноклассники, и в целом тот дух, который царит в данной школе.
Православные школы возникли как попытка отвоевать хотя бы часть образовательного пространства, чтобы спасти детей от тотальной разрухи 1990-х годов. Когда кругом шел развал, распространялись разврат и наркомания, православные люди организовались и создали школы, как островки спасения. За двадцать с лишним лет православные школы прошли большой путь и накопили опыт. Были преодолены ошибки, неизбежные поначалу на этом пути. И чрезмерное законничество (когда на первом месте – соблюдение правил церковных, а на втором – дух любви), и непрофессионализм отдельных педагогов (по принципу: «лишь бы был православным, а как учит, и так сойдет») – всё это к настоящему времени удалось сгладить, выправить.
Мои трое детей учатся в православной школе, и я еще ни разу об этом не пожалел. Я вижу, что учителя вкладывают себя в детей, делают это от сердца, с любовью. С учителями очень добрые, теплые отношения. У детей – интерес к учебе. Есть и совместные паломничества, и множество мероприятий, творчество, для мальчиков – физическое развитие, выезды на военно-патриотические сборы, соревнования. И зачем мне другая школа?
В православной школе не нужно приспосабливаться под чуждую среду
Мне есть с чем сравнить. Старшего ребенка, когда ему было шесть лет, мы отдали в детский сад на подготовительную группу к школе. Это было вполне мирское учреждение, очень приличное, с хорошими педагогами, но среди детей, шестилетних сверстников, весьма чувствовалась нецерковная атмосфера. Уж как там Ваня объяснял им, зачем мы ходим в храм по воскресеньям и для чего он причащается, этого я уже не помню, но соприкосновение с мирской средой весьма чувствовалось. Ребенок перенимал чужой дух. В православной школе всё выправилось. Надо сказать, что и там, в мирском учреждении, все педагоги были самые прекрасные и порядочные люди. Но не хватало все же духа православного.
Конечно, нельзя ждать от православной школы идеала. Не сможет православная школа, при всем желании, подготовить маленьких святых, отсечь все греховные страсти и соблазны от возрастающих душ. Будут и здесь встречаться курящие и матерящиеся, дерущиеся и не слушающиеся, но, поверьте, не в таком количестве, как в школе мирской.
Есть только одно маленькое «но». Как правило, все православные школы – платные. И если у тебя не один ребенок, а уже трое, то стоимость обучения приходится умножать ровно в три раза. Прямо скажу, что для меня это весьма ощутимо, но пока, с Божией помощью, держимся.
Среди минусов кто-то еще укажет, что в православной школе может сформироваться формализованное отношение к молитве и личному участию в храмовой жизни. Дети получат информацию о вере и Церкви, но еще не факт, что они станут подлинными чадами Церкви и пронесут веру через всю свою жизнь. Но я лично думаю, что всё зависит от конкретного педагога и от его личного примера веры. В православных школах к этому по крайней мере стремятся.
На мой взгляд, православная школа – это все же лучшее подспорье православным родителям в воспитании детей.
Православный ребенок в неправославной школе
Приближается сентябрь — и взрослые снова «готовятся к школе». У православных родителей в этой подготовке есть свои особенности. Внешний и внутренний облик наших детей — это ведь тоже своеобразная проповедь веры, и по тому, как они ведут себя в кругу своих сверстников и учителей, последние могут судить, насколько твердо и искренне наше христианство.
|
В какую школу отдать ребенка, как он впишется в среду невоцерковленных детей, как будут относиться к нему учителя… Перед всеми православными родителями так или иначе встают все эти вопросы. И их нужно как-то решать: с чем-то примириться, а с чем-то бороться. Обучение в обычном общеобразовательном учреждении для наших детей может стать хорошей школой жизни: находясь в среде, где их не всегда понимают, а то и принимают в штыки, они начинают понимать, что мы — действительно «малое стадо».
В нашей семье накопился определенный опыт общения с педагогами и одноклассниками наших детей и, признаюсь, в этом общении я узнала много нового… о себе самой. Например, поняла, насколько порой нетерпима к людям, а также — какие во многом идеалистические представления бывают у нас о детях именно из православных семей.
Для моего сына начальная школа стала настоящим испытанием,— и лишь когда мы перевели его в другое учебное заведение, он быстро полюбил и свой класс, и учителей. Хотя закадычных друзей у него там так и не появилось, со всеми он поддерживает добрые приятельские отношения и за каникулы всегда успевает соскучиться по школе. К своему удивлению (хотя на это даже и не рассчитывала), я увидела, что в классе уважают веру моего сына — которую он, разумеется, не собирается скрывать. Однажды его одноклассница увидела, как он перекрестился на храм. Вечером мне позвонила ее бабушка и рассказала, с каким восторгом внучка описывала «смелый поступок» Феди, который, по ее словам, «никого не боится и не стыдится своей веры в Бога». Меня очень тронул этот случай. А еще я радуюсь, когда замечаю искреннее желание сына приобщить к вере своих товарищей и способность в каждом из них найти что-то хорошее — увидеть образ Божий. Не знаю, смог бы он выработать в себе эти качества, окажись там, где ему было бы гораздо проще — в православном классе или гимназии. Оговорюсь, что проблемы, конечно, в школе у нас были — но, не без Божьей помощи, все острые углы довольно быстро сгладились.
У дочери все несколько сложнее. Мне кажется, девочкам вообще труднее найти контакт со сверстницами; не сложились отношения и с учительницей. Но, благодаря общему для гимназии уважительному тону отношения к детям, ситуация не вышла за рамки, когда ребенка нужно было бы спасать. Зато я вижу, как у дочери вырабатывается характер, способность отстаивать свое право «быть не как все». У меня вызывают уважение ее способность владеть своими чувствами, умение скрыть от чужих глаз свою боль… Дома, конечно, бывают и слезы, и срывы, и она всю неделю ждет воскресенья — когда пойдет в храм и в воскресную школу, где ей хорошо, где ее подруги. Но я не жалею, что она учится в светской гимназии. Думаю, для души бывает полезна ситуация, когда требуются особенная собранность, самоконтроль и готовность защищать свою веру.
И все-таки, школу нужно именно выбирать: нельзя отпускать ребенка «в свободное плавание». Школа, где будет учиться ваш ребенок, должна отвечать хотя бы минимуму требований, иначе раны, нанесенные его душе, могут быть очень серьезными. Это опасно, особенно там, где речь идет о неполной семье или такой, где юный христианин не имеет мощной духовной поддержки в лице близких людей. Для меня в выборе учебного заведения важны его традиции, репутация и то, какое значение придается собственно учебному процессу. Ну а то, каков в школе стиль отношения к детям и родителям, становится понятным уже на первом родительском собрании…
На моих глазах пошли в первый класс, проучились 10–11 лет и, наконец, окончили среднюю школу дети многих знакомых прихожан городских храмов. Почти у всех в той или иной степени, так же, как и в нашей семье, возникали проблемы, связанные со школой. Но с каждым годом я все больше убеждаюсь в том, что для нас, православных родителей, важнее все же не придирчиво критиковать среду, в которую попадет наш ребенок, а понять, как он ведет себя, когда находится вне нашего контроля. Думаю, зачастую мы во многом идеализируем своих чад, представляя их жертвами в кругу «этих ужасных детей», которым мы приписываем все возможные — в том числе и мнимые — пороки только потому, что они не учатся в воскресной школе и не отстаивают еженедельную Литургию в храме.
Оправдывая «неправославное» поведение своих детей, мы ссылаемся на дурное влияние светской школы. Но разве не в семье формируется основа личности, ее отношение к людям, к ситуациям? И еще один важный вопрос: вы уверены, что хорошо знаете своего сына или дочь? Посмотрите на своих детей не тогда, когда они, скажем, помогают в алтаре или берут благословение у священника,— а во время их свободного общения со сверстниками. Где-то я прочитала признание отца, который долго не мог установить контакт с сыном-подростком, потому что никак не мог понять, что он за личность, каков круг его интересов, что его волнует… В один из дней он случайно стал свидетелем общения сына с друзьями в соседней комнате. «За все предшествующие годы я не узнал о своем ребенке столько, сколько за это короткое время!» — признался ошеломленный отец. А я не так давно случайно увидела в Интернете страничку одного знакомого церковного мальчика, и признаюсь, что предпочла бы оставаться в счастливом неведении на его счет. Боюсь, что и его родители пребывают в том же неведении… Может, потому многие «православные» дети могут прекрасно вписаться в любой коллектив, что уже имеют хорошую школу двойной жизни, одной — на виду у родителей и прихода, другой — когда их не видят взрослые? И когда я слышу, что чей-то ребенок прекрасно себя чувствует в школе, где у него настолько много друзей и общения, что его трудно застать дома,— у меня возникает вопрос: «правильные» ли мы христиане, если так легко становимся своими в любой среде? И «правильна» ли другая крайность — когда неспособность мирно сосуществовать хоть с кем-то мы объясняем своей верой?
Мне очень близки слова священника Алексия Уминского о верующих детях в светской школе: «Христианина, оказавшегося в современной школе, можно уподобить мученику и исповеднику. Он, несмотря ни на что, живет и поступает по-христиански, не идет на поводу у компаний, не стесняется выражать своего отношения к греховным явлениям, а с другой стороны — учится не озлобляться, а молиться за своих товарищей и врагов. Я думаю, из современного исповедничества Христа это наиболее сложный, тяжелый путь. Если раньше взрослые были носителями креста, то теперь он лег на плечи наших детей». Дети живут, не думая о том, какими их видят другие. Поэтому их поступки, продиктованные искренними и простодушными движениями души и сердца, так часто впечатляют нас. Как-то учительница дочери, всегда подчеркнуто дистанцирующая себя от вопросов веры, на родительском собрании заговорила о том, как невыносимо слышать ей от учеников грубые, даже нецензурные выражения и видеть, как злы они бывают по отношению друг к другу. Почти со слезами на глазах она сказала: «В нашем классе по пальцам можно пересчитать тех детей, которые никогда не отвечают злом на зло» — и в числе первых назвала фамилию моей дочери. И еще один пример… Однажды моя дочь, устав выслушивать от одноклассников упреки в том, что она не умеет давать сдачи и защищаться, ответила соседу по парте: «Мы рождены не для того, чтобы защищаться друг от друга, а для любви». Вечером она рассказывала мне: «Мама, он так сильно удивился! Ничего не ответил и отошел». А я подумала о том, что когда-нибудь, лет через двадцать, этот мальчик непременно скажет своему сыну: «Когда я учился в школе, была в нашем классе одна девочка. Однажды она сказала мне…»
1900. Церковно-приходские школы
Согласно Большой российской энциклопедии «Церковно-приходские школы – это система начальных школ при приходах Русской церкви, действовавшая в 1804-1917 годах. Создание начальных приходских училищ было предусмотрено реформой 1804 г., направленной на формирование 4-ступенчатой образовательной системы (также включала уездные училища, губернские гимназии и университеты в губернских городах). Эти школы-училища должны были давать детям из всех сословий (преим. крестьянским) начальное образование и готовить к поступлению в уездные училища. Однако реализация реформы шла медленно. В 1836 году Св. Синод издал «Правила о первоначальном обучении поселянских детей» о создании церковно-приходских школ (церковных школ, священнических школ или школ для поселянских детей). В 1839 году действовало около 2000 школ, в 1851 г. – 4713 школ (93350 уч-ся). В ходе реформ начала 1860-х гг. число церковно-приходских школ значительно возросло (в 1865 г. около 20 000 церковно-приходских школ, в которых учились около 400 000 детей), но после церковной реформы 1867–1869 гг. число таких школ резко снизилось.
Согласно «Правилам о церковноприходских школах» (1884 г.), школы делились на одноклассные с 2-летним сроком обучения (с нач. XX века – 3-х годичные) и двухклассные 4-летние (позднее – 5-летние). В первых преподавали Закон Божий, чтение (на русском и церковнославянском языках), письмо, арифметику, церковное пение; во вторых – те же дисциплины в расширенном объёме, а также историю.
Учителями в церковно-приходских школах в основном становились священнослужители и миряне, окончившие учительские семинарии или епархиальные училища. Многие преподаватели церковно-приходских школ следовали педагогической системе С.А. Рачинского. Церковно-приходские школы состояли в ведении Училищного совета при Святейшем Синоде и его епархиальных подразделений и финансировались государством (казной). Обеспечение деятельности каждой школы возлагалось на приход, некоторые школы имели попечительские советы в составе заведующего школой (настоятеля прихода), учителей, представителей земства и выборных лиц православного вероисповедания из местного населения (в основном купцов).
Благодаря деятельности обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева число церквоно-приходских школ возросло до 42 696 в 1905 году (46,5% от всех начальных школ Российской империи). В начале XX века эти школы вместе с земскими школами давали начальное образование значительному числу крестьянских детей. Главным их недостатком считался слабый уровень образования, недостаточный для поступления в средние учебные заведения. В связи с русско-японской войной и последующими политическими событиями в России государственное финансирование церковно-приходских школ сократилось, что привело к их уменьшению количества до 40 530 в 1915 г. (32,8% всех начальных учебных заведений). Постановлением Временного правительства от 20.6. (3.7). 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения; под управлением Св. Синода осталось менее 1000 школ. Окончательно церковно-приходские школы были ликвидированы постановлением Совета народных комиссаров «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» от 11(24).12.1917 г. Далее началась успешная советская эпоха в системе народного образования.
Правила о церковно-приходских школах (1884 г.)
Вот в такую церковно-приходскую школу города Оренбурга был принят в июне 1900 года на казённый счёт, содержание и по направлению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея 13-летний алтарник Василий Никитович Максимов.
На картинке: 1900. Оренбург. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г. Составитель Н. Ильминский. Обучение церковно-славянской грамоте в церковно-приходских школах и начальных училищах с примерами для чтения из св. писания и молитв и с объяснениями для учителей. Книжка вторая. Для учеников. Издание 11-ок Училищного при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург. 1904. Чья-то надпись на титульной обложке: «Подорить»…
Шарага под личиной РПЦ: почему дети бегут из православных школ
Ученикам из благополучных семей некомфортно за одной партой с трудными подростками
Вопрос о введении обязательных уроков по религии вызывает яростные cпоры. Многие считают, что образование должно быть светским, а для погружения в Закон Божий следует посещать воскресные школы или отдать ребенка в православное учебное заведение.
Фото: Александр Корнющенко
В столице открывается все больше православных школ — всего около 30. Что представляют собой данные заведения, как, чему и кого учат в них в наше время, выяснил корреспондент «МК».
— Мы из православной школы попросту сбежали в обычную районную, — рассказывает Ольга, мама 6-классницы. — Вся наша семья — это глубоко верующие люди, поэтому и решили отдать ребенка в православное учебное заведение. Возможно, нам не повезло, но получить нормальное образование в нашей школе было просто невозможно. Среди учеников класса было очень много трудных подростков, которые буквально срывали уроки, да и учителя по основным предметам у нас работали очень слабые, математику вообще пригласили вести церковного сторожа. Сейчас мы учимся в обычной школе и посещаем воскресную, на мой взгляд, это лучше, чем отдать ребенка в православное заведение и остаться без нормального среднего образования.
В данный момент все православные школы в Москве являются частными учебными заведениями. Если школа аккредитована, то она должна получать финансирование от государства. Но для православных школ по-прежнему действуют старые нормативы. Несмотря на то что в 2012 году в действие вступила новая редакция Федерального закона «Об образовании», по которому гарантировано бюджетное финансирование частных дошкольных, начальных и средних учебных заведений, московские чиновники не спешат выделять на поддержку православных школ дополнительные субсидии.
— Сегодня размеры финансирования православных школ минимальны по сравнению с государственными школами, — объясняет директор православной школы в Бирюлеве отец Димитрий Конюхов. — Причем денежные средства на ремонт, коммунальные услуги и приобретение оборудования не выделяются вовсе. При этом православные школы полностью выполняют государственный заказ, а финансирование должно выделяться на ученика вне зависимости от организационно-правовой формы школы, в которой он обучается. Тем более что в православных школах учится много детей из малоимущих семей, сирот и инвалидов. А на деле получается, что если школа не имеет конкретного благотворителя, то ее финансовое положение оказывается крайне стесненным.
В данный момент Департамент образования Москвы ежегодно выделяет на каждого учащегося обычной государственной школы около 123 тысяч рублей, на ученика православного учебного заведения приходится в два раза меньше — около 60 тысяч рублей. Часть денег ряд православных школ также получает от пожертвований родителей, но в большинстве случаев эти суммы не велики. Помимо нехватки финансирования работа православной школы осложняется еще и особым контингентом детей, в них обучающихся. Практически половина учеников православных школ — это дети, обучение которых в обычных школах по разным причинам нежелательно. Православные школы имеют договоры о сотрудничестве с детскими домами и приютами для несовершеннолетних. С трудными детьми приходится работать по индивидуальным планам, они часто срывают уроки и мешают учиться более успешным ученикам.
— Действительно, существует тенденция отдавать в православные школы детей, для которых обучение в массовых школах по тем или иным причинам нежелательно, — объясняет Конюхов. — Количество таких детей порой может достигать половины от общего состава учащихся. В наших школах наполняемость классов меньше — и есть возможность заниматься с такими учениками по индивидуальным планам, хотя в идеале ставится цель подвести их к общему уровню для успешной сдачи итоговой аттестации. Многие православные школы имеют договоры о сотрудничестве с детскими домами, приютами для несовершеннолетних. Очевидно, что уровень подготовки у таких детей ниже, чем у детей из полных семей. По мнению Димитрия Конюхова, несмотря на различные сложности и проблемы, уровень преподавания и подготовки учащихся в православных школах в последние годы все же повышается.
— Православные школы стремятся не просто соответствовать государственным стандартам, но и быть в авангарде педагогического процесса, — объясняет отец Димитрий. — Школы стараются принимать на работу высококлассных опытных педагогов, однако из-за нехватки финансирования не всегда могут предложить им высокий уровень заработной платы. С точки зрения обучения православные школы отличаются подходом к преподаванию ряда предметов. Например, на уроках биологии мы напоминаем детям о сотворении мира Богом, а другие точки зрения и концепции показываем в качестве гипотез, каковыми они и являются. Более углубленно преподаются гуманитарные дисциплины: история, литература. В нашем учебном заведении мы наряду с церковнославянским, греческим, английским языками не первый год углубленно изучаем китайский язык. Кроме того, в православных школах ведется воспитательная работа с учащимися. Целью ставится не просто наполнение детей знаниями, но образование человеческой личности, которая бессмертна и неуничтожима. В результате обучения дети должны поставить перед собой главный вопрос: «Зачем я живу?» — и, конечно, ответить на него, то есть учащиеся должны задуматься о смысле своей жизни.
Однако не во всех православных школах все так радужно. Некоторые подобные заведения представляют собой настоящую шарашкину контору под видом православия.
— Православные школы в столице очень разные, я, например, столкнулась с заведением, представлявшим собой натуральную шарагу под видом православия, — рассказывает Светлана Фефилактова, работавшая учителем русского и литературы в одной из православных школ на юге Москвы. — По большому счету наша школа напоминала исправительное учреждение из-за большого количество трудных учеников. С верой ситуация в школе тоже была странная, знаю, что многие старшеклассники этого заведения проповедовали учение Кришны. Да и священника, который руководил школой, многие обвиняли в лицемерии и гордыне. Меня почти сразу попросили работать в школе завучем, хотя никаким опытом подобной деятельности я не обладала. К счастью, на данный момент эту школу закрыли, но в целом родителям нужно очень внимательно относиться к выбору учебного заведения, если они хотят отдать ребенка в православную школу.