чему нас учит рассказ изумруд
Анализ рассказа «Изумруд» (А. И. Куприн)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.06.2020 · Обновлено 22.06.2020
Александр Иванович Куприн – великий русский писатель второй половины 19 – первой половины 20 века. Творческое наследие писателя – это, в основном, небольшие рассказы и повести. Многие из них (в частности, рассказ «Изумруд») посвящены животным, а также их взаимоотношениям с людьми. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Изумруд» по плану.
История создания
Рассказ «Изумруд» был написан в 1907 году и впервые опубликован в альманахе «Шиповник». Знакомый писателя, Н. Телешов, в своих «Записках писателя» вспоминает, что Куприн всегда любил лошадей, мог часами говорить о них. За свое пристрастие к этим животным он даже получил прозвище «Конная площадь». Так, однажды в ходе очередного дружеского разговора, он решил написать рассказ, посвященный беговому рысаку.
Есть версия, что сюжет, положенный в основу рассказа «Изумруд», отчасти был основан на слухах, ходивших тогда в Москве. Популярный в городе успешный беговой рысак вдруг погиб; одной из версий его смерти стало отравление.
Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.
Жанр, направление
«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.
Смысл названия
Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.
Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.
Композиция
Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.
В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.
Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.
На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.
В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». О характере Изумруда мы узнаем в процессе его взаимодействия с другими лошадями и людьми, а также отчасти из его собственных воспоминаний и мыслей. Он любопытен и смел, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.
Нельзя не отметить и внимательность, развитую интуицию и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.
Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.
Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.
О второстепенных героях рассказа мы также судим, опираясь на восприятие главного героя.
Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.
В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.
Проблемы
Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.
Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.
Основная идея
Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».
Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».
Чему учит?
Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».
Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищенно.
Художественные особенности
Чтобы погрузить читателя в маленький мир Изумруда, Куприн делает акцент на описании отдельных ощущений животного, окружающих его запахов и вкусов, кажущихся совсем незначительными деталей.
Художественно сдержанный и в то же время наполненный язык Куприна делает текст интуитивно понятным и трогательным. В нем сквозит глубокая грусть и тоска писателя.
Смысл рассказа «Изумруд» Куприна
Рассказ обрел жизнь в 1907 году. Куприн с пристрастием относился к лошадям за счет чего даже получил прозвище «Конная площадь». Рассказ «Изумруд» он как раз и посвятил трогательной судьбе известного в то время бегового рысака.
Когда читаем название рассказа «Изумруд», будучи еще незнакомым с его содержанием, мы предполагаем, что речь пойдет о чем-то весомом и ценном. Но догадаться о том, что это кличка лошади не получится, пока не начнется таинство чтения. Наши ожидания отнюдь не разбиваются вдребезги, когда понимаем, что речь не о безделушке или украшении, а о резвом скакуне, поскольку такой конь сам по себе является самой настоящей драгоценностью.
Близкий к злободневности сюжет дает право отнести этот рассказ к реалистическому направлению в литературе. Оригинально видеть у Куприна, как всю происходившую историю, уложившуюся в шести главах, мы просматриваем глазами коня. Так Изумруд нас и знакомит со своим местом проживания, «соседями», хозяевами, детством. Картины, которые запомнил рысак впечатляют своей живописностью. Писатель рассказывает о том, как Изумруд выполняет свою рутинную работу, чутко взаимодействует с окружающими людьми. Этот авторский прием заставляет еще больше восхищаться и сопереживать истории героя. Диалоги практически отсутствуют, что дает лучше понять многогранный эмоциональный аллюр Изумруда.
На примере этого рассказа прекрасно видно, как человеческая алчность может погубить жизнь существа, которое во сто крат лучше, благороднее, вернее и преданнее самого человека. Жадность человека сгубила Изумруда — воплощение дивной красоты, силы и выносливости, который так же, как и человек хотел наслаждаться жизнью и ее дарами. Изумруд чутко относился к людям и порой даже понимал их лучше, чем они сами. Куприн уверен, что люди, которые почему-то перестали быть ответственными перед всем живым, что есть на планете, уверовали в свою самодостаточность и не способны более видеть красоту мира, сами себя же обрекают на жизнь в бездушном и затхлом мире.
Основополагающая мысль рассказа — отношение большого брата (человека) к братьям меньшим. Автор прекрасно понимает, что ситуация с Изумрудом лишь одна из многих. Равнодушие к тому, что в какой-то момент уже не приносит былой выгоды, словно коррозия на металле — медленно, но верно разлагает личность. И это становится каким-то негласным законом. Люди теряют присущую им человечность, распадаются как личность. В таком случае равняться хочется на интуитивную и эмоционально открытую лошадь, чем на уязвимую и падкую на наживу лохматую и испорченную душу, что некогда гордо называлась человеком.
Другая проблематика произведения — вступление в силу буржуазных порядков. Главные постулаты этой системы — извлечение выгоды и борьба за финансовое благополучие. Эта борьба губила на корню все бескорыстные и благодатные человеческие начала. И убийство великолепного Изумруда — символ крушения морального облика общества.
Во всех случаях, когда на тебя делают большие ставки, велик риск закончить свою судьбу в унисон с Изумрудом, ибо повелось так, что довольно часто материальный маяк светит намного ярче, чем нравственный.
В чём мораль рассказа «Изумруд?» (Куприн А. И.)
А. И. Куприн в 1907 г. написал один из самых печальных рассказов о жизни породистого скакуна по кличке «Изумруд». Произведение основано на реальных событиях, и заставляет задуматься о жестокости людей, которые идут на всё, чтобы добиться своей цели.
Автор наделил жеребца способностью мыслить, сопереживать и рассуждать как человек.
Изумруд по-детски наивен, игрив и тянется к людям. Он ждёт от них ответного чувства, добра и любви и не допускает мысль об их коварном плане. Куприн показывает его светлую «душу», и все те лучшие качества которыми обладает всеобщий любимец скачек. Ему удалось его «очеловечить» и приблизить к идеалу.
Повествование ведётся от лица скакуна, где он рассуждает о природе, конюшне, лошадиному племени и о людях, которые его окружают. Ему нравится соперничество за обладание вороной кобылой. И в то же время, он испытывает страх к конюху, который его недолюбливает. После очередных скачек, в которых он стал победителем, жеребца отводят назад в конюшню. Проходит несколько дней, и к нему приходят люди, которые принимают решение его перепродать. Изумруда отводят на вокзал, и увозят в отдалённую деревню. Жеребец чувствует недоброе. В кормушку ему кладут отравленный овёс, и скакун травится содержимым. Испытывая ужасную резь в животе он умирает. Глаза мёртвого животного становятся осуждением всем людям, которые стали соучастниками причинённого ему зла. Причина смерти скакуна до конца неизвестна, но ясно одно, что тот кто хотел «замести» следы, сделал всё, чтобы это случилось. Автор не даёт чёткого ответа что же на самом деле произошло, и читателю приходится додумывать события самостоятельно.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
А. И. Куприн «Изумруд»: анализ произведения
История создания
Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.
Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.
Жанр, направление
«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.
Смысл названия
Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.
Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.
Композиция
Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.
В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.
Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.
Сюжет
После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.
На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.
В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.
Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.
Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.
Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.
Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.
Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.
Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.
Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.
В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.
Проблемы
Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.
Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.
Основная идея
Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».
Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».
Чему учит?
Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».
Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
10.12.2019
Куприн А. «Изумруд»
Жанр: рассказ о животных
Главные герои рассказа «Изумруд» и их характеристика
Чему учит рассказ «Изумруд»
Рассказ учит любить животных и особенно лошадей. Учит заботиться о своих домашних питомцах. Учит никогда не обманывать и не пытаться победить нечестным путем. Учит отвечать за свои ошибки и обманы. Учит жалости и состраданию.
Отзыв на рассказ «Изумруд»
Мне понравился этот рассказ, несмотря на его очень тяжелую концовку. Видно, что сам автор очень любил лошадей, и ему было больно писать о смерти Изумруда. Но он написал правду, такой, какой ее видел. И эта правда заставляет людей задуматься о своем отношении к животным, и может быть стать немного добрее.
Пословицы к рассказу «Изумруд»
Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.
Где обман, там правды нет.
Били Фому за Еремину вину.
У хорошего хозяина нет плохой лошади.
На лошадь не плеть покупают, а овес.
Четырехлетний жеребец Изумруд проснулся ночью. Где-то рядом храпел конюх Василий, а напротив, сверкала глазами молодая кобыла Щеголиха. Изумруд заржал и рядом недовольно фыркнул Онегин, бурый жеребец. Жеребцы некоторое время обнюхивали друг друга, и все больше злились. Вот они закричали и забили копытами.
На лошадей закричал проснувшийся Василий, и жеребцы притихли. С тех пор как в конюшню поставили Щеголиху, они стали часто ссориться.
Изумруд пожевал сено и вспомнил конюха Назара, старого и ласкового, которого он любил больше всех. Один кусок сена отличался по вкусу, и Изумруд дожевав его, задремал.
Перед рассветом Изумруд увидел во сне себя молодым, семимесячным. Он носился по лугу в траве, а рядом паслась его мать.
В конюшне стало светло. Василий раскрыл двери и выпустил козла. Появились остальные конюхи и стали задавать лошадям овес.
Едва Изумруд доел, как его вывели во двор, на белую от инея землю. Назар вылил на жеребца ведро воды и стал растирать его.
Был день бегов и конюхи торопились.
Изумруда вытерли насухо, потом стали запрягать. Появился наездник-англичанин, который внимательно проследил за этим процессом и проверил подпруги.
Изумруда вывели на ипподром и он увидел знакомого белого жеребца, всегда скакавшего с ним рядом.
Наездник сел и Изумруда вывели на дорожку. Он побежал уверенно и ровно. Наездник позволил ему ускориться и Изумруд был ему благодарен.
В перерыве между бегами Изумруд углядел красивую кобылу и хотел познакомиться. но наездник поторопил его. Изумруд побежал как обычно быстро, но вдруг его обошел рыжий жеребец. Изумруд заволновался и хотел прибавить, но наездник удержал его. И вскоре торопливого рыжего жеребца вывели с поля, всего взмыленного и изможденного.
Изумруда отвели в конюшню и потекли скучные дни. Его больше не водили на бега. Какие-то люди осматривали его, а потом его погрузили в вагон и увезли в незнакомую конюшню.
Там он снова томился от бездействия, а люди продолжали приходить и осматривать его.
Главным на конюшне был вечно заспанный человек, которого Изумруд инстинктивно боялся.
Однажды этот человек крадучись вошел в конюшню и засыпал Изумруду овса. Изумруд удивился, но сжевал сладкий овес.
Вскоре у него начались рези в животе, быстро ставшие нестерпимыми. Глаза уже ничего не видели и Изумруд упал в какую-то холодную яму, в последний миг видя перед собой англичанина и Онегина.