Чему нас учит природа
5 уроков о том, как природа учит нас жить
Природа уникальна и удивительна, и то, что она создает или то что в ней происходит, порой просто поражает. Природа — самый мудрый и терпеливый учитель. И поверьте, нам есть чему поучиться у нее.
Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что то, что мы наблюдаем в природе, по сути те же самые взаимодействия, которые происходят между людьми.
Notagram предлагает взглянуть на несколько уроков от природы, которые позволят с легкой иронией посмотреть на нас самих со стороны. Надеемся вы не только почерпнете для себя что-то новое, но и от души улыбнетесь.
5 уроков о том, как природа учит нас жить
Чему может научить нас дятел
Дятел, хоть и маленький, но во многом умнее некоторых из нас. Вы замечали, как он долбит древесину в поисках своей цели? Делает он это очень сосредоточенно, равномерно и всегда бьет только в одну точку, медленно, но уверенно продвигаясь к своему червячку. К сожалению, многие из нас для решения своих проблем или в попытке добиться своей цели пытаются сразу же одним ударом разбить дерево или начинают безрезультатно стучать со всех сторон. И это приводит к очень печальным последствиям: мы или разбиваемся об проблему или не достигаем своей цели из-за банального отсутствия сфокусированности для ее достижения.
Чему может научить нас собака
Собака — это не только друг человека и первый одомашненный хищник, это еще и самое хитрое существо в животном мире. Собака всегда первой старается идти на встречу при любом конфликте, радостно виляя хвостом или приняв позу согласия. Именно поэтому ее дикие братья, волки всегда находят общий язык в стае и добиваются успеха благодаря четкой скоординированности. Именно поэтому, домашняя собака первая отдает свои чувства и лишь потом получает взамен то, что ей нужно от хозяина. Мы же привыкли жить и работать ставя на первое место сразу себя, а потом остальных. Извиниться первым? Вы что? Вот поэтому найти взаимопонимание в коллективе где работают больше двух человек, для нас очень большая проблема.
Чему может научить нас лосось
Сильная рыба всегда старается идти против течения. И делает это она вовсе не для того чтобы усложнять себе жизнь. Проложив себе путь подобным образом она обеспечивает себе больше кислорода, еды и чистую воду. Таким образом вся ее жизнь становится более комфортной и разнообразней. В отличии от рыб, многие из нас пытаются плыть по течению. Зачем напрягаться? В итоге мы всю жизнь живем в мутной водичке, в которой нет не только возможностей, но и вариантов комфортного существования.
Чему может научить нас тюлень
Как известно, маленькие тюлени проводят свое детство на поверхности под надежной защитой и опекой родителей, и о воде вообще ничего даже не слышали. Но приходит время, и взрослые тюлени толкают своих детенышей в холодную воду, дабы те не только научились плавать, но и ушли из семьи. В нашей же жизни, многие родители боятся не то что вытолкнуть своих детей из зоны комфорта, дав им билет в жизнь. Но еще и удивляются, почему их дети ничего так и не достигли в жизни.
Чему может научить нас уж
Так уже вышло, что природа не дала многим земноводным ни рук не ног, да и видят они плохо. Но несмотря на это, самая безобидная змея не сдается. Живет себе спокойно и ни на что не жалуется довольствуясь малым, и в прочем живет гораздо дольше других змей. Мы же имея в своем распоряжении фантастический арсенал для беззаботного существования, не только не пользуемся тем, что дала нам эволюция, но и склонны обвинять в своих проблемах и бедах родителей, начальничка, страну… Да всех, кого угодно, лишь только не себя любимого. И в итоге имеем только лишь расстроенную психику и сокращаем свою жизнь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Эссе-рассуждение «Природа — наш главный учитель»
Ольга Бородачева
Эссе-рассуждение «Природа — наш главный учитель»
Многие считают, что человек это часть природы и он пользуется всем, тем что дает нам природа. Но если задуматься, то вы убедитесь что у природы есть чему поучиться, давайте поразмышляем….
Чему может научиться человек у деревьев?
-У деревьев есть корни, которые его крепко удерживают в земле и у нас есть корни, это наша родословная, наша ценность…
— Энергии- вы замечали, что после прогулки по лесу и вообще после пребывания на природе становится легче дышать, улучшается самочувствие?
