Чему нас учит кино
Познавательные киноляпы, или чему нас учит Голливуд
То, чего совсем не может быть в реальности, вполне возможно в кино. Если бы три мушкетёра Дюма в экранизации передвигались не на живых, а на железных конях, многие решили бы, что так и надо, не поинтересовавшись, в каком году изобрели мотоцикл, а в каком — штурмовали Ля Рошель.
Один за всех, все за одного
Это такая игра. Режиссеры-звезды тем и круты, что могут менять пространство и время местами. Но на каждого сценариста или художника, сэкономившего на консультантах без ущерба для гонорара, со времен появления домашних кинопроекторов находятся сотни исторически въедливых критиков. С ними радуются победам географически въедливые.
Петроград в американском фильме
Ну а третьих изучение феномена киноляпов приведет к правдивому познанию истории. Скажем, тех предметов, появление которых в кадре и сделало его анахронизмом.
Например, поинтересоваться историей зонтиков на примере кадра из голливудского фильма «Троя», имеющего некоторое отношение к истории Троянской войны. Эту войну помещают в 13 – 12 столетия до нашей эры. В то время таких зонтиков на металлических спицах еще не было:
Киноляп в фильме
Другие вымышленные герои — персонажи саги «Пираты Карибского моря» — не могли в реальности побывать в «своём» первополовинном 18 веке в славном месте с названием Сингапур, потому что Сингапур в его классическом виде, под британцами и с китайцами, возник только в 1819 году. Либо эти незабываемые герои умели еще и во времени перемещаться.
Пираты Карибского моря киноляп с Сингапуром
Досталось ляпов и нацистам с их выходками. В фильме выпуска 1989 года «Индиана Джонс и последний крестовый поход» главный герой в 1938 году приезжает в гитлеровский Берлин, чтобы спасти от костра дневник своего отца. В реальности же Индиана Джонс опоздал бы на пять лет, потому что нацисты неугодные им книги сжигали и сожгли-таки в 1933 году. Быстро всё сделали.
Индиана Джонс киноляп про фашистов
Электронные часы «времен» Гражданской войны в США запечатлены в фильме «Доблесть» («Glory») 1989 года. Они надеты на руку одного из рабских детишек, провожающих солдат, которые маршируют мимо плантации. В этом кино, высоко оцененном критиками и публикой, — еще много ошибок, на всех внимательных хватит, если будет интересно.
Фильм Доблесть киноляп с электронными часами
Откуда в 1935 году электрический стул?
Особенной любовью охотников за киноляпами пользуется спилберговская ода американской военщине «Спасти рядового Райана». В ней раненый капитан Миллер показывается отстреливающимся от вражья на фоне мотоцикла, в котором ехидные знатоки признают «Урал М-63, появившийся на свет лишь в 1963 году.
Киноляп про рядового Райана
А вот отличный фильм «Храброе сердце», рассказывающее о событиях конца 13-го века в Шотландии. В титульном кадре герой Мела Гибсона дефилирует в килте — знаменитой шотландской мужской шерстяной юбке, которую придумали лишь спустя 350 лет после киношных времен.
Откуда у Мела Гибсона юбка?
Денежным же чемпионом по эффекту киноляпа является «Форрест Гамп». В этой картине простодушный герой вкладывает деньги в компанию «Эппл» в 1975 году, несмотря на то, что первые публичные акции могущественная ныне фирма выпустила лишь в декабре 1980 года. По фильму, в «какую-то фруктовую компанию» было вложено 100 тысяч долларов. Сегодня бы такая инвестиция стоила 7 миллиардов. Ах, вот если бы у всех трудолюбивых людей был такой друг-алкоголик, как голливудский лейтенант Дэн…
Форрест Гамп киноляп
Повелитель бури
Ошибка: команда взрывотехников состоит из трех человек
Фильм повествует о буднях американских саперов в Ираке. Джон Дэвис, который служил в этой стране, говорит, что сапер всегда работал в одиночку, поскольку подвергать опасности сразу нескольких человек крайне неразумно. В кино же этим занимаются команды из трех человек, которые, к тому же, умудряются участвовать в перестрелках, носить толстовки в боевых операциях и даже употреблять алкоголь на территории военной базы.
Морской бой
Ошибка: линкор приводят в боеготовность в течение пяти минут
Фильм полон незначительных технических неточностей, но один из самых вопиющих моментов происходит в конце, когда лейтенанту удается привести законсервированный линкор USS Missouri в полную боевую готовность в течение 5 минут. Дело в том, что на подготовку корабля к запуску в эксплуатацию требуется несколько дней, а «Миссури» времен Второй Мировой войны и вовсе уже можно считать плавучим музеем. Майкл Джеймс Бартон, бывший замдиректора отделения Пентагона на Ближнем Востоке и резервист ВВС США, утверждает, что расконсервирование линкора занимает как минимум пять дней.
Патриот
Ошибка: американцы выигрывают финальную битву
В основу фильма легли события в ходе войны за независимость Соединенных Штатов, а главным героем является командир отряда ополченцев, которые ведут борьбу с англичанами. В кино американцы одержали сокрушительную и безоговорочную победу над англичанами, но на самом деле все было не так однозначно. В 1782 году было заключено перемирие, а в следующем году Великобритания признала независимость США, при этом новое американское правительство отказалось от претензий на западный берег Миссисипи и на британскую Канаду.
ПОСЛЕЗАВТРА
Ошибка: Климат Земли изменился за несколько дней
Кино и digital: развиваем насмотренность через фильмы
Разбираемся, чему учит кино диджиталов, и как применить знания в работе
Обычно идеи, которые лежат в основе классных концепций, не рождаются из головы – это все ассоциативное мышление, накопленный опыт и насмотренность.
«Мыслите шире, чем учили в школе – любая информация может стать вашим профессиональным топливом». – Ева Кац, CEO Digital Bands и спикер TEDx.
Чтобы отличать оригинальный дизайн от банального, цепляющий текст – от скучного, продуманные концепции – от проходящих, представителям креативных профессий нужно иметь визуальный багаж и, конечно, уметь им пользоваться. Насмотренность помогает понимать, какой контент точно зайдет ЦА, какой – завирусится и попадет в тренды, а какой – так и останется непонятым.
Насмотренность не дается с рождения – эту креативную мышцу нужно систематически тренировать и держать в тонусе. И дело не заканчивается просмотром кейсов на Behance, добавлением пинов на доску в Pinterest и чтением блогов медийных креаторов, инфлюенсеров и креативных агентств.
Чтобы о ваших проектах говорили: «Это гениально!» – нужно думать, как гений. А чтобы думать, как гений, – нужно наблюдать за гениями. Где это сделать, кроме как не в кино?
Получается, из развлечения кино трансформируется в возможность прокачать себя в профессиональном и личностном плане; найти несколько инсайтов; подсмотреть приемы у признанных киногениев и использовать их в своих креативах без шейминга за плагиат.
Кино – это один большой референс. Ведь процесс создания контента в digital во многом схож с кинопроизводством: и тут, и там есть этапы препродакшена, продакшена и постпродакшена. Так почему бы не перенести данные из фильма или сериала в свой проект?
Загляните в свой ежедневник и выкройте хотя бы один свободный вечер между дедлайнами. Устройтесь поудобнее и приготовьтесь к развлекательно-познавательному сеансу перед большим экраном. Захватите любимые снеки, теплый плед и не забудьте про ручку с блокнотом. Зачем? Чтобы составить to-do list для работы над будущим проектом, зафиксировать пару инсайтов и ориентиров для креативов.
Но прежде чем включить что-нибудь из Топа-250 IMDb или Кинопоиска, обозначим, что конкретно (и где именно) может почерпнуть из кинематографа digital-специалист.
выходить за рамки стандартов
Режиссерам, сценаристам и операторам так же сложно завладеть вниманием кинозрителей, как диджитал-специалистам удивить избалованную контентом аудиторию. Выход один – импровизировать. В киноиндустрии много вдохновляющих историй для тех, кто застрял в рамках стандартного мышления.
Посмотрите «Скрипача на крыше» (1971) и обратите внимание на «земную» цветовую палитру: никаких фильтров и цветокоррекции – ради теплой, атмосферной картинки операторы снимали через колготки. Или «Мандарин» (2015) Шона Бейкера – чтобы увидеть в действии, как повысить общий градус агрессии и сентиментальности с помощью съемки на камеру пятого айфона.
Еще один пример – классика от Вернера Херцога «Фицкарральдо». Создатели фильма решили отойти от использования спецэффектов и миниатюр для съемок культовой сцены с «переваливанием» судна через холм – они спустили с горы настоящий 320-тонный пароход. За «натуральность» и Кристофер Нолан: в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» (2012) он сбрасывает на землю Локхид С-130, а в «Доводе» (2020) взрывает Боинг-747.
Тренды цикличны – это очевидно, если посмотреть на современную «зернистую» обработку фото и видео и их стилизацию под старую пленку. Кинематограф дарит возможность выцепить несколько интересных приемов и образов, а потом использовать их в своем проекте. Вероятность получить отклик у ЦА, превратить контент в референс и запустить собственный вирусный тренд увеличивается в разы.
Взгляните на свежую рекламную кампанию GQ и Александра Гудкова при участии Gucci: саунд из комедии Геральда Бежанова, нафталиновая атмосфера дома культуры и узнаваемые образы типичных советских ученых переносят зрителя в давно ушедшую эпоху СССР. Для зумеров – это глоток чего-то свежего и необычного, для бумеров и миллениалов – приятная ностальгия. Тройное попадание. И больше 250 тысяч просмотров на YouTube за 2 дня.
рассказывать истории так, чтобы от них нельзя было оторваться
Где еще черпать вдохновение для сторителлинга, который зацепит зрителя с первых слов, как не в Голливуде, откуда он родом? Но Голливуд – это не только про большое кино, Оскар и «Аллею славы». Голливуд – это про определенные принципы и каноны.
Нас учат: беспроигрышный вариант сделать захватывающую историю – ввести персонажа (или несколько), в котором аудитория увидит себя. Такому герою симпатизируют, сопереживают и верят. А, значит, верят его поступкам, перенимают его взгляды и ценности. Цель достигнута – персонаж транслирует зрителю ту идею, которую закладывают его создатели.
Что посмотреть? Конечно, трилогию «Матрицы» братьев/сестер Вачовски, многоуровневый сюжет которой с первых минут увлекает зрителя в мир симуляции и не отпускает даже после финальных титров; «Отступников» Мартина Скорсезе – криминальную драму, пропитанную символизмом и внутренними конфликтами ключевых персонажей: именно в них и мотивация героев, и желание досмотреть фильм до конца.
Подпитаться идеями для собственных историй можно не только в художественных фильмах. Хороший пример для вдохновения – «В поисках сахарного человека» Малика Бенджеллуля. Удивительная и вдохновляющая история о фолк-певце, которая взяла Оскар за лучший фильм документального жанра и доказала, что документальное кино тоже может трогать за живое.
Если вам кажется, что вы выжали максимум из своей креативной жилы, но так и не придумали коллаборации, которой еще не видел свет, – вам к Йоргосу Лантимосу. Греческий режиссер-провокатор умеет удивлять и шокировать публику – хотя, по его словам, и ненамеренно. В «Убийстве священного оленя» (2017) он переносит древнегреческую мифологию в современный мир, в «Фаворитке» (2018) превращает историческую драму в исторический артхаус, а в «Лобстере» (2015) наполняет антиутопичную атмосферу комизмом, иронией и драматизмом.
