Чему и как учились при петре 1
Вики-статья Чему и как учились при Петре I
Содержание
Автор статьи [ править ]
Михайлова Светлана Александровна
Цель работы [ править ]
Расширить знания об истории русского образования.
План работы [ править ]
Чему и как учились при Петре I [ править ]
Обучение дворян [ править ]
Петр I хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. Поэтому царь издал указ, по которому дворяне были обязаны учиться. Многих молодых людей посылал учиться за границу. Когда они возвращались, Петр I лично их экзаменовал. Дворяне, побывавшие за границей, перенимали некоторые европейские обычаи, моду. Царь их всячески поощрял. Дворянам предписывалось одеваться на европейский манер. Именно при Петре I на столах у богатых людей появился картофель, ранее неизвестный русским людям.
Открытие цифирных школ [ править ]
В первой четверти XVIII века создаётся государственная сеть образовательных и специальных училищ. Открылись так называемые цифирные школы, где давались элементарные знания грамоты и счёта. Конечно, возникало много трудностей: классы были переполнены, не хватало учебников и тетрадей, слишком мало грамотных учителей. Часто учителями становились бывшие солдаты, дьячки, а то и простые крестьяне, научившиеся читать. В гарнизонных школах обучали детей солдат. Свои училища имело морское ведомство.
Сеть образовательных и специальных училищ [ править ]
К 1701 году относится открытие в Москве школы математических и навигационных наук с более сложной программой, помимо математики, черчение, астрономию и другие предметы. Занятия продолжались весь день, дисциплина была жесткой. Выпускников школы нередко отправляли в качестве преподавателей в другие училища. Навигацкие школы открыли в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани. Возникают артиллерийские и инженерные школы. Горные училища появились на Урале.
В 1715 году часть классов перевели в Петербург, на их основе возникла Морская академия.
Выводы [ править ]
Россия при Петре I сделала большой шаг вперёд. Стало больше образованных людей. Возникли школы, училища, Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр. Во главе армии встали образованные генералы и офицеры.
Ресурсы [ править ]
Энциклопедия Н. И. Костомаров «Русская история», г. Москва, издательство ЭКСМО, 2009 г.
Конспект урока «Чему учились при Петре 1
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Конспект пробного урока окружающего мира
по теме: «Чему и как учились при Петре 1?»
студентка группы 4 «Б»
________ Азиева Р.А.
Учитель начальных классов:
__________ Жиляева С.В.
__________ Ванюшина Е.Е.
Оценка за урок:_____________
Тема урока: «Чему и как учились в России при Петре 1?»
Цель: формировать представления детей об особенностях образования в России при Петре I.
Образовательная: объяснить, что и как изменилось в системе образования России при Петре 1; рассказать, какие учебные заведения были открыты, кого они готовили; познакомить с деятельностью М.В. Ломоносова.
Воспитательная: воспитывать интерес к учебе, расширять кругозор детей, поощрять любознательность
Развивающая: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи, внимания
Оборудование: презентация, конспект урока, учебник по окружающему миру, тексты для анализа с вопросами.
Тип урока : открытие новых знаний
уметь находить в тексте исторический материал;
2.-анализировать данную информацию, выбирать нужную, заполнять таблицу самостоятельно;
3. устанавливать зависимость между историческим прошлым нашей страны и ее настоящим.
уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы; какой?
уметь осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном;
умение устанавливать связи и зависимости, высказывать предположения.
проявлять познавательный интерес, осуществлять личностный моральный выбор, положительное отношение к школе, одноклассникам.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы хорошо учиться.
-Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, а зовут меня Роза Айдарбековна.
-Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте новых открытий на нашем уроке.
— А теперь сядьте правильно и давайте начнем наш урок.
— Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Проверяют готовность к уроку, садятся на свои места.
Проверяют наличие учебника и пенала
Активизация мыслительной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания
-Ребята, давайте вспомним предыдущий урок. Чему он был посвящён?
-У Вас на партах лежат листочки с тестами. Сейчас узнаем, как вы хорошо освоили данную тему.
-Вам нужно будет выполнить тест, который лежит на парте.
Правильный ответ только один. Правильный ответ отмечаем кружком. Не забудьте подписать свои работы.
-На выполнение работы дается 5 минут.
-Итак, давайте начнем.
Тест по теме «О первых школах и книгах»
1. В каком веке были открыты первые школы на Руси?
А) в 9 веке
Б) в 10 веке
В) в 11 веке
2. С именем какого князя связано открытие первых школ?
А) Игорь
Б) Святослав
В) Владимир
3. Кто были учителями в школах на Руси?
А) Священники
Б) ремесленники
В) купцы
4. Кто имел право учиться в первых школах?
А) крестьянские дети
Б) боярские дети
В) дети ремесленников
5. Самый популярный материал для письма на Руси?
А) пергамент
Б) береста
В) глиняная табличка
6. Как назывался первый школьный учебник?
А) Арифметика
Б) Кириллица
В) Азбука
-А теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте.
Возьмите в руки карандаш и проверьте ответы.
-Правильные ответы помечайте плюсом, неправильные ответы зачеркивайте. Посмотрите, когда ставится 5, когда 4, когда 3, когда 2.
(критерии и ответы на слайде)
-Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3-4 ошибки.
-Хорошо, листочки передайте на 1 парту, чтобы учитель посмотрел ваши работы.
— изучали тему «о первых книгах и школах»
берут листочек и ручку
обмениваются листочками с соседом по парте.
проверяют ответы и оценивают работы
общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Подготовка учащихся к работе над новым материалом
— Итак, ребята, вы узнали, каким было образование в России до 17 века.
18 век считается эпохой просвещения и преобразований. А связано это с именем самого известного царя, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее в одну из великих держав всего мира.
-Давайте посмотрим небольшой видеофильм об этом НЕ надо здесь показывать ролик, слишком рано. В конце урока
-Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке:
То академик, то герой,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Формулирование темы урока, постановка цели.
-Как вы думаете, кто это?
-Почему вы так решили?
-Да, мы будем говорить о царе Петре 1.
-Как вы думаете, какова наша тема урока?
-Тема нашего урока звучит так «Чему и как учились при Петре 1»
( Слайд с темой урока)
-Как думаете, какова цель урока?
-Что вы знаете о Петре 1?
-Слышали ли вы где-нибудь про него?
-Давайте рассмотрим портрет Петра 1.
Современники и историки отмечают, что Петр I отличался высоким ростом, более двух метров, прекрасными, живыми чертами лица и благородной осанкой. Несмотря на грозные габариты, царя всё же нельзя было назвать богатырём – 39 размер обуви и 48 размер одежды.
В лице его был постоянный тик, и он вечно „кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. Действительно, царь был неуравновешен, легко выходил из себя, а то, что лицо его при этом дергалось, возможно, являлось следствием пережитого в детстве потрясения от стрелецкого бунта.
Петр действовал решительно, напористо, энергично, хотя временами конвульсивно и даже суетливо. В нем сочетались потрясающее трудолюбие и неуемная жажда развлечений. Петр испытывал непреодолимое влечение к знаниям. Его любознательность и живой ум позволили ему составить представление о самых разных областях науки, освоить многие ремесла.
Роль Петра I в истории России сложно переоценить. Его считают великим реформатором, преобразователем. Результатом его работы стала новая форма правления – абсолютная монархия и создание дворянско-чиновничьего аппарата, которые кардинально изменили течение русской истории.
В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни.
-Хорошо! Сегодня мы с вами более подробно узнаем о Петре 1 и как при нем учились.
-узнать, чему и как учили при Петре 1
-он царь, проводил реформы
умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении.
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.
Что проходили в русской школе времен Петра I
XVIII век не зря назван веком Просвещения: именно в этом столетии в Российском государстве начала формироваться система народного образования и появилась светская школа.
Активная политика Петра I, его живое участие во всех сферах жизни требовали подготовки квалифицированных и образованных специалистов. Конечно, школы были открыты преимущественно для юных дворян — главного, привилегированного российского сословия.
Какие же предметы составляли программу обучения различных учебных заведений и почему были выбраны именно они?
1 Математика
Царица наук была, пожалуй, основным предметом петровского времени. В «цифирных школах» изучали, конечно, не только простейшую арифметику, но и более серьезные геометрию и тригонометрию.
Император справедливо считал, что юношам (а допускались только они) математика поможет как в экономическом деле, так и на военном и научном поприще.
Да и человеку, который должен разбираться в строительстве или промышленности, без этой точной науки — никуда.
2 Грамота
Юноша, умеющий считать, но не умеющий читать и писать, просто не мог быть выпускником школы петровского времени! Грамота изучалась еще в подготовительных классах, чтобы ученик, уже освоивший ее, мог шагнуть на следующие ступени познания наук и премудростей.
В начале века был введен гражданский шрифт, более понятный и легкий в написании, что помогло быстрее и проще обучать будущих специалистов.
3 Навигация и морское дело
Каждый человек, более или менее знакомый с русской историей, знает, что Петр I уделял особое внимание развитию флота и сам досконально знал строение различных судов, разбирался в инженерском деле и навигации.
Неслучайно в первом году XVIII столетия в Москве открылась Школа математических и навигацких наук.
Ее учениками стали мальчики от 12 лет — конечно, по большей части дворянского происхождения. Были и разночинцы; крестьянским же детям путь к «храму знаний», увы, был заказан. Ученики не только корпели на лавках и скамьях: будущие навигаторы проходили практику на кораблях почти три четверти года — с февраля по октябрь.
4 Астрономия
Не любопытства ради в школьное образование была введена астрономия. Правда, и она имела морской уклон и сугубо практическую направленность.
Ученый Генри Фарварсон, призванный Петром в Россию из Абердинского университета, составил пособия по астрономии и карты звездного неба, которые призваны были помочь мореплавателям.
Именно Фарварсон был руководителем тех русских юношей, которые становились гардемаринами (гард-де-маринами).
5 География
Эта естественная наука также играла особую роль в русской школе XVIII века. Конечно, ее роль не сводилась к механическому заучиванию заморских стран и городов, рек и морей.
География, в ряду других, была поистине государственной наукой: Петру требовались подготовленные люди, которые открыли бы для империи новые земли.
Не зря и в первой трети XVIII столетия, и позже особое значение придавали экспедициям. Например, император стал инициатором Первой Камчатской экспедиции, которая не только должна была «закрасить белые пятна» на карте государства, но и найти северо-восточные пути в Китай и Индию. Также участники экспедиций искали — и успешно — полезные ископаемые: серебро, уголь, графит.
6 Геодезия
«Сестра» географии, геодезия тоже была почитаема императором. Были необходимы толковые юноши и мужчины, занимающиеся точными измерениями.
Кто, как не образованные геодезисты, мог ответить на вопрос Петра, сходится ли Азия с Америкой?
О многом скажут факты: именно в XVIII веке географическая карта сменила древнерусские чертежи. В 1713 году увидел свет первый русский атлас. Он был издан в Гражданской типографии, открывшейся незадолго до того, в 1705 году. Начало первых инструментальных съемок в России пришлось на 1715 год.
7 Фехтование
В программе нашлось место и спортивной дисциплине — фехтованию. Можно предположить, что император, ориентировавшийся на европейские веяния, не мог устоять перед развитием этого довольно опасного, но притягательного занятия.
Из потехи и придворной забавы фехтование превратилось в серьезный предмет.
Педагогами, как нетрудно догадаться, были иностранцы. За успехи в «рапирной науке» юношам добавляли жалование. В Школе математических и навигационных наук фехтованию был отведен целый отдельный зал.
Нельзя сказать, что петровские учебные заведения были похожи на нынешние школы. Ни о каком всеобщем образовании речи не шло: счастливцами, которым выпала честь грызть гранит науки, были немногие. Школа имела явную практическую профессиональную направленность, но образование не было закостенелым: Петр поощрял появление новых трактатов, учебников, пособий, которые еще эффективнее бы помогали будущим специалистам.
Презентация по окружающему миру по теме»Первые школы России. Чему и как учились в России при Петре I»
Описание презентации по отдельным слайдам:
О первых школах и книгах. Чему и как учились в России при Петре Презентацию подготовила уч. начальных классов Подзолкина Е.В.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-252632
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чему и как учились в России при Петре I?
Цель урока: сформировать на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством поиска и сбора информации (в справочной литературе), обработки информации, решения проблемных задач и обсуждения проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста.
Просмотр содержимого документа
«Особенно государь заботился о просвещении»
А это гражданская азбука с исправлениями Петра Первого от 1710 года. Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут ему пользы, если в России не будет образованных людей. По велению царя в Москве, Петербурге и других городах были открыты училища. Он обязал дворян привозить детей для учебы в Петербург или Москву. Неграмотный дворянин не мог поступить на службу и терял права дворянства.
Просмотр содержимого документа
«При Петре открылись навигационные»
При Петре открылись навигационные, артиллерийские, инженерные школы. В крупных городах появились «цифирные» школы, в которых обучали математике. Эти школы стали основой распространения образования в России. Царь издал указ, запрещающий молодому человеку жениться, пока у него не будет свидетельства об окончании школы. Стране требовались специалисты, хорошо знающие своё дело. Слово «учиться» стало очень популярным. Пётр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Пётр I в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 году ему было присвоено звание почётного члена французской Академии наук. Задумал Пётр создать и Российскую академию. В 1724 году он подписал указ о её основании Пётр I открыл первую публичную библиотеку. В ней было 11000 книг.