Чему мы можем научиться у пчел, муравьев?
— Трудолюбию-пчела это эталон трудолюбия, причем у них все циклично и действуют они по особому природному плану, закону.
— Дружбе- кто наблюдал хоть раз за муравьями, видел как они все вместе несут травинку.
— Старанию и упорности- чего только стоит одна сота, созданная пчелой, а муравейник? А по крупинкам собрать нектар, пыльцу.
-Храбрости- ведь они ценой своей жизни способны защищать улей от врагов.
Чему мы можем научиться у птиц?
— Верности (лебединая верность)
-Достигать высоты при полете (человеку в своем развитии тоже нужно достичь каких- либо высот.)
Чему мы можем научиться у воды?
-Вода это уникальное вещество способное сохранять и нести информацию, ведь недаром при крещении используют воду…
— Капельки воды образуют ручейки, а затем объединяясь реки, моря, океаны, человек тоже один не может прожить, он создает свою семью, династию, род и так далее …Важно не остаться капелькой, не потеряться, не испариться не оставив следа, а превратиться в Мировой океан, чтобы о тебе знали, помнили….
Чему мы можем научиться у бабочки?
-Умению жить и самое главное радоваться жизни- наверное немногие знают что, некоторые бабочки- Стеблевой мотылек, живет всего один день,и ему много нужно успеть: покинуть кокон встретить свою половинку, оставить потомство и он все это успевает…
— Гармоничной красоте, с собой и окружающим миром.
Чему мы можем научиться у животных?
— Поддержке- слоны в моменты потрясений успокаивают друг друга, методом соприкосновения хоботов.
—«Чужих детей не бывает»— доказано, что почти все виды животных способны к усыновлению чужих питомцев.
— Дисциплине- каждое животное имеет свою роль, это необходимо для выживания особи и рода в целом.
— Способность к самопожертвованию- кошки при приближении своей смерти, уходят из дома, или прячутся.
— Верность- собака никогда не предаст своего хозяина…
— Бескорыстию- животные любят просто так, а не за что-то…
И еще мне понравилось вот такой факт, хотя у нас себе это могут позволить только богатые мужчины, но я бы хотела с вами все таки поделиться, мне было интересно.
Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий, и мы сегодня в этом убедились.
Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. А главное – учиться у неё всю жизнь, и тогда нас ждёт много новых открытий.
И я хочу пожелать,чтобы девизом вашей жизни стали слова китайского мудреца Сюнь-цзы:
«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!»
Занятие по экологии «Что такое природа?», старшая группа Занятие по валеологии «Что такое природа?» Задачи: дать детям понять, что природа – наш общий дом; учить детей различать природу и не природу;.
Проект «Чему учит нас природа»
Валентина Вильчинская
Проект «Чему учит нас природа»
В высказываниях древних и современных мудрецов мы часто встречаем совет: «Учись у природы». Что имеется в виду? Может, это – поэтическое преувеличение? Как можно учиться у людей, мы можем себе представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Разве может свежий горный воздух, наполненной праной, дать нам ещё что – то, кроме здоровья и жизненности? Прогуливаясь среди деревьев, созерцая течение реки, наблюдая смену времён года, можем ли мы получит новые знания? Как и чему может научить нас природа?
У природы человек научился всему, что умеет, множество идей преобразования окружающей действительности, ее изменения, подчерпнуто человеком именно из самой же природы. Человек сам как часть природы, изменяет и преобразует ее.
Во время подготовки проекта ребёнок имел возможность удовлетворить свою любознательность, что позволило расширить представление о том, как можно учиться у природы. Самостоятельно обобщать полученные представления и делать выводы.
В работе определена цель:[/b] выяснить чему учит нас природа.
Выдвинута гипотеза:[/b] дети, получив знания об экологических явлениях и поведении животных, будут бережнее к ним относиться.
При работе над проектом были использованы методы исследования:
• Сравнение и наблюдения.
Чему нас учит природа
Нас солнце учит не жалеть,
Река — на месте не сидеть,
Звезда — гореть, земля — искать,
Простор небес — с земли взлетать.
Дожди нас учат чистоте,
Цветы — любви, закат — мечте,
Прощенью — мамины глаза.
Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира НатановичаОрлова:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Пчелы в поле и саду
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
И при всей огромности
У природы круглый год
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ,
Учит крепкой дружбе.
Как можно научиться у людей, я себе могу представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Чему она может нас научить? Я решил выяснить, чему же всё-таки мы можем научиться у природы.
Цель работы:[/b] выяснить, чему мы можем научиться у природы.
Объектом изучения стала природа.
Предметом исследования стали природные явления и повадки животных.
Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:[/i]
1. Изучение явлений природы, жизнь и повадки животных;
2. Освоение представлений и понятий о живой и неживой природе;
3. Умение находитьответ, на волнующий вопрос, используя разнообразные источники.
4. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.
Здравствуйте. Меня зовут Разумов Владислав. Я хожу в детский сад «Ягодка» в подготовительную группу.
Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира Натановича Орлова: «Чему учит нас природа». И мне стало интересно, а чему мы ещё можем научиться у природы. Я беседовал с воспитателем, с мамой читали энциклопедии, искали информацию в интернете. И сегодня я хочу рассказать о том, что я узнал. Надеюсь, вам тоже будет интересно, как и мне.
Перед нами изображено дерево. Оно стоит неподвижно.
Терпит всё: ветер и стужу, дождь и снег. Обрежут ветку, оно ничего не говорит. Дерево по своей природе очень терпеливое. У него можно научиться терпению.
Чему учит нас собака? Собака – внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Её такту и способности налаживать контакт с людьми зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений стоит поучиться.
Когда мы видим собаку, мы видим, полную верность во взгляде. Почему собак любят? Потому что они верные животные.
Если сравнить собак и волков, то волки неверные, хотя похожи на собак. Когда мы смотрим в глаза волка (например в зоопарке, то у него взгляд напряжённый, подозрительный, у него нет никого, кому бы он верил. Хотя внешне они похожи с собакой. Собаки верные,поэтому находятся рядом с человеком. У собаки можно научиться верности.
Обратите внимание на кошку. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей, в самом деле, подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать её холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное животное, а её привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает её верным другом, готовым поддержать и успокоить посредством нежных прикосновений. Она всё время расслаблена. Это значит, что в жизни надо научиться всё принимать так как кошка:быть расслабленным и спокойным. Кошка даёт нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.
Те, кто разводит пчёл, знает насколько это удивительное насекомое, они знают, что нельзя ставить улей слишком далеко от цветов. Она просто износит свои крылья и умрёт в дороге и поэтому улья ставят поближе, чтобы пчёлы летали не так далеко. Чтобы не сильно уставали, потому что пчёлы сами себя беречь не будут. Они будут до последнего жить для этого улья. Пчела не живёт для себя. У пчелы можно научиться коллективному мышлению. Глядя на пчёл мы понимаем, что в коллективе надо делать всё вместе.
Наблюдая, как паук плетёт паутину, человек научился плести сети.
Если дельфин находит раненого дельфина, он помогает ему оставаться на плаву. Дельфины учат нас не бросать друг друга в беде.
Слоны никогда не бросают пожилых. Слоны учат уважать старших.
Некоторые растения и моллюски подсказали человеку, как делать капканы: моллюски захлопывают свои раковины, а растения – свои створки, когда в них попадает пища.
Наблюдая, как хамелеон, тщательно прицелившись, выстреливает в добычу своим длинным липким языком, человек придумал гарпун.
Когти, клыки и клювы – орудия охоты животных – стали примером для изготовления наконечников стрел и копий.
Даже такой приём охоты, как засада, людям подсказали животные. Понаблюдайте за кошкой, как терпеливо она может сидеть, притаившись и наблюдая, не потеряли ли бдительность воробьи. Так же подкарауливают добычу крупные кошки – пантеры, леопарды, рыси и ягуары.
Особыми учителями людей были волки. В их охоте строго распределены все роли: одни затаиваются в засаде, другие загоняют добычу. В такой охоте уже требуется разум. Может быть поэтому древние люди особенно почитали умных, смелых и сильных животных: медведей, волков, тигров.
Заканчивая своё выступление, я хочу рассказать ещё о 4 вещах, которым животные могут нас научить:
Кормление и забота о здоровье своего питомца учит нас ответственности.
Животные либо любят нас, либо нет. Я думаю, что животные способны любить. И учат нас этому.
Забота о животном учит нас терпению.
Попробуйте кинуть мячик собаке, или поиграйте верёвкой со своей кошкой и вы поймёте, что удовольствие можно получать и от мелочей.
А ещё я понял, что мы должны делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Такой закон природы. И мы должны жить по этому закону.
Работая над своим проектом я узнал, что человек с древности учился у природы. Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. А главное – учиться у неё всю жизнь, и тогда нас ждёт много новых открытий.
Прикреплённые файлы:
«УРА. У меня первая награда — Бронзовый блог. » Ура! Как приятно получать награды, ведь это еще одно подтверждение того, что ты работаешь не зря и даже публикации твои интересны другим.
10 уроков мудрости от природы
П чёлы не пускают в улей особь, которая пытается пронести забродивший нектар, содержащий алкоголь, а барана невозможно научить курить. Глядя на жизнь животных, порой понимаешь, что они иногда умнее людей. Так ли это на самом деле?
У человека в силу развития мозга и сознания есть выбор. Это право, дарованное нам свыше. Но это же и стало нашим проклятием. Имея свободу выбора, сегодня многие делают его не совсем правильно.
Жизнь животного обусловлена условными и безусловными рефлексами, об этом в своих трудах писал ещё академик Павлов. Существует мнение, что животные вовсе не умеют размышлять — они просто заучивают определённые модели поведения. К примеру, птицы запоминают, в каком месте добрые люди им повесили кормушку, и просто выполняют заученную модель поведения: летают в одно и то же место, особо не задумываясь над тем, кто и зачем там повесил еду.
Возможно, именно такой принцип работы мозга и нервной системы защищает животных от деструктивных моделей поведения. Впрочем, сбои в поведении случаются и среди животных, но это, скорее, какие-то исключительные случаи, а в целом саморазрушительные модели поведения просто не приживаются среди животных. Чего нельзя сказать о людях, для которых возможность выбора стала и благословением и бедой одновременно.
Попробуем рассмотреть десять самых ярких примеров живой природы, которым бы людям не мешало научиться:
Эти примеры разумного и возвышенного поведения порой вдохновляют на перемены в своей жизни. Попробуем понаблюдать за живой природой и попытаться усвоить её уроки.
Бабочка
Бабочка всем своим жизненным циклом символизирует постоянное развитие. Наш мир устроен так, что существует только две тенденции: живое существо либо развивается, либо деградирует, третьего не дано. И бабочка — яркий пример постоянного развития. Подобно тому, как гусеница превращается в кокон, а затем в бабочку, человеку также предписано природой постоянно трансформироваться, чтобы сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра быть лучше, чем сегодня.
И пример бабочки — поистине вдохновляет. Вот ещё совсем недавно это хрупкое живое существо было гусеницей, а уже сегодня порхает между цветков, радуя глаз яркими красками. И такие чудесные метаморфозы доступны для каждого. Ведь то, что подходит для такого примитивного существа, как бабочка, определённо подходит и для человека.
Пчёлы и муравьи
О трудолюбии пчелы в народе поистине слагают легенды, а трудолюбивых людей нередко сравнивают с пчёлами. Пример муравья также вдохновляет: известно, что он может поднять груз, превышающий массу его собственного тела, и самое главное, почти всё время муравьи проводят в труде.
Улей и муравейник — это пример идеального общества. Удивительно, но эти примитивные формы жизни смогли создать то, что не получается у людей, — идеальное общество, где у каждого есть своя роль, своё предназначение и где у каждого в приоритете только одно занятие — служение общему благу и общим интересам.
В самом деле, пчёлы и муравьи — это настоящий пример истинного служения обществу, когда интересы большинства ставятся выше собственных. Можно ли себе представить пчелу, которая собирает нектар только для себя? Пчела не только собирает нектар для общих нужд, но в случае опасности, которая грозит улью, готова даже пожертвовать жизнью.
То же самое можно сказать про муравьёв: понаблюдайте как-нибудь за жизнью муравейника — сотни маленьких тружеников, не покладая лап, трудятся ради общего блага. И каждый выполняет свою функцию ровно настолько, насколько может, но при этом пользуется общими благами ровно столько, сколько ему нужно, не запасаясь впрок. Ни дать ни взять — муравейный коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Почему же для людей эта концепция остаётся утопией?
Существует популярное выражение «плыть против течения», чаще всего оно употребляется в контексте бессмысленного упрямства. И с этой точки зрения считается, что рыбы часто бывают глупы, не понимая, что надо плыть по течению. Однако мнение биологов тут существенно отличается: они утверждают, что рыба намеренно плывёт против течения, чтобы пропустить через свои жабры как можно больше воды и тем самым насытить их кислородом.
И проблема наша, у «разумных существ», именно в том, что мы часто плывём как раз таки по течению. Мы выбираем себе максимально комфортные условия, наотрез отказываясь покидать зону комфорта. Но проблема в том, что благоприятная среда не позволяет развиваться. Есть хороший пример того, как деградируют живые существа, помещённые в идеальные условия. Эксперимент «Вселенная-25» (https://www.oum.ru/literature/raznoe/vselennaya-25-myshinyy-ray/) показал, как грызуны, жизнь которых протекала в своего рода «мышином раю», просто начали в буквальном смысле слова сходить с ума, грызть друг друга, так что, в конце концов — все погибли. И это при обилии пищи, идеальной температуре, достатке жизненного пространства и прочих «плюшках».
Ящерица
Многие знают способность этого животного к регенерации. В момент опасности ящерица отбрасывает хвост, а затем отращивает его заново. Вроде бы общеизвестный факт, но почему-то он не заставляет многих задуматься вот о чём: согласно законам эволюции, все живые существа с более сложным строением включают в себя все те возможности, которыми обладают существа с более примитивным строением. Не всегда этот закон работает буквально, но общая тенденция именно такова. И с этой точки зрения человек способен развить идеальный нюх, как у собаки, скорость движения, как у гепарда, и способность к регенерации, как у ящерицы.
Проблема в том, что мы, что называется, «ушли от природы» — мы поселились в городах, окружили себя гаджетами и стали питаться вредной пищей. Нет, технологической прогресс — это, конечно, хорошо, но часто бывает так, что люди используют его во вред себе же. Но, если мы будем жить в гармонии с природой, мы сможем раскрыть в себе те функции, которые в зачаточном состоянии даны нам изначально.
Человеческий организм — идеальная система, которая способна к самовосстановлению. Один из примеров — зубы. По заверениям известного врача-натуропата Михаила Советова, у некоторых его пациентов, которым уже за 60 лет, начинают расти новые зубы. То есть в организме заложен механизм обновления зубов, но проблема в том, что люди, ведя самоубийственный образ жизни, попросту до этого возраста не доживают. То есть, подведя итог, можно сказать, что человеческий организм имеет все возможности к восстановлению, но тот образ жизни, который ведёт большинство людей, просто не позволяет ему эти процессы восстановления полноценно запустить. И чтобы быть здоровым, достаточно просто перестать себя убивать вредной едой, негативными мыслями и так далее.
Ещё один урок, который можно извлечь из данного поведения ящерицы — это способность правильно расставлять приоритеты. Как гласит русская поговорка: «Потерявши голову, по волосам не плачут». Именно поэтому наши предки вели более нравственную осознанную жизнь, потому что честь и совесть для них были важнее не только материальных благ, но даже важнее жизни.
Никогда не унывать — вот какой урок преподаёт нам змея. Обратите внимание: само тело змеи как будто свидетельствует о том, что жизнь у неё, мягко говоря, непростая. Отсутствие рук и ног существенно затрудняет передвижение, охоту и вообще жизнедеятельность. Однако змея использует то, что у неё есть, — гибкое тело, в совершенстве владея которым, она, порой перемещается быстрее тех животных, у которых есть и руки, и ноги.
И как контрастно на этом фоне выглядят некоторые люди, которые могут огорчиться из-за какой-нибудь мелочи. Да что там, банальная простуда или головная боль полностью выбивает нас из колеи. Любой малейший дискомфорт в теле или психике рассматривается как трагедия и невозможность полноценной жизни. В такие моменты следует вспоминать про самоотверженность и железную волю змеи, которая, имея такое несовершенное тело, живёт полноценной жизнью.
Маленькие хищники
Искусство ошибаться — вот чему нас учат эти животные. Казалось бы, что за нелепый оксюморон, как же можно искусно ошибаться, ведь ошибка в нашем сознании всегда связывается с чем-то негативным, чего надо избегать. Но именно путём ошибок накапливается опыт. Как гласит ещё одна хорошая поговорка: «Не так важно, сколько раз ты упал, важно, сколько раз ты после этого поднялся».
В нашем обществе принято избегать ошибок, а обучение — всегда проводить в комфортной обстановке. Мы «обкладываем ватой» своих детей, а затем удивляемся, почему они такие неприспособленные к жизни. И в этой ситуации гораздо разумнее было бы брать пример с хищников, которые воспитывают своих детей на практике и порой достаточно жёсткими методами. Путь к мастерству усеян ошибками подобно тому, как ясное ночное небо усеяно яркими звёздами.
Дятел
Многим из нас следовало быть взять с дятла пример. Его целеустремлённость поистине поражает. Выбрав цель, он не отступает никогда и чётко бьёт в намеченное место, миллиметр за миллиметром приближаясь к червяку.
Но большинство людей очень быстро «загораются» какими-нибудь идеями, но также быстро и остывают. После двух-трёх усилий, которые не позволили обрести всё и сразу, человек меняет свою цель и так до бесконечности. С таким же успехом можно принять решение копать колодец, но бросать, прокопав полметра, и начинать заново в другом месте. Именно концентрация и фокусировка на нужной цели — это секрет успеха.
Собака
«Собака — друг человека» — часто говорят в нашем обществе, а некоторые язвительно добавляют: «Вот именно, что собака — лучший друг, а не человек». Почему так происходит? Потому что собаки порой в нравственном отношении могут показать пример некоторым людям.
Воспринимая человека как своего хозяина, собака ничего не требует взамен. Искренняя преданность, любовь и дружба — всё это собака даёт человеку по умолчанию, независимо от того, насколько широкую миску еды перед ней поставили. Непривязанность к результатам действий — вот чему учат нас собаки. Будучи преданными и любящими по умолчанию, они не требуют ничего взамен и порой остаются верными своему хозяину, даже в случае если тот совершил предательство.
Кошка
О терпении кошек можно слагать легенды. Часами это животное способно караулить мышиные норы, не зная слабости, сна и усталости. Но самое интересное, что спустя несколько часов такого ожидания, в нужный момент (именно момент, буквально — миг), кошка способна совершить судьбоносный прыжок — и вот уже несчастная мышка беспомощно болтается в зубах хищника.
Многие ли из нас способны так терпеливо ждать нужного момента, а самое главное, в нужное время совершить решительные действия? Порой зависание компьютера на пару минут уже выводит нас из себя и заставляет крушить всё вокруг, а что же говорить, когда приходится нужных обстоятельств для действия ждать месяцами, а то и годами. Есть очень хорошая восточная мудрость: «Если очень долго сидеть на берегу реки, то рано или поздно по ней проплывёт труп твоего врага». Тут речь не идёт о бездействии, речь о том, что терпение — это уже половина успеха. А второе условие для успеха — умение твёрдо и решительно действовать в нужный момент.
Дерево
Как показывают наблюдения, чем сильнее у дерева развита крона, тем мощнее у него корневая система. То есть мощное дерево всегда имеет развитую корневую систему. Это позволяет питать крону нужными веществами и держаться в почве, не поддаваясь непогоде.
В нашем обществе то же самое: чем сильнее человек находится в резонансе со своим народом, его традициями, знает свою историю и так далее, тем труднее его сбить с толку различными «ветрами перемен». Речь не идёт о каких-то позитивных переменах, речь идёт о разного рода деструктивных моделях поведения, которые так легко навязать людям, которые предпочитают ни о чём не задумываться и жить одним днём. Человек же, который изучает опыт предков, использует его для своего блага и способен выстраивать причинно-следственные связи, вряд ли может поддаваться модным вредоносным веяниям.
Вот такие десять уроков преподаёт нам природа. В Священном Коране часто упоминается, что человеку следует наблюдать за природой — и замысел Бога откроется нам. Часто писания разных религий противоречат друг другу, поэтому говорить о наличии какой-либо абсолютной истины в той или иной книге абсурдно. И только через язык природы Бог непосредственно разговаривает с нами. Как было сказано в самом начале, животные лишены свободы выбора и действуют именно по той программе, которая заложена в них природой, а значит, их поведение максимально близко к истине, которую мы и можем понять, просто внимая откровениям природы.