Если вы посмотрите несколько фильмов из «абсурдистского» шорт-листа – коллаборации Магнита с Likee, Артемия Лебедева с Organic Kitchen и KFC c Cooler Master перестанут казаться вам странными и нестандартными.
Задача дизайнеров, моушенеров и клипмейкеров – располагать и связывать между собой графические элементы так, чтобы работы получались смотрибельными и цепляющими. Но даже если графика будет самой крутой в мире – без композиции дизайн-концепт вряд ли получится оригинальным и будет понят заказчиком и аудиторией.
Основы можно найти по первой же ссылке в поисковике, а вот уловки, техники и секреты композиционного мастерства кроются (а точнее – лежат на поверхности) в известных фильмах. Для удобства держите под рукой практические пособия от сценариста и режиссера Кристофера Кенворти.
«Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг» и «Запрещенные приемы» могут стать вашими настольными книгами: в них эксперт покадрово разбирает сцены из культовых кинолент – «Челюстей», «Индианы Джонса», «Бешеных псов», «Убить Билла», «Таксиста», «Авиатора» и др. – и анализирует приемы и техники, которые наделяют кадр особыми харизмой и настроением.
… и находить нестандартные цветовые сочетания
На восприятие контента аудиторией влияет не только расположение предмета в кадре, но и общая цветовая гамма. На глубинном подсознательном уровне яркие цвета заставляют нас радоваться и мечтать о хорошем, а темные – испытывать грусть и думать о плохом. А если заглянуть в мир интернет-маркетинга, то от цвета напрямую зависит, насколько высокой будет конверсия сайта и успешными – продажи товара.
Не знаете, какие оттенки внедрить в айдентику ноунейм-бренда, использовать для ребрендинга или дизайн-концепции веб-сайта – ищите референсы в кино. Начать вдохновляться советуем с работ Дени Вильнева: в арсенале канадского режиссера – и приглушенные, «табачные» палитры («Прибытие», «Пленницы», «Враг») и более яркие и неоновые гаммы («Бегущий по лезвию 2049», «Убийца»).
О любви, дружбе, науке и чувстве собственного достоинства: чему учат современные фильмы и мультфильмы
Советскими кинолентами из детства родителей сейчас сложно заинтересовать юных зрителей. «Приключения Электроника» или «Морозко» детям кажутся скучными, а если ребенок поймет, что картины пытаются его чему-то научить, а не развлечь, то может и вовсе наотрез отказаться от просмотра. Проще выбрать современные и не менее поучительные ленты, с которыми «подвох» не так очевиден. Time Out предлагает 7 актуальных анимационных и художественных семейных фильмов, которые интересно смотреть и полезно обсуждать всей семьей.
Холодное сердце
Возрастной рейтинг: 0+
Крис Бак, Дженнифер Ли
Сестры-принцессы скандинавского королевства Эренделл были очень близки, но однажды старшая Эльза случайно ранила Анну ледяной магией и изолировалась от всех, оставшись наедине с боязнью самой себя. Спустя многие годы взрослой Анне предстоит вернуть домой потерявшую контроль над своими силами сестру и научиться отличать настоящую любовь от фальшивой.
«Холодное сердце» — невероятно популярный мультфильм, любимый детьми из-за красивых песен и ярких героев. Остается лишь объяснить им несколько важных посылов картины.
Первый: любовь приходит сама, а вместо погони за отношениями стоит научиться ценить связи с близкими. Анну предает ее мнимый избранник — тогда героиня осознает, что по-настоящему любящий парень проявляет чувства заботой и поступками, а не фальшивыми песнями и признаниями. «Истинная любовь» же бывает не только в романтических отношениях.
Второй: важно жить в гармонии с самим собой, не бояться выражать чувства и, главное, учиться открывать свою душу и сердце тем, кто этого заслуживает. Долгие годы Эльза страдала из-за того, что родители не научили ее принимать себя, а, напротив, приказали «хранить секрет, быть хорошей девочкой для всех». Как только Эльза перестала считать свои особенности проклятьем, они стали ее волшебным даром.
Зверополис
Возрастной рейтинг: 6+
Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш
Жизнерадостная зайчиха Джуди Хоппс приезжает в фантастический мегаполис Зверополис, чтобы исполнить детскую мечту: стать отважным полицейским. Она сталкивается с насмешками и жестокой реальностью: вместо защиты населения от опасных преступников ей поручают выписывать штрафы за неправильную парковку. Но вскоре Джуди встречает хитрого лиса-мошенника Ника Уайлда и оказывается в центре расследования крупнейшего дела в истории города.
В «Зверополисе» жители показаны говорящими животными не ради умиления — это, в первую очередь, прием повествования. Авторы проецируют стереотипы о животных на людей: храбрая и решительная зайчиха Джуди воспринимается коллегами беззащитной и наивной, а лис Ник оказывается не таким уж плохим и подлым парнем.
Визуальные ассоциации «Зверополис» использует и для десятков действительно смешных гэгов, и в поучительных целях. Так, главным антагонистом этой детективной истории оказывается самый неожиданный персонаж. Мораль: людей не стоит судить только по внешности и паре поступков. Кроме того, картина учит добиваться своей цели даже если все вокруг говорят, что у вас ничего не получится.
Марсианин
Возрастной рейтинг: 16+
Участники марсианской миссии «Арес-3» экстренно эвакуируются с враждебной планеты из-за надвигающейся песчаной бури. Инженер и биолог Марк Уотни ( Мэтт Дэймон ) повреждает скафандр — команда считает его погибшим и улетает. Марк же просыпается в одиночестве: ему предстоит как-то использовать уцелевший жилой модуль, чтобы выжить и наладить связь с коллегами. При этом запасы воздуха, воды и еды совсем не рассчитаны, чтобы ждать прибытия «Арес-4» через 4 года.
Несмотря на довольно взрослый рейтинг (одинаковый, кстати, с фильмами киновселенной Marvel) «Марсианин» подходит подросткам — тем более под родительским надзором. Взамен ребенок проникнется подвигами Уотни: борясь с отчаянием и депрессией, герой находит все новые способы выбраться из практически безвыходных ситуаций.
Главное, что все они основаны на чистой науке — в фильме минимум фантастических допущений. После просмотра почти невозможно не загореться желанием изучить какую-либо науку — ребенка даже не придется направлять.
Как приручить дракона
Возрастной рейтинг: 6+
Дин ДеБлуа, Крис Сандерс
Иккинг живет в мире, где викинги с древних времен враждуют с драконами, а положение в обществе определяется мускулами. При этом главный герой слаб телом и именно ему предстоит осознать, что с драконами вовсе не обязательно воевать. Этому в меру храброму подростку предстоит перевернуть мир — как окажется, к лучшему.
Dreamworks сняли очень самобытную трилогию для детей и подростков, которые чувствуют себя изгоями — а через это в период взросления проходят многие люди. Иккинг, несмотря на невозможность влиться в общество, не замыкается, а ищет свое уникальное призвание.
В этом ему не мешают ни давление окружающих, ни даже инвалидность — на утраченную ногу герой, напротив, надевает круто выглядящий многофункциональный гаджет собственного дизайна.
Аладдин
Возрастной рейтинг: 6+
Сюжет классического анимационного «Аладдина» известен почти всем, в экранизации он не поменялся: нищий мальчишка Аладдин ( Мена Массуд ) кое-как выживает, воруя яблоки у не слишком хороших людей, и однажды влюбляется в прекрасную дочку султана Жасмин ( Наоми Скотт ). Герой находит лампу с джинном и собирается превратить свою жизнь в сказку — но ему приходится спасать родную Аграбу от злодея Джафара.
Казалось бы — просто мюзикл о воришке, еще и снятый «криминальным» режиссером Гаем Ричи. На самом деле в ремейке «Аладдина» полно скрытых и не очень смыслов, которые можно обсуждать не один день. Основной формулирует сам Джинни ( Уилл Смит ): «чем больше имеешь – тем больше хочется», иначе говоря «не в деньгах счастье». Отсюда вытекает и следующая тема о свободе человека и том, кто на самом деле является рабом — буквальным или, например, своих желаний. Затрагиваются также темы важности традиций для общества, вреде лжи и многие другие.
Юным девушкам — которым, впрочем, ничто не мешает брать пример и с Аладдина — особенно понравится экранная Жасмин. Принцесса олицетворяет собой все положительные качества лидера, заботящегося о подданных, она храбро защищает себя и близких, а также по-настоящему любит книги.
Головоломка
Возрастной рейтинг: 6+
Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен
Семья 11-летней Райли переезжает в новый город. Девочке на пороге подросткового возраста предстоит адаптироваться к другому дому, школьному окружению и иному темпу жизни. Такая в целом обычная история здесь показана изнутри — переживаемые Райли перемены наблюдают из ее головы пять одушевленных эмоций: радость, печаль, гнев, страх, брезгливость. Их привычные алгоритмы преодоления трудностей девочке уже не помогают.
В «Головоломке» Pixar ловко упростила сложнейшую психологию взрослеющего человека, чтобы показать неочевидную мысль. Оказывается, стараться веселиться и улыбаться — не значит справляться со стрессом. Эмоции — даже на первый взгляд отрицательные, как печаль — должны быть сбалансированными и равными. Только тогда человек будет психически здоров и счастлив.
Фильмы о Гарри Поттере
Возрастной рейтинг: 12+
Первые части «Гарри Поттера» старше остальных картин списка, но сеттинг мира волшебников смотрится хорошо до сих пор. Сага об учениках Хогвартса Гарри ( Дэниэл Рэдклиф ), Роне ( Руперт Гринт ) и Гермионе ( Эмма Уотсон ) — одна из самых масштабных голливудских франшиз до появления киновселенной Marvel. Более того, борьба добрых магов со злым Волан-де-Мортом — современная классика подросткового фэнтези.
Главное, что есть в серии, кроме развития фантазии юных зрителей — это история о крепкой дружбе. Главная троица на протяжении многих лет проходит десятки сложнейших испытаний, но несмотря ни на что остается вместе — и побеждает зло сообща. Хотя избранный здесь именно Гарри, и прилежная ученица Гермиона, и пугливый Рон сыграют ключевые роли в общей борьбе.
Кроме того, «Гарри Поттер» — лучшая возможность привить ребенку любовь к чтению книг. Достаточно рассказать, что в романах Джоан Роулинг история раскрыта еще лучше, и дать первую книгу.
Новое в блогах
Чему на самом деле учили «добрые советские фильмы»
Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост на давно задуманную тему — чему учили и на на что, собственно, программировали людей «добрые советские фильмы», о которых сейчас с такой ностальгией вспоминают любители СССР — «Ах какие были фильмы, сейчас уже таких нет и ключи никто под ковриком больше не оставляет!» — выступают они время от времени в комментариях к моим постам.
На самом деле советское кино (за редким исключением действительно талантливых режиссёров, которые троллили совок) выступало в роли социального проводника советских идей и формирования так сказать «советской идентичности». Это началось ещё во времена вечно живого деда — как известно, Ленин вошёл в историю своей цитатой «пока народ безграмотен — важнейшим искусством для нас является кино». В более поздние советские годы советское кино тоже вполне себе занималось пропагандой в советском ключе — о чём я вам и расскажу сегодня.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, чему учили и на что на самом деле программировали людей «добрые советские фильмы». Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
1. «Добрая» советская власть и армия.
Практически во всех советских фильмах, особенно ранних, снятых до 1960-х годов — постоянно педалируется тема того, как хороша советская власть и как вольготно при ней стало жить людям — видимо, при Сталине существовала некая секретная директива, которая предписывала вставлять это советское НЛП в любой фильм. Так, например, в сцене со свиданием парня и девушки в роще пара могла выйти на берег, и парень вдруг мог неожиданно выступить с речью вроде «ты только посмотри, как похорошела наша земля при советской власти! Какие просторы открылись уму и сердцу!» — после чего камера под патетическое завывание струнной секции оркестра показывала какие-нибудь лесные пейзажи, ничем не отличающиеся от таковых в каком-нибудь мезолите.
Другой пласт советской пропаганды тех же лет — воспитание правильного отношения к советской армии — в фильмах показывали, что все юноши очень хотят служить, аж подпрыгивают чтобы попасть в армию и впадают в депрессию, если им отказывают в таковой чести. «Он недостоин служить в нашей народной Красной арьмии!» (почему-то всегда с мягким знаком после «р») — вскрикивает начальник колхоза в фильме «Максим Перепелица», после чего главный герой прикладывает все усилия, чтобы оказаться в «арьмии».
Сама же армия показывается чем-то вроде санатория — красиво подстриженные и сытно накормленные улыбчивые солдаты купаются в отеческой любви и ласке отцов-командиров и старших братьев-сержантов, время от времени делают несложные и полезные физические упражнения, всё остальное время предаваясь чтению и неустанному повышению политической подготовки («Максим Перепелица», «Солдат Иван Бровкин»). Лично мне вдвойне горько смотреть на всю эту ложь — потому что мой родной дядя (старший брат отца) погиб в мирное время в Советской армии (в 1958 году), и его родителям по сути даже не сообщили об истинной причине смерти.
2. «С начальством спорить нельзя!»
Вторая мысль, которая внушается во всех советских фильмах, особенно в тех, что были сняты до 1970-х годов — начальство всегда право, особенно советское начальство (другого попросту не было). Спорить с начальством нельзя, система всегда права, а если есть какие-то отдельные нерадивые начальники, то это бюрократы и зазнайки — виноватыми в тех или иных происшествиях были всегда отдельные личности, но никак не система в целом (к примеру, фильм «Мы с вами где-то встречались» с Райкиным).
Другой пласт из этой же серии — внушение мысли, что советская милиция в целом очень порядочная организация, а все советские милиционеры — люди одновременно с военной выправкой, лицом академика и речью московского диктора. Советский милиционер всегда поможет снять котёнка с дерева, найти нужный двор или просто придёт домой чтобы по-доброму, по-отечески помочь жильцам разрешить те или иные проблемы. Собственно, как и в случае с армией — в старых фильмах никто не рассказывал, что представляла из себя реальная советская милиция и как там относились к людям.
3. «Мужчина всегда прав!»
Ещё один постулат, который подспудно внушался ранними советскими фильмами, особенно снятыми до 1970-80-х годов — это то, что мужчина всегда и во всём прав. Если в фильме показывалась семья — то главной всегда был мужчина, а женщина была на вторых ролях. Нередко в кино можно увидеть сцены, когда за столом пирует мужская компания, а женщина (жена главы дома) присутствует в кадре в виде бледной тени и «обслуживающего персонала» — подаёт на стол новые блюда, моет посуду в кухне и прочее. Даже если мужчина показывался инфантильным ребёнком — он всё равно должен был считатья главным.
Ещё сюда же можно отнести навязывание мысли о том, что без мужчины женщина неполноценна в принципе — стоит вспомнить хотя бы советский говнофильм «Москва слезам не верит», в котором главная героиня, в общем-то независимая и по советским меркам состоявшаяся женщина (директор фабрики с квартирой и машиной) — становится «полностью полноценной» только с обретением мужика — бомжеватого вида слесаря из коммуналки, котрому для полного счастья не хватает только стакана газировки и который со второго дня знакомства начал втирать ей постулаты «мужчина должен то, мужчина должен сё, а ты сиди ровно и молчи».
Что самое интересное — в совковом обществе всё это воспринималась как абсолютная и непреложная норма, спорить с которой было категорически запрещено.
4. Выученная беспомощность.
Ещё один очень вредный момент, на который программировали советские фильмы — это так называемая «выученная беспомощность». В современной психологии таким термином называют состояние апатии, когда человек не пытается улучшить свою жизнь даже тогда, когда имеет к этому все предпосылки и возможности. В совковых фильмах такое можно увидеть постоянно — герои занимают какую-то жизненную нишу (чаще всего крайне низкую) и на том успокаиваются, приговаривая: «живём бедно зато честно, не в деньгах счастье, раньше я думала что счастье в деньгах, а оно в труде на благо родины«.
Если сравнить с западными фильмами тех же лет — то они наоборот всегда программировали на успех и на победы. Собственно, этим отлично демонстрируется разница двух социальных строев — если при демократии человек действительно своим трудом и талантами мог добиться всего (стать президентом, миллионером, главой компании, отправиться в кругосветное путешествие и прочее), то в совке возможности были очень ограничены, и власть была вынуждена преподносить это как норму — живите бедно зато честно, храните ключ от квартиры под ковриком и радуйтесь, что у вас нечего красть. Нищему пожар не страшен!
5. «Касты неполноценных».
А ещё в советских фильмах всех лет постоянно выводились определённые касты неполноценных — своих же граждан, которые властью считались какими-то «не такими» — их нужно было посадить, выгнать из страны ну или в крайнем случае «постараться перевоспитать» — чтобы весь советский народ представлял собой единую серую трудовую массу и никто не отрывался от коллективной радости труда.
В ранних совковых фильмах «кастами неполноценных» выводились кулаки, богачи, буржуи, интеллигентишки и прочие люди, которые не были похожи на Васю-алкоголика и имели за плечами чуть поболее трех классов церковно-приходской школы. «Кулака» всегда изображали в виде хитрого бородатого деда с обрезом за пазухой, который только и думает, как бы обмануть трудовую власть колхозов. «Буржуй» был обязательно толстым, много и шумно ел, плохо себя вёл на людях и замышлял планы войны. «Интеллигентишкой» был какой-нибудь тощий парень в очках и с гусиной шеей, вечно колеблющейся и не понимающий своего счастья жить по дороге к коммунизму.
Существовали «касты неполноценных» и в более поздних советских фильмах — там отрицательными героями выводились стиляги, богатеи, хорошо одетые женщины а также иностранцы. «Стилягой» в фильме представляли любого мало-мальски прилично одетого и постриженного молодого человека, который хотел выделяться из серой мышиной толпы — страшный грех в СССР. «Богатеи» были главным образом заграничные, почти как «буржуи», но более лощеные — с фальшивой улыбкой, страшными белыми зубами (у нормального советского человека таких быть не может) и преступнейшим образом начищенными ботинками.
«Хорошо одетые женщины» всегда подразумевались проститутками — живущими на нетрудовые доходы и часто в конце фильма раскивающихся и радостно идущими работать шпалоукладчицами. «Иностранцы» были подозрительны в принципе — если иностранцы не были чернокожими московскими студентами, то обязательно были шпионами.
Совок. Послесловие.
Такие дела. Как видите — «добрые советские фильмы» программировали вовсе не на хорошие вещи, а очень часто делили людей на сорта, приучали к мысли, что власть и милиция всегда права, занимались пропагандой армейской службы а также внедрением других понятий, которые в XXI веке кажется дикостью.
Именно поэтому никакого «возврата назад в СССР» быть не может — общество уже давно переросло и «добрые советские фильмы», и ту «мораль», а люди в наши дни стали намного нравственнее и честнее, чем в советские годы.
Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.