Чему меня научил учитель
«Настоящий учитель не только учит, но и воспитывает»
Большинство людей подводят итоги года в декабре, но учителя делают это в июне — в конце учебного года. Наш блогер, молодой педагог Алла Новоженина, рассказывает о своём опыте работы в школе и о выводах, к которым она пришла за время работы с детьми.
В классе, наполненном радостным солнечным светом, стоит тишина, нарушаемая лишь громким стуком моего сердца. Вдруг пронзительный звонок, звук распахивающихся дверей, и сотня взволнованных голосов сливается в один весёлый гул.
Стою в центре класса и в сотый раз поправляю воротник пиджака, затем приглаживаю рукой волосы и вновь прокручиваю в голове всё, что хочу сказать своим ученикам. Моим первым ученикам. Глубоко вздыхаю — и дверь распахивается, пёстрая толпа незнакомых лиц. Все удивленно смотрят на меня.
— Вы наша учительница по русскому и литературе?
— Да, ребята, здравствуйте! Я рада вас видеть!
Выдох. Начался мой первый урок.
Прошёл год, но я уже не та, что пришла 1 сентября. С каждым днём я учусь у своих учеников и лучше понимаю, где нужно остановиться и объяснить подробнее, где дать чуть больше времени, а где сказать что-то строже, чем обычно. Когда уместно пошутить, чтобы разрядить обстановку и чуть отдохнуть, а когда нет, потому что это выбьет детей из рабочего ритма и нелегко будет вернуться в него вновь. Как сказать ученику о недостатках его сочинения, но не обидеть его, и как посмотреть на детей, чтобы в считаные секунды они успокоились и принялись за работу.
В одном я остаюсь неизменна: каждый ребёнок заслуживает нашего внимания и, не побоюсь этого слова, любви. Только так мы добьёмся того, что ребёнок откроет нам свою душу — а нам ведь это важно ничуть не меньше того, научится ли он грамотно писать. Настоящий учитель не только учит, но и воспитывает, как бы громко это ни было сказано.
Чтобы иметь возможность воздействовать на ученика, мы должны стать для него примером. Ребёнок никогда не поверит словам о вреде курения, если будет видеть каждый день родителей с сигаретой в руках. Не возьмёт в руки книгу даже после многочисленных нотаций, если никогда не видел, чтобы родители читали. Так же и в школе.
Ученик не поверит учительским словам о гуманном отношении к людям, если тот же самый учитель будет перед всем классом унижать и кричать на ученика
Не научится ценить труд всех людей и уважать все профессии, если учитель день изо дня будет говорить: «Не будешь учиться — станешь дворником». Никогда не научится выполнять свои обещания, если учитель, полгода говорящий о походе в кино, так и не сводит детей на фильм. Наши слова не должны расходиться с делом.
Мы должны убедить учеников в необходимости школьного обучения. В будущем им вряд ли пригодятся знания биографий писателей и поэтов, но, обращаясь к ним, мы показываем, как происходит становление человеческой личности, через какие преграды проходит человек, чтобы добиться своей мечты и цели.
Мы анализируем стихотворения и рассказы не для того, чтобы вывести в тетради красивые слова «амфибрахий» и «диалектика души», а чтобы научиться анализировать, давать свою оценку и видеть суть любых сложных явлений и процессов, а также (и это немаловажно!) видеть прекрасное во всех его проявлениях.
Мы должны показать, что синтаксис мы учим не только для того, чтобы научиться расставлять запятые, а для того, чтобы научиться формулировать свои мысли, говорить так, чтобы тебя слышали и понимали. Мы учим всё это на русском и литературе, а нужны эти умения на всех школьных предметах. Да что там на предметах, во всей нашей жизни!
Бывает так: урок продуман до мелочей, прописаны все варианты ответов, подготовлены дидактические материалы, а урок не получается. Он идёт по плану, но у учеников нет ни блеска в глазах, ни желания узнавать что-то новое. Значит, в ходе подготовки пропала душа урока. А бывает, что вроде бы обычный ход урока: проверка домашнего задания, объяснение новой темы, работы над закреплением, но чувствуется какой-то подъём, руки так и взлетают вверх, и урок пролетает незаметно, даже не хочется его заканчивать.
От чего это зависит? От многого: от настроения детей, пришедших на урок, от погоды, царящей за окном (в солнечные дни всегда работается лучше), но главное — от настроя учителя. Что бы ни было у нас в голове, в класс мы должны заходить с улыбкой и с горящими глазами.
«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники», — писал Т. Фуллер. Чтобы дети захотели и смогли зажечь, нужно самому гореть. Помню свой первый урок литературы на практике. Я рассказывала девятиклассникам о вольнолюбивой лирике Александра Сергеевича Пушкина, читала наизусть много стихов. В конце урока посмотрела в зеркало — глаза сверкают, щёки раскраснелись, а спина вся мокрая. Тогда моя любимая учительница — Смирнова Ольга Феодосиевна — сказала: «Вот так себя чувствует учитель, который провёл урок с душой. Представляешь, провести так шесть уроков?»
Тогда я впервые поняла, что такое хороший урок. Когда после звонка ученики не выпрыгивают со своих парт, а недовольно бурчат, что урок кончился, а мы не успели договорить о чём-то важном. Когда поэт или писатель перестаёт быть просто картинкой в учебнике, а становится для тебя живым и близким, со своими чувствами и переживаниями — так тебе гораздо интереснее, и понятнее становится и всё его творчество.
Больше всего в своей работе я люблю, когда тот, кто никогда не получал хорошей отметки по русскому языку, выполняет контрольную работу всего с одной ошибкой. Когда ребёнок, который, казалось бы, и не слушает тебя, вдруг поднимает руку и выражает своё мнение. Как загораются глаза и появляется вера в себя и желание становиться лучше. Ради этого мы и приходим в школу каждый день. Из ста наших выпускников с русским и литературой жизнь свяжут два-три человека, но и через остальных 97 наши предметы не должны пройти мимо. Мы учим не только писать, но и понимать, любить великий и могучий русский язык и литературу. Это одна из важных задач. Ведь через любовь к своему языку рождается и любовь к своей стране.
«Гуманность невозможна без чуткости к человеку. Любить человечество проще, чем одного человека», — писал замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, легко любить весь класс. Я люблю и 5-й «А», и 5-й «Д», но очень трудно сказать так про каждого ученика, отдельно взятую личность. Мы должны увидеть, понять и оценить по достоинству именно каждого отдельного человека. Нам нужно смотреть не на поверхность, а вглубь каждого ребёнка. Это очень трудно, но результат того стоит.
Если лет через 15 кто-то из моих учеников скажет: «Алла Борисовна научила меня расставлять запятые и видеть все орфограммы, я всегда пишу грамотно!» — мне будет очень приятно. Но гораздо важнее будет услышать хоть от одного ученика: «Эта учительница научила меня мыслить и заставила поверить в себя».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Эссе «Чему учит и чему учится современный учитель»
Чему учит и чему учится современный учитель?
Обучать – значит, вдвойне учиться!
французский моралист и эссеист.
Когда я задаю себе этот вопрос, на ум сразу приходит множество ответов.
И все они очень неоднозначные и в тоже время совершенно очевидные.
Решила мысленно пережить один свой день и проанализировать – чему же я научила и научилась сегодня?
Современная жизнь очень динамична, она рекомендует нам строить «каркас дня».
Утренние разговоры с дочерью-ученицей… Я учусь быть мамой-педагогом. Каждый день, каждую минуту, проведенную со своим ребенком, я учусь этому. И она, в свою очередь, многому учит меня.
Абсолютно уверена: всё мое «педагогическое творчество» можно разделить на «до» и «после» рождения дочери! Она научила меня видеть окружающий мир её глазами, глазами счастливого ребенка. И это очень ценно и значимо для меня как современного педагога. Ведь как сказал бразильский прозаик и поэт Пауло Коэльо: «Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем».
В тоже время, благодаря своему ребенку, я учусь быть мамой, родителем на собрании в школе, деловым партнером для всех родителей своих выпускников. И это бесконечный процесс, ведь никогда нельзя с уверенностью сказать: все, я уже научилась. И это чувство «вечной ученицы» помогает мне в моей профессиональной деятельности.
8-00… Я на пороге школы, в которой работала учителем моя мама, я закончила 11 классов, а теперь вот и я учу детей. Что принесет мне новый рабочий день? Что нового я узнаю сегодня? Что смогу передать детям?Что нового я почерпну от них? В том, что это произойдет , я даже не сомневаюсь.
Наши дети иначе видят мир, для них более ценно то, чему мы иногда не придаем значения. В их мире много красок! А позиция современного учителя – быть рядом с учеником. Смотреть на жизнь глазами ребенка, решать проблемы вместе с детьми, жить их миром, развиваться вместе с ними. В этом, по моему мнению, залог успешности современного учителя.
8-30… Звонок на урок. Я начинаю учить… Или я начинаю учиться? Да, я ориентирую учеников, помогаю им «добыть» информацию и применить приобретенные знания на практике. Показываю значимость и актуальность новых знаний.
Вечер… Вся семья в сборе. Уроки выполнены. Домашние хлопоты закончены. Можно выдохнуть! И в это время дочь обращается ко мне с просьбой: «Мама! Давай в школу поиграем!»… Она учит плюшевого медведя грамотности, а я в это время внимательно слушаю, наблюдаю, запоминаю… «Интересно! Надо запомнить! А как лучше это использовать?»- вот мысли, крутящиеся в моей голове. Я вновь готова учить и учиться!
Благодарю своего ребенка, за те открытия, которые она позволяет мне сделать! И открытиям этим нет конца, ведь она растет и познает мир-она учится жить, а я учу её жить правильно и честно.
Нам повезло чуть больше! У нас в семье две ученицы и два учителя! И мы совместно учимся учить и учиться. Поверьте, это очень увлекательно!
Я учу их, а они учат меня!
В «Иронии судьбы», когда Надя рассказывала о своей профессии учителя, она говорила, что учит школьников думать и иметь на все свое мнение, а дети, в свою очередь, учат ее. Меня тоже учат мои ученики, можно назвать это образовательным симбиозом, и я хочу поделиться, какие «параграфы» мной уже пройдены.
Первый урок, который был мной усвоен — быть готовой к любому вопросу и знать, что на него ответить.
Когда я начинала преподавать, то наивно полагала, что неудобные и неожиданные вопросы от учеников — это прерогатива сериалов о школе, как же я ошибалась!
А потом меня озарило! Дети не хотят «вогнать меня в краску», им искренне интересно знать больше о человеке, который взялся их обучать. И, конечно же, они не абстрагированны от внешнего мира, дети смотрят сериалы, сидят в интернете, слушают разговоры взрослых, ведь это так естественно, что у них рождаются вопросы не только о том, как решать логарифмические уравнения. Со временем я научилась отвечать на любой вопрос, который прозвучал в классе, потому что я категорически против игнорирования того, о чем меня спрашивают. Мне кажется, что будет в миллион раз хуже, если использовать фразы-клише: «Обсудим это после урока!», «Это не касается нашего занятия!», «Да как ты себе это позволяешь?». Если вопросбыл озвучен, то, я уверена, на него необходимо ответить, даже если он задан совсем не в тему, всегда есть минута на краткий и тактичный ответ.
Второй урок мне преподал мой ученик, который в июне прошлого года сдал ЕГЭ по биологии на 92 балла.
Он научил меня тому, что мое мнение не единственное верное в этом мире, и я могу ошибаться, хоть я и учитель. Этот урок дался мне значительно проще и безболезненнее, чем предыдущий, мы разбирали олимпиадные задания, один из вопросов был из разряда «на биологическую логику». Ученик был не согласен с тем решением, которое предлагала я, а от его железных доказательств в моей голове жужжала только одна мысль: «Почему я не додумалась до такого пути решения?».
В этот момент и пришло понимание того, что мне, так же, как и им, всю жизнь учиться, наращивать свой опыт и знания, становиться более компетентной с каждым днем, и это классный, увлекательный путь! С тех пор мне не страшно признавать свои ошибки, и я не боюсь соглашаться с мнением детей, абсолютно не считаю это унизительным.
Третий урок был довольно прост, но так необходим! Мои ученики научили меня радоваться мелочам.
Я обучаю подростков, и в самом начале своей работы, мне казалось, что крайне сложно замечать простые вещи, если 80-90 процентов свободного времени проводишь, уткнувшись в экран телефона, как это делают современные школьники. Как же я ошибалась! Они все видят, все замечают, даже значительно больше, чем о них думают взрослые. Например, это мои внимательные ученики обратили внимание на первый снег, а я уже после них. Это они первые начали радоваться тому, что стало светлее на улице, так как скоро весна, а потом уже я, вместе с ними!
В детстве я читала книгу «Поллианна», где маленькая девочка во всем без исключения находила, чему радоваться, а сейчас и я так умею, благодаря своим ученикам!
Урок четвертый — все время быть «в теме».
Этот урок, наверное, больше на перспективу, и я смогу ощутить его в полной мере, когда перестану внешне сливаться со своими учениками. На перерывах, во время экскурсий, после уроков, мы общаемся на различные темы, конечно же, они всегда рассказывают, чем увлекаются, что смотрят, какую слушают музыку, и в силу нашей небольшой разницы в возрасте многие увлечения у нас совпадают.
Меня, естественно, не вводит в ступор фраза: «В субботу я катался на гироскутере, а в воскресенье вместе с друзьми запускал квадрокоптер, а в понедельник на географии рофлил с друзьями». Я сама не прочь прокатиться на гироскутере, кстати!
Но мне всегда казалось, что старшему поколению учителей часто не понятно, что интересно современным детям, а летом, общаясь со своей бывшей классной руководительницей, в дружеской беседе я вдруг поняла, что учитель остается «в теме» всегда, вне зависимости от возраста, если ему интересно то, чем живут его ученики. Так что, я искренне верю, что даже через 30, 40 или 50 лет я буду на одной волне с детьми, которых обучаю. Вот он, простой рецепт вечной молодости!
Пятый урок, который точно должен усвоить каждый учитель: дети — это самая честная в мире аудитория, и они прекрасно видят неискренность.
Прежде чем я начала преподавать, за моими плечами был достаточной большой опыт публичных выступлений перед взрослой аудиторией. Но, как оказалось, существует огромная разница между тактичными взрослыми и прямолинейными школьниками.
Например, если я не идеально знаю текст своей научной работы и выступаю с ней перед профессорами, то они все равно будут слушать или делать вид, что внимательно слушают, думая о приближающемся обеде, поглядывая на часы и шепотом переговариваясь между собой. Они взрослые воспитанные люди, которые привыкли контролировать свои эмоции и быть тактичными. Но, если же я, не подготовившись к уроку, приду в класс к своим ученикам и начну рассказывать тему урока неинтересно и сухо, при этом запинаясь через слово, то они будут делать что угодно, только ни слушать меня. И это их честная и объективная реакция!
Учитель может стать наставником только в том случае, если его уважают и доверяют ему, а как можно верить человеку, который сам не уверен в том, что говорит? Быть искренним, не пытаться казаться, быть собой — это одни из важнейших, на мой взгляд, качеств для педагога, а честность детской аудитории помогает их развить.
Давно прошли те времена, когда за невыполненное домашнее задание могли поставить в угол или, того хуже, наказать физически, и образ учителя существенно изменился за несколько столетий. Педагог сегодня — это прежде всего наставник, а не надзиратель. Мне нравится, что процесс обучения — это сотрудничество, я даю ученикам знания, помогаю подготовиться к экзаменам и олимпиадам, а они учат меня не быть «скучным взрослым» и не переставать удивляться простым вещам, быть внимательным и с оптимизмом смотреть на жизнь.
Помните замечательную сказку Экзюпери «Маленький принц»? Там была фраза: «Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею». Знаете, учитель, который действительно любит свою работу, ежедневно постигает тонкое искусство «видеть барашков» и успешно справляется с этой задачей. И как после этого можно не любить свою работу?
Преподаватель биологии Мария Зайцева
«Век живи – век учись или чему мы можем научиться у своих учеников»
«Учитель лишь до тех пор остается учителем,
пока сам учится. Как только он перестает
учиться, он перестает быть учителем»
Профессия педагога одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят от компетентности учителя, его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя…
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.
Наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешным и интересным для своих учеников. И тогда ученики начинают воспринимать такого учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Да и учителю самому нужно быть немножко ребенком, чтобы чувствовать., чем именно он может заинтересовать детей, что им близко и понятно.
Что значит для меня быть учителем? Не возможность учить чему-то детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, любить их. Да, для меня «учитель» не профессия, не работа. Быть учителем – это и значит жить.
Таким образом, я не работаю учителем, я живу им. Живу для детей. Моя цель – научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединенный с его добротой, есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.
Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. «Век живи, век учись» – это старая поговорка как никогда актуальна. Сегодня ее надо понимать в прямом смысле. И нам, педагогам, нужно учиться быть современными. Учителем быть прекрасно, почетно, но при условии, если педагог может создавать такую жизнь, в которой будет комфортно всем участникам учебного процесса.
Учитель- это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое.
Учитель не боится трудностей. Учить и учиться для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради… И это только малая доля того, что делает учитель. Но в этом весь смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей.
Наша профессия сродни актерскому мастерству, ведь актер каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так учитель каждый свой урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень не просто. Ты не только должен красиво и в полном объеме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребенок в твоем классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новое. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же, только учась.
Еще в первой половине XIX века К.Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет знаний. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. Такие учителя надолго остаются в памяти и в сердце учеников. И дети даже через много лет помнят своих учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, тепло и заботу, поддержку и вдохновение.
Мы учимся все отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужен своей стране, своей школе, своим любимым детям.
Чему научила школа?
Этот вопрос был в анкете, которую распространили среди своих выпускников учителя школы №121, отмечающей полувековой юбилей. Вот какие ответы они получили:
Уважать свою историю! Научила преодолевать трудности. И, вообще, я благодарен своей школе за все, что она для меня сделала (Евгений Никифоров, выпуск 2005 г.).
Самостоятельности, ответственности, отзывчивости (Дарья Куграшова, выпуск 2005 г.).
Школа научила творческому подходу к жизни, самоотдаче в работе (Анна Барон, выпуск 2005 г.).
Научила не только думать, но и воплощать желаемое, руководствуясь принципом: «Если ты чего-то очень сильно хочешь в жизни и у тебя не получается, значит, ты мало хотел!» (Лидия Агдаулетова (Горбачева), выпуск 1993 г.).
Дружить, мечтать, общаться, помогать друг другу, помнить только хорошее! (Дарья Детинова, выпуск 2005 г.).
Научила быть ответственной, трудолюбивой и честной (Анна Богомолова, выпуск 2005 г.).
Она дала базовые знания во всем. У нас были замечательные учителя (Мария Сорокина, выпуск 2005 г.).
Школа учит жизни, оттачивает характер (Мария Щербак, выпуск 2006 г.).
Научила не школа, научили учителя – многому, а главное, думать и искать (Екатерина Панфилова, выпуск 2001 г.).
Учителя научили, школа воспитала (Евгений Заварзин, выпуск 2001 г.).
Школа научила меня думать, мечтать и не бояться высказывать свое мнение. Говорю спасибо всем, кто помог мне (Даниил Ситников, выпуск 1998 г.).
Дала основы алгебры, неорганической химии, грамматики английского языка, необходимые познания в географии, что-то еще и, самое главное, научила критическому подходу к самому себе (Андрей Фатеев, выпуск 1998 г.).
В первую очередь, умению общаться, находить подходы к другим людям. Учителя давали нам гораздо больше, чем просто знания. Школа научила… Назовем это социумным подходом к жизни, т.е. быть социативными людьми (Павел Викторов, выпуск 1995 г.).
Школа научила меня многому. Она позволила войти во взрослую жизнь, подготовив к ней, дала знания в разных науках, которые рано или поздно пригодятся. Даже сейчас я не могу с ней расстаться, поскольку учусь в Советском отделении СГГА, которое расположилось в стенах моей школы. Здесь прошло мое детство и юность. Память о том времени всегда останется в душе (Сергей Попов, выпуск 2005 г.).