Просмотр содержимого документа
«Прогноз погоды»
22 марта 2014 года
22 марта 2015 года
22 марта 2016 года
1) В 2016 году температура воздуха не поднимется выше 4 °С.
2) Ночью 2014 года были осадки.
3Днём 2015 года влажность составляла 85%.
4) В течение трёх лет 22 марта днём было без осадков
5) В течении трёх лет атмосферное давление не поднималось выше 742 мм
6)В 2015 году 22 марта ночью скорость ветра была 4м/с
Просмотр содержимого документа
«Чему и как учились при Петре 1»
Тема «Чему и как учились в России при Петре I»
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством поиска и сбора информации ( в справочной литературе), обработки информации, решения проблемных задач и обсуждения проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста.
Цель урока: формировать знания об особенностях образования в России при Петре I.
-создать условия для развития интереса к истории русского народа;
— расширить исторические представления учащихся о родной стране и крае;
Планируемые результаты (предметные):
— уметь находить в тексте исторический материал;
— анализировать данную информацию, выбирать нужную, заполнять таблицу самостоятельно;
— устанавливать зависимость между историческим прошлым нашей страны и ее настоящим.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы; уметь осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; формировать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах; развивать речь.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; умение устанавливать связи и зависимости, высказывать предположения.
Личностные: проявлять познавательный интерес, осуществлять личностный моральный выбор, положительное отношение к школе, одноклассникам.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Форма урока: исследование
Основное содержание урока: развитие образования при Петре I, его реформы в образовании, связь образования 18 века с современным.
учебник «Окружающий мир»-4 класс, авторы: Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова(Начальная школа XXIвека. М.Вентана-Граф, 2013г),
тексты для анализа с вопросами;
Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на рабочий лад и начнем наш урок!
II. Актуализация знаний учащихся
Путешествие по карте мира
Работа по таблице: Прогноз синоптиков
Учитель: Вспомним предыдущий урок. Чему он был посвящён? (образованию на Руси до 17 века)
Перед вами на экране тесты, на которые вы должны ответить, а ответы вписать в свои рабочие листы (на столах)– 3 мин. Слайд
Тест для проверки домашнего задания
1. В каком веке были открыты первые школы на Руси?
2. С именем какого князя связано открытие первых школ?
3. Кто были учителями в школах на Руси?
4. Кто имел право учиться в первых школах?
А) крестьянские дети
В) дети ремесленников
5. Самый популярный материал для письма на Руси?
В) на глиняная табличка
6. Как назывался первый школьный учебник?
7. Сколько букв было в древнерусском алфавите?
8. Кого называют первопечатником на Руси?
«2» более четырех ошибок
III. Подготовка учащихся к работе над новым материалом.
Учитель: Итак, мы с вами узнали, каким было образование в России до 17 века.
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей) Изменилось ли образование или осталось на прежнем уровне?
Что б уточнить тему нашего урока, мне бы хотелось дать вам маленькую подсказку. Определите, о ком идет речь?
Учитель: Вы правы, речь идет о Петре I. Учитель: Глядя на портрет, вспомните, в каком веке правил Петр? Верно, в 18.
Что вы можете рассказать о Петре1?
Презентация (Бабина Дениса)
Тема урока Чему и как учились в России при Петре I. Слайд
Учитель: Говоря об образовании при Петре I, какие вопросы мы можем затронуть на уроке? (ответы детей) Мы будем о школах при Петре I, о предметах, которые изучали в те времена. Узнав о школах при Петре, с какими школами мы их можем сравнить? Верно, сравним сегодняшние школы с петровскими, а образование 18 века с сегодняшним образованием. Урок наш сегодня будет построен в форме исследования, а мы с вами будем в роли исследователей. Знаете, кто такие исследователи? (ответы детей.)
IV.Изучение нового материала
Учитель: Перед вами Информационная папка урока, где пошагово показано, что вы должны делать для изучения образования в 18 веке, внимательно все посмотрите. Вы будете анализировать тексты, документы. На исследования я вам даю 10 минут. Не забывайте, что вы работаете группой, т.е. каждый участвует в работе. Сразу определите, кто будет представлять результаты работы группы. Результатом нашей работы станет сравнительная таблица. Приступайте к работе (дети работают, учитель направляет работу, корректирует)
Учитель: Молодцы, кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает! Первым, кто отправлял учиться за границу, был Борис Годунов, но из-за ситуации в стране (Смута), студенты не вернулись в Россию! А вот петровские ученики вернулись все! Итак, Приступим. Слово группе
Молодцы, вы справились с заданием! А теперь давайте попытаемся наши исследования оформить в таблицу! Предлагаемый вариант заполненной таблицы может быть таким: