чему нас учит рассказ тапер

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Куприн А. «Тапер» Читательский дневник, краткое содержание

Куприн А. «Тапер» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Куприн Александр Иванович

Название: «Тапёр»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: таланты людей.

Число страниц: 20

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Шумный дом Рудневых готовятся к празднованию Рождества, но одна проблема – не смогли найти тапёра. Горничная Дуняша привела четырнадцатилетнего молодого человека, во время праздника его удивительный талант смог разглядеть знаменитый композитор.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне очень понравился эпизод, когда Аркадий Николаевич уговаривал знаменитого композитора послушать, как играет Азагаров. Руднев смог изменить судьбу совершенно незнакомого ему мальчика, не постеснялся настоять на своём.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Как важно иногда оказаться в нужное время в нужном месте, верить в чудо, и судьба человека может полностью измениться.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что надо помогать друг другу, быть добрым и внимательным, радоваться талантам и достижениям других людей. Учит нас верить в себя, надеяться на лучшее.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравился рассказ, он напоминает о рождественских чудесах. Ведь с бедным, но очень талантливым мальчиком Юрием действительно произошло настоящее чудо. Мне понравилась необычная семья Рудневых – шумный и весёлый отец, при этом сдержанная и не любящая шумных праздников мать, их дети, они все такие разные по характеру.

Новые слова и выражения:

Тапёр – музыкант, игравший во время танцев, балов.

Модистка – мастерица по изготовлению женских платьев, шляп.

Грансеньор – большой барин, но не вельможа, не джентльмен.

Эскапада – выходка, проделка.

Пословицы к произведению:

Талант трудом добывают.

Где талант, там и надежда.

Талантлив тот, кто учится.

Источник

Анализ повести «Тапер» (А. И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 03.08.2020 · Обновлено 03.08.2020

Выбор для анализа рассказа Александра Куприна «Тапер» не случаен. С детства Многомудрый Литрекон слушал рассказы о далекой московской семье. Как и семья Рудневых, их семья также имела большую квартиру почти в центре Москвы. Магнитом в этой семье была удивительная женщина — хозяйка дома. У нее в квартире всегда кто-нибудь гостил, какие-нибудь дальние родственники и знакомые, всех ждало в доме гостеприимство и радушие. Приехавшие из разных городов родственники зачастую знакомились друг с другом именно в стенах этого дома. Давно нет с нами хозяйки этого дома, но дух и традиции, которые она заложила в членах своей семьи, живут в ее детях, внуках и правнуках.

История создания

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в конце девятнадцатого столетия и начала- двадцатого в 1900 г. И в этом же году был впервые опубликован в этом в газете «Одесские новости». В примечании к рассказу Куприн писал, что в основе его рассказа лежит реальная история.

В рассказе одним из главных действующих лиц изображен Антон Григорьевич Рубинштейн, совмещавший в одном лице и гениального пианиста, и известного русского композитора, и автора оперы — «Демон» и «Персидских песен», прекрасных романсов. Кроме того, он прославился как дирижер и музыкальный педагог. Антон Рубинштейн пользовался огромной популярностью среди многочисленных почитателей его творчества. В то же время герой, описанный в рассказе — талантливый мальчик-пианист. Юрий Азагаров — вымышленное лицо.

Куприн не в первый раз обращается к теме музыки и музыкантов. В рассказе «Скрипка Паганини» речь идет о талантливейшем итальянском скрипаче, якобы продавшем душу дьяволу. В рассказе «Соловей» показаны знаменитые итальянские певцы Тито Руффо и Энрике Карузо. Рассказ «Гоголь-моголь» воспроизводит случай из жизни великого Шаляпина. Но самое трогательное, трагическое и оптимистическое и одновременно, «музыкальное» произведение Куприна — его рассказ «Гамбринус», который посвящен талантливому безвестному скрипачу из одесского кабачка — Сашке-музыканту.

Жанр, направление

Жанр произведения «Тапер» — рассказ. Сюжетная линия одна, она охватывает небольшой промежуток времени, а героев в книге тоже совсем немного. Объем творения тоже наталкивает на мысль о том, что перед нами именно рассказ.

Направление творчества Куприна — реализм. В произведении мы видим описание обыденного эпизода из жизни мальчика, который еще им имеет прототипа.

Композиция и конфликт

Композиционно рассказ «Тапер» делится условно на две части:

Смысл названия

На рубеже столетий 19-20 веков в просвещенных, интеллигентных, зажиточных семьях, было принято приглашать на балы, домашние праздники музыкантов, чтобы создать соответствующую обстановку на празднике. Далеко не всегда приглашенные были первоклассными музыкантам и чаще на таких « подработках» играли пианисты не самого высокого уровня. Поэтому само название «тапер» носит несколько пренебрежительный оттенок. (Это слово с перевода с французского tapeur, а также taper). Означает некое «хлопанье», «стук».

Автор специально называет рассказ о подлинном мастерстве пианиста этим пренебрежительным наименованием, чтобы подчеркнуть контраст между ожиданиями героев и реальностью.

Суть: о чем рассказ?

В радушной и хлебосольной семье Рудневых намечается праздник — Ёлка, один из самых любимых у хозяина дома. На праздник должен был быть приглашен известный оркестр, но в силу недоразумения данный оркестр был перехвачен другими. Найти хорошего музыканта за короткое время, оставшееся до начала праздника, оказалось невозможным. Единственным, кого удалось найти — был маленький мальчик, лет 13-14, который говорил, что он может играть всю ночь.

Что было дальше, читатель может только догадываться по финальным строкам. Пианист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов. Естественно предположить, что Антон Рубинштейн взял мальчика себе в ученики и вывел его на широкую дорогу искусства.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тапер» и характеристика образов объединены Многомудрым Литреконом в одной таблице:

Рудневев Аркадий НиколаевичГлава семьи, к моменту описываемых событий был еще довольно красивым, представительным мужчиной лет пятидесяти, всегда элегантный: « С гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства». Аркадий Николаевич очень любил молодежь, веселое общество, часто устраивал для членов своей семьи и их многочисленным друзьям и подругам разных возрастов веселые праздники, вылазки за город. Он был незаменим и на домашних праздниках, создавая особую праздничную атмосферу, никто не умел так хорошо выбирать подарки.
Ирина Алексеевна РудневаХозяйка дома — почти никогда не выходила из своих комнат, кроме особенно торжественных, официальных случаев. Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз и навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно» и «брютально», и потому равнодушно «игнорировала» его, развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность.
Лидия Аркадьевна Руднева«Красивая девушка, отличавшаяся странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному», часто на ее губах играет презрительная улыбка.
Татьяна Аркадьевна РудневаПолная, веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы.
Тиночка РудневаДвенадцатилетняя девочка, живая, подвижная. Тина — добрая девочка, своим детским чутьем понявшая смущение юного тапера, взяла его под свое покровительство.
Юрий АзагаровКуприн описывает его как бледного, очень худощавого мальчика в подержанном мундирчике реального училища. Глазами средней сестры Тани, Куприн дает такое определение Юрию — застенчив, беден и самолюбив. «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица — смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно». Куприн подчеркивает, что за инструментом мальчик совершенно преображался. «Он бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным».
Антон РубинштейнИзвестный пианист, композитор, дирижер и музыкальный педагог. «Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не толст. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света.» «большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную».

Тематика рассказа «Тапер» представлена кратко и оформлена в списке. Если она нуждается в дополнении, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон откликнется:

Проблемы

Проблематика рассказа «Тапер» представлена в списке, если ее нужно расширить, подайте сигнал Многомудрому Литрекону, он дополнит раздел.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тапер» — вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки.

Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.

Чему учит?

Рассказ Куприна «Тапер» учит тому, что если у человека есть талант, он обязан его развивать. Несмотря на очень юный возраст и бедность, мальчик уже является превосходным пианистом. Очевидно, чтобы достичь таких успехов ему приходилось очень много работать над собой, а на жизнь он зарабатывал случайными вечерними подработками, в качестве тапера на праздниках у богатых людей. Автор заставляет задуматься о том, что суровые испытания закаляют характер и помогают нам стать сильнее и мудрее. Мальчик мог прочувствовать серьезную музыку именно благодаря своему богатому жизненному опыту. Такова мораль рассказа «Тапер»: чтобы многого достичь, нужно вдвое больше работать.

Мы можем сделать и более радостный вывод из рассказа «Тапер». Всегда есть место счастливому случаю, надо в него верить и жить с надеждой на успех. Надо верить в удачу, в счастливый случай, и быть готовым им воспользоваться. Под лежачий камень вода не течет.

Критика

Критики оставили свои высказывания о рассказе «Тапер»:

А,А.Волков: «Сюжетная основа таких, например, рассказов, как «Чудесный доктор» и «Тапер», несет на себе известный отпечаток «рождественского», «благотворительного» жанра. Но в них нет сусальности, свойственной этому жанру»

«В святочных рассказах благотворителем являлся обыкновенно богатый человек, ощутивший в праздник прилив нежности к «меньшому брату», Принципиально иное значение приобретает акт благотворительности в произведении Куприна. Сущность рассказа не в провозглашении мнимого братства между имущими и неимущими, не в сглаживании социальных противоречий, а в возвеличении славного деятеля русской культуры, человека большого таланта и большой души.»

В.Лилин: «В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как «Чудесный доктор», «Тапер», есть отпечаток «благотворительного, рождественского жанра», но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе «Чудесный доктор» является великий русский медик Н. И. Пирогов; в рассказе «Тапер» — замечательный пианист Антон Рубинштейн»

Т. Л.Александрова: «Многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил».

Источник

«Тапер» — читательский дневник по рассказу А. Куприна

чему нас учит рассказ тапер. sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 78. чему нас учит рассказ тапер фото. чему нас учит рассказ тапер-sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 78. картинка чему нас учит рассказ тапер. картинка sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 78.

Рассказ Александра Куприна «Тапер» был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Александр Иванович Куприн
Название произведения: «Тапер»
Жанр: рассказ
Год написания: 1900
Издательство: АСТ
Год издания: 2017

Главные герои и их краткая характеристика

Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.
Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.
Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.
Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.
Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.
Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.
Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

Краткое содержание и сюжет

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера. Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала к знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича, который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет: дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверенно извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами и сообщает, что ему выпал удивительный подарок: его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя и со временем стал известным композитором.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Перед рождеством в семействе Рудневых случился переполох, забыли пригласить тапера. Горничная Дуняша привела мальчика, который играл на вечерах, и его посадили за фортепьяно. Мальчик играл очень хорошо, а гости веселились и танцевали. Юрий, так звали юного тапера, увидел пожилого господина, которому все оказывали почтение. Господин попросил Юрия сыграть Листа, а потом отвез его домой на своих санях. Это был Антон Рубинштейн, а Юрий Азагаров стал известным всей стране композитором.

План пересказа

Основная мысль

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение. Чудеса случаются и в обычной жизни.

Чему учит

Рассказ учит верить в себя и свои силы. Учит не сдаваться и идти вперед, несмотря ни на какие трудности. Учит позитивному мышлению. Учит радоваться чужой удаче. Учит помогать другим людям.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ, который можно отнести к святочным, ведь действие его разворачивается под рождество и в нем случается настоящее чудо. Я очень радовалась за мальчика-тапера, который встретил великого композитора и своим талантом привлек его внимание. Очень хочется, чтобы такие чудеса случались как можно чаще.

Вывод и мое мнение

Наверное, этому мальчику повезло встретиться с великим композитором и произвести на него нужное впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий никому никогда не говорил о своем разговоре с Рубинштейном, может быть, эти слова были для него очень важны и помогли найти путь в жизни.

Источник

Анализ рассказа Александра Куприна «Тапер»

Автор: Guru · Опубликовано 07.08.2020 · Обновлено 07.08.2020

В статье мы рассмотрим рассказ А.И. Куприна «Тапер», главным героем которого является талантливый юный музыкант Юрий Азагаров.

История написания

Куприн написал произведение «Тапер» в начале 20 века, которое было опубликовано тогда же в газете. Писатель утверждал, что рассказ основан на реальных событиях. Так, Антон Рубинштейн, который являлся знаменитым пианистом и не менее славным композитором, был создателем нескольких опер и романсов, а также учителем и дирижером. Он был очень популярен и имел множество почитателей. В рассказе же Рубинштейн представлен нам как способный и талантливый юный пианист. А Азагаров Юрий – выдуманный персонаж.

Писатель неоднократно приходит к музыкальной теме в своих произведениях, например, в произведении «Скрипка Паганини» повествование ведется об уникальном скрипаче из Италии, о котором ходили слухи, будто он продал душу дьяволу в обмен на свою славу. А в «Соловье» описаны известные певцы Энрике Карузо и Тито Руффо.

Также он описывает событие из жизни Ивана Шаляпина в рассказе «Гоголь-моголь». Впрочем, наиболее музыкальным и неоднозначным произведением Куприна, которое отличается особой трогательностью и трагичностью, является рассказ «Гамбринус», посвященный неизвестному и талантливому скрипачу по имени Сашка, обретавшемуся в трактире в Одессе.

«Тапер» по своему жанру относится к рассказам. Небольшая единственная сюжетная линия с коротким отрезком времени, действующих лиц в произведении мало. Также к рассказу это произведение относит его относительно небольшой объем. Творческое направление писателя – реализм. В рассказе мы наблюдаем за коротким промежутком времени жизни мальчика, образ которого основан на реальном человеке.

Композиция

По сути, рассказ состоит из двух частей. В первой части повествуется о семье Рудневых, и о том, какая царила в их семье атмосфера и настрой, а также об особой тяге членов семьи к различному искусству, и обо всех устраиваемых праздниках в семье. Непосредственно описываются семейные хлопоты перед праздником в честь символа Нового Года – елки. Обусловлены хлопоты были поиском тапера, с которым праздник был бы более хорош. Скандалов и ссор в семействе почти не бывает, а если случаются, то с ними разбирается Татьяна Руднева, средняя дочь.

Во второй же части произведения в доме Рудневых появляется юный пианист. Описывается встреча гостей Рудневых с уникальным искусством мальчика.

Смысл

Стоит заметить, что в ту эпоху в среде просвещенных и интеллигентных людей считалось традиционным пригласить на мероприятия музыкантов, которые бы создавали определенную атмосферу там. Среди приглашенных музыкантов не все были мастерами своего дела, и зачастую, таким образом, подрабатывали не очень опытные музыканты. Из-за этого этот вид подработки стал называться тапером, что в переводе с французского языка значит стук, или хлопки.

Смысл названия произведения кроется в том, что тапер – это пренебрежительное название подработки в качестве музыканта на различных праздниках, и писатель решил показать нам контраст между тем, чего ожидали от мальчика люди, и что он выдал. Юный музыкант оказался настоящим виртуозом. Он мастерски музицировал, чем покорил собравшееся в доме Рудневых общество.

Суть рассказа такова – в семействе Рудневых, которое отличается особым радушием и гостеприимством, идет подготовка к любимому празднику главы семейства, Новому году. По традиции к мероприятию пригласили популярный оркестр, который, однако, не смог участвовать на их празднике, поскольку его перехватили другие люди. Поиски иных музыкантов завершились 14 летним мальчиком, утверждавшим, что он может играть на пианино хоть всю ночь напролет.

Глава семьи вместе с родными относятся к данному утверждению с недоверием, особенно старшая дочь, которая надменна, и они вместе просят мальчика что-нибудь сыграть. Юноша сыграл произведение Листа, «Венгерскую рапсодию», чем стянул в кабинет всех гостей семейства.

Потом его просит сыграть что-нибудь танцевальное младшая дочь Рудневых Тина. Юноша без проблем берется за игру, с удовольствием наблюдая за кружащимся вокруг него водоворотом лиц и платьев.

Вдруг вошел человек очень приметной внешности, и требует у юноши еще творчества Листа. Юноша играл настолько великолепно, что втянул в экстаз всех гостей.

По окончанию игры человек исчез, зато к юноше обратился хозяин дома с конвертом, заполненным деньгами от незнакомца, и сказал, что этот незнакомец – Антон Рубинштейн и что он ожидает юношу в карете.

Финал рассказа таков – юный пианист в изношенной одежде теперь знаменит по всей империи как уникальный и талантливый композитор. Понятно, что тому поспособствовал сам Рубинштейн, он вывел его в люди.

Характеристика персонажей

В рассказе «Тапер» автор знакомит читателей с интеллигентной семьей Рудневых, юношей-музыкантом и гостями дома Рудневых, окунает читателя в праздничную новогоднюю атмосферу, наполненную радостью, волшебством, нетерпеливым ожиданием.

Глава московского семейства Аркадий Николаевич Руднев – элегантный, представительный пятидесятилетний мужчина, привлекательной внешности. Он занимается меценатской деятельностью, покровительствовал искусствам, особенно балету. Также он шел в ногу со временем, был любитель устраивать праздники, приглашать гостей, любил молодежь и был душой компании. У семьи было много друзей.

Жена главы семейства Ирина Алексеевна Руднева как последний потомок высокого знатного рода была наоборот высокомерной, держалась обособленно, много времени находилась в своих комнатах, старалась общаться только с такими же высокими и родовитыми представителями дворянства.

Три дочери Рудневых, абсолютно разные по характеру и внешности:

Лидия – девушка красивая, но холодная и бессердечная, относившаяся с презрением к прислуге и простым людям, ко всем, кто ей подвластен и ниже по положению.

Татьяна – блондинка, обладающая веселым нравом и спокойным характером, за что ее любила прислуга. Она в семье Рудневых являлась миротворицей, улаживала все возникающие инциденты.

Тина – младшая дочь Рудневых, двенадцатилетняя девочка, милая, добрая, резвая, взявшая мальчика тапера под покровительство.

Главный герой рассказа Юрий Азагаров изображен Куприным в рассказе худощавым мальчиком невзрачной наружности, в поношенном мундирчике, стеснительным, но самолюбивым. Особенно писатель обращает внимание на его большие серые глаза.

Но, характеризуя юношу, автор говорит о его внутреннем преображении во время игры, о том, как его невзрачное лицо становилось прекрасным, а он извлекал мощные, полные силы звуки.

Антон Рубинштейн – в то время уже знаменитый композитор и пианист, прошедший через все трудности к вершине своего признания и славы, изображен автором подробно, его внешность, как и Юрия, описана во всех деталях.

Рубинштейн был в числе гостей, держался он просто, непринужденно и небрежно, но величаво. Куприн говорит о нем как о человеке «большого света» с железной волей и несгибаемым характером. Игра мальчика и на него произвела впечатление.

Главной темой произведения является тема таланта «тапера». Ведь искусство красит человека и изменяет его в лучшую сторону, причем, изнутри – юноша кардинально менялся и одухотворялся. Будучи ребенком, он имел слух и чувствовал музыку, вдумывался в нее и преображался.

Вторая тема описывает нам быт и царящие тогда нравы в среде интеллигентов через семью Рудневых. Лучшие представители тогдашней московской интеллигенции были образованными и гостеприимными людьми, которые ценили талант и награждали за его проявление, имели понимание музыки и любили ее.

Но имеются представители сословия другого характера, например, супруга Руднева и старшая дочь, которые отличаются надменностью и высокомерием, но не умом. Они замкнуты в себе и избегают реальной жизни, бросаясь заумными фразами.

Третьей темой является тема детства. В рассказе писатель противопоставил два варианта детства – в первом жизнь полнится довольствием и праздностью, а во втором – трудностями и выживанием.
Мальчик работает с малых лет, ощущая презрение со стороны тех, кто его нанял. Он говорит, что может играть всю ночь – из-за того, что ему некуда идти, и нечем платить за проживание. В противовес ему представлена Татьяна, которая живет в довольствии и богатстве.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является социальная несправедливость, выраженная в проблемах юного дарования. Талантливому музыканту нужны деньги, чтобы выживать, и он подрабатывает на вечерних мероприятиях у богатых людей, не щадя свое здоровье. Лишь случайно его заметил Рубинштейн, и дал возможность развиться и выжить. Однако таких юношей было много, но они не были замечены. Сколько их таких было и сколько их работало? – такие вопросы задает автор.

Второй проблемой писатель означил творческий путь, который в большинстве своем является весьма тернистым и трудным – люди работают очень много, чтобы добиться славы, им нужно обеспечить себя, при этом уделяя основное внимание тому, к чему у них лежит душа. Однако именно такое стечение обстоятельств закаляет людей и делает их мастерами своего дела, виртуозами.

Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил. Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию.

Идеей рассказа является вера в силу и мощь настоящего таланта, который может пройти и пробиться через все и добиться всего, если его развивать. В рассказе приводится пример не по годам развитого мальчика-пианиста, владеющего обширным репертуаром – он может сыграть как классические произведения, так и что-то легкое, танцевальное. Он добивался этого тяжелым трудом.

Смысл таков – нельзя судить о человеке по его внешности и возрасту. Ведь Рудневы изначально были настроены отрицательно к таперу, иронически, поскольку считали, что он посредственный музыкант, и сильно удивились, когда выяснилось, что это не так.

Чему учит

Этот рассказ учит нас тому, что при наличии таланта, способностей у человека, их нужно развивать. Писатель нам показывает, что сложности при этом сказываются положительно на опыте и мастерстве в этом деле. Чтобы достигнуть вершин совершенства, добиться признания, славы, нужно приложить множество усилий.

Также произведение учит читателей не останавливаться перед трудностями, стараться их преодолевать, чтобы выжить.

Не нужно надеяться лишь на случай, но жить нужно с верой в успех.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *